Материал (старшая группа) на тему: Картотека нравственно-этических бесед. Картотека (старшая группа) на тему: Картотека бесед по нравственному воспитанию

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4

Подготовила

Кривошеева Елена Николаевна

учитель начальных классов

2015 уч. год

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить , ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения , быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.

Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.
Сейчас, в период перехода к информационной культуре , значимым становится её интегрированный характер, гибкость, мышления, диалогичность (толерантность) и теснейшая коммуникация на всех уровнях.

Нравственное воспитание школьников – тяжелейшая задача учителя. Для решения этой задачи учителю нужно уметь направлять свою деятельность и различные методики преподавания на формирование нравственности у детей. Как правило, воспитание нравственности у ребёнка начинается с детского сада и продолжается в начальной школе. Именно в этом возрасте ребёнку легче усваивать какую – либо информацию и правильно анализировать её. Хорошим помощником в воспитании нравственности у школьников является этическая беседа.

Этическим беседам отведено особое место в процессе воспитания нравственности школьников. Такие беседы должны быть содержательными, подталкивающими к хорошим поступкам и положительным действиям.

Этическая беседа – это форма разъяснения школьникам норм и принципов нравственного опыта человечества, это систематическое и последовательное обсуждение той или иной темы между учениками и учителем. Этическая беседа выступает одновременно как форма просвещения учащихся по той или иной проблеме и как метод нравственного воспитания. Такая беседа сильно отличается от рассказа или инструктажа. Беседуя со своими учениками, учитель выслушивает и учитывает их мнения по какому – либо поводу, и выстраивает своё отношение с ними в этой беседе на равных.

Почему такая беседа называется именно «этической? » Потому что предметом такой беседы чаще всего становится обсуждение нравственных, моральных и этических проблем.

Назначение этической беседы:

    учить учащихся разбираться в вопросах морали;

    формировать у школьников собственную нравственную позицию;

    нарабатывать свой опыт нравственного поведения;

    прививать умение вырабатывать свой взгляд на факты, своё суждение по тем или иным вопросам морали на основе полученных знаний.

Этические беседы могут быть:

    программными (в их основе лежит система работы классного руководителя, определённая планом воспитательной работы школы или класса);

    групповыми (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с определённой группой учащихся);

    индивидуальными (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем с отдельными учащимися);

    тематическими (в их основе лежит обсуждение этических и нравственных проблем, связанных с ситуацией, сложившейся в классном коллективе).

Условия эффективности этических бесед с младшими школьниками

1. Беседа должна иметь проблемный характер и предполагать борьбу мнений и взглядов. При этом учитель задает нестандартные вопросы, стимулирует учеников на поиски ответов.

2. Этическая беседа не должна развиваться по заранее составленному сценарию с готовыми ответами. Дети должны говорить именно то, что они на самом деле думают. Учитель же может высказывать свою точку зрения, если не согласен с мнением своих учеников, но обязательно аргументировать свою точку зрения.

3. Главная тема беседы должна быть близка к эмоциональному опыту учеников. Нельзя требовать от них активности в обсуждении сложных вопросов, пока им непонятным.

4. В ходе беседы должны высказаться все желающие. Нельзя игнорировать чье-то мнение. Нужно сохранять атмосферу справедливости и культуру общения.

Но, прежде чем, начать этическую беседу с младшими школьниками, учителю следует тщательно подготовиться к ней.

Беседы в начальной школе проводятся по следующим направлениям:

    Наша страна и люди, которые в ней живут.

    Учимся правильно общаться и жить с людьми (о коллективизме).

    Об отношению к труду, людям труда.

    О товариществе и дружбе.

    О справедливости.

    О честности и умении держать слово.

    О доброте, отзывчивости и скромности.

    О непримиримости к равнодушию и злу.

    О сознательной дисциплине и культуре поведения.

Каждое направление раскрывается в конкретных темах бесед, с постепенно усложняющимся содержанием от 1 к 4 классу. В классе проводится 9 обобщающих бесед в году – один раз в месяц.

Содержание бесед строится линейно – концентрически. Это значит, что в каждом классе проводится беседа по каждому из девяти направлений, но в её содержание в последующем классе вводятся новые факты , обращается внимание детей на новые признаки нравственных понятий , на причинно – следственные связи нравственных явлений . Процесс этот полный противоречий, подчас достаточно сложных для младших школьников. В повседневной жизни детей идеальные представления о нравственных нормах сталкиваются с жизненными обстоятельствами, которые в какой – то мере затрудняют выработку правильного поведения у младших школьников.

