Литературные произведения к направлению верность и измена. Аргументы к направлению «Верность и измена»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Тематическое направление 1. «Верность и измена» Официальный комментарий ФИПИ: Тема верности тесно связана с выбором. Определив для себя эталон поведения, идеал, ценности, человек следует им в своей жизни. Иными словами, верность – это линия поведения человека в соответствии с его выбором, это готовность человека отстаивать то, что ему дорого, что ценно в его жизни.

Тематическое направление 1. «Верность и измена» В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.

Синонимы: Постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность Предательство, вероломство, неверность, непостоянство, неустойчивость, переменчивость, обман Афоризмы и высказывания известных людей: «Постоянство - основа добродетели» О. Бальзак «Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку» Э. Тельма «Предатели предают прежде всего себя самих» Плутарх «Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям» Шекспир «Верная любовь помогает переносить все тяготы» Ф. Шиллер «Доверие - признак мужества, а верность - свидетельство силы» Мария Эбнер Эшенбах «Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» Дж. Свифт

Основные аспекты раскрытия темы 1. КОМУ или ЧЕМУ быть верным? КОМУ или ЧЕМУ изменить? Верность-измена Отечеству, большой и малой родине. Верность-измена в дружбе, любви. Верность-измена идеалу, целям, принципам, ценностным установкам. Верность-измена своему внутреннему «Я» . Верность долгу, профессии (таланту).

Примерные темы Что такое верность? Что такое предательство? Что такое верность долгу? Что значит быть верным самому себе? Как связаны понятия «верность» и «любовь» ? «верность» и «дружба» ? Что толкает человека к измене? Что помогает человеку сделать выбор между верностью и изменой? Почему важно быть верным своему слову? Какова цена предательства? Можно ли простить предательство? Нужна ли верность современному человеку?

Примерные темы Согласны ли вы с утверждением «Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера» (Ларошфуко)? Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима» ? Как вы понимаете слова Н. Г. Чернышевского: «Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души» ? Согласны ли вы с высказыванием Плутарха: «Предатели предают прежде всего себя самих» ? Справедливо ли высказывание А. П. Чехова: «Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки» ?

Художественные произведения Верность-измена в дружбе, любви. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» . А. С. Пушкин «Цыганы» , «Дубровский» , «Капитанская дочка» , «Евгений Онегин» . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» . Л. Н. Толстой «Война и мир» , «Анна Каренина» . А. Н. Островский «Гроза» И. А. Бунин «Тёмные аллеи» , «Митина любовь» . А. И. Куприн «Куст сирени» , «Гранатовый браслет» . М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» В. А. Каверин «Два капитана» . В. К. Железников «Чучело» . С. Л. Львов «Друг моего детства» . В. В. Быков «Сотников» . В. Шекспир «Ромео и Джульетта» А. Дюма «Граф Монте-Кристо» , «Три мушкетера»

Художественные произведения Верность-измена Отечеству, большой и малой родине. М. Ю. Лермонтов «Бородино» . А. Т. Твардовский «Василий Теркин» . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» . Н. С. Лесков «Левша» . В. Г. Распутин «Прощание с Матерой» . А. И. Солженицын «Случай на станции Кочетовка» , «В круге первом» А. А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю… » , «Реквием» . М. А. Шолохов «Тихий Дон» . В. В. Быков «Сотников» . Б. Л. Васильев «В списках не значился» , «А зори здесь тихие…» , «Не стреляйте в белых лебедей» . В. Г. Распутин «Живи и помни» .

Художественные произведения Верность-измена своему внутреннему «Я» (идеалам, ценностям). Н. В. Гоголь «Портрет» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Верность – это черта характера, которая привлекает людей, потому что верный человек надёжный, он всегда является опорой в любой жизненной ситуации, на такого человека можно положиться, ему можно верить. Верность всегда связана с терпением, самоотдачей, верный человек не требует ничего взамен, он бескорыстен. В основе верности людей всегда доверие другу. Верность – это постоянство. Верный человек всегда точно знает, чего он хочет, к чему стремится, поэтому достигает высоких результатов, осуществляет задуманное. Человек может быть верен в дружбе, любви. Верность – основа патриотизма. Человек, верный своему народу, Родине, никогда не станет предателем. Это тот стержень, на котором держатся стойкость, смелость, мужество, непреклонность, патриотизм.

