Притчи о любви по самопознанию. Искусство рассказывания историй (притч) как способ вовлечения учащихся в процесс глубокой нравственно-духовной беседы. Просмотр содержимого документа «Реализация задач нравственно – духовного воспитания на уроках «Самопозн

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Буддийская притча

Когда карманник встречает Будду, он видит только его карманы… В Лахоре, городе ювелиров, жил один профессиональный карманник. Однажды он увидел, что какой-то человек купил прекрасный бриллиант, которого он ждал долгие годы, бриллиант, который он просто...

  • 2

    Вечный вопрос Притча от Пауло Коэльо

    Немецкий философ Шопенгауэр шёл по улице Дрездена, ища ответы на вопросы, которые его занимали. Проходя по скверу, он решил посидеть и посмотреть на цветы. Один из жителей района наблюдал за странным поведением философа и вызвал полицию. Минутой позже...

  • 3

    Внутренняя природа Дзэнская притча

    Лин-чи говорил перед собравшимися о том, что каждый человек должен проявить свою внутреннюю природу. Из зала послышался вопрос: - Но как это сделать, если я не знаю, кто я? Лин-чи перестал говорить. Все насторожились. Какой он даст ответ? Но он не дал...

  • 4

    Вопрос мимо цели Дзэнская притча

    Мирянин из провинции Идзумо поклонился Банкею и спросил: - Правда ли, что тот, кто достиг просветления, вот как вы, например, может видеть миры прошлого, настоящего и будущего так же легко, как если бы он глядел на свою ладонь? Банкей глянул на него и...

  • 5

    Все лишь видимость Притча от Юрия Криницына

    Однажды император Ю вознамерился познать самого себя, и с этой целью принялся разглядывать своё отражение в зеркале. Он смотрел так внимательно, и размышлял так тщательно, что вскоре понял, что это всего лишь видимость.

  • 6

    Ву и комнаты, где проходит урок Притча Крайона

    Жил-был человек, которого мы будем называть Ву. Какого пола был Ву, для нашего рассказа неважно, но поскольку у вас нет подходящего слова, соответствующего лицу среднего пола, мы будем называть его Ву… чтобы обозначить человека по имени Ву, или мужчину...

  • 7

    Два смельчака Сутра ста притч - Бай Юй Цзин

    Стоял некогда старый дом. Люди говорили, что в этом доме всегда водились злые духи, и все боялись их и не хотели в этом доме останавливаться. Был в те времена один человек, который считал себя смельчаком. Он сказал: - Я войду в этот дом и останусь там...

  • 8

    Знания и мудрость Притча неизвестного происхождения

  • 9

    Камень Притча от Галины Стрелковой

    Однажды один человек прокопал в огромной горе тоннель. У входа его положил огромный камень, на котором написал: «Через эту гору пройдёт тот, который сдвинет этот камень со своего места». С того времени прошло много веков. Много находилось добровольцев на...

  • 10

    Капля - маленькое море Христианская притча

    Назвало себя море в шутку большой каплей. Услыхала это капля и всерьёз назвала себя маленьким морем. И даже обиделась, когда люди подумали, что это тоже шутка. А зря. Ведь до тех пор, пока ты думаешь, что ты нечто, то ты - ничто. И только если поймёшь, ...

  • 11

    Книжный человек Притча от Германа Гессе

    Жил-был человек, который от пугавших его жизненных бурь ещё в ранней юности нашёл убежище в книгах. Комнаты его дома были завалены книгами, и, кроме книг, он ни с кем не общался. Ему, одержимому страстью к истинному и прекрасному, показалось куда как...

  • 12

    Мастер Притча от Пихто Твердятича

    Однажды ученик пришёл к мастеру и сказал: - Мастер, если я сам не могу найти ответ на интересующий меня вопрос, я иду к вам. А где же вы ищете ответы на вопросы? Мастер усмехнулся и ответил: - Все ответы прячутся в вопросах. Однако боюсь, пока тебе это...

  • 13

    Мастер видения и слуха Дзэнская притча

    Некий мирянин сказал: - В течение многих лет я читал сочинения мастеров древности, вознамерившись узнать, кто есть мастер видения и слуха. Однако и по сей день мне всё ещё не удалось выяснить, кто он. Что мне сделать, чтобы я смог найти этого мастера...

  • 14

    Мудрость мира Даосская притча

    Однажды пришёл к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрость мира. А так как он не может понять мудрость мира, он сомневается в мудрости Бога. Это очень смущает его, потому он и пришёл просить у мудреца помощи. ...

  • 15

    Не оставлять следов Дзэнская притча

    Умирая, дзэнский монах Бокудзю попросил своих учеников принести все его книги, всё, что он написал, и всё, что он сказал. Всё это было сложено, но они не могли понять, что он собирается делать. А он начал сооружать из книг костёр. Ученики начали кричать...

