Какие бывают семейно-бытовые праздники. Семейно-бытовые традиции и обряды на руси Семейно бытовые праздники и обряды русская свадьба

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Семейно-бытовые обряды предопределены циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские 1 и похоронные .

Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами.

Свадьба - сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян. Свадьба делится на три этапа: предсвадебный, собственно свадебный и послесвадебный. К предсвадебному относятся сватовство, смотрины, сговор, девичник. К собственно свадебному - приезд свадебного поезда в дом невесты, обряд отдавания жениху невесты, отъезд к венцу, венчание, свадебный пир.

Особую роль в свадебном фольклоре играл дружка 2 - самая яркая фигура на свадьбе. Многие русские писатели обращались к этому персонажу, описывая крестьянскую свадьбу (С.В. Максимов, А.Ф. Писемский и др.).

Дружка - мастер на все руки. В народе его величают "легкой ножкой", его "сердце с покором, голова с поклоном", голос приветливый. Речь его наполнена приговорками . Приговорки - это речения, с помощью которых высказываются рекомендации, ритуальные требования. В основе приговорок лежит особый вид рифмованной речи - сказовый стих. Они содержат поэтические образы (добрые кони, чистое поле, путь-дороженька, синее небо под звездами), шутки и каламбуры. Обрядовая сущность приговоров дружки объясняется его ролью на свадьбе. Он прекрасно знал все обычаи и был распорядителем свадебного ритуала. Дружка - это крестьянин. В его приговорах отражаются черты реального крестьянского быта.

На свадьбе звучали произведения различных фольклорных жанров: причитания, песни, приговоры и пр.

Среди обрядовых песен выделялись песни величальные и корильные .

Величальные песни прославляют участников свадьбы: жениха, невесту, родителей, гостей и дружку. Они включают изображение внешности, одежды, богатства. В них идеализировался окружающий мир и отразилось представление крестьян об эстетическом и нравственном облике человека, мечты о счастливой, богатой жизни. Главным принципом изображения в этих песнях является принцип преувеличения. В величальных песнях даются своеобразные портреты участников свадьбы. Например:

У нас князь-то хорошенький, У нас князь-то пригоженький, У него лицо белое - Да побелее снегу белого.

Так изображался жених.

В песни вводились различные предметы из железа, золота и серебра, подчеркивающие неизменность величального мира. Композиция произведений этого жанра построена на описании. Во многих песнях используются монологи, для изображения воспеваемых героев привлекается символика (солнце, звезды, месяц, виноград, птицы).

Корильные песни противоположны величальным. Они "корили" участников обрядов за различные пороки: скупость, жадность, пьянство, глупость и т. д. В этих песнях главным принципом изображения является гротеск 3 . Жених в них представлен в сатирических тонах:

"Сам шестом, голова пестом, уши ножницами, руки грабельками, ноги вилочками, глаза дырочками". Сват представляется в корильных песнях бестолковым, неразумным, глупым, тупым: "Бестолковый сватушка! По невесту ехали, в огород заехали, пиво бочку пролили, всю капусту полили...". В противоположность величальным песням, в корильных крестьянский мир изображался с жизненным бытовым укладом.

К обрядовой поэзии относятся и игровые песни. Они связаны с игровой деятельностью персонажей. Произведения этого жанра, по мнению ученых, более древние и связаны с трудовыми процессами: заклинание урожая, богатой и удачной охоты, а также с отношением человека к природе. Предметом их изображения является мир растений и животных. Для них характерны повелительная и восклицательная интонации. Это зрелищные песни. Они обращены к зрителям, запечатлевают сами игры.

Читайте также другие статьи раздела "Обрядовая поэзия" :

Календарные обряды

Свадьба – очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Бракосочетание – это универсальный ритуал. Он есть у всех народов – африканских племен, эскимосов, американских индейцев – независимо от их географического положения и степени развития общества. У всех этих народов можно проследить множество схожих черт в брачной обрядности и традициях, несмотря на то, что их территории расселения находятся за тысячи километров друг от друга.

Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональным вариациям у славянских племен. Свадьба окружена множеством обычаев, символов, обрядовых действий – фата у невесты, обсыпание молодоженов хмелем, зерном, обручальные кольца… Но современный человек едва ли знает, какой смысл кроется за этими обычаями и символикой. Знание истории ритуала бракосочетания помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство- Смотрины – Рукобитие – Вытие - Девичник / Мальчишник – Выкуп - После этого следует таинство венчания – Гуляние - Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар - у нас купец».

Сватовство Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.

Смотрины Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов. От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды. Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, - назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («помолвка», «рукобитие», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба, а девушка с парнем становятся «женихом и невестой». После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства в доме невесты. На него обычно собиралось родственники и друзья семьи, жители деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне. На «сговоре» предполагалось угощение для гостей.

Обещание жениться часто подкреплялось задатками и залогами. Отказ от обручения считался делом бесчестным, долженствующим навлечь на виновного как небесную, так и земную кару, в виде взыскания расходов, даров, платы за бесчестье, а иногда - и уголовного наказания.

Объявление о помолвке происходило обычно за столом. О помолвке гостям объявлял отец девушки. После его речи молодые выходили к гостям. Первыми пару благословляли родители, затем свои поздравления приносили гости, после чего пир продолжался.

После помолвки родители жениха и невесты договоривались о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д. Жених делал невесте свой первый подарок - часто кольцо, как символ крепкой любви. Невеста, принимая его, давала свое согласие стать его супругой.

Церковное воззрение в древней Руси приспособилось к народному: освящало церковным благословением обручение, совершавшееся часто задолго до заключения брака, и признавало его нерасторжимость; но решающий момент в заключении брака церковь видела в венчанье, за укрепление которого в жизни усиленно боролась.

Вытие Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Хождение невесты в баню - непременный атрибут большинства региональных традиций. Этот обряд мог происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром. Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями. Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Первый день свадьбы

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между обручением и венчанием, либо даже перед обручением.

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

[править]

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Художественные традиции

Художественное творчество

семейно-бытовых праздников и обрядов»

преподавателя

Кучер Н.А.

Курск - 2007


План занятия:

1. Понятие обрядности.

2. Значение обрядов.

3. Классификация обрядов.

4. Семейно-бытовые обряды (родильная, крестильная, свадебная и похоронная обрядность).

1.Стремление людей ярко, торжественно и красочно отметить узловые события своей жизни обусловлено преданию этим событиям формы праздников и обрядов.

Что же такое обряд?

Обряд – совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни.

Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения. Это то, что принято («обычно») делать в той или иной ситуации, у того или иного народа.

Ритуал – последовательность действий при проведении обряда.

Церемония – это то же, что и ритуал, но характерна для особо значимых торжественных случаев.

Традиция – общественное явление, передающееся из поколения в поколение, охватывающее сферы быт, семья, мораль, религия.

2. В настоящее время обряд играет всё большую роль в духовной жизни людей. Они необходимы современному человеку, т.к.

· Создают условия для внутрисемейного и межсемейного общения, знакомства, совместного времяпрепровождения;

· Создают атмосферу веселья, радости, раскованности;

· Придают общественной значимости события личной жизни человека;

· Способствуют формированию личности;

· Воспитывают человека;

· Дают возможность реализовывать себя;

· Формируют мировоззрение;

· Помогают снять психологическое напряжение, организовать досуг;

· Способствуют получению положительных эмоций и т.д.

3. Обряды можно подразделить на определенные виды. К ним относят:

· Гражданские обряды (посвящение в студенты, проводы в армию…)

· Трудовые (посвящение в профессию, проводы на пенсию, юбилей…)

· Семейно-бытовые (рождение, крещение…)

· Календарные (пасха, рождество…)

4. Семейно-бытовые праздники и обряды связаны с круговоротом человеческой жизни; отражают жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.

Многие ученные считают, что некогда земледельческая и семейно-бытовая обрядность составляли единое целое, имея одну общую задачу – достижение благополучия в семье, хорошего урожая. Неслучайно большое сходство наблюдается в календарных и свадебных песнях заклинательного характера.

Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким событиям в личной жизни человека, а не постоянно повторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и соответственно иные функции и иное содержание позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу.

Календарные праздники связаны со сменой времен го­да, с круговоротом природы. Другая группа праздников и об­рядов - семейно-бытовые, посвящена наиболее важным ве­хам иного круговорота - круговорота человеческой жизни, отражает жизнь человека от рождения до смерти, традицион­ный быт и семейные традиции.

