НОД открытого занятия "Семейные традиции и обычаи на Руси" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Урок этики "семейные традиции" Экспериментальная деятельность семейные традиции старшая группа

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Светлана Новикова
Конспект занятия «Русские народные традиции»

Цель : Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи :

1. Образовательные : Продолжать знакомить детей с предметами быта, их названиями, предназначением. Использовать русские народные потешки , загадки, пословицы. Продолжать знакомить детей с элементами материальной культуры

2. Развивающие : Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных психологических особенностей.

3. Воспитывающие : Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством , искусством. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине.

Интеграция с образовательными областями : познание, социализация, музыка, коммуникация, физическая культура, чтение художественной литературы

Предварительная работа :

1. Чтение произведений устного народного творчества ,

2. Рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества (художники : Ю. Васнецов, В. Пименов,

3. Ознакомление с родным краем, его промыслами

4. Разучивание народных игр ,

5. Рассматривание предметов быта.

Материалы и оборудование :

1. Слушание музыки

2. Использование картотек : «Русские народные игрушки , «потешки» ,

«кухонная утварь» , «кокошники» , «народные игры » .

4. Использование дидактических игр : («Составь узор» , «Изба» )

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Присаживаются.

-Воспитатель :

Хорошо на колокольне,

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья,

Зазвучал со всех сторон. (Звучит колокольный перезвон)

-Воспитатель : Ребята, а какой главный православный праздник отмечают все христиане?

Ответ детей (Пасха) .

-Воспитатель : правильно. Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово. Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает Катя.

-Катя : Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу,

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой.

Для людей, для красоты.

Крашу кисточкой тихонько :

Крестик, солнышко, цветы.

-Воспитатель : А какие вы еще знаете русские праздники ?

Варианты ответов детей.

-Воспитатель : существует очень много календарных и обрядовых праздников, это- Масленица, Пасха Христианская, Рождество Христово, Аграфены Купальница да Иван Купала. А обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства : песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы . Так на масленицу делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, так встречали весну. На Пасху пришел обычай приветствовать друг друга словами "Христос воскресе", дарить на Пасху крашеные яйца и украшать стол куличами и творожными пасхами. А Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.

-Воспитатель : пришла пора поиграть детвора.

Р. Н. игра «Волшебный платок!»

-Воспитатель : Умели русские люди работать , умели и отдыхать. Следуя принципу : «Делу – время, потехе – час» , крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Ребята, давайте вспомним о русских пословицах и поговорках. Их существует очень много.

Дети произносят вместе с воспитателем :

Жизнь прожить - не поле перейти

Не зная броду, не суйся в воду.

Жизнь дана на добрые дела.

Красна речь поговоркой.

На бога надейся, а сам не плошай.

Встречают по одежке, а провожают по уму.

В гостях хорошо, а дома лучше.

-Воспитатель : ребята, а какие р. н. игры вы знаете?

Ответы детей. («Карусели» , «Пирог» , «Бабушка)

Проводится хороводная игра «Бабушка» :

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Горячие и пышные

С малиною и вишню,

С малиною и вишню.

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

Душистые и вкусные

С грибами, да капустою

С грибами, да капустою

Бабушка-бабушка-бабушка

Испеки оладушки, оладушки

С малиною, сметаною

Как бабушка румяные.

-Воспитатель : А сейчас ребята, отгадайте загадки.

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Проводится дидактическая игра «Составь узор» .

-Воспитатель : Ребята, Национальная культура – это национальная память народа , то, что выделяет данный народ в ряду других , позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

-Воспитатель : итак, ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии ?

Варианты ответов детей.

О каких праздниках мы говорили? (Ответы детей)

Какие обычаи узнали? (ответы детей)

Какие игры и пословицы вспоминали? (ответы детей)

-Воспитатель : ребята, как вы сегодня хорошо работали, слушали внимательно, отвечали на вопросы, дружно играли. Всем огромное спасибо, Молодцы!

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию текст к презентации моей темы по самообразованию 1 слайд «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через.

Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Интеграция образовательных.

Конспект развлечения для детей на день города «Русские народные игры с бабками Ёжками» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение № 21 «Детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» г Шарыпово Красноярского.

Конспект совместного досуга в младшей группе «Русские народные сказки» Цель: Закрепить и систематизировать полученные знания у детей, раскрыть таланты детей и родителей при совместной работе. Задачи: расширить.

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: формирование у воспитанников представлений о семейных традициях.

Задачи:

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям;

Формы и методы:

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Основные термины, понятия: Семья, генеалогическое древо, династия, семейный альбом, традиции.

Предварительная подготовка к занятию:

Составление воспитанниками генеалогических деревьев;

Поиск фотографий о фирменном семейном блюде.

Структура занятия:

1. Организационный момент

2.Основная часть

1Традиция «Мое родословное древо».

3. Традиция « Трудовые династия».

5.Физкультминутка

6. Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

7. Традиция « Составление семейного альбома».

8 Традиция « Хранение старинных вещей»

9Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

11.Традиция «Семейный герб».

3. Заключительная часть.

Итог занятия. Рефлексия.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Круг радости.

Воспитатель : Встаньте, возьмитесь за руки и поприветствуйте друг друга словами

Доброе утро людям и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Улыбнемся друг другу.

Объявление темы и целей занятия.

Вводная беседа

Звучит фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

Воспитатель: " Семья - один из шедевров природы, - говорил Джордж Сантаяна. Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Сегодня наше занятие о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Давайте обратимся к значению слова «семейные традиции»? Воспитанники находят в толковом словаре значение слова «Традиции».

2.Основная часть

1.Традиция «Мое родословное древо» .

Воспитатель: Человек рождается на свет, растёт, и начинает задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи.«Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями». И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. Я думаю, что мало у кого дома составлено генеалогическое дерево. Попробуйте вместе с родителями и родственниками составить его, чтобы можно было сохранить его для ваших потомков. Пусть это станет хорошей традицией в вашей семье.

Мой совет : не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Выставка «Мое родословное древо». (Воспитанники рисовали на предыдущем занятии)

Игра «А ты мне кто?»

Воспитатель: - Кто нам брат, кто нам друг, становись скорее в круг! Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится рядом и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

2. Традиция « Гордость за своих предков».

Воспитатель: Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям. (показ свитков на слайдах). Еще одной славной традицией было то, что люди гордились своими знаменитыми предками. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, вы можете ими гордиться!Назовите их сейчас и расскажите о них.

Воспитанники рассказывают о близких, которыми они гордятся.

3.Традиция « Трудовые династия» .

Воспитатель:

Династия - гордое слово!

Сплелись поколения в нём.

Мы славу труда наших предков

Достойно сквозь годы несём.

Не просто несём - умножаем. Р

Их труд путеводной звездой

С потомками в ногу шагая,

Стал в жизни желанной судьбой!

Потомственный врач иль учитель.

Как славно и громко звучит!

И в русле семейного счастья

Дух единенья кипит.

Воспитатель: Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии: гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… Ребята, а в нашей группе есть семьи, где сформировались династии? (рассказывают о династиях в их семье.)

Игра «Да - Нет»

Воспитатель загадывает какую-либо династию. Воспитанники задают вопросы, а воспитатель только отвечает да или нет. (династия учителей)

Примерные вопросы:

Это мужчина или женщина?

Профессия связана с сельской местностью или с городом?

Представители этой работы работают иголкой и ножницами? и т.д.

4.Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

Воспитатель: Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам – церковным книгам в честь какого–нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Подростки, названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них.

Игра «Продолжи цепочку»

Воспитатель:

Мы будем передавать по кругу мяч называть свои ласковые имена, «мне нравится, когда меня называют… »

5.Физкультминутка

Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Слушайте задание и выполняйте.

Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши

У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой

Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши

У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх

Хлопните те, кто очень любит свою семью.

6.Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

Воспитатель: Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени. Воспитанники рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.

Творческая деятельность. Работа в группах.