  • 16

    Ничто Хасидская притча

  • Притчи - короткие и занимательные истории выражают опыт множества поколений жизней. Особой популярностью всегда пользовались притчи про любовь. И неудивительно - эти наполненные смыслом истории многому могут научить. И правильным отношениям с партнером тоже.

    Ведь любовь - великая сила. Она способна творить и разрушать, окрылять и лишать сил, дарить прозрение и лишать разума, верить и ревновать, совершать подвиги и толкать на предательство, отдавать и брать, прощать и мстить, боготворить и ненавидеть. Так что с любовью нужно уметь обращаться. И поучительные притчи про любовь помогут в этом.

    Где же еще черпать мудрость, как не в проверенных годами историях. Надеемся, что короткие рассказы о любви ответят на многие ваши вопросы и научат гармонии. Ведь все мы рождаемся для того, чтоб любить и быть любимыми.

    Притча о любви, богатстве и здоровье

    Притча о любви и счастье

    - Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца. - Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!
    Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы. Счастье подросло и стало большим.
    Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали.
    И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.
    Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо.
    И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.
    Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом. Кинулось счастье к ней: - Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.
    У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
    - Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
    - Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
    Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
    - А тебя как зовут?
    - Счастье.
    - Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
    Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой. - Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
    - Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.
    И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться.
    С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает.
    А люди до сих пор понять этого не могут...

    Притча о лучшей жене

    Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.
    Один из моряков сказал своему другу:
    - Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
    - Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.
    - Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
    - Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.
    - Это моё решение, и я это сделаю.
    Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
    Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
    - Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
    - Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
    - Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
    - Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
    - Я хочу жениться именно на ней.
    - Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
    - Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
    Они поженились.
    Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
    Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
    - Как живёшь?
    - Я счастлив.
    Тут входит та самая красивая женщина.
    - Вот, познакомься. Это моя жена.
    - Как? Ты что женился ещё раз?
    - Нет, это всё та же женщина.
    - Но как это произошло, что она так изменилась?
    - А ты спроси у неё сам.
    Подошёл друг к женщине и спрашивает:
    - Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
    - Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

    Притча о лучшем муже

    Однажды к священнику пришла женщина и сказала:
    - Ты два года назад поженил меня с мужем. А сейчас разведи нас. Я не хочу с ним больше жить.
    - Какова же причина твоего желания развестись?- поинтересовался священник.
    Женщина так объяснила:
    - У всех мужья вовремя возвращаются домой, мой же супруг постоянно задерживается. Из-за этого дома каждый день скандалы.
    Священник, удивившись, спрашивает:
    - Причина лишь только в этом?
    - Да, я не хочу жить с человеком, обладающим таким недостатком, - ответила женщина.
    - Развести-то я вас разведу, но при одном условии. Возвращайся-ка ты домой, испеки большой вкусный хлеб и принеси мне. Но когда будешь печь хлеб, ничего не бери в доме, и соль, и воду, и муку попроси у соседок. И обязательно объясни им причину своей просьбы, - сказал священник.
    Эта женщина отправилась домой и, не откладывая, принялась за дело.
    Зашла к соседке и сказала:
    - О, Мария, одолжи мне стакан воды.
    - У вас, что, вода закончилась? Разве во дворе не вырыт колодец?
    - Вода есть, но я пошла к священнику, чтобы пожаловаться на мужа и попросила развести нас, - объяснила та женщина и как только она закончила, соседка вздохнула:
    - Эх, если бы ты знала, какой у меня муж! - и начала жаловаться на своего супруга. После женщина отправилась к соседке Асе, чтобы попросить соль.
    - У тебя соль закончилась, просишь всего одну ложку?
    - Соль есть, но я пожаловалась священнику на мужа, попросила развода, - говорит та женщина, и не успела она закончить, как соседка воскликнула:
    - Эх, если бы ты знала какой у меня муж! - и начала жаловаться на своего супруга.
    Так, к кому эта женщина ни заходила, чтобы попросить, ото всех слышала жалобы на своих мужей.
    Наконец, она испекла большой вкусный хлеб, принесла священнику и отдала со словами:
    - Спасибо тебе, отведай мой труд вместе со своей семьей. Только не думай развести меня с мужем.
    - Почему, что случилось, дочка? - спросил священник.
    - Мой муж, оказывается, лучше всех, - ответила ему женщина.

