Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Наталья Тарасова

ажным средством эстетического воспитания и формирования активной личности является народное искусство , в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство . В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы. мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает народные традиции . Обычаи. Особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами. Оно несет в себе конкретные образы. Краски, доступно и интересно ребенку. Что является основой пробуждения и упрочения эмоционально- положительного отношения детей к нему . Народное искусство воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности . И это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития . И каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей , и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции. Его можно использовать для развития ребенка ; воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Успешность решения задач по художественно- эстетическому воспитанию складывается из целого ряда факторов;

1) воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей ,

2) сотрудничество педагога и ребенка.

3) Использование таких средств и методов воспитания и обучения , которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и

Без ущерба для творческих проявлений ребенка .

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает , если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы ни были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен , плясок, хороводов, музыкальных и подвижных игр и т. п., активно включались в работу на занятиях по изобразительной деятельности, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям .

В центре внимания эстетического воспитания детей должны быть такие кардинальные задачи, как развитие эстетического восприятия , творческой активности , формирование эстетической оценки.

Произведения музыкального и изобразительного народного творчества отобранные для детей должны учитывать

Доступность по содержанию и по форме для восприятия дошкольников и использования в самостоятельной творческой деятельности

привлекательность, яркость образов и элементов, что обеспечивает воздействие на эмоциональную сферу ребенка вызывает положительные эмоции и интерес

Наглядность

Возможность активного включения эстетического аспекта в жизнь ребенка, различные доступные ему виды деятельности

Коллективность эстетических переживаний и творчества

Индивидуальный подход

Учет возрастных особенностей.

На этой же основе строится и детская художественная деятельность .

Публикации по теме:

«Кружковая работа как средство художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, исходя из этого,.

Консультация для воспитателей «Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в ДОУ» Целью данной работы является: совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне.

В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры " Дымковские народные игрушки".

Доклад на педагогическом совете: Музыкальный фольклор как средство нравственного - эстетического воспитания детей ДЕТСКИЙ САНАТОРИЙ № 47 КРАТОВО МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ЕГОРОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА 2012 г. Музыкальный фольклор как средство нравственного.

Игра - как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мир, окружающий ребёнка очень богат. Как научить детей видеть, чувствовать и любить прекрасное в этом мире? Немало места уделяется изобразительной.

Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей 6–7 лет Введение Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном.

Консультация «Художественное слово в театральной деятельности дошкольников как средство эстетического воспитания детей» Консультация МАДОУ: детский сад № 3 ст. Новодеревянкоская,ул. Садовая,95, Ст. воспитатель: Попович Татьяна Петровна.

Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детейВведение

Актуальность. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

сотрудничество педагога и ребенка;

использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Цель исследования – провести анализ особенностей русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка.

2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Малахова Л., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. , Зацепина М.Б. и других.

Глава 1. Фольклор как средство развития ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость.

Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать” .

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей: иногда – это целая система образов; сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры; стиль, язык, звуковая организация высокопоэтичны, содержание более значительно. Ребёнок – один из главных образов поэзии малых форм. “Наша Маша маленька” – о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображён ярко и красочно. В этом стихотворении отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идёт гулять. Ведь это о нём самом стихотворение!

Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Знакомство малыша суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных. Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой детям дают возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”. Стихотворения “На санках”, О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Глава 2. Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит дошкольников в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад? Это можно сделать посредством русской народной музыки: песен, попевок, потешек, прибауток.

Одной из важнейших задач в работе с дошкольниками является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.

Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Народная песня

Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

Зайка белый

Куда бегал?

В лес дубовый.

Что там делал?

Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.

Ходит сон по горе, Носит дрему в руке, Всем детишкам продает, Нашей Кате не дает. Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка. Сиреневая веточка. Ах, ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется режиссура песни: может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни должны быть доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т.д.

Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как:

I) лирические:

1. «Пошла млада за водой».

2. «Ходила младёшенька по борочку».

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».

4. «А я по лугу, а я по лугу».

5. «Со вьюном я хожу».

II) шутливо-комические:

1. «Комара женить мы будем».