Самостоятельное разрешение этой проблемы в большинстве случаев не доступно семилетнему ребенку. Жизнь в классном коллективе полна подобных противоречий, связанных с выполнением нравственных норм.

Эти и многие другие противоречия, связанные с выполнением нравственных норм, являются важным источником при определении содержания этических бесед для младших школьников. Важно уметь не уходить от трудных для детей проблем, находить пути их разрешения.

Усвоенные этические понятия позволяют младшему школьнику выводить конкретные правила поведения. Эти правила, сформулированные самими детьми в процессе беседы, предписывают поведение, определяют, как надо вести себя, с их помощью оценивается поведение свое и других людей, определяется, что хорошо и что плохо в поступках. Вначале, в 1 классе, эти правила точно указывают, как надо вести себя в той или иной ситуации. Например , что надо делать, чтобы быть хорошим товарищем: поделись тем, что необходимо твоему соседу по парте; работай так, чтобы не мешать другому. В дальнейшем появляются обобщенные формы предписания - сумей сам заметить, где и кому нужна твоя помощь (не обязательно соседу по парте).

Опережение в развитии личности младшего школьника нравственных представлений по сравнению с процессом формирования поведения нельзя считать негативным. Запас знаний «впрок» необходим ребенку. Противоречие между нравственным сознанием и поведением не может быть снято полностью в детском возрасте. Дифференцированная и индивидуальная работа с детьми определяется тем, что задерживается в их нравственном развитии: сознание или поведение. Новое противоречие выступает движущей силой нравственного развития школьника.

Подготовка к этической беседе должна состоять из четырех этапов:

1.Определение темы беседы (в зависимости от возраста и уровня развития учеников).

2. Подбор фактического материала.

3. Составление плана (продумываются вопросы, которые будут задаваться ученикам в ходе беседы).

4. Подготовка учащихся к беседе (объявление темы беседы, указание литературы по теме, возможные групповые или индивидуальные задания).

Исходя из опыта, время на проведение этической беседы рекомендуется отводить в соответствии с возрастом учащихся: в 1 классе – 25-30 минут, во 2-4 классах – 40 минут.

Этапы проведения этических бесед в начальной школе.

1. Сообщение учащимся фактов о поведении людей в той или иной ситуации, взятых из произведений художественной литературы, из жизни учащихся класса с изменением имен и фамилий, места действия.

2. Совместный с учащимися анализ приведенных отрывков художественной литературы и фактов из жизни.

3. Обобщение учащимися фактов, анализ конфликтных ситуаций.

4. Формирование с учащимися нравственного, этического правила.

5. Применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Для того чтобы этическая беседа оставила глубокий след в формировании нравственных ценностей ученика, педагог должен хорошо знать критерии формирования нравственной воспитанности школьника. Они таковы:

Наличие у школьников нравственных знаний по той или иной проблеме.

Переход нравственных знаний школьника в систему его ценностных установок.

Выражение ценностных установок через личностные качества.

Реализация учеником ценностных установок в конкретных поступках.

Соответствие уровня воспитанности общественным нормам.

Исходя из критериев формирования нравственной личности, классный руководитель и должен строить этическое и нравственное воспитание учащихся класса.

Этическая беседа должна отвечать следующим требованиям:

Этическая проблема должна быть понятна учащимся.

Этическая проблема должна быть актуальна и интересна детям.

Этическая тема должна быть востребована развитием классного коллектива.

Обсуждение этической проблемы должно способствовать позитивным изменениям в классном коллективе.

Непрерывное накопление знаний о моральных нормах для младшего школьника имеет особое значение потому, что жизненный опыт его невелик. Иногда для того, чтобы младший школьник поступил правильно, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания ребенка и не верят в них. А ведь жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сразу сделать правильный выбор. Еще труднее приходится ребенку.

Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.

