Приучение горшку. Вот что пишут мамочки на форумах. Возрастные этапы контроля естественных потребностей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Всем привет! Как здорово всех вас снова видеть! Ну что, начнём наше «заседание»? Нашу сегодняшнюю беседу хочется назвать именно так: тема-то важная и ответственная. Правда, пребывание своего сына в туалете я иногда тоже так называю, очень уж он любит там «позаседать». Теперь уже и не верится, что несколько лет я с трудом могла усадить его на горшок. И уговаривала, и приговаривала, и сказки сочиняла - а Ванька слушал внимательно, но и в ус не дул. Насидевшись, вставал и делал свои «дела» где-нибудь в уголке.

У вас тоже были с этим сложности? Или, может, только предстоит приучение? Тогда эта публикация непременно будет вам полезна. Прочтите до конца, а затем обязательно дополните своими замечаниями. Возможно, поделитесь своими «авторскими» приёмами. Вот и получится совместное, коллективное творчество. В этом вопросе без творчества никак. Приступим к сочинительству. Тема: «Как приучать ребёнка к горшку?».

Когда сажать на «трон»

Малыш уже уверенно сидит в своём стульчике для кормления, и вот вы отправляетесь в магазин за весьма важной покупкой - первым «мини-унитазом». Каких только нет в детских магазинах: и с погремушками, и в виде машинок, а иные напоминают настоящие королевские троны. Со спинками, крышками, мягкими сиденьями, музыкой и прочее. Это вам не холодные белые «кастрюльки» из советского детства, на которые садиться было неприятно.

Выбрали? Принесли домой, а малыш поиграл с ним, даже посидел немного, а затем потерял интерес. Такое часто бывает. Крохи поначалу воспринимают столь важный атрибут как обычную игрушку, которая через какое-то время надоедает. Не стоит огорчаться, а тем более ругать ребёнка. Поверьте, он непременно научится и вскоре порадует вас первыми «пи-пи», сделанными именно туда, куда требовалось.

Наберитесь терпения. Не стоит начинать приучать кроху слишком рано. Даже если он и будет ходить в горшок в возрасте 8-9 месяцев, то лишь на уровне рефлексов. Об осознанности говорить пока рано. А нам нужно, чтобы малыш именно понял, что к чему и для чего нужна эта интересная штука, похожая на стульчик с углублением.

Известный врач-педиатр Комаровский имеет своё мнение о том, с какого возраста высаживать ребёнка на горшок и как сделать это правильно, чтобы не отпугнуть, не травмировать, а, наоборот, заинтересовать процессом.

Купить сей важный предмет нужно заранее, ещё до того, как крохе исполнится годик. Пусть он займёт почётное место в детской, стоит на виду. Сейчас малыш с ним знакомится и постепенно привыкает. Когда наступит момент, он не испугается и спокойно на него усядется. Евгений Комаровский уверен, что раньше года высаживать карапуза на горшок не стоит. А вот в 1,5 года будет в самый раз.

Впрочем, всё индивидуально, возможно ваш сын или дочурка приучатся писать и какать в горшок уже в 1 год и 3 месяца. И такое возможно. А вот если какие-то подружки уверяют, что их ребёнок подружился с горшком уже в год, стоит задуматься, а какой ценой они этого добились. Не исключено, что за каждый «попис» в штанишки ругали и насильно сажали на горшок. Подумайте, стоит ли так травмировать неокрепшую детскую психику или лучше подождать.

Хвалить нельзя ругать

Не раз натыкалась в Интернете на «уникальные методики», как приучить малыша к горшку за 7 дней. Их даже продают за деньги. Милые мамы, уверяю, не стоит настолько ускорять процесс, который должен проходить поэтапно. Помните известную пословицу «Поспешишь - людей насмешишь». Так вот, чтобы не смешить, следуйте советам Комаровского. Он утверждает, что начать нужно с ознакомления.

Пусть кроха потрогает, повертит его в руках, запомнит, какого он цвета. Объясните, лучше в игровой форме, для чего нужен этот предмет. Можно посадить на него любимую игрушку ребёнка, для наглядности. Уже затем пробуйте высаживать малыша, не настаивайте, если он протестует, не желает снимать штанишки или, посидев несколько секунд, сразу вскакивает. День за днём, терпеливо и ласково снова предлагайте карапузу сесть: лучше это делать либо после сна, либо через полчаса после еды, тогда результат не заставит себя долго ждать.

И вот, у вас получилось! Малыш впервые сходил на горшок и даже сам удивился этому. Не забудьте похвалить, тогда в следующий раз, почувствовав позывы, он сам направится к нему, чтобы услышать мамино: «Ну какой ты молодец! Какая умничка» Чтобы высаживания стали системными, иногда спрашивайте своё чадо, не хочет ли он «пи-пи».

Примерно через 10 дней ребёнок постепенно адаптируется, и памперсы можно будет вовсе не надевать в дневные часы. Ночные «конфузы» будут случаться ещё довольно долго, и в 2 года, и даже в 4, малыши ещё не до конца умеют контролировать себя во сне.

