Игровая программа «Листопад. Конспект мероприятия конкурсно - игровой программы "осенний листопад" Конкурсная программа осенний листопад начальная школа

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искус-
ству, создание благоприятного психологического климата в коллективе, поздравле-
ние именинников.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Эти замечательные строки А.С. Пушкина из стихотворения «Осень» пригла-
шают нас с вами открыть нашу конкурсную программу «Осенний листопад».
Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удиви-
тельном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и по-
дарками.
Слово предоставляется жюри. Оно подвело итоги домашнего задания:
1. «Осенняя композиция».
2. Конкурс рисунков.
3. Конкурс газет.
Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено
этой красавице - осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!
I. Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в ли-
тературной викторине. Ваша задача - назвать автора этих строк. За пра-
вильный ответ команда получает жетон. . .
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. . . «Осенний листопад» 27

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. . .
(Ф.И. Тютчев)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...
(Из стихотворения «Осенняя роза» А.А. Фета)
II. Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором пред-
стали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит
в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ
(пейзажи раздаются, время - 10 мин, звучит музыка)... Команды зачитывают
свои рассказы, жюри оценивает их. За участие в этом конкурсе каждая команда
получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места...
III. А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет при-
нять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову
осень.
Напомню, эпитет - это яркое определение, создающее живое пред-
ставление о предмете.
Эпитеты запишите в четыре колонки.
В первую - эпитеты, передающие красоту осени (нарядность, окра-
ску): нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, ...
Во вторую - какая бывает осень по характеру погоды: холодная,
дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная, ...
В третью - с точки зрения её времени, продолжительности: долгая,
ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная, ... 28 «Осенний листопад»

В четвёртую - с точки зрения психологического восприятия (какие
чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задум-
чивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная, ...

красота осени:
окраска, нарядность
по характеру
погоды
по времени,
продолжитель-
ности
с точки зрения
психологического
восприятия

(время - 5 мин, звучит музыка), эпитеты не зачитываются, жюри подводит ито-
ги (если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается),
команды получают жетоны …
IV. Викторина для тех, кто много читает и много знает
1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)
2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые моло-
дые.)
3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде?
(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; лиффа, горлянка и др.)
4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкур-
се команды получают жетоны...
V. А сейчас новый конкурс «Составь пословицу» (на карточках
пословицы, начало на одной, а продолжение - на другой). Звучит музыка,
жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды
получают жетоны …
1. Весна красна цветами - /а осень - плодами.
2. Что посеешь - / то и пожнешь. «Осенний листопад» 29

3. Рожь поспела - / берись за дело.
4. Кто землю лелеет - / того и земля жалеет.
5. Осень прикажет - / весна своё скажет.
6. День прозевал - / урожай потерял.
7. В сентябре огонь - / и в поле, и в избе.
8. В сентябре одна ягода - / и та - горькая рябина.
9. Хлеб убирают - / на небо взирают.
10. В осеннее ненастье - / семь погод на дворе.
VI. «Приз - сюрприз».
Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

VII. Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше воспри-
ятие цветовой гаммы. Из приготовленных деталей цветной бумаги со-
ставить аппликацию, можно использовать не все элементы (время - 10 мин,
звучит музыка). По готовым аппликациям или по специально приготовленному
плакату задаются вопросы. Покажите:
1) алый цвет;
2) абрикосовый цвет;
3) палевый цвет;
4) лиловый цвет;
5) кремовый цвет;
6) оливковый цвет;
7) бирюзовый цвет;
8) пурпурный цвет;
9) лазурный цвет...
Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность ап-
пликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жето-
ны...
VIII. Конкурс загадок
Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количе-
ство правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загады-
вается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны…

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
(Туча)
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь) 30 «Осенний листопад»

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
Долгоножка хвалится:
"- Я ли не красавица?!"
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной.
(Слива)
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.
(Смородина красная и чёрная)
Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода - снаружи!
(Кукуруза)
Росли на грядке
Зелёные ветки,
А на них -
Красные детки.
(Помидоры)
Красная мышка
С белым хвостиком,
В норке сидела
Под листиком.
(Редиска)
Был ребёнок -
Не знал пелёнок,
Стал стариком -
Сто пелёнок на нём.
(Кочан капусты)
Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки «Осенний листопад» 31

