Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Гражданско-патриотическое воспитание

Формы и методы воспитательной работы, формирующие рост ценностей по гражданско-патриотическому воспитанию

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых являетсягражданско-патриотическое воспитание. Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы. Перед учреждением образования стоят следующие цели и задачи.

Цель : прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.

Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

Задачи:

изучение истории своего края;

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:

Формы:

· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений

· поисково-исследовательская работа

· акции

· инсценировки

· уроки мужества

Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.

Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников,

как основное направление идеологической работы

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.

Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, и тогда вступление в ряды БРПО и БРСМ, будет происходить по инициативе самих ребят.

Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех районных и общешкольных мероприятиях, различных акциях.

Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.

Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню призывника, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы и Дню независимости.

В рамках годового планирования по формированию у учеников гражданско-патриотических чувств проводятся такие мероприятия, как урок «Я – минчанин», школьный конкурс “Мой родны кут, як ты мне мілы”, уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ; организация выставок детского творчества.

В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотической воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.

Гражданско-патриотическое воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей многонациональной Беларуси. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.

Задачи воспитания юных граждан Республики Беларусь значительно расширились. Акценты переместились в область гражданско-патриотического и идейно-нравственного воспитания. Таким образом, воспитание гражданина и патриота находится в центре формирования воспитательного пространства учебного заведения.

Воспитательная работа по гражданско-патриотическому направлению будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО.

Человек лишенный патриотических чувств является чужаком в своем Отечестве. Активно-деятельная форма проявления патриотизма - это конкретная деятельность на благо Отечества, служение интересам народа. Патриотическая деятельность разнообразна в своих проявлениях: защита Отечества; умение ставить интересы Отечества выше частных интересов; готовность прийти стране на помощь; добросовестный труд; служение Родине. Патриотизм сегодня выступает в качестве духовной основы по возрождению Беларуси.

Работа классного руководителя

в гражданско-патриотическом воспитании

Формированию у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения БРПО и ОО «БРСМ».

Молодёжные организации сегодня должны быть пронизаны духом настоящего содружества детей и взрослых. Мы должны помочь стать нашим ребятам настоящими организаторами “новых интересных и полезных дел”. Если мы выработаем чёткую систему работы наших первичных организаций, научим наших ребят дружить и дорожить дружбой, быть добрыми, честными, не бояться трудностей, смело идти вперёд, протянуть вовремя руку помощи человеку, родной природе, Отечеству, то сможем решить главную задачу - помочь стать достойными гражданами своей страны. В противном случае мы не сможем противостоять попыткам некоторых взрослых использовать имя пионера, как что-то прошлое и давно забытое.

Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию.

Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил РБ, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.

Говоря о взаимодействии педагога-организатора с классными руководителями и детскими классными коллективами важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:

Сохранение школьных традиций: приглашение ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи.

Развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий.

Поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло.

Участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.

При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят, не забывая о том, что каждый класс это уже отряд октябрят, пионеров или же ячейка членов БРСМ.

Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Все мероприятия мы проводим в игровой форме, в форме конкурсов, брейн-рингов, КВН-ов. По окончании мероприятий ребята выпускают газеты, коллажи и т.д.

Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.

Роль сохранения традиций в гражданско-патриотическом воспитании

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.

Уже в детском саду дети через фольклор и живопись знакомятся с жизнью и историей своего народа. В белорусском фольклоре сочетается слово, музыкальный ритм напевность. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность. Танцевальные игры, хороводы, праздничные гулянья предоставляют огромное поле для деятельности в этом направлении.

В фольклоре собраны вся жизнь и история белорусского народа, обычаи и обряды наших предков, которые сегодня могут широко использоваться в жизни. С помощью традиционных фольклорных танцев дети приобщаются к культуре своего народа. Элементы фольклора используются на уроках хореографии. Во внеурочное время ребята посещают спектакли, концерты, выступления фольклорных коллективов. На примере народных обычаев и обрядов наших предков на уроках хореографии мы показываем насколько важна роль фольклора в воспитании нынешнего поколения. Чтобы вырастить достойных людей, необходимо воспитывать их патриотами, для того чтобы воспитать патриотичность в современных детях, нужно с детства рассказывать о прошлом, об истории нашего края. Народ, забывший свой язык, историю и обычаи, исчезнет без следа. Фольклор на уроках хореографии является важнейшим способом не допустить

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе планирование и организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, информационных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.

