Основные типы неправильного семейного воспитания. Виды неправильного воспитания в семье. Как это сделать

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Признаки дисфункциональной семьи:

  • Отрицание проблем и поддержание "красивой картинки" (все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия)
  • Вакуум интимности
  • Замороженные правила и роли
  • Конфликтные взаимоотношения
  • Недифференцированность "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")
  • Границы личности членов семьи либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами
  • Склонность к поляризации чувств и суждений (все четко поделено на хорошее и плохое, правильное и неправильное, при этом многие правила противоречат друг другу)
  • Закрытость системы (семья не желает прислушиваться к чужому мнению и не рассматривает конструктивную критику в свой адрес)
  • Абсолютизирование воли, контроля
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:
  • Взрослые - хозяева ребенка
  • Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно
  • Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых
  • Родители держат эмоциональную дистанцию
  • Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее
Коротко правила дисфункциональной семьи называют как правила трех "не":
  • не говори
  • не чувствуй
  • не доверяй
Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей - угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети). Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением правил семьи, посягательством на святость власти родителей.

Причем все это родители делают не "со зла", просто в их семье тоже так было принято. Считается, что они как взрослые люди просто знают как лучше. Но при этом не учитывается личность ребенка, его особенности. В таких семьях воспитание - это процесс "одомашивания дикого ребенка", идеалом воспитания считается, что дети должны быть подобием родителей. Семья это одно целое, и все должны вести себя как надо, как "правильно". Если ребенок не хочет "гнуться" и вести себя так как надо, то его можно заставить с помощью морального или физического давления. Для большинства детей такое воспитание это психотравма, которое будет давать знать о себе всю жизнь, и к своим детям они будут относиться точно так же. Если родители очень жестко придерживаются такого "правильного воспитания", добиваясь полного послушания со стороны ребенка, при необходимости (во благо, естественно) жестоко морально или физически наказывая его, то он вырастает с психотравмой. Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не может разубедить его в том, что родители хорошие, и он когда создает свою семью, как правило, ведет себя по отношению к детям точно так же.

Наивысшая цель семейной психотерапии - измененить отношения в дисфункциональной семье на более здоровые,при этом и семья к другому полюсу, из дисфункциональной превращаясь в функциональную, становиться в целом более здоровой.

Признаки здоровой семьи

Если с дисфункциональными семьями все понятно, то с определением здоровой семьи всегда есть проблемы. С одной стороны, семья может быть очень заботлива к своим членам, а с другой - в ней может не хватать взаимного внимания и чувства близости. В мире не существует такой семьи, которая постоянно могла бы находиться в идеальном равновесии. В семьях всегда бывает больше или меньше свободы и зависимости. Трудно подобрать какие-то универсальные правила, как должна выглядеть здоровая семья, в каждом случае они индивидуальны. У каждого человека есть свое представление о нормальной семье. Тем не менее, можно попробовать указать некоторые признаки, которые признаются большинством специалистов. Признаки эти были найдены при изучении семей, где нет признаков нарушений, и существующие отношения устраивают всех. Вы можете их прочитать и, возможно, даже согласиться с ними. Что же это за приметы? В чем они проявляются? Итак, супруги:

  • слушают друг друга
  • имеют собственные чувства и мысли
  • обмениваются своими мыслями и приходят к согласию
  • спрашивают друг друга, прежде чем принимать решение
  • без страха соглашаются или не соглашаются друг с другом
  • приспосабливаются друг к другу
  • борются за то, что "правильно" и "хорошо" для каждого из них
  • начинают, продолжают и завершают обсуждение плана и лишь затем дают ему ход
  • делятся своей болью, интересами, сожалениями, обидами, нежностью, разнообразными потребностями и желаниями
  • умеют принимать "да" с благодарностью, а "нет" - легко и без обиды
  • переходят от одних переживаний к другим без "торможения"
  • отказываются от того, что невыполнимо
  • смеются над собой
  • влияют друг на друга
  • поддерживают интересы и проекты друг друга
  • гордятся достижениями друг друга или сострадают неудачам
  • уважают суверенитет друг друга и в тоже время приходят на помощь, если кто-то испытывает боль
  • помнят о проблемах другого, когда они принимают серьезный оборот
  • терпимо относятся к причудливым или новаторским идеям друг друга и мечтают вместе.
В здоровых семьях, где люди хорошо знают друг друга, они могут чувствовать, когда им надо объединиться, а когда побыть врозь. Пятилетний ребенок гораздо больше зависит от указаний родителей, чем пятнадцатилетний.В этих семьях подвижные и гибкие психологические границы. Члены семьи собираются вместе, чтобы поработать или развлечься. В то же время нет правила что все должны вести себя "как надо". В здоровой системе царят здравый смысл, солидарность, согласованность, ответственность и одновременно уважение к суверенитету и интересам каждого. В такой семье существует хорошая ритмичность - от объединения и близости к отделению и автономности.

Когда в семье все в порядке, родственники могут оставить друг друга в покое, но когда у них возникают трудности - стресс, болезнь и другие сложности, - они оказывают друг другу усиленную поддержку. Члены семьи могут подойти друг к другу, обсуждают свои проблемы, помогают друг другу в их решении, получают удовольствие от общения и легко отходят в сторону. Здоровая семья похожа на хорошо сыгранную команду.

Сделать из дисфункциональной семьи здоровую достаточно трудно, но не невозможно. Во-первых, это тяжелая работа. Во-вторых, супруги и семьи в основном плохо обучены искусству семейной жизни. Ведь обучение одного поколения - дело предыдущего. Плохие навыки семейной жизни переходят от одного поколения к другому, как предрасположенность к заболеванию или "фамильный порок". Поскольку эти плохие навыки по большей части не осознаются, то каждое движение, которая тяготеет к хорошей семье или супружеству, вызывает равная сила, отталкивающая семью этого, вызывая сопротивление хорошему контакту с супругом или членами семьи. В-третьих, осознавание некоторых вещей вызывает слишком болезненные, непереносимые переживания, а некоторые действия в семье слишком трудно совершить из-за того, что они вызывают осуждение со стороны других родственников.