Отношение школьника к учебному труду

Правила прихода и ухода учащихся из школы

Общение учащихся в форме спора

Внешний вид учащегося

Правила делового этикета и труда учащегося на уроке

Этикет поведения учащегося на перемене

Занятия в кружках по интересам

Учись учиться

Умение мыслить

Выполнение учащимися режима дня

Деловые отношения, общение школьника с одноклассниками

Этикет движений при общении

Этикет общения на школьном празднике

Деловое сотрудничество с одноклассниками

Личностные общение и отношения школьника

Вежливое общение

Доброжелательное отношение к одноклассникам

Общение с одноклассниками в форме игры

Общение с одноклассниками в форме беседы

Взаимопонимание в классе

Справедливость к одноклассникам и к себе

Честность по отношению к одноклассникам

Взаимоуважение между одноклассниками

Как представиться при знакомстве

Этика и этикет общения и взаимоотношений девочек и мальчиков

Отношение детей к родителям

Участие детей в самообслуживающем и домашнем труде

Этикет поведения детей в подъезде и во дворе

Список использованной литературы

    Дереклеева Н. И. Азбука классного руководителя: Начальная школа. - М.:5 за знания, 2008

    Смирнов Н. А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов - М.: Школьная Пресса. 2002

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми на морально-этические темы

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк, а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова) . Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми : и детьми и взрослыми , учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

I. Воспитание морально – этических качеств .

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию ;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Интерес к проблеме воспитания морально – этических качеств , ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми . Воспитывая нравственные качества личности, должно проводиться немало различных мероприятий : беседы на этические темы , чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

При составлении тематического планирования по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей, следует учесть, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

II. Морально этическое воспитание детей дошкольного возраста.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается

в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение

добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы , а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи : через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром. само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы». (Игумен Евмений. Духовность как ответственность) .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию важно не перегружать ребенка и строго следовать возрастным особенностям.

Основные задачи работы педагогов

по духовно–нравственному воспитанию детей :

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали . Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Этические беседы .

7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья» . Совместные творческие работы детей и родителей).

8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

11. Проведение совместных с родителями праздников.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

Этическая беседа

Главной задачей учителя начальных классов является процесс становления в каждом ребенке Человека, но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства педагога, от того насколько он умеет одухотворить человеческие стремления в достижении собственного идеала.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Важной педагогической задачей в формировании личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единство слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Задачей нравственного развития ребенка можно считать приобретение и развитие нравственных привычек, ведущих к формированию нравственных качеств его личности.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. У школьников этот процесс проявляется через поведение и его отношения к различным сторонам жизнедеятельности.

Любая деятельность младших школьников имеет нравственное содержание, поэтому его развитие, есть развитие нравственных качеств, личности и индивидуальности. В формировании и развитии нравственных качеств в каждом ребенке необходимо четкое руководство. Ребенок очень много времени проводит в школе и поэтому это руководство берем на себя мы – учителя. На нас лежит огромная ответственность за воспитание школьника: «Учитель обязан вырабатывать внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали». Особенно актуальна эта проблема в наше время, когда общество становится все более безнравственным, живет отступая от моральных принципов.

По оценке самих учащихся практически до 20% уменьшилась доля времени для чтения художественной литературы, журналов и газет. Преобладающие жанры художественного чтения – детективы, фантастика. Более двух часов в день учащиеся проводят за компьютерами, а также развлечениями в интернете. Что же делать нам педагогам, в снова ставшим «смутным» время? Мы должны взять на себя труд объяснить учащимся ярко, образно, доступно, эмоционально суть важных нравственных ценностей, без которых невозможно состояться цивилизованному обществу. С младшего школьного возраста подготавливать ребят к жизни, труду, учить быть скромными, честными, чуткими и заботливыми по отношении к людям, учить любить Родину.

На первом этапе младшего школьного возраста помощником являются этические беседы. Ведь этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у ребят этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, к стремлению к оценочной нравственной деятельности.

Этическая беседа-метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон; учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, ученики слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней ученики свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа спонтанный метод.

Высокопрофессиональные учителя проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию:

    сообщение конкретных факторов, объяснение этих факторов и их анализ с активным участием всех собеседников;

    обсуждение конкретных аналогичных ситуаций;

    обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями, мотивация и формулировка морального правила;

    применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

В процессе каждой этической беседы, учитель старается заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, учит отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей. Мы проводим этические беседы систематически, включая их в план воспитательной работы классного руководителя. Трудно ли их проводить? Да, безусловно, ибо необходимо младшим школьникам в конкретно образной форме раскрыть абстрактные понятия: совесть, достоинство, честь, бескорыстие, милосердие, гуманизм, дружба и т.д.

Что может быть поводом для выбора тематики ?

    Нравственные познавательные интересы детей (у детей существуют искаженные представления о нормах морали, очень часто они относят ложное товарищество к истинной дружбе, не различают честность и ябедничество. Это понятно, ведь у ребят нет достаточно целенаправленных наблюдений).

