Тебе и мне нужна Земля: экологическое воспитание в библиотеке. «Кинельская городская централизованная библиотечная система Календарь природы в библиотеке

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В календаре представлены основные экологические даты.

"Жить счастливо и жить в согласии с природой - одно и то же" Луций Анней Сенека (младший) (около 4 века до н.э. - 65 н.э.) древнеримский философ, писатель, драматург и политик.

Январь

11 января - Всероссийский день заповедников и национальных парков.

Впервые День заповедников и национальных парков начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

11 января для этого выбрано не случайно. В этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский.

Сегодня в стране 100 заповедников и 35 национальных парков, они занимают около 3% площади России.

Февраль

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение преимущественно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, была подписана 2 февраля 1971 г. в г. Рамсаре (Иран), и с тех пор носит название Рамсарской конвенции.


День ее подписания в 1997 году объявлен Всемирным днем водно-болотных угодий. Основной целью Конвенции является сохранение и рациональное использование водно-болотных угодий как средства достижения устойчивого развития во всем мире.

Одним из основных условий присоединения к Рамсарской конвенции является создание хотя бы одного Рамсарского угодья на своей территории. Выбор территории осуществляется по сложной системе критериев. Угодья, объявленные государством Рамсарскими, заносятся Секретариатом Конвенции в Список водно-болотных угодий международного значения. Информация о состоянии этих объектов содержится в базе данных Международного бюро по сохранению водно-болотных угодий и постоянно обновляется.


В настоящее время к Рамсарской конвенции присоединилось 144 государств, а общее число Рамсарских угодий превысило 1400 с общей площадью 122 млн. га.


Правительством СССР в 1975г. было объявлено 12 водно-болотных угодий, имеющих международное значение, из которых три находились на территории РСФСР. В сентябре 1994г. соответствующим постановлением Правительства РФ международный статус был подтвержден для трех существовавших ранее угодий и предан еще 32 участкам. Таким образом, этим постановлением было провозглашено 35 водно-болотных угодий, площадь которых составляет 10,7 млн. га. Расположены они в 21 субъекте Российской Федерации.

19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих (День кита) .

Этот день считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих существ. Отмечается этот день с 1986 года, когда после 200 лет беспощадного истребления Международная Китобойная комиссия (International Whaling Commission) ввела запрет на китовый промысел. Он действует и поныне и означает, что по всему миру охота на больших китов, а также торговля китовым мясом запрещена.
Каждый в этот день, различные природоохранные группы проводят акции в защиту китов и других морских млекопитающих.

1 марта -Всемирный день кошек.

Со времен древнего Египта началось завоевание мира кошкой. В 500г. до н.э. В Египте существовал культ кошки. Сейчас в мире более 500 000 000 домашних кошек, которые подразделяются на 33 основные породы. Эти грациозные и независимые существа не оставляют людей равнодушными.

20 марта - День земли.

Праздник был основан в 1970 году сенатором США штата Висконсинт Г. Нельсоном (Gaylord Nelson) и с тех пор ежегодно отмечается во многих странах.

В северном полушарии День Земли отмечается весной, а в Южном полушарии — осенью. Основной целью этой всемирной акции является привлечение внимания общества и каждого человека планеты к проблемам Земли, к проблемам ее окружающей среды.

День Земли 22 апреля, как и День Земли, проводимый в День весеннего равноденствия, дает возможность каждому жителю во всех населенных уголках планеты выразить благодарность нашему большому общему дому.


21 марта - Международный день леса.

Дни Леса или, иначе, Дни древонасаждения - это замечательная традиция, заложенная в России еще в конце XIX века и не потерявшая своей актуальности в веке XXI-м.


22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды).

Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.


Апрель

1 апреля - Международный день птиц.

1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция об охране птиц. В этот день в садах и парках школьники и любители птиц вешают кормушки и скворечники. В этот день жители разных стран считают своим долгом обновить или построить заново скворечники и подготовиться, таким образом, к прилету птиц.

