Большие проблемы маленьких людей. Презентация проекта "Большие проблемы "маленького человека" в русской литературе XIX-XX веков" Нежелание идти в сад

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Матвеева Анастасия

Объектом исследования являются герои произведений А. С. Пушкина "Медный всадник", "Станционный смотритель", Н. В. Гоголя "Шинель", "Мертвые души", А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", А. И. Солженицына "Матренин двор".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по литературе на тему «Большие проблемы «маленького человека» в русской литературе XIX - XX веков» Выполнила: Матвеева Анастасия, ученица 10 «Б» класса ГБОУ СОШ 1460

Проблема Как жилось простому, «маленькому», человеку в 19 веке, как он сохранял свое человеческое достоинство, моральные принципы? Как изменился образ такого героя к концу 19 века? Остался ли «маленький» человек в русской литературе 20 столетия? Как ему живется в наше время? Эти вопросы мне кажутся интересными, поскольку большинство из нас, современных людей, – «маленькие» и нередко мы встаем перед выбором: интересоваться политикой или нет, участвовать в общественной жизни или не стоит? Изменится ли ход жизни, если «маленький» человек не будет лишь послушным винтиком в государственной машине и беспомощным существом в руках власть имущих? В чем сила и слабость «маленького» человека? В чем привлекательность его образа?

ГИПОТЕЗА «Маленький» человек - это человек не высокого социального положения и происхождения, не отличающийся сильным характером, не способный противостоять власти, но при этом человек, наделенный высокими моральными качествами, добротой, искренностью. Такие люди – основа государства.

«Маленький человек» - тип героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Многие писатели XIX века в своих произведениях изображали «маленького человека» и его «футлярную» жизнь.

В поэме автор поднимает несколько проблем: - конфликт интересов государства и простого человека; - с оотношение исторической необходимости и частной жизни человека; - последствия противостояния человека государству. В 1833 г. была написана знаменитая поэма «Медный всадник». Пушкин - один из первых среди русских писателей, кто привлек внимание читателя к судьбе «маленького человека» в своих произведениях.

Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной жизни человека, или «маленький человек», который перестал интересоваться проблемами государства, историей, выпал из нее? Пушкин хотел показать, что нужно стремиться к гармонии интересов человека и государства, необходимо найти компромисс, который позволит человеку и государству взаимодействовать.

Очень ярко раскрыта тема «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». Автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Смотрители - «...люди мирные, от природы услужливые, скромные». Самсон Вырин - типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно несущий свою службу и имеющий свое «маленькое» счастье - красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены.

Вслед за Пушкиным тему «маленького человека » продолжил и развил Гоголь. В повести «Шинель» он показал героя, который попытался противостоять злу, бороться за себя.

У Гоголя есть еще одна повесть, которая раскрывает проблему взаимоотношений государства и человека. «Повесть о капитане Копейкине» включена в поэму “Мертвые души” в виде вставной новеллы, рассказанной по ходу развития сюжета этого произведения. “Повесть о капитане Копейкине” – это крик души Гоголя, это призыв к сохранению общечеловеческих ценностей, это суд над “мертвыми душами” чиновников - над миром, полным равнодушия.

Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как глубоко трагический мир.

Л ишь смерть примиряет главного героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» с окружающей действительностью. Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. « Футлярность жизни» - это внутреннее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, различных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы личных отношений.

Чехов связал три разных, но идейно похожих рассказа («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ведь истории следуют одна за другой, в каждой мы видим знакомых героев. Проблема, которую затрагивает Чехов в своей трилогии, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает, что незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, поскольку ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Начало XX века. Вслед за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и А.П. Чеховым тему «маленького человека» продолжает и развивает А.И. Солженицын. Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве.

Центральная тема рассказа «Матренин двор» - трудная крестьянская жизнь. Автор говорит о том, что власть не проявляет никакой заботы о сельчанах. Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Я думаю, что этим рассказом автор хотел показать, на что способен «маленький», но духовно сильный человек, который, несмотря на жизненные трудности и беды, смог сохранить в себе человечность, искренность и высокие моральные принципы.