К ним относятся: родины, крестины, именины, новосе­лье, свадьбы, похороны. Необходимо отметить, что семейно-бытовые и календарные праздники и обряды тесно связаны друг с другом. Многие ученые считают, что некогда земле­дельческая и семейно-бытовая обрядность, особенно свадеб­ная, составляли единое целое, имея одну общую задачу - дос­тижение благополучия в семье, хорошего урожая. Не случай­но большое сходство наблюдается в календарных и свадеб­ных песнях заклинательного характера. Ряд песен исполняет­ся на календарном празднике и на свадьбе. Часто можно на­блюдать трансформацию аграрно-календарной обрядности в семейно-бытовую (например, купание новорожденного в ко­рыте с зернами злаков, встреча молодых свекровью после венца в вывороченной шубе, ритуальные блюда крестинных и поминальных трапез и т. п.).

Вместе с тем приуроченность к наиболее ярким собы­тиям в личной жизни каждого человека, а не постоянно по­вторяющимся датам, обусловленным сменой времен года, и соответственно иные функции и иное содержание позволяют выделить семейно-бытовые праздники и обряды в отдельную группу. Последовательность проведения объективно задана самой жизнью человека. Поэтому знакомство с семейно-бытовыми праздниками мы начнем с рассмотрения родиль­ной обрядности.

Родильная обрядность

Обычаи и обряды родильного цикла играли огромную роль с древнейших времен. Нельзя забывать, что первой формой социальной организации людей был материнский род, и при трудных бытовых условиях, небольшой продолжи­тельности жизни древнего человека выполнение женщинами своей природной функции деторождения было основным ус­ловием существования рода. События, связанные с этим, воз­водились в культ. Обряды родильного цикла существуют ты­сячелетия и являются древнейшими в истории человечества. Главный смысл родильного цикла определялся заботой о ро­ждении здорового ребенка и сохранении жизни и здоровья матери. Это обуславливало проведение магических обрядов, почти не видоизмененных под влиянием церкви.

В народе бытовала поговорка: «Много детей бывает, но «лишних» Бог никому не посылает». И еще в старину говори­ли: «У кого детей много, тот не забыт от Бога». Многодет­ность в народе всегда приветствовали, осуждение многодет­ных семей порицали, а бездетным сочувствовали. В некото­рых местах России уже во время свадьбы предпринимали ме­ры предосторожности, обеспечивающие успешное деторож­дение молодой женщины. Нередко они носили суеверный оттенок. Н. Сумцов" писал, что в Нижегородской губернии молодых из-за свадебного стола выводят так, чтобы избежать кругового обхождения, иначе молодая не будет рожать. Во время покрывания головы молодой сажают ей на колени ма­ленького мальчика с целью расположить молодую женщину к рождению первенца мужского пола.

Довольно насыщенным разнообразными обрядами, обычаями, суевериями является период вынашивания ребен­ка.

Беременная женщина на Руси была объектом множест­ва суеверий, в которых, однако, нельзя не увидеть рацио­нальное зерно. Некоторые из них регламентировали ее поведение, запрещали или, наоборот, поощряли определенные действия.

" Сумцов Н. Народное воззрение на новорожденного ре­бенка // Журнал министерства народного просвещения. 1880.№11.-С.70-72.

К таковым можно отнести:

Запреты контактов с определенными предметами. Во избежание трудных родов беременной запрещалось пере­ступать через жердь, оглобли, хомут, веник, топор, вилы, грабли, перелезать через забор, окно, ступать на след коня. Нельзя было брать в руки веревки, переходить под ней, чтобы пуповина не обвилась вокруг шеи ребенка и не задушила его. Не рекомендовалось смотреть на огонь - у ребенка будет ро­димое пятно.

Временные и пространственные ограничения. Бе­ременные должны были избегать «нечистых мест» и «нечис­того времени». Им запрещалось стоять или сидеть на пороге, на полене, на меже, находиться на перекрестке, на кладбище, подходить к строящемуся дому, выходить из дома после за­хода солнца.

Запреты в питье и еде. Беременным запрещалось есть рыбу, иначе ребенок не будет долго говорить, есть на ходу - ребенок станет плаксой, не есть заячье мясо - родит пугливого ребенка, не есть тайком, иначе ребенок станет во­ром, не вкушать меда - иначе ребенок будет «золотушным», не употреблять сросшихся плодов - родит двойню, не пить вина - ребенок станет пьяницей.

Социальные запреты. Нельзя во время беременности ругаться с соседями, раздражаться - дабы не испортить ха­рактер ребенка, а также красть, передразнивать кого-либо, участвовать в обрядах (быть крестной матерью, свахой, дружкой на свадьбе, присутствовать на похоронах, обмывать покойника).

Запреты смотреть на все неприятное и безоброч­ное, т. к. предмет, вызвавший отвращение беременной, не­пременно отразится на ее ребенке Не рекомендовалось гля­деть на животных (иначе ребенок родится мохнатым, с длин­ными когтями), на некрасивых людей, а в особенности имеющих какой-либо порок - ребенок будет безобразным. И наоборот, полезным считалось созерцать прекрасное: цветы, месяц, красивых детей в реальности и в различных изображе­ниях - тогда ребенок родится не только здоровым, но и при­ятной внешности.

Определенной регламентации подвергалось и отноше­ние к беременной окружающих. Так, беременной нельзя было отказывать в еде (ведь просит не она, а младенец) - иначе «мыши погрызут одежду», не выполнить ее просьбу (сам не съешь, а беременной не откажи), при ней нельзя было ссо­риться, кричать, громко говорить - испугаешь ребенка

Правда, отношение к беременной в народе было двоя­ким. С одной стороны, она несла добро и являлась олицетво­рением плодородия. Способность беременной к магической передаче плодородия использовалась во многих обрядовых действиях: для увеличения плодовитости скота, домашней птицы, увеличения урожая зерна, плодовых деревьев. Во время засухи будущую маму обливали водой, чтобы вызвать дождь. При пожаре она обходила дом, что помогало погасить пламя. С другой стороны, по суеверным представлениям, от женщины, ждущей ребенка, исходила опасность. Очевидно, это было связано с присутствием в ней двух душ и ее близо­стью к границе жизни и смерти. («С брюхом ходить - на во­роту смерть носить»). И это вызывало разнообразные охрани­тельные меры со стороны окружающих и рождало опреде­ленные суеверия. Так, например, верили, что встреча с бере­менной женщиной приносит несчастье.

Вместе с тем женщина, ждущая ребенка, сама нужда­лась в защите от злых сил, способных навредить ей и ее по­томку. Для защиты от них она всегда имела при себе предме­ты - «обереги»: красные шерстяные нити, лоскуты, ленты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки или пояса, пуч­ки разноцветной пряжи, завязанные «мертвым узлом», же­лезные предметы - иголку, нож, а также щепки от разбитого молнией дерева, уголь, кусочки кирпича от печи, соль.

Естественно, и будущую мать, и всю семью очень ин­тересовал пол ребенка. И не из простого любопытства: от этого напрямую зависело благополучие семьи Рождение мальчика означало появление помощника и будущего кормильца, девочка же воспринималась как разорительница, ко­торой уже с раннего возраста нужно готовить приданое. А повзрослев и выйдя замуж, она покинет родной дом и будет работать на чужую семью. Способов угадать пол ребенка су­ществовало много. Сохранилось древнерусское свидетельст­во о гадании подобного рода: «...и чреваты жены медведю хлеб дают из рук, да рыкнет, девица будет, а молчит- отрок будет». Кончив ткать, будущая мать выбегала на улицу и ждала первого встречного, считалось, что его полу и будет соответствовать пол ребенка. Мальчика следует ждать в том случае, когда у последнего ребенка в семье на шее волосы не заканчиваются косичкой, когда отец будущего ребенка най­дет во время пути кнут, когда посаженный за свадебный стол ребенок выберет какую-нибудь принадлежность мужчины, например, трубку, а не платок или наперсток.

Следующим этапом родильной обрядности являются обряды, сопровождающие появление ребенка на свет. Не­обходимо отметить, что в этих обрядах участвовали, главным образом, женщины: бабка-повитуха, родственницы и соседки. Участие же мужчин было весьма ограниченным. Своеобраз­ным церемониймейстером родов выступалабабка-повитуха. Без повивальной бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Она занималась не только принятием родов, но, глав­ное, умела выполнять необходимые, с точки зрения крестьян, процедуры над ребенком и роженицей, сопровождая их маги­ческими действиями. Основными процедурами были: обреза­ние пуповины, действия с последом и купание ребенка. Все действия повитухи с новорожденным объединялись одним термином - «бабить». Повивальная бабка - лицо, никем не избираемое, добровольно принимающее на себя определен­ные, нигде не записанные, но осознаваемые ею обязанности. Она не могла отказать в просьбе прийти к роженице, даже если ей этого очень не хотелось, не могла требовать возна­граждения за труды, а довольствовалась тем, что ей давали. Община предъявляла довольно строгие требования к лично­сти повитухи. В роли повитухи выступала обыкновенно по­жилая женщина (девушки повитухами быть не могли). Она должна быть безупречного поведения, быть счастливой в се­мейной жизни, богобоязненной и истово соблюдающей все православные обряды.