Звучит музыка.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам составить коллаж о том, как вы отдыхаете вместе с семьёй. Возьмите на столе файл в нем вырезки, рисунки о семейном отдыхе, о котором вы составляете коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семье. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии.

7.Традиция « Составление семейного альбома» .

Воспитатель: С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Звучит песня «Семейный альбом» . Воспитатель демонстрирует воспитанникам свой семейный фотоальбом. Воспитанники рассказывают о своих альбомах, которые есть у них дома.

8.Традиция « Хранение старинных вещей»

Воспитатель: У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним,а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

9.Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

Воспитатель: Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Воспитатель:

Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье. И представьте его на фотографии. (Воспитанники показывают фотографии и рассказывают о блюде)

10.Традиция «Семейные праздники».

Воспитатель: Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье? Подростки рассказывают, как в их семье отмечают праздники.

Для чего нужны «Семейные праздники»?:

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

Воспитанникам нужно соотнести картинки и цифры и объяснить что их объединяет. (Годовщины свадеб) (Приложение)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наша группа - тоже семья. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

11.Традиция «Семейный герб» .

Воспитатель: Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе? (возможные ответы)

Я думаю, что фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. (появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света. (появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки).А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены. (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок. – Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности. – А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.(появляется амур и лебеди) – Ребята, как вы думаете, этого достаточно? – Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

Творческое задание. Нарисовать герб своей семьи. Выставка работ.

3.Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия.

Это близкие и родные люди.

Тема занятия: «Традиции моей семьи».

Возрастная группа :13-17 лет

Воспитатель: Барздун Наталья Сергеевна

Цель занятия: углубить представления воспитанников о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

Раскрыть значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха.

Развивать навыки ответственного поведения в семье

Развитие интереса к семейным традициям, праздникам;

Развитие творческих способностей.

Воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям.

Формы и методы:

1. познавательное групповое занятие с элементами ТРИЗ;

2. объяснительно - иллюстративный метод;

3. частично - поисковый;

4. игровая деятельность;

5 . рассказ

6. показ иллюстраций;

7.использование медиа оборудования;

8. использование графических упражнений;

9. групповая работа;

10. физическая разминка.

Оборудование:

Медиа оборудование,

Презентация « Семейные традиции»,

Фонограмма песни «Родительский дом»,

Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов),

Иллюстрации церковных книг (Святцы)

Альбомные листы, карандаши, фломастеры, листы формата А3 для составления коллажа, ножницы, клей.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

«Круг радости».

Создание положительной эмоциональной обстановки на занятии.

Объявление темы и целей занятия.

2.Основная часть

п,п

Актуализация опыта детей

Методы и приемы

Наглядность

Традиция «Мое родословное древо»

  • Выставка «Мое родословное древо»
  • Игра «А ты мне кто?»

демонстрация

Создание игровой ситуации.

На альбомных листах нарисованы родословные древа детей.

Традиция « Гордость за своих предков».

  • Показ скультурных портретов предков -лары, которым они поклонялись.
  • Рассказ воспитанников о своих предках, которыми они гордятся.

Демонстрация.

Рассказ

Слайды презентации.

Традиция « Трудовые династия» .

  • Рассказ воспитанников о трудовых династиях в их семье»
  • Игра «Да- Нет».

Рассказ.

Прием Да-нетки. Технология ТРИЗ

Традиция «Называть детей в честь кого-то из членов семьи»

  • Показ церковных книг (Святцы), по которым давали имя ребенку
  • рассказ воспитанников в честь кого они были названы.
  • Игра «Продолжи цепочку»

Показ иллюстраций.

Составление рассказа.

Создание игровой ситуации.

Иллюстрации

Физминутка

Физическая разминка.

Традиция «Проведение отпусков и свободного времени вместе»

  • Рассказ воспитанниками о том, как они проводят свободное время все вместе.
  • Составление коллажа «Семейный отдых». Работа по группам.

Составление рассказа.

Групповая работа

Клей, ножницы, вырезки из журналов, карандаши.

Традиция « Составление семейного альбома» .