На круглом лице. (Подсолнух)

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Ягода шиповника)
В сенокос горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Все паны
Скинули кафтаны,
Один пан
Не скинул кафтан.
(Сосна, ель в лиственном лесу)
Что не сеяно
Родиться?
(Трава)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает.
(Лес)
Стоит старик
Над водой,
Качает бородой.
(Камыш)
Сто один брат,
Все в один ряд -
Вместе связаны стоят.
(Сноп)
Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица,
А кто подойдёт,
Тот с собой понесёт.
(Репейник)
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила, 32 «Осенний листопад»

А за морем бывала.
(Птица)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольет.
(Комар)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
(Муха)
Сначала клин,
Потом блин,
Течёт вода -
Ему не беда.
(Зонт)
Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.
(Пух, перо)

IX. А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именин-
ников… (Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает ориги-
нальность поздравлений и т.п.)
X. Чаепитие. Жюри подводит окончательные итоги. Команде победите-
лей вручаются призы… Всем остальным - по яблоку.
Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во
всем этом нам помогла ОСЕНЬ!

Подготовка к празднику
Домашнее задание командам:
а) осенняя композиция;
б) работы к конкурсу рисунков;
в) оригинальные поздравления именинников;
г) «осенняя» газета: (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа;
д) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины...(из бумаги, каждый делает по
трафарету из одного альбомного листа).
Осенние пейзажи для оформления доски и для 2 конкурса.
Жетоны из цветного картона в виде овощей и фруктов.

«Кладезь народной мудрости» 33

«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
(игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)

Цель: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к на-
родным традициям, расширение их представлений о культуре русского народа,
развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Народное творчество - народная мудрость, народное знание…
Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это
«кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и по-
тому, что это наши истоки. Задачу - вырастить свою смену умной, смелой, доброй,
трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и пе-
ред дедами наших дедов - в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа
отыскиваются крупинки - золотники народного мастерства. Большинство сказок,
легенд, песен, пословиц, загадок содержат «...добрым молодцам уроки». Мы не зна-
ем имен их торцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор - гени-
альный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог - народ». Поста-
раемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы по-
дорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с со-
бой и станем «Иванами, родства не помнящими»…
Сегодня мы собрались на конкурс-викторину «Звездный час». Все вопросы,
которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Представляю вам игроков…
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее прави-
лами.
Правила игры
· За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
· Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают звез-
ду.
· На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
· После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться одна пара игроков, на-
бравшая наименьшее количество очков.
· Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учи-
тываться звезды.
· В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут...
Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.
I тур
Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.
«Что за прелесть - эти сказки! Каждая есть поэма... Сказка ложь, да в ней на- 34 «Кладезь народной мудрости»

мек...» - писал А.С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние вре-
мена, сказка даже в наше время передается из уст в уста, переиначивается и
возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке
и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки?
Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только
один раз.
1 задание
1 2

«Царевна-лягушка» «Конек-горбунок»
3 4

«Сказка о царе Салтане» «Сивка-бурка»

Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конек-горбунок»,
«Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».
Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
№ 3. «Сказка о царе Салтане»
Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах,
вспомните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. «Кладезь народной мудрости» 35

2 задание
1 2 3 4

А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быко-
вич, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.
Вопрос. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и его работнике Бал-
де». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой
сказки?
№ 3. Шабарша
Вопрос. Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?
№ 1. Иван Быкович
Вопрос. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло,
хорошие и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персо-
нажем?
№ 4. Соловей-разбойник
Переходим к следующей группе вопросов.
По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные,
бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по
происхождению. Они наделялись человеческими качествами: добротой и ко-
варством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные станови-
лись персонажами басен.
3 задание
1 2 3 4

ЛИСА ВОЛК ЩУКА ХАМЕЛЕОН

К конспекту прилагаются: загадки, стенгазета, видеоклип, музыка, заготовки листьев.