В некоторых местах считали, что повивать могли толь­ко вдовы, а не «мужние жены». Повитуха не должна была обмывать покойников, в противном случае новорожденные, принятые ею, будут умирать. По той же причине повитухе возбранялось участвовать в избавлении от нежеланных детей:

все свое знание и умения она должна была направлять только на сохранение жизни ребенка. При выборе повитухи обраща­ли внимание и на то, не умирали ли ее собственные и пови­тые ею дети."

Сообразуясь со всеми требованиями, русский крестья­нин выбирал повитуху и звал ее в дом. Тотчас по появлении в доме родильницы повитуха зажигала лампады у икон и моли­лась. Затем принимала меры «от сглазу»: умывала женщину «с уголька», велела ей утереться мужниной шубой «от напус­ка», мазала «уговорным маслом».

Затем повивальная бабка ведет роженицу в баню (кото­рая заранее топится), чтобы распарить и размягчить кости. Положив роженицу на полок, она растирает ее маслом. Перед тем как лечь в постель или уйти в баню для родов, родильни­ца «прощается со своими семейными», обращаясь сначала к свекру, потом к свекрови и затем к остальным членам семьи.

Помимо своих прямых обязанностей, связанных с ря­дом симптоматических действий для облегчения родов, бабки постоянно заботятся о защите роженицы от нечистой силы, используя при этом христианскую атрибутику: ладан, святую воду и молитвы. В заговорах повитуха обычно обращается за помощью к различным святым: Зосиме и Савватею, Анне-пророчице, Кузьме и Демьяну, Пресвятой Богородице и к своей главной покровительнице и помощнице - бабушке Соломониде (Соломее, Соломонии).

" Листова Т. А. Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с повивальной бабкой/Русские: семейный и общественный быт. М: Наука, 1989. С. 143.

По народным представ­лениям, именно Соломея выполняла все те действия с мла­денцем Христом, которые должна была исполнять деревен­ская повитуха. Именно к ней обращалась повитуха, прося: «Бабушка Соломонида, приложи рученьки рабе Божьей.... (имя роженицы)» или: «Бабушка Соломонида, Христа пови­вала- помоги!»

Муж роженицы играл значительную роль при родах, хотя и подчинялся беспрекословно всем указаниям повитухи. В народе было чрезвычайно распространено мнение, что ро­ды сильно облегчаются, если муж находится подле жены в минуты страданий. Муж поил роженицу водой из своего пра­вого сапога, развязывал на ней пояс, прижимал коленом спи­ну жены, - все эти действия по народным представлениям якобы ускоряли и облегчали роды. Иногда для этой же цели повитуха велела будущему отцу ломать изгородь, посылала к священнику и т. п.

Другим довольно распространенным способом облег­чения родильных мук был обычай разыгрывать роль родиль­ницы ее супругом. Так, у белорусов Могилевской губернии и в Ельнинском и Смоленском уездах муж одевался в женскую одежду: рубаху или юбку, повязывал голову платком и сто­нал во время родов, как будто разделяя страдания жены. Слу­чалось, что муж нередко начинал чувствовать серьезное не­домогание, так успешно он «входил в образ».

Для облегчения родов прибегали к разного рода прие­мам и манипуляциям, имеющим большей частью магическое значение: зажигали освященную восковую свечу и держали ее перед лицом роженицы, метлой стучали в потолок избы, обращаясь за помощью к «домашнему духу», покровителю семьи. Во многих местах России размыкают и развязывают все, что замкнуто и представляет собой какую - либо прегра­ду, способную помешать быстроте родов: отпирают в доме все замки, сундуки, шкафы, раскрывают двери и печные за­слонки, развязывают узлы, расплетают косу, развязывают пояс и платок на роженице, снимают с нее серьги и кольца. При трудных родах идут к священнику с просьбой отворить Царские двери (ворота), зажигают венчальную свечу, служа молебен Запрестольной Божьей Матери, т. е. той ее иконе, которая находится за престолом в местном храме." Счита­лось, что в таких случаях хорошо помогает и пояс священни­ка, которым он опоясывался во время богослужения. Его клали на живот роженицы. Почти повсеместно роженицу триж­ды обводили вокруг стола, на углах которого лежит соль. Бе­ременная отведывала ее из каждой кучки и вслед за повиту­хой произносила заговор на облегчение родов: «Ты, соль, свята; ты, соль, солона; ты, соль, крепка! Расступися соль, мне недуги отпусти, что в животной кости, во черной во кро­ви; услади все колотья и болести в трудну пору, а я ражидаюся!» ""

По совершению родов повитуха подносит младенца к отцу и просит его перекрестить. Отец крестит малютку и идет затеплить перед иконами свечу. Далее наблюдают за ребен­ком, стараясь угадать его будущую судьбу. Счастливчиком считается появившийся «в сорочке» - неповрежденной ма­точной оболочке. Повсеместно сорочку тщательно сохраняли, чтобы «счастье» никогда не покидало своего избранника. Счастье пророчили и тому новорожденному, который, будучи женского пола, похож на отца, а мужского - на мать. Удача ожидает младенца, если в день его рождения в доме была ка­кая-нибудь прибыль, а также того, кто родится с волосками на голове и т. п.

Большое внимание придается дню и времени рождения. Так, во Владимирской губернии счастливыми днями рожде­ния считались воскресенье, вторник, четверг и суббота, дру­гие же дни предвещали человеку болезни и бедность. Самое счастливое время суток для рождения - утро «меж обедни и заутрени», как говорится в великоросской свадебной песне.

" Успенский Д. И. Родины и крестины, уход за родильницей и № рожденным // ЭО. 1895. №4.

"" Дмитриев В. В. Семейные обряды владимирской деревни. Владимир, 1995. С.9.

Ночное же рождение считается несчастливым. «Не жилец» младенец, родившийся на исходе месяца.

Одновременно принимались меры, способные благо­творно повлиять на дальнейшую судьбу младенца. К ним от­носятся: обрезание пуповины, первое купание и перепечение младенца.

Во Владимирской губернии обрезание пуповины маль­чика производилось обязательно ножом и на каком-либо плотничьем или столярном инструменте. Крестьяне считали, что только в этом случае из ребенка выйдет работящий и де­ловой человек. Напротив, у девочек пуповину перерезали ножницами, и притом так, чтобы она упала на женскую рабо­ту (вязание, шитье и т. п.). В этом случае родившаяся непре­менно станет домовитой хозяйкой. Пуповину, как и сорочку, засушивали и сохраняли, либо закапывали в землю.

Большое значение придавалось и первому купанию младенца. Корыто наполняли речной водой, едва нагретой, а иногда и ледяной, в которую добавляли зерна ржи, овса, гре­чи, бросали золотые или серебряные монеты, что должно бы­ло способствовать счастью и будущему богатству младенца.

«Перепеченье» употреблялось только для слаборож­денных младенцев, чтобы придатьим новые силы для жизни. Младенца обвязывали мокрым полотенцем и на деревянной лопате трижды засовывали в натопленную печь, быстро вы­таскивая обратно. При этом повитуха произносила заговор, обращаясь к огню и прося его «кости сварить, дите укре­пить». Таким образом ребенок как бы рождался заново, но уже здоровым, его болезни сгорали в очистительном огне.

Родившегося ребенка чаще всего завертывали в рубаху или иную одежду отца, непосредственно с него снятую. О рубахе матери упоминается значительно реже. В этом обычае проявлялась символика связи отца с ребенком, пожелание ребенку здоровья, отцовской любви и заботы, а также пере­дача ребенку положительных отцовских качеств. Родитель­ская рубаха становилась не только первой одеждой новорож­денного, но и оберегом «от сглаза». Нередко с этой целью к люльке новорожденного подвешивали ношенные отцовские вещи. Стирать одежду не полагалось, иначе «смоется отцов­ская любовь». Обряд принимания новорожденного в одежду отца составлял таким образом акт усыновления новорожден­ного отцом, признание дитяти. В этом же смысл передачи новорожденного отцу при выносе в первый раз в избу.