    Ситуации, сложившиеся в классе (Равнодушное отношение друг к другу, неприязнь к детям разных национальностей).

    События, происходящие в стране, городе и другом социуме (теракты).

    Просмотренный фильм, прочитанная книга («Приключение желтого чемоданчика» - великолепный фильм, В. Драгунский «Денискины рассказы» - очень интересная книга для обсуждения).

Представляем Вам темы этических бесед , которые целесообразно в работе со школьниками и актуальны сегодня:

1. Совесть.

2. Умей уважать других.

3. Цена одной минуты.

4. Друг познается в беде.

5. Каждой вещи - своё место.

6. Трудом славен человек.

7. Святое имя – Мать.

8. Уметь быть самим собой.

9. Традиции семьи.

10. Твоя ответственность перед самим собой и коллективом.

11. Почему нельзя брать чужое?

12. Хорошие и плохие поступки.

13. Каким я хочу быть?

14. В мире вежливых слов.

15. Умеешь ли ты дружить?

Проведение этических бесед включает в себя:

    подготовительный этап;

    проведение беседы;

    организацию и оценку повседневной деятельности и отношений детей на основе усвоенных нравственных норм и правил.

Опыт проведения этических бесед показывает, что целесообразно проводить их во внеурочное время дважды в месяц. Подготовка к каждой беседе занимает 7-8 дней. Продолжительность беседы не должна превышать 25-30 минут в І-ІІ классах, 35-40 минут – в ІІІ-ІV классах.

Подготовительный этап, самый длительный и трудоемкий, включает в себя разнообразную деятельность учителя и детей. Могут быть различные варианты подготовки к беседе, мы рекомендуем следующий:

1. В зависимости от возраста учащихся, уровня развития детского коллектива и нравственных проблем определяется тема беседы.

2. Цель беседы – усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся; те практические выводы, которые будут сделаны.

3. Подборка фактического материала, где рассказывается, как нужно поступать, что нужно делать.

4. Продумываются вопросы беседы.

5. Подготовка учащихся к беседе:

а) заранее объявляется тема беседы, указывается литература, готовятся ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;

б) при необходимости определяются индивидуальные задания, поскольку это психологически настраивает учащихся на самоанализ поведения, и они убеждаются в необходимости его улучшения;

в) определяются групповые задания.

Проведение беседы требует большого мастерства от учителя. Главное требование – обеспечить активность детей в процессе самой беседы. Правильно поступает учитель, который проведя беседу, задает вопросы, приводит яркие примеры, делает краткие убедительные замечания, направляет и уточняет высказывания детей, не дает закрепиться неверным мыслям.

При проведении беседы по прочитанному материалу, очень важно уметь задавать вопросы. Вопросы должны затрагивать ум и чувства детей, заставлять их обращаться к фактам, примерам, событиям окружающей жизни.

Последовательность вопросов должна подвести детей к выведению морального правила, которому надо следовать при общении с другими людьми, выполнении своих обязанностей. При постановке вопросов в беседах на моральные темы, можно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Вопрос должен направлять внимание детей на нравственную сторону жизни, поступков, явлений, скрытых за предметными действиями людей.

2. Вопрос должен заставлять ребенка задуматься над мотивами поступка, увидеть сложную взаимосвязь мотива и результата поступка.

3. Вопрос должен заставлять детей увидеть нравственные последствия любого поступка для других людей.

4. Вопрос должен привлечь внимание школьников к внутренним переживаниям людей, научить ребенка по внешним признакам узнавать о состоянии человека, понимать это состояние и, следовательно, сопереживать.

Очень важны вопросы, которые помогли бы школьникам связать прочитанное с собственным нравственным опытом, их коллективными переживаниями.

Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны носить морализующего характера, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями.

В этических беседах с младшими школьниками должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему. Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на поступки, связанные с плохой успеваемостью и дисциплиной. Развитие общественного мнения происходит за счет введения новых и корректировки имеющихся нравственных понятий, обучения детей правилам обсуждения и оценки событий коллективной жизни, поступков отдельных ребят. Выработанные правила жизни детского коллектива выступают в качестве критериев нравственной оценки.

Возможны различные варианты последовательности проведения этических бесед, мы рекомендуем следующие:

1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению материала.

2. Обоснование актуальности, значимости обсуждаемой темы.

3. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

4. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач (советов, рекомендаций) по улучшению работы и поведению учащихся.

5. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Конечно, указанная структура беседы не должна превращаться в трафарет. Как в целом в воспитательной работе, так в проведении беседы не может быть трафаретов, рецептов на все случаи жизни. Однако, чем больше подобных рецептов будет знать педагог, тем больше шансов он имеет на их реализацию. Они не ограничивают творческую деятельность учителя, а стимулируют ее.

При определении темы в начале беседы необходимо возбудить интерес школьников к восприятию и усвоению этического материала.

Для этого можно использовать такие приемы:

а) поставить вопросы, связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы. Например, что такое вежливость и т.п.;

б) прежде чем объявить тему, можно рассказать о каком-нибудь занимательном событии или факте, имеющем отношение к намеченной теме;

в) прежде чем объявить тему, нужно вспомнить о каком-то случае из классной жизни, который позволяет обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы;

г) объявив тему, попытаться придать ей особую важность и подчеркнуть ее значение с помощью содержательного высказывания или афоризмов.

Методика изложения нравственного материала может сочетать в себе вопросно-ответную форму, рассказ и объяснение педагога, краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам, чтение из книг, газет, использование художественных картин и т.д. При этом главная роль остается за педагогом, так как только он может глубоко и квалифицированно раскрыть сущность морали.

При анализе поведения школьников лучше всего акцентировать внимание на положительных примерах и фактах, а о недочетах говорить в благожелательном тоне, всячески подчеркивая свою уверенность в том, что учащиеся их ликвидируют.

Обобщая итоги беседы, следует привести яркие высказывания с тем, чтобы беседа глубже проникла в сознание и чувства школьников. Четко выделить те категории, которые составляли цель беседы.

Чем чаще учитель общается с детьми, обсуждает жизненно важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем больше возможностей сплотить и сдружить коллектив. Очень важно в деле формирования коллектива привлечь родителей.

Представляем Вам темы родительских собраний , которые актуальны сегодня:

1. Трудности адаптации ребенка в школе.

2. Телевизор в жизни семьи.

3. Хорошо, что есть семья, которая от бед всегда хранит меня.

4. Законы жизни семьи, законы жизни класса.

5. Причины и последствия детской агрессии.

6. Поощрение и наказание детей в семье.

7. Праздники и будни нашей жизни.

8. Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка.

Каждый ребенок, который посещает школу, хочет хорошо учиться, а стимулом проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Если учитель активно использует сотрудничество и соревнование как методы, стимулирующие мотивацию ребенка, то воспитательные усилия будут реализованы в полной мере, так как детям важен личный результат и личный успех.

Успех учащихся зависит от традиций, которые заложены в младших классах и реализовываются в среднем звене.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей

Алёна Семикова
Этические беседы с дошкольниками

Этические беседы

Этическая беседа является формой ознакомления детей с моральными нормами. Этическое развитие дошкольника связано с развитием его морального сознания. Этической беседа называется потому , что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы . Дошкольники узнают , что отношения людей друг к другу проявляются в различных действиях, которые с точки зрения моральных норм оцениваются как хорошие и плохие, правильные и неправильные. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается

Цель этической беседы – формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство справедливости, ответственности, доброты, честности, правдивости, смелости, дружбы. Дети усваивают основное правило : надо помогать другим людям, если они в этом нуждаются. Тот, кто помогает, поступает хорошо. У детей формируется понятие о добром поступке. Самостоятельно дети не могут сделать такое обобщение, конечно, помогает взрослый. Это длительный процесс, требующий решения задач :

1. Научить детей выявлять смысл воспринимаемых событий.

2. Дать представление о моральной стороне человеческих отношений (опираться на жизненные образцы, образы художественной литературы) .

3. Учить соблюдать правила поведения.

4. Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

5. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения принятых моральных норм (можно – нельзя, хорошо – плохо) .

Этические беседы можно начинать проводить с четырёхлетнего возраста, так как в этот период у ребёнка развивается наглядно-образное мышление, появляются представления, с помощью которых дошкольник удерживает смысл событий, которые он наблюдал ранее без опоры на воспринимаемые предметы и явления. Дети в этом возрасте уже осваивают содержание многих сказок, стихов, рассказов. В этом возрасте дети могут отвечать на вопросы, выражать своё отношение к героям произведения. Также у детей проявляется свой собственный опыт отношений с окружающими. Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных педагогических условий, которые необходимо создавать для морального воспитания детей дошкольного возраста :

1. Чёткая постановка задач морального обучения и воспитания.

2. Гуманное отношение взрослых к детям.

