Методика зайцевых как воспитать маленького гения. Как с пеленок вырастить гения. Методика Рудольфа Штайнера. Гармоничное и творческое развитие

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Кадр первый. "Посмотри внимательно, - говорит мама 11-месячному малышу, - Это истребитель марки Mirage, выпускаемый фирмой Dassault". Кроха, сидящая на полу, внимательно слушает мамин голос. Эта продвинутая женщина занимается с ребенком по системе Глена Домана. Главное в этой системе - постоянные занятия с ребенком по карточкам, выписанным из мировой энциклопедии. И на карточках, как вы уже поняли, не просто дядя, а, к примеру, первый президент Америки Джордж Вашингтон. Сторонники Домана и сам автор уверяют, что благодаря этим карточкам родители закладывают в мозг ребенка обширнейшие энциклопедические знания, которые потом "всплывают" просто на автомате...

Кадр второй. Шестнадцать лет спустя этому же ребенку показывают карточку этих же самолетов. "Понятия не имею, что это такое, - басит подросток. - В первый раз это вижу". Так стоит ли игра свеч?

Термин "раннее развитие ребенка" появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами была семья Никитиных. В Америке большую популярность обрела система Глена Домана, в Италии - Марии Мантессори, в Японии - Масару Ибука. Все эти достойнейшие люди сходились в одном - существующая система образования в корне неверна. Если с детьми не заниматься с самых первых дней жизни, то потом будет поздно. И вот младенцам рассказывают мировую историю, учат иностранным языкам, рассказывают, как правильно сложить дроби. Скептики криво ухмыляются и с пеной у рта доказывают абсурдность и даже вред всех этих действий. А детишки у таких родителей демонстрируют перед камерой знание Шекспира в 5-летнем возрасте, складывают "мама" из кубиков Зайцева в семь месяцев, играют на скрипке в три года... Гениальность или дрессировка?

Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте - мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех, иногда пяти лет. И если в этот период не объяснить ребенку, кто такой первый президент Америки, то потом это же самое в него придется вдалбливать долго и упорно. Иначе говоря, пятилеток всегда легче научить, чем шестилеток, четырехлеток - чем пятилеток, трехлеток - чем двухлеток и так далее. В последнее время в огромном количестве стала появляться литература о том, что именно слушать и что именно читать беременной женщине, чтобы ее ребенок родился умным.

Однако в последнее время крупнейшие западные ученые стали говорить о том, что мозг человека может расти и развиваться всю жизнь! Но! Будет это делать только при определенных условиях. Означает ли это открытие конец теориям раннего развития?

Вовсе нет. Просто подходить к ним, как и ко всему остальному в этой жизни, надо с позиций здравого смысла.

АКТИВНАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ВЛИЯЕТ НА МОЗГ

Факт. Научно доказанный на крысах. У тех животных, которым поставили яркие красивые домики, повесили кольца, поставили лабиринты, объем мозга увеличился на 25%! То же самое, как считает наука, происходит и с человеком. Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Помните только, что нет смысла покупать игрушки и хранить их в коробке под замком (вдруг ребенок поломает?). Ваша задача как родителя обеспечить свободный доступ к этим игрушкам для ребенка. Чтобы он с самого раннего детства сам мог выбирать, чем заняться. В идеале у ребенка должны быть:

Краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей

Конструкторы (для малышей лучшей серией признана ЛЕГО-малышам, в которой соединены музыкальные эффекты с простотой сборки)

Спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)

Ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)

Музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)

Мягкие игрушки (только не надо с ними перебарщивать, равно как и не надо давать их детям до года)

Поверьте, нет детей, которые бы не любили играть, однако есть дети, которых этому не учат родители. Да-да, играм тоже надо учить. Показать как, поиграть немного вместе, похвалить за результат. И вот уже вы спокойно читаете книгу, а ребенок четвертый час возится в комнате, находя себе занятие и, самое главное, развивая мозг. Кстати, самую оптимальную с этой точки зрения организацию детского пространства можно найти в работах Марии Мантессори. Основной упор она сделала на зоны: спортивная, сенсорная (здесь должны быть предметы разной фактуры, вода, массажные мячики, коробочки с разными запахами и т.д.), игровая.

ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧАТЬ УЧИТЬ РЕБЕНКА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Не совсем факт. Большинство детских психологов склоняется к тому, что минимальный возраст, когда нужно учить ребенка иностранным языкам -5-7 лет. То есть не раньше, чем ребенок уверенно заговорит на родном языке. Тем временем сторонники теории раннего развития советуют учить иностранный с пеленок. Кто прав? Уже известно, что ребенок, которого пытаются сразу с рождения учить двум и более языкам, начинает говорить позднее своих сверстников. Это понятно. Стремясь к билингвизму, родители слишком перегружают мозг малыша.

И ребенок никак не может разобраться со словами, предложениями и т.д. Некоторые психологи уверяют даже, что лучший возраст для изучения иностранных языков -14 лет. Лучший совет от детского психолога Лены Даниловой: если вам уж так хочется начать изучать иностранный язык с ребенком с самого детства, то ограничьтесь одним детским стишком. Но так, чтобы этот стишок, как говорится, от зубов отскакивал. На этот стишок потом уже в 14-16 лет ляжет вся база иностранного языка без всяких усилий.