    Притча о настоящей любви

    Один раз Учитель спросил у своих учеников:
    - Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
    - Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
    - Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
    Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.
    В конце концов он объяснил: - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.
    - А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. - В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

    Притча про счастливую семью

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав. А другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
    Дивится строптивая хозяйка счастью соседки и, конечно, завидует. Говорит мужу:
    - Пойди, подсмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
    Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном и прислушивается.
    А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
    – Ох, что сейчас будет! - думает сосед. Он тут же представил, какой скандал был бы в его семье.
    Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
    - Прости, дорогой.
    - Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу.
    - Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
    - Нет, виноват я. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
    Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
    - Что-то ты быстро. Ну что посмотрел?
    - Да!
    - Ну и как там у них?
    - У них-то все виноваты. Вот поэтому они не ссорятся. А вот у нас все и всегда правы…

    Красивая легенда о важности любви в жизни

    Так случилось, что на одном острове проживали различные чувства: Счастье, Грусть, Умение… И Любовь была в их числе.
    Однажды Предчувствие известило всех, что скоро остров скроется под водой. Спешка и Торопливость первыми стали покидать остров на лодках. Вскоре все уехали, только Любовь осталась. Она хотела остаться до последней секунды. Когда остров уже должен был уйти под воду, Любовь решила позвать себе на помощь.
    Богатство плыло на великолепном корабле. Любовь говорит ему: "Богатство, можешь ли ты меня увезти?" – "Нет, у меня на корабле много денег и золота. У меня нет места для тебя!"
    Счастье плыло мимо острова, но оно было настолько счастливо, что не услышало даже, как Любовь его призывает.
    …и все-таки Любовь спасли. После своего спасения она спросила у Знания, кто это был.
    – Время. Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна!

    История о настоящей любви

    В одном ауле жила девушка несравненной красоты, но никто из юношей к ней не сватался, никто не добивался ее руки. Дело в том, что однажды мудрец, живший по соседству, предсказал:
    - Тот, кто решится поцеловать красавицу, умрет!
    Все знали, что мудрец этот никогда не ошибался, поэтому десятки отважных джигитов глядели на девушку издалека, не решаясь даже приблизиться к ней. Но вот в один прекрасный день в ауле появился юноша, который с первого взгляда, как и все остальные, влюбился в красавицу. Не раздумывая ни минуты, он перелез через ограду, подошел и поцеловал девушку.
    - Ах! - вскричали жители аула. - Сейчас он умрет!
    Но юноша поцеловал девушку еще раз, и еще. И она тут же согласилась выйти за него замуж. Остальные джигиты в недоумении обратились к мудрецу:
    - Как же так? Ты, мудрец, предсказал, что поцеловавший красавицу умрет!
    - Я от своих слов не отказываюсь. - ответил мудрец. - Но я ведь не сказал, когда именно это случится. Он умрет когда-нибудь потом - после многих лет счастливой жизни.

    История про долгую семейную жизнь

    Одну пожилую пару, которые отмечали свою 50-ю годовщину свадьбы, спросили, как им удалось прожить так долго вместе.
    Ведь было все – и трудные времена, и ссоры, и непонимание.
    Наверное их брак не раз был на грани распада.
    "Просто в наше время сломанные вещи чинили, а не выкидывали",- улыбнулся в ответ старик.

    Притча про хрупкость любви

    Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи.
    Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
    Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
    - Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
    - Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

    А мораль у всех этих притч очень проста: любите и цените друг друга .

    Фольклор, мифология, исторические книги, жизненные ситуации, притчи, сказки, басни, наследие великих учителей человечества- все это может служить важными источниками, при выборе рассказа.

    Рассказывание историй, во-первых, дает знания детям, помогая развивать умение слушать и концентрировать внимание; создает связь между слушателем и рассказчиком, что очень важно при взаимодействии в учебном процессе; во-вторых, стимулирует творческие способности и воображение, также способствует расслаблению, создавая хорошее настроение и ощущение радости; в-третьих, дает возможность учащимся запомнить ценности, которым его учат, что помогает развивать хороший характер.

    Перед тем как овладеть техникой рассказывания историй, учитель должен помнить что для начала нужно подготовить учащихся к данному этапу, привлечь к себе особое внимание, обратиться к дисциплине в классе, создать атмосферу полного внимания и понимания. Выбор рассказа:

    1. Выбирайте истории в соответствии с общими представлениями и интеллектуальным развитием ребенка.

    2. Продолжительность рассказа зависит от возраста слушателя. (Чем меньше возраст, тем меньше объем информации)

    3. Выбирайте истории, совместимые с семейными обстоятельствами учащихся.

    4. Рассказ должен иллюстрировать и подчеркивать значение ценности, которой в данный момент учат. Рассказ должен служить той цели, к которой стремится учитель.

    5. Рассказ должен стимулировать способности к творчеству. Техника рассказа:

    Учитель должен уметь пересказать историю, не читая ее по книге, очень артистично, с паузами и сменой интонаций в нужных местах. Повествование должно течь гладко, в необходимой последовательности, без пропусков важных событий и лиц.

    Рассказчик должен приспосабливаться к уровню слушателей. Например, если он рассказывает младшим школьникам о животных, умеющих разговаривать, следует передавать это так, как будто они действительно умеют говорить, в противном рассказ не убедит детей.

    Чтобы история дошла до сознания школьников и увлекала их, учитель должен не только в совершенстве знать и понимать ее, но она должна нравиться ему самому. Бесполезно рассказывать истории, которые вас не трогают, которые вам безразличны, так как они не будут иметь большого воздействия на слушателей.