Вообще при приучении нужно учитывать не только возраст, но и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обычно родители сами понимают, когда кроха уже готов: он умеет сидеть и ходить, хорошо понимает «команды» родителей, не боится горшка и даже ему симпатизирует, когда памперс переполнен - выказывает своё недовольство, всё чаще пытается сам присесть на горшок.

Чего же вы ждёте? Скорей, помогите ему приобрести необходимый жизненный навык. Не ждите рекордно быстрого результата. Процесс этот довольно сложный для недавно родившегося человечка. Ни в коем случае не ругайтесь и не наказывайте за нежелание сидеть на горшке. Это только отобьёт у ребёнка всю охоту даже близко к пластмассовому «другу» подходить.

Правильный горшок - успеха залог

Забыла сказать о том, как правильно выбрать горшок.

  • Он может быть абсолютно любым в плане дизайна, хоть со стразами в виде трона, но он обязан быть удобным.
  • Устойчивость тоже очень важна. Малыш, наверняка, будет вертеться на нём, наклоняться за упавшей игрушкой.
  • При сидении ножки ребёнка должны стоять под прямым углом, колени могут лишь слегка возвышаться. В противном случае давление на диафрагму может вызвать такие неприятные последствия, как трещины прямой кишки и геморрой.
  • Лучше, если у «трона» будет удобная спинка.

Со временем, когда ребёнок подрастёт и приучится регулярно ходить на горшок, можно купить специальную детскую накладку на унитаз.

Во сколько лет это произойдёт, смотрите по ситуации. Не забывайте, что в этом деле главное последовательность, постепенность и регулярность. Если уж решили приучать малыша, будьте спокойны и терпеливы. Не бросайте начатое на полпути, только потому, что кроха протестует и ни в какую не желает сидеть.

Лучше наблюдайте: а вдруг ему просто неудобно и стоит купить другой горшок, который может понравиться ему с первого «присеста». Ещё один момент: не нужно резко отменять памперсы в связи с переходом на новый «уровень развития». Это вызовет стресс у ребёнка, да и специалисты утверждают, что современные подгузники ничуть не мешают приучению к горшку.

В любом аспекте воспитания необходима мягкость, плавность, отсутствие резких движений и слов. А результат непременно будет, пусть не скоро и не так просто, как вы ожидали, но ваши совместные с крохой старания принесут свои плоды. Заранее поздравляю вас «с облегчением», с очередной маленькой победой. Жду ваших историй и приучении к горшку ниже в комментариях. Пишите, теперь ваша очередь. Я тоже иногда хочу хоть недолго побыть читателем и критиком. До скорых встреч!

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

В жизни всех родителей наступает период, когда приходиться знакомить ребёнка с новым другом – горшком. Без помощи крохе не обойтись. Причины на то могут быть самые разные, одним кажется, что их кроха уже готов к этому, другие, напротив, активно пользуются памперсами, но пора отдавать малыша в детский сад. Ну а советы опытных бабушек вовсе ставят в тупик. Сейчас кажется нелепым и забавным, что раньше пытались учить детей с 3―4 месяцев, да ещё и над раковиной. Необходимо выяснить, а когда наступает «самое время»?

Время для знакомства с горшком

Многие родственники, более старшего поколения, учат тому, что ребёнок должен освоить горшок к году. Но правильно ли это? Все специалисты утверждают, что дети до года идут на свой туалет рефлекторно, но неосознанно. Чаще всего, это сопровождается промахами прямо «в штаны». Все наши просьбы и озвучивания: «пи-пи и ка-ка» просто напрасны. Ни дня без полных трусов. Нет, кроха, конечно, реагирует на них, но не более того. До полутора лет все опорожнения не поддаются контролю.

Идеальный период 18 ― 24 месяцев. Это время, когда малыш ходит, начинает разговаривать и выполняет ваши просьбы принести ту или иную игрушку. Получается, с ним можно разговаривать серьёзно, объясняя, что к чему. И эти просьбы будут услышаны.

Раньше было всё по-другому. Декретный отпуск был год, максимум полтора. К этому времени необходимо было выполнить бизнес-план: научить дитя снимать трусики и писать по назначению. Да и памперсов тогда не было. А сейчас, к двум годам карапуз начинает испытывать дискомфорт, написав в трусики, и всячески это демонстрирует. Поэтому если соблюдаются условия, описанные ниже, тогда время пришло.

  • Ребёнок активно выполняет ваши просьбы.
  • Уже разговаривает или пытается это делать.
  • Снимает сам трусики.
  • Капризничает, если уписался или обкакался.

Как видите, такие действия свойственны малышу, ближе к двум годам. Может, тогда не стоит тратить свои силы и нервы маленького непоседы?

