От чего зависит климат в семье. Каким бывает климат в семье и как не пойти по скользкой дорожке. Психологический климат и его влияние на отношения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Психологический климат - это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др.

На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически.

Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов.

Наиболее ярко психологический климат проявляется в совместимости людей. Под этим обычно понимается определённая созвучность ценностей, интересов, эмоциональных установок, общего стиля жизни. Если в семье есть такого рода созвучность, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что у членов семьи происходит сближение мнений, оценочных суждений.

Что является показателем совместимости в семье? Факт сохранения семьи и ощущение у членов семьи психологического комфорта, надёжности, защищённости. В такой семье благоприятный психологический климат.

Антиподом совместимости является феномен несовместимости людей, когда происходит отчуждение людей. У супругов может возникнуть временное отчуждение, "психическое насыщение" от общения друг с другом. Учёные считают, что эти отношения могут быть прочными тогда, когда близкие признают друг за другом "право на одиночество", и после этого люди вновь стремятся к взаимному общению.

Совместимость - сложное явление и имеет несколько уровней. Это идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и своё место в нём.

Другими вещами совместимости являются психологический и психофизиологический, которые зависят от особенностей личности, характера и темперамента супругов.

Совместимые партнёры имеют подобие одних качеств (уровень интеллекта, воспитания и т.д.) и в то же время могут иметь контраст других, связанных с особенностями темперамента. В повседневной жизни надо настраиваться на поиски совместимого человека. Но идеалов не бывает, и необходимо понимать друг друга, соразмерять собственные желания и потребности с устремлениями другого человека.

Семейное счастье - не подарок судьбы, это дело рук супругов, их ума, доброты, человечности и любви. Быть хорошим супругом - безусловно, сложное дело, требующее, как было сказано выше, большого уровня знаний и умений - например, умения проявлять свои чувства и в то же время не реагировать на мелочи; умения преодолевать себя; умения улавливать настроение любимого человека; стремления принять на себя ответственность за решение сложных вопросов; наконец, умения создать благоприятный психологический климат в своей семье.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. В зависимости от степени неурядиц различают семьи: - конфликтные, в которых возникают разногласия между интересами и желаниями членов семьи, которые порождают сильные и продолжительные отрицательные эмоции, кризисы, где нужды и интересы членов семьи сталкиваются особенно резко, поскольку касаются важнейших сфер жизнедеятельности семьи; - проблемные, которые нуждаются в помощи в конструктивном решении конфликтов, в преодолении объективных сложных жизненных ситуаций (например, отсутствие жилья и средств для существования) при сохранении общей положительной семейной мотивации.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным "психологическим убежищем". Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В.С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот "интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды", не тождествен понятию "социально-психологический климат", которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т.д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность - более приемлем термин "психологическое здоровье семьи".

Психологическое здоровье - это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

Неполные семьи - это семьи с одним родителем и детьми. В 1989 г. - 15,1%, 1994 - 18,6% неполных семей. В неполных семьях воспитывается каждый 7-ой ребенок в России. В городах неполных семей больше, чем в сельской местности.

  • 1. Развод родителей. Уровень разводимости возрастает - примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились.
  • 2. Внебрачные рождения. В 60-70гг. доля внебрачных детей - 10-12%. В 1996 г - 23%. Каждый 5-ый ребенок - вне брака.
  • 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа. Мужчины часто не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребенку.
  • 3. Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских (смертность у мужчин).
  • 4. Расширенные неполные семьи. В результате потери родителей (смерть, потеря родительских прав, пьянство, в тюрьме) внуков воспитывают пенсионеры - бабушки и дедушки.

Неполная семья - это семья, где нет одного из родителей. Чаще всего встречаются ситуации, когда в семье нет отца. Обычно это становится некой проблемой в возрасте с 3 лет т. к. именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, или активнее общаются со сверстниками и начинают замечать, что в других семьях есть папа. Рано или поздно матери задаётся вопрос: где наш папа или почему у нас нет папы. Нельзя точно дать рекомендации, когда нужно говорить ребёнку правду, это конечно зависит от всей ситуации в целом, одно можно сказать точно, что, отвечая на вопрос ребёнка нужно избегать сильного негатива или слишком резких или грубых замечаний в сторону отца ребёнка. Конечно, дети из неполной семьи могут вырасти немного более стеснительными, ранимыми, чем дети из полной семьи, но обычно это бывает в случае слишком сложном эмоциональном состоянии матери. Мать, которая уверена, что справится с задачей воспитания своего ребёнка, которая поддерживает и во всём старается понять своего малыша, и не теряет своего душевного равновесия, сможет вырастить замечательного сына или дочь.