    Для того чтобы сделать рассказ более живым, используйте жесты и мимику.

    Наглядные пособия также помогут также помогут ребенку надолго запомнить историю (картинки, карточки, куклы, проектор, слайды или фрагменты фильмов, магнитная доска, плотный картонный или войлочный материал, игрушечное телевидение)

    И самое главное- учитель должен применять на практике все, чему он учит, в противном случае это никогда не будет убедительно для ребят.

    Во время рассказывания происходит процесс пробуждения, приобретения знаний, мудрости, ученики получают ролевые модели, примеры игр, при этом они учатся идти путем нравственности и морали. Используя рассказы в своих уроках, можно эффективно проиллюстрировать, дать представление, понятие о той или иной человеческой ценности или какой - нибудь практической стороне.

    Важно остановиться на беседе, проводимой как перед, так и после рассказывания историй (притч), вовлекая ребят в духовно - нравственную беседу, посредством корректно- поставленных вопросов, направляющие ребят в необходимое русло.

    *От 1 до 10 лет. У школьников в этом возрасте богатое воображение. Они очень часто живут в собственном придуманном мире, где часто счастливо уживается и действительное, и желаемое. Им легко поверить в то, что животные и деревья могу говорить, и волшебные существа для них также привычны и обыкновенны, как и люди. Рассказываемые нами для этой возрастной группы детей истории, сказки должны стимулировать их воображение- драгоценный дар детства. Здоровое воображение помогает развитию творчества, что будет благом для ребенка всю его жизнь.

    *От 11 до 15 лет. По мере того, как ученик растет, воображение играет уже меньшую роль, и появляется желание узнать больше о мире. В этом возрасте исторические или житейские рассказы более привлекательны и интересны.

    *От 15 лет и старше. Подростков интересует наука и техника, они ищут всему доказательства и не удовлетворяются сказками или фантастическими легендами. Подходящими для них являются увлекательные реалистичные, научно-популярные рассказы, биографии великих людей.

    Необходимо также принимать во внимание пол ребенка, так мальчикам наибольшее удовольствие доставляют захватывающие приключения истории и фантастика, с другой стороны, девочки настроены более романтично и выбирают более спокойные и добрые рассказы, отличающиеся высокими эстетическими качествами. Рассказ, который мы выбираем для урока, должен иметь отношение к жизни учеников, помогать развиваться чувству единства в них. По окончании рассказа учитель задает сначала вопросы по содержанию текста, для того чтобы выяснить, как внимательно слушался рассказ, затем в конце он задает 2-3 вопроса, раскрывающих ценностное значение рассказанной истории, можно с примерами из личной жизни ребят и их собственного отношения к той или иной ценности. К примеру возьмем 6 класс, урок Самопознание на тему: «Родственные узы» (13-14 урок) задачу углубление представлений учащихся о ценности семьи можно решить через прием Рассказывание истории(притчи):

    Любовь матери.

    Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом - кого она любит больше все на свете?...

    Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.

    Вот эта свеча -это я! Её огонь- моя любовь! Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей. -Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала-огонь, моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним... И так она зажгла столько же свечей- сколько у неё было деток... и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым...Конец

    Кто пришел к женщине?

    О чем спорили ребята? (Вопросы по содержанию текста)

    Какой жизненный урок преподнесла детям женщина?

    Можно ли любовь сравнить с огнем и почему? (вопросы, раскрывающие ценностное значение рассказанной истории)

    Учитель не навязывает собственное мнение. Самое главное - учитель должен сам чувствовать нить духовно-нравственной сути урока, не упускать ее из поля зрения и направлять урок как опытный штурман корабля сквозь штормы и ветры вперед к намеченной цели. Если учитель умеет чувствовать духовно- нравственную глубину ответов учеников, то изменяется вектор рассуждений других учащихся, выявляется внутренняя суть каждого участника учебного процесса, появляются радость и подъем настроения, и в результате урок обретает совершенно другой, светлый оттенок.

    Чтобы рассказ получился более интересным вы должны четко знать, о чем рассказываете, надо быть естественным, не перескакивая с одного моменты на другой, никогда не говорите: «я забыл», лучше с импровизировать, не морализируйте- не выделяйте мораль, вам нужно всегда поддерживать атмосферу участия в рассказе, но не позволяйте самому сильно владеть над учащимися.

    Итак, рассказы, легенды, истории являются ключевыми моментами урока, способными заинтересовать учащихся, заставить их задуматься над очень серьезными аспектами бытия, предоставить ответы на многие смысложизненные вопросы, вдохновить на новые достижения в жизни.

    Идрисова Ирина Салемужановна
    учитель самопознания КГУ «СОШ №17» отдела образования города Экибастуза

    Вопрос нравственно- духовного воспитания учащихся является одним из ключевых в современном обществе. Вос-питание – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. нравственно- духовное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

    В процессе своей деятельности на уроке, использую различные приемы и методы.