18 - 22 апреля – «Марш парков».

"Марш Парков" – международный праздник, цель которого – привлечь внимание общественности к проблемам окружающей среды, сохранению уникальных природных ландшафтов, комплексов и объектов.

Акция Марш Парков ("March for Parks") приурочена ко Дню Земли (22 апреля) и ежегодно проводится в апреле во многих странах мира.


В 1995 году "Марш Парков" впервые состоялся на территории бывшего Советского Союза. 20 заповедников и национальных парков выступили организаторами этого мероприятия в различных регионах Российской Федерации, а общее количество участников составило свыше 5 000 человек. В 1996 году география "Марша Парков" расширилась – локальные мероприятия проводились более чем в 120 местах, а количество людей всех возрастов и различных занятий – от школьников, студентов и учащихся до журналистов, представителей административных властей и предпринимателей, принявших в них участие, превысило 70–100 тысяч. В этот год к празднованию "Марша Парков" присоединились Украина и Туркменистан.

22 апреля - Всемирный день Земли.

История празднования Дня Земли начинается с сороковых годов XIX века. В то время будущий основатель движения Дж. Стерлинг Мортон переехал со своей семьей в штат Небраска. Территория представляла собой бескрайние прерии с одиноко стоящими кое-где деревьями. Казалось, судьба этих одиноких деревьев предрешена: они должны были пойти на строительство домов и дрова. Понимая, что и этим немногим сохранившимся деревьям грозит уничтожение, Дж.Ст.Мортон сразу же развернул кампанию по пропаганде посадки деревьев, при этом он сам и его жена занялись посадками. А в 1872 г. на заседании Управления сельского хозяйства штата Дж.Мортон, будучи уже в должности секретаря территории Небраска, внес предложение назначить в году день, посвященный озеленению окружающей территории. Предложение Дж.Мортона было одобрено и получило широкую поддержку жителей штата: в первый День Дерева было высажено около миллиона деревьев. В 1882 г. День Дерева был объявлен правительством Небраска официальным праздником штата, дата его приходилась на 22 апреля. В 20 веке приоритеты в праздновании этого праздника несколько изменились. Так, с 1970 г. деятельность, главным образом, заключается в пропаганде значимости окружающей среды, сохранения ее в первозданном виде, объяснении населению о продолжающемся разрушении окружающей природы, истощении природных ресурсов планеты. В связи с этим праздник назвали День Земли, и это была новая страница в его истории.

В 90-х годах праздник вновь сменил свое название - Марш Парков ("March for Parks"). Причиной тому - новое значение, которое он приобрел. С 1990 г. основной темой празднования Дня Земли в США стали национальные парки. В этот день проводятся не только просветительские мероприятия (выставки, лекции, беседы), но и сбор средств в поддержку охраняемых природных территорий.

Основателем Дня Земли считается Гейлорд Нельсон, сенатор от штата Висконсин. День Земли был важным событием, внесшим большие изменения в политическую жизнь страны. Около двадцати миллионов человек приняли участие в проведении Дня Земли, призывая власти к решению экологических проблем.

Обычно День Земли празднуется 22 апреля. Но многие отмечают также Неделю Земли или Месяц Земли. На самом деле, каждый день должен стать Днем Земли! Вот уже более 30 лет во многих странах отмечается День Земли. И если в праздновании первого Дня Земли в 1970 году приняло участие 20 миллионов человек, то спустя 20 лет их число возросло в десять раз.

Май

20 мая – День Волги

“Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу

– самую большую реку в Европе, царицу наших рек, – и я поспешил

поклониться ее величеству реке Волге!”

Александр Дюма .


Впервые День Волги прошел в 2008 году в Нижнем Новгороде во время проведения Х международного научно-промышленного форума «Великие реки – 2008». Затем к празднованию присоединились и другие регионов России. Среди них Волгоградская, Астраханская, Ярославская, Самарская области, Республика Татарстан.