ВЫВОД Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX - XX веков. Каждый писатель имел свою собственную точку зрения на данного героя, свое видение проблемы, поэтому читатель может наблюдать за изменением образа «маленького человека»: изначально - состояние униженности и беззащитности, затем - попытки отстоять свое человеческое достоинство и права, далее – страх перед жизнью и желание спрятаться в «футляр». И, наконец, духовные взлеты, потребность жить так, чтобы другие люди сказали: вот он, «…тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Уроки русской литературы бесценны. Мы, современные люди, должны понимать: «маленький человек» - это только статус, и он никак не соотносится с духовной силой и возможностями, которые у человека могут быть безграничны. «Человек – это звучит гордо!» - сказал М. Горький.

Список используемых ресурсов 1. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», повесть «Станционный смотритель»; поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине »), повесть «Шинель»; «маленькая трилогия» А.П. Чехова, объединившая три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». 2. Русские писатели XIX - XX века www.litra.ru 3. Программы: «Microsoft Office Word», «Microsoft Office PowerPoint».

Г лавное, с чем сталкивается ребенок в детском садике – это новые правила, которые, возможно, не приняты в его семье. Адаптируясь к детскому саду, малыш учится различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение – но уважать правила, защищать себя – но не обижать других, быть личностью – но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы – но допускать и что-то новое.

Психологи утверждают, что у ребенка 3-4 лет период адаптации длится 2-3 месяца. Если период затянулся, стоит проконсультироваться с психологом и помочь ребенку. Вот несколько типичных ситуаций, с которыми сталкиваются родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период).

Нежелание идти в сад

Плач, капризы каждый раз, когда приходит время идти в садик, – как ни странно, это самый «благоприятный» вариант. Ребенок открыто говорит о том, что ему не нравится. Здесь важно не ругать ребенка за истерики, а посочувствовать, пожалеть, объяснить, что «так уж устроен мир: мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в школы».

Болезненность

Буквально с первых дней посещения садика ребенок начинает болеть: «неделя в садике - неделя (а порой и две) дома». Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки, детей заболевших принимают, инфекция... Но чаще всего не садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному пребыванию где-то без родителей, виновата в этих болезнях.

Как известно, физическое и психическое развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему справляться с тревогами и переживаниями. Чаще всего болеют "послушные" дети, которые не могут позволить себе громкие скандалы, стараются не расстраивать. Как правило, спустя несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и становится активнее, разговорчивее, взрослее.

С уважением Илия Исхаковна.