ЧЕМ БОЛЬШЕ РЕБЕНКУ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТОЧКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОН ЗАПОМНИТ

Вы помните самый первый пример? Так вот, судя по всему, нет смысла мучить младенцев всемирной энциклопедией. Самый большой минус теории Глена Домана - это сведение роли ребенка с творца (как у Мантессори) до слушателя. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком в прятки, родитель-"домановец" упорно показывает карточки. Однако что-то можно взять и отсюда. Несложные карточки с знакомым предметом и его написанием помогут вашему ребенку не только пополнить словарный запас, но и раньше начать писать. А пять минут в день для игры в лото -сплошное удовольствие для малыша.

ЕСЛИ РЕБЕНКУ ВКЛЮЧАТЬ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ, ТО ОН ВЫРАСТЕТ ГЕНИЕМ

Доказано, что музыка Моцарта (и только его) активизирует мозговую деятельность человека. То есть человек, послушавший Моцарта, перед контрольной решит большее количество задач, чем человек, не слушавший музыку. Это факт. А уж как им распорядиться - ваше дело. Одно помните - с музыкой тоже не все просто. Японец Масару Ибука, чья книга "После трех уже поздно" расходится огромными тиражами, предупреждал - если у матери нет слуха, лучше не петь колыбельные младенцу. Иначе у ребенка тоже не будет слуха. И сломать эту запрограммированную закономерность сможет лишь очень хороший психолог, сумевший перепеть человеку фальшивый мотив. Это, во-первых. Во-вторых, не эксплуатируйте всего одну музыкальную игрушку с одним и тем же мотивчиком. Особенно это касается многочисленных подвесок для кроватки. И не забывайте, что музыка (особенно для маленьких детей) не должна быть слишком громкой. Это относится и к музыкальным инструментам.

ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ ДОМА ВОВСЕ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Большое заблуждение. Очень важно, особенно в условиях нашей зимы, когда большинство маленьких детей садят под замок дома, дать ребенку возможность много двигаться. Вот зачем и нужны различные спортивные комплексы или просто подвижные игры. Поверьте, это куда важнее, чем иностранный язык или энциклопедические знания. Тем более, что детские психологи говорят об обязательном наличии дома шведской стенки. Оказывается, возможность лезть вверх у детей стимулирует не просто умственные способности, но и веру в себя. Кто бы мог подумать, что покупая ребенку лестницу, вы стимулируете развитие лидера?

ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

Интересно, а что будут говорить наши дети лет через тридцать? "Немедленно отойди от машины времени и посиди, хоть телевизор посмотри"? А наших родителей бабушки-дедушки гоняли за то, что они читали книжки. Я хочу сказать, что конечно, 12-часовое сидение за компьютером может утомить глаза и испортить зрение. Но и 12-часовое чтение книг - вредно для глаз. Так что не надо паниковать и корить себя за покупку очередной компьютерной игры. Просто попробуйте распределять время и вовремя выманивать юного компьютерщика на технические перерывы. И позаботьтесь о хорошем освещении и хорошем стуле-кресле, чтобы избежать сколиоза. А научных данных об ужасных последствиях работающего телевизора или компьютера для детского здоровья и психики нет. Понятно только, что старый советский Винни-Пух лучше в воспитательных целях, чем Том и Джерри.

Подводя итог, хочется подчеркнуть два правила:

1. Гораздо лучше перебарщивать с методиками раннего воспитания, чем не заниматься с ребенком вовсе.

2. Если стоит выбор между уроком игры на скрипке и прогулкой, то выбирать надо второе. Для здоровья полезнее. А здоровье, как известно, потом ни за какие деньги не купишь.

ЧТО ПОЧИТАТЬ О РАННЕМ РАЗВИТИИ
Глен Доман "Гармоничное развитие ребенка"
Сесиль Лупан "Поверь в свое дитя"
Мария Мантессори "Руководство для родителей"
Никитины "Развивающие игры", "Резервы здоровья наших детей"
Масару Ибука "После трех уже поздно"
Евгений Комаровский "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников"

Талантливые дети стали рождаться чаще. Интеллект-клубы, развивающие центры и студии роста - на каждом углу. Работа с одаренными детьми обособилась в специальное направление педагогики. Одаренность в детской психологии приобрела масштаб трофея, который нужно обязательно искать в каждом малыше и усердно культивировать. Рожать гениев стало модно и престижно. Целенаправленное развитие способностей стало статьей расходов семьи… Что это за тренд - одаренность?

Из этой статьи вы узнаете

Модно быть особенным

Каждое новое исследование лишь добавляет вопросов и все ищет способ, как сделать из ребенка гения. Но так ли важно современному малышу оказаться одаренным? Отличается ли его воспитание от общепринятого? Действительно ли каждый ребенок талантлив по-своему? Как измерить талант?

Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств. Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т. д. Воспитатели и педагоги в СССР называли таких детей простым словом «способный» и рекомендовали родителям развивать способности, но обязательно сохраняя гармонию детской личности. Мода на гениев порой искажает смысл термина «одаренность».