    Одним из таких приемов «питания детской души», гармоничного развития и раскрытия внутреннего мира ребенка, следования общечеловеческим ценностям в повседневной жизни, считаю использование притч на уроках самопознания.

    Почему я выбрала этот материал? На занятиях заметила, что часто дети читают текст глубоко не вникая в него, не понимая содержание, а порой и теряют мысль. Притча учит их пытаться осмысливать прочитанное. Поэтому учитель стоит перед выбором: либо ты им даешь сухую информацию, либо – пытаешься воспитывать, что-то обсуждая на жизненных примерах. Для себя я решила: пусть лучше ученики получат меньше точной информации, но я попытаюсь их вызвать на откровенный разговор, затронуть душевные струнки, что, возможно, когда-то в них отзовется. И для этого притча оказалась самым подходящим материалом.

    Ценность притчи в том, что она вызывает учеников на диалог, заставляет думать, говорить, не бояться высказывать разные мнения. В результате обсуждения притчи мы на уроке приходим к какому-то общему мнению (а не учитель сообщает детям готовое «правильное» решение).

    Что же такое притча? Причта – это удивительный жанр. Слово притча является переводом на славянском языке «притъка»-случай, происшествие- иносказание, образный рассказ, часто употребляемый для изложения вероучительных истин, с греческого слова «paraballo», что значит “располагать в ряд”. Таким образом, притча – это то, что поставлено в один ряд с чем-либо для сравнения. В притче обычное событие повседневной жизни используется для того, чтобы подчеркнуть или разъяснить важную истину. В них отражается жизнь человека, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.

    Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

    Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

    1. Если притча – геометрическая фигура, то это …

    2. Если притча – цвет, то это …

    3. Если притча – это название фильма, то это …

    4. Если притча – настроение, то это …

    5. Если притча – музыка, то это …

    6. Если притча – животное, то это …

    Цели и задачи работы с притчей:

    1. использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    2.умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    3.овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    4.готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность высказывать свою точку зрения;

    5. развитие творческой активности, мышления, воображения, памяти и т.д.

    Уникальность притчи и в том, что она имеет множество свойств

    Свойства притчи: краткость; не требует доказательств; подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации; не содержит прямого наставления, морали (слушатель сам должен его вывести); строится на сравнении, подобии, противопоставлении явлений и фактов; предполагает мыслительную деятельность; несет в себе определенный поучительный урок.; помогает постичь важную нравственную истину; пособ передачи мудрости старшего поколения.

    Притчи выполняют следующие функции:

    1. Функция зеркала. Ребенок примеряет сказанное в притче к себе, сравнивает состояние героя со своими мыслями и переживаниями. 2. Функция модели. Притча служит посредником между людьми, позволяет посмотреть на их взаимоотношения со стороны, опосредованно на саму конфликтную ситуацию. Мы можем мягко, в щадящей форме, помочь ребенку найти выход из нее.
    3. Функция опосредования. Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

    4. Функция хранения опыта.Притча – это изумительная кладовая опыта, который передается от поколения к поколению в обобщенном и занимательном виде, завораживая и привлекая внимание слушателя:

    Если говорить о притче с точки зрения методики, то возникает вопрос, а где, собственно, она уместна? Притча уместна для мотивации в начале урока, чтобы помочь детям побыстрей включиться в него. Урок на тему «Счастье человека» я начала с притчи о счастье: Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.- Что еще слепить тебе? - спросил Бог.- Слепи не счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. (вопросы Что такое счастье? В чем смысл притчи?…)

    Притчи можно использовать как повод для выхода на тему беседы, как предлог для совместного обсуждения. Образы притч могут быть и примером для подражания. Например, когда мы говорили о добре, я рассказала следующую притчу. «Юноша и звезды». Старик шел по берегу моря и увидел молодого человека, который подбирал на берегу морские звезды и бросал их в волны. Старик спросил, зачем он это делает. Юноша ответил, что звезды умрут без воды. Старик возразил, что звезд слишком много, поэтому – что толку в его усилиях? Юноша посмотрел на звезду, которую держал в руках и сказал: «Толк есть хотя бы для нее одной. Пусть она еще поживет»… Далее я предложила детям вопросы о том, как можно оценить поступок юноши и что такое доброта.

    Притчи можно использовать для обсуждения той или иной темы, для рефлексии в конце урока. Например, при изучении темы в 9 классе «Мечта и реальность» с целью раскрытия важности познания себя при выборе пути, своего истинного предназначения, предлагаю притчу «О ручейке»

    (Вопросы: Что значит «найти свое призвание?»)