Немаловажное значение придавалось в этот период предохранению ребенка и матери от «сглазу», «напуску» и «нечистой силы». По народным воззрениям, роды делают ро­дильницу и ребенка «нечистыми», поэтому они особо уязви­мы для «нечистой силы». Кроме того, младенец еще не кре­щен и посему лишен небесной защиты. Охранительные меры принимает повивальная бабка: время от времени она крестит окна, двери, голову ребенка и родильницы. Родильница в те­чение девяти дней не должна выходить из дому, а если выхо­дит, то с молитвами и крестясь С момента рождения и до крещения роженицу и новорожденного не оставляли в комна­те одних, дабы злые духи не завладели душой некрещеного младенца и не принесли вред родительнице. Кроме того, ос­тавленного младенца может унести домовой или леший С охранительными целями по-особому обустраивалась колы­бель младенца. «От сглаза» использовалась осиновая кора, отгоняющая колдунов. Для устрашения нечистой силы в по­стель новорожденного клали клок собачьей шерсти или «под головы» острые предметы: нож, вилку и т. п. Хорошо, по кре­стьянскому разумению, помогали в этом случае четверговая соль и крещенская свеча.

Когда все предосторожности были приняты, пол в избе вымывался, а двери открывались для посещения родственни­ков и знакомых. Последние несли с собой подарки - «зубок» - лакомства или хлеб с солью. Не навестить родильницу счи­талось зазорным, все равно что не помянуть умершего.

Крестильная обрядность - один из самых значимых этапов родильной обрядности. Необходимо отметить, что время от рождения до крещения младенца было, как правило, непродолжительным. И вот почему. Младенец мог умереть «не приведенным» к вере, и его невинная душа досталась бы дьяволу Некрещеного легко было «сглазить», «напустить порчу», он был легкой добычей для нечистой силы. Креще­ние проводилось желательно натощак, не прикладывая мла­денца к материнской груди. По церковным канонам крестили на восьмой или сороковой день. Эти сроки были связаны со значимыми датами младенческой жизни Христа - Обрезани­ем и Сретеньем.

Главные действующие лица крестильных обрядов - крестные родители или восприемники (т. е. принимающие ребенка из купели). Православная церковь возлагала на них поручительство перед богом при вступлении ребенка в лоно церкви и дальнейшую заботу о своих духовных детях. В на­роде же восприемники считались вторыми родителями ре­бенка, его опекунами и покровителями По большей части восприемниками становились кто-либо из близких родствен­ников - взрослых, уважаемых и состоятельных. Но бывало, что восприемником мог стать случайный прохожий, встре­тившийся повитухе, бежавшей к реке за водой для купания младенца. Так, приглашали только одного восприемника и в случае, когда дети у кого-либо не живут. Иногда приглашали в восприемники и священников, давая младенцу его имя. Восприемники не только становились покровителями крест­ника, но и вступали друг с другом в духовную связь и имено­вались как «кум» и «кума».

Приглашение восприемников совершалось отцом ново­рожденного, приходящего в дом будущего кума с поклонами и угощением. Приглашение считалось честью, а отказ - большим грехом. Восприемничество было связано с больши­ми расходами. К крещению восприемник покупал крестнику крестик, платил священнику за крестины, делал подарки ро­дительнице, одаривал деньгами повитуху. Кума несла ребен­ку крестильную рубашку, матери предназначался отрез ситца или холста. Кроме того, кума должна была подать батюшке полотенце, утереть руки после окунания младенца в купель. Перед крещением повитуха производила над ребенком ряд магических действий: купала его в корыте с проточной водой, произнося заговоры, защищающие ребенка от сглаза и нечисти и долженствующие обеспечить ему крепкое здоровье. За­тем она одевала ребенка в разрезанную материнскую или от­цовскую рубаху в зависимости от пола младенца и с молит­вой отдавала «куму» - мальчика, «куме» - девочку.

При выходе из дома кум и кума не должны были обо­рачиваться, громко говорить, спотыкаться о порог, иначе бу­дет худо младенцу, да и им самим «не будет пути - дороги». Крещение происходило обычно в церкви, но в случае, если ребенок был слаб, крестили и дома, но обязательно не в той комнате, где происходили роды, т. к. она считалась осквер­ненной. Мы не будем рассматривать церковное таинство крещения. Остановимся лишь на некоторых суевериях, кото­рые сложились в народе на основе элементов этого строго канонизированного обряда. Так, во время погружения мла­денца в купель наблюдали за его поведением. Если он «вытя­гивался» над купелью и молчал, это означало, что младенец долго не задержится на этом свете. Когда священник выстри­гал только что крещеному младенцу волосы на головке, вос­приемники, закатав их в воск, бросали в купель. Если воско­вой шарик тонул, то младенец вскоре помрет, плавает на по­верхности - будет жить.

Ряд суеверий был связан с водой, используемой в обря­де крещения: за ней ходили обязательно без коромысла (ина­че младенец будет горбат). После крещения воду не следова­ло выливать где попало, в грязь и особенно на помои, иначе судьба ребенка будет замарана, не сложится. Для этой цели было необходимо найти укромное место, где бы не ходили люди, а тем более животные. Особыми обрядами встречали новокрещеного из церкви. Кумовьев с ребенком встречала хлебом-солью повитуха. Ребенка клали на вывернутую вверх мехом шубу, овчину или на мягкую подстилку, под которой были спрятаны предметы-обереги. Шуба должна была обес­печить ребенку богатство и благополучие. Младенца клали на лавку под образа или на печь или подносили к наружному отверстию печи и обращались к домовому (а печь была его жильем) с просьбой принять новорожденного в дом: «Родной, приходи, дите сприми, в доме укрепи» Кумовья и родня по­здравляли родителей ребенка с «новопосвященным».

Особое место в родильно-крестильной обрядности за­нимали обряды, символизирующие принятие в семью и об­щину нового члена. Наиболее ярко эти обряды проявлялись в ритуале утверждения т. н. крестного стола, своеобразного домашнего празднования рождения и крещения новорожден­ного.

На крестины собирались все члены семьи, непременно приглашались крестные отец и мать. Гости приносили с со­бой подарки и угощения, дабы освободить еще неокрепшую хозяйку от хозяйственных работ. Хозяйкой крестного стола становилась бабка-повитуха. Она накрывала на стол, подава­ла блюда и готовила главное блюдо праздника - «крестиль­ную кашу». Каша варилась из пшена и отличалась от постно­го сочива, подаваемого в рождественский или крещенский сочельник, тем, что была «богатая», т. е. скоромная, сытная и вкусная. Эту кашу вкушали не но «щепотке», как сочиво, а угощались ею всласть. Готовя кашу, бабка не жалела добав­лять в нее молоко, масло, сливки, яйца. Готовую кашу укра­шали половинками вареных яиц. Иногда в кашу запекали ку­рицу или петуха, смотря по тому, кто родился: мальчик или девочка

Крестильная каша была ритуальным блюдом, через ко­торое отождествлялось рождение младенца с плодородием земли, скота. Бабка-повитуха, ставившая на стол горшок с кашей (иногда ее приносили прямо в меховой шапке), произ­носила: «Водись на полоке ребятки, под полоком телятки, под печкой поросятки, на полу цыплятки. А мой внук расти высоко - высоко!». Или: «Сколько всего в торгу, столько бы­ло б в этом дому, хлебушко б родился, скоток водился, а мла­денец велик рос и счастья бы знал».

Первым бабка угощала отца новорожденного, поднося ему в ложке сильно пересоленную кашу: «Ешь, отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своему сыну (или доч­ке)!» «Как тебе солоно, так и жене твоей солоно было ро­жать!» Или: «Солона кашка, и солоно жене было родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся дети после!»." За от­цом младенца угощаются кумовья и далее все присутствующие

Обряды с «бабиной кашей» обязательно включали сбор денег, известный во многих местах под названием «продавать кашу». Деньги и подарки «на зубок» клали или на платок, которым накрывался горшок, или прямо в кашу. Деньги и подарки забирала себе повитуха, что и было наградой ее за| работу. Тот, кто подносил самый дорогой подарок (выкуп), получал право угощать гостей кашей. Как правило, это был крестный отец. Таким образом, сбор денег повитухе пред­ставлял своеобразную коллективную оплату ее деятельности, благодарность сельской общины за труды по отношению к новому члену коллектива.

Вы держите в руках уникальную энциклопедию практической славянской магии, в которой собраны проверенные временем, передававшиеся из век в век магические обряды, заговоры и обереги. Когда и где возникло славянское ведовство? Каким образом славянские маги и ворожеи заглядывали в будущее? Как привлечь к себе богатство, процветание и удачу? Как быть счастливым в интимных отношениях и семейной жизни? В этой книге вы найдете эффективные магические рецепты, которые помогут исцелиться от болезней, надежно защитить себя от сглаза и порчи, а также свыше 40 различных способов предсказания будущего, заговоры на привлечение девушек и парней и сильнодействующие любовные привороты, которые помогут вам стать любимыми и счастливыми.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Славянские обряды родового круга. Древняя сила предков (Дмитрий Невский, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Бытовые обряды

В родноведении, или магии, наших предков существует большое количество разнообразных обрядов. Цель их однозначна и понятна – достижение задуманного, покровительство, защита, успех. В общем, наши предки стремились к тому же, к чему стремятся и наши современники.