Одаренность - феномен времени

До середины XIX века и возникновения практической психологии и психодиагностики ученые не слишком-то задумывались об измерении величины одаренности. Способности считались естественным свойством личности, общечеловеческим качеством и ложились в основу характера и поведения.

Терминология нового века

Несколько авторских коллективов на пороге XX века почти одновременно вывели «формулу» одаренности и определили ее как системное, уже психическое, а не психологическое, качество. Основная функция дара - достижение человеком такого уровня практической (ментальной, спортивной, технической или творческой) деятельности, который заметно превосходит возможности других людей.

Выводы ученых можно объединить в список черт, присущих одаренности:

  • Общее развитие личности - есть первичный фундамент для развития системной, целостной психической характеристики - таланта.
  • Одаренность и нестандартное мышление ребенка, как в передаче у Максима Галкина «Ты – супер!», возникает в результате взаимодействия природных компонентов личности с социальными и культурными факторами.
  • Успешность в той или иной деятельности, значительно превышающая успехи других людей, или навык, развившийся раньше «нормы», следует рассматривать как повод к углубленной диагностике.
  • Одаренность развивается всю жизнь. Уровень ее выраженности и направленность в течение жизни могут меняться.

От детства к взрослости

Доказанная учеными пожизненность процесса не гарантирует, что талантливый малыш вырастет знаменитым ученым или окончит институт в 16 лет. Здесь ученые выделили еще несколько важных характеристик для высоких личностных успехов:

  • Одаренный ребенок не обязательно станет одаренным взрослым, даже если его развитие направлять и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для этой отдельно взятой личности. Это свойство названо «потенциальностью».
  • Если детская одаренность чаще проявляет себя сразу в нескольких направлениях, то, переходя во взрослую, она дифференцируется. Молодой ученый скорее изберет узкую область научной деятельности.
  • Ребенок не нуждается в мотивах, он просто интересуется и каждый миг проявляет свою способность диффузно. Детская одаренность перерастет во взрослую, если у молодого человека возникнет пассион (жажда, стремление, страсть) и появится яркий мотив.
  • Именно мотивом в итоге определяется выбор профессии. В подростковом возрасте важнее всего будет не помогать раскрыться, а помогать найти тот самый мотив для развития.

Истоки таланта

Талант может раскрываться постепенно или возникнуть неожиданно. Он не подчиняется плану и может вдруг преобразоваться или исчезнуть вовсе. Еще вчера юная поэтесса с жаром зачитывала Маяковского, а сегодня она мирно рисует весенние пейзажи гуашью. Маленький пианист вдруг захотел танцевать или тренировать голос. Такие трансформации признаются естественными и даже характерными. Нестабильность детского развития - вариант нормы.

Раннее и опережающее развитие . Эти термины близки, но не идентичны. К тому же есть ограничения. Например, есть мнение, что рано начинать читать для малыша не всегда полезно. А вот открывать возможности окружающего мира можно и в более раннем возрасте, чем это предусмотрено социально-педагогическими нормами.

Мониторинг - основной инструмент педагогов и родителей в диагностике и подтверждении детской одаренности. Можно рекомендовать следующее:

  • Родители и классный руководитель должны рассматривать способности детей всесторонне, учитывать информацию из разных источников;
  • Наблюдения необходимо вести в течение длительного времени и фиксировать пиковые моменты и периоды «застоя»;
  • Вовлекать детей в разные виды деятельности и анализировать результаты;
  • Применять экспертный метод (собирать мнения сторонних экспертов при оценке результатов деятельности);
  • Оценивать перспективы ближайшего развития и участвовать в совместной деятельности, чтобы поддерживать стремление;
  • Тщательно подбирать и эффективно сочетать диагностические процедуры;
  • Проводить диагностику в условиях, максимально приближенных к реальности;
  • Оценивать реальные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры);

Субъективизм - враг качественной диагностики, как и любые ярлыки, негативное влияние может оказать и неумелая «стимуляция» . Осознание факта «ты у нас лучше всех» уже само по себе ограничивает возможности для развития: «зачем расти, если я уже лучший?» Рациональное развитие - основная цель диагностики талантливости и одаренности.

Истинная и «отрепетированная» одаренность

Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник - это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.

И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?

Можно ли специально тренировать память ? Детская память бывает очень цепкой. Тренажеры хороши для гармонизации, достижения равновесия между мнемическими процессами: запоминанием и воспроизведением например.

Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр - это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?

Проблемы одаренных детей

Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:

  • неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
  • несформированность или отклонения в игровой деятельности;
  • отрицание стандартов и правил;
  • дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
  • поиск друзей среди ребят постарше;
  • излишняя педантичность, перфекционизм;
  • демонстративность;
  • грубость в общении и др.

Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми - сотрудничество и доверие.

Сложности диагностики

Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение». И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.

Обратите внимание! В психологии несколько разных классификаций, разделяющих виды одаренности детей. Родителям следует помнить, что ни один тест не дает абсолютного результата. Желательно применять инструменты разных типов, измерять способности в динамике и внимательно наблюдать за ребенком в повседневной жизни.

Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:

Одаренность у малышей и дошколят (3–5 лет)

В 1–2 года вряд ли есть смысл говорить, а тем более выявлять, яркие склонности. Маленький вокалист попутно интересуется всем, что есть вокруг, и прекрасно справляется с любыми задачками по возрасту. Примите это как норму развития современного ребенка, проверять чадо на гениальность еще рано.