Маленький актер с большим талантом Верн Тройер отложил подготовку к намеченной на осень свадьбе с бывшей манекенщицей, попросив дать ему время хорошенько все обдумать. А подумать есть о чем: ведь знаменитый актер едва достает своей избраннице до пояса, да и то если встанет на цыпочки.
Уникальная голливудская свадьба, необычная даже по экстравагантным меркам мира целлулоидных грез, может расстроиться. Американский актер Верн Тройер, известный миллионам кинозрителей под именем Мини Ми — персонажа из популярных фильмов-пародий о секретном агенте Остине Пауэрсе, в июне объявил о своей помолвке с 29-летней Женевьев Галлен и о предстоящей в ноябре свадьбе, чем вызвал небывалый взрыв интереса как к своей особе, так и к будущей супруге. И интерес этот вполне понятен: ведь рост актера всего 82 см, в то время как его невеста почти на метр выше — 175 см. В последнее время статная блондинка дает частные уроки йоги, а до того работала манекенщицей.
Господин Тройер, несмотря на небольшой рост, добился немалых успехов на своем поприще. Помимо роли Мини Ми в двух фильмах об Остине Пауэрсе он снялся также в фильмах "Гарри Поттер и философский камень" и "Люди в черном", став самым преуспевающим актером-карликом в Голливуде: за "Гарри Поттера" он получил $317 млн, за "Людей в черном" — $250 млн, а за оба фильма "Остин Пауэрс" — $420 млн.
Приобретя статус полновесной звезды Голливуда, Верн Тройер обзавелся и всеми атрибутами, соответствующими его высокому положению. У него имеются и телохранители, и черный Mercedes с тонированными стеклами. Кроме того, около него всегда увивается множество девиц, привлеченных его славой и деньгами, которых абсолютно не смущают его физические данные. Кстати, в корыстных мотивах многие подозревают и нынешнюю невесту Верна Тройера, намекая, что своим союзом с актером она хочет сделать себе имя, а заодно и приобрести состояние.
На это госпожа Галлен твердо заявляет, что она всегда была самостоятельной женщиной и всего добивалась сама, так что чужой славы ей не надо. Господина Тройера, по словам невесты, она "полюбила не за деньги или известность, а за его большое сердце, какого нет ни у одного из актеров обычного роста, с которыми ей приходилось сталкиваться в своей жизни".
Однако не все готовы поверить ей на слово. Особенно подозрительно к высокой девушке отнеслись миниатюрные друзья Верна Тройера. Да и другим было трудно представить их вместе, из-за чего госпожа Галлен потеряла довольно много и своих собственных друзей.
Нынешние трудности — далеко не первые за два года их близких отношений. В начале этого года манекенщица, возможно устав от экстравагантной связи, переключила свое внимание на стриптизера из ночного клуба. Правда, потом госпожа Галлен уверяла, что с этим мужчиной у нее ничего не было, но ее слова мало кого могли убедить.
Во всяком случае, Верн Тройер ей не поверил. Узнав об измене любимой, безутешный карлик, давно страдавший склонностью к алкоголизму, ударился в запой. В этом плачевном состоянии он уехал из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, где его потом видели в ночном клубе, в пьяном виде танцевавшем на сцене со стриптизершей. В конце концов актер допился до того, что ему пришлось прибегнуть к помощи кислородного дыхательного аппарата.
Впрочем, вскоре жизнь необычной любовной пары стала понемногу налаживаться: инструктор по йоге вернулась к актеру, а тот прошел курс лечения от пьянства. Даже непримиримые прежде друзья изменили свое отношение к его матримониальным планам и решили, что женитьба — пусть даже на высокой женщине — поможет ему преодолеть недуг.
Но когда дело стало приближаться к свадьбе, господин Тройер запаниковал и попросил невесту временно приостановить их отношения, чтобы все хорошенько обдумать. "Нас просто потрясло то огромное внимание, которое вызвала наша помолвка — так объяснила поведение своего жениха госпожа Галлен.— Все это давление заставило его пойти на попятный".
Еще задолго до грядущей свадьбы актер предложил Женевьев Галлен пожить вместе. Однако выяснилось, что на пути влюбленных стоят не только людские пересуды, но и чисто технические проблемы.
Дело в том, что дом, где живет Верн Тройер, был специально построен с расчетом именно на его габариты. И если актер захочет переехать в другое помещение, то в нем придется все менять: заказывать специальную мебель и оборудование ванной, переставлять выключатели и т. д. Человек ростом меньше метра не может просто взять и поселиться в другом доме, как обычные люди. Ему нужно все делать на заказ, иначе он не будет чувствовать себя комфортно в собственном жилище.
"Для меня это очень тяжелое время,— говорит Женевьев Галлен, которая не оставляет надежды еще в этом году стать миссис Тройер.— Но, как сказал Верн, после меня он никогда не сможет полюбить другую женщину. И я ему верю".
НИКИТА Ъ-ПРОКУНИН

Большие проблемы маленького человека.

У вас появился малыш? Поздравляем вас и желаем, чтобы он вырос здоровым, умным, добрым, конечно, самым лучшим! Это большая радость и, конечно, большая ответственность. Для молодых родителей все в новинку, возникает много вопросов и волнений, они не просто привыкают к новому режиму жизни, но и пытаются определить, какое состояние для крохи нормально, а когда уже надо начинать переживать за него. Врач-педиатр медицинского центра Формула здоровья Оксана Владимировна Загудаева рассказывает нашим подписчикам о том, на что стоит обратить внимание при уходе за новорожденным, а также – из-за чего не надо волноваться.

Порядок в детской

Комната, в которой находится младенец, должна содержаться в особой чистоте и порядке. Перед появлением ребенка желательно сделать в ней ремонт или генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств.

Для ремонта выбирайте неаллергенные материалы, например, обои рекомендуются только бумажные. Влажная уборка должна производиться ежедневно, проветривание 1–3 раза в день, температура в комнате должна быть постоянная, 20-22 °С.Кроватка рекомендую поставить ближе к окну, но не у самого окна и не возле батареи. Сейчас очень популярны пологи, которые укрывают кроватку. Конечно, это красиво, но очень негигиенично! Под пологом воздух застаивается, в нем скапливаются микроорганизмы и мельчайшая пыль от тканей. Кроме того, ребенок интенсивно дышит (примерно 40 дыхательных движений в минуту, против 16 у взрослого). Значит, ему больше чем нам необходим свежий воздух, его движение. Так что, отдавая дань моде, мы приносим вред здоровью своего малыша.