2. «Дома ли кума воробей?»

3. «Во кузнице».

4. «Пошел козел по лесу».

III) строевые:

1. «Солдатушки браво ребятушки».

2. «Из-за леса из-за гор».

Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании песни. В этой группе часто проводятся совместные занятия со взрослыми и детьми других групп. С девочками - «уроки материнства».

Народная хореография

В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, похлопывание ладошками по коленочкам, повороты ладошек из стороны в сторону, перебежки, пружинка, прыжки. Самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. В этом возрасте (и до сред ней группы) танцам как таковым не учат. Главное: научить реагировать на плясовую музыку, используя знакомые элементы, делать это с желанием. Поэтому в репертуаре младших групп указаны хороводные игры («Пошла коза по лесу», «Скок, скок, поскок», «Ходит зайка по саду»), где используются плясовые элементы, часто с солистом Разучивание плясовых элементов и хороводных перестроений проводится по показу взрослых.

В средних группах вводятся новые элементы народного танца: ставить ногу на носок и пятку («ковырялочка»), топать с остановками (подготовка к упражнению «в три ноги»). Уделяется внимание пластике рук в пляске - кружение в парах «крендельком», под локоток, на талии или на плечах у партнера. В этом возрасте при показе роль взрослого чаще выполняет ребенок (по желанию), в таких хороводах как: «Воробышек», «Утеночек Вася», «Заинька мимо сада». Так же в хороводах обучать детей менять направление в кругу, разрывать круг по окончанию мелодии или на смену частей в музыке, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять детей к проявлению большей самостоятельности в свободной пляске, к умению давать оценку друг другу («У Маши хорошо пляшут ножки, а ручки скучные, а у Саши наоборот»). Поощрять желания вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировании песен. Чаще обращаться к опыту старших детей.

В старшей группе детей обучают простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног. В хороводе используются такие движения как: хоровод «по солнцу», «против солнца», «капустка» (улитка), «стенка на стенку», выворачивание круга, два круга в разные стороны. Все орнаментальные хороводы («Светит месяц», «Во саду ли, в огороде», «Березка девочек кричала») выполняются по команде: выбирается один ведущий который диктует порядок перестроения. В старших группах поощряется приплясывание во время исполнения веселых песен, время от времени предлагается солирование.

В подготовительной группе вводится такие элементы народного танца: пляска в «три ноги» («Чижик», «Деревенская полька»), с подскоком («Краковяк», «Подгорная тройками»), овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучиваются также новые элементы хоровода: «вывертывание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой» («На горе то калина», «Лен зеленой», «Ой, во поле травушка»). Говоря о синкретизме фольклора (пляска, музыка, песня существуют в единстве), не следует забывать, что любыe плясовые или хороводные элементы могут использоваться детьми в любых ситуациях: при исполнении песен, игр, при игре на музыкальных инструментах и т.д. И это надо всячески поощрять в детях.

Народные игры

Всем известно, что игра не просто любимое занятие детей - это основной вид деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

В младшей группе забавные игры («Петушок», «Идет коза рогатая», «Идет кисонька из кухни») побуждают детей к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «киска». На начальном этапе можно показать детям образец, а потом, как правило, этого не требуется - дети ориентируются на интонацию взрослого («веселый петушок», «грустная кисонька»). Чувство ритма хорошо развивать в игре «Барашеньки», когда педагог во время считалки ритмично дотрагивается до каждого ребенка в кругу, т.е. происходит невидимая работа над метроритмом. Игры способствуют развитию у детей чувства юмора, желание сопереживать герою и друг другу.

В средней группе усложняются правила игр: быстро реагировать на команды, распределяться на пары, на две подгруппы. Ребята сами должны использовать считалки чтобы выбрать ведущего. В играх «Волк и гуси», «У медведя во бору», «Снежная баба», «Вареная репка», «Два мороза», «Марьюшкино поле» усложняется диалог с ведущим: ребенок должен не просто дать ответ, а придумать его. Следует вместе с детьми выяснить варианты ответов (особенно, если они касаются подробностей крестьянского быта или работ в огороде, поле). Вначале на роль ведущего выбирают по желанию, а затем привлекают тех, кто робок. Следует обращать внимание детей на то, что бы во время свободных игр они использовали народные песни и считалки.