Вокруг всегда очень насыщенная информацией среда, интереснейшие игрушки, техника и внимание начитанной мамы. Поэтому кроха так активно переступает возрастные нормы психологического и интеллектуального развития, разработанные в глубине семидесятых.

Гениальный малыш (младенец) - это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка. Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний.

А вот говорить о задатках и склонностях в возрасте 3–5 лет очень даже уместно. Основной критерий, а точнее, форма проявления высоких способностей в раннем возрасте - фантазия малыша. Поддержка этого качества со стороны родителей и педагогов - фактор развития одаренности, который помогает малышам вырастать активными и творческими.

Например, такими многогранными бывают таланты младших дошкольников, по мнению исследователей:

  • группа талантов в области практики: ремесло, спорт, управление;
  • интеллектуальные устремления в разных областях знаний, или академическая одаренность;
  • тяга к творчеству и эстетике и высокие результаты в этом направлении;
  • аттрактивная одаренность - стремление к лидерству, незаурядные коммуникативные способности;
  • альтруистические устремления (духовно-ценностная деятельность, создание нематериальных объектов, стремление к служению людям).

Индиго или гений

Зачастую бытовое понимание сглаживает границы такого явления, как индиго. Первоначально детьми-индиго называли малышей, которые проявляют высокую интуицию, творческую активность, отличаются особенно складной речью и рассудительностью. Но индиго - это не гений, это талантливый ребенок, способности которого можно развивать дальше или навсегда блокировать.

Можно/нужно ли воспитывать гением обычного ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Часть специалистов считает, что базовые способности можно развить до любого уровня, вплоть до гениальности. Иные исследователи не нашли ни одного факта в пользу направленного выращивания гениального малыша и утверждают, что влиять на способность извне бесполезно, если ее недостаточно для гениальности.

Выявление таланта в 5–6 лет

Первые действительно значимые признаки одаренности ребенка можно заметить в период подготовки к школе - около 5,5–6 лет. В этот короткий возрастной промежуток гениальный ребенок становится ярким, его индивидуальные особенности становятся очевидны для окружающих. Чаще всего педагоги в ДОУ (детский сад) сообщают родителям, что заметили у подопечного тягу к математическим играм, лидерской роли или изобразительному искусству.

Не отбирайте у ребенка детство! Даже если ваш мальчик имеет признаки одаренности, постарайтесь относиться к нему как к самому обыкновенному ребенку (а ведь он и есть обыкновенный ребенок!). Не старайтесь заполнить всю его жизнь математикой или рисованием, позвольте ему насладиться детством.

Анкета для родителей 4–6-летних детей

Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Затем подсчитайте количество «да» и сравните результат со шкалой результатов.

  1. Часто ли ребенок находит нестандартное применение тому или иному предмету?
  2. Меняются ли периодически интересы ребенка?
  3. Рисует ли ваш маленький художник абстрактные картинки?
  4. Рисует ли он воображаемые, несуществующие предметы, проявляет художественное видение?
  5. Нравятся ли юному гению фантастические истории?
  6. Сочиняет ли он сам такие истории, стихи, музыкальные композиции?
  7. Делает ли он иногда успешно нечто, о чем не знал?
  8. Он преобразует пространство и предметы по своему неординарному замыслу?
  9. Умеет ли он выделять главную мысль текста и рассуждать о ней?
  10. Вырезает ли он затейливые образы из бумаги и картона?
  11. Изобретает новые слова, способен придумать собственный сюжетный танец?
  12. Считает ли выдуманные слова понятными без разъяснений?
  13. Часто делает перестановку мебели?
  14. Использует ли вещи не по назначению?
  15. Отгадывает назначение предметов, которых никогда не видел?
  16. Предпочитает одеваться по своему вкусу, отрицая ваш?
  17. Есть ли у него собственный выдуманный мир, в котором ему комфортно?
  18. Пытается ли он найти объяснение чему-то, с чем не знаком?
  19. Просит объяснить окружающие явления, живо интересуется событиями внешнего мира?
  20. Ему нравятся книги без картинок?
  21. Рисует собственные настольные игры, карточки и т. д.?
  22. Хорошо помнит сны, может их пересказать?
  23. Быстро и легко устанавливает связь между причиной и следствием, даже если эта связь не очевидна.

Условно можно считать одаренным ребенка, для которого родители поставили отметку «да» от 20 до 23 раз. Результат от 15 до 19 говорит о сообразительности, заинтересованности дошкольника. 9–14 очков - это сообразительный малыш, не слишком склонный к делам творческим. 4–8 баллов - этот ребенок скорее логик и практик, чем творец. Менее 4 - изобретательность еще не развита, над ее проявлениями можно работать педагогам и родителям.

Ты – наш сверхчеловек!

Твердить ребенку о том, какой он исключительный, - прямая дорога к краху. Дети с завышенной самооценкой могут выглядеть избалованными, гиперактивными, демонстрировать девиантное поведение. Все перечисленное можно отнести к факторам риска.

