План работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (в школе). Работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации Индивидуальный план работы с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Пояснительная записка.

Семья как микро модель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна способствовать включению человека в сложный противоречивый окружающий мир. Сегодня перед ней стоит остро проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители-ребёнок», взаимным отчуждением детей и родителей.

Всё это усугубляется такими внешними факторами, как безработица, низкое материальное положение, пьянство, наркомания, а в селе и отсутствие социокультрных институтов. Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Данная программа разработана на 5 лет. На основании анализа работы вносятся изменения и дополнения. В программу включены совместное планирование с другими социальными службами.

Цель программы снижение количества детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Задачи:

Скоординировать действия с администрацией и педагогическим коллективом, с одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой.

Ранее выявление детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и экстренная помощь

Усилить работу по правовой грамотности

Пропаганда здорового образа жизни

  1. 1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов:

Проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;

Изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;

Социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.

  1. 2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка.

Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве;

Защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т.д.);

Защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д.

3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося.

Раннее выявление неблагополучных семей;

Создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.

Содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс.

4. Социально-педагогическое консультирование.

Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

Консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.

5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация.

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;

Обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.);

Способствование пропаганде здорового образа жизни.

6. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности.

Работа в службах социальной защиты, службе занятости;

Благоустройству поселка, двора, памятников культуры и друге, все, что способствует личностному развитию и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

7. Организационно- методическая деятельность.

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;

Участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам;

Накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по соц. педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований.

Основными принципами , которыми должен руководствоваться социальный педагог в своей деятельности, заключаются:

В целенаправленном взаимодействии и сотрудничестве с другими работниками учебного заведения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;

Налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.

Принцип личностно-ориентированного подхода , основывающийся:

На гуманном отношении к личности;

Уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога;

Оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;

Поощрении её творческой самореализации.

Принцип конфиденциальности, предусматривающий:

Установление отношений открытости;

Сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.

Ожидаемые результаты:

- уменьшение количество учащихся стоящих на внутришкольном учёте

Снятие с учёта уч-ся в ПДН ОВД

Уменьшение количество семей СОП

Снизить количество пропускаемых учебных занятий, без уважительной причины, учащимися

Увеличить количество детей занятых во внеурочной деятельностью, в том числе во время каникул (трудоустройство, кружки, секции, факультативы и т. д.)

Своевременная координация действий с социальными службами района по оказанию помощи детям

Мониторинг:

Статистические отчёты по школе и в разные ведомства

Аналитические записки в органы социального взаимодействия

Анкетирование

Наблюдение

При планировании работы, социальный педагог опирается на нормативные документы: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных нарушениях, Жилищный кодекс РСФСР.

Для составления плана работы социального педагога использовались методические пособия:

- «Справочник социального педагога 5-11 кл.» Шишковец Т.А.-«ВАКО» Москва 2005г. Педагогика. Психология. Управление.

-«Социальная педагогика» Деловой журнал для социальных работников и педагогов.- «Сплайн» г. Москва. Народное Образование.

Опиралась на количественно-качественный анализ работы социального педагога прошлого года с учетом настоящего состояния дел.

Так как социально-педагогическая работа строится на взаимодействии со всеми социальными институтами занимающимися вопросами социализации детей, то разрабатывается и вносится совместный план работы.

Утверждаю директор

МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Сегленмей Л.О._________

План работы с семьями учащихся

в трудных жизненных ситуациях, социально-опасном положении

На 2017-2018 учебный год.

Причина неблагополучия: ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, низкий воспитательный, образовательный уровень семьи, алкогольная зависимость у отца, матери (родителей), законных представителей.

Цель: выведение семьи из социально-опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).

Задачи:

1. Оказание социально-педагогической помощи семье;

2. Привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама;

3. Просвещение и консультирование родителей по вопросам развития и воспитания детей;

п\п

Проводимые мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

Отметка

об исполне-нии

Обследование условий проживания семьи

Август

Кл. рук.,

соц. пед.

Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы с родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):

- «Влияние алкоголя на организм человека»;

- «Об уклонении от родительских обязанностей»

- «Взаимоотношения в семье»;

- «Роль семьи в воспитании детей»

- «Стили семейного воспитания»
- «Возрастные изменения детей»

Ежемесячно

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Кл. рук.,

Соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Контроль за посещаемостью уроков

ежедневно

Кл.рук.

Организация летней занятости и оздоровление детей

В теч. лета

Кл. рук.,

соц. пед.,

зам. дир. по ВР,

психолог

Индивидуальные беседы с детьми:

- «О соблюдении личной гигиены»

- «Разговор о правильном питании»

- « Беседа по профориентации»

- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

- «О взаимоотношениях в семье»

- «Вредные привычки»

Постоянно

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Соц. пед. Психолог, кл.рук-ли, зам.по ВР.