    Нравится детям притча про одуванчики. Знакомство с этой притчей провела на улице, во время цветения одуванчиков. Когда зашли в класс ребята рисовали цветы. На следующий урок в качестве домашнего задания, дети принесли стихи, рисунки и даже рецепты про одуванчики. Мы их действительно, полюбили!

    В конце учебного года (это для меня стало традицией) я демонстрирую учащимся 11 класса притчу «Полная банка» к теме «Человеческие ценности», дети участвуют активно, помогая называть все ценности, определяя самые важные для жизни.

    Темы притч могут быть разнообразными: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок и т.д.

    Разновидности заданий при работе с притчей на уроке:

    · обсуждение основной идеи и смысла притчи; формулировка вопросов;

    · название притчи;

    · притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);

    · выделение ключевых слов – понятий, с последующим комментированием;

    · инсценировка притчи;

    · подбор пословиц, поговорок на идею притчи;

    · сравнение с басней, видеороликом (определить);

    · вставить пропущеные слова в текст притчи;

    · притча с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, профессии, социальной роли и т.п.).

    · сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;

    · определение ценностей, которые отражает притча.

    · составление кроссвордов, ребусов по идее притчи;

    · иллюстрация притчи.

    *открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответ;

    *закрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответов;

    *ситуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации;

    * проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия;

    *направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию;

    *направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения;

    *проясняющие вопросы.

    Сочетание разных методов, форм и видов деятельности повышает мотивацию учащихся и делает уроки наиболее продуктивными.

    Методы работы с притчей

    Метод дискуссий – создание доступной для понимания проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

    Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя, самостоятельно выдвигают гипотезу, подтверждают или опровергают её, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают и открывают знания, а не получают их в готовом виде.Ребята работают с историческими материалами, заполняют таблицы, пишут мини – сочинение (эссе) на предложенную тему.

    Например, после пересказа притчи о «Семейных ценностях», учащимся предлагается создать вместе с родителями родословное дерево, рассказать о своих предках, исследовать традиции, обычаи своей родословной. Результат необычайный: дети принесли очень много работ, при этом рассказывали как родители активно участвовали, обзванивали родственников как в Казахстане, в России и даже в Германии. ….

    Сочинение притчи (или эссе, сочинение-рассуждение, стихотворения) Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.

    Драматизация (театрализация) может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. Главная формула метода: «Взволновав, заставить задуматься». Учащиеся проигрывают притчу. Сам механизм действия способен активизировать в ребенке определенные эмоции, представления, мысли. (В школе есть 7 класс, который мы называепм трудным, дети не любят работать с учебником, но инсценировать любят очень, это их конек! Предлагаю им не только разыграть, но и обсудить, сделать вывод, проанализировать действия героев. Открываются таланты, проявляется артистизм таких детей, от котрых не ожидал. Они сами стали открытием для меня..)

    Работа над притчей «Ведро яблок» в 3 классе по теме «Щедрость и великодушие» (задание после прочтения: 1 группа- рисунок к притче, 2 группа яблочки с характеристикой человека великодушного и щедрого, 3 группа придумали продолжение к притче (где отрицательный герой осознал свое поведение, попросил саженцы у соседа, посадил сад, плоды раздавал всем и стал добрым и щедрым).

    Прием «Ромб ассоциаций» – актуализация субъективного опыта при анализе текста притчи. Посередине листа (доски) чертится ромб. Сверху записывается тема притчи (о чем?), слева – фразы, слова, словосочетания из текста; справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы. Внизу – вывод в форме афоризма, морали, синквейна, хокку, танку и т.п.

    Малыши, ученики начальных классов, с удовольствием собирают пазлы из разрезанной картины и придумать к ней небольшую притчу (афоризм, философский рассказ).

    Прием «Дерево предсказаний» используется для работы с текстом притчи. Помогает строить предположения по поводу развития сюжета притчи. Ствол дерева – тема, ветви – предположения со словами «возможно», «вероятно»; листья – обоснования этих суждений, предположений, иными словами, аргументы.

    Педагог должен помнить, что на уроках самопознания, необходимо целенаправленно создавать условия для становления нравственно- духовной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому он стремится.

    Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы, их сердца наполнятся мудростью, а разум - пониманием.

    Список литературы

    1. Начала мудрости. А. Лопатина, М. Скребцова –Москва; Амрита-Русь, 2005.

    2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 16 – е изд., испр. – М: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.

    3. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», Ν6, 1997. – с.9 – 15.

    4. Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.

    5. Древнерусская притча. - М.: Советская Россия, 1991.

    6. Тумина Л.Е. Без притчи века не изживёшь (приёмы работы с притчей на уроках развития речи)// Журнал «Русский язык в школе», N6, 1997. – с.9 – 15.

    7. 100 великих гениев/ Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2005. – с.191 – 192

    Фрагменты технологических карт

    Притча «О камнях»

    Один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.
    И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.
    - Здравствуй, - сказали они, - это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.
    Человек ответил: - Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

    Придумайте новое название притче.

