Здоровье. Посещение развивающего центра. Всё своё свободное время тратьте на общение со щенком

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

«Не беспокойтесь о том, что дети вас не слушают. Беспокойтесь о том, что они всё время на вас смотрят» – это высказывание американского эссеиста Роберта Фулхэма широко разошлось в англоязычном Интернете и даже стало появляться в русских «цитатниках для ICQ». Истина, казалось бы, прописная. Но следовать ей почему-то совсем не просто.

У родителей, особенно молодых, часто происходит расслоение сознания: вот в этой части они остро озабочены воспитанием ребёнка по последнему слову педагогики, а тут – ведут свою обычную жизнь, в которой сами ещё толком не повзрослели.

Вычитаешь, скажем, что у ребёнка эндокринная система незрелая и до трёх лет его надо ограждать от добавленных сахаров, особенно если в семье есть предрасположенность к диабету. Разве можно спокойно жить с такой информацией? Конечно, тут же начинаешь ограждать. Надо предупредить всех друзей, родственников; избегать места, где разгуливают дети с мороженым и леденцами; вдумчиво относиться к приглашениям на детские дни рождения… Уф-ф , кажется, всё предусмотрели! Надо теперь к чаю чего-то купить, а то вечером сладенького захочется. Собственно, почему у нас в семье предрасположенность к диабету – любим, понимаешь, полкило халвы умять под вечерний телесериал. Нам-то уже не три года, правильно? Мысль о том, что ребёнок привыкает к виду родителей, постоянно жующих сладкое, в голову приходит не сразу. Порой слишком поздно.

Ещё бывает так: специально создаёшь обучающие ситуации, вычитанные в педагогических трактатах, заманиваешь в них ребёнка, скачешь козочкой, поёшь соловьём, увлекаешь «полезным развивающим занятием». А если увлечь не выходит, печалишься, коришь себя за недостаточную приверженность идеалам Гленна Домана*. Может, я плохая мать? Может пора в частный садик, где профессионалы возьмутся за дело? Иной раз и на ребёнка попеняешь, мол, ничего-то тебе не надо, что ж ты такой, нелюбознательный.

А бывает, делаешь свои взрослые дела, и тут ребёнок прибегает с криком: «Тоже хочу!..» Машет скалкой или тряпкой, рассыпает муку, разводит на полу лужу, опутывает нитками ножки стульев, колотит молотком почём зря… Родителей это приводит в бешенство! Ребёнок непослушный, нахальный, неловкий, лезет со своим баловством не вовремя: «Ты всё испортил! А ну убирайся в свою комнату!» или что-нибудь мягче, но с тем же желанием отделаться от помощника: «Иди поиграй с новой игрушкой! Иди мультик посмотри».

Поднятное дело, мыть пол или посуду, подметать, печь пироги, гладить бельё, шить и вязать гораздо быстрее и сподручнее в одиночку. Главное, вовремя сообразить, что вот она и есть, эта желанная ситуация, когда ребёнок развивает мелкую моторику, получает новые тактильные впечатления, учится быть ответственным, наблюдает причинно-следственную связь – всё, чему учат в школах сенсорики, монтессорики и прочего раннего развития.

А еще, конечно, все родители хотят, чтоб их дети были счастливы. Для многих обеспечение детского счастья становится смыслом жизни, они заранее все продумывают, планируют, стараются сами «соответствовать» и с раннего детства приучать ребёнка. Они как диспетчеры в центре управления космическими полетами: всецело посвященные контролю над ситуацией. Они сами не успевают жить, и дети-астронавты растут закомплексованными и нервозными.

Неважно, в чём, по мнению родителя, состоит счастье. Социальное положение, карьера, удачное замужество, идеальная внешность, свобода творчества, нонконформизм, активная гражданская позиция – любая ценность переворачивается с ног на голову, если её преследуют с чрезмерным энтузиазмом. Нам кажется, вот сейчас мы поднапряжёмся, а потом для всех наступит светлое будущее. А оно что-то никак не наступает.