В настоящее время ведется поиск новых технологий создания благоприятных условий для социализации учащихся, воспитания гражданских и патриотических чувств.

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и , стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом
  3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  4. Расширение знаний ребенка о городах России
  5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  6. Формирование у ребенка базовых представлений
  7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном
  8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов
  9. Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания


Формы патриотического воспитания


Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

  1. Репродукции картин
  2. Методическая литература
  3. Наглядные и дидактические пособия
  4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус
  8. Художественная литература
  9. Государственная символика

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».

  1. Необходимо воспитывать в ребенке бережное отношение к окружающим вещам, игрушкам и книгам, объяснять ему, что в каждую из этих вещей вложен труд человека. Формируйте , ходите с ребенком в библиотеку, показывайте ему, как хранятся книги в библиотеке, и учите ею пользоваться.
  2. Организовывайте экскурсии к памятникам, рассказывайте ребенку все о том, что вы знаете, об истории этих монументов (можно и даже нужно подготовиться заранее, если информации у вас не хватает). Вы увидите, ребенок заинтересуется. Также можно совершать «путешествия» по всей стране при помощи иллюстраций, красочной карты или глобуса.
  3. Предложите ребенку построить дом, используя игрушечный строительный материал, а затем поиграйте с ним в «новоселье», разместите в доме «жильцов», ими могут стать любые игрушки, куклы, мишки и зайчики. Проверьте, удобен ли домик для жилья, прочно ли он построен, достаточно ли в нем уютно.
  4. Воспитывайте уважение к хлебу. Расскажите ребенку, как выращивают хлеб, сколько в этот процесс вложено сил и труда. Понаблюдайте, как хлеб привозят, как его разгружают. Купите свежий, еще горячий хлеб вместе с ребенком, насладитесь его ароматом и вкусом – или испеките сами. Объясните ребенку, что хлеб нельзя выбрасывать, можно сушить из него сухарики или отдавать птичкам.
  5. Рассказывайте ребенку о своей работе, о том, какую пользу она приносит, что вы любите в ней. Ребенок должен иметь представление о том, кем и как трудятся его родители. Конечно, хорошо, если ваша работа доставляет вам радость, тогда ребенок будет видеть и чувствовать это.
  6. Когда возвращаетесь из детского сада, поиграйте со своей крохой в игру «Кто заметит больше интересного?» Эта увлекательная игра не только интересна, но и развивает наблюдательность, формирует представление об окружающем мире. Дома можно продолжить игру, предложив малышу нарисовать то, что ему больше всего понравилось на прогулке.
  7. Помните, что любовь к большой Родине начинается с любви к природе родного края. Природа воспитывает в человеке отзывчивость и чуткость. Старайтесь как можно больше времени проводить на природе, зимой катайтесь на лыжах, летом – на велосипеде, или гуляйте пешком, выезжайте в лес, любуйтесь его красотой, наслаждайтесь пением птиц и журчанием ручьев. Приучайте ребенка охранять и беречь природу.
  1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
  2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
  3. Организация посильного , посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
  4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.

  1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
  2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
  3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
  4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
  5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
  6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
  7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
  8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.

В заключение

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура . Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.

Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав человека и его свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, её социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами средней общеобразовательной школы сегодня. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Гражданское образование - новое направление образовательной политики России. Как правило, - это система знаний интегративного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формировании духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека, современного школьника. Таким образом, гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, патриотическое, правовое и нравственное образование, реализуемое через учебные курсы, а особенно внеклассную работу. Такое образование должно способствовать формированию у учащихся системы гражданских ценностей, развивать критичность их мышления и широту кругозора, способствовать тому, чтобы воспитанники признавали равноправие и равноценность различных точек зрения, были способны защищать своё Отечество и принимать ответственность за свои слова и поступки.

Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определёнными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и так далее), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), привить такие ценности как: уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу, а также желанием участвовать в общественно политической жизни. Эффективность гражданского воспитания учащихся определяется готовностью и подготовленностью ребят к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Патриотическое воспитание учащихся в школе - также, является одним из главных составляющих воспитательного процесса образовательного учреждения. Государственная политика сегодня, по данному направлению, расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня

Правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", разработанная в соответствии с предложениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, творческих союзов, религиозных конфессий. Таким образом, этот важный документ был создан огромным коллективом единомышленников, которых, данная проблема касается и должна касаться первостепенно! Сегодня, данная программа призвана неким образом способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Патриотическое воспитание - это формирование у граждан, наших ребят, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание, безусловно, направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Следовательно, важнейшая цель гражданско-патриотического воспитания - учить миру. А это значит:

1) помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету - к лучшему;

2) вовлекать детей и подростков в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;

3) поддерживать молодых и старых в их работе для лучшей жизни всех: близких, более широкого круга людей, человечества в целом, природы;

4) помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;

5) помочь молодым и старым видеть угрозу добру, а затем каждому человеку, группе - научиться содействовать необходимым переменам.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, к службе в вооружённых силах. Эти задачи решаются совместными усилиями дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи и других общественных организаций. Сегодня воспитательная работа организуется и проводится на единой основе с учётом профиля образовательного учреждения, назначения и воспитательных возможностей каждого учебного заведения, возрастных особенностей, реального уровня воспитанности, интересов и запросов детей и подростков, и, безусловно, тесной взаимосвязи военно-патриотических и других мероприятий с учебно-воспитательным процессом и оборонно-массовой работой. Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья, тесно сотрудничая с образовательным учреждением, обогащает все эти элементы воспитания. Родители, педагоги, специалисты военного дела, активисты оборонно-массовой работы - своими советами и непосредственным участием в педагогическом процессе способствуют воспитанию молодого человека патриотом и защитником Отечества. Приоритетным направлением и составной частью образовательного процесса сегодня становится национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждать чувство гордости за свой народ. А гордиться можно лишь тем, что хорошо знаешь, чему сопричастен:

Муниципальное образовательное учреждение - средняя школа № 12 города Альметьевск РТ ведёт свою образовательную деятельность с 1961 года. Педагогический коллектив нашей школы активно содействует реализации программы гражданско-патриотического воспитания: это и творческие отчёты ТОСМС; смотры художественной самодеятельности, где наша школа вновь будет представлять программу "65 лет победы в Великой Отечественной войне".

В фойе школы оформлены стенды по гражданско-патриотическому воспитанию, посвящённые героям Великой Отечественной войны "Они сражались за Родину", в котором периодически обновляется информация, раскрывающая новые страницы страшной войны 1941 - 1945 годов, и стенд, посвящённый воинам - интернационалистам: воинам войны в Афганистане и Чечне "Помним всех поимённо":

В память о погибших, наша школа в 1996 году ввела традицию: в рамках гражданско-патриотического воспитания детей и подростков организовала фестиваль солдатской афганской песни имени воина-афганца нашего города Андрея Чуйкова, трагически погибшего уже в мирное время. Разработав положение, фестиваль начал жить, расти, и в феврале 2009 года состоялся XII фестиваль афганской песни. Андрей всегда мечтал о создании фестиваля солдатской афганской песни в своём родном городе - городе Альметьевск, и мы осуществили его мечту. На мой взгляд, результатом нашей внеклассной работы, деятельности по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию подрастающего поколения и стал этот фестиваль! Ежегодно на вечер приглашаются воины-афганцы, родители погибших сыновей, представители военно-патриотических клубов, администрация, коллектив школы, родители учащихся, средства массовой информации (корреспонденты городских газет и городская телекомпания "Луч"). Юбилейный X фестиваль солдатской афганской песни, который мы провели в 2007 году, был построен из лучших песен предыдущих девяти лет. Песен, которые занимали только призовые места. Каждая спетая песня была пронизана теплотой, добром и уважением к своим землякам. Сегодня фестиваль солдатской афганской песни стал для нашей школы уже традицией. За 12 лет фестиваля имени Андрея Чуйкова нашими учащимися было исполнено более двухсот двадцати песен. Никому не секрет: афганская война унесла жизни 213 ребят из нашей республики. И таким добрым делом мы посвятили каждому погибшему - песню. Фестиваль получил хорошую поддержку Общества Воинов Войны в Афганистане, военно-патриотического клуба "Память", с которыми мы сотрудничаем уже более 10 лет, и итогом совместной, плодотворной работы явилось уже XII фестивалей афганской песни имени Андрея Чуйкова. Результатом сплочённой работы объединения "Память" со многими учреждениями, - стало её 15-летие - в декабре 2007 года.