Выбор горшка

Итак, период настал. Первое, что необходимо сделать, купить правильную модель детского горшка. Ведь от этого зависит многое, он должен понравиться вашему непоседе, не напугать его. Детишки любят всё яркое и интересное. Выбирайте именно такую модель. А от музыкальных и пищащих лучше отказаться. Не переплачивайте за ненужные функции, они не смогут ускорить процесс, а, наоборот, затормозят его. А если кроха где-нибудь услышит такую же музыкальную композицию, он просто начнёт писать. Да, детям такое изделие будет по душе. Но туалет должен быть туалетом, а не местом для игр. Малыш забудет для чего он сел: играть или писать.

Отказаться придётся и от железных моделей. Место для сидения должно быть комфортным и тёплым. Отдайте предпочтение пластику. Причём комфорт кроется не только в тепле, но и в удобстве, когда малыш на нём сидит. Поэтому площадь для сидения должна быть достаточно широкой.

Помните про анатомию. Обращайте внимание и на форму. Для девочек выбирайте округлые модели, а для мальчиков чуть вытянутые вперёд.

Что касается размеров, тут всё просто. До двух лет оптимальными считаются параметры диаметра и высоты 12 см, а если чаду пошёл третий год, эти значения увеличиваются до 15 см.

Вообще, подготовку к приучению начните за неделю до планируемой даты. Когда принесёте покупку домой, дайте оценить её своему непоседе. Пусть потрогает, переставит с места на место. И в течение нескольких дней рассказывайте малышу, что это за предмет и какие плюсы он несёт. Ведь самые положительный момент, это сухие штаны.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня

Родителям, которые стали рано показывать крохе специально отведённое место для туалета, могут не поверить, но методика быстрого обучения действительно существует. А, самое важное, она работает. Вот только обучать ей нужно, когда карапуз к этому готов. И важен моральный настрой родителя. Не нужно делать это в дурном расположении духа.

Обучить малютку ходить в туалет в специальное место, стоит больших усилий. Ни в коем случае не ругайте его за промахи. Этим вы только усугубите ситуацию. А вот за правильные действия (сходил по назначению) щедро хвалите.

Но как быстро приучить ребёнка к горшку? Заинтересуйте непоседу. Приобретите несколько красивых трусиков с героями знакомых мультфильмов. Выбрав методику сроком в 3 дня нужно правильно распределить план действий.

День первый ― отучаем от памперса. Пожалуй, нет детей, которые на сегодняшний день не носят памперсов. Снимать их начинаем постепенно. Сначала перестаём одевать днём, сюда относятся время сна, бодрствования и коротких уличных прогулок. На ночь пока лучше оставить. Ведь это стресс для карапуза. Кроме этого, бросаем все свои дела ― полностью. И ходим за чадом по следам. А когда начинается процесс мочеиспускания или кроха начнёт тужиться, подставляем сразу ему горшок. Никакого телевизора, только игры. Воспользуйтесь моментом, сажайте на горшок кукол, снимайте им трусики и хвалите, будто они туда пописали. Попросите малыша поучить игрушки правильно ходить в туалет.

Покажите маленькому исследователю, как выливаете содержимое горшка в унитаз и смываете, по возможности дайте и ему попробовать. Объясните, что когда он снова сделает «пи-пи» куда нужно, вы снова придёте сюда играть.

День второй ― гуляем без подгузника на улице. Это первый выход чада без «страховки» вне дома. Не организовывайте длительных прогулок, вдали от жилья. Обязательно возьмите сменную одежду.

Столь важное мероприятие ― обучение крохи ходить в туалет, лучше организовать летом. Если чадо описается, ничего страшного не случится, просто поменяете трусики. Да и дома так проще, минимум одежды упростят вам задачу.

День третий проходит в том же духе. Но усложните процедуру, просите малыша писать перед выходом на прогулку или перед сном. Чем ещё упрощается процесс в возрасте 2 года ― перерыв, между походами пописать, увеличивается до двух часов. Конечно, он будет зависеть от количества выпитой жидкости.

Если вы отдадитесь этой задаче полностью, результат обязательно порадует. Поддерживайте своего карапуза, поймите, что трудно не только вам, для него это колоссальный стресс. Хвалите его за правильность, и даже гримасой на лице не показывайте своего недовольства по поводу промахов.

Приучение к горшку за один день

Как видите, если грамотно всё организовать, можно объяснить крохе всю суть и прелесть походов на горшок. Но существует несколько методик, одна из которых гласит, что достаточно и одного дня. Конечно, подготовить фундамент стоит заранее:

  • Покупаем правильный горшок.
  • Знакомим с ним карапуза.
  • На протяжении 5 ― 7 дней подробно объясняем суть.
  • Организовываем игры на примере кукол.

В назначенный день откладываем все свои дела. Если есть тот, кто может вам помочь, замечательно, обратитесь с просьбой. С утра плотно кормим чадо, потому что в течение дня предстоит хорошее сладкое лакомство в качестве награды за правильные действия. Конечно, снимаем подгузник на целый день и ходим по пятам за маленьким сорванцом. Как только он начинает писать, сразу подставляем горшок. При успешном попадании щедро благодарим и хвалим карапуза. Вот для этого лакомства и пригодятся. За день предстоит не менее 10-ти походов. Обязательно ставим в пример куклу и везде носим её за собой. Для игрушки тоже не скупитесь на похвалу, а у ребёнка интересуйтесь каждые 15 ― 20 минут, не хочет ли он в туалет. Рассказывайте крохе истории о подгузниках, закрепляя примерами на игрушках.