  • Рассказ воспитателя о роли фотографии для человека.
  • Рассказ воспитанников о семейных семейных фотоальбомах, которые хранятся дома.

Рассказ

рассказ с демонстрацией.

Демонстрация воспитателем своего личного фотоальбома.

Традиция « Хранение старинных вещей»

  • Рассказ и показ старинных вещей воспитателем на слайдах презентации.

Рассказ и демонстрация

Слайды презентации.

Традиция «Застолье и фирменное блюдо».

  • Демонстрация фотографий и рассказ воспитанников о фирменном семейной блюде

Демонстрация и рассказ

фотографии фирменных блюд.

Традиция «Семейные праздники».

  • Беседа о праздниках, которые являются традиционными в семье у воспитанников.
  • Дидактическое упражнение « Что обозначают эти цифры?».

Беседа

ТРИЗ

Слайды презентации о семейных праздниках.

Картинка с изображением предметов.

Традиция «Семейный герб» .

  • Составление со всеми детьми общего герба.
  • Творческая работа. Воспитанники рисуют герб своей семьи.

Выставка работ.

Фронтальная работа.

Выполнение творческого задания.

Рисование.

Слайд презентации.

Листы, карандаши, фломастеры.

3. Заключительная часть.

Рефлексия. Итог занятия

Итак, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

Это близкие и родные люди.

– Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Все вместе поют песню «Родительский дом».


Конспект комбинированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и социально-коммуникативному развитию на тему: «Семейные традиции» (подготовительный возраст).