Если уж вы не можете отказаться от желания украсить кроватку, то хотя бы никогда не закрывайте полог - пусть он будет лишь драпировкой у стены. Матрац должен быть достаточно жестким. Под голову кладут плоскую подушечку (не пуховую).

Постельные принадлежности следует ежедневно проветривать. Детское белье стирают белым детским или хозяйственным мылом. В настоящее время, конечно, есть синтетические стиральные средства для детей, но на них возможна аллергия. Все же первый месяц лучше обойтись натуральными средствами. Пеленки и распашонки на первом месяце жизни лучше проглаживать с двух сторон. Все детское белье должно храниться в специально отведенном месте, ни в коем случае ни с какими другими вещами.

Гигиена малыша

Новорожденного купают ежедневно в кипяченой воде с температурой 37 °С, затем обливают его водой на 1 градус прохладнее (36 °С).

Температура в помещении, где купают ребенка, должна быть 22–24 °С, время купания 5–10–15 минут. Лучше купать ребенка вечером, перед кормлением, ни в коем случае не после. Один раз в неделю можно пользоваться детским мылом.

Ребенка следует подмывать каждый раз после опорожнения кишечника, лучше проточной водой. Подмывают спереди назад, от половых органов к заднему проходу, чтобы не занести инфекцию в мочевые пути и половые органы.

Такое подмывание является еще и элементом закаливания, поэтому не стоит отказываться от него в пользу так популярных сейчас специальных гигиенических салфеток.

После купания все естественные складки смазываются прокипяченым растительным маслом или специальным кремом.

Ногти на руках и ногах осторожно обрезают маленькими ножницами по мере необходимости, примерно один раз в 7–10 дней.

Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками, помните, что новорожденный мочится 26–28 раз в сутки, поэтому на первом месяце подгузники меняют не реже, чем через 3–4 часа!

Каждое утро должно начинаться с умывания: влажной салфеткой протирается лицо, ручки малыша. Это тоже не только гигиена, но и закаливание. Протираем глазки влажными тампонами (для каждого глазика свой), смоченными в кипяченой воде, от виска к носу.

Точно так же протираем завитки ушной раковины и за ней, но не лезем в слуховой проход! У детей этого возраста барабанная перепонка находится прямо у входа, не в глубине, как у взрослых.

Носик чистим ежедневно, по мере необходимости. У новорожденного носовые ходы очень узкие!

Кому как подросткам лучше знать, что их волнует? Тем не менее взрослым наладить с ними контакт, понять удается не всегда. О чем свидетельствует и статистика: из всех обратившихся к уполномоченному по правам ребенка в РБ в минувшем году 97% составили взрослые. Именно поэтому в преддверии Международного дня защиты детей в рамках конгресса «Семья и детство» уполномоченный совместно с молодежной общественной палатой при Госсобрании - Курултае республики организовали «круглый стол», пригласив к обсуждению проблем подрастающего поколения взрослых - представителей министерств, органов исполнительной власти, общественных организаций, и детей - учащихся уфимских школ и лицеев.

Предлагайте свои решения

Необходимо научить детей четко видеть смысл жизни, определять свои желания, знать свои права, - подчеркнула детский омбудсмен Милана Скоробогатова, открывая встречу.
Ее поддержал председатель молодежной палаты Николай Самойленко. В частности, он отметил, что обсуждение тем, которые сегодня волнуют молодежь, невозможно без привлечения самой молодежи. Может быть, эти вопросы не новы, но важности они не утрачивают, ведь детям постоянно приходится с ними сталкиваться. Поэтому ребятам предоставили возможность не только рассказать о проблемах, но и предложить свои варианты их решения, задать вопросы чиновникам.

Безопасности много не бывает

Проанализировав печальную статистику ДТП, пожаров и несчастных случаев с участием детей, Эмиль Чингизов (лицей № 5, 16 лет) предлагает создать центр, который обеспечивал бы безопасность детей и подростков. Он считает, что там должны работать «состоявшиеся специалисты», которые могли бы оказывать помощь различного характера: психологическую, консультационную и другую.