Цена гениальности. Артистическая или научная биография всегда начинается с детства. И каждый известный поэт или композитор прошел путь от младенчества до взрослости. Обратите внимание на то, что судьба гения часто оказывается печальна. В истории немало примеров (Пушкин, Моцарт, Есенин…). Вчера - непризнанный гений или бездарность, а завтра - всемирно известный виртуоз. Это огромная нагрузка на человеческую психику! А еще есть поговорка, что на детях гениев природа отдыхает…

Механизм формирования и развития гениальности еще не изучен полностью, поэтому будьте разумны и не спешите шокировать чадо проверками. Увидеть в ребенке талант - полдела. Хороший родитель - спокойный родитель! Не спешите ни с выводами, ни с действиями. Лучшим выбором на этом этапе диагностики станет психологический анализ. Примените стандартизированные опросники и тестирование и рассматривайте любое отклонение от нормы лишь как симптом одаренности, но не диагноз.

Может случиться, что у ребенка есть скрытый талант, не распознанный по какой-то причине. Скажем, аутисты и тоже могут быть талантливы. Загвоздка в том, что от таких особенных малышей порой не ждут, а потому и не ищут дара.

Как правильно взрастить в ребенке гения рассказывает Амонашвили Ш.А.

Начальная школа и талантливые подростки

Младший школьный возраст - идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.

Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.

Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.

Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.

Позиция государства На волне научного прогресса страна решает проблему нехватки кадров именно так - взращивает таланты с юного возраста. А школа оказывает государству посильную помощь в этом. Не поленитесь посетить общешкольное родительское собрание на эту тему в начале учебного года. Обратите внимание на концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.

Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.

Пример для подражания

В возрасте младшей и средней школы дети ищут (и находят!) своих кумиров. И почему бы вам, как родителю, не помочь в поиске. Поинтересуйтесь вместе историческими фактами. Найдите самый гениальный пример (например, пусть им станет великий ученый своего времени Леонардо да Винчи).

Вдохновитесь им вместе. Конструируйте, рисуйте, лепите - пробуждайте интерес, свойственный каждому младшему школьнику. Рождение интереса и станет первым шагом на пути к проявлению таланта в будущем.

Сформируйте интерес внутри семьи. Для маленькой личности важно хотеть учиться. А обучать тонкостям можно будет и с помощью педагогов.

Литература по теме

Начните с учебника А.И. Савенкова «Психология детской одаренности». Учебное пособие раскладывает по полочкам всю информацию и поможет составить представление о феномене. Продолжить просвещение в этом направлении лучше с материалами педагогов-практиков:

  • Одаренность: благословение или препятствие?
  • Статья Увлеченность в структуре исследовательской одаренности
  • Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся
  • Периодическое издание «Одаренный ребенок».
  • Скачайте методики диагностики одаренности у детей .

Если вы хотите глубже изучить этот вопрос, рекомендуем вам посмотреть вебинар Людмилы Викторовны Куневской, заместителя директора по УВР МАОУ «Лицей №9» г. Новосибирска:

Вместо заключения

Талант, дар, способность, божья искра - все это понятия, близкие к термину одаренность. Все они в той или иной степени зависят от природных задатков. Увидеть в ребенке талант - дело времени и возрастной психологии. Конечно, можно сказать, что ребенок уже в утробе матери талантлив. Но важно еще и создать условия для развития: показать ребенку радость открытий, аккуратно направить его образование, отбросить необоснованные ожидания. А главное - и одаренность, и талантливость должны приносить ребенку счастье, а не тяготить его.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Как вырастить гения? - на этот вопрос Google выдает 330 тысяч ссылок. Открывай любую и следуй инструкциям: методик, обещающих превратить вашего ребенка в вундеркинда, - видимо-невидимо. Еще можно отдать малыша в какой-нибудь детский центр: сейчас такой «развивающий» очаг культуры есть чуть ли не в каждом дворе, и он готов в любом грудничке обнаружить скрытые таланты. Раннее развитие – это сейчас модно. Но действительно ли любого ребенка можно превратить в гения?

Надо торопиться?

Что и говорить, современные родители буквально свихнулись на раннем развитии детей. Но это не их вина: просто они не устояли перед шквалом воспитательных систем, обрушившихся на них со всех сторон света. Из Америки до нас дошла система Глена Домана, итальянцы произвели бомбардировку программой Марии Монтессори, японцы поделились откровениями Масару Ибуки. Эти программы – абсолютно разные, но все без исключения базируются на одном единственном факте – правда, научно обоснованном. Ученые выяснили, что мозг человека растет и развивается только в раннем детстве. Причем особенно активно – до трех лет. Именно в эту пору в мозгу формируется 70--80% связей-«мостиков» между клетками, которые в будущем и обеспечивают развитие человека. Проще говоря, закладывается своеобразный фундамент будущего дома: и чем основательнее он будет, тем прочнее и крепче окажется сам дом. И потому наиболее активное строительство надо вести до пяти – максимум до шести лет: потом мозговая активность идет на спад, ослабевают связи между нейронами и восприимчивость катастрофически падает. Так что надо торопиться. К сожалению, именно это «надо торопиться» и слышат большинство родителей! И вот уже под бдительным оком своих пап и мам малыши начинают беспрерывно развиваться: читают в два года, в три играют в шахматы, в четыре начинают говорить по-английски, в пять вычисляют дроби… Но все ли в результате становятся гениями? Отнюдь. А почему? Практика показывает: чтобы вырастить гения, этому нужно посвятить всю жизнь, как это сделал Ласло Полгар.