Особенно актуальная проблема - это появление нового папы. Если ребёнок ещё очень маленький, то этот период не является чем-то сложным для малыша. Если папа появляется в более сознательном возрасте ребёнка, то он может отреагировать по-разному. В 3 года период знакомства с новым членом семьи может протекать более или менее спокойно, но в возрасте от 6 лет, когда ребёнок уже привык жить только с мамой вдвоем, он может начинать протестовать. Родители должны понимать, что малыш не относится негативно к конкретному человеку, хоть это и кажется так, а под его отрицательными эмоциями часто скрывается страх, что теперь всё будет иначе, а значит плохо. Ребёнок начинает бояться, что его мама начнёт любить его меньше, будет больше проводить времени с этим незнакомым человеком и т.д. В такой ситуации понимание и терпение следует проявить как матери, так и новому отцу. Проводите больше времени все вместе, говорите, как вы его любите, объясняйте, что в новой сложившейся ситуации нет ничего плохого и т.д.

Такая же сложная ситуация и у тех семей, где появляется новая мама. Многие женщины уверены в том, что всегда смогут найти общий язык с ребёнком своего мужчины, но часто сталкиваются с совсем противоположной ситуацией, оказываясь к этому совершенно не готовы. Тут стоит дать один совет, женщина, входящая в новый дом пытается как-то поменять то, что она считает теперь своим, в том числе и "правильно" воспитать теперь уже и её детей, но это является заблуждением. Попытки переделать тот уклад, который уже сформировался и без Вас может привести к печальным последствиям. В начале необходимо наладить хорошие и доверительные отношения с ребёнком, а уже потом осторожно направлять его. Женщина может столкнуться с особой сильной ревностью, если у мужчины есть дочь. Здесь важно особенно постепенно налаживать взаимопонимание. Не старайтесь давить, угрожать или ругать ребёнка, это ни к чему не приведёт и только усложнит ситуацию.

Если ребёнок столкнулся с разводом родителей, и хорошо помнит своего отца или мать, здесь могут возникнуть дополнительные проблемы, такие как сравнения нового члена семьи. Высказывания вслух сравнительных фраз, которые конечно всегда будут не в пользу нового отца или матери, могут вывести из равновесия, но этого никогда нельзя допускать. Наоборот, стоит подробнее расспросить ребёнка о тех хороших качествах, которые он помнит о своём родителе и возможно даже что-то воспроизвести.

Если отец (мать) ребёнка, не смотря на то, что он живёт не в семье, принимает активное участие в воспитании своего малыша, в этом случае ребёнку нужно объяснить, что у него всегда будет тот единственный настоящий отец (мать), а Вы не претендуете на это место, и лишь хотите быть рядом с ребёнком, помогать ему, общаться и т.д.

Только терпение и понимание чувств ребёнка поможет Вам создать настоящею счастливую семью!

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Семья - сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э.Эриксон) .

Психологический климат семьи можно определить как совокупность психологических установок, настроения, отношений между родителями и детьми. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.
Д.В. Винникотт выделяет две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Благоприятный психологический климат в семье определяется следующими особенностями внутрисемейных отношений: взаимопонимание и устойчивость, сплочённость, положительное эмоциональное состояние, нравственные семейные ценности. Важное влияние на психологический климат семьи оказывает культура общения супругов между собой и с детьми, совместное семейно-бытовое самообслуживание семьи, создание семейной субкультуры. Стабилизация эмоциональных отношений зависит от равноправности её членов, индивидуальных потребностей, которые удовлетворяет брак и семейная жизнь в целом .

Благоприятная домашняя обстановка положительно сказывается на отношениях с друзьями, одноклассниками, формирует у ребёнка чувство коллективизма. Неблагоприятный же психологический климат в семье определяется в том случае, когда в одной или нескольких сферах семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. При этом дети отличаются конфликтностью и в других сферах общения - в школе, неформальных объединениях, а впоследствии и в трудовых коллективах.

Необходимо отметить, что одним из факторов формирования психологического климата семьи является характер. Устойчивость, стабильность черт характера дает нам возможность предположить, как человек будет вести себя в определенной ситуации, его реакции на житейские трудности и т.п.