Участники «круглого стола» идею поддержали. В то же время большинство из них полагает, что к работе подобных центров необходимо привлекать и молодежь, которая в большей степени, чем взрослые, может понять проблемы сверстников. Ребята также считают, что нынешний подход к преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не дает желаемого эффекта.

Поготовка к ЕГЭ сужает кругозор

Заканчивая 11-й класс, школьники сдают единый государственный экзамен по двум обязательным предметам - русскому языку и математике и нескольким на выбор - тем, которые нужны для поступления в вуз. По словам Валентина Катаева (школа № 35, 16 лет), ЕГЭ - довольно сложный экзамен, на подготовку уходит много времени и сил, приходится сосредотачиваться только на выбранных предметах, нанимать репетиторов. Это не лучшим образом сказывается на общей эрудиции, сужает кругозор. В связи с этим Валентин предлагает ввести обобщающий тест для оценки знаний выпускника по всем предметам.

Желательно, чтобы результат этого теста так же учитывался при поступлении в вуз или колледж. Иначе учеба в 10 - 11-х классах будет сводиться к зубрежке ненужных предметов по принципу «ответил и забыл». Мы будем учиться не ради получения знаний, а чтобы сдать экзамены, - подчеркнул ученик.

Эта мысль оказалась близка и другим школьникам, присутствовавшим на «круглом столе». Представители взрослой стороны отметили, что в рамках данного заседания полноценную дискуссию на эту тему организовать не удастся, но к ней обязательно вернутся.

Возможен ли бизнес-инкубатор в школе?

Таким вопросом задался Владимир Романов (школа № 101, 18 лет). В школе ученикам дают обширные знания в области экономики. Этот предмет дети начинают изучать со второго класса, а в шестом - уже составляют бизнес-планы. Но это теория, а хочется и практики.

Выпускникам нашего потока в основном уже лет по 18 - 19, мы старше предыдущих выпусков, соответственно, и интересы у нас другие, и доходы хочется свои иметь. Если бы в школе без административных и юридических препятствий можно было создать малое коммерческое предприятие, мы бы получали первый практический опыт под руководством наших учителей, узнавали на деле, как организовывать бизнес, продвигать на рынок товары и услуги, - привел аргументы Владимир.

Школьное питание: желаемое и действительное

Как рассказала Диана Маслова (лицей «Содружество», 16 лет), в ее классе и параллельных в столовой питаются менее трети учеников. Несколько лет назад качество предлагаемой пищи вызывало большие сомнения у ребят, поэтому начиная с пятых-шестых классов все массово от нее отказывались.

В прошлом году была проведена реконструкция столовой, качество питания заметно улучшилось, но теперь у нас другая проблема, - рассказала школьница. - К примеру, чтобы купить пирожок, а выпечка появляется только после третьего урока, нам приходится стоять всем вместе в огромной очереди. Двадцатиминутной перемены не хватает, мы опаздываем, пропускаем треть или даже половину следующего урока. Питаться таким образом просто невозможно, - отметила она.

Получается, что детям проще выпить газировки и съесть пакетик чипсов, чем получить полноценную пищу. Тем не менее Диана и ее одноклассники выступают за то, чтобы вопросы школьного питания наконец урегулировали.

Кружки и секции нужны разные

Выступления Алсу Сафиной (лицей № 5, 8 лет), Давида Суханова (гимназия № 16, 13 лет) и Булата Галлямова (гимназия № 1, 15 лет) объединила общая идея - ребятам хочется проводить досуг с пользой. Посещать кружки, секции, бассейны, иметь возможность поиграть во дворе в футбол, баскетбол и другие игры на оборудованных площадках.

Алсу Сафина высказала пожелание, чтобы в школе учили, как правильно обращаться с деньгами. Идея девочки вызвала одобрение собравшихся. Член общественной молодежной палаты Мария Савенко отметила, что если есть такой интерес, то в школе можно организовать центр финансовой грамотности. Милана Скоробогатова поручила Марии Савенко проработать этот вопрос и помочь Алсу.

Дискуссия детей и взрослых продолжалась больше двух часов, но и этого времени оказалось недостаточно, чтобы обсудить все волнующие вопросы. Мнения и предложения участников войдут в резолюцию-обращение.

В День защиты детей это обращение будет оглашено. Дети сами определят, кому оно будет адресовано, - сообщила Милана Скоробогатова.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»