Шахматные королевы

Сестры Полгар – Жужа, София и Юдит – стали настоящей сенсацией в шахматном мире. Но их достижения – это, прежде всего, достижения их родителей, и в первую очередь отца - Ласло Полгара.

В середине 1960-х гг. венгерский педагог и психолог задумался над тем же вопросом, над которым и сегодня раздумывают родители. Но поскольку был ученым, начал с того, что изучил биографии великих людей. И пришел к очень простому выводу: секрет успеха – труд, труд и еще раз труд. И коль скоро так, то гением может стать каждый. Однако 100%-й результат можно получить только под руководством опытного педагога. Чтобы проверить свою теорию, Ласло пошел на беспрецедентные меры. Он дал объявление в газету, в котором прямо заявил: ищу жену, которая бы родила детей для участия в эксперименте. И такая женщина нашлась!

В 1969 году в семье появился первый ребенок – Жужа. Ласло был полон решимости вырастить из девочки математика, но трехлетнему ребенку на глаза случайно попали отцовские шахматы. Игра очень ее заинтересовала. Этот интерес, подогреваемый родителями, решил судьбу Жужи, а потом и ее сестер. Шахматы оказались идеальным полигоном для проверки отцовской теории. Но они потребовали колоссальной отдачи. День сестер Полгар строился так. Подъем – в шесть утра, пробежка – в любое время года. А потом – учеба, учеба, и еще раз учеба. Как минимум четыре часа были отданы шахматам: ведь именно они были выбраны как «специальность». Еще три часа – иностранным языкам. Сначала девочки учили эсперанто, на который потом «ложились» английский, русский, немецкий, французский и т. д. В итоге на изучение языков уходило еще три часа. Час был отведен под родной – венгерский язык и естествознание, еще один – под психологию и педагогику, и, наконец, еще час – под физкультуру. Итого – 10 часов занятий ежедневно! Правда, каждые двадцать минут девочки прерывались, чтобы послушать анекдот: смех также в обязательном порядке входил в программу «взращивания» гениев.

Разумеется, совмещать такой график с учебой в обычной школе оказалось невозможно: и родители, угробив несколько лет на бодания со всевозможными образовательными департаментами и инстанциями, добились права обучать дочерей на дому. Это – отдельный подвиг Ласло Полгара, которому пришлось даже сопротивляться полиции, явившейся как-то в его дом, чтобы спасти детей от сумасшедшего отца. Ему и его жене много чего довелось услышать в свой адрес: и что он держит дочерей в заточении, будто в тюрьме, что он превратил их жизнь в ад, и что он наживается на собственных детях… Доля правды в этих словах есть: Жужа начала зарабатывать деньги в 10 лет, когда впервые выступила на взрослом чемпионате Венгрии и стала шестой. Гонорары юной шахматистки росли год от года, и это позволило обоим родителям уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя воспитанию дочерей. Все они добились исключительных успехов – стали настоящими шахматными королевами, обыграв признанных шахматных королей-мужчин. Они брали одну высоту за другой, не переставая восхвалять своего отца. Но – вот парадокс: все сестры, едва им исполнилось по 20 лет, вышли замуж и предпочли дальнейшему развитию и самосовершенствованию материнство! Причем своих детей они не стали воспитывать по системе Ласло Полгара, ставшей знаменитой во всем мире. А сам дед не сильно рвался пестовать внуков. В интервью газете «Огонек» Жужа так и сказала: «Отец посвятил нам всю жизнь. Это потребовало от него неимоверных усилий, и на внуков его уже просто не хватит. Что касается нас, то мы стараемся, конечно, дать своим все возможное, но вырастут ли из них чемпионы – не берусь сказать».

Как видите, секрет успеха известен. И он сродни подвигу. Вы готовы? – Это хорошо. Однако имейте в виду: даже подвиг не гарантирует результата.

Детки в клетке

В нашей стране пионером раннего развития стала семья Никитиных. К учителю труда Борису Павловичу, библиотекарю Елене Николаевне и их семерым детям ехали со всего Советского Союза – журналисты – за репортажем, обыкновенные родители – за передовым опытом. И те, и другие восхищенно смотрели, как дети Никитиных самозабвенно подтягивались на турнике, отжимались и босыми ногами ходили по снегу. Это ли не чудо? – Годовалые сами одеваются, двухлетние убирают за собой и братьями и сестрами, а пятилетние прямиком отправляются в школу! Один из детей – Антон – из второго класса перешел сразу в восьмой. А семилетняя Аня поступила сразу во второй класс, из которого перескочила в четвертый.