Измена – это поступок, результат выбора личности, способной нарушить взятые на себя обязательства, предать идеалы, людей, Родину. Это неспособность человека быть верным своему выбору, выбору профессионального пути, целей, идеалов или нравственных ориентиров. Измена в любви – это нанесение глубокой душевной раны любящему, предательство. Измена идеалам – это отход человека от тех принципов, ориентиров, которые он выбрал когдато для себя. Это может лишить его жизненной опоры, сделать несчастным. Измена Родине, народу – это стремление выбрать для себя лично лёгкий путь, выжить любой ценой в трудный для страны период, предать всё, что составляет основу жизни человека, это одно из отрицательных нравственных качеств человека, которое всегда было презираемо в обществе.

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Обычный молодой человек - Пётр Гринёв - оказывается свидетелем и невольным участником сложных исторических событий. Его отец, бывалый офицер, понимает верность в ограниченном смысле – как верность тому, кому дал присягу. Но Пётр, взрослея на пережитых событиях, стараясь выполнить наставление отца, расширяет понятие верности до общечеловеческого. Он не изменил данной присяге, но в Пугачеве - своём враге - он видит человеческие черты, ту же верность и мужество. Именно к Пугачеву обращается за помощью Гринёв, когда Маша оказывается в беде.

Совершенно другим предстаёт перед нами офицер Швабрин. Его верность - показная, он использует её для достижения собственных целей. К Пугачеву Швабрин присоединился только затем, чтобы сохранить себе жизнь и, возможно, даже извлечь выгоду. Это низкий, подлый человек, о чём свидетельствует хотя бы то, что он использует своё положение, чтобы насильно завладеть Машей.

Капитан Миронов, отец Маши - образ настоящего русского офицера, преданного Родине, бесстрашного и справедливого. Савельич - постой крепостной, самоотверженно служащий хозяевам: ради них он готов жертвовать даже жизнью.

Образ Пугачёва противоречив. С одной стороны, власть признает его преступником. С другой - он тоже проявляет человеческие качества и может справедливо оценить чувства долга и верности у других людей. Именно поэтому Гринев нравится ему, и Пугачёв дарит ему жизнь, а также помогает вызволить Машу из рук Швабрина.

Вывод Важно не только «беречь честь смолоду» , но и не терять её в перипетиях жизни. Верность себе и своим нравственным принципам делает человека свободным. Предательство, в основе которого лежит страх за себя, превращает человека в «раба» .

Драма А. Н. Островского «Гроза» Катерина, полюбив Бориса, изменяет мужу и сразу своё чувство называет греховным. Свою оценку поступку невестки даёт Кабанова. После покаяния Катерины она бросает сыну: «Вот куда воля-то ведет!»

Нарушение патриархального закона, «выход» из воли старших мыслится как преступление, за которое должно последовать наказание. Но никто не судит Катерину беспощаднее её самой: отсюда и трагический финал. Изменив привычному миру, героиня не мыслит другого исхода. Побег ничего не решит. «Закон» внутри неё. Она остаётся верна себе, своей фанатичной вере.

Вывод Изменив другому, человек часто терзается и в своих мучениях доходит до крайности – наказывает себя самым страшным способом, лишая жизни. Он это делает потому, что измениться не может, не видит «выхода» из сложившейся ситуации. Нет свободы там, где есть «воля» страсти и отсутствует выбор.

Повесть В. Быкова «Сотников» Писатель показывает превращение вчерашних единомышленников, товарищей по борьбе с общим врагом в непримиримых антагонистов, восхождение одного к подвигу самопожертвования и погружение другого в бездну предательства. Быков решает вопрос: почему столь непримиримо разошлись пути партизан Сотникова и Рыбака, добровольно вызвавшихся выполнить задание и волею жестоких обстоятельств попавших в руки врага?

Проще всего было бы объяснить это трусостью одного и мужеством другого. Но как раз такое объяснение автор не даёт. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему «перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать» . А Рыбак вовсе не трус: «сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако всегда он держался достойно, по крайней мере, не хуже других» (так оценивает своего бывшего соратника сам Сотников уже после того, как Рыбак согласился стать полицаем).

Сюжет состоит из двух этапов. На первом оба героя достойно проходят испытание: хутор, на который они направлялись, сожжен, в предрассветных сумерках попались на глаза полицейскому патрулю, в перестрелке Сотникова ранило в ногу. . . Рыбак ничуть не уступает Сотникову. Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, где может выручить инстинкт, Рыбак хорош. У него есть и чувство локтя, и благодарности, и сострадания. Вспомним эпизод со старостой Петром, которого Рыбак (заслужив, кстати, упрек от Сотникова) пощадил только потому, что «очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр» . И чутьё не подвело.