3. Организация активной практической и интеллектуальной деятельности детей, формирующей гуманные взаимоотношения.

Материалом для таких бесед могут служить различные факты из жизни детей, также произведения художественной литературы. В ходе такой беседы дошкольники осваивают моральные нормы, знакомятся с этическими понятиями , расширяется словарь.

Первоначально, при ознакомлении с художественными произведениями, детей не удовлетворяет неопределённая ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Положительное эмоциональное отношение к товарищу, симпатия, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и так далее) .

В процессе беседы обсуждаемым фактам , событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Дошкольники охотно подражают тому, что одобряется. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

Взрослый должен корректировать высказывания дошкольников , помогать адекватно выражать свою мысль и поддерживать различные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов.

Детям нравится, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению со взрослым, испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых вопросов. Если взрослый не будет поддерживать эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Одной из причин падения интереса к беседе может быть потеря связи между нравственными установками, приобретаемыми знаниями и представлениями и реальным поведением детей. В повседневной жизни взрослый должен опираться на образы, усвоенные детьми, помогающие корректировать их поведение, служащие образцом добрых отношений, способом устранения нежелательных проявлений (недоброжелательности, грубости, упрямства, несправедливости) .

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно, так как дети ещё достаточно плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети не могут совладать со своими желаниями («я хочу» , иногда проявляют упрямство и так далее. Принцип построения беседы может быть довольно разнообразным. Надо заинтересовать детей, ввести их в мир сказки. Например, можно так провести игровое мероприятие по этической беседе по сказке «Жадный кармашек» .

Воспитатель приглашает всех детей сесть на коврик и передавать друг другу волшебный клубочек. Когда дети передают клубочек, они при этом должны сказать доброе пожелание друг для друга.

Сегодня к нам пришла сказка, которая живёт в кармашке у каждого из вас. Воспитатель находит у себя в кармашке звёздочку. На звёздочке написана сказка «Жадный кармашек» . Вы внимательно послушайте сказку и подумайте, случайно эта сказка не про ваш кармашек? (дети встают и садятся на стульчики) Воспитатель эмоционально читает сказку.

Сказка «Жадный кармашек»

Беседа по содержанию сказки :

Почему сказка называется «жадный кармашек» ?

Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?

Почему всё не поместилось в кармашек?

Как надо было поступить?

Что такое жадность?

Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?

Кого можно назвать жадным?

Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)

Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она самостоятельно приняла решение? (кружок жёлтого цвета) .

Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки» . Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.

Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре) . Оценить поступки детей. Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы : дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку. Воспитатель подводит итог : Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.

Можно проводить этические беседы отдельно с девочками и мальчиками.

Например, такие этические беседы с мальчиками :

Тема : «Мальчики – будущие мужчины» .

Каким должен быть мальчик?

Чем мальчик отличается от девочки?

Что должен уметь мальчик (мужчина?

Что ты ценишь в себе как в мальчике?

Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и

Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?

Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?

Тема : «Мальчики – защитники слабых (девочек) ».

Почему нужно защищать слабых?

Что нужно делать, чтобы стать сильным?

Можно ли доказывать правоту «не кулаками» ?

Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?

Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?

Как бороться со страхом?

Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов,

стихотворений?

Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?

Например, такие темы этических бесед с девочками :

Тема : «Девочки – маленькие принцессы» .

Можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они

Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?

Как девочка должна вести себя, чтобы понравится мальчику?

Нравятся ли тебе капризные девочки?

Похожа ли ты на маленькую принцессу?

Назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою

ценность.

Какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?

Тема : «Девочки – маленькие хозяюшки» .

Что и как ты делаешь в семье?

Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу,

вышивать, наводить порядок?

Что значит заботиться о ком либо?

Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или

Какую помощь девочка может оказать мальчику?

О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?

Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?

Как научиться быть «хозяюшкой» ?

Подготовить и содержательно провести этическую беседу – дело очень сложное. Недаром опытные педагоги говорят, что провести беседу на моральную тему гораздо труднее, чем обычную беседу . Этические беседы с детьми должны проходить в непринужденной обстановке. Они не должны содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения, свободно делятся впечатлениями. В этических беседах с дошкольниками должны присутствовать элементы занимательности. Надо помнить, что успех этической беседы зависит от того , насколько теплым будет характер беседы , раскроют ли в ней дети свою душу.

ирина гудинова
Этические беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребёнка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Формирование этих нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию , выделить нравственную сторону явлений . Подражательная способность детей помогает учить их нравственному поведению .