Праздник призван привлечь внимание властей и общественности к

проблеме сохранения реки, которая является не только национальной

гордостью страны, но и ценным стратегическим природным ресурсом.

Однако активная хозяйственная деятельность человека ведет к

загрязнению и обмелению Волги. Виной тому – использование химических удобрений для повышения урожайности сельхозугодий, большое количество промышленных предприятий на берегах реки, каскад гидроэлектростанций и другие «следы цивилизации».

Одно из истинно русских природных чудес - великая река Волга . Одна из

самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским

народом. Волга-матушка – так ласково ее называют не только в России.

22 мая - Международный день биологического разнообразия.

Ежегодно 22 мая отмечается Международный день биологического разнообразия (International Day for Biological Diversity). И сегодня в разных регионах планеты биологическое разнообразие продолжает сокращаться, а экологическое равновесие подвергается изменениям. Около 60% экологической системы деградирует или используется безрассудно, что ведет к потере биологического разнообразия и тяжелым последствиям, которые в ближайшие 50 лет могут усугубиться.

Основная задача Международного дня биологического разнообразия - привлечь внимание общественности к проблемам сокращения численности представителей животного и растительного мира.

День принятия Конвенции о биологическом разнообразии - 22 мая - был провозглашен Международным днем биологического разнообразия совсем недавно, 20 декабря 2000 года. Ранее этот день отмечался 29 декабря. В 2000 году Конференция участников Конвенции на ее пятом заседании рекомендовала изменить эту дату, чтобы привлечь больше внимания к этому мероприятию.

Июнь

5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро международное сообщество добилось огромного успеха в развитии концепции охраны окружающей среды. В резолюции 2994 (XXVII) от 15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, который будет проводиться в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду. Выбор этой даты обоснован тем, что в этот день открылась Конференция Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды (Стокгольм, 1972 год), за которой последовало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП).


17 июня - Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой, который отмечается 17 июня, был провозглашен Генеральной Ассамблеей в 1994 году. В том же году была принята Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием.

Опустынивание - глобальная экологическая и социально-экономическая проблема.

Июль

11 июля - Всемирный день народонаселения.

В 1989 году Совет управляющих Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) рекомендовал отмечать 11 июля как Всемирный день народонаселения. Ведя отсчет с 11 июля 1987 года, когда численность населения в мире превысила 5 миллиардов человек, этот День имеет целью заострить внимание на неотложности и важности вопросов народонаселения. В 2001 году численность населения Земли составила 6.1 миллиардов человек и будет продолжать возрастать более чем на 77 миллионов человек в год, по крайней мере, в течение следующего десятилетия. По оценкам Организации Объединенных Наций, в 2050 году численность населения Земли составит от 7,9 миллиарда до 10,9 миллиарда человек,

причем наиболее вероятным прогнозом является 9,3 миллиарда человек.

Сентябрь

16 сентября - Международный день охраны озонового слоя.

В 1994 году Генеральная Ассамблея провозгласила 16 сентября Международным днем охраны озонового слоя. День установлен в память о подписании Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой в 1987 году.

Государствам предлагалось посвятить этот день пропаганде деятельности в соответствии с задачами и целями, изложенными в Монреальском протоколе и поправках к нему. Озоновый слой, этот тонкий газовый щит, защищает Землю от губительного воздействия определенной доли солнечной радиации, способствуя тем самым сохранению жизни на планете.

Проблема сохранения озонового слоя, защищающего все живое на Земле от пагубного воздействия ультрафиолетового излучения, относится к числу первостепенных для всех стран мира. Девиз Международного дня охраны озонового слоя: "Сохрани небо: защити себя - защити озоновый слой".

Защита стратосферного озонового слоя явилась важной международной инициативой, задачи которой были отражены в Венской конвенции "Об охране озонового слоя". Сегодня к Венской конвенции присоединилось уже 173 государства.

29 сентября - Всемирный день моря.