Способ основан на чётком наблюдении за малышом и поощрении его сладостями и солёными вкусностями. Вообще, всё то, что в обычные дни для него запрещено или бывает крайне редко. Крайне напряженно, но такие манипуляции принесут плоды. Малыш быстрее поймёт, что к чему. Лучше выложиться сразу на 100%, чем делать это день изо дня, когда ребёнок прудит в штаны. Ведь большинство родителей пытаются приучить кроху к горшку бессистемно. Часто, раньше времени.

Потом необходимо понаблюдать за малышом, чтобы понять для себя: может ли ребенок контролировать работу кишечника и мочевого пузыря? Если нет, то процесс обучения к горшку принесет только разочарование и родителям, и ребенку.

Затем необходимо решить вопрос: когда начать приучение к горшку?

Самое главное - до того, как Вы начнете приучать ребенка к горшку, маме необходимо обучить его определенным навыкам, которые облегчат сам процесс.

Во-первых, необходимо научить ребенка обслуживать себя - снимать штанишки, трусики, а потом натягивать их обратно. Очень часто детки уже могут ходить на горшок самостоятельно, но отсутствие навыков обслуживания себя приводит к их отказу от горшка.

Основные признаки готовности к приучению:

  • ребенок старше 18 месяцев;
  • после дневного (полуденного) сна ребенок просыпается сухим, и его пеленки (подгузники) остаются сухими на протяжении еще двух часов. Это свидетельство того, что малыш умеет контролировать мочевой пузырь;
  • ребенок чувствует, что готов сходить по-большому: затихает, выглядит сосредоточенным и, когда покакает, говорит о том, что он сделал;
  • ребенок понимает и выполняет простые инструкции: например, сходи туда, принеси то, положи что-то туда-то и т. п.;
  • ребенок не против участвовать в раздевании: хочет сам снять носочки, штанишки, ботиночки. Понимает, что означает «одеть и снять трусики»;
  • знает и показывает части тела;
  • умеет сидеть спокойно в течение 5–10 минут, разглядывая игрушку или смотря мультик.

Если ребенок не проявляет вышеперечисленных признаков, то он не готов к освоению горшка.

  • на первом этапе приучения важно "донести горшок до ребенка, а не довести ребенка до горшка".
  • форма горшка должна быть простой, устойчивой и широкой без изображения животных и т. п. Избегайте сложных фасонов и конструкций;
  • купите восемь пар штанишек большого размера, чтобы ребенок мог легко снимать и надевать их;
  • в период приучения к горшку надевайте на ребенка короткие маечки, которые не надо поднимать вверх, чтобы не замочить. Одежда малыша должна быть без сложных застежек и бретелек;
  • заведите таблицу успехов ребенка и отмечайте в ней звездочками, как часто ребенок справился с задачей и сходил на горшок самостоятельно. Хвалите его за успехи;
  • знакомьте ребенка с горшком задолго до того, как Вы начнете приучать его. Не разрешайте играть с горшком, учите на нем сидеть;
  • когда идете в туалет, не стесняйтесь брать ребенка с собой, объясните, что туда мама будет делать «пи-пи», а ребенок в это время может сесть на свой горшочек. Потом мама говорит, что уже сделала «пи-пи» и надо одеть трусики и штанишки. Помогите ребенку надеть трусики;
  • научите ребенка различать сухое и мокрое. Научите выбирать между сухим и мокрым полотенцем, чтобы вытереть руки;
  • определите, какими словами будете описывать действия («пи-пи» и «ка-ка»), уточните, как в садике, в который будет ходить ребенок, называют эти процессы;
  • НИКОГДА НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ ГНЕВ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕЧАЯННО ПРОМАЗАЛ. Дети очень восприимчивы и могут понять Вашу реакцию как неприятие и осуждение. Многие начинают отказываться ходить на горшок. Не давите на ребенка: он подумает, что сделал что-то плохое, и будет стараться сдерживать работу кишечника.

Как учить. Первый этап

Если все признаки налицо, поощряйте сидеть и пытаться сходить на горшок, пока Вы готовите вечернюю ванну. Хорошенько хвалите. Но избегайте слов «хороший мальчик» или «хорошая девочка», чтобы малыш не думал, что мама его одобряет только, когда он ходит в туалет.

Пытайтесь усаживать на горшок после завтрака, перед полуденным сном или после. Не волнуйтесь, если ребенок ничего не сделал: это будет тренировкой.

Если ребенок в течение недели успешно сидел на горшке, можно надеть на него штанишки.

Избегайте приучения к горшку, если Вы знаете, что будете слишком заняты некоторое время, приближаются праздники, Вы переезжаете, меняете работу, место жительства, Ваш ребенок недавно оправился от болезни, у Вас вскоре ожидается появление младшего ребенка, у старших проблемы со сном, старший проявляет признаки ревности и т. п.