Главным для Бориса Павловича, изъездившего с педагогическими лекциями весь Союз, было развить интеллектуальный и творческий потенциал детей. Плюс закаливание, плюс физкультура, плюс железная дисциплина. Школу же Никитин-старший считал неким тормозом, отупляющим ребенка. И был уверен, что чем быстрее ребенок проскочит эту ступень, тем лучше. Но в итоге у всех его детей в школе возникли огромные проблемы как с учителями, так и со сверстниками: будучи самыми младшими в классе, они становились изгоями… Школа превратилась в каторгу, а блестящие «первоклассники» -- в двоечников и троечников. Ни один из «великолепной семерки» не стал ни медалистом, ни выдающимся спортсменом. С пеленок будучи в центре внимания, дети Никитиных, тем не менее, тяжело находили общий язык с другими людьми. А собственный дом стал одновременно и крепостью, и тюрьмой. По воспоминаниям Никитиных-детей, чаще всего они чувствовали себя так, будто живут в зоопарке. Сегодня все они давно взрослые люди, сами отцы и матери. И все, как один, не торопятся развивать своих отпрысков по отцовской системе. И самое главное – их собственные сыновья и дочери отправляются в школу в первый класс, как и все обычные дети – в семь лет, и никто из них не скачет из класса в класс. У Никитиных-детей другие приоритеты: «Полноценное общение со сверстниками, пусть даже в ущерб интеллектуальному развитию, более важно», - убеждена Анна Никитина.

Так что этот эксперимент провалился. Хотя подвиг – и детский, и родительский - тоже имел место быть.

40+27=гений в пеленках

Из чего складывается гениальность? Ученые по сей день не знают ответа на этот вопрос. Одни исследователи убеждены, что на 70-80% этот вопросе решает наследственность, другие – такие как американский психолог Э. Эриксон, утверждают, что вундеркинды – это миф: все равны перед природой, нужно только хорошо работать. В конце концов, лишь 10% мозга отвечает за умственную деятельность, а остальные 90% - за двигательные функции.

В последние годы к поискам гениальности подключились и генетики. Но обнаружить ген гениальности пока не удалось. Более того: сегодня ученые склоняются к тому, что какого-то одного-единственного гена таланта не существует, но есть некая комбинация генов, в результате которой на свет появляются Моцарты и Биллы Гейтсы. Но наука не сдается. Биологи из Принстонского университета обнаружили: чтобы облегчить процессы запоминания и обучения, достаточно увеличить в организме выработку белка NR2B.

Японцы просто советуют будущим родителям есть больше рыбы: фосфор, содержащийся в ней, благотворно скажется на умственном потенциале ребенка.

А немцы рекомендуют основательно поупражняться в вычислениях, прежде чем вступить в брак: по их мнению, возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. То есть если вам 27, то вашему избраннику должно быть 40 – не больше и не меньше.

Снизить планку

Выходит, прощай мечта? И да, и нет. Если опустить планку, не замахиваться на «вечность» и «память в веках», то можно попытаться вырастить просто умного ребенка, который с легкостью найдет свое место в жизни и реализует возможности по максимуму. Ведь, по большому счету, именно это подразумевают родители под «гениальностью». И, если ваша цель такова, то задуматься о воспитании наследника надо еще до рождения малыша. С точки зрения эзотерики, формирование личности начинается с мыслей о ней. Так что еще перед зачатием как можно чаще представляйте своего будущего отпрыска умным, сильным, здоровым и счастливым. Гоните прочь страхи и тревоги: вы должны быть уверены в успехе. Кроме того, потрудитесь рассчитать время зачатия: статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август. Еще один факт, который стоит взять на заметку: чем старше родители, тем выше интеллект у их детей. С этой точки зрения идеальный женский возраст для деторождения - 29 лет, мужской - 36. Вообще отцов-производителей стоит искать среди сильного пола в самом расцвете сил - в возрасте от 30 до 42 лет: активность сперматозоидов об эту пору снижается по сравнению с молодыми годами, и потому «в яблочко» попадают только «проверенные бойцы», оставляя за бортом слабых и дефективных товарищей.

Хотите - верьте, хотите - нет, но чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллекта у каждого из них. Срабатывает механизм усреднения: ведь известно, что в больших группах способности каждого не усиливаются, а нивелируются. По-настоящему умные дети, как правило, появляются в семьях, где не больше трех отпрысков, причем старшие обычно умнее младших. Согласно теории «усталости матки» разница в возрасте между малышами должна быть не меньше 5-6 лет: женский организм должен как следует отдохнуть и восстановиться, иначе ему просто нечего будет дать ребенку.

А вот такой член семьи как бабушка в воспитании одаренного ребенка просто необходим! Те несчастные, у которых нет бабушек, показывают худшие результаты, нежели обласканные внуки и внучки. И дело тут вовсе не в житейской мудрости, которой бабуля с удовольствием делится с подрастающим поколением, а в эмоциональной отдаче. Бабушки обычно балуют своих внуков и тем самым дают им возможность самовыражаться, что повышает у детей самооценку. И в конечном итоге у детей растет мотивация для того, чтобы заниматься рисованием, пением, играть в шахматы, решать геометрические задачи, одним словом -- добиваться успеха. А ведь именно мотивация является ключом к достижению поставленной цели. Талантливый ребенок – это в первую очередь заинтересованный ребенок. И это основное правило воспитания умников и умниц. Второе правило гласит: чтобы добиться успеха, ребенок должен уметь ставить перед собой цели и достигать их. И вы, как родитель, должны быть готовы пройти с ним этот путь до конца. Дорисовать, долепить, дорешать, доучиться и т. д. и т. п. То есть мало запихать отпрыска в «драмкружок, кружок по фото»: готовьтесь вместе с ним разучивать пьесы и учиться выставлять объектив, а иначе - никак. Только под руку с опытным наставником ребенок сможет пройти путь от подающего надежды малыша до одаренного взрослого человека. Одним словом, хотите умного ребенка - готовьтесь проявлять чудеса терпения, будьте последовательны и никуда не торопитесь: согласно последним исследованиям, мозг человека может расти и развиваться всю жизнь. Как говорится, талант как насморк - когда-нибудь, да чихнет!