В старшей группе вызывать желания детей участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Во время игр («Дедушка Сысой», «Махоня») обращать внимание не только на удачные ответы и вопросы, но и манеру поведения героев. Стараться отобразить характер персонажей: дедушка старый, Махоня ленивая и притвора, бабка хитрая и т.д. воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли («Водяной», «Баба-Яга»). Хорошо в этом случае применять метод «от старших - к младшим», а так же использовать видеозаписи различных фольклорных коллективов.

В подготовительной группе активизировать детей для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял», «Ты слети-ка, сизый голубочек»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Объясняя детям, связь некоторых игр с древними обрядами, помочь им понять необходимость отдельных действий и их порядок («Кострома», «Бояре», «А мы просо сеяли»). Это объяснение поможет ребенку и при выражении характерных черт какого-либо персонажа.

Народные музыкальные инструменты

В младшей группе интерес к музыкальным инструментам возникает при личном контакте ребенка с тем или иным инструментом. Ребенок стремится сам поиграть на инструменте и желательно предоставить ему эту возможность. Но давая малышу в руки инструмент, не сводить этот момент к шалости, а учить его играть что-нибудь конкретное: звуки свистульки похожи на птичьи голоса, на гуслях можно изобразить мелодичное движение ручейка и т.д. При этом происходит не просто игра, а обучение по звукоизвлечению. В игре на ложках сначала надо рассмотреть ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп, обратная ее сторона называется «щекой». На двух деревянных ложках осваивать 2-3 приема (стучать «щеками», ручками и «щеками» в кулачках).

В средней группе продолжают знакомить с музыкальными инструментами с их звучанием в ансамбле. Обучать на отдельных инструментах: на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют; добавляются приемы на двух ложках (палочкой одной из них стучать по «щеке» другой, поочередно играть на своих ложках и на ложках соседа). Для разнообразия в работе по обучению игре на инструментах можно предложить песни «На зеленом лугу» (дудочка), прокричав заклички, послушать, как поют птички (свистульки). Учить играть в ансамбле, оркестре со старшими детьми.

В старшей группе продолжать слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре. Прослушивать записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, учить узнавать и правильно называть инструменты. Чаще сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Учить играть в оркестре.

В подготовительной группе учить детей не только различать инструменты в оркестре, но и дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструмент (коса, пила, рубель и т.д.). Предоставить возможность детям импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать симпатия детей к определенным инструментам. Все чаще включать инструменты в игры, пляски, предоставлять детям возможность самостоятельно выбрать инструмент для данного произведения.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, воспитатели привлекают детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Заключение

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении. Вспомним известное высказывание М.И.Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через, столетие … в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать в раннего детства.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребёнка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Русский фольклор – душа русского искусства, русской музыки. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения и до смерти. Такой же органичной, естественной и необходимой должна стать музыка для ребёнка сегодня. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство.

Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Пестушки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, воспитатели в своей работе используют народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Знакомство с народной музыкальной культурой вводит детей в образный мир песни. Это средство сохранения исполнительских традиций и специфических черт национального интонирования.

Как доступно рассказать детям о красоте окружающего мира, вызвать у них положительные эмоции по отношению к своему краю, Родине, к животному миру, доброе отношение друг к другу, к той музыкальной культуре, которая существовала много-много лет назад?

Это можно сделать посредством русской народной музыки: сказок, песен, попевок, потешек, прибауток. Одной из важнейших задач в работе с детьми является знакомство с русским фольклором. Очень важно именно с дошкольного возраста прививать любовь к культурному наследию Родины. В доступной форме давать знания о культуре, быте, музыкальном фольклоре. Обряды, народные песни, танцы, игры способствуют расширению кругозора, развивают музыкальные способности детей, воспитывают любовь к родному краю.

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные, сказки, которые погружают его в светлый уютный мир. Обогащение педагогической деятельности фольклором позволяет добиваться успешных результатов во всестороннем гармоничном психофизическом развитии детей и способствует гуманизации процесса воспитания.