Другой важный фактор психологического климата в семье - супружеская совместимость, которая является одним из наиболее сложных феноменов семейно-брачных отношений людей. Степень этой совместимости определяет не только ее психологический климат, но и стабильность семьи, ее социальную эффективность в плане выполнения важнейшей функции - репродуктивной и воспитательной, а также психотерапевтической .

Особенность родительско-детских отношений в семье состоит в том, что они отличаются особой эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителей, следовательно, формируют определенный психологический климат в семье. Важнейшими проявлениями родительского отношения являются нежность, забота, чувствительность к потребностям ребенка, надежность, обеспечение безопасности, предсказуемость, последовательность. Эти отношения включают в себя две противоположные тенденции. Одна из них - стремление к познанию, риску, волнующим ситуациям, а другая - стремление к защите и безопасности. Одна тенденция побуждает ребенка к отделению от родителей и стремлению во внешний мир, в то время как другая возвращает его обратно. Умение родителя правильно поощрять эти тенденции определяет полезность родительского отношения для развития ребенка.

Существует многообразие типов психологического климата в семье каждый из которых характеризует внутрисемейные отношения, составляющими которых являются и родительско-детские отношения, отражающие содержание семейных ценностей и следовательно воспитательный потенциал семьи.

В.М. Соколов выделяет следующие типы психологического климата в семье:

1) устойчивый отрицательный психологический климат семьи является противоположностью положительного климата. Обычно данный вид психологического климата свидетельствует о проблемах внутри семьи. Негативный климат характеризуется отсутствием преданности семьи со стороны супругов, низкой степенью взаимной поддержки, недостаточной заботой о благе каждого ее члена. При отрицательном психологическом климате семьи можно наблюдать негативное отношение между супругами, в том числе к детям, раздражительность, подозрительность, такой семье постоянно вспыхивают мелкие ссоры, которые зачастую вырастают в крупные затяжные конфликты;

2) неустойчивый, переменный психологический климат в семье проявляется в недостаточно доброжелательном отношении супругов друг к другу. Часто атрибутами переменного психологического климата являются и мелкие ссоры, невнимательное отношение друг к другу, «формальные» или «дежурные» улыбки, шутки и даже смех.

3) неопределенный психологический климат, проявляется в семьях, где супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. Это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях . Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным;

4) устойчивый положительный психологический климат. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью , уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи .

Характер семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга - не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи.

Конечно, климат в семье может меняться. Многое меняется по мере того, как дети подрастают. Как в природе меняется погода, так меняется и семейная атмосфера - один день может быть ясным и солнечным, а другой - пасмурным, иногда может разразиться и гроза. Существование определенного климата, характерного для той или иной семьи, составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Список литературы:

  1. Винникотт, Д.В. Разговор с родителями /Д.В. Винникотт. - М.: ДиК, 2012. – 296 с.
  2. Кларина, Л.М. Развитие дошкольника в детском саду и дома /Л.М. Кларина. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 183 с.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание http://www.pedlib.ru/Books/3/0386/3_0386-23.shtml

  4. Соколов, В.М. Нравственное развитие дошкольника / В.М. Соколов. - М.: Сфера, 2005. – 385 с.

Психологический климат в семье и стили семейного воспитания.

Цели: 1. Развитие у родителей потребности в приобретении психолого- педагогических знаний.

  1. Повышение педагогической культуры.
  2. Информационное обеспечение родителей.

Оборудование: доклад классного руководителя, презентация, тесты для родителей, анкета для учащихся, памятки родителям.

Ход собрания:

Добрый день, уважаемые родители и гости!

Наше сегодняшнее собрание посвящено семейным отношениям, повестка собрания, следующая:

  1. Лекция классного руководителя.
  1. Итоги 3 четверти.
  2. Разное.
  1. Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору я взяла слова Л. Н. Толстого:

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Чем вызван выбор данной темы?

Кто-то может сказать, что, наверное, поздно говорить о психологическом климате и стилях семейного воспитания в 7 классе. Во-первых, воспитывать никогда не поздно! Во-вторых, именно в 7-8 классах происходит снижение успеваемости учеников и во многом это зависит от психологического климата, как в школе, так и дома. В-третьих, у ребят сейчас достаточно сложный физиологический период, и кто как не родители и, разумеется, учителя должны быть предельно внимательными к детям и проявить максимум усилий в процессе воспитания. Обидеть и ранить ребёнка в таком возрасте легко, а вернуть доверие будет очень сложно.