    В чем нравственный урок ее? О какой ценности идет речь?

    Как вы объясните смысл понятия «совесть»?

    Составьте кластер или синквейн со словом «СОВЕСТЬ»

    Какая из данных поговорок о совести отражает смысл притчи:

    А) Совесть – тысяча свидетелей.

    Б) Кто чистую совесть имеет, тот спокойно спать ложится.

    В) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

    Г) Чистая совесть не тонет.

    Д) Человек с нечистой совестью всего боится.

    Е) С его совестью жить хорошо, да умирать плохо.

    Игра « Найди пару»

    Поступать вопреки своим убеждениям
    Жить по совести
    Жить честно, справедливо
    Делать на совесть
    Делать что-либо хорошо,добросовестно
    Поступать против совести
    Жить спокойно, не испытывая угрызения совести
    Поступать без зазрения совести
    Поступать без стыда, без стеснения
    Поступок на его совести
    Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то
    Жить со спокойной совестью

    Притча «Кто чем богат, тот тем и делится!»

    Приобрёл себе как-то хороший человек новый дом - большой, добротный и красивый, да ещё и с большим плодоносящим яблоневым садом. Рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подкинет, то ещё какую гадость сотворит.
    Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро стоит с помоями.

    – Как вы думаете, что сделал хороший человек?
    Продолжение чтения:

    Взял он ведро, помои вылил, вычистил до блеска ведро, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
    Обрадовался сосед, услышав стук в дверь, и злорадно подумал: «Ну, наконец-то я его достал!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протягивает ему ведро с яблоками и говорит:
    - Кто чем богат, тот тем и делится!

    театрализация, обсуждение притчи:

    Озаглавьте текст.

    Притча «Два волка»

    Педагог раздает ребятам распечатку притчи, ребята по очереди зачитывают ее абзацы, затем ученик, либо сам педагог прочитывает притчу заново.

    (Название притчи умышленно не дается.)

    Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

    В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

    Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

    А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

    Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Работа с притчей.

    – Понравилась ли вам эта история?

    – Как вы поняли, о чем она?

    – Кто главные герои притчи?

    C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

    – Что представляет собой каждый волк?

    – Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

    В чём нравственный урок притчи?

    – Какое название можно придумать к этой истории?

    3) Психотерапевтическое упражнение к притче «Соломенная шляпа».

    Выбирается ведущий. Он надевает на себя соломенную шляпу правды. Остальные по очереди задают ему любые вопросы. Водящий должен отвечать только правду. Дети по очереди надевают шляпу правды, и каждому задается по 5 вопросов.

    Анализ упражнения:

    – Понравилось ли вам упражнение?

    – Сложно ли было отвечать на вопросы? А задавать?

    – Почему человеку бывает так сложно сказать правду?

    В притче время точно не определено, территория не названы. Поучительный вывод здесь виден не сразу. Только поразмыслив, мы понимаем, что в притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле. И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом. Можно сказать, что притча – небольшая по объёму. В притче много слов, которые понятны человеку в любом возрасте.

    Таким образом, мы видим, как в данных притчах соединяются обобщение и оценка явлений жизни человека с краткость языка, необычностью повествования.

    Притча о счастье

    Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме.

    Один из братьев подошел к яме и попросил у Счастья денег. Счастье одарило его деньгами, и он ушел счастливый.

    Другой брат попросил красивую женщину. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

    Третий брат наклонился над ямой:

    Что тебе нужно? – спросило Счастье

    А тебе что нужно? – спросил брат.

    Вытащи меня отсюда, – попросило Счастье. (продолжите притчу)

    Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошел прочь. А Счастье пошло за ним следом.

    1. Продолжите притчу.

    2. Что такое счастье?

    3. Как вы понимаете изречение Р. Игерсолла «Способ быть счастлвым- сделать счастливыми других»? Согласны ли вы с ним?

    4. Вспомните пословицы и поговорки о счастье.

    5. Составьте формулу счастья:

    СЧАСТЬЕ =

    Притча о гордом кедре

    В одном саду рос кедр. С каждым годом он мужал и становился всё выше и краше. Его пышная крона царственно возвышалась над остальными деревьями и отбрасывала на них густую тень. Но чем больше он разрастался и тянулся вверх, тем сильнее в нём росло непомерное высокомерие.

    С презреньем поглядывая на всех свысока, однажды он повелительно крикнул:
    - Уберите прочь этот жалкий орешник! - И дерево было срублено под корень.
    - Освободите меня от соседства несносной смоковницы! Она докучает мне своим глупым видом, - приказал в другой раз капризный кедр, и смоковницу постигла та же участь.

    Довольный собой, горделиво покачивая ветвями, спесивый красавец никак не унимался:
    - Очистите вокруг меня место от старых груш и яблонь! - и деревья пошли на дрова.
    Так неугомонный кедр повелел истребить одно за другим все деревья, став полновластным хозяином в саду, от былой красы которого остались одни пни.