С 1978 года Международная морская организация (ММО) отмечает Всемирный день моря. Точная дата его устанавливается для каждого государства-члена ММО правительствами этих стран. В России - это 29 сентября. В этот день внимание общественности привлекается к проблемам судоходства и охраны морской среды.

Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.

Октябрь

4 октября - Всемирный день защиты животных.

В этот день, каждый человек должен задуматься о "братьях наших меньших" и о том, что можно сделать, чтобы уменьшить страданий животных.

Первый Всемирный день защиты животных прошел в 1983 году, чтобы напомнить людям о страданиях миллионов животных, погибающих на фермах и скотобойнях. Дата 4 октября - это день рождения Махатма Ганди. Он был одним из первых, кто встал на защиту животных и много сделал, чтобы сельское хозяйство велось гуманными способами. В этот день, каждый человек должен задуматься о "братьях наших меньших" и о том, что можно сделать, чтобы уменьшить страданий животных.

Дата 4 октября была выбрана не случайно - это "день ангела" и одновременно день смерти святого Франциска Ассизского /1182-1226/. Легендарный отшельник, живший в средневековой Италии, почитается не только как основатель ордена францисканцев, но и как покровитель и защитник животных. Недаром на множестве полотен Возрождения святой Франциск изображен в окружении лесных зверей и птиц.

В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.


Декабрь

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Ежегодно отмечаемый 1 декабря Всемирный день борьбы со СПИДом служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира. Организованные усилия направлены на укрепление общественной поддержки программ профилактики распространения ВИЧ/СПИД, на организацию обучения и предоставления информации по всем аспектам ВИЧ/СПИД.

16.06.2017 Фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы» собрал в библиотеке-филиале №5 им. В.И.Кривобокова ребят младшего школьного возраста

В библиотеке прошел фольклорно – экологический экскурс «Народный календарь – колыбель природы», посвященный Году экологии в России. На мероприятие собрались ребята младшего школьного возраста.

Ведущая рассказала детям о календарях на основе исторических сведений, о том, что народные календари помогали людям жить в одном ритме с природой. Дети внимательно слушали библиотекаря и задавали интересующие вопросы.

Затем библиотекарь провела игру «Посади – собери». Играли две команды по 5 человек. По сигналу первые номера участников команды раскладывали «сажали» то, что находилось в мешочке, затем вторые номера собирали все предметы. Конечно, в игре просто посадить и собрать урожай, а на самом деле это тяжелый труд.

Библиотекарь рассказала ребятам о русских праздниках и обычаях, о жизни наших предков, как они вели быт, как отдыхали, кому верили и кому поклонялись. Ребятам были показаны книги, в которых об этом можно прочитать.

Потом ведущая провела конкурс «Возьми венок», так как 15 июня отмечался праздник Вьюн зеленый. В этот день на Руси сплетали венки, чтобы было счастье в доме. Под веселую музыку дети вставали в хоровод, а в центре лежали венки. Пока играла музыка, игроки водили хоровод, но как только музыка прекращалась, они надевали венки на головы. Кому не хватило венка, выбывали из игры. Победители получили призы.

Все желающие приняли участие в русской народной игре «Веревочка». На оба конца длинной веревки ведущая привязала палочки. Победителем становился тот, кто быстрее накрутил веревку до метки на палочку.

В завершение, библиотекарь провела конкурс «Нарисуй свой календарь». Участники разделились на две команды. Каждой команде ведущая раздала лист бумаги, клей, цветную бумагу, вырезки из старых журналов. Ребята придумали свои календари, в которые внесли необычные и фантастические праздники. Оригинально и красиво украсили их и мальчики, и девочки.


Детский абонемент центральной городской библиотеки им. А.С.Пушкина продолжает цикл книжно-иллюстративных выставок в рамках Года
экологии. В ноябре наш экологический календарь представляют следующие даты: Синичкин день и День моржа.

"В Синичкин день в лесу так много разных птиц.