Если воспользоваться приемом психологов, то можно представить себе, что ребенок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать?

Какими качествами вы бы хотели его наделить?

Наверное, каждый из вас мечтает, чтобы его ребенок вырос здоровым, сильным, умным, честным, справедливым, благородным, заботливым, любящим. И никто из родителей не пожелает ребенку стать лживым, лицемерным, подлым. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче. Семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры.

Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей.

Перед собранием я провела анонимное анкетирование с детьми нашего класса, по определению психологического климата в семьях. Результаты анкетирования Вы видите на доске (Приложение 1).

Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное воспитание от правильного? И может ли вообще воспитание быть неправильным?

Какими методами и стилями воспитания мы руководствуемся? Какой из них наиболее хорош? А может, все понемногу?

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделя-

ют три: демократический (авторитетный), либеральный (попустительский) и авторитарный , и, соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Сейчас я попрошу Вас пройти тест на определение Вашего стиля воспитания. (Результаты останутся у Вас, и озвучивать их не нужно!) (Приложение 2.)

А теперь перейдём к характеристике стилей семейного воспитания, и Вы сможете определить достоинства и недостатки Вашего стиля.

Демократические родители - инициативные, добрые дети. Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе, не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Родители устанавливают жёсткий контроль над поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, тревожны, а потому несчастны.

Кроме стилей воспитания, психологами выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу обратить ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка:

«Кумир семьи»

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом типе воспитания, невольно кажется - ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим, любим не просто, а без предела. Любая прихоть ребенка - закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая отдавать взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.

«Гиперопека».

Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они, не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Вознося его до небес, они не только любуются ребенком, но и «готовят» вундеркинда. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность и, веря в это, ребенок возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека ли-

шает творческого начала.

Жизнь по подсказкам - существование. Довольно часто гиперопека приводит к бурной реакции протеста

«Гипоопека».

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка, преследует его потом всю жизнь.

«Воспитание в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую

ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и

злоупотребляет им.

Он ждет от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это. Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.

Они, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь - участь слабовольных и изнеженных людей.

Кто из нас, родителей задумывался, какой из этих типов используется нами? Никогда не поздно задуматься и внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь на всего росточек , который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут появиться черви, уничтожающие их и Вас.

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить.

Нам следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать.

«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Л.Н.Толстой.

А теперь, я предлагаю Вам несколько проблемных ситуаций, попробуем найти из них выход.

Проблемная ситуация 1.

Дочь прогуливает школу, объясняя учителю, что ухаживает за больной бабушкой. («Сегодня звонила Мария Ивановна по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний».

Проблемная ситуация 2.

Ваш ребёнок не сделал уборку в своей комнате, а к вам пришли гости. (« Мне становится неловко, когда гости видят такой твою комнату, гораздо лучше она смотрится прибранной».)

Проблемная ситуация 3.

Сын вернулся домой позже обычного. (На встречу выходит мама и говорит: «Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договариваемся, я волнуюсь так, что не нахожу себе места»)

2. Итоги 3 четверти. Четверть закончили хорошо. Из 17 учащихся:

Отличник -1

С одной «4» - 1

Хорошистов -8

Уважаемые родители, а теперь попрошу высказать свои мнения о нашем собрании.

Если у Вас есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Закончить своё выступление я хочу словами знаменитого педагога В.А.Сухомлинского:

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

И хочу вручить Вам памятки, которые возможно, помогут Вам скорректировать свои отношения с детьми. (Приложение 3).

Спасибо всем участникам! И помните, пожалуйста, всегда!

Семья – это то, что мы делим на всех

Всем понемножку: и слёзы, и смех

Взлёт и паденье, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда

Пусть мчаться минуты, секунды, года.

Но стены родные, отчий свой дом

Сердце навеки останется в нём.

Приложение 1. Анкета для детей.

Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением, поставьте "да", если не согласны - поставьте "нет".

1. Наша семья очень дружная.

2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе.

3. В своем доме я чувствую себя очень уютно.

4. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке.

5. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают.

7. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье.

8. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит.

9. У нас в семье все хорошо понимают друг друга.

10. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по "родным стенам".

11. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье.

12. У нас принято отдыхать летом всей семьей.

13. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно - генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п.

14. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера.

15. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства.

16. Меня всегда радует порядок в нашей квартире.

17. К нам часто приходят гости.

18 . Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия.

19. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения

20. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают

21. В семье есть очень неуравновешенный человек.

22. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье.

23. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы.

24. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе.

25. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным.

26. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная.

27. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах.

28. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется.

29. Меня часто обижают дома.

30. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать.

31. Отношения в семье весьма натянутые.

32. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно.

Обработка данных.

За каждый ответ «да» в 1- 17 начисляется 1 балл.

За каждый ответ «нет» в 18-32 начисляется 1 балл.

Результаты:

Показатель "характеристика биополя семьи" может варьироваться от 0 до 35 баллов.

0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся семьи, признающих свою совместную жизнь "трудной", "невыносимой", "кошмарной".

9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат.

16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые "возмущающие" факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение.

23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Приложение 2. Тест для родителей.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей степени определяется характер

человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.

В. Главным образом врождёнными задатками.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это утверждение не имеет отношения к действительности.

Б. Соглашусь с этим, при условии, что нельзя забывать о роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен.

3. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор об этом, а в школьном возрасте главное – позаботиться об ограждении их от безнравственности.

Б. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

В. Меня этому никто не учил, сама жизнь научит.

4. Следует ли родителям давать ребёнку деньги на карманные расходы?

А. Лучше регулярно выдавать определённую сумму и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму, на определённы срок, чтобы ребёнок сам учился планировать расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснять отношения с обидчиком и его родителями.

Б. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Пусть сам разбирается в своих отношения.

6. Как вы отнесётесь к сквернословию своего ребёнка?

А. Накажу и постараюсь оградить от общения с невоспитанными сверстниками.

Б. Постараюсь объяснить, что в нашей семье, да и вообще, среди порядочных людей это не принято.

В. Ребёнок вправе выражать свои чувства, Подумаешь, все мы знаем такие слова.

7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Если повод не слишком серьёзный, не стану расстраиваться.

8. Считаете ли вы, что подаёте своему ребёнку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Обработка результатов.

Сосчитайте количество ответов, соответствующих каждой букве.

Преобладают ответы А - авторитарный стиль воспитания.

Большинство ответов Б - авторитетный(демократический) стиль воспитания.

Наибольшее количество ответов В - попустительский стиль воспитания.

Приложение3.

Памятка родителям.

Если ребенка постоянно критикуют , он учится….(ненавидеть)

Если ребенок живет во вражде , он учится… (быть агрессивным )

Если ребенок растет в упреках , он учится… (жить с чувством вины )

Если ребенок растет в терпимости , он учится… (понимать других )

Если ребенка хвалят , он учится… (быть благородным )

Если ребенок растет в честности , он учится… (быть справедливым )

Если ребенок растет в безопасности , он учится… (верить людям )

Если ребенка поддерживают , он учится… (ценить себя )

Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым )

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии , он учится… (быть отзывчивым, находить любовь в этом мире. )

« Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». В.А.Сухомлинский



Такое понятие, как психологический климат в семье, редко бывает на слуху. А вы когда-нибудь задумывались, почему распадаются, казалось бы, крепкие браки? Вы уверены, что ваша семья не находится под угрозой разрыва? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, вам стоит понять, что такое социально-психологический климат в семье.

Это незримое явление оказывает на каждого человека огромное влияние. Особенно это касается детей. Психологическое здоровье будущих членов общества находится под угрозой, если между родными происходят какие-то разлады, то есть царит неблагоприятное и ненормальное отношение в семье.

Психологический климат

Зачем введено такое понятие? На самом деле психологический климат - это настоящий фактор роста личности.

Эмоциональная атмосфера тесно связана с этим понятием. Благоприятная обстановка оказывает положительное влияние на каждого члена семьи, способствует его развитию и укреплению родственных отношений.

Социально-психологический климат в семье играет далеко не последнюю роль в принятии важных жизненных решений и при осуществлении выбора.

Также ошибочно полагать, что домашняя обстановка не влияет на физическое здоровье. Психологи всего мира в один голос твердят, что психологические проблемы являются источником, родоначальником большинства болезней, даже самых распространенных, например, простуды.

Это можно объяснить очень просто. Нервная система - это стержень всего организма. Если с ней начинаются проблемы, страдает иммунитет, то есть защитные силы перестают функционировать. Организм становится подвержен любым внешним отрицательным фактором.