    На сегодняшний день известно, что существует прямая зависимость между поведением ребёнка и семейным воспитанием.
    Больше всего трудностей возникает с семьями, где ситуация развития ребёнка непредсказуема, неподвластна ему и всегда чревата неприятными неожиданностями. Ребёнок растёт без уверенности, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее распространенным примером подобных семей являются семьи, где один из членов семьи страдает алкоголизмом, взрослые постоянно конфликтуют между собой не стесняясь в выражении негативных чувств друг к другу.
    Но неблагополучных семей, с явно сложной атмосферой, не так уж и много. Гораздо больше семей внешне благополучных и даже образованных, грамотных, но реализующих неправильный тип семейного воспитания. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как удовлетворение базовых потребностей ребёнка в родительской любви и внимании. Всё это приводит к неблагоприятному варианту развития ребёнка.
    Мы все свободны в выборе того, как нам воспитывать своего ребёнка, но знать и задумываться о последствиях воспитания имеет право каждый.


    Выделяют следующие типы неправильного воспитания в семье:


    1. Неприятие. Оно может быть явным и неявным. Явное неприятие наблюдается, когда рождение ребёнка было изначально нежелательным, или в случае, когда планировалась девочка, а родился мальчик и наоборот, т.е., когда ребёнок не удовлетворяет начальные ожидания родителей.
    Намного сложнее определить неявное неприятие. В таких семьях ребёнок на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нём заботятся, но нет душевного контакта. Причиной тому может быть чувство собственной нереализованности, например, у матери. Для нее ребёнок - препятствие для развития карьеры, помеха, которую устранить она никогда не сможет, и вынуждена терпеть. Проецируя свои проблемы на ребёнка, она создаёт эмоциональный вакуум вокруг него, провоцирует собственного ребёнка на обратное неприятие.
    В таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо чересчур забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма. Неприятие приводит к неверию в свои силы, неуверенности в себе.
    2. Гиперсоциальное воспитание. Это слишком “правильные” люди, пытающиеся педантично выполнять все советы по “идеальному” воспитанию. Ребёнок у таких родителей как бы запрограммирован. Он чрезмерно исполнителен и дисциплинирован. Гиперсоциальный ребёнок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания.
    При таком типе воспитания возможно несколько путей развития: это может быть бурный протест, бурная агрессивная реакция или самоагрессия, или наоборот, замкнутость, отгороженность, эмоциональная холодность.
    3.Тревожно-мнительный тип воспитания. Наблюдается, когда с рождением ребёнка одновременно возникает тревога за него, за его здоровье и благополучие. Чаще всего это встречается в семьях с единственным ребёнком или где растёт ослабленный или поздний ребёнок.
    В результате, ребёнок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим. Ребёнок может вырасти несамостоятельным, нерешительным, робким, обидчивым, неуверенным в себе.
    4.Эгоцентрический тип воспитания. Ребёнку, часто единственному, долгожданному навязывается представление о себе как сверхценности. Он кумир, “смысл жизни” родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребёнку.
    В результате, он не умеет понимать и принимать во внимание интересы окружающих, не переносит дальнейших лишений, агрессивно воспринимает преграды. Такой ребёнок расторможен, неустойчив, капризен.

    Родители могут избежать ошибок в воспитании придерживаясь нижеприведенных рекомендаций:

    1) Любите своего ребенка
    Воспринимайте его таким, каков он есть. Оскорбления и унижения его означают подрыв его веры в себя, несправедливое и непонятное наказание - отказ в доверии к вам.
    2) Защищайте своего ребенка
    Ребенок нуждается в защите как от физических, так и от духовных опасностей. Даже в тех случаях, когда это связано с отказом от ваших собственных интересов и риском для жизни. Пусть эта защитная функция поможет вам ощутить себя большим, сильным и мудрым.
    3) Будьте вашему ребенку добрым примером
    Ребенок нуждается в дружелюбном и спокойном доме, где свои традиции, где почитают родителей и поддерживают тесные и близкие связи с родственниками и друзьями. Ребенок должен расти в семье, где торжествуют доверие, справедливость и гармония. Все это делает человеческие отношения простыми и понятными, создаст вам тыл, который даст силы в трудные минуты жизни.
    4) Играйте с вашим ребенком
    Развитие ребенка требует времени и самопожертвования. Ребенок понимает вас лучше, если вы играете с ним так, как это ему нравится, если относитесь к его играм со всей серьезностью, принимая в общении с ним его мировосприятие. Может статься, что благодаря этому вы сможете вновь пережить лучшие мгновения вашего детства, извлекая из них новый урок.
    5) Работайте с вашим ребенком
    Ребенок нуждается в вашей помощи в своих делах, и ему надо иметь возможность принять участие в вашей работе. Чтобы ему было легче в дальнейшей жизни, он должен научиться делать всю ту домашнюю работу, навыками которой владеете вы. Совместная деятельность поможет ему освоить навыки и стать полезным вам в этой работе.
    6) Помогайте ребенку в приобретении опыта жизни.
    Самостоятельность действий ложится в основу приобретения жизненного опыта. Даже тогда, когда этот процесс идет болезненно. Ребенок воспринимает лишь то, что сумел непосредственно пережить. Поэтому дайте ему возможность развиваться, опираясь на собственный опыт, даже если он будет связан с определенным риском. Чрезмерно опекаемый и обеспеченный ребенок, которого постоянно оберегают от всевозможных опасностей, может стать социальным инвалидом, и вам придется продолжать заботиться о нем даже тогда, когда вам самим потребуется его поддержка.
    7) Покажите ребенку возможности человеческой свободы и ее границы
    Родители должны стремиться открыть ребенку возможности развития его личности, показать ему исходную точку на пути к самосовершенствованию и развитию. Однако при этом следует понимать, что каждый человек, совершая свои поступки и строя линии поведения, должен признавать и соблюдать определенные ограничения, считаться с договоренностями и нормами как в кругу семьи, среди друзей, так и в обществе. Создавая ребенку возможность совершенствоваться иными путями, чем те, которыми прошли вы сами, вы расширяете и собственное мироощущение, и своими руками творите будущее.
    8) Научите ребенка быть самостоятельным; привейте ему навык уступить достойно
    Родителям следует следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы он не причинил ущерб себе или окружающим. Признание собственного бессилия, уход, выбор иного пути право каждого, в том числе и вашего собственного ребенка. Вам есть чем гордиться как родителям, если ребенок умеет уступить спокойно и с достоинством.
    9) Ожидайте от ребенка лишь тех суждений и оценок, которые он способен высказывать
    Понятия ребенка и его деятельность определяются возрастными особенностями его развития и созревания, а также имеющимся в его распоряжении жизненным опытом. Пройдет достаточно много времени, прежде чем ребенок научится ориентироваться в этом сложном мире. Личное мнение ребенка и готовность его практической реализации могут ожидаться родителями лишь тогда, когда ребенок обретет такие способности. При этом следует считаться с его собственным взглядом на вещи и учитывать возраст ребенка. Вы непременно откроете для себя много интересного, если попытаетесь взглянуть на вещи так, как видит их ваш ребенок.
    10) Создайте ребенку возможность получить незабываемые впечатления
    Душа ребенка, как и взрослого, питается эмоциями, которые позволяют ему знакомиться с жизнью других людей и окружающим миром. Семейные годовщины и торжества ложатся в основу таких воспоминаний. Привнесите в жизнь ребенка чередование ощущений будней и выходных, дайте ему насладиться сменами времен года, принять участие в походах. Преодоление себя в спорте, сопереживания героям книг и театральных постановок помогают ребенку накапливать эмоциональный опыт.