Но всегда ли спасителен житейский здравый смысл? На втором этапе испытаний обостряется ситуация выбора и его «цена» . На первом этапе жизнь человека зависела от шальной пули, от случайного стечения обстоятельств, теперь же – от собственного, вполне осознанного решения: предать или не предать. Начинается противоборство с машиной тотального подавления - фашизмом. Что может хрупкий человек противопоставить этой грубой силе?

Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап, чтоб вновь быть со своими. Но в борьбе с фашизмом житейского здравого смысла уже недостаточно. «Действительно, фашизм – машина, подмявшая под свои колеса полмира, разве можно бежать ей навстречу и размахивать голыми руками? Может, куда разумнее будет попытаться со стороны сунуть ей меж колес какую-нибудь рогатину. Пусть наборется да забуксует, дав тем возможность потихоньку смыться к своим» . Вот образец логики Рыбака. Руководствуясь самыми благими намерениями, он начинает вести свою «игру» со следователем Портновым. Чтоб перехитрить врага, «надо немного и в поддавки сыграть» , чтоб не дразнить, не раздражать зверя, надо чуток поступиться. . . И ведя эту «игру» , Рыбак незаметно для себя все дальше и дальше отступает, отдавая в жертву «машине» Петра, Демчиху, Сотникова.

А Сотников, в отличие от Рыбака, с самого начала знает, что с машиной тотального порабощения играть в кошки-мышки нельзя. И он сразу отказывается от компромисса. Он выбирает смерть. Что поддерживает Сотникова в его решимости? Как пишет Быков, он «обременен многими обязанностями перед людьми и страной» , которые ставят массу моральных запретов. Более того, они заставляют человека обостренно чувствовать свой долг перед другими, испытывать вину за чужие несчастья. Сотников «мучительно переживал от того, что так подвел Рыбака, да и Демчиху» , его гнетёт «ощущение какой-то нелепой оплошности по отношению к этому Петру» . Сотников идет на казнь, и чувство долга перед людьми дает ему силы улыбнуться одними глазами мальчонке из толпы – «ничего, браток» .

Вывод: чем тяжелее груз обязанностей перед людьми и страной, тем прочнее, тверже стоит душа, тем свободнее, увереннее совершает человек свой последний выбор – выбор между жизнью и смертью. Сотникову есть кого защищать, ему есть за что умирать. И возможность свободы в роковой, безвыходной ситуации – самому сделать последний выбор – Сотников использовал: он предпочел по совести «уйти из этого мира» , чем оставаться в нём ценой отказа от совести, он предпочел умереть человеком, чем выжить сволочью.

Вывод Любая измена превращает жизнь в существование, оставляя в душе пустоту, верность же раскрывает лучшее в человеке, делает его духовно сильнее.

Работа c текстами готовых сочинений «Важно ли быть верным своему слову? » Текст сочинения Важно ли быть верным своему слову? И что же Комментарий эксперта Сказано много общих и правильных слов, но не сказано такое верность? Прежде всего, верность-это показатель мужества, это ответственность за свои главного. А именно, что слова. Очень часто человек выбрасывает слова на верность слову только тогда является признаком ветер и совсем забывает, к каким последствиям самодостаточности, мужества и это может привести, а значит и забывает брать силы личности, когда человек ответственность за эти слова. Не быть верными остается верным слову даже своему слову- это прежде всего быть предателем тогда, когда это ведет для него к самому себе. Ведь предавая свои слова и не брав неблагоприятным (правильно –не беря) за них ответственности, мы последствиям, доставляет страдания, даже ломает жизнь. предаем свои моральные качества, какие-либо Именно такие ситуации устои, воспитание и многое другое. И напротив, описываются в приведенных если мы до конца верны своему слову, то это примерах. показатель уважения к себе, показатель того, что мы самодостаточные и сильные личности.