Веду я к тому, что главная задача всех родителей, мечтающих о счастье для своих детей, – разобраться с собой. Научиться самим быть счастливыми, не тревожиться по мелочам, радоваться жизни, приятно проводить время, вне зависимости от внешних обстоятельств. Любить друг друга, себя, ребёнка такими, какие уже есть, и не пытаться ломать, дрессировать, подстраивать и подстраиваться. И будет счастье.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Недавно подруга прислала мне как она выразилась «смешной видеоролик». Как она сказала, ее мнение относительно его забавности разделяли многие. Но я, честно говоря, была огорчена увиденным. В видеоролике девочка лет 4-5 плача собирает свои игрушки, а рядом сидит ее мама, готовит обед и то ругает, то смеется над ребенком. Девочка сквозь слезы приговаривает, что мама должна ей помогать. На что мама равнодушным тоном отвечает, что она сама должна собирать свои вещи, и никто не будет ей помогать. Больше всего огорчило равнодушие к чувствам ребенка, страдания которого были так явны.

В принципе такое «бесчувственное» обращение с детьми не является редкостью. Наверняка смотря этот ролик многие родители-«воспитатели» даже восхищались способностью той матери заставить ребенка делать то, что она хочет. Главной ошибкой многих родителей является представление о воспитании как о способности подчинить ребенка своей воле и сделать его таким, каким хочет видеть его родитель. Таким образом, они подавляют индивидуальность ребенка и пресекают развитие его потенциала, креативность, спонтанность на корню.

А знаете ли вы, что воспитание – это как раз не подавление воли, а наоборот, помощь ребенку в становлении его личности, помощь в формировании твердых и позитивных убеждений, поддержка в создании эмоциональной базы для будущих успехов? Ничто из этого не совместимо ни с равнодушием к ребенку, ни с подавлением его воли.
Чтобы вырастить здоровую личность, душевно благополучного человека, родитель просто обязан прислушиваться к чувствам ребенка. Ведь «дети, - как сказал Пророк Мухаммад, - это райские бабочки». «А что, если он капризничает?» - могут спросить «воспитатели». А капризы, дорогие родители, это неудовлетворенные потребности. Вот в том видеоролике девочка капризничала. Почему? Потому что не была ее мамой удовлетворена потребность девочки в любви и поддержке с ее стороны.

Не кричать, не ругаться, не оскорблять

В одном из хадисов говорится, что «Каждое слово, которым ты воспитываешь ребенка, является милостыней». Но нужно учитывать, что это должны быть слова добра, уважения, заботы. Также в другом хадисе говорится: «Говори благое или молчи». Неужели эти слова не относятся и к общению с детьми?

Психолог Екатерина Буслова рассказывает следующее:

«На семинарах, которые я провожу для родителей, есть упражнение, которое помогает понять, что чувствует ребенок, когда на него кричат. Проходит оно так: родители разбиваются по парам. Один участник пары должен стоять и кричать на другого по какому-то придуманному поводу, а другой участник, в свою очередь, должен присесть на корточки или встать на колени, чтобы быть намного меньше ростом и говорить только одну фразу «Я маленький, и я просто хочу, чтоб меня любили».

Примерно на третьем повторении этой фразы, тот родитель, который находится на месте ребёнка, начинает плакать, слезы льются без остановки... Приходят очень сильные чувства. Часто, воспоминания из своего собственного детства... После этого упражнения кричать на своего ребенка становится практически невозможно. Все участники говорят о том, что впервые на самом деле глубоко прочувствовали, что чувствует в этот момент ребёнок...»

Ребенок может знать очень много слов, но слова «я маленький, и я просто хочу, чтоб меня любили» – самые глубокие и самые искренние, с которыми он обращается к своему родителю: к своему папе, маме, взрослым. Он маленький, и он хочет, чтобы его любили.