    Психолог Консультативного отдела Ю.Ларионова

Вы чувствуете себя уютно в своей семье? Дом - это крепость, это то место, где безопасно, комфортно, где ощущаешь взаимопонимание, любовь и гармонию. Но, к большому сожалению, не обо всех семьях можно так сказать.

Иногда в домашнем кругу возникают проблемы во взаимоотношениях, игнорируются материальные и эмоциональные потребности друг друга, преобладает деспотичное общение. Такие ячейки общества принято называть неблагополучными. Более научный и менее обидный термин - «дисфункциональные семьи». В статье рассмотрим их типы и влияние на других членов.

Как бы обидно ни было, но, может, речь пойдет о вас или вашей семье? Не нужно ли пересмотреть свое поведение и способы общения? Ведь именно они формируют личность детей, которые впоследствии могу стать «трудными».

Какую семью можно назвать дисфункциональной?

Понятие дисфункциональной семьи можно расшифровать следующим образом. Это микросоциум, в котором используются и поощряются жестокие правила и не меняющиеся со временем. Причем это может быть характерно не только для одного человека, но и для всех членов семьи. В такой обстановке нет уважения, ценности личности, признания заслуг, возможности открыто высказаться о своих желаниях. Любые проблемы обычно не обсуждаются, не решаются и скрываются от других людей.

Как следствие, члены дисфункциональной семьи не могут удовлетворить свои потребности в личностном и духовном росте, самоактуализации, развитии, а в нагрузку получают чувство неполноценности и другие психологические проблемы.

Такая ячейка общества не способна должным образом выполнять свои функции (хозяйственно-бытовую, материальную, репродуктивную, воспитательную, эмоциональную, контролирующую, духовного общения и другие).

Факторы образования неблагополучной семьи

Как известно, дисфункциональные семьи не появляются сами по себе. Этому способствуют несколько факторов.

  • Социально-экономический. Это низкий материальный статус, нерегулярные доходы, малооплачиваемая и непрестижная работа, плохие условия для проживания.
  • Криминальный. Наркомания, алкоголизм, наличие судимости, домашние дебоши, проявление садизма и жестокого обращения по отношению к членам семьи.
  • Социально-демографический. Это многодетные, со сводными и усыновленными детьми, повторным браком и престарелыми родителями.

  • Медико-социальный. У одного или нескольких членов семьи есть хронические нарушения, инвалидность и другие болезни (от депрессии до рака). К этому фактору также относятся неблагоприятные экологические условия, вредная работа, пренебрежение гигиеническими и санитарными нормами. Эти особенности дисфункциональных семей зачастую связаны со следующим фактором.
  • Социально-психологический. Это семьи педагогически неграмотные, с деформированными ценностными ориентациями, деструктивными и конфликтными детей и родителей. Обычно наблюдается одна или несколько форм насилия (физическое, эмоциональное, пренебрежение нуждами, сексуальное). В принципе, фактором могут быть многие психологические проблемы. Например, какое-то непрожитое горе, которое мешает осуществлять супружеские функции и уход за детьми.

Конечно, это не означает, что семья многодетная или с невысоким заработком обязательно является неблагополучной. Даже при таком раскладе в доме может царить любящая и гармоничная атмосфера. Все факторы нужно рассматривать с разных сторон. Но стоит учитывать, что в совокупности они дают только усиливающий эффект.

Особенности дисфункциональных семей

Обычно в неблагополучном окружении можно встретить сложные и натянутые отношения. Например, разведенные или конфликтующие родители, отец или мать, не участвующие в воспитании детей, хроническая неприязнь между родственниками. Постоянные ссоры, недельное молчание после них, а порой и даже драки - обычное явление для деструктивной семьи.

В таких микрогруппах, особенно у мужчин, часто имеются проблемы с наркотиками или алкоголем. У женщин нередко наблюдаются психосоматические нарушения здоровья, которые они называют хроническими и трудноизлечимыми заболеваниями. Конечно, при обследовании они не подтвердятся, потому что такие проблемы просто «сидят в голове». Зато вину за свои болезни женщины перекладывают на других членов семьи (в том числе детей), ловко манипулируя поведением и направляя его в нужное направление.

Дисфункциональные семьи характеризуются цикличностью. В ней и кроется причина неблагополучности. Все правила и стереотипы поведения переходят из одной семьи в другую через поколения. То есть мышление просто наследуется от предков. Именно из-за него в поколениях семей случаются те или иные трагедии.

Скажем, мать излишне опекала и манипулировала сыном. Нет ничего удивительного в том, что из него вырастет зависимый мужчина, не имеющий своего мнения. Или другой пример. Если отец был алкоголиком, то дочь почти со стопроцентной вероятностью выйдет замуж за такого же человека. И это не будет случайностью, выбор произойдет на подсознательном уровне. Конечно, этого можно избежать, если вовремя осознать проблему.

Что свойственно дисфункциональной семье

Рассмотрим, какие же есть признаки дисфункциональной семьи, по которым можно судить о неблагополучности.