Знакомство с музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинно русского народного творчества.

В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.

Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.

Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

  • 1. Народная песня.
  • 2. Народная хореография.
  • 3. Народные игры.
  • 4. Народные музыкальные инструменты.

Рассмотрим некоторые эти аспекты подробнее.

Народная песня. Первые детские впечатления о музыкальном фольклоре дети получают в младших группах. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся: «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься -

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен должны быть понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

Зайка белый

Куда бегал?

  • - В лес дубовый.
  • - Что там делал?
  • - Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

Загадка. Загадка -- жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные об разы загадок помогают по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как мета фора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок куку рузы становится башней, морковь -- девицей с косой. Подчерки вая эту особенность загадок, М.А.Рыбникова писала: «Загадка -- ключ словесного образа, зерно поэзии, метафора».

Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внима ние слушателя или читателя специально направлено на необходи мость отгадки, сопоставления и сравнения. Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, ко торая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию по этического образа, развитию художественного мышления и твор чества.

Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ре бенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Пословицы и поговорки. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Обратимся, например, к такому жанру народного творчества, как пословицы. В них, по словам Д.Н. Садовникова, находят отражение «вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина», открывается «полный простор для здравого смысла и критики народа». Вот почему музыкальные мотивы в русских народных пословицах могут многое рассказать об отношении народа к музыке. О чем же говорят такие мотивы? Прежде всего, о признании народом огромной значимости как вокальной, так и инструментальной музыки в жизни людей. Позиции эта отмечается в большом количестве пословиц, Вот некоторые из них. «Русский с горя поет и с радости», «К вечерне в колокол, всю работу в угол».

При этом музыка» согласно народным представлениям, может передавать чувства, мысли людей, раскрывать их тайные помыслы: «Какая жизнь, такие и песни», «Горькому горькая песенка поется», «Гусли звончатые думку за горы заносят, из-за гор выносят», «Гусли - мысли мои, песня - думка моя». Более того, в ней видят чудодейственную силу, способную не только поддержать человека, но даже уберечь его от беды: «Кто поет, того беда не берет».

Уместно вспомнить в связи с жизнью и таких былинных героев, как Добрыня Никитич, Садко, а также многих: сказочных персонажей, которым мастерство пения и игры на музыкальных инструментах неоднократно помогало в самых различных ситуациях. Причем в образцах народного творчества постоянно подчеркивается обусловленность звучания той или иной музыки конкретными жизненными обстоятельствами. И если по каким-либо причинам между ними происходило рассогласование, то музыка уже, судя по народным воззрениям, не могла выполнить своего предназначения: «Играл в дуду - не скачут, рыдал в пиру - не плачут».

Приведем, к примеру, несколько пословиц, подтверждающих выдвижение такого рода требований: «Когда пир, тогда и песни», «Красны похороны плачем, свадьба - песнями».

Сказка. В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспита ния, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспита ния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловече ских ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что на до использовать весь арсенал народных средств и факторов воспи тания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими пред ставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок; от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого расска зывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объеди няя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.

У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Под готовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок сложено много, например:

За ступенькою ступенька --

Станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько --

Будет песенка.

А колечко на колечко --

Станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко,

Слушай сказочку.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

Широко используются и нестихотворные присказки вроде:

“На море, на океане, на острове Буяне

стоит дерево -- золотые маковки.

По этому дереву ходит кот-баюн:

вверх идет:-- песню заводит,

вниз идет -- сказки сказывает.

Это еще не сказка, а присказка,

а сказка вся впереди”.

При сказка может иметь и такую концовку: «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».

Потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеют самостоятельное значение, не связанное с играми. Их назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Знакомство малыша с устным народным творчеством должно начинаться с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

накормить: Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки - за капусту,

Мышки - за корку,

Детки - за молоко.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, по смыслу разные, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (мальчик-пальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого их них.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочета ния, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: “Ай, качи-качи-качи! Глянь -- баранки, калачи!..”; “Чики, чики, чикалочки...”; “Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу”.