Но это не значит, что его не надо учить хорошему, отличать хорошее от плохого, закладывать основы религиозных знаний. Просто все это нужно делать посредством ласковых и добрых слов, слов, которые не ранят личность ребенка, посредством слов, которые не унизят его.

Конечно, этого невозможно добиться, если родитель не любит искренне своего ребенка, если он не ценит его и не заботится о нем по-настоящему, по-родительски. Тогда слова будут противоречить поведению родителя. Ведь как писал Гете: «Ведь сердце к сердцу речь не приведет, Коль не от сердца речь твоя идет». Поэтому эта любовь, забота, понимание и поддержка должны идти именно от сердца и выражаться как в речи, так и в поступках. Ведь и воспитание, и обучение ребенка родитель проводит для того, чтобы ребенок смог в дальнейшем позаботиться о себе, чтобы в дальнейшем он мог адаптироваться и освоиться в обществе.

Говорят, однажды женщина пришла к мудрецу и спросила, когда ей следует начать воспитывать ребенка. Мудрец спросил, сколько лет ребенку. Женщина ответила, что шесть месяцев. Тогда мудрец ей ответил: «Вы опоздали ровно на шесть месяцев».

Если бы эта женщина пришла ко мне, наверно, я спросила бы не возраст ребенка, а ее собственный возраст. И получив ответ, например, 25 лет, я бы ей сказала, что она опаздывает ровно на 25 лет. Потому что по моему мнению воспитание ребенка – это не процесс, который начинается с нуля. Воспитание - это чаще всего передача своего опыта, своих знаний, своих убеждений. И, конечно, родитель не может дать любви, которой у него не было; знаний, которым он не обучился; нравственности, которая у него отсутствует. Поэтому воспитание ребенка родитель должен начинать задолго до рождения ребенка – а точнее с воспитания самого себя.

Воспитание ребенка до года. С чего начать

Воспитание ребенка до года является делом непростым. Ведь даже будучи дипломированным педагогом и цитируя наизусть выдержки из теоретических трудов по педагогике, можно, после рождения ребенка, столкнуться с проблемой, решение которой сведет «на нет» все ваши познания в этой области.

По мнению большинства родителей ребенка до года воспитывать необязательно. Как правило, такое мнение складывается из нежелания, неумения или нехватки времени мам и пап заниматься воспитанием малыша. Одни родители считают, что в этом возрасте ребенок мало что понимает и воспитание попросту не имеет смысла. Другие полагают, что если у малыша нет отклонений в физическом и психическом развитии, то он всему научится сам в детском садике, а потом в школе.

Однако, если вы не заняты на работе 24 часа в сутки и общаетесь со своим ребенком, можно это время использовать для умственного воспитания малыша, причем сделать это ненавязчиво, играя.

Сейчас многие мамы хотят, чтобы малыш научился читать как можно раньше, однако, как это правильно сделать, чтобы не отбить охоту к буквам раз и навсегда? Обычное «впихивание» знаний года этак в три, как правило, не дает быстрых результатов, малышу трудно зазубривать буквы. А если начать обучение в игровой форме пока малышу не исполнился год, задача значительно упрощается. Дайте малышу кубики с буквами, из которых вы можете строить башни и домики, но, когда малыш берет в руки кубик, спокойно назовите букву, которая там изображена. Можно повесить плакаты с буквами около детской кроватки. Даже простое разглядывание букв приводит к тому, что ребенок фиксирует их в своем мозгу и запоминает на всю жизнь.

Если у вас есть своя информация о том, как научить ребенка читать в раннем возрасте, поделитесь ею на нашем форуме .

Если малыш любит играть с мячиком, нужно не просто сказать ему, что это мяч. Скажите так: «Круглый мяч» или «Синий мяч». В первом случае малыш запоминает форму, во втором - цвет. Старайтесь называть цвет любой игрушки и предмета. Солнышко на картинке - желтое, машинка - зеленая, кубик - красный.