  • Отрицание существующих проблем и сохранение иллюзий.
  • Конфликтность во взаимоотношениях. Скандалы постоянно повторяются, но проблемы не обсуждаются и не решаются.
  • Абсолютизированость контроля и власти.
  • Полярность эмоций, чувств и суждений.
  • Отсутствие дифференцированности собственного «Я». Если папа в плохом настроении, то оно будет таким у всех.
  • Нет близкой коммуникации. Не принято напрямую обсуждать личные проблемы.
  • Запрет на выражение чувств, особенно негативных (злость, обида, недовольство). Чаще всего это касается детей.
  • Жесткая система требований и правил.
  • Семья редко или совсем не проводит время вместе.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или наркотиков.
  • Созависимость. Такое состояние присуще родственникам человека, который является рабом алкоголя или наркотиков. Это огромный стресс для всех членов семьи. Они вынуждены выстраивать свою жизнь в соответствии с тем, что, когда и в каком количестве употребит их близкий. Именно поэтому дисфункциональная семья и созависимость неразрывно связаны друг с другом.
  • Наличие общего секрета, который никому нельзя рассказывать. Речь идет о сокрытии преступного прошлого, химической зависимости и других недостатках семьи.
  • Изолированность. Не принято ходить в гости и принимать их у себя. Поэтому часто наблюдается чрезмерная фиксированность на общении друг с другом.

Роли в негармоничной семье

Исходя из этих признаков можно сделать вывод, что в деструктивном микросоциуме существуют определенные роли. Причем менять их категорически запрещается. Такие попытки немедленно пресекаются на корню.

Итак, какие же есть роли в дисфункциональной семье? Обычно родители выступают в качестве угнетателей по отношению к детям, чувствуя абсолютную власть и контроль. А те, в свою очередь, становятся притесняемыми. Хотя нередко встречаются ситуации, когда муж подавляет жену или наоборот.

Родители чувствуют себя хозяевами ребенка и сами определяют, что правильно или неправильно и как ему нужно поступать. Взрослые не считают, что в счастливой семье должна существовать эмоциональная близость. В детях прежде всего ценится послушание, потому что они должны быть «удобными». Воля расценивается как упрямство, которое немедленно должно быть сломлено. Иначе родители потеряют контроль над ситуацией, и ребенок выйдет из-под их гнета.

Также нельзя высказывать свое мнение и спрашивать, почему нужно подчиняться всем взрослым. Это нарушение правил деструктивной семьи, посягательство на власть и святость родителей. Чтобы чувствовать себя в безопасности и как-то выжить, дети верят, что взрослые хорошие, и безоговорочно выполняют все их требования. Лишь в подростковом возрасте ребенок начинает критиковать родителей и сопротивляться жестким правилам. Тогда-то и начинается «самое интересное».

Также дисфункциональные семьи характеризуются пристрастием к силе и насилию. Причем оно может быть физическим, эмоциональным, сексуальным и выражаться в неудовлетворение потребностей (родители могут наказать голодом, заставлять ходить в рваной одежде и так далее). Если ребенок поступил плохо, получил двойку в школе или проявил непослушание - незамедлительно последует пинок, удар или другое жестокое наказание.

Бедные дети на всю жизнь получают психологические травмы. Часто на этом фоне развивается стремление к виктимизации. Это неосознанное стремление выступать в роли жертвы, готовность стать рабом. Например, женщина-угодница, избиваемая жена, совместное проживание с алкоголиком, женитьба на властной женщине и так далее.

Правила трех «не»

Дисфункциональные семьи живут по своим жестоким правилам, но обычно они сводятся к трем требованиям.

1. Не чувствуй. Нельзя открыто выражать свои чувства, особенно негативные. Если что-то не нравится - молчи. Также в неблагополучных семьях редко можно увидеть объятия или поцелуи.

2. Не говори. Нельзя обсуждать проблемы и табуированные темы. Самым распространенным запретом является беседа о сексуальных потребностях. Не принято прямо высказывать свои мысли, просьбы и желания. Для этого используются иносказания и манипуляции. Например, жена хочет, чтобы муж помыл посуду. Но она не попросит об этом прямо, а будет только часто намекать и выражать недовольства. Или другой случай. Мама говорит дочери: «Скажи своему брату, чтобы он вынес мусор». Люди из деструктивных семей ничего не говорят в лицо, не умеют просить о помощи. Поэтому они делают это в обход и используют посредников.

3. Не доверяй. Мало того, что дисфункциональные семьи не умеют сами решать конфликты, так они не обсуждают их с другими и не обращаются за помощью. Таким микрогруппам привычнее жить в социальной изоляции. Поэтому все силы тратятся на поддержание ложного образа образцовой семьи.

Вот еще примеры распространенных правил.

  • Нельзя развлекаться. В негармоничных семьях считается, что получать удовольствие, наслаждаться жизнью, играть, отдыхать и радоваться - это плохо и даже греховно.
  • «Делай так, как тебе говорят, а не так, как это делаю я». Дети копируют поведение взрослых. Но родители часто ругают и наказывают ребенка за то, что он ведет себя как они. Люди не любят замечать свои недостатки, а от детей ждут невозможного. Вот пример. Мама объясняет сыну, что вечером нужно вести себя тихо и постараться не шуметь, так как соседи отдыхают и могут уже спать. И тут домой заявляется пьяный папа, начинает раскидывать мебель и громко орать. Как понять ребенку, что нельзя шуметь по вечерам?
  • Вера в несбыточные надежды. Эта привычка проявляется в чрезмерной мечтательности и может встречаться у всех членов семьи. «Мы немного подождем, обязательно что-то случится, и у нас все станет хорошо».

Типы деструктивных семей

Виды дисфункциональных семей можно рассмотреть с позиции развития (деградации) такого микросоциума.

Негармоничная семья. Характеризуется фактическим неравноправием, ограничением личностного роста и принуждением, когда один эксплуатирует другого.

Деструктогенная семья. Для такого типа свойственны конфликты, чрезмерная независимость и автономия, безответность эмоциональных привязанностей, отсутствие взаимопомощи и сотрудничества.

Разваливающаяся семья. Отличается крайне высокой конфликтностью, которая со временем охватывает все больше сфер жизнедеятельности. Члены семьи прекращают выполнять свои функции и обязанности, но их держит вместе общая жилплощадь. Брак супругов, в принципе, распался, но пока этому нет юридического оформления.

Распавшаяся семья. Муж и жена осуществили развод, но даже в таком случае они могут быть вынуждены выполнять определенные функции. Речь идет о материальной поддержке бывших супругов, общего ребенка и воспитании детей. Нередко общение такой семьи продолжает сопровождаться серьезными конфликтами.

В эти дисфункциональные нельзя отнести одну разновидность, ее рассмотрим отдельно.