Второй этап

Большинство детей готовы ко второму этапу в промежутке между одной-двумя неделями после начала первого. Но если ребенку уже три года, то это произойдет быстрее.

Основная задача мамы в это время - быть максимально свободной от домашних дел и проявлять максимум желания сотрудничать с ребенком. Если есть старшие дети, то лучше начинать обучение в выходные, когда за старшими может приглядывать муж.

Пусть в течение дня ребенок ходит дома в одежде, а не с голенькой попой. Так, сделав дело в штанишки, ребенок научиться различать состояния "сухое-мокрое".

Как правило, малыши к трем-четырем годам уже контролируют процесс мочеиспускания и самостоятельно пользуются горшком. Однако в ряде случаев приучение к горшку затягивается до пяти-шести лет или ночное недержание возвращается после длительного «сухого» периода. Поэтому родителям следует понимать, что такое детский энурез и как помочь малышу справиться с этим недугом, не навредив детской психике.

Приучение к горшку за семь дней

В первый день, после того, как ребенок проснулся, оденьте трусики. Не одевайте больше никакой одежды, кроме короткой футболки: так будет удобнее. Объясните, что, когда ребенок захочет в туалет, ему надо будет сходить на горшочек или сказать об этом маме. Продолжайте брать с собой в туалет, показывать и рассказывать, что Вы делаете.

В первые дни каждые 15 минут напоминайте о том, что надо сходить на горшок. Усаживайте, и пусть ребенок сидит 5–10 минут. Сядьте рядом и читайте книжку.

Когда он успешно воспользуется горшком несколько раз, можно увеличивать промежуток между высаживаниями.

Похвала и объятия сделают свое дело

Помните, что ребенку должно нравиться ходить на горшок.

Цель второго дня - стимулировать необходимость ходить на горшок без Вашего напоминания. Горшок должен быть доступен ребенку регулярно. Старайтесь организовать день так, чтобы ребенок не был слишком загружен играми и мог сам вспомнить, что ему надо сходить в туалет.

К третьему дню надо определиться, как часто ребенку необходимо ходить на горшок.

Не пытайтесь надевать на ребенка подгузники: все пойдет насмарку. Подгузники остаются только на ночь. На прогулку берите запасные штанишки.

К четвертому дню большинство деток уже умеют ходить на горшок без напоминания. Если в течение двух часов ребенок ни разу не воспользовался горшком, обязательно напомните ему об этом.

К концу первой недели неплохо обучить ребенка ходить на унитаз.

Постепенно ставьте горшок все ближе к ванной или туалету, чтобы в итоге горшок всегда стоял там.

Какие способы приучения ребенка к горшку использовать НЕЛЬЗЯ

Помните, что приучение к горшку заключается в формировании у ребенка рефлекса «позыв – горшок - опорожнение». Многие мамы по совету бывалых женщин старшего поколения начинают приучение слишком рано, высаживая ребенка на горшок и стимулируя мочеиспускание или дефекацию своеобразными звуками «пи-пи», «а-а» или звуком льющейся воды.

Этот способ приучения использовать категорически нельзя, потому как вследствие этого у ребенка формируется рефлекс «горшок – позыв - опорожнение», а переучить потом будет намного сложнее.

Следует отметить, что мальчики начинают контролировать процессы мочеиспускания и дефекации несколько позже, чем девочки. Поэтому, если у вас растет сын:

  • не ориентируйтесь в сроках начала приучения к горшку на успехи других деток,
  • определяйте готовность ребенка в соответствии с вышеперечисленными признаками.

Более того, перед многими молодыми мамами, воспитывающими мальчиков, встает вопрос: «Приучать малыша писать стоя или сидя?». Обращаем Ваше внимание, что приучение мальчика к горшку следует начинать именно с усаживания, поскольку у маленьких детей мочеиспускание нередко происходит одновременно с дефекацией. Только после того, как малыш научится четко разграничивать свои позывы, тогда можно показать ему, что писать можно стоя.

Хвалите малыша за успехи. Помните, что у детей до трех лет могут случаться неудачи, особенно когда они перевозбуждены во время игры или утомлены, но никогда не ругайте их за это. Стимулируйте ребенка помогать Вам убирать результат его оплошности, чтобы он понимал последствия своих действий.

Выделены следующие сроки связанных с горшком реакций:

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Первые реакции на мокрые или грязные штанишки 1 год 2 мес.
Первые реакции на потребность в туалете беспокойством или голосом. 1 год 6 мес.
Дает знать взрослому, что хочет в туалет, доступными ему средствами (не словами). 1 год 10 мес.
В течение дня остается сухим. 2 года
Снимает сам штанишки перед тем, как сесть на горшок. 2 года
Просится в туалет используя слова 2 года 3 мес.
Под присмотром взрослого ходит на горшок (снимает штанишки, садится на горшок, одевается сам). 3 года

Из этой таблицы явно видно, что ранее полутора лет нет смысла требовать от ребенка осознанных навыков использования горшка. Полтора года — это начало пути к горшку. Только в 3 года мозг большинства малышей дозревает до безупречного использования горшка. Как обычно, есть исключения из правил — дети с быстрыми темпами развития.