Часть этих стремлений перенеслась из области неизведанного или таинственного во вполне материальные и понятные науки. Но некоторая часть так и осталась за порогом современных знаний.

Итак, бытовые обряды. В большинстве своем они проводились девушками, женщинами. Следовательно, это направление можно смело называть женской родовой магией. И не потому, что мужчины не могли этим заниматься, а потому, что женщины более практичны в вопросах семьи, дома и быта. Да и связь с природой у женщин сильнее, чем у мужчин. Не забывайте, что главной богией славян была Макошь – мать сыра земля, она же богиня судьбы, а кроме того, именно женщина давала человеку жизнь и, следовательно, могла ею распоряжаться.

Бытовые обряды либо проводились как часть Большого праздника, либо превращались в самостоятельное действо, в зависимости от того, какую цель они преследовали.

В большинстве случаев местом проведения бытового обряда являлись дом, баня или территория возле дома. Редко в этот процесс вовлекались иные места или территории.

В каждом конкретном обряде указано, когда именно он проводится – день недели или число. Для нас, современных людей, живущих в бешеном городском темпе, это кажется не совсем естественным – ждать дня, а уж тем более месяца, когда можно провести тот или иной обряд. Но помните, что обряд связан с силами определенного природного проявления, с силами природы, которая имеет фазу активности и фазу покоя. Учитывая их, вы сможете достичь большего, чем в том случае, если вы сделаете все по собственной прихоти.


Макошь (Мокошь) – богиня судьбы («кош», «кошт» – судьба, «ма» – сокращенно «мать»), главная богиня женского пантеона богов, идол которой присутствовал не только в отдельных местах проведения обрядов, но и на общих капищах. В частности, на капище древнего Киева идол Макоши стоял наравне с Перуном.

Макошь почиталась также как богиня, покровительствующая плодородию, деторождению, женским занятиям и, естественно, самим женщинам. К ней обращались за помощью, она помогала в хозяйственных делах и способствовала достатку в доме.

«Обряды окказиональные – это внекалендарные обряды, направленные на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или психическом и биологическом состоянии человека и домашних животных либо, наоборот, на создание кризиса, отклонения от нормы. Антикризисные окказиональные обряды имеют целью достижение наилучших результатов или хотя бы нормы, кризисные обряды (обряды наведения порчи) имеют целью создание кризиса, отклонения от нормы в худшую сторону».

Логинов К. К. «Семейные обряды и верования русских Заонежья»

Любовные обряды

След

Обряд начинается в пятницу вечером.

Необходимо взять землю с того места, на которое ступал привораживаемый. Если это след – то это практически идеальный вариант. Можно самостоятельно насыпать на пол немного земли, чтобы человек прошел по ней, или же снять часть земли с его обуви.

Далее, необходимо сходить на кладбище и выкопать цветок. Это должен быть дикорастущий цветок или растение. Можно, конечно, приобрести цветок, но это сильно снизит эффективность действия. В новый горшок, купленный в пятницу, вы насыпаете землю, взятую со следа, и высаживаете в него могильный цветок. Пока жив цветок в горшке, отношения между людьми будут прекрасными. Если возникнет необходимость разорвать отношения, выбросите цветок. Упрочнить – высадите второй, но первый цветок при этом не выбрасывайте, пока второй не укрепится и не подрастет.

Эта методика относится к разряду бытовой любовной магии, она практически идеальна для молодых пар, так как основана лишь на функции памяти человека и фиксации воспоминаний на требуемый период.


Лада – древнеславянская богиня красоты и любви. Но Лада олицетворяет собой как счастливую, так и несчастную любовь, которую может послать человеку. На свадьбу в дар Ладе, в благодарность за союз и для получения благословения богини, молодые приносили дары – цветы, мед, ягоды.


Яблоко

Если между мужчиной и женщиной произошла ссора и необходимо нейтрализовать конфликт, то одним из самых действенных средств является следующий способ.

Взять яблоко, чем идеальнее оно будет, тем идеальнее станут и взаимоотношения. Некоторое время подержать его в руках (обязательно в обеих ладонях), вспоминая все хорошие моменты, которые были во взаимоотношениях. В течение трех дней носить яблоко при себе. Разрезать на две равные части, соединив их после этого при помощи меда, как бы склеив. Оставить в доме на сутки, а затем съесть: одну половину съедает женщина, другую – мужчина. Причем если конфликт возник на сексуальной почве, то лучше всего сутки подержать яблоко под кроватью. Если конфликт возник на почве быта, оставьте на сутки яблоко в местах наиболее частого посещения – в комнате или на кухне.

Свою часть яблока необходимо съесть целиком либо испечь пирог. Единственное условие – яблоко не должно подвергаться прямому контакту с огнем. В противном случае эффект обряда будет равен нулю.


Привороты, любовные обряды никогда не считались аморальными или противоестественными по той простой причине, что цель, которую преследовали девушки при совершение такого обряда, была естественна и проста – найти человека, который позаботится о продолжении рода, произведет сильное потомство, сможет обеспечить семью. При этом чувства не всегда стояли во главе поступка. По сути, наши предки заботились не столько о своей выгоде, сколько о собственном роде, о его силе.


Лучинка

Раньше для выполнения этого обряда стоило лишь сходить в дровяник и взять там все необходимое. Теперь же, когда дрова в быту стали исключением, вам придется сделать следующее.

Возьмите кухонный нож. Он должен быть хорошо отточен. Сходите в лес и на опушке найдите дерево. Оно должно вам понравиться.

Возьмитесь за ствол правой рукой и мысленно попросите духа леса помочь вам в вашем деле. Затем срежьте небольшую ветку. Заберите ее с собой.

В прошлом использовали смолу, но в нашем случае это условие выполнить довольно трудно. Поэтому вам понадобится свежий мед.

Возьмите Y-образную лучину в правую руку, а I-образ-ную – в левую. Закройте глаза и представьте ваши взаимоотношения с суженым. Затем соедините лучины, предварительно обмакнув кончик I-образной лучины в мед.

Проговорите на соединение следующие слова:

Мы вместе. Да будет так, доколе стоит белый свет!

Возьмите свой носовой платок и заверните в него соединенные лучины. Храните их от чужих глаз.


Хмельной пепел

Этот метод называется так по причине того, что одинаково важными ингредиентами приворота являются спиртное (вино) и пепел.

Необходимо взять бересту, чем белее и тоньше – тем лучше. Сходите в лес и постарайтесь взять нужный кусок бересты (коры березы), но не причиняйте большого вреда дереву.

Вечером зажгите свечу, вспомните образ любимого человека и напишите на бересте:

Мы рядом, мы вместе, мы неразлучны, мы счастливы. Благослови нас, Лада-матушка.

Подожгите бересту и произнесите эту же фразу во второй раз.

Когда будете высыпать пепел в спиртное, произнесите фразу в третий раз.

Если вы добавите при этом в пепел собственную кровь, то это, несомненно, усилит действие. При этом произнесите такие слова:

Одна доля, одна недоля. Как мать скажет, так дочь сделает.

Теперь осталось только сделать так, чтобы вино было выпито тем, кого привораживают.


В древности на спиртные напитки делалось множество обрядов – от вполне безобидных любовных до опасных, связанных с нанесением вреда здоровью человека. Зная это, наши предки старались обезопасить себя, нанося специальные обереги на посуду, из которой они ели и пили.


Семейный очаг

Основная направленность обряда – приворот к дому одного из супругов. Впрочем, в нем заключено и попутное воздействие – невозможность половых контактов на стороне. Обряд также приемлем для предотвращения супружеских измен, даже при подозрении на них.

Для проведения этого действа необходимы береста (или бумага), кровь обоих членов семьи, мужская сперма и женская менструальная кровь.

Берется лист бумаги (бересты), на котором пишутся следующие слова (писать лучше всего кровью):

Я – доля твоя. Ты – доля моя. Недоля порознь, недоля везде, где нет меня. Мати сказывала, наказывала – дитя делало, слушало. Ты слушаешь да ведаешь, где доля твоя и счастье твое.


После этого бумагу следует сжечь, смешать пепел с кровью и прочими ингредиентами, затем добавить в еду или питье того, на кого делается обряд. Но предпочтительнее смешать все с красным вином. Перед тем как положить магические ингредиенты в еду или питье, следует произнести следующее:


Навстречу мне вышли семь братьев: семь братьев семь буйных ветров. Куда вы ушли?

Мы были в чистом поле, в широкой степи, мы пронеслись над чахлыми травами, убогими лесами, богатыми пашнями.