Индивидуальные беседы с детьми и родителями (по отд. плану)

еженедельно

Кл.руков-ли

Привлечение матери к участию в родительских лекториях (по отд. плану)

ежемесячно

Кл.руков-ли.

Оказание детям социальной помощи и поддержки.

постоянно

Соц. пед., Кл.рук

Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.

постоянно

Кл. рук., библиотекарь

Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу матери, различных служб.

В течение года

Соц. пед., кл. рук.

Беседа с матерью о соблюдении личной гигиены ребенка.

по мере необходим.

Соц. пед., кл. рук.психолог

Привлечение матери к деятельности класса, к участию в родительских лекториях.

постоянно

Кл.рук.

Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.

постоянно

Кл. рук., соц. пед.

Трудоустройство родителей.

Сентябрь

Октябрь

Соц. пед., кл. рук., психолог

Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.

Май

Соц. пед., кл. рук., зам. дир. по ВР, психолог

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________

Ф.И.О. ___________________________________ подпись_____________


В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

    Взаимопонимание,

    Конфиденциальность,

    Доверие,

    Единство действий,

    Гуманность,

    Разумная требовательность,

    Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка,

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

    распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

    определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

    способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

    предупреждение отклонения в поведении обучающегося

    содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

    продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

    осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

    продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

    необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

РАБОТА С СЕМЬЯМИ,

НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, принципам и направлениям работы социальных служб, ведущих патронажную деятельность в данных семьях.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, типология трудных жизненных ситуаций, социальная поддержка.

I . A . Kulikova ,

FSBEI HE «Murmansk state

arctic university»

Murmansk, Russia

WORK WITH FAMILIES,
IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Annotation. This article deals with the peculiarities of working with families in difficult life situations, the principles and directions of social services, leading nursing activities in these families.

Keywords: family, a difficult life situation, the typology of difficult life situations, social support.

Причин попадания семьи в трудную жизненную ситуацию множество, и самые распространённые – ухудшение социально-экономического и материального положения, нарушение семейных традиций и нравственных устоев. На фоне этих трудностей происходит разрушение психологического микросоциума семьи, изменяются отношения родителей к детям и наоборот, воспитательная функция ослабевает или сходит на нет, микроклимат семьи не позволяет вести нормальную жизнь. Часто члены таких семей оказываются не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений .

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнь человека по следующим причинам: неспособность к самообслуживанию (преклонный возраст, болезнь, инвалидность), потеря близких, работы, жилья, малообеспеченность, конфликты, жестокое обращение, негативные привычки членов семьи (алкоголизм, наркомания, игромания), заключение кого-либо из родственников под стражу .

Потенциал решения проблем во всех семьях разный: некоторым достаточно указать на проблему и помочь выработать пути её решения, другим – в силу скудных интеллектуальных, моральных или финансовых ресурсов – необходимо длительное сопровождение специалистов (психологов, юристов, социальных работников), постоянный контроль за ситуацией в семье.

Рассмотрим типы семей по статусу и специфике социально-психологических проблем родителей и детей :

1. Неполная неблагополучная семья

2. Алкоголизированная (наркоманизированная) семья

3. Малообеспеченная неблагополучная семья

4. Конфликтная семья

5. Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями

6. Неблагополучная опекунская семья (семья, имеющая приёмных детей).

Для выявления степени реагирования и необходимости включения специалистов данные семьи распределены по целевым группам (при определении степени трудности в первую очередь учитываются интересы ребёнка/детей данной семьи) :

1. Социальное неблагополучие (определённые экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, не повлекшие нарушение прав ребёнка);

2. Риск (экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, повлекшие нарушение прав ребёнка без угрозы его здоровью и жизни);

3. Социально опасное положение (экономические, юридические, психолого-педагогические или медицинские проблемы, повлекшие за собой нарушение прав ребенка, а также представляющие угрозу его здоровью и жизни).

На первом этапе проводится посещение семей с целью обследования условий проживания, а также воспитания несовершеннолетних, знакомство с семьями, диагностика детско-родительских отношений, консультации специалистов. На втором этапе также осуществляется патронаж семей, проводятся индивидуальные и семейные консультации; выявляются неустранённые проблемы, определяются пути реализации следующих шагов для оптимизации ситуации; при необходимости добавляются ресурсы к достижению цели (обычно это консультатции и помощь конкретных специалистов или должностных лиц). На третьем этапе обязательным остаётся патронатное посещение, консультации специалистов, подключение к решению проблем органов самоуправления, работников культуры, медицины, вовлечение в деятельность членов семьи, при необходимости – изъятие детей из семьи .

Необходимо отметить, что работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, должна включать в себя несколько уровней: консультации социального педагога, материальное обеспечение несовершеннолетних детей и создание им жилищно-бытовых условий для проживания, трудоустройство родителей, посещение семьи специалистами. Отслеживание результатов происходит путём бесед, анкетирования членов семьи, опроса соседей, учителей, общественных лиц, диагностики детско-родительских отношений.