Они ждут помощи от нас с надеждой, верой,

что не забудем мы про них, все смотрят вниз —

туда, где сыплем корм им полной мерой….

С.В. Мельникова

"Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит", - говорят в народе. Синичкин день - молодой экологический праздник, который создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. А с давних времен в этот день по народному календарю отмечается праздник Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. На Руси в этот день встречали первых "зимних" птиц: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей и других пернатых. "Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною", - гласит народная мудрость. Люди заготавливали для них подкормку, делали и развешивали кормушки в благодарность за то, что с весны и до поздней осени птицы уничтожали вредителей садов, огородов и лесов, сохраняя тем самым бесценный урожай.

На выставке представлена литература о пернатых виновниках праздника - синицах, об удивительных фактах из жизни синиц, об их видах и средах обитания.

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живет,

Где снег вокруг и лед.

Степанов В.

День моржа - экологический праздник, отмечаемый по инициативе Всемирного фонда дикой природы и Совета морских млекопитающих 24 ноября. Впервые он отмечался в 2008 году на Чукотке, а в последующие годы к празднованию присоединились и другие регионы России. Этот день призван сохранить популяцию моржей, многие из которых записаны в Красную книгу.

Основные факторы, которые приводят к сокращению численности этих животных: браконьерство, таяние льдов в местах обитания, загрязнение среды в результате антропогенного воздействия человека.

Календарь природы, как условие формирования развития наблюдательности и экологической грамотности ребенка

Проблема:

Что такое погода и от чего она зависит?

Цель:

Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека

Задачи:

    Развитие умения наблюдать за природой, анализировать полученные данные, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы;

    Развитие понимания материальности мира и единства процессов, происходящих в живой и неживой природе;

    Развитие умения использовать свой опыт и опыт предшествующих поколений в предсказании погоды;

    Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Гипотеза:

Предположим, что календарь природы способствует развитию наблюдательности, экологической грамотности ребенка.

Предполагаемый результат:

    Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека;

    Дети должны приобрести навыки использования термометра для наблюдения за погодой;

    Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении ветра, об осадках;

    Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Участники проекта:

Дети группы предшкольной подготовки (возраст 6-7 лет)

Продолжительность проекта: 1 год

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

    принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

    принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

    принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

    принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка бережного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Одну неделю каждого месяца в классе планируется:

    вести ежедневные наблюдения за погодой;

    изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли в середине недели;

    наблюдать за животными и птицами окружающего мира (в конце недели);

    ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

Работа над проектом велась по следующим этапам:

1. Вводный (организационный) этап

Создание условий для работы детей по изучению погоды. Составление перспективного плана работы по данной проблеме

2. Практический

3. Аналитический

1.Вводный (организационный) этап

    На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой теме.

    Выявлены основные требования к организации наблюдения за погодой.

    Был составлен перспективный план работы над проектом.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Что такое погода?

Знакомить с погодными явлениями

Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»

Народные приметы

Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля

Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседа-путешествие

Что такое компас?

Формировать представление о частях света, познакомить с компасом

Экскурсия в парк, занятие на пришкольном участке.

Откуда дует ветер?

Обучать детей работе с компасом

Путешествие по плану экологической тропы на территории школы

Какие бывают термометры?

Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром

Занятие в классе

Чем измерить скорость ветра?

Познакомить с анемометром, со способом определения скорости ветра

Занятие на

пришкольном участке

2. Практический этап

Деятельность учителя

    Проведение целевых прогулок – экскурсия в парк (наблюдение за одним и тем же местом)

    Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).

    Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», конкурсы рисунков

    Проведение с детьми занятий, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану .

    Проведение бесед с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;

    Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной формой работы с детьми;

    Выступление перед педагогами на тему «Работа с календарем природы как условие экологического воспитания» ;

Реализация проекта

Ежедневно дети подготовительного класса проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

    Наблюдения за облачностью

    Определяют температуру воздуха (снимают показания термометра).

    Наблюдение за осадками

    С помощью вертушек дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал.

