«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Путешествие в страну сказок» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Программные. Конспекты логопедических занятий по лексическим темам. По

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель:

  • расширять словарь по теме,
  • упражнять в словообразовании,
  • учить согласовывать существительные с числительными,
  • учить согласовывать существительные с местоимениями,
  • учить образовывать уменьшительно - ласкательные формы существительных,
  • учить составлять короткие рассказы,
  • развивать у детей логическое мышление, внимание, память.

Ход занятия:

Организационный момент.

-Послушайте стихотворение:

В огороде много гряд.

Есть редиска и салат.

Тут и свёкла, и горох.

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

Какие овощи растут в нашем огороде? (В огороде растут редька, салат, свёкла, картофель, горох).

Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).

Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.

Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).

Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).

Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)

Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)

-Игровое упражнение «Жадина»

Это чья морковь? (Это моя морковь)

Это чей лук? (Это мой лук)

Аналогично: мой перец, мой картофель, мой горох, мой кабачок, мой помидор, мой чеснок, мой укроп, мой огурец.

Моя тыква, моя капуста, моя репа.

-Игровое упражнение «Большой - маленький».

Большой помидор - маленький помидорчик.

Большой лук- маленький лучок.

Большая капуста - маленькая капустка.

Большой перец – маленький перчик.

Большая свёкла - маленькая свёколка.

Большой чеснок - маленький чесночок.

Большой огурец - маленький огурчик

Большая репа - маленькая репка

-Игровое упражнение «Один - много».

Одна морковь - много моркови

Один огурец - много огурцов

Одна репа - много реп

Один кабачок - много кабачков

Один лук - много лука

Один перец - много перцев

Один редис - много редиса

Один помидор - много помидоров

-Физминутка.

-Игровое упражнение «Назови цвет, форму, вкус»

Репа какая? (Репа жёлтая, круглая, сладкая)

Огурец какой? (Зелёный, овальный, сладкий, сочный, хрустящий)

Помидор какой? (Красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий)

Лук какой? (Жёлтый, круглый, горький, сочный)

Капуста какая? (Зелёная, круглая, сладкая, сочная, хрустящая)

Морковь какая? (Оранжевая, овальная, сладкая, хрустящая)

Свёкла какая? (Бардовая, круглая, сладкая, сочная)

Перец какой? (Жёлтый, овальный, сочный, сладкий, хрустящий)

-Игровое упражнение «Овощной сок»

Сок из моркови какой? (Морковный)

Сок из свёклы какой? (Свекольный)

Сок из помидоров какой? (Томатный)

Сок из огурцов какой? (Огуречный)

Сок из лука какой? (Луковый)

Сок из капусты какой? (Капустный)

Сок из тыквы какой? (Тыквенный)

-Предложить детям составить рассказ об овощах по схеме.

Это помидор. Он растёт в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку.

Аналогично дети рассказывают о других овощах.

Итог занятия.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух»


Тема: Пересказ и инсценировка русской народной сказки в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух».
Цель: Учить детей пересказывать.
Обучающие задачи:
Учить составлять распространенные предложения.
Учить образовывать из слов предметов слова признаки при помощи суффикса.
Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи:
Развивать активный предметный и признаковый словарный запас.
Развивать память.
Развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к праздникам.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Коррекционные задачи:
Устранять аграмматизмы в распространенном предложении.
Предварительная работа: Беседа о профессии актера в театре.
Словарная работа: лубяная, избенка, кринка, заулочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент . (Дети с логопедом заходят в группу)
- Ребята, что необычное вы заметили в группе? (на стульях разложены атрибуты и костюмы героев сказки).
- Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в спектакле по русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и здесь для вас приготовлены костюмы для выступления. Но сначала, как все актеры театра мы должны познакомиться со сценарием и порепетировать.

II. Основная часть.

Чтение сказки.

Ребята, послушайте русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» в обработке А.Н. Афанасьева.