Афганская и Чеченская война будет ещё долго тревожить сердца. Фестиваль солдатской афганской песни имени Андрея Чуйкова шагнул во второе десятилетие. Проводя подобные фестивали и впредь, мы хотим навсегда увековечить имена ребят, которые не вернулись с той войны, и придать силы тем, кому суждено рассказывать о ней в этой жизни! Альметьевский муниципальный район потерял в тех войнах 23 солдата, многим, из которых не было и двадцати:

В 2007 году мы создали и закрепили за нашими учениками еще одну традицию: Мы взяли на себя большую честь и ответственность - ухаживать за местами захоронения воинов-афганцев, у которых в нашем городе нет родственников. Это могилы Логунова Вячеслава Алексеевича и Демидова Евгения Васильевича.

Ежегодно, 15 февраля учащиеся 7-11 классов принимают участие в митинге, посвящённом годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из республики Афганистан, который проходит возле памятника воинам Афганцам. Ребятами исполняются песни, читаются стихи: 2009 год - знаменателен 20-ой годовщиной вывода советских войск из республики Афганистан. В городе открыт новый памятник воинам афганской и чеченской войны. На мраморной доске обелиска выбиты имена и фамилии 23 погибших ребят из Альметьевского района и города Альметьевск.

Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к 65-ой годовщине снятия блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Были встречи с ветеранами, блокадниками, тружениками тыла. Все это, безусловно, воспитывает наших ребят: учит добру, милосердию, состраданию к ближнему.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется, прежде всего, деловым сотрудничеством всех взрослых, учреждений и организаций, участвующих в воспитательном процессе, то есть взаимодействием школьной и внешкольной воспитательных сред для нравственного и гражданского формирования личности. Общеобразовательное учреждение продолжает взаимодействовать с клубом "Мускул" при межшкольном учебном методическом центре по основам военной службы, с которыми мы систематически проводим военно-спортивную игру "Зарница". Совместно с МУМЦ по ОВС, в мае 2007 на базе СОШ № 12 был проведён V фестиваль инсценированной военно-патриотической песни среди учащихся средних общеобразовательных школ Альметьевского муниципального района. Коллектив нашей школы представил инсценировку песни "Саласпилс" и стал победителем в номинации "Лучшее сценическое воплощение".

В условиях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания юных граждан, формирования у них гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к историческому прошлому России и Татарстана, бережного отношения к традициям своего народа, обращение к государственной символике является особенно важным. Активное воспитательное влияние государственной символики обусловливает её особую роль в системе символов. Способность государственной символики влиять на сознание человека посредством художественного образа, передавать заключённое в ней обобщённое содержание в доступной и яркой, привлекательной для учащихся форме, создаёт особые возможности использования обращения к гербу, флагу и гимну страны и республики в воспитании школьников. Нравственные, политические идеи, выраженные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном включении в учебно-воспитательный процесс, помогает пробуждать у учащихся чувство гордости за свою Родину. Знамённая группа нашей школы ежегодно принимает участие в городских смотрах знамённых групп, показывая хорошие результаты. Ежегодное участие в смотрах строя и песни подтягивает наших ребят, учит стойкости, терпению, выносливости.

Детская Общественная Организация "Пламя", которая работает в нашей школе с 1998 года (Союз Наследников Татарстана) - также ведёт большую работу по данному направлению. Ребята успешно выступают на слётах СНТ, фестивалях в Центре Детского и Юношеского Творчества.

Отечественная история развития детских движений, организаций, объединений имеет богатый опыт: скаутский отряд, пионерская организация, коммунарское объединение, тимуровский отряд, самодеятельный клуб, детский пресс-центр, трудовая бригада, научное общество, ученическая организация, ассоциация и другие. По итогам года 2007 - года Благотворительности в Республике Татарстан - тимуровский отряд нашего образовательного учреждения признан одним из лучших! Сегодня, Детская Общественная Организация "Пламя" средней школы № 12 борется за Звание носить имя Героя Советского Союза - Павлова Григория Родионовича - уроженца Высокогорского района Татарской АССР.

Ребята 1-11 классов, входящие в состав ДОО посещают музеи города Альметьевска, ведь именно поисково-краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа. Здесь происходит знакомство с традиционными для нашей местности ремёслами, попытка освоить секреты изготовления предметов быта, утвари, одежды и её украшений, - что не только воспитывает любовь к труду как основе формирования личности, но и приобщают к национальному образу жизни, народно - трудовому опыту поколений.