Текст сочинения Так в произведении Александра Сергеевича Пушкина “Дубровский” перед нами предстает образ Маши Троекуровой. Семнадцатилетняя, красивая и стройная девушка, которая влюбляется в своего учителя Дефоржа, вовсе не подозревая, что это Дубровский. Но отец Маши решает выдать ее замуж за старого князя Верейского, которого она так не любит. В день свадьбы девушка тянула время как могла, надеявшись на то, что вот-вот приедет Дубровский и спасет ее. Но после слов, которые она дала священнику, Маша уже ни на что не надеется и никого не ждет. Она не в силах нарушить клятву, которую она дала мужу. И в последствии Маша отвергает Дубровского, и остается верна своим словам. Рассмотрим еще одно литературное произведение А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Главная героиня-Татьяна Ларина. Мечтательная девушка, которая жила в своем собственном мире. Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, в котором рассказывает о своих чувствах. Но Онегин не принимает их и отвергает Татьяну. Героиня не пала духом, а наоборот, она начала расширять свои кругозор, больше читать, и относится к жизни проще. Она выходит замуж, но не по любви, а по желанию матери. Проходит время, и судьба снова сводит главных героев.

Текст сочинения Комментарий эксперта И тогда Онегин влюбляется в Татьяну без памяти, она полностью его очаровала. Но теперь очередь Татьяны не принимать чувства Онегина. Да, она призналась в том, что не переставала его любить, что несчастна, но заканчивает она свою речь словами: “Я другому отдана; И буду век ему верна!» . И тут становится все на свои места. Верность своему слову- это принцип для Татьяны, который она сохранила, будучи светской дамой. Маша отказывается бежать с Дубровским - и теперь обречена жить с нелюбимым человеком. Татьяна любит Онегина, но тоже отказывается ответить на его чувство и остается с генералом, за которого вышла замуж не по любви. Ради чего они так поступили? Чтобы сохранить целостность личности и уважение к себе? Далеко не факт. Они поступили так потому, что таково было их воспитание, таковы были усвоенные ими с детства представления о дворянской чести и чести женщины. Последуй они своему чувству, и они были бы отвергнуты светом, их бы презирал свой круг. Ну и какая же тут мужественность и целостность личности?

Текст сочинения Комментарий эксперта Подходя к выводу, хочу сказать, насколько все же важно быть верным своему слову. Если бы Маша или Татьяна не были настолько ответственными что бы было дальше? Своими поступками они показали всю силу своей воли и мужественность характера. Они не предали свои устои, принципы, и конечно же, свое воспитание. Вы и сами в конце спрашиваете: "Если бы Маша или Татьяна не были настолько ответственными что бы было дальше? " Но не отвечаете на этот вопрос, а ведь в нем вся соль. Вместо этого просто повторяете те же тезисы, что были и во вступлении - что героини показали силу и мужественность, не предали принципов и т. д. Так делать неправильно: заключение должно не просто повторять исходные тезисы, а быть их развитием. Это у Вас не получилось. Попытайтесь всерьез ответить на заданный Вами же вопрос и попробуйте еще раз.

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит...

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы» ).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» ) Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза» ) Верность и измена - это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба - Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все...». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир» ).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи» ).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой - мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» ). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи...

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия» ).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен...

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта» ).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Верность и измена - это два сложных социальных концепта, которые имеют огромное значение для человечества.

Верность, как мы понимаем, является положительной характеристикой. Измена, в свою очередь, наделена отрицательной коннотацией. Стоит рассматривать верность и измену не только в призме любовных отношений двух людей. Эти концепты универсальны. Верность - морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности - измена. "Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Похожие качества: посвящённость, неизменность, твёрдость, непоколебимость. Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.

Синонимы: преданность, постоянство, выдержка, неизменность, твердость, непоколебимость, рачение, рачительность, честность, точность, исправность, добросовестность, аккуратность, правильность, безошибочность, справедливость, достоверность; любовь,; несомненность, непогрешимость, правоверность, приверженность, бесспорность, очевидность, доподлинность, самоочевидность, надежность, неискаженность.

Измена - нарушение верности кому- или чему-либо. Синонимы: предательство, вероломство, неверность; блуд, штрейкбрехерство, супружеская неверность, нож в спину, прелюбодейство, прелюбодеяние, отступничество, адюльтер.

Комментарий ФИПИ: "В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте".

Так как эти понятия довольно широкие, рассмотрим из в разном контексте.

1. Верность/ измена в широком смысле.

2. Верность/ измена в любовной сфере.

3. Верность (измена) Родине, государственному долгу

4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.

5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.

6. Верность животных своим хозяевам.

Цитаты для итогового сочинения по направлению "Верность и измена".