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорят собаки. - Мы ее выгоним». - «Нет, не выгоните!» - «Нет, выгоним!» Подошли к избенке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я выгоню ее». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык: «Про что, зайчик, плачешь?» - «Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я ее выгоню». - «Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню». Подошли к избенке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Бык испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: «Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?» - «Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я выгоню». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Подошли к избенке. «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь...» Петух опять: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю». Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; а петух стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.
Вопросы.
1. Почему лиса выгнала зайчика?
2. Почему зайчик плакал?
3. Куда зайчик пошел, когда его выгнали?
4. Кто ему сначала пытался помочь?
5. А после собак, кто хотел помочь зайчику?
6. А после медведя, кто хотел помочь зайчику?
7. Затем после быка, кто хотел помочь зайчику?
8. Что отвечала всем лиса?
9. Кого испугалась лиса?
10. Добро или зло победило в сказке?
Динамическая пауза.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок, (наклоны вперед)
Вот и полон кузовок. (вытягивание рук вперед).
Игра-театрализация.
Дети, я предлагаю вам почувствовать себя настоящими актерами.
Сейчас мы распределим роли, и когда я буду рассказывать сказку, которую вы сейчас послушали, вы будете изображать героев. (распределение ролей).
Обыгрывание истории. (Автор взрослый). (Обыгрывание можно повторить, поменяв роли и предложить ребенку быть автором).
Пересказ истории по опорным картинкам.
Детям предлагается серия картинок сказки, но в хаотичном порядке.
Ребята, посмотрите, картинки перепутались, разбейтесь на пары, кто из вас сможет разложить их по порядку, (предложить каждой паре набор картинок).






Дети раскладывают по порядку и рассказывают пересказ по опорным картинкам русскую народную сказку.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Что вы сегодня нового узнали? Спасибо вам, ребята, за ваши пересказы.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Мы люди, а не куклы»

Цель: Закрепить знания детей о человеке и частях тела. Пополнять и активизировать словарный запас. Учить объяснять переносное значение слов. Развивать: внимание, мышление, память, звуко-буквенные сопоставления, быстроту реакции, навык словоизменения, умение координации речи с движением, мелкую моторику мышц рук, навык ориентировки в пространстве, правильное речевое дыхание. Тренировать умение детей выражать свои эмоции мимикой. Формировать умения связной речи.

Словарь: названия частей тела.

Грамматическая форма: образование уменьшительно-ласкательной формы существительных, существительных с помощью суффикса –ищ-, существительных множественного числа в родительном падеже; согласование существительных и числительных в роде, числе, падеже; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «для того чтобы», «а».

Оборудование: кукля Катя, игрушки, мяч, чудо-мешочек, сердца из картона, ТСО.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой.

Глазки, глазки, вы проснулись?

Ушки, ушки, вы проснулись?

Щёчки, щёчки. Вы проснулись?

Ручки, ручки, вы проснулись?

Мы проснулись. И к солнцу потянулись!

II Основная часть.

    Путешествие в магазин игрушек и встреча с куклой Катей.

Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправится в путешествие в магазин игрушек. Для этого нам нужно закрыть глазки, сделать глубокий вдох и досчитать до трёх: раз, два, три!

Мы с вами очутились в магазине игрушек. Назовите пожалуйста игрушку, которая находится слева от вас, между мишкой и собачкой. (Слева от нас, между мишкой и собачкой, находится кукла).

Совершенно верно, это кукла. Её зовут Катя. Давайте её рассмотрим.

Из каких частей состоит тело куклы?

Что на голове у куклы?

Что на лице?

Что есть у куклы на руках и ногах?

А это что? (Это спина, грудь, живот).

2. Д/и «Назови части тела» (игра с мячом)

Ребята, рассмотрите внимательно куклу Катю и назовите каких частей тела у неё по два (у куклы Кати две руки…ноги, брови, глаза, уха, плеча, ладони, колена, пятки, ступни).

Молодцы! А теперь назовите, каких частей тела у куклы по одному? (У куклы Кати один рот…нос, живот, шея, спина, голова).

А чего у куклы много? (У куклы кати много волос, пальцев, ресниц, ногтей).

3. Д/и «Подумай и ответь»

Сколько глаз у двух кукол?

Сколько ушей у трёх кукол?

Сколько носов у пяти кукол?

Сколько пальцев на правой руке у куклы?

Сколько у куклы пальцев на обеих руках?

Сколько голов у десяти кукол?

4. Физ.минутка.

Топни левою ногой!