В настоящее время система социальной поддержки имеет главную цель: создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации отметим следующие : обеспечение реального доступа к получению образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

Реалии современной жизни требуют развития новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, обновления функций действующих, появления в их структуре новых служб социально-педагогической направленности. Необходимо расширение потенциальных возможностей образовательных учреждений в разработке и использовании эффективных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей, использования ресурсов социальных партнёров.

Считаем нужным отметить, что система социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, складывается как межведомственная (предполагает взаимодействие учреждений образования, культуры, социальной защиты, медицины), и трудностью в работе становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности.

Также определённой трудностью в данном направлении работы мы видим возникновение новых форм отклоняющегося поведения членов семьи, таких как игромания, компьютерная зависимость. Трудность заключается сравнительной «молодости» этих явлений, отсутствию наработанных и эффективных форм и методов работы в данном направлении. А между тем, компьютеро- и игромания всё чаще и чаще становятся причинами серьёзных нарушений в здоровой жизни семьи; известны случаи трагических последствий этими современными увлечениями.

Выделим ряд основных направлений по обеспечению социальной поддержки семьям :

    пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

    изучение, диагностирование, конструктивное разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

    выявление запросов, потребностей детей с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

    индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

    индивидуальное сопровождение ребенка;

    организация досуговой деятельности несовершеннолетних;

    организация реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей;

    проведение летних профильных смен;

    организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;

    организация работы с одаренными детьми;

    поощрение и поддержка социального партнёрства, введение в штат образовательных организаций дополнительных единиц для психологов и социальных педагогов: любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без объективного понимания всей ситуации в совокупности её составляющих. Эффективная работа возможна только тогда, когда чётко выстроена сама система.

Необходимо создание определённого «банка данных» семей (особенно в которых есть дети) во всех муниципалитетах для возможности оперативного реагирования, а для этого, в свою очередь, нужна система скоординированных действий социальных партнёров по осуществлению целого комплекса мероприятий для успешного преодоления семьёй трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

    Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

    Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85.

    Власова Н., Снурникова Н., Хольмберг Б. Мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. – М. : Стокгольмский Университет, ГУ СРЦ «Отрадное», 2005.

    Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

    Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М., 2010. 47 с.

    Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем / под науч. ред. Е. В. Куфтяк. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

    Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. – М. : Академия, 2004.

    Российский статистический ежегодник //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078, дата обращения 21.02.2016.

    Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Н.П. Федоровой, Н.М. Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

2. Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

знакомство с семьями;

метод совместного планирования;

работы с семьей;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

патронатные посещения;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

патронатные посещения;

экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;

подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;

вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.

3. Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах - цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап - ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап - уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я - как родитель, я - как личность, я - как член общества, 3 этап - принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с пором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер - например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации.

семья жизненный детский родительский

4. Отсутствие правонарушений членами семьи

Методы и способы отслеживания результата:

Анкетирование членов семьи;

Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);

Диагностика детско- родительских отношений;

Совместный план работы с семьей

Консультация социального педагога;

Материальное обеспечение ребенка;

Трудоустройство родителей;

Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;

Посещение КДН родителями по представлению.

5. Динамика детско-родительских отношений в семье

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале:

Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______

Какова степень трудности в общении с ребенком? ______

Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______

Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком?

Консультативная работа

Индивидуальные беседы, консультации детей;

Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;

Индивидуальные беседы, консультации педагогов;

Групповые консультации родителей и членов семьи;

Групповые консультации родителей и детей;

Групповые консультации педагогов и детей;

Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Влияние образа трудной жизненной ситуации, сформированного в детском возрасте, на дальнейшее восприятие и поведение человека. Субъективность фактора трудной ситуации, психологические методы преодоления сложившихся концептов и стереотипов мышления.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Понятие и характеристика, отличительные признаки трудных жизненных ситуаций, их классификация по степени участия в данном процессе человека. Критерии и факторы, определяющие и влияющие на поведение человека в трудной жизненной ситуации, пути борьбы с ней.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

    Деятельность психолога в условиях учреждения для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Методы работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения. Должностные обязанности педагога-психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.06.2013

    Общая характеристика, особенности и задачи консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Сотрудничество как тип родительского отношения. Психодиагностическая работа, направленная на разрешение родительских проблем в воспитании подростков.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Роль эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений. Определение типа воспитания, который используют родители. Психокоррекционная работа с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Понятие семьи и семейных отношений. Методики исследования детско-родительских отношений: "Рисунок семьи", диагностика родительского отношения, тест "Семейная социограмма".

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Проблема неполной семьи в современной психологии. Типы неполных семей. Проблемы, возникающие в неполных семьях. Функции семьи и их взаимосвязь. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2007

    Основные подходы изучения семьи в психологии, функциональные характеристики семьи. Психологическая характеристика семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Анализ этапов социального конфликта. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Формы участия третьей стороны в конфликте. Конфликт как тип трудной ситуации. Методология науки о конфликте. Стратегия выхода из конфликта.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»