Псевдогармоничная семья

На первый взгляд такая семья ничем не отличается от счастливой. Она вроде бы заботится о ребенке, способна на материальное обеспечение, а каждодневная деятельность кажется налаженной системой. Вполне нормальная себе жизнь. Однако если отбросить первое впечатление, то за стеной внешнего благополучия можно увидеть серьезные проблемы.

Обычно один человек устанавливает недемократичные правила и требования, за невыполнение которых следуют строгие и жестокие наказания. Такой стиль управления не предполагает участия других членов семьи в принятии решений. Поэтому их не спрашивают, чего бы они хотели. У домочадцев нет эмоциональных привязанностей и любви, отношения больше напоминают узурпаторскую систему. Функциональные и дисфункциональные семьи хоть и похожи внешне, но изнутри можно увидеть все проблемы.

Как ни странно, но такой микросоциум может просуществовать достаточно долго, даже всю жизнь. И больше всего от этого пострадают дети, если вовремя не изменить ситуацию.

Как жизнь в неблагополучной семье меняет ребенка

Дети из деструктивной среды получают психологические травмы, которые в будущем могут проявиться в виде многих проблем. Это неуверенность в себе, невротические расстройства, зависимости разного рода, трудности с доверием и социальной адаптацией, невозможность выстроить близкие отношения с друзьями и противоположным полом. Список можно продолжать до бесконечности.

Дети в дисфункциональных семьях учатся выживать с помощью механизмов Они создают вокруг себя иллюзию привязанности и любви, идеализируют и минимизируют эти чувства. Гнев и ненависть часто выплескиваются на предметы, друзей и близких. Чувства отрицаются и затуманиваются, в результате чего человек может стать равнодушным ко всему.

Деструктивное окружение учит ребенка обманывать, осуждать, предъявлять к себе завышенные требования, быть надзирателем, слишком ответственным или, наоборот, беспечным. Для таких людей любые изменения болезненны, особенно которые им неподвластны. Часто ищут поддержку и одобрение, но не умеют принимать похвалу. Дети из неблагополучной среды не умеют себя ценить, радоваться жизни и весело проводить досуг. Семью создают рано и по уже известному шаблону, то есть, в соответствии с поведением родителей.

Особенности работы с дисфункциональной семьей

Психологи и другие специалисты в работе с такими семьями сталкиваются с рядом проблем. Обычно они не готовы открыто рассказывать о своей жизни, а осознание некоторых вещей воспринимается болезненно. Некоторые родственники препятствуют изменениям, потому что осуждают рекомендации консультанта и не дают их выполнять. Супруги не имеют представления о правильном ролевом поведении в семье, а на обучение нужны целые годы.

Первый шаг к решению проблемы - это ее осознание. Если вы понимаете, что в вашем домашнем окружении не все хорошо, и хотите иметь счастливую семью, значит, не все потеряно. Меняться никогда не поздно, главное - начать.

«У меня такой ужасный брат, Он бьет меня каждый день.

А сегодня утром моя мать

Отдала мой последний пирожок.

Мой отец ведет себя так,

Как будто он живет в зоопарке.

Я самый грустный ребенок

Во втором классе!»

Лиза Симпсон, блюз о своей семье

«У меня дисфункциональная семья» – сложно представить по каким причинам человек произносит такую фразу. Зато легко представить, как кто-то говорит: «да я живу как в Симпсонах!» Не так важно в какой семье из мультфильма происходит дело, все они справляются со своими функциями лишь отчасти. На примере этого произведения можно наглядно увидеть, как происходит формирование, существование и выздоровление дисфункциональных союзов.

Понятие «дисфункциональной семьи» ввели в психологию чтобы описать семьи, в которых нарушено выполнение супружеских, родительских, материальных и бытовых функций. Из-за этого возникают препятствия для личностного роста и самоактуализации каждого члена семьи.

Как у Симпсонов. Отец – пивной алкоголик, старший сын не успевает в школе, средняя дочь страдает от перфекционизма и не умеет дружить, а младшая выглядит совершенно заброшенной, потому что мать занята решением бесчисленных бытовых проблем.

Функциональные и дисфункциональные семьи различаются не только структурой, но и состоянием каждого из членов.

Симпсоны Fox

Что приводит к патологическим отношениям

Как же так получается, что люди выбирают партнера, с которым не получается построить здоровые отношения? Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях исследовали психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Результаты исследований говорят о том, что дисфункциональными становятся браки:

  1. Возникшие из-за давления социума «Тебе же уже 20/30/40 лет, пора и замуж/жениться/детей рожать».
  2. Сформировавшиеся из чувства долга или вины, например, из-за незапланированной беременности. Гомер и Мардж Симпсоны так и поженились, но они хотя бы любили друг друга.
  3. Заключенные из расчета, когда материальные выгоды от союза стоят на первом месте.
  4. Возникшие из-за сильного страха одиночества, ощущения пустоты.
  5. Такие, в которых после одних тяжелых отношений человек незамедлительно вступает в новые компенсаторные отношения. Или, движимый чувством обиды на предыдущего партнера, «мстит» — спешит создать новый брак. Это тоже было в Симпсонах, у Милхауса. После развода его родители пустились немедленно искать замену друг другу.
  6. В которых партнеры неверно понимают любовь. Бывает люди путают влюбленность и сексуальное влечение с чувством любви.

Спустя некоторое время состояние одного или обоих партнеров начинает ухудшаться, возникают конфликты и атмосфера в семье перестает быть доброжелательной. Иногда такие отношения есть еще до заключения брака, а иногда обострение наступает незадолго после начала совместной жизни или регистрации.