Придите к нам, ветры буйные, утешьте вдов, сирот и ребятишек маленьких, возьмите скорбь земную и вселите ее в неукротимое сердце (имя). Стальным топором сердце ее (его) рубите, и пусть расцветет в нем скорбная печаль.


Береза – женское дерево, которое дает силу и поддержку. Также береза считается деревом Макоши, которая всегда помогает женщине в ее делах. Именно в ознаменование связи с Макошью-матерью повязывались ленточки на ветвях березы.


Действие этого приворота весьма сильно, но применять его следует только к семейным парам. Помимо этого обряда можно продублировать его действие следующим образом.

Сшейте мешочек из ткани трех цветов – зеленой, голубой, оранжевой. Размер его должен быть небольшим. Поместите в него смесь, которая получена при проведении обряда: пепел от бересты, смешанный с кровью и другими указанными компонентами. Смесь должна быть высушена заранее. Мешочек положите внутрь подушки, на которой спит привораживаемый.


Проверьте свои чувства

Этот метод не является приворотным, он направлен лишь на проверку собственных чувств и чувств партнера.

Налейте в горшок воды. Горшок должен быть глиняным и непрозрачным. Дайте воде постоять у изголовья вашей кровати три дня.

Вечером в пятницу, когда вам никто не помешает, сядьте и сосредоточьтесь на объекте страсти. Если под рукой будет фотография – еще лучше. Глядя в горшок, произнесите следующее:

Зову тебя (имя), приди ко мне.

После этого встаньте и откройте дверь, как будто человек пришел. (Повторяю: делать это нужно вечером или ночью, чтобы осуществить контакт во сне.) Затем нужно поговорить с предполагаемым посетителем, сказать ему все, что у вас на сердце. Обговорить в конце разговора какой-нибудь знак, подтверждающий благоприятный исход задуманного. Знак этот будет получен позже, при реальном контакте с человеком.

Во время всего разговора необходимо смотреть в горшок.

После «общения» нужно открыть дверь и проститься. Если этого не сделать, то это может грозить большими неприятностями объекту любви.

Выпейте глоток воды из горшка и ложитесь спать.

Всю процедуру необходимо повторять в течение трех дней. Даже если вы получили знак после первого дня действий, повторяйте процедуру до истечения трех дней. Это не только даст прекрасные результаты, но и упростит сам процесс общения с человеком, поможет привязать его к вам. Однако это не является приворотом.


Пятница – день, когда женщины собирались на еженедельные собрания. Они не только общались, но и пряли, вязали, обменивались советами.

Пятница считается мистическим днем, «наработанным» нашими предками, именно поэтому он наиболее подходит для проведения бытовых и любовных обрядов.

Денежные обряды

Металлические деньги появились на Руси только в конце Х века. Конечно, и до этого времени имели хождение монеты, привезенные из других стран. До появления монет в качестве платежного средства древние славяне использовали меха – шкурки соболей, белок, лисиц, куниц и других ценных пушных зверей. Использовались также и куски ткани – полотна. Отсюда, между прочим, и произошло хорошо известное нам слово «платить». Тем не менее, сколько лет деньгам, столько же лет люди пытаются их «приручить».

Вот некоторые из древних обрядов.


Горшочек с деньгами

Горшок для наших предков считался сакральным, священным предметом. Его использовали как урну для захоронения праха умершего, что определяло его связь с предками. В нем варили первые плоды, отмечая праздник урожая. Горшок всегда оберегался, так как ущербный (колотый) горшок свидетельствовал о том, что в семье начинаются проблемы.

Возьмите глиняный горшок и в течение семи дней, начиная с пятницы, бросайте в него всю мелочь, которая у вас остается в карманах в конце дня. В последний день все монетки выньте и положите вокруг горшка в два круга. Зажгите восковую свечу, накапайте воском на монетки из внутреннего круга – по капле, – приговаривая:

Деньги в круг! Деньги вокруг! Так Белун сказывал!


Эти монетки (из внутреннего круга) становятся вашим денежным талисманом. Их нужно снова положить в глиняный горшочек с крышкой и уже никогда не тратить.

Монетки из внешнего круга раздавали неимущим или просто бросали на перекресте со словами: «Чернобог заберет».


Белобог (Белун) – олицетворение добра, удачи, счастья, благополучия. В принципе Белобог не является персонифицированным образом, а олицетворяет всех светлых богов. Его помнили как подателя благосостояния и удачи, сохранив поговорку: «Мужик с Белуном подружился».


Деньги и домовой

Более подробный разговор о домовом нам еще предстоит, но надо подчеркнуть, что к денежным вопросам этот покровитель дома имеет непосредственное отношение.

Для начала необходимо «познакомить» домового с энергетикой денег. Соберите по дому все деньги, сложите их соответственно достоинству: копейка, рубль, сторублевая купюра и т. д. – и положите их на блюдце. Не страшно, если каких-либо купюр не окажется в наличии. Это указывает на некоторую ограниченность денежных поступлений, но вы можете со временем повторить обряд и исправить финансовую ситуацию.

Не стоит заранее готовиться, набирать повсюду нужные деньги. Как есть – так есть.

Раньше считалось, что место домового – под печкой. Сейчас – рядом с батареей или плитой на кухне. Оставьте блюдце с деньгами на три дня в этом месте. Перед тем как ставить там блюдце, произнесите:

Здравствуй, батюшка-хозяин. Сбереги заработанное, сохрани силу трудов моих, подскажи, как умножить.


По истечении трех дней заберите деньги и верните их в бюджет семьи. Не обязательно их тратить сразу.

В блюдце налейте молока с ложкой меда и поблагодарите домового. Молоко оставьте на сутки.

Вы можете проводить обряд повторно, если возникнет необходимость, но не ранее чем через месяц.


Грязные деньги

Это очень старый, малоизвестный обряд. И причина этого в том, что большинство людей, в том числе и магов, используют только первую часть обряда, а о второй забывают.

Первая часть обряда направлена на перенос чаще всего болезни, реже проблем на других людей. Делается это при помощи денег. Но у этого обряда есть одна замечательная особенность: он представляет возможность вернуть себе утраченное здоровье и силы, причем не избавляясь от чего-то, а, наоборот, приобретая. Обряд способствует активизации всех жизненных процессов и очистке от возможного негатива.

Для его проведения вам понадобится: ключевая вода, 10 свечей, немного соли, смешанной с золой из печи.

Поскольку печная зола сейчас в диковинку, подготовьте ее сами из дерева.

Также необходимо блюдо – тарелка, диаметром не менее 15 сантиметров.

Обряд длительный, так что приготовьтесь терпеливо выполнять все процедуры.

Обряд начинается в день новолуния. Чаще всего его проводят осенью, начиная со дня осеннего равноденствия.

Вам необходимо собрать все мелкие деньги, которые есть в доме, и истратить их в тот же день. Желательно приобрести на них продукты питания.

После этого вечером необходимо взять блюдо, поставить на него 10 свечей по кругу и произнести:

Чернобог принес. Белобог сохранит. Род убережет.


Затем насыпьте в центр тарелки соль с золой.

Все эти приготовления направлены, прежде всего, на защиту от того негатива, который вы будете получать вместе с деньгами.

Начиная с этого дня, внимательно смотрите себе под ноги в прямом смысле слова. Все деньги – чаще всего это монетки, которые валяются на полу, на улице, в магазине, случайно выпали у вас или домочадцев, – нужно собирать в отдельное место, а вечером класть в круг на блюдо, предварительно зажигая свечи. Бросаете монетку и произносите те же слова, которые произносили при зажигании свечей. Затем можно потушить свечи и убрать блюдо до следующего вечера.

Так делать в течение сорока дней. За это время наберется приличная горсть монет, но, может быть, их будет совсем немного. Все зависит от количества ваших проблем.

Вечером сорокового дня возьмите блюдо, поставьте перед собой. Также возьмите емкость с водой. Зажгите свечи. Произнесите следующие слова:

Деньги для покупки, деньги для продажи. Здоровье от отца-матери, силы от природы, разум от Бога. Я не путаю, и меня не запутать, не обмануть. Кто хотел, тому вернется его, а мне – мое. Да будет так.


Погасите свечи и вместе с солью высыпайте все монеты в воду.

Произнесите заговор во второй раз, над водой. И оставьте так до утра.

Затем, сполоснув монеты в воде, вытащите и, не вытирая, положите обсохнуть.

Разделите монеты на три кучки. Первую возьмите в первый день. Предварительно выбросите три свечи на землю не ближе чем в 500 метрах от дома. Истратьте все монеты.

На второй день выбросите свечи на перекрестке, а вторую часть монет также истратьте в этот день.