Звучит красивая музыка, выходят ведущие. На фоне музыкального клипа читают стих.

Ксюша Чарует осени круженье,

Ликует табор ярких дней,

Душа трепещет от волненья

В свечах рябиновых огней.

Аня В прохладе сонного томленья,

Из недр таинственных глубин,

Я слышу робкое моленье,

Румянцем вспыхнувших рябин.

Ксюша Печаль осыпалась, как листья,

Сгорая в зареве костров,

Наносит краски осень кистью,

На холст оранжевых кустов.

Аня Звучит мелодия простая

Из родника души моей,

Вдаль облаков седая стая

Плывёт в сиянии лучей.

Ксюша Поёт душа, танцует Осень,

Подкрасив улиц пестрых проседь,

На длани ярмарки огней,

Танцуя вальс в душе моей…
Аня: Здравствуйте, друзья! Осень пригласила нас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, еле уловимый аромат осенних цветов, красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и немного грустное настроение.

Ксюша: Ой, как торжественно! И (вздыхая) грустно.
Аня: Ксюша, да не наводи ты тоску на людей, ведь осень — это не только пора грусти и печали, это еще и пора радости.

Ксюша И что, сегодня мы не будем вздыхать и грустить в унисон романтической сударыни осени?
Аня Нет, мы будем петь, играть шутить и веселиться!
Ксюша Ну что, начинаем нашу конкурсную программу?

Аня Да, у нас уже есть три команды (показывает на команды) и жюри. Это:

Ксюша (схватившись за голову) Подождите, подождите! Мы же совсем забыли! Что это за осенний праздник без королевы Осени?

Аня Действительно, ее позвать надо и немедленно!

Ксюша Друзья, давайте Осень позовем, скажем, дружно: «Тебя мы осень в гости ждем!»

Все зовут осень, звучит музыка, выходит Осень
Осень Добрый день, мои друзья!

Заждались, вы все меня?

Лето жаркое стояло — долго власть не уступало,

Но всему приходит срок -

Я явилась на порог!

Ксюша Мы рады видеть тебя в этом зале и приглашаем вместе с нами начать конкурсную программу.

Осень Спасибо, я буду очень рада.

Аня Итак, первое задание - в течение двух минут вам необходимо придумать осеннее название своей команды.

Команды представляются

Ксюша Что бы было веселей

мы начнем игру скорей.

Осень . Эй приятель посмотри

Ветра листья принесли

От осени подарок

Чтоб наряд был ярок

(разносит листья)
Аня От каждой команды выходят по одному представителю (это будет дерево). Остальные члены команды прикрепляют к нему листочки. Жюри оценивает кто быстрее и наряднее оденет свое дерево.

Звучит музыка, команды разукрашивают свои деревья
Осень Какие красивые деревья. Молодцы, друзья, постарались
Аня (На фоне тихой музыки) Ох душа петь начинает…

Ксюша не слышу!?

Аня Как не слышишь, Все потише, послушайте!

Ксюша Не слышу!

Аня Не может быть, я же слышу!

Осень Не спорьте девочки, это готовится к выступлению Альбина Исламова, она споет нам песню «Осенний блюз»

Ксюша Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,

Ну а я иду искать.

Куда же спрятались овощи?

Где их искать?

Аня А это мы сейчас узнаем. Каждой команде будет предложено угадать по два овоща или фрукта. По одному человеку от команды выходят в центр им одевается «маска» так чтобы не было видно и «маска» задает вопросы команде, но так чтобы ответом было только да или нет. Команда отвечает, а «маска» должна угадать, кто она. Чем меньше вопросов, тем лучше.

Ксюша Молодцы и с этим задание справились на отлично. Что бы вам такого этакого придумать?

Аня А давайте проведем конкурс на лучшее буриме. Кто знает, что это такое? Буриме — это стихотворение, чаще экспромт шуточного характера на заранее заданные и неожиданные рифмы в нашем случае это будут слова «осень», «листья», «постучала», «холодок», «льдинка». Примерно должно получиться так:

Осень в окна постучала

Холодком повеяла,

Лужи льдинкой затянула

И тоску навеяла!