Воспитание детей до года можно начинать с развития слуха. Например, перед ребенком можно катать яркую и шумную игрушку. Можно включать классическую музыку, радио и поднимать ручки ребенка в такт музыке или взять его на руки и потанцевать. Следите, чтобы движения во время танца были плавные и медленные.

Маленькие детки первого года жизни быстро начинают знакомиться с окружающими их предметами, поэтому старайтесь покупать малышу яркие и различные по форме игрушки. Кстати, для развития ребенка до года полезно давать ему не только игрушки, но различные безопасные предметы.

Когда ребенок будет хорошо сидеть, можно попробовать предложить ему порисовать. Для этой цели отлично подойдут специальные пальчиковые краски для малышей. Малыши обожают разрисовывать красками все вокруг, правда, маме потом придется заняться отмыванием разрисованных поверхностей.

В шесть месяцев малышу можно показывать карточки или картинки с изображением животных, растений и различных предметов. Показывая животное, не забудьте изобразить звук, которое оно издает: корова - му, кошка - мяу, собачка - гав-гав и т.д.

В процессе воспитания ребенка до года, следует помнить главное - для малыша учиться равнозначно слову «играть». Поэтому развивающие занятия должны проходить в непринужденной форме. Если малыш устал, необходимо остановиться. Не нужно перегружать малыша знаниями, для него каждый день несет новые впечатления. Во время игры/обучения не забывайте похвалить ребенка, это будет стимулом для него и знаком, что родители его любят, даже если он что-то сделал неправильно.

О воспитании щенков написано море литературы, и, как правило, все будущие владельцы собак её тщательно изучают. Но как только щенок появляется в доме, большинство советов либо вовсе выветриваются из головы хозяина, либо он не понимает, как же правильно их применить. И самое большое затруднение обычно возникает с толкованием основополагающей установки: хозяин должен стать для своей собаки вожаком. Как этому научиться, как правило, никто не уточняет. На самом деле, это вовсе не сложно.

Три признака настоящего вожака

Два биологических вида, человек и собака, созданы природой для гармоничного существования в иерархическом социуме. Спорить, справедливо ли выстроена иерархическая лестница в человеческом обществе, не будем. Но примем как данность, что в стае волков, ближайших родственников собак, она выстроена справедливо. Это подтверждают и многолетние наблюдения учёных за поведением волков в стае. И вот какие важные для нас выводы они сделали.

Вожак - не тот, кто сильнее

Физическая сила далеко не всегда является признаком вожака, недаром возглавить стаю может и самка. Лидером становится порой и не самый смелый, и не самый опытный, но всегда самый умный - тот, кто в трудной ситуации способен принять правильное решение, и кому все остальные животные могут доверить своё благополучие.

Вожак всегда последователен и справедлив

Выяснилось, что визуально определить вожака в стае можно далеко не сразу. Он выступает на первый план, только когда нужно принимать решение и вести за собой других или когда кто-то из животных нарушает мир и спокойствие, пресекает установленные границы поведения. Вожак практически никогда не применяет силу и даже не рычит - ему буквально достаточно взгляда, чтобы заставить подчиниться. Наконец, вожак всегда сохраняет спокойствие и уверен в себе.

Власть вожака никогда не основана на насилии

Известный исследователь волков Ясон Бадридзе однажды наблюдал такую картину. Стая волков отдыхала на берегу реки, все они спокойно лежали на траве, а несколько молодых животных устроились на небольшом возвышении - месте, которое всегда занимает вожак. Когда тот появился, молодые волки вовсе не бросились врассыпную.

Они заметили приближающегося лидера издали и, спокойно встав, «сделали вид», что им немедленно нужно отлучиться по важному делу. Один пошёл попить воды, другой заметил что-то очень интересное в кустах, третий деловито побежал к опушке леса. Все волки уступили место вожаку, полностью сохранив своё достоинство, без униженности и раболепия.