1. Верность/измена . Доверие - признак мужества, а верность - свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)

2. Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)

3. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

4. Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить? (Конфуций)

5. Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)

6. Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)

7. Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)

8. Постоянство - основа добродетели. (О. Бальзак)

9. Хранить верность - это достоинство, познать верность - это честь. (Мария Эбнер-Эшенбах)

10. Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)

11. Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)

12. Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)

13. В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)

14. Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)

15. Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен читателю всегда. (У. Х. Оден)

16. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. (Ф. де Ларошфуко)

17. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены. (Ф. де Ларошфуко)

18. Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу.

19. (Тацит Публий Корнелий)

20. 2. Верность/ измена в любовной сфере.

21. В требовании верности - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт (О. Уайльд)

22. Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)

23. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (А.П. Чехов) Люди часто изменяют ради честолюбия, но потом уже никогда не изменят честолюбию ради любви. (Ф. де Ларошфуко)

24. Постоянство - это всегдашняя мечта любви. (Вовенарг)

25. Любят тех, кто собирается предавать, но ненавидят уже предавших. (Дм. Аркадий)

27. Нельзя надеяться на женскую верность; счастлив, кто смотрит на это равнодушно. (А.С. Пушкин)

28. Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой. (Стендаль)

29. Основа любви, первейшее её условие – вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)

30. 3. Верность/измена Родине, государственному долгу.

31. Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. (Н.Г. Чернышевский)

32. Существует только одно преступление, которое не искупается, - это измена своему государству.Родину нельзя изменить, ее можно только предать. Человек, истинно любящий Родину, всегда знает ей цену… Чтобы высказать свое мнение, не обязательно быть известным человеком... (Е.В.Гущина)

33. Невежество, эгоизм и предательство – вот три непримиримых врага патриотизма. (Гарегин Нужде)

34. Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)

35. Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. (Гюго В.)

36. Разве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)

37. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».(С.А. Есенин)

38. Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)

39. Я понимаю верность как верность родине, а не ее учреждениям и правителям. Родина - это истинное, прочное, вечное; родину нужно беречь, надо любить ее, нужно быть ей верным; учреждения же - нечто внешнее, вроде одежды, а одежда может износиться, порваться, сделаться неудобной, перестать защищать тело от холода, болезни и смерти. (М. Твен)

40. 4. Верность /измена по отношению к другу, товарищу и т.д. Будь верен тому, кто верен тебе. (Плат)

41. И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счётов. (Д.Б. Шоу)

42. Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь. (Этьен Рей)

43. Измена другу - преступленье Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега)

44. Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельман)

45. Наполовину друг - предатель вполовину. (В. Гюго)

46. Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)

47. Преданный тебе - это друг; преданный тобой - враг. (А. Наданян)

48. 5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям и т.д. Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)

49. Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. (У. Черчилль)

50. Кто верен только себе, неверен всегда с другими. (Л. Сухоруков)

51. Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж. Жубер)

52. Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)

53. Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)

54. Если ты утаил правду, скрыл её, если ты не поднялся с места и не выступил на собрании, если выступил, не сказав всей правды, - ты изменил правде. (Дж. Лондон)

55. Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она. (А.С. Пушкин)

56. Изменять или не изменять – полностью ваше дело. Главное, не изменять себе, не растрачиваться на то, что на самом деле не нужно, и уметь хранить то, что действительно ценно. (О. Рой)

57. Быть подлинным значит быть верным самому себе. (Ошо)

58. Живость ума не слишком красит человека, если ей не сопутствует верность суждений. Не те часы хороши, что ходят быстро, а те, что показывают точное время. (Вовенарг)

59. Слово «верность» принесло много вреда. Люди приучились быть «верными» тысяче несправедливостей и беззаконий. Между тем им следовало быть верным только себе, и тогда они восстали бы против обмана. (М. Твен)

60. Предатели предают прежде всего себя самих. (Плутарх)

61. 6. Верность животных своим хозяевам. Белый Клык не любил Серого Бобра - и все же хранил верность ему наперекор его воле, его гневу. Он ничего не мог с собой поделать. Таким он был создан. Верность была достоянием породы Белого Клыка, верность отличала его от всех других животных, верность привела волка и дикую собаку к человеку и позволила им стать его товарищами. (Дж. Лондон)

62. Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки. (А.П. Чехов)

63. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние. (Г. Троепольский)

64. Немало уже написано о собачьей верности, но никто, кажется ещё не сказал, что верность - это счастье. Кто служит тому, кого любит, тот уже получает свою награду. (Л. Ашкенази)

65. Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой горячей благодарностью платит она за это. В бескорыстной и самоотверженной любви зверя есть нечто, покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу и обманчивую преданность, свойственные Человеку. (Э. А. По)

Направление «Верность и измена»

1) Верность - очень красивое слово. Обычно это понятие ассоциируется у людей с отношениями между мужчиной и женщиной, но значение этого концепта шире, чем может показаться на первый взгляд. Так что же тогда значит «быть верным»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откроем словарь Ожегова.
"Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга". Как мы видим из определения, верность - это положительное свойство личности, характеристика, которая коррелирует с другими нравственными качествами: с совестью, честностью, благородством, со смелостью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность затрагивает практически все сферы жизни человека.
Преданным можно быть любимым, друзьям, Отечеству, слову или моральным принципам. А о верности животных своим хозяевам слагают легенды и поют песни. Тема верности является ключевой в творчестве многих писателей и поэтов.

3) Верность - это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях. Она основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Полная противоположность верности - измена. Мне кажется измена - это нарушение верности кому или чему-либо. И одно, и другое явление имеют огромное значение для человека.
Верность и измена в жизни и в литературе показана, как различные проявления человеческой личности. Проблема верности и измены в любовной сфере поднимали многие авторы.

4) Мы довольно часто в жизни слышим эти антонимы: верность и измена. И все понимают эти слова по-своему. Почему? Верность определяется как постоянство в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко, кто вспоминает о значении корня слова - вера. Вера - это убеждение в чём-то, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена есть ни что иное, как нарушение верности кому- или чему-либо. Согласно христианской этике измена является особенно серьезным грехом. Но измена не обязательно должна быть в области веры. Есть такое понятие как супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям. Всё это разновидности этого всеобъемлющего понятия.

5) Человеку свойственно делать выбор в жизни. Особенно в годы, когда несчастье обрушивается на всю страну. Верность идеалам, на которых он воспитан, ценностям, внушённым им с раннего детства в семье, школе, патриотизм — всё это становится той силой, которая позволяет ему вместе с народом пережить испытания. Тех, кто изменил всему этому, кто остался за чертой порядочности, чести, отделил себя от народа предательством, в любом случае ждёт страшная участь- не жизнь, а прозябание, ненависть и презрение народа. Над этим заставляют задуматься читателей писатели, создающие произведения о войне, чтобы каждый сделал верные выводы, понял, что только верность - стране, народу, семье, близким, самому себе — это залог счастья. А измена — это позор, презрение людей, а значит, не жизнь, а существование в вечном страхе, во лжи.

Аргументы к направлению «Верность и измена»

Измена 1) В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита изменила своему нелюбимому мужу. Но только это позволило ей остаться верной самой себе. Брак без любви мог обречь ее на гибель (духовную и физическую). Но она смогла найти в себе силы, чтобы начать жизнь с чистого листа и стать счастливой с любимым человеком.

2) В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она духовно изменила ему с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. Её измену, я думаю, можно оправдать. К измене ее толкнули 2 причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним. Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью Наташи, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.

3) Героиня пьесы Островского «Гроза» Катерина изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним - это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого: «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю». Самоубийство - смертный грех, Катерина знает это. Но идет на такой грех по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены мужу.

Предательство

В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат предал свои идеалы, почему и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха изменил себе и человеку, в невиновность которого верил. Этим человеком был Иешуа.

Верность мужу, любимому

1) В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.

2) Жена М. А. Булгакова, Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита, стала его ангелом-хранителем, ни разу не усомнившись в нем, безусловной верой поддерживала его талант на протяжении многих лет. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман «Мастер и Маргарита». Пробовала это сделать шесть или семь раз — безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В конце 60-х годов журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80—90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.

3) Маша Миронова из романа «Капитанская дочка» А.С.Пушкина - символ верности в любви. В сложной жизненной ситуации, когда она оказывается перед выбором: выйти замуж за Швабрина (без любви) или ждать своего любимого человека (Петра Гринева), она выбирает любовь. Маша остается верной Гриневу до самого конца произведения. Несмотря на все опасности, она отстаивает честь любимого перед императрицей и добивается помилования.