В память о воинах-интернационалистах в городе был создан музей "Память". Посещая его, наши ребята с каждым годом узнают всё больше, относятся серьёзнее и осмысленнее к подвигам тех ребят, которым не было и двадцати, прошедшим Афган и Чечню:

В плане гражданско-патриотического воспитания учащихся мы активно взаимодействуем с филиалами центральной библиотечной системы города, а также центральной библиотеки, которые являются для нас неким мостиком между прошлым и настоящим, настоящим и будущим: В библиотеках проводятся встречи с ветеранами, воинами афганцами, инвалидами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, блокадниками Ленинграда.

Хочется отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает со средствами массовой информации, освещая тем самым работу по многим направлениям воспитательной деятельности. Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким - то недостаткам всех проводимых государством реформ, - могут выявить в наших детях и подростках те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

На разработанной и действующей сегодня Программе патриотического воспитания детей и подростков РФ и РТ нельзя ставить точку: Государству, Правительству, Общественным организациям, образовательным учреждениям нужно продолжать работать в "этом ключе" - совместно, коллективно, сплотясь. Серьёзно обратить внимание на СМИ, телевидение. Пропагандировать с "большого экрана" не насилие и кровь, а жизненные ценности, которые постигались нашим народом в тяжёлых войнах, боях, сражениях, катастрофах и так далее. Ведь Россия, всегда была и будет сильным и могучим государством, в котором будут жить Граждане, способные в любую минуту защитить своё Отечество!

Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

краеведческая деятельность;

поисковая работа группы «Память»; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.



Целесообразно проведение интегрированных уроков (история, всемирная история, литература, могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.). Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии. Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, о подвигах нашего народа. Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции «Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п. Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны. Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий.



Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины. Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением откроют для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработать над созданием образа дома; сделать его из бумаги, нарисовать – это надолго останется в детской памяти. В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны, можно и должно. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

4. Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

8. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.

9. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.

10. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

11. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

Что такое ПАТРИОТИЗМ в целом? Всем нам известно, что это любовь к Родине. Если разобрать понятие Родина - для нас Родина – это Россия. Это:

    все народности, которые населяют нашу огромную страну;

    символика РФ (герб, гимн, флаг);

    природа России;

    великие люди России;

    Край, в котором мы живем и т.д.

Все, что происходит в нашей стране: воины, теракты, катастрофы, стихийные бедствия, что случается с людьми, что происходит в природе – все это отражается в нашем сочувствии, сострадании, переживании, стремлении помочь, исправить ситуацию – это и есть проявление патриотизма. Благодаря многим урочным дисциплинам мы прививаем детям любовь к Родине, а благодаря внеурочной деятельности мы закрепляем, углубляем и воспитываем патриотические качества в каждом маленьком гражданине своей страны.

Теперь рассмотрим понятие ПАТРИОТИЗМА по отношению к малой Родине, т.е. к тому краю, где родились, росли - Тульская область, г. Ефремов. Огромную роль в воспитании патриотизма играет такая наука, как краеведение. Краеведение включает в себя познания о родном Тульском крае, о родной Ефремовской земле:

    природа (флора, фауна) Тульского края;

    природа (флора, фауна) Ефремовского района;

    градообразование (историческое прошлое родного края, города);

    рукоделие (поделки умельцев, вышивки, кружева, самовары, весь ручной труд, присущий только Тульскому краю и т.д);

    люди нашего края;

    «память» - все, что связано с воинами и другими страшными событиями родного края.

Все вышеуказанные направления есть патриотизм в полном понятии. Работая с детьми по данным направлениям, мы помогаем им развивать любовь ко всему, что их окружает. Благодаря мероприятиям, которые мы проводим с детьми, появляется любознательность, развивается сострадание, стремление придти на помощь и т.д.- в общем, у ребенка появляется внутренние силы, которые направлены на созидание, сострадание, на помощь – так начинает в маленьком человечке рождаться огромное и сильное чувство патриотизма, и чем интереснее и душевнее мы будем рассказывать о Родине, тем сильнее захлестнет его это понятие, тем интереснее ему, нашему воспитаннику, будет изучать все, начиная от родного Ефремова заканчивая огромной державой-Россией.