Симпсоны Fox

Есть следующие типы дисфункциональных семей:

  1. Созависимые. Любая зависимость одного из родственников влечет за собой созависимость остальных, если они остаются в близких отношениях.
  2. Многопоколенные семьи, состоящие из трех поколений, живущих вместе. В таких союзах нарушаются границы между поколениями, функции родителей зачастую выполняют прародители, бабушки и дедушки, часто случаются конфликты.
  3. Многодетные браки, в которых родительские обязанности возлагаются на старших детей. Когда старший ребенок воспитывает остальных – его ответственность становится непосильной. Он чувствует себя уже не в «детской системе», но и не будет полностью принят в родительскую систему.
  4. Те, кто часто переезжают. Например, военнослужащие, у них наблюдается высокий уровень тревоги.
  5. Семьи, в которых родитель-одиночка каждого партнера рассматривает как потенциального родителя и вступает в многочисленные, следующие одна за другой любовные связи.
  6. Пережившие утрату значимого родственника, но не справившиеся с ней.
  7. Браки, в которых женщины доминируют и перекладывают ответственность за неудачи на мужчин или наоборот – мужчины объединяются против женщин, соперничают с ними.
  8. Семьи, которые были неполными. Приемный родитель, который адаптируется к уже сложившейся семейной структуре, не всегда гармонично взаимодействует с другими родственниками.
  9. Опекунские семьи во время адаптации.
  10. Психосоматические союзы. Характеризуются излишним стремлением опекать друг друга, они лучше функционируют, когда один из членов болен, отличаются неспособностью разрешать конфликты и жесткостью структуры, эмоциональной зависимостью от симптома.
  11. Союзы, в которых родительские и отчасти супружеские функции выполняет ребенок, например, неполные семьи с инфантильным родителем.
  12. Браки, назначающие ребенка «смыслом всей жизни».
  13. Семьи, в которых один из значимых членов подолгу и часто отсутствует. Дополнительная нагрузка на супруга, который остается дома с детьми наносит ущерб партнерству, а дети могут отвергать отсутствующего родителя, чувствуя обиду и гнев.

Один и тот же семейный союз может одновременно входить в несколько из этих категорий.

Симпсоны Fox

Есть некоторые признаки дисфункциональных семей, которые характерны для многих:

  1. В них отрицается существование проблем.
  2. Нет интимности, здоровых границ и уважения к личному пространству.
  3. Чувство стыда и манипуляции используются как регуляторы поведения.
  4. Личные потребности каждого приносятся в жертву потребностям семьи.
  5. Конфликты становятся хроническими.
  6. Жесткие, ригидные правила.
  7. Нечеткие, размытые границы «Я» у всех членов.
  8. Преобладают дуальные, полярные и оценочные суждения.
  9. Мало юмора и смеха.
  10. Присутствуют закрытые конфликты, когда есть страх обсуждать проблемы.
  11. Есть семейные мифы, которые не соответствуют реальности. Гомер Симпсон всю жизнь думал, что его мать умерла (так сказал ему отец), а она просто сбежала.
  12. Контролируются и подавляются проявления индивидуальности.
  13. Строго табуируются темы секса, анатомического строения организма, отношений, рождения, смерти.

Отрицание часто мешает осознать эти признаки и начать что-либо делать.

Симпсоны Fox

Детки в клетке

Обычно семья состоит из устойчивых пар-диад, где ведущая роль у диады муж-жена. Но непродуктивная и эмоционально нестабильная семейная система в моменты стресса привлекает в конфликт третьих участников. Например, жена может вовлекать свою мать для разрешения конфликта с мужем, или муж может втянуть ребенка в спор с женой. Такие триады создаются для снятия напряжения и чувства тревоги, но не приводят к рациональным решениям, а вызывают еще большую тревогу.

Дети в дисфункциональных семьях часто становятся на сторону одного из родителей в затянувшемся конфликте, тем самым отвергая другого. Жить в таком стрессе им тяжело, семья выступает как источник травматизации личности ребенка и становится причиной его психологических проблем.

Подростки из дисфункциональных семей чувствуют стыд, страх, гнев и другие негативные эмоции, которые не осознают. Они испытывают трудности с доверием, часто врут, не уверены в себе, ищут одобрения, импульсивны. В Симпсонах есть собирательный образ такого девиантного подростка – Нельсон Манц. Подавленный гнев на родителей он выражает в школе, и его способ справиться – это буллинг, агрессия.

Симпсоны Fox

Помощь и выздоровление

Что делать, когда семья уже не может или никогда не могла справляться со своими задачами? Если члены семьи готовы к изменениям, то они могут обратиться к семейному психологу. Если семья меняться не хочет и не видит проблем, то это может делать тот, кто их видит. Сам или с помощью специалиста.

Существуют сообщества взаимопомощи взрослых детей алкоголиков и детей из дисфункциональных семей, они работают по принципу программы «12 шагов» и оказывают психологическую поддержку, проводят групповые терапевтические встречи. Отправной точкой в таком случае становится определение и признание проблемы.

Семейные тренинги, на которых психолог с помощью игр и упражнений учит выстраивать коммуникацию, уважать границы друг друга. Упражнения для тренинга подбираются так, чтобы проработать доверие и развить эмпатию, научить всех членов семьи высказываться «я-сообщениями», давать друг другу поддержку и обратную связь.

Когда семья выполняет все свои функции — она может справляться с трудностями и переживать кризисы. Обсуждая проблемы, люди более гибко подстраиваются под обстоятельства, учитывая интересы и особенности каждого. Даже с Симпсонами такое бывает.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 23. Основные типы неправильного воспитания ребенка. Умственные различия детей как следствие

При полном отсутствии контроля при воспитании родители занимаются своими делами и не уделяют ребенку должного внимания, поэтому он вынужден искать общение и поддержку на стороне, и часто такие дети попадают в неблагоприятные компании. Другая крайность – это гиперопека. Родители контролируют каждый шаг ребенка, пытаются принимать участие во всех его делах. Подчас это граничит с деспотичностью и жестоким обращением. Ребенок растет в постоянной атмосфере злости, что, естественно, влияет на формирование характера. Как вариант этого вида можно выделить тип воспитания, когда ребенка ставят во главу угла, и он начинает привыкать, что все в семье крутится вокруг него. Такие дети вырастают эгоистами и самоуверенными, не способными в будущем трезво оценить свои реальные возможности.

Иногда с детства родители внушают ребенку, что он должен оправдать их надежды и ожидания, тем самым накладывая на него повышенную моральную ответственность. В итоге дети становятся нервными и переживают психологические срывы.

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникла в семейную жизнь в XVII в. Внимание родителей начали привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни приняла на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан.