Ксюша Ну а если не получится в стихах, то пусть это будет мини сочинение с использованием данных слов.

Аня Круто…! Это был настоящий мозговой штурм.

Ксюша Да… ум умом, но как говорится «по уму провожают», а встречают все таки по одежке. Как ты думаешь, что будут носить в этом осеннем сезоне?

Аня Ну… я могу только догадываться, ведь мода так изменчива. А может Вы, госпожа Осень, знаете?

Осень Конечно, я знаю все, что касается осени.

Здесь не в мечтах, а в самом деле

Решил помочь Вам «дом моделей»,

В вопросе важном разобраться,

Во что в сезоне этом одеваться.

Звучит музыка, демонстрация моделей с коротеньким представлением.

Ксюша Бродит в роще листопад

По кустам по кленам

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном

Соберем из листьев веер

Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

Аня Смотрите, сколько листиков на нашем дереве! Но они не простые, а с загадками и пословицами, загадку надо разгадать, а пословицу продолжить. Давайте устроим настоящий осенний листопад! По одному человеку от команды подходят к дереву, отрывают листочек, читают задание и бросают листочек на пол, команда разгадывает задание и так по очереди, к дереву должен подойти каждый участник.

Ксюша Ну а если листочек будет пустым, то команда зарабатывает штрафное очко. Ну что, начали!

Осень Посмотрите-ка, ребята.

Пожелтело все кругом

Это осень все прикрыла

Золотым своим ковром

Все листочки разбросала,

На хотите ли собрать?

А как только соберете

Приглашу вас танцевать

Ксюша требуется по два человека от команды, одному завязывают глаза, другой руководит: прямо, влево, вправо, бери и т. д. Игра заканчивается, как только все листочки будут собраны. Оценивается, кто больше наберет листиков.

Фоном звучит негромкая музыка.

Аня Гроздья рябины и липы наряд

Лишь о прекрасном они говорят

Осень - чудесное время пришло

Листья ветрами вдруг понесло

И зазвучал нежный медленный вальс…

Ксюша Аня Муранова в танце, будет кружиться сейчас.

Осень Спасибо, Анечка! А сейчас… приз — сюрприз. Чья команда отгадает вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

Осень Хорошо, я убедилась, что с глазомером у вас все в порядке

Аня А сейчас, друзья, я думаю пришел ваш черед, сделать для Осени подарок.

Ксюша Вы должны за достаточно короткое время приготовить какую-нибудь поделку и подарить ее нашей главной гостье

Команды под музыку готовятся и вручают свои подарки.

Осень Спасибо, друзья.

Аня Это был наш последний конкурс

Ксюша Правда? Как время незаметно пролетело.

Аня И все таки пришла пора подвести итоги, а пока жюри готовится мы еще немного поиграем.

Ксюша На вопросы вы должны отвечать «Вы правы!» или «Вы не правы!», только все вместе, давайте потренируемся!

(Проверка зала, как умеют кричать)

Осень Если листик желто-красный к вам

Упал, по ноги прямо,

Кто-то скажет это лето, (Разве Лето?)

Мы ответим!

(«Вы не правы»)

Ксюша Что за время года, чудо,

Облетели листья вовсе

Кто то скажет Это осень! (Правда?)

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Аня Если дождик и туманы,

Если грустно и тоскливо, (Что нужно седлать)

Нужно просто улыбнуться!

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Осень Красоты такой не встретишь,

В зиму, лето иль весною.

Осень время ярких красок, (Правда?)

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Ксюша Все ругают время года,

Может сразу Зиму лучше,

Всем ведь Осень не по нраву?

Что ответите, Вы вместе?

Мы ответим!

(«Вы не правы»)

Аня Молодцы! А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Жюри подводит итоги

Ксюша Тишину сейчас мы просим,

Свое слово скажет Осень!