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звуко сочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее вырази тельность, образность.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние -- пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга» , Г.о. Подольск

Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

Искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

Эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

Представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

Фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

Музыкальные занятия;

Использование музыки в повседневной жизни ДОО;

Праздники и развлечения;

Музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
  • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
  • Развивать сенсорные и моторные функции;
  • Формировать потребности в двигательной активности;
  • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
  • Развивать творческую самостоятельность детей;

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий.

Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа. Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

Доброе утро!

Поворот головы вправо.

Улыбнись скорее!

Поворот головы влево.

И сегодня весь день

Будет веселее.

Три хлопка в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик

И Щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Медленно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Выполняют «фонарики».

Разогреем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Движения по тексту.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Движения по тексту.

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей- ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».

В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

(10)

Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало –

Отдыхать за лесом тёмным село.

Вместе с солнцем мы гуляли,

Вместе с солнцем мы устали.

И легли на коврик спать,

Глазки надо закрывать.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя!

Мы на спиночке лежим,

Ровно дышим, сладко спим.

Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

Вот мы глазки открываем,

Ручки кверху поднимаем,

Свои ножки напрягаем.

Все зевнули, потянулись,

Встали, солнцу улыбнулись.

Поглядели мы вокруг –

Видим мы цветущий луг.

Видим мир всегда прекрасным:

Белым, жёлтым, синим, красным,

Удивительным и разным.

(11)

В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».

Спасибо за внимание!


«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие). Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «котя, котенька-коток», «баю-баю». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, некоторые нюансы при исполнении песен.

Для развития песенного творчества детей необходимо овладение детьми навыками пения. С этой целью важно включать специальные упражнения-попевки, доступные для детского голоса, в которых выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. Следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно. Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: «а», «у», «э». Например, при пении песни «Котя, котенька - коток» помогает следующий прием: «Давайте позовем котенка, чтобы он услышал».

Для овладения детьми навыками легкого, подвижного пения необходимо предлагать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием.(«Споем на дудочке: ду-ду-ду», «Покажи, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.) Таким образом у детей, особенно старших, развивается умение произвольно менять характер звучания.

Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.

Народная музыка должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми. Разнообразные семейные праздники, в них должна включаться народная музыка. Это различные русские народные песни, детские народные песенки.
В настоящее время широко используется исполнение песен под караоке, тоже весьма увлекательно и развивает ребенка.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать, кроме народной песни, и специально написанные песни -образцы. В них поется о каком - нибудь знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит гудок, жужжит пчелка, звучит рожок,

Позывные горна. После этого предлагается ребенку придумать конец песни самостоятельно, и спеть ее.

В свободное время можно предложить ребенку такое коротенькие упражнение: взрослый задает музыкальный «вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный «ответ».

При объяснении задании детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например: «Ты куда идешь? - «домой».

В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Например: «Зайчик, зайчик, где ты был?» (пропевается) и обращается внимание, какой может быть музыкальный ответ. Но каждый раз можно по-разному ответить, например, так спеть и по-другому (пропеваются ответы).

С целью развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-2-3 картинки (мишка, лягушка, машина, гусь, петух). Ребенок, выбравший одну-две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строк.

Ведущий читает текст, например:
«Утром на опушке
Квакали лягушки».

Ребенок, у которого на карточке оказалась лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущей карточку- дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке. Игра продолжается.

Таким образом, специальные задания, игры, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности.

Действуя совместно со взрослыми дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Использование музыкального фольклора при формировании песенного творчества старших дошкольников значительно облегчает и ускоряет процесс овладения детьми средствами музыкальной речи для создания собственных отношений.

Кроме того, было замечено, что формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, нравственных качеств.

Поэтому родителям не надо упускать из своего поля зрения такой важный аспект развития и воспитания ребенка, как народная музыка.

Литература
1. Байтуганов,В.И. Народные музыкальные традиции в дошкольном
воспитании // Музыкальный руководитель - 2006 №4 - с.22-26.
2. Науменко, Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М.,1999- 169с.
3. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений,учителей начальных классов, руководителей художественных студий./ Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: изд. «Российское педагогическое агентство»,1997. - 208с.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»