Всего выделяют 7 типов неправильного воспитания:

1) безнадзорность . Со стороны родителей: полное или частичное отсутствие внимания к ребенку, отсутствие ответственности за его поступки, отсутствие или наличие неправильного воспитания. Со стороны ребенка: отсутствие авторитета родителей, пренебрежение моральными и этическими нормами. В младшем дошкольном и начальном школьном возрастах наблюдаются попытки привлечь внимание родителей в виде истерик, хулиганского поведения, откровенного неповиновения. В более позднем возрасте – уход из дома, опасность впадения в наркотическую или алкогольную зависимость;

2) гиперопека . Со стороны родителей: постоянный неусыпный контроль и чрезмерная забота о ребенке. Несколько вариантов развития:

а) потворство любому его желанию. Ребенок растет избалованным, эгоистичным, конфликтным, жадным, не способным к общению с сверстниками;

б) чрезмерная забота о здоровье ребенка. У ребенка развиваются комплексы неполноценности, он сложно общается со сверстниками, замкнут, молчалив;

в) усиленная опека, постоянные указы, полный контроль, отсутствие самостоятельности и самовыражения. Ребенок становится неинициативным, подавленным, малоподвижным, а в случае сильной личности ребенка – постоянные скандалы с родителями по поводу свободы, уход из дома;

3) потворствующая опека . Со стороны родителей: потворство желаниям ребенка, безнаказанность любого проступка. Переложение ответственности на других, отрицание любой возможности виновности ребенка. Со стороны ребенка: неприспособленность, вседозволенность, безответственность;

4) воспитание Золушки . Со стороны родителей: безразличие, отсутствие внимания, постоянные упреки и замечания. Со стороны ребенка: ревность к более любимым детям, озлобленность, обидчивость;

5) жесткое воспитание . Со стороны родителей: жестокое обращение, полное подчинение ребенка воле родителей, нередко воспитание с применением физического наказания. Со стороны ребенка: угрюмость, вялость, боязливость, затаенный гнев;

6) повышенная моральная ответственность . Со стороны родителей: требования и запросы, не соответствующие возрасту ребенка. Желание видеть в ребенке ответственность, самостоятельность, независимость, переложение на него ответственности за дела других членов семьи. Со стороны ребенка: агрессивное отношение к опекаемому члену семьи, затаённая злость, агрессия в случае неустойчивого психического состояния ребенка. Возможны ситуации, когда ребенок берет на себя роль «главы семьи». Часто такой стиль воспитания характерен в неполной семье, где мать перекладывает ответственность на сына;

7) противоречащее воспитание . Со стороны родителей: применение несовместимых стилей воспитания. Постоянный конфликт на этой почве. Со стороны ребенка: раздвоенность, избалованность, часто проявляется неспособность развить слабые стороны характера, в связи с чем повышенная незащищенность и восприимчивость.

Говоря о поведении матери, здесь также можно выделить несколько типов неправильного поведения:

1) положение «главы семьи» – перенос всех функций главы семьи на сына, ревность, подозрительность, повышенное внимание, желание постоянно находится в курсе всех событий в жизни сына. Со временем отторжение супруги сына, полное вмешательство в его личную, семейную жизнь;

2) симбиоз – желание удержать ребенка как можно дольше рядом с собой, лишить его любого проявления самостоятельности, преуменьшение его способностей. Такое воспитание развивает в ребенке комплекс неполноценности, не дает полноценно развиваться, приводит к регрессии психического развития, апатии;

3) нарочитое лишение любви – игнорирование ребенка родителями в качестве наказания за провинность приводит к приступам агрессии у ребенка, попытке заявить о себе, насильственно заставить обратить на себя внимание. В случае слабохарактерного и неуверенного в себе ребенка приводит к появлению комплексов неполноценности, ощущения себя ненужным;

4) воспитание чувством вины – постоянное обвинение ребенка в неблагодарном поведении, нарушении порядка, плохой учебе и т. д. Вызывает у ребенка комплекс, он боится любого проявления самостоятельности, опасаясь оказаться причиной неблагополучия семьи.

Основополагающие принципы, которых необходимо придерживаться в семье, сформулировал П. Ф. Лесгафт . Первоначальную заботу семьи составляет обеспечение правильных гигиенических условий детского развития. Вторым условием является отсутствие произвола в действиях воспитателя. Третьим требованием является строгое соответствие слов и дел при обращении с ребенком. «Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит…».

Нельзя забывать, что семья для ребенка является на начальном этапе моделью общества. Для ребенка важна прежде всего любовь родителей, доверие между членами семьи и искренность в отношениях. Необходимо также вовлекать ребенка в жизнедеятельность семьи и считать его равноправным ее членом. Очень важным принципом является и готовность помочь ребенку в трудностях и неудачах, ответить на интересующие и волнующие его вопросы. И это касается не только школьных уроков. Дети должны чувствовать себя любимыми и желанными. Нельзя физически наказывать ребенка, что бы он ни совершил. Но не рекомендуется потакать ему во всех его капризах. В семье ребенок получает все виды воспитания: физическое, трудовое, умственное, эстетическое и нравственное.

Из-за отклонений в семье зачастую формируется аномальное поведение, которое требует психологической помощи специалиста.

С биологической точки зрения психические расстройства являются болезнью, которую, в свою очередь, обязана исследовать и лечить медицина. Превалирующим фактором при таких заболеваниях является генетический: хромосомные аномалии, аномалии пренатального периода, гены психических болезней.

Отношение к людям, страдающими психическими расстройствами, зависело от конкретной исторической эпохи. В период Средневековья их считали от дьявола. На Руси называли юродивыми, хотя и не отрицали неких способностей к провидению и предсказаниям, и поэтому таких людей боялись. Это продолжалось вплоть до XVII в. В 1792 г. французский врач Ф. Пинель начал исследовать безумных и пытался найти корни болезней. Уже в XIX в. медики всерьез занялись классификацией психических расстройств. Таким образом возник медицинский подход.

В начале XX в. возник и стал развиваться психологический подход. Этой проблемой активно занимались видные психологи того времени, такие как немецкий психолог З. Фрейд с его теорией бессознательного и К. Юнг , изучающий коллективное подсознание. Также возникло много так называемых течений: например бихевиоризм, представители которого считали, что аномальное поведение – это реакция на внешние факторы окружения и воспитания.

Представители когнитивного направления считали, что причиной аномального поведения является неспособность больного объективно оценивать ситуацию.

Но в 1960 г. была принята международная классификация психических расстройств. Выделяли неврозы, которые возникают при внутренних психологических противоречиях; органические психозы – при нарушениях нервной системы; функциональные психозы, которые еще до конца не исследованы.

В настоящее время многие болезни уже исследованы и описаны. Так, например, болезнь Дауна вызвана лишней хромосомой из 21 пары.

От того, является ли ген доминантным или рецессивным, зависит передача болезней генами. Если ген доминантный, то болезнь проявляется, если же ген рецессивный, т. е. подавляемый, то ребенок является носителем болезни, но в течение жизни она может и не проявиться.