Влево шаг! На месте стой,

Повернись направо к другу,

Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу,

Левую дай другу руку.

Шаг назад и два вперёд!

Вправо, влево, поворот!

5. Д/и «Измени слова»

Эта Катя просто прелесть, да и другие куклы тоже. Правда? На кого они похожи? (Куклы похожи на маленьких людей).

Верно вы заметили, что куклы похожи на маленьких людей. И все части тела у куклы тоже маленькие. Давайте их назовём.

У куклы маленькая ручка - а у нас большая ручища.

У куклы маленькая ножка – а у нас большая ножища.

У куклы маленькие глазки – а у нас большие глазищи.

У куклы маленький носик – а у нас большой носище.

У куклы маленький ротик – а у нас большой ротище.

6. Беседа. Сравнение куклы и девочки.

Посмотрите сколько общего у нас с куклой Катей. Значит, кукла тоже человек, или мы с вами тоже куклы?

Вот Лера (логопед показывает на девочку). А вот Катюша 9 показывает на куклу). До чего же они похожи! Значит, девочка Лера тоже кукла?

(нет, Лера это девочка)

Лера, подойди ко мне. Мы сравним тебя с куклой.

Что на голове у куклы? А что на голове у Леры?

Волосы у Леры растут? А волосы у куклы растут?

Давайте пощупаем волосы Кати. Какие они на ощупь? (У Кати волосы жёсткие).

А теперь пощупайте свои волосы. Какие они? (У нас волосы мягкие).

Голова у куклы может вращаться самостоятельно? А у Леры?

Для чего кукле руки? Она может ими что-нибудь сделать? (Нет, кукла руками ничего не может сделать).

А сколько всего мы можем сделать с помощью рук! Давайте скажем, для чего же нам нужны руки?

7. Д/и «Чудо-мешочек»

Дети передают по кругу чудо-мешочек и «кладут» в него свой ответ.

8. Пальчиковая гимнастика «Утречко».

Утро настало, солнышко встало.

(ладони с растопыренными пальцами скрестить)

Эй, братец Федя,

(сжать кулак правой руки)

Разбуди соседей!

(большой палец правой руки направлен вверх и совершает круговые движения)

Вставай Большак!

(большой и указательный пальцы правой руки щёлкают по большому пальцу левой руки)

Вставай, Указка!

(щелчок по указательному пальцу)

Вставай, Серёдка!

(щелчок по среднему пальцу)

Вставай, Сиротка!

(щелчок по безымянному пальцу)

И крошка Митрошка!

(щелчок по мизинцу)

Привет, Ладошка!

(щелчок в центре ладони)

Все потянулись и проснулись.

(руки поднять вверх, потянуться, приподнявшись на носочки).

9. Д/и «Скажи и покажи»

Ребята, для чего кукле нужны ноги? Она может или самостоятельно двигать? (Нет, кукла не может самостоятельно двигать ногами).

А теперь давайте с вами назовём для чего же нам нужны наши ноги и покажем. (Дети называют и выполняют действия).

10. Продолжение беседы.

Посмотрите внимательно на нашу куклу. Как вы думаете, какое у неё настроение? (Я думаю, что у неё хорошее настроение, потому, что кукла улыбается).

А кукла может изменить выражение своего лица? (Нет, кукла не может изменить выражение своего лица).

А можем ли мы изменить выражения своих лиц? (Да, мы можем менять выражения своих лиц).

Тогда давайте это проверим и выполним упражнение «Мы умеем».

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем сердиться,

Мы умеем восхищаться,

Мы умеем радоваться!

Какова кукла на ощупь? Какая на ощупь Лера? (кукла на ощупь холодная, а Лера тёплая).

Что есть в туловище у куклы? (В туловище у куклы ничего нет).

А что есть внутри у Леры? (внутри у Леры органы).

В груди у Леры, и у каждого из нас, есть маленький моторчик. Догадались, что это? (Это наше сердце).

Давайте проверим, действительно ли у каждого из нас есть сердце. Для этого нам нужно сделать зарядку. (Дети выполняют зарядку).

Послушайте как стучит ваше сердце. А теперь послушайте, стучит ли сердце у Кати?

Почему к куклы сердце не стучит? (Сердце у куклы не стучит, потому что она неживая и сердца у неё нет).