Именно нравственно-психологический климат семьи и обеспечивает здоровье нервной системы. Отсюда можно сделать логичный вывод - близкие люди могут как спасти человека, так и погубить его.

Виды психологического климата

Ничего сложного в этом понятии нет. Психологический климат бывает всего двух видов:

  • Благоприятный.
  • Неблагоприятный.

Понять, какой из этих видов психологического климата касается вашей семьи, очень просто. Ответьте себе на ряд вопросов. Вы живете в согласии, прислушиваясь друг к другу? Вы доверяете членам своей семьи? Вы хотите проводить свободное время с родными? Можете быть спокойны, благоприятный психологический климат в семье - это про вас.

Такая ячейка общества отличается стабильностью. Отношения в семье не накалены, все прислушиваются друг к другу, совместные увлечения и хобби имеют место.

Если на каждый из этих вопросов вы ответили отрицательно, вам нужно срочно принять меры по сплочению и сохранению брака. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье крайне опасен:

  • Частые конфликты приводят к хроническому стрессу.
  • в таких семьях, редко не имеют психологических заболеваний.
  • и детей не ладятся, что приводит к напряжению в доме.

Эти факторы, на первый взгляд, не являются опасными. Но ведь психологический климат - здоровье семьи. Это стержень полноценной ячейки общества. Вам стоит задуматься о будущем вашей семьи, чтобы в дальнейшем избежать проблем со и собственным моральным состоянием.

Немного о детях

Как только на свет появляется ребенок, на него направляется вся любовь, забота родителей. Нового члена общества окружают вниманием. Психологический климат в семье определяет, как будет развиваться личность малыша. Культовые ценности в вашем доме во многом повлияют на ребенка. Вот факторы для благоприятного развития:

  • Хвалите малыша за его заслуги, он будет вам благодарен.
  • Организуйте в семье, чтобы ребенок научился уважать окружающих.
  • Вы должны верить в малыша, чтобы он сам был в себе уверен.
  • В трудных для ребенка ситуациях поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • Подчеркивайте достоинства ребенка, чтобы он умел ценить себя.
  • Если вы будете сдержаны и терпеливы в отношении некоторых недостатков малыша, он научится принимать окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте честными по отношению к членам своей семьи, тогда ребенок вырастет справедливым.
  • Давайте малышу любовь, будьте с ним дружелюбны, чтобы он умел находить позитив во всем мире.

Это положительные факторы, которые помогут ребенку развиваться в правильном направлении, быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить жизнь и близких людей. А самое главное, в будущем он сможет выстроить собственную семью, полную заботы и любви.

Но есть и полностью противоположные факторы. Они, наоборот, будут способствовать тому, что ребенок не сможет стать полноценной личностью. Итак, знакомьтесь с пособием, которое подскажет, как не надо делать:

  • Критикуйте ребенка чаще, чтобы он возненавидел людей.
  • Упрекайте малыша по любому поводу, чтобы он всю жизнь чувствовал себя виноватым.
  • Ссорьтесь с партнером на виду у ребенка, тогда он научится быть агрессивным.
  • Когда у малыша что-то не получается, насмехайтесь над ним, чтобы выработать в нем чувство замкнутости и ненужности.

Как видите, психологический климат в семье играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Устойчивая психика - это основа гармоничного развития. Как поступать и вести себя, решать вам, но для начала обдумайте возможные последствия ваших поступков.

Откуда же берется гастрит?

Конечно, неблагоприятный психологический климат не всегда является виновником гастрита, но исследования ученых показывают, что пищеварительные заболевания напрямую связаны с отношениями в семье. А именно со стрессом, возникающим на фоне конфликтов и разладов.

Создавая благоприятную атмосферу в доме, вы обезопасите себя не только от психологических заболеваний, но и от физических.

Немного о долголетии

Пока косметологи и дерматологи пытаются найти чудодейственное лекарство, способное продлить молодость, психологи Кавказа его уже обнаружили и успешно используют.

Секрет долголетия горных жителей довольно прост. Они чтят традиции, а одна из них - это уважительное отношение к родителям. Особенно это касается людей в возрасте. Вокруг них создается такая обстановка, чтобы они чувствовали свою значимость.

Здесь уже нельзя сказать о том, что психологический климат в семье не влияет на физическое здоровье.