4) Татьяна — любимая героиня А.С. Пушкина. Нежная, честная, открытая, она, как и любая женщина, хочет любви. Героиня всем сердцем полюбила Онегина («Татьяна любит не шутя…»). Разочарование всегда болью отзывается в душе человека. Получив, в сущности, отказ, Татьяна страдает от отсутствия взаимности. Она продолжает любить Онегина. Это автор показывает во время встречи героев через несколько лет. Но уже многое изменилось, а самое главное — Татьяна замужем. Казалось бы, вот он, рядом, её возлюбленный, признаётся в любви, говорит о силе своих чувств. Однако героиня остаётся верна мужу. Она не способна на предательство в отношениях, не может сделать больно близкому человеку. Она не выбрала путь измены, оставшись чистой духовно и нравственно. Верность всегда связана с такими качествами личности, как ответственность, долг, исполнение своих обязанностей. Героиня понимает это, оставшись верной мужу («Но я другому отдана и буду век ему верна…»). Можно долго спорить о том, нужно ли было жертвовать любовью ради семейных отношений, ровных, спокойных, построенных только на уважении, но не на любви со стороны Татьяны. Её путь- путь верной, порядочной, честной жены.

Верность своим идеалам, своим принципам

1) В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.

2) Марья Болконская из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» посвятила всю свою жизнь служению близким, в частности своему отцу. Она терпела упреки в свой адрес, стойко переносила грубость отца. Когда армия противников наступала, она не оставила больного отца, не изменила себе. Интересы своих близких она ставила выше, чем собственные. Марья была глубоко верующим человеком. Ни тяготы судьбы, ни разочарования не смогли потушить в ней огонь веры.

3) В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» семья Ростовых показала, что даже в самые тяжелые времена можно сохранить достоинство. Даже когда в стране наступил хаос, члены этой семьи остались верными своим моральным принципам. Они помогали солдатам, принимая их у себя дома. Тяготы жизни никак не отразились на их характерах.

4) Несмотря на то, что Пугачев в романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкина представлен в романе как захватчик, тем не менее он обладает и положительным качеством - это верность своим словам. За все произведение он ни разу не нарушает данных обещаний и до последнего верит в свои идеалы, хотя их и осуждает большое количество людей.

5) Петр Гринев из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка» остается верен принципам чести, истинам, которые ему открыл отец. Даже страх смерти не способен повлиять на его решения. Понимая, что он так же, как и другие, может быть повешен, растерзан, он всё же ведёт себя предельно честно, не идёт на сделку со своей совестью, ибо помнит наказ отца: береги честь смолоду.

Верность Родине

1) Кутузов представлен в романе «Война и мир» Льва Толстого как человек, верный своему Отечеству. Он сознательно принимает непопулярные решения, которые многим не нравятся, в том числе и царю. Но он твёрдо убеждён, что только таким образом можно спасти свою страну от гибели.

2) В произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев остается верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность. Даже его симпатия к Пугачеву не меняет положения дел. Швабрин, спасая свою жизнь, предает свою страну, пятнает честь офицера, предает людей, которые защищали крепость вместе с ним бок о бок.

3) О верности своему долгу, государыне и Отечеству свидетельствует и то, что, когда Пугачев захватывает крепость, у людей появляется выбор: остаться верным долгу и чести или сдаться Пугачеву. Большая часть жителей встречает Пугачева хлебом и солью, в то время как отважные люди, такие как комендант крепости (отец Маши) Иван Кузьмич и Василиса Егоровна отказываются присягнуть «самозванцу», тем самым обрекая себя на гибель.

4) Верность своей стране, готовность служить ей до последнего вздоха является главной мыслью и в поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Этот знаменитый рефрен не оставляет сомнений: ведь земля - она та самая, родная! Измена ей - это измена семье, детям, любимым, всему, что дорого и свято.

5) В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» показано, как на войне проверялся каждый. Главный герой Андрей Соколов проявил лучшие черты своего характера: смелость, стойкость, выносливость, преданность Родине. Даже немецкий плен со всеми его ужасами не сломил его. Не случайно даже немецкий офицер Мюллер удивился стойкости русского солдата(«Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат…»)
Потеряв на войне семью, Андрей сохранил в душе любовь, которую отдал мальчику Ванюше, сделав его жизнь счастливой. Мы восхищается героем. Именно такие люди и спасли нашу страну от фашизма, все они — настоящие герои, верные своей Родине.

Однако были и изменники, те, кто предательством, жизнью других вымаливал у врагов возможность существовать. Вспомним сцену в плену, когда один из солдат готов был выдать командира, потому что не хотел умирать. Жестокая смерть от рук своих ждала его, страшный, незавидный конец.