Таким образом, отношения между вожаком и другими членами стаи никак нельзя назвать отношениями хозяина и бесправного раба, они основаны на добровольном признании всеми животными авторитета одного. В идеале, таким и должно быть воспитание и дрессировка щенка - попробуйте мысленно примерить на себя роль именно такого лидера.

Воспитание щенка: семь основных правил

Мы сформулировали для вас 7 главных установок - начало воспитание щенка закладывает базу для дальнейших отношений и дрессировки, поэтому постарайтесь ими не пренебрегать.

1. Всё, что может быть разбито или испорчено, должно быть убрано

Тщательно подготовьтесь к появлению щенка в доме. Уберите все бьющиеся предметы, провода, бытовую технику. Обработайте деревянные ножки мебели специальным спреем «антигрызином», сверните ковры, ведь пока не сделаны все прививки, выпускать щенка на улицу нельзя, а приучение к пелёнке займёт у вас некоторое время. Все эти приготовления важны не только для сохранения вашего имущества, но и для правильного воспитания щенка.

Все мы люди, и если щенок случайно разобьёт вазу эпохи Мин, мало кто из нас будет бить себя кулаком по лбу за то, что вовремя её не убрал. Большинство начнёт кричать на ничего не понимающего щенка. А ваша задача - с самого начала избегать этого во что бы то ни стало.

2. Еда - только в миске, поощрение - только с руки

Для миски нужно найти более или менее постоянное место в доме. Кормите и даже угощайте щенка только из миски. Исключение - лакомства, которые вы даёте в качестве поощрения за правильное поведение. Их нужно предлагать только с руки. Никогда не бросайте лакомства на пол - это очень важно. Для собаки упавшее на пол - свалившееся с неба, и только данное с руки - поощрение от хозяина.

3. Исключения из правил - после твёрдого уяснения самих правил

С самого начала приучайте щенка спать только на своей подстилке. Пожалуй, одно из первых правил, с чего начать воспитание щенка, - это научить его команде "место". Для начала просто повторяйте это слово каждый раз, когда относите щенка на лежанку, и хвалите его.

В первое время вы можете поместить подстилку в комнате, где спите сами, ведь щенку поначалу будет страшно в незнакомом для него месте. Потом вы можете перенести её в любой другой тихий уголок квартиры или в коридор. Не берите щенка в постель и не разрешайте ему залезать на неё, а также на диваны, кресла и другую мягкую мебель.

Это табу до полного взросления щенка и твёрдого уяснения им правила: возвышенность - место вожака. Воспитанную взрослую собаку хозяин может позвать полежать рядом с ним на кровати, но также в любой момент и отослать на место. Такая собака, даже если уляжется на кровать в отсутствии хозяина, немедленно спокойно встанет и уйдёт при его появлении, как волки в приведённом нами примере.

4. Всё своё свободное время тратьте на общение со щенком

Чем больше вы общаетесь со своим щенком, тем прочнее станут ваши дружеские узы в будущем. Главной формой общения является игра, именно в ней выстраиваются те отношения, которые нужны для формирования гармоничного союза человека и собаки. О том, как играть со щенком, мы ещё с вами поговорим, но вот главный принцип: играть нужно только игрушками, и чем разнообразнее будут эти игры, тем лучше.

5. Никогда не кричите на щенка!

Крик в ушах собаки звучит как истеричный захлёбывающийся лай цепного пса. Как и у пса, которому цепь не даёт возможности как следует разобраться с чужаком, это признак бессилия. Порицайте щенка тихим и твёрдым голосом, а также пристальным немигающим взглядом.

Делать это нужно, только если вы застали его «на месте преступления», и только в том случае, если вы тут же можете предложить ему альтернативное правильное действие.