Если малышу исполнилось полтора года наступила пора активных действий по приобщению к горшку. Несколько самых эффективных советов:

  • Самым эффективным способом приобщения к горшку является осознание ребенком его функций. Для этого необходимо ребенку многократно объяснять назначение горшка, демонстрировать последовательность его использование.
  • Обыгрывайте ситуации на игрушках. Водите на горшок игрушки. Для этого хорошо подходят резиновые животные для купания с дырочками. В них можно набирать воду и затем их опорожнять в горшочек. Мы для этого использовали куклу, которая умела пить и писать. Но я не могу похвастаться, что нам это очень помогло. Все-таки всему свое время.
  • Хвалите за хорошие результаты. Помните, что хвалить надо уметь, иначе это может привести к тому, что у ребенка сформируется неверная самооценка, которая впоследствии может принести разочарование в родителях и в себе. Хвалите результат деятельности ребенка, а не самого ребенка. Говорите, что ребенок сделал правильно, попал в цель и т.п. Обращайте внимание на то, что штанишки остались чистые и сухие и в таких штанишках приятно ходить. Поделитесь своими позитивными эмоциями, расскажите, как Вы рады тому, что малыш научился использовать горшок.
  • В полтора-два года стОит отказаться от использования подгузников в течении дня, если Вы не сделали этого ранее. Когда ребенок научится оставаться сухим в течении дня, можно переходить к следующему этапу — убирать подгузник на ночь. Для второго этапа тоже может потребоваться много времени, будьте к этому готовы.
  • Не усердствуйте! Ребенок — это такой же человек, у которого присутствует воля и свобода выбора. В случае если он почувствует принуждение, можно получить обратный эффект — отказ. Так, в свое время я за свои «старания» получила полный отказ от горшка, в течении которого мой ребенок делал свои дела «куда угодно», но только не в горшок.
  • Многие дети в возрасте 1,5-2 лет начинают ценить самостоятельность. Используя это, процессу приобщения к горшку можно придать особое значение, доверив ребенку самостоятельный выбор горшка в магазине. Если горшок уже есть, то, наверняка, не помешает второй (первый можно отправить на дачу или к бабушке). Если ребенок горшок всерьез не воспринимает можно предложить приобрести накладку на унитаз и ходить в туалет «как взрослому». Не забудьте этот вопрос предварительно согласовать с малышом 🙂 , таким образом вы вызовете у ребенка ожидание и заинтересованность. Также покупка нового горшка является хорошей «перезагрузкой» отношений в случае отказов.
  • Дополнительно к перечисленному выше можно привлекать к обучению игрушки и книжки, раскрывающие суть назначения горшка. Например, книжки «Макс и горшок» (Labirint).

Еще раз обращаю внимание, что осознанное использование горшка в большинстве случае происходит на третьем году. Конечно, можно успешно заниматься выработкой условных рефлексов к горшку (высаживанием) даже до года, но от этого время осознания этого процесса кардинально не изменится. Поэтому все перечисленные советы периодически можно пробовать и наблюдать за изменениями в отношениях ребенка к горшку.

Как приучить ребенка к горшку | Наша хронология

Не считаю эту часть статьи сколько-нибудь полезной, так как сроки и условия приобщения очень индивидуальны. Но думаю, что она будет интересна, поэтому приведу нашу хронологию:

  • Начитавшись информации о том, что дети уже в один год могут ходить осознанно на горшок, с начала 1 года мы использовали подгузники только на прогулку. Сон у нас происходил в лучших традициях предыдущего поколения — пеленки и клеёнка. Сейчас, я абсолютно точно могу сказать, что это было зря и нисколько не ускорило наше приобщение к горшку.
  • В конце 1 года 3 месяцев мы успешно начали практиковать прогулки без подгузника. Яна не умела подавать сигналы о позывах, но научилась терпеть. К тому моменту я получила стойкий отказ от горшка по причине навязчивого приобщения к нему 😥 или проблем со стулом (хотя они наблюдались от силы пару раз и были кратковременные). Яну было невозможно усадить на горшок даже при необходимости. При любых попытках усадить на горшок наблюдались плач и крики. Поэтому при возвращении с прогулок у нас в обязательном порядке пачкались домашние штанишки, в то время, как горшок простаивал в углу.
  • В 2 года ровно произошло первое сближение с горшком. Яна забыла про негатив к горшку и соглашалась на него сесть, научилась снимать/одевать штанишки, кряхтеть при потребности «по-большому». При этом требовалось активное участие — сидеть рядом на унитазе, подбадривать и комментировать происходящее. В этот период наблюдалось много промахов. Также в начале третьего года Яна научилась подавать первые сигналы о наличии потребности — она начинала теребить штанишки и похныкивать на прогулке.
  • В 2 года 2 месяца навык использования горшка был доведен практически до совершенства. При нахождении дома Яна научилась самостоятельному использованию горшка, на улице — проситься.
  • В 2 года 4 месяца научились озвучивать необходимость по-маленькому — «сь-сь-сь».
  • Единственным моментом, требующим совершенствования остается ночной сон. На данный момент мне приходится ночью её будить. Некоторые практикуют вечернее ограничение в жидкости. Это эффективно, но на мой взгляд потребность в жидкости для организма ребенка важней, чем сухая постель.