    Выставляют показания на стенде-календаре.

    Делают прогноз погоды на текущий день.

    Сообщают этот прогноз погоды учителям и другим учащимся.

Дневник наблюдений за погодой

Уровни освоения материала проекта

1 балл – низкий уровень

    ребенок проявляет интерес к темам раздела;

    при активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого материала;

    затрудняется в точном ответе на вопросы взрослого.

2 балла – средний уровень

    ребенок проявляет устойчивый интерес к темам раздела;

    общается со сверстниками по поводу воспринятого материала;

    имеет системные знания по некоторым темам раздела.

3 балла – высокий уровень

    ребенок обнаруживает постоянный интерес к темам раздела;

    использует в собственной деятельности полученные знания, умения, навыки;

    проявляет самостоятельность, инициативу и творчество;

    имеет системные знания по всем темам раздела.

Основные показатели знаний, умений и навыков проекта

ФИО ребенка

Знание погодных явлений

Народные приметы

Знание о профессии метеоролога

Знание метеорологических приборах

Умение использовать приборы

Календарь

Баллы

Уровень

1

2

3

Средний балл

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

%

Формирование универсальных учебных действий

Личностными результатами является формирование следующих умений:

    Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

    Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

    Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы экологического воспитания).

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

    Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий.

    Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе наблюдения в окружающем мире, работы с иллюстрациями.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД :

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    Делать предварительный отбор источников информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

    Использовать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; делать выводы.

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесный образ в условные обозначения признаков погоды.

Коммуникативные УУД :

    Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    Слушать и понимать речь других.

    Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметным результатом является ежедневное заполнение дневника наблюдений

Вывод:

Мероприятия проекта смогут сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно повысить уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретут ценный коммуникативный опыт, возьмут на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствует экологическому воспитанию детей.

Используемая литература

    Анохина Е.В., Бондаренко Т.М., Суханова А.С. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2010. -190с.

    Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Методическое пособие.3-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 2006.-256с. с ил.

    Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель 2009. -232с.:ил.

    Нефёдова Е.А., Узорова О.В. 200 текстов для внеклассного чтения.: Пособие для начальной школы. М. «АКВАРИУМ ЛТД», 2009. – 128 с.

    Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения: Учебник для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». –М.: Дрофа, 2011.

    Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил.

    Энциклопедия «Что есть что?» ПОГОДА.

Август. Спад лета

Месяц август

Температура воздуха: от +12° C до +22° C;

Световой день: 14 ч. 54 мин;

Погода: Теплое солнце, ночные похолодания;

Живая природа: Желтеет береза, сохнет трава, первый отлет птиц, первые листопады...

Август - время отступа жары к тихим безмятежным теплым денькам. Солнце пригревает уже не столь интенсивно, вечерами становится прохладней, зато погода становится более спокойной, умеренной и комфортной для долгих прогулок.

Календарь природы

I неделя - II неделя: дни продолжаются теплыми и жаркими, мягкими и безветренными, средняя температура постепенно опускается до +17° C, поспевание брусники, отлет стрижей, первые желтые листья на липе

III неделя - IV неделя: солнце становится менее жарким, как только средняя температура опустится ниже +15° C, первые окрашивания листьев на березе, природа начинает готовиться к осени

Наблюдение за природой (август)

Средняя дата

Цветет капуста

1 августа

Уборка пшеницы

4 августа

Уборка овса

9 августа

Засев озимой ржи

20 августа

Первый незаметный листопад

26 августа

Ночами возможны заморозки

27 августа

Засев озимой пшеницы

27 августа

Уборка картофеля с момента увядания батвы

Сентябрь. Ранняя осень

Месяц сентябрь

Температура воздуха: от +7° C до +16° C;

Световой день: 12 ч. 42 мин;

Погода: солнце, переменная облачность, моросящие дожди, иней;

Живая природа: Пожелтение листьев, отлет птиц...