Антон ДУБИНИН

  • В результате своих исследований Ласло Полгар пришел к выводу: в цивилизованных странах около 80% всех детей до года – потенциальные гении. К трем годам количество гениев снижается до 60%, к 5 – до 50%. В 12 только 20% детей могут похвастаться выдающимися способностями, а в 20 - лишь 5%.
  • Билл Гейтс в школе слыл самым посредственным учеником, а из Гарварда был вынужден уйти с четвертого курса.
  • Статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август.

Тебе может казаться, что существует только один способ сделать ребенка умнее - впихнуть в него максимум знаний. Но начитанный - это еще не сообразительный и находчивый. Исследования организации Andrew W. Mellon Foundation, описанные в книге Crossing the Finish Line («Пересекая финишную черту»), доказывают: даже отметки в школе зависят не столько от зуб­режки, сколько «являются отражением силы характера». «Такие черты, как мужество и любознательность, превращаются в высокие оценки», - говорит один из авторов книги Мэтью Чиньос. Так давай поможем малышу укрепить характер.

1. Посули 1000 рублей, если научится жонглировать

Что тренируем: способность достигать цели

Раскошелиться придется нескоро. «Дети не способны быстро овладеть навыком жонглирования, но это и не так сложно, чтобы отказываться от попыток» , - говорит Энтони Ти ДеБенедет, один из авторов книги The Art of Roughhousing («Искусство скандалить»). Так что, скорее всего, сын или дочка все-таки выполнят поставленную задачу.

Что скажет наука Ученые из Оксфорда обнаружили, что у новичков в жонглировании всего за шесть недель тренировок объем белого вещества мозга, которое отвечает за обучение, увеличился на 5%. Прибавь к этому улучшение координации, внимания и терпения.

2. Предложи ему полазить по деревьям

Что тренируем: самоконтроль

«Ребенок не сможет залезть на дерево, пока не научится управляться со своими эмоциями , - поясняет ДеБенедет. - Тут нужен и холодный расчет, чтобы выбрать оптимальный маршрут, и умение обходиться со своим страхом, и способность спокойно реагировать на поражения» .

Что скажет наука Регулярное покорение деревьев не только приучит ребенка справляться с оцепенением перед пугающей задачей, но и подстегнет креативное мышление (ведь еще надо придумать, каким путем взобраться на эту вишню - за какую ветку цепляться, куда ставить ногу). Правда, нас немного настораживает, что эти данные пришли из Детского госпиталя Филадельфии...

3. Научи играть в шахматы

Что тренируем: настойчивость

Ты проиграешь много раз, прежде чем взять своего первого короля. «Шахматы учат ребенка, что на поражениях можно учиться» , - говорит Пол Таф, автор книги How Children Succeed («Как дети добиваются успеха»). Неслучайно говорят, что для умственной работы шахматы значат то же самое, что спорт для физического здоровья.

Что скажет наука Шахматы сделают ребенка усидчивее и внимательнее, помогут развить логическое мышление, а главное - научат не бояться самому принимать решения и нести за них ответственность. Недаром чемпион мира Александр Алехин говорил: «С помощью шахмат я воспитал свой характер» . Если же нужны конкретные цифры, то вот они: как сообщают бельгийские ученые, регулярные занятия шахматами обеспечивают детям рост интеллекта по шкале Векслера на 21%.

4. Восхваляй работу, а не победу

Что тренируем: уверенность в себе

Дети - максималисты. Они полагают, что быть довольным собой можно, только если ты победил (не учитывая, что иногда победа зависит не только от тебя, но и от обстоятельств). Надо показать им, что путь к цели и прикладываемые усилия не менее ценны, чем сама цель. «Когда дети получают похвалу за свои усилия, они начинают больше ценить их» , - уверяет Таф.

Что скажет наука Кинь ободряющую реплику, когда заметишь, что ребенок тщательно занимается (например, делает уроки). Позже, когда ребенок принесет показать дневник, сделай так, чтоб он (или она) заметил связь: «Ну, как я вижу, усилия оправдали себя, да?»

5. Приучи, что награду нужно заслужить

Что тренируем: терпение

«Твой ребенок должен понять, что игрушки и сладости не достаются бесплатно» , - советует Таф. Чадо попросит себе iPad? Назначь его на месяц ответственным за уборку дома и вынос мусора. А если чаду уже больше 14, пусть идет в курьеры или моет тарелки в ресторане - заработает хотя бы часть суммы, а остальное ты добавишь.

Что скажет наука Серия исследований в Стэнфорд­ском университете показала: дети, которые умеют ждать и зарабатывать награду, спустя годы лучше сдают экзамены. У них больше сила воли, которая очень важна в трудных испытаниях вроде поступления в ВУЗ.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»