В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор, который зависит от степени развития нравственного сознания , тесно связанного с опытом отношений с окружающими и опытом собственного поведения. Все это формирует нравственные качества личности , вырабатывает привычные для каждого человека форм поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка. Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех же поступках (сделал добро, желая добра другому; сделал добро, преследуя свой корыстный интерес).

Все это следует иметь в виду педагогу, реализующему систему нравственного воспитания ребенка . При этом, конечно, надо учитывать общие особенности психики ребенка и специфику его нравственного развития . В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова : «так нужно» , «так нельзя» .

Каждый возрастной этап в жизни дошкольника имеет свои психические особенности, определяющие специфику нравственного развития . Так, доминирование восприятия на втором году жизни определяет привязанность действия к конкретной ситуации. К трем годам доминирующее положение начинает занимать память как основа сохранения личного опыта поведения. Когда на первый план выступают мыслительные процессы, появляется возможность обобщения накопленных фактов нравственного содержания . Наглядно – образный характер мышления дошкольников позволяет в образной форме донести до них сложные проявления нравственности . Естественно, что развитие мышления невозможно без речевого развития ребенка, которое расширяет возможности общения с окружающими, позволяет педагогу разнообразить формы работы с детьми (больше возможностей, чтобы сопровождать показ разъяснением, убеждением, аргументировать оценки поведения детей).

Эмоциональность, свойственная дошкольникам , часто определяющая их поступки мотивом «я хочу» , постепенно уравновешивается развитием произвольных действий, волевым поведением, умением руководствоваться правилами. Общие возрастные особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. В нравственном развитии это особенно заметно : одни дети очень чувствительны, проявляют нравственную одаренность , другие отличаются нравственной черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак) .

Деятельность служит педагогическим инструментом воспитания и развития дошкольников . Обучение, тесно связанное с деятельностью, дает для нее содержательный материал.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность. Постепенно благодаря игре ребенок овладевает разнообразными видами деятельности.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий :

· гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку;

· четкой постановки задач нравственного обучения и воспитания ;

· создания условий для активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Отбирая содержание работы с детьми , реализуя те или иные формы и методы обучения и воспитания , педагог всегда учитывает место каждой обучающей ситуации и каждого метода в общей системе воспитания , направленной на нравственной формирование личности дошкольника . Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.

Наша задача через ролевые игры, занятия, эстетические беседы ввести детей в «мир культуры» , создать условия для становления у них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, что происходит в процессе игр.

На каждом занятии необходимо :

· знакомить с правилами этикета;

· формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

· учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять; избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;

· научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;

· воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;

· воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

· формировать любовь к природе, родному краю, стремление сохранять и приумножать его богатство; воспитывать сострадание ко всему живому.

Особое значение придается игре, она занимает важное место в жизни дошкольников . В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки.

Творческий подход к проведению занятий позволит использовать или придумывать игры на различные темы. Важно, чтобы дети сами устанавливали правила игр, соотнося их с реальностью жизни : так не должно быть и как исправить то, что есть, если оно противоречит нормам поведения.

В работе с детьми не следует увлекаться убеждениями и определениями в их однозначном варианте. Все, что связано с человеком весьма многогранно. Важно не просто знать и сформулировать (как надо, что такое культура, что такое культурный человек и т. п.

Главное – дать возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций .

Необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям, в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» расхождения, чем мы взрослые. Можно иметь платье без пуговиц, неухоженные волосы или ногти, но оставаться культурным человеком с чувством стыда, неловкости за временное состояние своего внешнего вида. А можно жить в чистом, уютном доме, быть абсолютно аккуратным, вежливым, но в то же время циником, варваром, жестоким человеком.

Результатом занятий должно быть не простое перечисление того, что хорошо и что плохо, какое поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека . Пусть дети в игре попробуют все «роли» , мы, взрослые, должны помочь им определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны. Использование музыкального, фольклорного материала позволит сделать занятия более интересными, содержательными и познавательными. В устном народном творчестве заложена народная этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью. Необходимо, чтобы дети поняли, что этика – это очень древняя наука. Она складывалась веками, поколениями.

Сказки- кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближним. Животных наделяли человеческими качествами и говорили : «Хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и т. д.» На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии.

Будучи воспитателем старшей группы , а теперь подготовительной, в своей работе большое внимание уделяю одной из форм обучения и воспитания дошкольников – этической беседе , помогающей детям освоить нормы и правила нравственного воспитания .