Описание работы: данный конспект адресован учителям начальных классов, воспитателям детских садов работающих с детьми старшего и подготовительного возраста по направлениям - взаимодействие с семьями воспитанников, ознакомление с народными традициями, художественно эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с национальными старинными и современными традициями России, учить сопоставлять их, находить сходство и различие.
Развивать познавательный интерес к творчеству своего народа.
Развивать речь детей: обогащать словарный заиас; продолжать учить отвечать на вопрос распространенными предложениями.
Вызвать у детей интерес к лепке съедобных кондитерских и кулинарных изделий из песочного теста для угощения: продолжать учить формировать изделие вручную скульптурным способом или вырезать формочками для выпечки; активизировать приемы декорирования лепных образов; развивать зрительный контроль действия рук.
Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус детей: дать возможность проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы.
Воспитывать вежливость, аккуратность, коммуникабельность, уважение к традициям своей семьи и страны.
Материалы:
Чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон; разные сорта чая; песочное тесто, формочки, скалка, разделочная доска, доски для лепки, блюдечки с ингредиентами для выпечки; влажные салфетки; магнитофон; аудиозапись русских народных песен в исполнении Ивана Купала.
Предварительная работа.
Подготовка детей:
Рассматривание картин с изображением самоваров, сервированных столов, экскурсия на пищеблок, в магазин, разучивание загадок, стихов, песен о чаепитии, рисование «Семья за столом», творческие игры «В гости к куклам», «Семья», дидактические игры «Кондитерский магазин», «Чайная и столовая посуда».
Работа с родителями:
Предложила мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом - замесить, раскатать, вырезать формочками, полепить вареники, пирожки и т.д.
Подготовка воспитателя:
Изучила методическую литературу по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста, провела беседы с детьми на тему «Традиции моей семьи»; оформила альбом посуда, ввела традицию «Встречи с интересными людьми», изготовила материал к игре «Чаепитие у кукол».
Ход:
Под аудиозапись русской народной мелодии (исполнитель Иван Купала «Кострома») дети входят, становятся полукругом.
Воспитатель:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
- Всех я Вас приветствую!
Вы друг к другу повернитесь
И дружочку улыбнитесь!
Воспитатель: Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое, по вашему мнению, семья?
Дети отвечают.
Воспитатель: Семья - это самое ценное в нашей жизни. Вы правильно сказали, что в семье люди заботятся друг о друге, помогают друг другу, трудятся и отдыхают вместе. Недаром в народе говорят: «Семья вся вместе и душа на месте». В каждой семье есть свои традиции. Традиции - это обычаи, действия, связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили ваши мамы, папы, бабушки и дедушки. Расскажите о традициях вашей семьи.
Дети отвечают.
Воспитатель: Садитесь, пожалуйста, на стулья. Посмотрите на эти картины (Борис Кустодиев «Купчиха за чаем»,Владимир Стожаров "У самовара", Вячеслав Россохин “Посиделки”) . Что Вы видите на них?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я расскажу Вам еще об одной замечательной традиции - чаепитии.
Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Ребята, скажите, как раньше встречали гостей?
Дети: Хлебом-солью!
Воспитатель: Как вы встречаете гостей дома?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно. Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы правильно перечислили: чайник или самовар, чайный сервиз, заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.
Воспитатель и дети подходят к сервированному столу.
Воспитатель: Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Именно у нас появилось приглашение в гости - на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. Стол накрывали цветной скатертью. Во главе стола стоял самовар. Он является символом веселья и создает уют. Самовар придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно, а горячий чай помогает быстро согреться. Раньше самовары разжигали дровами и шишками, а теперь, какие самовары?
Дети отвечают.
Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Пить чай с лимоном придумали именно в России. В тех странах, где выращивают чай - лимоны не растут, а там, где растут лимоны не выращивают чай. У нас в Краснодарском крае растет и то, и другое.
Воспитатель: За столом семья собирается вместе, это время для дружеского общения.
Физкультурная минутка.
Чтобы всем нам вместе быть
Надо круг нам сотворить
За руки скорей беритесь
В круг большой вы становитесь
А чтоб ближе быть друг к другу
Мы пойдем сейчас по кругу 1,2,3
Вот и вместе, вместе мы!
Воспитатель: К чаю принято готовить угощения. Какие угощения готовит к чаю Ваша мама или бабушка? Дети отвечают.
Воспитатель: Сегодня я научу Вас готовить песочное печенье. Что нужно сделать перед тем как начать готовить?
Дети отвечают. Надевают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками. Подходят к столам.
Воспитатель. Посмотрите, это тесто - потрогайте его, отщипните кусочек, понюхайте. Какое оно? Что можно сделать из теста?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наше тесто самое настоящее - по - сусекам помели, набрали муки, вбили яйцо, добавили молока, вымесили, чтобы оно стало пышным и «послушным».
Физкультурная минутка.
Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
- Печку мы спросили,
- Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали.
Воспитатель: Украшать печенье можно орешками, изюмом, фруктами, узорами из жгутов или косичек, листьев, цветов, нарисовать узор стекой или зубочисткой. Попробуйте создать свое замечательное печенье.
Звучит музыка («Полянка», русский народный наигрыш) . Дети лепят, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель и дети оценивают изделия, любуются ими.
Готовые изделия выкладывают на противень смазанный маслом и передают повару.
Дети снимают фартучки, косячки, вытирают руки влажными салфетками.
Воспитатель: Что нового мы сегодня узнали? Что Вам понравилось? О чем вы хотите рассказать своей семье?
Дети отвечают.
Воспитатель: Кажется, наш самовар вскипел и печенье уже готово. Ребята, приглашаю Вас к столу.
Дети проходят за столы, сервированные в другом конце группы.

Тема: « Семейные традиции, обычаи, ритуалы»

Цели.

Обучающие:

    формировать представление детей о семейный ценностях

    формировать понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью

    познакомить с понятием «семейный праздник»

    закрепить понятие о семейных фотографиях

Развивающие:

    развивать умения понимать традиции разных семей.

    развивать общие речевые навыки

    развивать творческое мышление, воображение воспитанников через образную подачу материала.

    развивать память

    активизировать словарь по теме «Семья»

Воспитывающие:

    воспитание любви и уважения к своей семье

    воспитание интереса к собственной родословной

    воспитание заботливого отношения к членам своей семьи.

Оборудование:

    таблички

    картинки

    иллюстрации

Словарь:

семейные традиции, праздники, обычаи, генеалогия, почитание старших, пословицы, уважение.

План занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? Какое сегодня число?

    Фонетическая зарядка на отработку дежурного звука.

    Этап подготовки к активному усвоению знаний.

У каждого из вас есть своя семья. А что означает это слово? Семь я – означало семеро детей, то есть большая дружная семья. Раньше на Руси в семьях было много детей – и десять, и даже пятнадцать. Все жили вместе, помогая друг другу.

    Этап усвоения новых знаний.

А сейчас можно сказать, что семья - это папа, мама, я, потому что в семьях часто только один ребенок. А сколько детей в ваших семьях?

Ответы детей.

А кто ещё входит в состав семьи, кроме родителей и детей?

Ответы детей.

Правильно, бабушки и дедушки.

У меня есть мама,
У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,
А у них есть я.

Что это?
СЕМЬЯ .

А ещё у некоторых есть прабабушки и прадедушки. Кого называют этими словами?

Ответы детей.

Если расширить понятие семья, то сюда можно включить ещё дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер. А ещё многие членами семьи считают своих домашних питомцев: кошек, собак, попугаев, рыбок, хомячков и других.

Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик - братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом

Как вы думаете, для чего человеку нужна семья?

Правильно. Для того, чтобы помогать и поддерживать друг друга. Заботиться, о младших и стареньких. А ещё для того, чтобы не быть одиноким. Человеку плохо и тоскливо жить одному.

Физкультминутка

(Исходное положение - ноги врозь, руки опущены вниз)

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас:

Руки в стороны поставим, (Руки в стороны)

Правой левую достанем.

А потом наоборот

Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Раз - хлопок, (Поворот влево, хлопок ладонями)

Два - хлопок, (Поворот вправо, хлопок ладонями)

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре! (Повороты с хлопками поочередно

в каждую сторону).

Плечи выше, руки шире! (Приподнимаем плечи, руки в стороны

Опускаем руки вниз (Опускаем руки, садимся)

И за парты вновь садись!

У всех семьи разные. А чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете?

Ответы детей.

Главное отличие – это традиции, которые в каждой семье свои. А что такое традиция? Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков (пап, мам, дедушек, бабушек…) Например, традиция встречать Новый год всей семьёй, на 8 марта рисовать своими руками поздравительные открытки, летом вместе ездить на море и многое другое.

Вспомните, какие традиции существуют в ваших семьях?

Ответы детей.

А ещё есть традиция - составлять своё родовое (генеалогическое ) дерево. Кто не знает, что это такое, я объясню. Это знание своих предков на много поколений назад. Кто и кем были ваши пра-пра-бабушки и пра-пра-дедушки. Это очень интересное занятие, составление своего генеалогического древа. Это изучение истории своей семьи. Обязательно со своими мамами и папами начните составлять такое дерево.

Ещё одна традиция – собирать семейные альбомы. Это делают во многих семьях. У кого из вас есть такие альбомы?

Ответы детей.

А сейчас мы поиграем с вами в игру «Какая моя семья». Каждый из вас придумает эпитеты для своей семьи. Катя, начинай. Моя семья – веселая (дружная, гостеприимная, работящая, заботливая, крепкая, смелая и т.д.)

5. Этап закрепления новых знаний.

О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? Ответы детей.

Завершим мы наше занятие чтением стихов:

Катя:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Лена:
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Вика:
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Женя:
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Пятый ребенок:
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Воспитатель:
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья

Тема: « Что значит быть настоящим другом»
Цель: Помощь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг.
Задачи:
1. Определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию.
2. Способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общение с друзьями.
3. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Ход занятия
I.Организационный момент.
-Ребята здравствуйте! Сегодня у вас необычное для вас занятие, потому что буду его проводить я. Надеюсь на наше сотрудничество. Вижу у вас хорошее настроение. Давайте посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать.
II. Вступительное слово воспитателя.
(на фоне музыки).
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы?- спросил пастух.
- Мы – дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
- Ребята, какая проблема стояла перед пастухом? (кому открыть дверь?)
- Какое решение он принял? (ответы детей).
- Значить о чем мы будем говорить сегодня на нашем занятие? (ответы детей)
- И так, сегодня мы должны сказать лучшие слова о дружбе, друзьях. А начнем мы наш разговор с одной из версий возникновения слова друг.
Стихотворение.
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни « солнце» ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово « друг»
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей- людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю
-Да, слово друг известно давно. Дружба это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она нас делает лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на улице, можно назвать друзьями? (ответы)
III.Словарная работа « знакомый, приятель, товарищ, друг»
- Посмотрите на доске слова. Можно ли сказать, что речь идет об одном и том же человеке?
-Я прочитаю определение, а вы догадайтесь о ком идет речь.
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь на улице, во дворе (знакомый)
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события вы скажите (приятель)
-Об однокласснике, с которым за 8 лет съели пуд соли, скажите (товарищ)
_ О человеке которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, волнуетесь, переживаете (друг)
IV. Работа по теме.
- Ребята, давайте определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны качества личности (на каждой парте один лист). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.
Доброжелательность, грубость, лживость, терпеливость, уступчивость, отзывчивость,
равнодушие, заботливость, вредность, драчливость, жадность, честность, щедрость,
бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.
-Теперь перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?
(карточки с положительными качествами прикрепляются на доску)
- Да, друг должен обладать этими качествами. Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь.
_ А как вы понимаете бескорыстная помощь? (ответы детей).
_ Ты дружишь с человеком не потому, что выгодно, а потому что он близок к тебе.
Сейчас правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается с тем и дружат. Но настоящих друзей они таки не находят.
V. Проблемная ситуация « Как выбрать друга»
«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три
мушкетера» . Они подружились еще в первом классе. У них было много общего:
все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн,
втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и туже девчонку. Но
в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать,
с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылезал из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженным в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они как белые люди, трясут « однорукого бандита»
Да еще и выигрывают иногда деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним
словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах, да о своих спортивных достижениях. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег
или Денис.
Как вы думаете какого друга должен выбирать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Примерные ответы детей:
- Конечно нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
-Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит хочет
- Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
-Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помощь ему избавиться от своей пагубной привычки.
-Если Мишка будет дружить с Олегом он может сам стать игроманом.
-Ребята можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями?
-Дружеские качества проявляются в поступках. Давайте обсудим предложенные ситуации, как в них будет действовать настоящий друг, ответим на них и сформулируем правила для настоящего друга.
Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прекрепляются карточки с правилами настоящего друга.
Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не
Поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.
Какой совет дадите Маше?
Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.
Володя учиться в 8-ом классе, а его друг Коля в 6-ом классе. Володя решил посещать занятия в спортивной секции по волейболу и зовет с собой Колю
Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: «Коля раз ты мне друг, тои ты должен заниматься волейболом»
Правильно ли Володя понимает дружбу?
Как вы предложите, поступить Володе.
Правило. Уступай другу.
Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.
Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?
Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать -научи его.
По мнению Наташи, хорошая подруга- это подруга, которая во всем будет помогать
Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь
за Наташу, например, убрать класс, обязательно сделает это.