Детям с задержкой психического развития трудно даются познавательные процессы. Они начинают ходить, говорить позже, чем дети с нормальным уровнем развития. Среди форм нарушения интеллектуальной деятельности у детей выделяют следующие: связанные с нарушением условий среды и воспитания, с длительными астеническими состояниями, с разными видами инфантилизма или с нарушениями речи, слуха, чтения и письма вызванные соматическими заболеваниями.

В национальной классификации обнаруживаются значимые групповые различия в способах воспитания детей, эмоциональных реакциях, сексуальном поведении, интересах и т. д. и в выполнении множества тестов на оценку способностей. При всех таких исследованиях характер и степень различия групп зависят от исследуемой черты. Так как каждая культура или субкультура создает условия для развития специфической для нее совокупности способностей и личностных черт, сравнение индивидов по таким глобальным показателям, как IQ или общий эмоциональный настрой, может не иметь большого смысла. Расы – это популяции, которые отличаются по относительной частоте определенных генов. Они формируются всякий раз, когда группа по географическим или социальным причинам становится изолированной. Таким образом, вклады культурных и биологических факторов в происхождении различий трудно разделить. При сравнениях рас средние различия между группами намного меньше диапазона индивидуальных различий внутри каждой группы. Следовательно, распределения групп значительно перекрываются. Получается, что принадлежность индивида к какой-либо группе служит плохим основанием для ожидания у него сильного развития какой-либо психологической черты.

Однако разделение по умственному уровню развития существует, и зачастую необходимо выявить те или иные крайности этого сравнения. В случае возникновения у детей задержки развития необходимо ее выявление для своевременного лечения и обучения по специальной программе. Главной проблемой в таком выборе является выявление показателя, некой характеристики, по которой можно провести дифференциацию уровней умственного развития детей.

Попытку выявить детей с отстающим уровнем развития сделал А. Бине , проводивший анализ способностей учеников, после чего пытался аккумулировать данные и привести их к единому показателю, т. е. найти ряд вопросов, ответив на которые ребенок продемонстрирует уровень своего интеллекта и позволит сделать прогноз о дальнейшем развитии способностей. Эти вопросы были объединены в тесты, различающиеся по возрастным категориям и определяющие так называемый коэффициент интеллекта (IQ).

Однако применимость коэффициента интеллекта в качестве параметра, разделяющего детей по уровню развития, не всегда актуальна, так как у человека множество интеллектуальных способностей которые нельзя рассматривать в сочетании со всеми остальными, а тесты IQ как раз коррелируют способности друг с другом.

В психологии интеллект (от лат. intellectus – «разумение, понимание, постижение») – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн , Ж. Пиаже и др.). Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер , В. Келер ), разработавшими понятие инсайта .

В начале ХХ в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широко распространенной до настоящего времени прагматистской трактовке интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта независимо от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностики интеллекта были проведены (как правило, с помощью факторного анализа) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» : от 1–2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности. Ч. П. Сноу (1986 г.) предложил в качестве структуры интеллекта систему шести составляющих:

Мышление – способность получать информацию о предмете, не поддающемся непосредственному физическому восприятию.

Понимание – способность увязать полученную информацию с личным опытом и ранее полученной информацией.

Модификация стратегии – способность приспосабливаться к изменяющимся событиям, принимать волевые решения, изменять промежуточные цели.

Аналитическое рассуждение – способность рассмотреть изучаемое событие со всех сторон, сделать логическое умозаключение и привести полученные данные к законченной структурированной форме.

Нестандартность – желание, вызванное в следствие возникшего интереса к постановке цели, отличной от общепринятых, для получения интеллектуального удовольствия.

Идиосинкразическое обучение – способность развиваться с помощью обучения и развивать методы обучения.

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и др.).

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

ЛЕКЦИЯ № 90. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет

Из книги Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие автора Посысоев Николай Николаевич

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные направления психического развития ребенка Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами, взрослыми, другими детьми. Как констатирует С. В. Маланов в своей

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Ж. Пиаже. Фрагменты из гл. V "Основные характеристики логики ребенка" книги "Суждение и рассуждение ребенка" § 1. Эгоцентризм в мышлении ребенка…Логическая деятельность - это процесс доказывания, поиск истины. Когда же мы чувствуем потребность в проверке правильности

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

1. Типы семейного воспитания Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребенком на формирование личности последнего широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

Стили воспитания детей Несмотря на то что нейропсихологические различия (см. главу 3) у людей могут влиять на их склонность к тому, чтобы говорить правду, не приходится сомневаться в том, что родительский и культурный факторы также определяют уровень детской лжи (Смит, 1968).

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Правильный возраст для начала посещения детского сада. Плюсы и минусы домашних и детсадовских детей. Детский сад как современная модель воспитания детей Объявление в детском саду:«Уважаемые родители! Не верьте, пожалуйста, всему тому, что рассказывает ваш ребенок про

Из книги Преимущества интровертов [фрагмент] автора Лэйни Марти Ольсен

7.1. Трудоголизм как следствие воспитания Макловиц (Machlowitz, 1960) считает, что причины трудоголизма имеют корни в детстве. Многих детей подталкивают родители, которые угрожают, что не будут любить ребенка, если он не будет соответствовать их возрастающим ожиданиям. Кроме того,

Из книги Преимущества интровертов автора Лэйни Марти

Лекция 2 Рав Ашер Кушнир. Основные принципы воспитания детей Надо учиться быть родителем Для начала зададим риторический вопрос. Предположим, что ваш ребенок должен пойти в первый класс. В вашем районе – две школы. Одна находится в великолепном здании прекрасной

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Основные различия между «внутренниками» и «внешниками» Цените собственную уникальность. Капитан Кенгуру Наиболее характерное различие между интровертами и экстравертами – способ подзаряжаться энергией. Однако есть еще два отличия, которые тоже бросаются

Из книги Плохие привычки хороших детей автора Баркан Алла Исааковна

Основные проблемы японского воспитания Главная проблема японского воспитания изначально заложена уже в самих его задачах. А они, напоминаю, таковы:1) Воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе.2) Воспитать конкурентоспособного человека.Но лучше

Из книги автора

Из книги автора

Опросник для родителей «Типы воспитания детей» Уважаемый родитель! В предлагаемом опроснике вы найдете ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о тех типах воспитания детей, которые мы описали выше. Все из этих утверждений... носят разные порядковые номера. Эти



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»