Беседу готовит , проводит и направляет воспитатель . В процессе беседы педагог не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы . К этому дожжен стремиться педагог; организуя этическую беседу . Диалог - это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как : принятия личности собеседника , умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника , умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счет :

· постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом. Вопросы продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей;

· подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников , привлечь внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры из жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы . Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключенных в них правил. Для этого необходимо связывать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;

· поощряя активность детей, их стремление принять участие в беседе (с этой целью педагог корректирует высказывание ребенка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей.

Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с воспитателей , испытывают чувство удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно если педагог обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если воспитатель не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе , не говорит о ее важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы , является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и номы поведения с образцами, понятными дошкольникам . Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми .

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать , выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т. д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы , только материалом для них служит нравственные ситуации .

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания, мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определенным правилам, которые нужно знать и выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознании дошкольников постепенно обобщаются в правило; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает педагог, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы .

В беседе обсуждаемым фактам , событиям дается оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребенка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать сказ, сказку, дать название произведению и т. п. (эти задания выполняются по желанию) . Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений . Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной воспитательной работе , например, выставка рисунков позволяет вспомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо» ).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу» , иногда проявляют упрямство, протест и т. п. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания .

Нравственное сознание – основа нравственного поведения . К этому и необходимо повести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их интересуют и будут способствовать нравственному развитию . При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка . Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников , упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи :

· научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий , событий, понимать их суть;

· дать представление о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

· способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

· формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» );

· учить соблюдать нравственные нормы поведения .

Эти задачи берутся на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников , их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации . Воспитатель выбирает темы , которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей или иного возраста .

Продолжительность бесед с детьми 4 – 5 лет составляет20 минут, с детьми 6 – 7 лет – 30 – 35 минут. Кроме того, воспитатель постоянно обращает внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать , лучше закончить ее раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким , но интересным, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе , зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах , нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить : сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет, о мотиве поступка. Также дошкольники овладевают следующими умениями :

· умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;

· умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;

· правильно используют нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

· могут правильно выбирать слово (из предложенных, наиболее точно характеризующее поступок героя;

· при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой) ;

· объясняют смысл знакомых пословиц;

· могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах , которые требуют дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.

В этических беседах затрагиваем такие понятия как : вежливость, семья, дружба, взаимопомощь, доброжелательность, правда – неправда, трудолюбие, бережливость.

Вот примеры бесед о вежливости в разных возрастных группах .

Чего не знал воробышек(4 – 5 лет)

В беседе педагог напоминает детям правила вежливого обращения.

– У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны, - начинает беседу воспитатель . – Один из них мы сейчас узнаем.

Рассвело. В небе сияло солнышко. Просыпаясь, радовались ему молодые воробышки. Они прыгали, кричали солнышку : «Здравствуй! Здравствуй!» «Здравствуй!» - говорили они друг другу, встречаясь на лету. Старая воробьиха с любовью смотрела на воробышков, сидя на высокой ветке дерева. Она была довольна, что о них, таких маленьких, уже можно сказать : вежливые детки. Один воробьишек подлетел к воробьихе и прочирикал : «Здравствуй» . Воробьиха огорчилась : «Ты знаешь одно правило. Это хорошо. Но ты не знаешь еще одного правила». «Какого?» - удивился воробышек. _ Я все знаю».

Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте.)

Педагог предлагает детям вспомнить, как они здороваются со взрослыми, как обращаются к ним. Из ответов детей следует, что к старшим надо обращаться на «вы» и говорить им «здравствуйте» .

Фея учит вежливости

(5 – 6 лет)

В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.

Некоторые дети, - начинает беседу воспитатель , - не знают правил вежливости (как Павлик из рассказа «Волшебное слово» В. Осеевой). А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют не воспитанными .

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.

Маша знала слов немало,

Но одно их них пропало,

И оно – то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

И по целым дня

Про него твердит упрямо :

Такой пустяк

Не запомнишь

Ты никак?

Но молчит она как рыба

Вместо каждого (спасибо!

Нужно ли учить Машу говорить «спасибо» ? Зачем?

Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.

Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.

Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.

В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте» , а прощаясь – «до свидания» . Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста» . За помощь, угощение благодарили словом «спасибо» .

Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею, но она отказалась : «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».

Как по – другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные)

Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.

В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых» . Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе .

Воспитанность и вежливость

(6 – 7 лет)

Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется , что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»