Сентябрь - первые признаки приходящей осени уже заметны на деревьях. Береза первая начинает играть в осенних лучах еще теплого солнца желтизной листьев, кроны деревьев накидывает первая заметная позолота. Впереди еще много хороших осенних дней бабьего лета.

Календарь природы

I неделя: небольшие утренние заморозки после ночи, образование инея, пасмурные дни сменяют непостоянные солнечные, листопад у берез, отлет журавлей

II неделя: птицы собираются в стаи, заметные пожелтения и первые опадания листьев многих деревьев

III неделя: заметные изменения цвета листьев, обильный листопад, примерные сроки начало "бабьего лета", иногда возможны даже повышения температуры свыше +19 ° C на солнце, отлет уток

IV неделя: холодные фронты и ночные заморозки, постепенно кучевые облака заменяются сплошной пеленой и серой дымкой, примерное окончание "бабьего лета", птицы улетают на юг

Наблюдение за природой (сентябрь)

Средняя дата

Грачи собираются в стаи

3 сентября

Первые заморозки земли

4 сентября

Последние возможные грозы

12 сентября

Клен начинает терять листья

14 сентября

Роняет листья орешник

15 сентября

Рябина окрашивает листья

18 сентября

Желтеют листья у липы и березы

19 сентября

Начало листопада осины

19 сентября

Меняет окраску листьев клен

20 сентября

Вяз полностью теряет листья

20 сентября

Листопад затрагивает и дуб

20 сентября

Осина и яблоня меняют окраску листьев

21 сентября

Полностью опадают листья у черемухи и липы

24 сентября

Отлет журавлей на юг

27 сентября

Октябрь. Золотая осень

Месяц октябрь

Температура воздуха: от +3° C до +9° C;

Световой день: 10 ч. 30 мин;

Погода: Туман, долгие дожди;

Живая природа: Обильный листопад, отлет последних птиц...

Октябрь - месяц золотой осени, когда лес ненадолго одевается в самые расписные золотые одежды, ветер с шумом кружит листья в листопаде, выстилая лесные дорожки золотым ковром. Листья опадут очень быстро и следущая половина месяца будет не столь красива, а скорее дождлива, грязна и прохладна, тем более, что совсем скоро выпадет первый снег.

Календарь природы

I неделя: сильные листопады, самые яркие контрастные окраски деревьев, несмотря на половину сброшенных листьев, отлет грачей, возможна устойчиво не холодная погода.

II неделя: первые намеки на снежную пыль в воздухе, снег выпадает, но еще не садится на землю, окончание листопада

III неделя: по утрам и вечерам появляется тонкая наледь на лужах, исчезают облака, превращая небо в серую дождевую пленку

IV неделя: первые выпадения снега, снежный покров уже остается на почве, но спустя немного времени тает.

Наблюдение за природой (октябрь)

Средняя дата

Полностью осыпает листья осина

5 октября

Первый снег

14 октября

Полностью теряет листья клен

14 октября

Осыпалась береза

15 октября

Потерял все листья орешник

15 октября

Последние кучевые облака

19 октября

Лужи затягиваются льдом

21 октября

Ложится первый снежный покров

23 октября

Затягиваются льдом пруды

ноябрь - конец осени

Месяц ноябрь

Температура воздуха: от -3° C до +2° C;

Световой день: 8 ч. 24 мин;

Погода: Туманы, заморозки, первый снег, ледоход;

Живая природа: Конец листопада, замирание природы...

Ноябрь - месяц туманов и холодных ветров. Все ближе подступает зима, уже слышно ее холодное дыхание, а как выпадет снег и от осени почти не остается заметных следов, природа укутывается в белоснежное покрывало из еще тонкого льда и мокрого снега.

Календарь природы

I - II неделя: понижение температуры, дневная и ночная температура около 0° C

III - IV неделя: на земле ложится устойчивый покров снега, дожди сменяют моросящие снег с дождем осадки и снегопады

Наблюдение за природой (ноябрь)

Средняя дата



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»