Верно. У каждого из нас есть сердце, у каждого человека есть сердце. Но не каждому человеку говорят, что у него «золотое сердце». В каком случае так говорят? (Варианты ответов детей).

Верно, так говорят о добрых, хороших людях. А вы у меня тоже все хорошие, добрые. Послушные. Поэтому я для вас приготовила подарки. (Логопед раздаёт детям картонные золотые сердца).

Давайте покажем, как бьются наши золотые сердца.

11. Упражнение «Золотое сердце».

Дети встают в круг и берутся за руки. Вдох через нос – все делают шаг вперёд. Выдох через нос – шаг назад. Выполнить несколько таких «ударов сердца».

12. Возвращение в группу.

Каждое путешествие подходит к концу. Подошло к концу и наше путешествие, пора нам возвращаться в нашу группу. Для этого нам нужно закрыть наши глаза и сделать глубокий вдох: раз, два, три – глазками смотри!

III Заключительная часть.

    Подвести итог занятия.

    Игра «Прочитай слово – ребус»

Дети должны составить слово по первым звукам картинок, расположенных на магнитной доске: «Молодцы».

Группе

«Сравнение слона и жирафа»

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Воспитатель:

МБДОУ № 000

Мурманск

Развивать связную речь путём обучения составления рассказа - сравнения двух животных: слона и жирафа, выделяя характерные особенности, используя сложные предложения с союзом «а». Продолжать учить планировать свой рассказ. Упражнять в составлении сложных слов и практическом употреблении существительных в различных падежах, сложных слов, притяжательных прилагательных, подборе прилагательных. Развивать мыслительные функции, память, зрительное восприятие, мелкую моторику, согласовывать речь с движением. Активизировать объяснительную речь.

Оборудование, материалы:

Магнитная доска, магниты, карточки-схемы для составления сложных слов, карточки - схемы для составления рассказа сравнения двух животных, крупные картинки слона и жирафа, звёздочки из бумаги для награждения детей, костюм доктора Айболита(кукла Айболита), Дид. игра «Рассели животных в лес и жаркую страну». (Два поля жёлтого и зелёного цвета, картинки: зайца, бурого медведя, лисы, белки, ежа, волка, льва, крокодила, слона, бегемота, обезьяны, тигра), Дид. игра «Четвёртый лишний»

овца, рысь, белка

стул, стол, шкаф, телевизор

грузовик, автобус, самолёт, трамвай).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о слоне и жирафе. Чтение стихотворений «Животные», «Дикие животные», беседы по стихотворениям. Подбор прилагательных и глаголов о жирафе и слоне. Упражнения в образовании притяжательных прилагательных. Планирование тематических недель для работы с обобщающими понятиями. Разучивание физминутки с элементами дыхательных упражнений. Составление описательных рассказов о слоне и жирафе.


1. Орг. момент, речевая зарядка. (Дети стоят на ковре).

Потренируем наш умелый язычок.

Де-де-де - крокодил в воде.

Ву-ву-ву-жираф жуёт листву.

Ло-ло-ло-в Африке тепло.

Ить-ить-ить-зебра хочет пить.

2. Развитие мыслительных функций, памяти, упражнение в

практическом употреблении существительных в различных

падежах, составлении сложных слов, подборе антонимов

прилагательных. (Дети подходят к столу, где расположены поля игры).

Дид. игра «Рассели животных в лес и жаркую страну».

Я хочу вам что-то показать…Ой! Животные потерялились, давайте же вернём их к себе домой, чтобы им было комфортно жить.

(Два поля жёлтого и зелёного цвета, картинки: зайца, бурого медведя, лисы, белки, ежа, волка, льва, крокодила, слона, бегемота, обезьяны, тигра.)

Дети распределяют картинки по полям в связи с регионом проживания.

Вопросы к детям:

Кого ты поселил в лес?

Кем ты доволен?

Кому ты принёс еду?

Кого ты испугался?

О ком ты говоришь?

Дид. упражнение «Составь сложное слово» по схемам.

Вспомним с вами сложные слова.