Что касается форм работы по воспитанию патриотизма у детей, то, как известно из нашей практике, они разнообразны:

    экскурсии по городам России;

    экскурсии в музеи;

    поисковые работы;

    краеведческая деятельность во всех ее проявлениях;

  • круглые столы;

  • викторины;

    конкурсы;

  • праздничные гулянья;

    выставки творчества;

  • урочные и внеурочные занятия.

Все это и есть разнообразные формы работы, которые мы используем, воспитывая школьников, развивая в каждом из них патриота - Россиянина в полном смысле этого слова.

В моем д\о «СМиД» вся работа построена на патриотизме. Можно сказать о том, что все мероприятия, которые мы готовим и проводим с ребятами - патриотичны. Одним из ярких примеров является квест «ОТЕЧЕСТВО СЛАВИМ!». Это большая общешкольная игра, которая включает в себя ряд форм работы. В игре задействованы не только учащиеся, но и педагоги, а так же родители.

Следующим примером можно взять праздничные масленичные гулянья. Это еще одна из форм патриотического воспитания школьников. Ребята знакомятся с традициями русского народа, с культурой, с фольклором наших земляков, с народными играми и искусством.

Следующий пример это подготовка к районному фестивалю «Наследники Победы». Просмотрев положение, я решила (что редко практикуется в нашем д\о) предложить инициативной группе изучить песню «Случайный вальс». Ребята прослушали все десять песен, которые были написаны в годы ВОВ и согласились с моим выбором, начиная разбирать песню. Им было абсолютно интересно все, начиная от истории создания песни, авторов, сюжета и заканчивая исполнителями (кто, как поет и почему именно такие интонации голоса). Вот оно самое, что ни есть патриотическое воспитание: слушая песни ВОВ, дети слышали о тех действиях, которые делали люди во имя близких, во имя Родины и понимали огромную значимость и силу тех действий.

В качестве практического занятия хочется предложить выразительно прочесть следующие стихи:

Сравните, во время выразительного, именно выразительного и обдуманного чтения, все эти произведения. В каждом из них мы слышим и чувствуем любовь, любовь к тому, что называется гордым словом РОДИНА-РОССИЯ!

Гой ты, Русь моя родная , Хаты - в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за косогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

"Славься страна, мы гордимся тобой!"
Здесь каждый рвётся на спортивный бой,
Себя преодолеть, подняться над вершиной,
Победу одержать над жизненной стремниной.
Олимпиада - точка нового отсчёта,
Начало жизни в спорте для кого-то.
На лыжи, на коньки, на сноуборд,
На массовый забег скорей, народ!
Класс покажи, терпение и волю,
Спортивной страсти испытай накал и долю.
О, как прекрасен миг победы над собой,
Над ленью, над душевною тоской.
Сильнее нет себя преодоленья.
Так испытай же эти ощущенья!
Заставь работать на себя свой организм,
Отбрось инертной жизни атавизм,
Впитай в себя энергию движенья,
Лови, как божий дар, порывы вдохновенья.
Быть может, в спорте счастье ты найдёшь,
Здоровый дух и тело обретёшь!

Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать…
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.

Русская культура - это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой.

Русская культура - это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Русская культура - это сказки нянины,

Песня колыбельная, горькая до слез.

Русская культура - это разрумяненный,

В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.

Русская культура - это кисть Маковского,

Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль,

Терема и маковки, звон Кремля Московского,

Музыки Чайковского сладкая печаль.

Русская культура - это дали Невского

В серо-белом сумраке северных ночей,

Это - радость Пушкина, горечь Достоевского

И стихов Жуковского радостный ручей.

Русская культура - это все, чем славится

Со времен Владимира наш народ большой:

Это наша женщина - русская красавица,

Это наша девушка с чистою душой.

Русская культура - наша жизнь убогая

С вечными надеждами, с замками во сне,

Русская культура - это очень многое,

Что не обретается ни в одной стране.

Сентябрь двери школы распахнул,
Звонком веселым в классы всех позвал,
Но звон его под стоном утонул,
Что жизнь учителей и школьников забрал.
Они не дочитали умных книг,
Не домечтали и не долюбили.
В их вечных снах остался только миг,
Когда в заложники их захватили.
Мальчишки вдруг на годы повзрослели,
Удар принять старались на себя.
По-матерински девочки жалели,
К груди, прижав, безвинное дитя.
А море слез, что выплеснуть готово,
Заледенев в распахнутых глазах,
От ужаса смертельного живого*,
Осталось на иссохшихся губах.
Сердца людей – удары метронома* –
Одним желанием стучали в унисон*:
«НЕТ ТЕРРОРИЗМУ* В ШКОЛЕ, ДОМА!
РЕБЕНОК каждый будет ЗАЩИЩЕН!»
От боли, от насилия, от мести…
Призыв для Всех,
Кто верен ДОЛГУ, ЧЕСТИ!

Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,

Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Мы в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Есть у нашей любимой Отчизны,

У России, - начну я рассказ, -

Символы, отражение жизни

Тех, кто жил задолго до нас.

Это герб, овеянный славой:

Золотой орел на щите

И копьем пораженный лукавый –

Нет врагов у России нигде!

Это флаг, победа с которым

Неизменно всегда была.

Это гимн, где каждое слово

Помнят люди. Любима страна!

А откуда пошли они,

Вековой истории знаки?

Началось все для русской земли

Как приплыли княжить варяги.

Но двузубец варягов забыли,

И до грозного князя Ивана

Птицы, львы на печатях были

И святые, коль князь христианин.

Вот двуглавый орел появился,

Стал гербом он русской земли,

Крылья поднял, вооружился,

Три короны власть обрели.

При Великом Петре почернел орел,

Стало поле вокруг золотое.

При Павле мальтийский крест обрел –

Не осталось надолго такое.

«С нами Бог», - так девиз гласил,

Два архангела щит держали.

Гордо стоял с мечом Михаил,

Того, кто с крестом, Гавриилом звали.

Но был свергнут он вместе с царем,

И на долгие годы забыли

Гордый символ России. Орел…

Серп и молот его заменили.

Был огромный Советский Союз,

Объединивший когда-то народы.

Их сплотила великая Русь,

Но как быстро промчались годы.

И теперь уже, в наши дни,

Вновь вернулся орел золотой.

Три короны, две головы –

Герб России нашей родной.

Как огонь, на ветру трепетали

Православные русские стяги.

С верой в победу в бой люди вступали –

Так начиналась история флага.

Флаг во многом подобен гербу был:

Та же птица расправила крылья,

Тот же цвет орла окружил,

И Петра триколор не забыли.

Возвратился он в годы войны,

Как свободной России знамя.

И шевроны – из лент сплетены –

Форму Белых украсили армий.

А потом – Союза алый флаг,

Серп, звезда и молот золотые.

И вот вновь трепещет старый стяг,

Разноцветные три полосы простые.

Гимн России, гордость в нем народа, -

Самая торжественная песнь.

Появился он с двухтысячного года,

Слава государству, честь.

Итак, рассказ окончен мой,

Пролетели пред нами года.

Каждый символ с особой судьбой,

Будем помнить мы всегда.

Ведь история, память народная, -

Это то, что должны все знать.

Восславим Отечество наше свободное,

Сделаем все, чтоб могло оно процветать!

Анализируя во время чтения эти стихотворения нам кажется, что нас переполняют чувства гордости, чувства любви ко всему, о чем мы говорим – это и есть воспитание патриотизма в наших душах, в самих нас. Читая такого рода произведения (во время подготовок к мероприятиям, во время обсуждения, на творческих вечерах) можно сделать вывод, насколько глубоко, трогательно, чувственно и красиво вы сможете преподнести и объяснить то или иное действие и произведение, настолько внимательно дети будут слушать и воспринимать все услышанное, и настолько глубоко в сознании отложиться у ребенка та мысль, которую вы хотели донести.

Патриотизм в душе! Если откроется душа, и ребенок прочувствует вместе с нами, вместе с автором все- то вы услышаны, вы близки к цели, вы смогли донести до школьника, то, что хотел сказать автор стихов (песен, проз, презентаций и т. д) и что так интересно пытаетесь донести до него вы. И если мы сами патриоты - значит, мы сможем и должны воспитывать в наших детях подобные чувства, чтобы Россия на протяжении всех веков имела мощь и силу!

Подводя итог форм патриотической работы могу сказать, что школьники, заканчивая 11 класс в моем д\о «СМиД», выходят из школы с определенным «клубочком (у каждого «клубка» свой индивидуальный размер) добра, чистоты, чести, человеколюбия, сострадания», на который жизнь намотает много нитей хороших и добрых дел- это и есть ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»