    Но однажды разразился сильный ураган. Зазнавшийся кедр изо всех сил противился ему, крепко держась за землю мощными корнями. А ветер, не встретив на своём пути других деревьев, беспрепятственно набрасывался на одиноко стоящего красавца, нещадно ломая, круша и пригибая его книзу. Наконец истерзанный кедр не выдержал яростных ударов, треснул и повалился наземь.

    Леонардо да Винчи

    О какой ценности идет речь в притче?

    В чем нравственный урок притчи?

    Прием «Ромб ассоциаций»
    Притча «Два друга»

    Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому.
    Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
    Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину”.
    Друзья молча продолжали идти, и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться.
    Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
    Когда он пришёл в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
    Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
    – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
    И друг ответил:
    – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
    Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
    Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…

    1.Работа с заголовком притчи до чтения.

    Прочитайте, как называется притча. Как вы думаете, о чём будет текст?

    Зачем нужны друзья?

    2. Первичное чтение притчи учителем. (Дети слушают притчу.)

    Оправдались ли наши предположения, текст о друзьях?

    Какие пословицы можно вспомнить, прочитав эту притчу?

    1. Составьте кластер или синквейн со словом «ДРУЖБА»

    ДРУЖБА
    2. Вспомните пословицы о дружбе.

    3. Нарисуйте эмблему дружбы.
    Притча «Корзину-то возьми»

    Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

    Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

    – Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

    – На что она мне?

    – Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

    Анализ притчи

    О чем эта притча?

    О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

    О каком важном законе нравственности напоминает притча?

    В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

    Чему учит притча?

    Задание для группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

    Задание для группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

    Для размышлений:

    «Почитай отца твоего и мать твою,(Одна из заповедей)

    «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

    «Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

    «Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

    «Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

    «Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

    «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

    Притча «Три строителя»

    Нахождение и вставка пропущенных слов в притче.

    Шел …………., а на встречу ему три человека везли под ……….солнцем тележки с камнями для строительства храма. ……….остановился и задал каждому по вопросу.

    У первого спросил:

    Что ты делал целый день?

    И тот с ……….. ответил, что целый день …………проклятые камни.

    У второго спросил:

    А что ты делал целый день?

    И тот ответил:

    – Я………….выполнял свою работу.

    А третий ……….., его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

    – А я …………в строительстве храма.

    Задание: вставьте пропущенные слова, словосочетания в содержание притчи.

    Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

    Притча «О змее»

    Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

    В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

    Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

    Анализ притчи

    – Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

    – О чем спорили Хвост и Голова?

    – Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

    – Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

    – Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

    – Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

    – В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

    – Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

    – Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

    – Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

    – Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

    Притча «Жадный Лев» ? (Аналитическое чтение)

    Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

    Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко

    Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

    – Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

    Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

    Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…-Жадность

    – Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

    – К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

    – Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

    – Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

    … И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

    – Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость)

    – Чему учит притча?

    Для размышлений:

    «Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

    «Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

    Работа над притчей «Медведь»

    Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах):

    «Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.

    Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

    Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

    Итак, героем нашей притчи будет медведь.

    – Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

    – Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

    – А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

    Кого боится медведь?

    Сказали как-то медведю:

    – На тебя вся деревня идет!

    – А я не боюсь! – отвечает косолапый.

    – Кого же ты боишься?!

    – А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

    – Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

    – В чем смысл притчи?

    Притча «Собака и волк»

    Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

    – Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

    Собака и волк

    Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

    – Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

    Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

    – Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

    – Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

    – Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

    Анализ притчи

    – Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу.)

    Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

    – В чем смысл притчи?

    Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

    – Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?

    (ключевое) слово

    Герои – действующие лица

    Событие-действие (ситуация)

    Событие-действие (ситуация)

    Без названия (Задание: Придумать название к притче)

    «Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

    Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

    Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

    О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).

    Задания для учащихся:

    · инсценировка, иллюстрирование,

    · задать свои вопросы к тексту, предложить свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи.

    · придумать название к притче

    Притча (название придумать)

    Пришел как-то в одно село старичок – странник. Стал он ходить по дворам и просить милостыню. Постучался в один дом – сердобольная хозяйка вынесла страннику и теплую одежду, и утварь, и еду. Все давала, что бы он ни попросил. Постучался в другой дом, а там жадная хозяйка дала ему только дырявый платок, да поскорей дверь перед носом захлопнула.

    Только ушел старичок-странник, как случился в том доме страшный пожар. Все до одного дома сгорели, и люди остались ни с чем. Вернулся тогда странник в село и каждому вернул все, что ему дали.

    Первой хозяйке все ее добро отдал, а жадной достался только дырявый, как решето платок.

    Будь добрым, и добро к тебе вернется.

    Задания для учащихся:

    иллюстрировать,

    задать свои вопросы к тексту,

    предложить свои варианты вопросов и ответов по тексту притчи,

    придумать название притчи.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»