Оставшиеся три свечи выбросите у входа на кладбище. Монеты оставьте на именной могиле, то есть на могиле того человека, чье имя совпадает с вашим.

Придя вечером домой, зажгите свечу и молитесь о своем здравии, пока свеча не сгорит полностью.

Обряд весьма эффективен, но есть и некоторые тонкости:

– в течение трех дней нельзя давать кому-то деньги, особенно если просят. Именно давать, а не расплачиваться;

– если вдруг вам решили вернуть старый долг (а такое случается), не берите деньги, отложите это до конца действия обряда.


В древности считали, что чужая вещь, принесенная в дом, может содержать негатив, не обязательно намеренную порчу, но чужая вещь способна принести беду. Предки бдительно следили за всем, что пересекает порог их дома. Однако деньги – предмет обиходный, они то приходят, то уходят. Тем не менее древние славяне старались всячески обезопасить себя не только от подделок, но и от порченой монеты. Так, существовало поверье, что если порченые деньги бросить на наковальню, то вся «грязь» с них соскочит.


Перенос

Старый способ переноса болезни на животного. Перенос эффективен, но применяется как крайняя мера. Раньше хворь сводили на диких животных, птиц, подбрасывая мясо за околицу. Сейчас это делается на диких собаках и кошках. Говоря о сострадании, все же стоит не забывать, что человек важнее животного.

Для переноса вам понадобятся кусок свежего мяса, лучше говяжьей печени, и обыкновенный кухонный нож.

Положите нож перед собой. Сложите руки домиком над мясом. Сосредоточьтесь на болезни, ее симптомах, ощущениях, энергии в той области, где есть заболевание.

Затем начните переносить энергию в кусок мяса, как бы выдыхая болезнь.

Весь процесс может занять до получаса. Вы должны ориентироваться на свои ощущения от переноса энергии. После того как вы закончили перенос, возьмите нож и проткните им мясо.

Затем выйдите на улицу и найдите бродячую собаку или кошку. Возможно, процесс поиска затянется. Когда будете бросать мясо животному, скажите: «Возьми мое» – и уходите.

Обращайте внимание на процессы, ситуации, которые будут происходить вокруг вас. Вы должны получить знак о том, что кто-то в вашем окружении исцелился. Если вы получили это подтверждение в течение одного дня, то все в порядке. Если позже, то действие не очень эффективно и обряд следует повторить.


Заговорные практики известны с древних времен. По сути, это слова, которые построены в определенной последовательности. Автор заговора пытался уподобить процесс человеческой жизни природному процессу.

Создание заговора – дело творческое. Существовали заговоры, которые передавались из поколения в поколение, и прежде всего потому, что они были наиболее удачными. Сейчас большая часть старых заговоров и обрядов утратила силу из-за изменений, происходящих в самом обществе, а также из-за формирования иных взаимосвязей с природными силами. Но это не значит, что культура заговора исчезла. Если вы будете внимательны при чтении книги, то научитесь создавать заговоры самостоятельно.


Взаимоотношения

Этот обряд лучше всего проводить через две недели после ключевых дней года – летнего и зимнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствий.

Бывает так, что человек вроде бы и не глупый, и с хорошим характером, и с красивой внешностью, но… не ладятся у него отношения с другими людьми. В большей степени этот вопрос касается женщин, которые весьма болезненно реагируют на многие неудачи в своей личной жизни.

Давайте проведем обряд-проверку, которая вскроет имеющиеся недостатки, если таковые есть, и поможет вам в построении отношений и управлении ими.

Для обряда понадобятся пять колец. Не важно, из какого металла они будут, новые или старые, с камнями или без. Каждое кольцо для каждого пальца левой руки.

Пять свечей среднего диаметра. Стакан с ключевой водой.

Возьмите тарелку, желательно плоскую. Расположите свечи по пяти направлениям тарелки, на равном расстоянии друг от друга. Зажгите свечи.

Возьмите первое кольцо в руку – кольцо большого пальца. Произнесите слова:

Колечко – власть, колечко – сила, колечко – мудрость, колечко – чувства, колечко – тайна.

Знаю я, вижу я, могу я, понимаю я, делаю я.

Потому что они – это я. Нет ничего во мне, чего я бы не видел(а).

Да будет так.


Опустите это кольцо на свечу.

Затем проделайте то же самое с кольцом указательного пальца, потом среднего, потом безымянного, потом мизинца.

Дождитесь, пока свечи догорят. Все свечи, зажженные примерно в одно время, должны прогореть практически одновременно. Но если случится так, что одна из свечей потухнет или сгорит раньше остальных, то это значит, что в данном вопросе у вас есть проблемы, которые решать надо при помощи техник по диагностике и устранению магических воздействий.

Если все завершилось нормально, возьмите кольца и одно за другим бросайте в стакан с водой, говоря:

Чувствую, вижу, знаю. Чисто, сильно, без изъянов.


Оставьте кольца на ночь в воде.

После этого, надевая по одному кольцу в день на каждый палец, произнесите слова:

Кольцо, покажи мне, что я могу сделать сам (сама).


В зависимости от того, какое кольцо вы надели, обращайте внимание на процессы, которые будут происходить после этого в течение суток.

Итак, помните, что каждый палец олицетворяет определенные процессы, связанные с личностью:

большой палец – проявления воли и разума;

указательный – властности и способности управлять людьми;

средний – мироощущения и внутреннего баланса; безымянный палец – способности контактировать с окружающими;

мизинец – скрытых талантов.


Носите кольцо в течение суток и обращайте внимание на то, как на вас реагируют люди, как вы ведете себя в той или иной ситуации. По сути, можно будет сделать три вывода, каждый из которых даст определенную подсказку.

Негативный – конфликты, ссоры, давление, оказываемое на вас или, наоборот, исходящее от вас. Это значит, что вы зажимаете себя, некорректно и не в полной мере реализуете возможности, которые существуют в интересующем вас аспекте.

Нейтральный – вы все делаете корректно и правильно в том аспекте, о котором идет речь. Не стоит ожидать чего-то большего, все идет своим чередом.

Позитивный – вы начинаете открывать новые возможности и способности. Обратите внимание на суть ситуаций, которые привлекли ваше внимание: в них кроется подсказка.

Помимо выводов, которые вы сможете сделать по прошествии пяти дней, отведенных по одному на каждое кольцо, вы также сможете использовать кольца и после обряда.

Они приобрели две важные для вас характеристики – защиту и помощь в том аспекте, который символизирует каждый палец. И вы можете использовать любое кольцо тогда, когда это, по вашему мнению, необходимо. Но учтите, что кольцо активно не само по себе, а только на вашем пальце.


Кольцо издревле считалось символом власти. Кроме того, кольцо может выполнять функции сильнейшего оберега, который усиливает таланты своего хозяина, а также защищает его.


Дурные друзья

Предположим, есть человек, у которого все всегда ладится. Но если он свяжется с каким-либо партнером, то это закончится разладом дела. И так не менее трех раз подряд, естественно с разными партнерами. Однако без партнера бывает сложно вести серьезные дела, достигать намеченной цели. Следовательно, надо что-то делать с таким партнерским невезением. Вам понадобится:

головной убор человека (которому постоянно не везет); зимний или летний – не важно;

булавки – по количеству неудачных партнерских взаимоотношений;

одна свеча;

нож кухонный;

кусок пчелиного воска.


Зажгите свечу перед собой. Положите головной убор. Возьмите булавку в руку. Обмакните кончик булавки в воск свечи и произнесите следующие слова:

(Имя партнера) был со мной. Спасибо ему.


Булавки, после того как вы обмакнете их в воск, воткните в головной убор.

Когда закончите всю процедуру, достаньте по одной булавке из головного убора, немного разогрейте их на свече и, проткнув воск, скажите:

(Имя партнера) ушел. До встречи.


И так все булавки подряд.

После этого выйдите из дому и выбросите головной убор на помойку. Воск с булавками оставьте себе в виде талисмана.


Головной убор всегда отображал статус своего хозяина. Причем надевать «шапку не по Сеньке» было запрещено. У каждого свое: что имеешь – то и носишь.

Но помимо статуса шапка несла и важный обрядовый смысл. Так, находясь на голове хозяина, она находилась в тесной взаимосвязи с его мыслями. Знахари использовали эту связь для оказания влияния на человека.


Воровство

Воровство, которое допускается сотрудниками компании, служащими, является злом, которое потихоньку подтачивает бизнес изнутри. Как считают сами воришки, «от хозяина не убудет», но выявить и пресечь подобное явление не просто.

Тем не менее в древней магии существуют техники, которые могут вам помочь.

Вам понадобится следующее.

Нож – купите его в магазине. Причем лучше, если это будет нож, напоминающий охотничий.