6) В повести «Сотников» Василь Быков не показывает больших сражений, атак, а пытается понять, почему именно так повёл себя герой в той или иной ситуации, почему один из героев повести стал героем, а другой — предателем. Что движет поведением людей в нечеловеческих условиях? Автор подводит к выводу, что основа мужества, героизма - это верность человека родине, народу. Именно она является той силой, которая помогает пережить трудности, страдания, боль, сохранить человеческое достоинство даже перед лицом смерти. Именно таков Сотников. Скромный, вроде бы неприметный боец, он шаг за шагом шёл к своему подвигу. Вызвался идти за продуктами для отряда, хотя мог и не идти, так как был болен. Сколько в нём внутренней силы, стойкости! Как достойно он принял смерть, не став предателем. (И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им. Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть).
Рыбак же, всю жизнь изворачивавшийся, и здесь, в плену, решил вести себя так же. Спастись, жить — ради этого он готов на всё. («Здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства»). Но адская машина смерти уже закрутила его в своём механизме. Идти на сделку с фашистами не получилось. Совершив первое предательство, став полицаем, он совершает следующее, казня своего боевого товарища Сотникова («Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов»).

Измена Родине

1) В 1708 году Мазепа перешел на сторону противника Российского государства в Северной войне - шведского короля Карла XII. За измену и предательство его наградили орденом Иуды. В поэме «Полтава» Александр Сергеевич Пушкин показал Мазепу как вероломного лицемера, для которого нет ничего святого.

2) Младший сын Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» - Андрий - жил не по законам Запорожской Сечи, а по зову сердца. Из-за любви казак предает свою Отчизну. "А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя - ты!" - говорит влюблённый казак гордой полячке. Для казаков, чей закон гласит: «Нет уз святее товарищества», - Андрий не кто иной, как предатель.

_______________________________________________________

Примерные темы сочинений по направлению «Верность и измена»

Что значит быть верным?

К чему приводят измены?

Как связаны понятия верность и любовь?

Как связаны верность и дружба?

Можно ли простить предательство?

В чем причины измен и предательств?

Как вы понимаете слово «верность»?

Когда возникает выбор между верностью и предательством?

Важно ли быть верным слову?

Что толкает человека на измену?

Как влияет предательство на отношения?

Какое предательство самое страшное?

Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?

Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?

Нужно ли быть верным самому себе?

Может ли верность принести человеку разочарование?

Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена"

Тема: Что значит быть верным?

Верность - очень красивое слово. Обычно это понятие ассоциируется у людей с отношениями между мужчиной и женщиной, но значение этого концепта шире, чем может показаться на первый взгляд.

Так что же тогда значит «быть верным»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откроем словарь Ожегова. "Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга". Как мы видим из определения, верность – это положительное свойство личности, характеристика, которая коррелирует с другими нравственными качествами: с совестью, честностью, благородством, со смелостью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность затрагивает практически все сферы жизни человека. Преданным можно быть любимым, друзьям, Отечеству, слову или моральным принципам. А о верности животных своим хозяевам слагают легенды и поют песни.

Тема верности является ключевой в творчестве многих писателей и поэтов. Так, персонаж повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является ярким примером гражданина, который верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую и спокойную жизнь врывается война, Соколов, не раздумывая, идет защищать свое Отечество и семью. На войне его дважды ранят, он проявляет себя как герой, спасая своего товарища. Позже Соколов попадает в плен, но даже там проявляет истинный патриотизм. Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны. Он сохраняет «русское достоинство и гордость», чем вызывает уважение у противников. Рассказчик описывает Андрея Соколова как «человека несгибаемой воли», который сможет преодолеть любые препятствия и воспитать приемного сына по своему подобию. Такие люди, по мнению рассказчика, способны на подвиги, если к этому «позовёт… Родина».

Поскольку проявление верности многогранно, обратимся к другому произведению художественной литературы, а именно к рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Она была обладательницей сильного характера и отнюдь не хрупкого телосложения. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога. Такие верные своему долгу люди являются фундаментом, на котором держится мир.


Проанализировав вышеуказанные произведения, я пришла к выводу: верность – одно из самых значимых свойств личности, которое часто остается незамеченным. Быть верным - значит любить людей и мир, в котором ты живешь, даже больше, чем самого себя.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»