Психологический климат и его влияние на отношения

Исходя из всего вышеизложенного, неблагоприятный психологический климат семьи рано или поздно приведет к ее распаду. Причем причин для этого может быть предостаточно. Когда эмоционально уставший человек долго копит в себе обиды, «взорваться» и уйти из семьи он может из-за банального невкусного завтрака, и обвинять его в этом глупо.

Как известно, чтобы испортить отношения, достаточно начать выяснять их. Постарайтесь действиями, а не словами показать, как вам важна ваша семья и близкие люди.

Социальный успех

Не секрет, что при соответствующей эмоциональной поддержке родных и близких люди имеют намного больше поводов для стремления расти и становиться лучше. Мотивация - это ключ к успеху. Психологический климат в семье создает фундамент для будущих достижений человека как личности.

По статистике, дети, которые растут в неблагоприятной обстановке, менее успешны в жизни, чем их счастливые друзья. Это объяснимо, ведь у человека не останется энергии для новых свершений, если она вся уйдет на злость, обиду и семейные конфликты.

Можно ли улучшить обстановку

Первоначально благоприятный психологический климат формируется тогда, когда в союз вступают две зрелые личности, готовые быть поддержкой и опорой друг для друга.

Но если брак уже заключен, а обстановка испорчена, важно провести работу над ошибками. Нужно завести диалог, во время которого каждый член семьи выразит свои обиды, претензии и недопонимания. Это нужно делать спокойно, максимально прислушиваясь друг к другу.

На основании такого общения нужно пойти на компромисс, найти золотую середину, которая будет устраивать всех членов семьи.

Если таким образом достичь согласия не удается, попробуйте пригласить домой психолога. Он найдет проблемы вашего союза и максимально мягко и ненавязчиво их устранит. Но делать это нужно только при согласии всех членов семьи.

Вместо вывода

Как видите, психологический климат - это которая и определяет ее ценность, важность этих отношений. Лишь готовность принимать родных такими, какие они есть, со всеми слабостями и недостатками, поможет выстроить крепкий союз.

Не стоит при возникновении проблем сразу ставить крест на отношениях. Известно много случаев, когда при преодолении трудностей семья становилась еще сплоченнее. Но для этого нужно желание каждого ее члена.

на отношение ребенка к алкоголю

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Калимуллина Гульназира Махмутьяновна

Педагог-психолог гимназии

Семья – это очень важное, ответственное дело для человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества – счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на мать или отца. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Психологический климат в семье не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным, комфортно будет чувствовать себя ребенок дома или нет.

Так для благоприятного психологического климата в семье характерны:

    сплоченность в семье (Когда и муж, и жена смотрят в одном направлении),

    возможность всестороннего развития личности каждого ее члена,

    высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу,

    чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности (когда ребенок знает, что в семье его любят, радуются за его успехи в гимназии!!!),

    гордость за принадлежность к своей семье (успехи родителей на работе, ребенка в гимназии радуют всех членов семьи) ,

    ответственность за свою семью ( оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей) .

Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, понимание.

Психологический климат в семье

На психологическое состояние, развитие ребенка-школьника влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Родители -первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.

Поэтому родителям, прежде всего, необходимо воспитывать самих себя, правильно организовывать жизнь семьи, создавать высоконравственные внутрисемейные отношения, обеспечивающие здоровый микроклимат в семье. Любая семейная ссора, проблема, нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу ребенка, влияет на него пагубно.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий здесь в гимназии: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок, душевного здоровья, общих интересов в семье. Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому организация совместного досуга не только важное средство воспитания ребенка, но и средство укрепления семьи. В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства подрастающего человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.

Закончить свое выступление хочу притчей о Ходжа Насреддине

Одна женщина прослышала о том, что в их село приехал знаменитый Ходжа Насреддин. И решила она проверить – правду ли говорят о Ходже Насреддине, что он такой мудрый, задав ему каверзный вопрос, на который тот не сможет сразу найтись с ответом. Взяла в ладони живую бабочку, и решила, спрошу «Какая у меня в руках бабочка???» Если скажет «живая», то быстро раздавлю бабочку, если скажет «мертвая», то отпущу бабочку в небо.

- Ходжа, скажи, какая бабочка у меня в руках?

Ходжа Насреддин посмотрел на неё и сказал:

- Женщина, всё в твоих руках!!!

Уважаемые родители! Всё в ваших руках - Каким вырастет Ваш ребенок зависит от вас!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»