6. Любовь рождается из ласки и заботы, боль рождает страх

Одного и того же эффекта в воспитании и дрессировке щенков можно добиться двумя способами: путём отрицательного подкрепления (то есть животное делает что-то, чтобы избежать наказания, боли) или положительного (животное делает что-то, чтобы получить за это награду). Повторимся, результат будет один и тот же, именно поэтому физические методы воздействия так популярны в дрессировке до сих пор.

Горькая правда и в том, что методы, основанные на физическом воздействии, дадут эффект быстрее, потому что животному инстинктивно важнее избежать боли, чем получить лакомство или ласку. Однако если вы выберете этот путь, то единственным чувством, которое будет испытывать к вам собака - страх.

7. Воспитывайте щенка сами

Главное в воспитании - последовательность. Чётко установите правила поведения для щенка, последовательно добивайтесь их исполнения и не позволяйте никому из членов семьи эти правила менять. У собаки - один хозяин. Тот, кто умнее, кто знает, как правильно. Надеемся, не надо доказывать, что вожаком для своей собаки может стать абсолютно любой человек, ведь разум дан ему при рождении. Нужно только об этом не забывать.

В своей книге «Семь духовных законов для родителей» доктор психологических наук Дипак Чопра пишет, что роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной короткой фразой: «Показывать только любовь, быть только любовью». Говоря иными словами, с того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы – его духовный учитель. Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, неосуждения и приятия, эти качества усваивает и ваш ребенок.

Но в мире, в котором существуем мы, дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви. В основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Младенец, до года
Ключевые слова: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения сегодня уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец – чистое золото в духовном понимании. Так что на правильном пути те родители, которые являются учителями своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, в возрасте от одного до двух лет
Ключевые слова: свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово «эго» употребляется в самом простом смысле – «я», «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одну сторону, но страх и неуверенность тянут в другую. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: нужно убедить малыша, что мир безопасен.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, возможности для духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники в возрасте от двух до пяти лет
Ключевые слова: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. До двух-трех лет он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания – ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру.

Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир – и, конечно же, все члены его семьи.

«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова «нет» и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания – это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила – духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок – это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы рассматриваем это как потерю – я вынужден от чего-то отказаться, чтобы ты мог это иметь, – значит, духовный урок на этой стадии не был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: «Я отдаю тебе, ничего не теряя, потому что ты – это часть меня».

Маленький ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее почувствовать. Дети не просто хотят делиться – они любят делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении границ эго и включении в свой мир другого человека, – нет большего доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко, если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что правда обладает духовной ценностью.

Не обязательно прибегать к наказаниям – они лишь вызывают еще больший страх и искушение обманывать. Если вы воспитываете у ребенка отношение «говори правду, или у тебя будут неприятности», вы учите духовной фальши. Ваш ребенок должен чувствовать: «это то, что я сам хочу делать».

Дети старшего возраста, 8–12 лет
Ключевые слова: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

К этому времени у детей развивается чувство независимости. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например, любовь к науке или искусству. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно.

В возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. К ребенку изнутри приходит глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат доверие и любовь.

Ранние юношеские годы, 12–15 лет
Ключевые слова: самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается, и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды. Отрочество – время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания. Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика.

Это внутреннее Я – неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) – наблюдать, как в результате экспериментов с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание. Ребенок, который получает духовное образование, обретает способность ответить на самые главные вопросы о том, как работает Вселенная.

Он сумеет понять источник творчества как внутри себя, так и снаружи. Он сможет придерживаться неосуждения, приятия и искренности. А для взаимодействия с другими людьми это важнее всего, чем может обладать человек, – он будет свободен от калечащего его страха и беспокойства о смысле жизни, что иссушает сердца многих взрослых, признают они это или нет.

Если количество детей, выросших в соблюдении семи духовных законов, достигнет критической массы, это окажет влияние на всю цивилизацию. Любовь и сострадание, которые часто так опошляются в наши дни, смогут превратиться в жизненную необходимость для каждого человека, живущего на Земле.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»