Дорога к сухой постели | Откровение

Первый этап приобщения к горшку заключается в его дневной регулярной эксплуатации. Второй более сложный этап — самостоятельное пробуждение ребенка ночью. В зависимости от специфики психики одни люди спят более чутко, других «пушкой не разбудишь».

Мой ребенок из категории — «пушкой не разбудишь». Но яжправильнаямать, поэтому я прилагала максимум усилий, чтобы Яна научилась просыпаться при возникновении потребности. С года я перестала использовать подгузники на сон, в ожидании, что ощущение мокрых пеленок как-нибудь форсирует процесс. Процесс ожидания затянулся до 4,5 лет. До этого момент мокрые простыни и одеяло были практически каждый день. На подгузники я не переходила, так как боялась, что убрав фактор мокрых простыней уменьшу шансы ребенка прочувствовать ситуацию. Только в 4,5 года Яна начала самостоятельно просыпаться, будить нас и проситься в туалет.

Существует много подходов к лечению ночного энуреза:

  • Будить среди ночи на горшок . Есть такая гипотеза, что если будить ребенка ночью, он привыкнет просыпаться регулярно и станет при позывах в туалет просыпаться. Эту гипотезу в течении многих лет проверяла моя мама на моем брате. Вы знаете, она не работает! У брата всегда был настолько крепкий сон, что он даже в младенчестве не просыпался ночами, а утром его приходилось будить для кормления. Первые годы после рождения брата у мамы был бонус — спокойные ночи. Большинство мам об этом только могут мечтать. Зато этот бонус впоследствии компенсировался: если брата не будили на горшок в середине ночи, он писался в постель. Поэтому приходилось просыпаться и будить ребенка, чтобы сводить на горшок. Это делалось практически еженощно вплоть до школьных лет.
  • Нехватка определенного гормона . Одно из мнений причин неумения просыпаться ночью по нужде — нехватка определенного гормона. Т.е. синтез этого гормона в организме у детей может сформироваться в различном возрасте. В большинстве случаев — в 2-3 года, в некоторых случаях позже. При таком подходе детям выписывают курс препаратов для медикаментозной стабилизации уровня гормона.
  • Психологические зажимы. Мне больше близок этот вариант. Я считаю, что писающийся ночами ребенок не может проснуться из-за того, что в голове не настроена процедура просыпания при потребности мочеиспускания. Если ребенка регулярно будить ночью, то установка этой процедуры в голове у ребенка не произойдет из-за отсутствия потребности. Постель всегда сухая и комфортная, ведь мама с папой заботятся. Получается причин учиться просыпаться ночью нет. Если же ребенка не будить на горшок среди ночи, а давать прочувствовать мокрые простыни и зловонный запах, тем самым мы предоставляем ребенку веское основание для того чтобы научится просыпаться. И да, решение психологического зажима осуществляется самыми разнообразными способами. Знаю, что профессионалы справляются с ними быстро, но я обычная мама и все, что я пробовала долгое время не срабатывало. Яна начала просится среди ночи в туалет после переезда в новую квартиру — видимо стресс от нового места жительства оказался сильней и на этом фоне процедура просыпания при потребности мочеиспускания начала работать.

Как приучить ребенка к горшку | Высаживание

Прочитав текст выше, многие скажут «Ваш опыт неинтересен. Ребенок подружки ходит на горшок с 6 месяцев. Они практиковали высаживание с рождения. И мы будем также.». Мне не хочется никого огорчать, но я обязана вас предупредить о том, что высаживание подходит не всем.

Для тех, кто не в курсе, объясняю, высаживание — это улавливание сигналов (плача, кряхтения и т.п.) малыша при позывах в туалет с последующим размещением ребенка над раковиной или горшком для опорожнения.

Начну с нашего опыта. Когда Яне исполнился 1 месяц, я, начитавшись книг о высаживании, начала улавливать сигналы позывов и держать её над раковиной. При этом количество мокрых пеленок сократилось примерно на 80%. Я была довольна, как слон и даже возомнила себя умнее большинства. При построении планов на будущее я рассчитывала, что к году мы навсегда забудем о мокрых штанишках .

В три месяца Яна начала воспринимать свои ощущения при позывах к туалету, как норму. Она уже не боялась того, что должно произойти. С тех пор позывы больше не доставляли неудобств и не вызывали волнений. На этом моменте пропали все сигналы, по которым можно было предположить желание опорожниться и наше высаживание подошло к своему логическому завершению!