Вешаю на доску каточки по порядку:

Если у кого-то длинные ноги, то он какой? (длинноногий)

-………………...короткие ноги………..(коротконогий)

-………………..толстые ноги………….(толстоногий)

-………………...тонкие ноги…………..(тонконогий)

-………………...длинная шея………….(длинношеий)

-………………...короткая шея…………(короткошеий)

3. Развитие связной речи, умения планировать, зрительного

восприятия. (Дети садятся за столы).

Раздаётся стук в дверь, входит Айболит.

Здравствуйте, дети! Что за день такой сегодня неудачный - заблудился я. А мне ведь надо зверей лечить, но зверей непростых, а из жаркой страны, слон и жираф называются. Названия у них разные, а звери, будто, одинаковые, я же таких ни разу не лечил.

Как же слон и жираф одинаковые, они разные. Разве ты не видишь?

Не вижу разницы. Оба из жаркой страны…

Да. Так ты, Айболит не вылечишь слона и жирафа. Ребята тебе расскажут, что они разные и лечить их надо по-разному. Мы, ребята, сравним с вами слона и жирафа, чтобы Айболиту было понятно. Садись, Айболит, поудобнее и слушай повнимательнее.

Чтобы было легче, вам помогут подсказки.

Вывешиваю картинки слона и жирафа

Кто это?

Рассказываем про то, какие у животного:

Голова, туловище, хвост, ноги, какой,

может быть, особенный цвет или что-то

особенно на голове.

Что животное делает?

Как называется детёныш?

4. Физминутка с элементами дыхательных упражнений

(улучшение функции внешнего дыхания), согласование речи

с движением. (Дети выходят на ковёр).

Дети ложатся на ковёр, кладут руки на область своей диафрагмы. Воспитатель произносит речёвку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.


Дети садятся в свободной позе, кладут руки на область своей диафрагмы.

Воспитатель произносит речёвку:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается(вдох через нос),

То животик опускается(выдох через рот).

То животик поднимается(вдох через нос),

То животик опускается(выдох через рот).

5. Развитие связной речи путём обучения составления рассказа-

сравнения двух животных: слона и жирафа, выделяя

характерные особенности, используя сложные предложения с

союзом «а». (Дети садятся за столы).

Говорить нужно длинными предложениями и не забывать про сложные слова. Послушайте, я хочу рассказать по нашей схеме - подсказке.

Выставляю схему:

Внимание! Предложение.

Это слон, (схема - маленькое слово «а») а это жираф.

Слон большеухий, а жираф рогатенький. У слона есть хобот и бивни, а у жирафа нет хобота и бивней. Слон короткохвостый, а жираф длиннохвостый. Слон толстоногий, а жираф тонконогий. Слон серый, а жираф пятнистый. Слон массивный, а жираф стройный.

Слон топает, поливается, обмахивается, трубит, а жираф тянется, срывает, достаёт, нагибается, шагает.

У слона - слонёнок, а у жирафа - жирафёнок.

А теперь вы расскажете. Начнём с верхней подсказки…

(Опрос 1 ребёнка по 2-м схемам, опрос 1 ребёнка по 2-м следующим схемам. Опрос 2-х детей по всей схеме).

Вот какой сложный рассказ у нас получился. Тебе понятно, Айболит, что животные в жаркой стране совершенно разные?

Да, действительно разные. Теперь я знаю, как вылечить животных. Как много вы знаете.

Хочешь с нами ещё поиграть в умные игры? Мы и тебя научим.

Да, конечно.

6. Развитие мыслительных функций, памяти, зрительного

восприятия, активизация объяснительной речи.

Дид. игра «Четвёртый лишний»

(Картинки: зебра, обезьяна, лось, жираф

овца, рысь, белка

стул, стол, шкаф, телевизор

грузовик, автобус, самолёт, трамвай)

Как приятно помогать другим, правда? А я предлагаю поиграть с вами в ещё одну игру, вы легко справитесь.

Дети определяют лишнюю картинку, объясняют, почему она лишняя.

Молодцы, отлично справились.

7. Развитие мелкой моторики, упражнение в практическом

употреблении притяжательных прилагательных.

Дид. упр. «Чья это?»

Поиграем с пальчиками?

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один. Пальцы сжимаем в кулак и разжимаем.

Эта долька для . Загибают большие пальцы на обеих руках.

Она чья? (Верблюжья)

Эта долька для носорога. Загибают указательные пальцы.