Ветка, желательно сухая. Можете подобрать с земли, можете отломать от дерева. Но она должна быть мертвой – сухой и не гнилой. Очистите ее от коры при помощи ножа.

Нитки – черная, белая, золотая и серебряная. Свеча.

Действие можно выполнять на рабочем месте, но можно и дома, если вы хозяин бизнеса.

Возьмите ветку в руки и, визуализируя, то есть мысленно представляя сотрудника за сотрудником, перенесите энергию воспоминания в ветку. Так проделайте со всеми, кто с вами работает.

Затем возьмите нож, прокалите его на свече со словами:

Вред несет лишь тому, кто несет вред. Колется, режется, болью отдается. Не спрятать, не утаить. По праву!


Дайте ножу остыть естественным образом. Затем возьмите ветку и, приложив к острию ножа, примотайте ее к нему при помощи ниток. Начните приматывать от основания ножа к кончику золотой, серебряной, белой и черной нитками.

Затем возьмите свечу и при помощи капель воска зафиксируйте нитку по всей длине ножа. Заверните полученный магический предмет в ткань и храните.

Проводить обряд повторно надо в том случае, если у вас сменится состав сотрудников более чем на 25 %.

Основное проявление обряда – болезни и травмы сотрудников, которые позволяли себе воровать. Наблюдайте и принимайте решения либо попытайтесь расследовать происходящее.


Чернобог (в противоположность Белобогу) – образ темных богов. Он олицетворяет собой всех тех, кто несет человеку несчастье, зло, разрушение. Однако, как проявление разрушительной силы природы, он нередко присутствует в обрядах белой магии.


Враги

Цель этого обряда – выяснить, есть ли у человека враги, кто они и с чем связаны их действия.

Обряд требует подготовки. Вам понадобится семь булавок, которые необходимо приколоть к своей одежде так, чтобы их не было видно и чтобы они располагались в разных местах. С этими булавками вам необходимо проходить три дня. Подгадайте так, чтобы последний, третий, день заканчивался в пятницу.

Вечером, после захода солнца, возьмите чашу с водой, соберите булавки. Также возьмите немного соли.

Как только вода закипит, добавьте в нее щепотку соли. Затем бросьте в воду булавки со словами:

По покону и завету предков! Кто вред несет, того завтра Чернобог приведет. Да будет так!


После этого булавки должны оставаться в воде в течение суток. Их можно будет использовать позднее, если вы хотите «отработать» лицо, проводившее воздействие, при помощи этих булавок. Они являются ключами ритуала, проводимого против вас.

В течение суток, прошедших с момента обряда, наблюдайте за своим окружением. Тут важно все – аномалии, неожиданные встречи, появление тех, кого вы давно не видели. Все это дает вам информацию о врагах, явных или тайных.

Ну а если день прошел гладко, то и слава Роду – у вас все в порядке.


Для наших предков основным критерием оценки действий и поступков являлись не только моральные аспекты личности, но и покон.

Покон – своего рода свод законов, правил и принципов, который был дан людям богами и который должен был соблюдаться.

Безусловно, в создании и формировании покона участвовали предки – волхвы, которые следили за его соблюдением, а также развивали культуру человека и общественные нормы.

Обряды на здоровье

Обряд на мужскую силу

Утром в субботу, как можно раньше, вам необходимо пойти на рынок, где продают забитых зайцев или кроликов, и, не торгуясь, купить тушку животного. Сдачу не брать.

Также вам понадобятся сушеный горох, морковь и соль.

Возьмите тушку, обложите ее на блюде сушеным горохом. Произнесите заговор:

Силы отдашь мужу моему. Блудо отдай в горох.


Возьмите часть гороха и выбросите его из окна на улицу. Другую часть замочите и потушите с морковью.

Прежде чем готовить кролика (зайца), отрежьте немного шерсти с его лапок и заверните ее в платок со словами:

Сила твоя – моя.


Нарежьте тушку по своему усмотрению на порции и тушите, используя только соль в качестве специй.

После этого нужно накормить мужа обедом из крольчатины с горохом и напоить допьяна.

Косточки, которые останутся после трапезы, не выбрасывать, а закопать.

Фольклорные славянские материалы о зайцах очень разнообразны. Известны песни и поговорки, связанные с зайцем; игры и танцы, сохранившие реминисценции древних обрядов. Заяц в фольклоре расценивается как символ мужской оплодотворяющей силы; с ним связано много эротических песенок и присловий, широко применявшихся у славянских народов в процессе свадебной обрядности. Отмечается связь зайца с фаллическим культом.


Для тонуса

Еще одним из самых эффективных народных средств, которые можно использовать для повышения физического тонуса и энергоиммунитета, является следующий обряд.

Его следует проводить с 1-го по 7-е число каждого месяца, если вас преследует общая слабость и подавленность.

Возьмите кружку молока. Нагрейте ее до кипения. Как только молоко начнет закипать, произнесите:

Как молоко бежит-поднимается, так и силы мои поднимаются. Как я силы эти в руках держу, так и в себя забрать смогу.


Пока молоко не остыло, добавьте в него столовую ложку меда, прочитав:

Силы цветов в меде собрались. Силу цветам земля дала. Так и мне земля силы дает, как тысячам цветов, как тысячам пчел, что устали не знали.


Дать молоку немного остыть и выпить натощак. Утром и вечером.

В процессе приготовления уделять особое внимание процессу закипания. Если молоко убежит, значит, вы растрачиваете силы попусту, не контролируете свою энергию. Будьте внимательны!

Если по каким-то причинам вы сбились с ритма, то есть не провели обряд утром или вечером, выясните источник сбоя. Это может быть и чья-то воля, помеха или ваша забывчивость. В любом случае это будет вам подсказкой к тому, что кто-то вмешивается в ваши планы и причины физической слабости стоит искать в вашем окружении.

Одним из приношений на праздник Рода и Рожаниц были хлеб и мед, которые считались самыми важными продуктами для человека.


Достаток в доме

Для обряда необходим глиняный горшок – чем больше, тем лучше. Крупы – пшенная, гречневая, овсяная. Горох. Мед свежий, молоко. Это обязательные компоненты. Все остальные, если понадобятся, можете добрать по своему усмотрению.

Обряд начинается с утра пятницы. Вам необходимо на завтрак для семьи приготовить четыре блюда из трех каш и гороха. Какие это будут блюда – решать вам. Вы по своему желанию можете приготовить из продуктов все что угодно. Молоко и мед подаются отдельно.

Перед тем как поставить блюда на стол, нужно произнести заговор:

Род жизнь дал. А Макошь – достаток. Семья сыта, предки довольны. Хозяйка рада.


Поклонитесь в благодарность за помощь, поставьте еду на стол и накормите семью, а также поешьте сами.

Вечером в пятницу приготовьте то же самое – четыре блюда. Остатки положите в горшок.

Когда все лягут спать, поставьте горшок с объедками в угол к домовому на хранение. Рядом – блюдце с молоком в благодарность.

Наутро, пока все спят, вынесите горшок за порог и выбросите остатки птицам и животным, произнеся:

Меня накормили, и я накормлю.


Затем нужно вымыть горшок, вытереть досуха и насыпать в него той крупы, которую все ели с большим аппетитом. Горшок нужно использовать для хранения этой крупы и смотреть за тем, чтобы он всегда был полон. Тогда и в доме будет достаток.


Рукоделие

Для того чтобы достигнуть желаемого, можно воспользоваться магией игл.

В этой главе мы опишем три методики, которые, отчасти повторяя и дополняя друг друга, будут отличаться по силе и времени воздействия.

Самая простая методика позволит реализовать самое простое желание. А самая сложная – достичь несбыточных, как кажется на первый взгляд, стремлений.

К любому из указанных обрядов нужно немного подготовиться. Во-первых, отказаться от мясной пищи, в том числе от рыбы, птицы и яиц. Для третьего обряда стоит отказаться также и от молочных продуктов.

Начинается такая диета за три дня до начала магического действа и продолжается до его окончания.

Купите иглу. Лучше это делать в четверг – за день до начала обряда. Помимо этого необходимо выбрать или приобрести предмет, который станет оберегом желания. Это может быть носовой платок, сумочка-косметичка, рубашка – вообще все то, что, по вашему мнению, наиболее тесно связано с задуманным желанием.

Запаситесь нитками – хлопчатобумажными, льняными, шелковыми, но не синтетическими. Что же касается цвета ниток, то для любовных желаний можно взять розовые или зеленые нитки; для желаний, связанных с благосостоянием, – желтые, серебряные, золотые, зеленые или серые; для желаний, связанных со здоровьем, – желтые, оранжевые или золотые. Если это защита от опасности – выбирайте красные нитки; защита от злой силы – красные или зеленые.

Конец ознакомительного фрагмента.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»