Впоследствии, изучив дневники немногочисленных мам, которые успешно практиковали высаживание с первых месяцев жизни и книгу о высаживании, я пришла к следующим выводам:

  • Лучшее время для начала высаживания 1-2 месяца.
  • Высаживание базируется на формировании условных рефлексов. Условные рефлексы непостоянны. Они могут видоизменяться и угасать.
  • В связи с развитием мозговой деятельности уже в 3-4 месяца ребенку становятся доступны новые яркие эмоции. В это время сигналы позывов становятся знакомыми и, в зависимости от эмоциональности личности, могут практически не отличаться эмоциями от других впечатлений получаемых в течении дня. В связи с этим учащаются ошибки при которых высаживается ребенок, который не хочет в туалет. Проще говоря — мама путает эмоции от позывов с другими эмоциями. После череды таких ошибок условный рефлекс может угасать.
  • Высаживание имеет большую схожесть с дрессировкой. Дрессировка — это способ обучения животных, использующий бессознательные механизмы (условные рефлексы и навыки). Осознанное отношение к горшку появляется в 1,5-2 года, более раннее приучение к горшку базируется на условных рефлексах. Навыки высаживания основаны на успешности «дрессировки» малыша. Данным сравнением я не хочу никого задеть или отговорить от высаживания, но речь о нём я завела не спроста. Изучив вопросы эффективности дрессировки животных, можно лучше понять факторы неудач. Определенные типы темперамента лучше подвержены определенным типам дрессировки. Разумеется, в отношении ребенка, допустим тип «дрессировки» только на основе поощрений (ласка) и положительной мотивации (обещания комфорта). Из этого следует, что часть детей невозможно приучить к высаживанию. Причина в этом вовсе не неправильный подход, а особенности темперамента ребенка, в частности яркость и регулярность проявления эмоций, и индивидуальных факторов формирования условных рефлексов. Некоторые дети после серии успешных высаживаний закрепляют эту связку в памяти. При последующих позывах стараются воспроизвести последовательность действий из своего успешного опыта — «плач, высаживание, поощрение ласковым голосом мамы». Зачастую мамы добавляют негативное «ай-ай-ай» при неудачах. В зависимости от используемого тона, «ай-ай-ай» может также служить наказанием или констатацией отрицательного результата. Современной психологией доказан вред использования грубости, поэтому я не буду развивать тему грубого тона. Констатация отрицательного результата мягким настойчивым тоном в неосмысленном возрасте не эффективна и может вызвать обратный результат — любопытство и интерес к звукам. Тем не менее, я не считаю использование «ай-ай-ай» на первом году жизни плохой практикой. Это выражение можно отнести к эмоциональному общению, а любое качественное общение, как известно, полезно для развития мышления ребенка.

Завершение

К сожалению, чудесных секретов мгновенного приобщения к горшку не существует, поэтому я советую запастись терпением и найти силы вовремя отказаться от использования подгузников. Еще раз повторюсь, что ранний отказ от подгузников ничего кроме лишней стирки не даст. Оптимально в районе полутора лет — двух лет в соответствии со сроками созревания мышления для приобщения к горшку.

Всем радости и удачи в освоении новых навыков! Напоследок пара вопросов для сбора статистики:

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок ДНЕМ

С какого возраста ваш ребенок стал просится на горшок НОЧЬЮ

Если вам понравился материал блога, подпишитесь на или присоединяйтесь к группе .

Возможно Вам будут интересны следующие материалы:

  • (наша история);

Как приучить ребенка к горшку. Сроки созревания необходимых реакций. Ошибки мам.

Об авторе Мама зануда

В недалеком прошлом инженер-программист. Любимые платформы ASP.NET, MS SQL. Стаж в области программирования 14 лет. В блогинге с 2013 (год рождения Яны). В 2018 превратила хобби в любимую работу. Теперь я - блогер!

Навигация по записям

Как приучить ребенка к горшку. Теория и наш опыт пребывания с года без подгузников : 15 комментариев

  1. Аля

    Мне нравится ваш сайт)) однако до 4.5 лет менять мокрые простыни — это у вас просто мегатерпение… И что хорошего в этом для ребёнка?… Считаю, что всему своё время, сама пыталась научить ребёнка пользоваться горшком после года, и никого результата (кроме испорченных нервов, своих и ребёнка). После 2 лет САМ снял подгузник и начал проситься на горшок. Утром часто сухой просыпается, но бывает и нет и я не собираюсь отменять пока подгузник.

  2. Анна

Добрый день! Сегодня продолжаем разбирать тему как приучить ребёнка к горшку?

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители, решив приучать ребёнка к горшку.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

ОШИБКА №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте.

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Совет №1. Не торопиться!

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев.

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи. Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

ОШИБКА №3

Слишком сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

В стремлении побыстрее приучить ребёнка к горшку, мы забываем о том, чья это зона ответственности?

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать. Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

СОВЕТ № 3. Создавайте условия при которых приучение к горшку произойдет самостоятельно!

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

ОШИБКА №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

Чем это чревато?

В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.

В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога.

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» - это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки. Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям - вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире.

ОШИБКА № 5

Незнание стадий знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)

Пример №1.

Пример №2.

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»