Она чья? (Носорожья)

Эта долька для крокодила. И т. д. по порядку.

Она чья?(Крокодилья)

Эта долька для льва.

Она чья? (Львиная)

Эта долька для кенгуру.

Она чья? (Кенгуриная)

Здорово! Спасибо вам, ребята. Поспешу в жаркую страну скорее. До свидания!

Итог занятия. Оценка детей.

Марина Козлова
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Деревья»

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Деревья»

Задачи:

активизировать словарь по теме;

учить отвечать полными ответами на вопросы;

учить словообразованию;

учить детей согласовывать существительные с числительными;

учить составлять короткие рассказы;

развивать слуховое внимание и память,

развивать артикуляционную, тонкую и общую моторики, координацию речи с движением.

Цель:

закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудован ие:

демонстрационный материал - картинки с изображением листьев разных деревьев, самих деревьев, контурное изображение деревьев.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1. Отгадайте загадки:

Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб).

На полянках девчонки в белых рубашках, зелёных полушалках (берёза)

Как одним словом называем берёзу, дуб, осину? (Это деревья)

Какие ещё деревья вы знаете? (клён, рябина, тополь, липа, ива)

II. Введение в тему:

Логопед: Ребята, вы, наверное, догадались о чем пойдет сегодня речь? О деревьях.

2. Беседа о деревьях

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья - это деревья, которые имеют листву.

Хвойные деревья – это деревья, у которых вместо листьев иголки, которые называются «хвоей».

Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные - сохраняют свою хвою.

3. Игра с мячом «Назови дерево»

Дети становятся, образуя круг. Логопед бросает мяч каждому ребенку по часовой стрелке.

Чем похожи деревья между собой? (У них есть корень, ствол, ветки, листья.)

Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)

Где могут расти деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)

Зачем нужны деревья? (Очищают воздух, строительный материал и т. д.)

Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный лес.)

4. Составление рассказа

Рассмотреть дуб и дать полные ответы:

Что это? (Это дуб)

Назови части дерева. (У дуба есть ствол, ветки, листья, в земле корень)

Как называются листья на дубе? (На дубе растут дубовые листья)

Какие листья у дуба? (Листья дуба овальной формы с резными краями)

Какого цвета листья на дубе весной, осенью? (Весной листья зелёные, а осенью жёлтые)

Как называются плоды у дуба? (Желуди.)

Аналогичная работа проводится с березой, рябиной, клёном, осиной.

5. Физкультурная пауза:

Станем мы деревьями,

Сильными, большими Ноги на ширине плеч,

Ноги – это корни, руки на пояс

Их расставим шире

Чтоб держали дерево, один кулак

Падать не давали. поставить на другой

Из глубин подземных наклониться, ладони

Воду доставали сложить чашечкой

Наше тело – прочный ствол провести ладонями

Он чуть-чуть качается по туловищу покачаться

И своей верхушкой сложить ладони шалашиком,

В небо упирается поднять их над головой

Наши руки – ветви руки в стороны

Крону образуют сомкнуть пальцы

Вместе им не страшно покачать головой

Если ветры дуют. покачать поднятыми руками

6. Игровое упражнение «Один - много»

Одна осина, много осин.

Один клён, много клёнов

Одна липа, много лип.

Одна берёза, много берёз.

Один дуб, много дубов.

Одна рябина, много рябин.

7. Игра: «Назови лист»

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям назвать с какого дерева этот лист, и как он называется.

Лист клена. Лист какой? - Кленовый.

Лист березы …

Лист липы …

Лист тополя …

Лист дуба…

8. Самостоятельная работа в тетрадях

Задание: «Продолжи ряд»

III. Итог занятия

Логопед предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались интересными? Оценка детей.

Литература:

1. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев "Методика развития речи детей дошкольного возраста", М., 1977 г.

2. Дмитриева В. Г. Игры для развития речи для малышей от 0 до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ: Сова: ВКТ, 2008. – 160 с. – (Маленькие гении). – ISBN 978-5-17-053324-4. – ISBN 978-5-226-00612-8.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. – М. : У-Фактория, 2005. – 224 с. – (Психология детства: Практикум). – ISBN 5-94799-460-7.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»