Для кого выгодна такая дружба?
Какой совет дадите Наташе?
Правило. Истинная дружба бескорыстна.
Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.
Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.
Какой вы совет дадите Алеше?
Какой совет дадите Пете?
Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.
Надя и Маша подруги. На перемене девочки баловались, и Надя уронила цветок.
Дежурный сделал замечание Маше. Надя промолчала. Маше было очень обидно,
но она промолчала и ничего не сказала подруге.
Что посоветуете Наде?
Что посоветуете Маше?
Правило. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу об этом.
Коля и Дима учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли во дворе на площадке. У Коли был с собой маркер. Он предложил Диме разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.
Что посоветуете Коле?
Что посоветуете Диме?
Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Ребята какие мы составили правила для настоящего друга, прочитайте их.
- Может кто –то добавит еще свои правила.
Прислушайтесь ребята к этим советам. Тогда у вас обязательно будут друзья.
Друзья на всю жизнь.
Ребята мы с вами составили правила для настоящего друга, а теперь скажите, как вы думаете легко ли быть настоящим другом?
Да, ребята дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления, о том как сохранить дружбу. На доске написаны три пословицы: «Друга иметь – себя не жалеть»
« Друга на деньги не купишь»
« Друг познается в беде»
Я буду описывать ситуации, а вы постарайтесь подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация 1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
(Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть»)Ситуация 2
Вы играли футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)Ситуация 3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: « Друга на деньги не купишь».
Молодцы ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями, а теперь давайте немного отдохнем.
VI. Релаксация « Верный друг»
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох.
Представь себе, что ты гуляешь по небольшой тропинке в лесу. Ты слышишь плеск воды, подходишь к мосту под мелкой спокойной речкой, останавливаешься посредине моста и смотришь вниз на воду. На ее поверхности видишь свое отражение.
И вдруг ты чувствуешь, что ты не один. Есть еще кто-то неподалеку, и ты чувствуешь, что его присутствие тебя успокаивает. На воде ты видишь, как рядом с твоим отражением появляется еще одно. Ты чувствуешь что это кто-то, кто очень хорошо к тебе относиться и тебя понимает. Это может быть взрослый человек, а может быть, это какое-то животное или кто-то, живущий в твоем воображении. Это не важно, главное- ты чувствуешь, что это твой верный друг, который давно знает тебя и которому ты можешь доверять. (30 сек.)
Через какое-то время он начинает говорить о тебе, о твоей жизни. Твой друг говорит тебе, что ты в любой момент можешь прийти к нему вновь, когда тебе нужна будет его помощь, совет или понимание.
Теперь поблагодари своего друга за поддержку и попрощайся с ним.
Медленно пройди к маленькому мосту. Еще раз посмотри на свое отражение в воде. Ты помнишь о том, как было приятно, когда ты оказался на этом мосту не один, как это хорошо, когда у тебя есть человек, которому можно полностью доверять.
А теперь потянись, напряги и ослабь свое тело. Медленно открой свои глаза.
VII. Самоанализ и саморефлексия.
- Ребята отдохнули, а теперь давайте каждый из вас подумает и сделает для себя вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.
Лживость скупость доброжелательность заботливость вежливость
Честность щедрость драчливость равнодушие грубость
-Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить. Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросите эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.
VIII. игра «Знаю ли я своего друга»
-Ребята наверняка среди вас есть те, кто считает себя друзьями (поднимите руки)
Сейчас мы узнаем хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним. Знаете ли что они любят, чем интересуются, о чем мечтают?
Участвует пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. (одному из участников завязывают глаза)
-Какой урок у него любимый?
- На чем он любит кататься?
-Какое время года у него любимое?
-Какой вид спорта он любит?
-Что он любит поесть?
-Кем хочет стать когда вырастет?
Если ответы не совпадают посоветовать больше интересоваться жизнью друг друга.
IX. Подведение итогов.
-Ребята наше занятие подошло к концу. Хочется верить, что это занятие заставило вас еще раз задуматься о значимости дружбы, о том, каким надо быть человеком,
чтобы рядом всегда были друзья. Хочется услышать ваше мнение. Как вы считаете
полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Примерные ответы детей.
-Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.
-Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это позволит более строго выбирать друзей.
-Понял, что у меня пока только приятели, а настоящего друга нет.
-Запомнилась игра.
Свое занятие мне бы хотелось закончить стихотворением.
Я хочу пожелать вам:
Никогда не меняйте друзей
Их нельзя разменять, как монету.
Вы поймете это поздней-
Ближе друга на свете нету.
Никогда не теряйте друзей
Ту потерю ничем не измеришь
Старый друг не вернется к тебе.
Новым другом его не заменишь.
И не стоит друзей обижать-
Станет раной на сердце обида.
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их сердце будет закрыта.
Дружбу надо беречь всегда,
Это чувство длиннее века
Лучший друг не продаст никогда,
Просто преданней нет человека.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»