Осень Я благодарна всем, что на балу моем вы были, за то что праздник посетили. Ну а сейчас, мои друзья, наградить мне вас пора. (Осень вручает всем сувениры.)

А на прощание давайте споем вместе всем вам известную песню. («Листья желтые»)

Аня Вот и праздник прошел,

«ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД»

(конкурсная программа)

Цель : развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству, создание благоприятного психологического климата в коллективе, поздравление именинников.

Подготовка к празднику

Домашнее задание командам:

а) осенняя композиция;

б) работы к конкурсу рисунков;

в) оригинальные поздравления именинников;

г) «осенняя» газета: (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа;

д) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины...(из бумаги, каждый делает по трафарету из одного альбомного листа).

Осенние пейзажи для оформления доски и для 2 конкурса.

Жетоны из цветного картона в виде овощей и фруктов.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.


Эти замечательные строки А.С. Пушкина из стихотворения «Осень» приглашают нас с вами открыть нашу конкурсную программу «Осенний листопад».

Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удивительном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и подарками.


Слово предоставляется жюри. Оно подвело итоги домашнего задания:

1. «Осенняя композиция».


2. Конкурс рисунков.

3. Конкурс газет.


Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!


  1. Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в литературной викторине .
Ваша задача – назвать автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон. . .
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. . .

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос.

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле. . .

(Ф.И. Тютчев)
Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно...

(Из стихотворения «Осенняя роза» А.А. Фета)

II. Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ (пейзажи раздаются, время – 10 мин, звучит музыка)... Команды зачитывают свои рассказы, жюри оценивает их. За участие в этом конкурсе каждая команда получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места...
III. А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет принять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову осень .

Напомню, эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете.

Эпитеты запишите в четыре колонки.

В первую – эпитеты, передающие красоту осени (нарядность , окраску ): нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, ...

Во вторую – какая бывает осень по характеру погоды : холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная, ...

В третью – с точки зрения её времени , продолжительности : долгая, ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная, ...

В четвёртую – с точки зрения психологического восприятия (какие чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задумчивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная, ...


(время – 5 мин, звучит музыка), эпитеты не зачитываются, жюри подводит итоги (если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается), команды получают жетоны
IV. Викторина для тех, кто много читает и много знает

1. Когда начинается осень в Австралии? (Март )

2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые .)

3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде?

(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; лиффа, горлянка и др.)

4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц )

5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель )

6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября )

7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы )

8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж )

9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка )
Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны...
V. А сейчас новый конкурс « Составь пословицу » (на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой). Звучит музыка, жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны …
1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.


VI. «Приз – сюрприз».

Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.


VII. Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше восприятие цветовой гаммы . Из приготовленных деталей цветной бумаги составить аппликацию, можно использовать не все элементы (время – 10 мин, звучит музыка). По готовым аппликациям или по специально приготовленному плакату задаются вопросы.
Покажите:

1) алый цвет;

2) абрикосовый цвет;

3) палевый цвет;

4) лиловый цвет;

5) кремовый цвет;

6) оливковый цвет;

7) бирюзовый цвет;

8) пурпурный цвет;

9) лазурный цвет...

Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность аппликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жетоны...
VIII. Конкурс загадок

Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загадывается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны…


Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

(Туча)
Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило.

(Дождь)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

(Туман)
Долгоножка хвалится:

"– Я ли не красавица?!"

А всего-то косточка,

Да красненькая кофточка.

(Вишня)

Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

А желток костяной.

(Слива)
Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая – чернеет.

(Смородина красная и чёрная)
Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них внутри,

Борода - снаружи!

(Кукуруза)
Росли на грядке

Зелёные ветки,

А на них –

Красные детки.

(Помидоры)
Красная мышка

С белым хвостиком,

В норке сидела

Под листиком.

(Редиска)
Был ребёнок -

Не знал пелёнок,

Стал стариком -

Сто пелёнок на нём.

(Кочан капусты)
Стоит он задумчивый

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице.

(Подсолнух)
Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито.

(Ягода шиповника)
В сенокос горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка?

(Рябина)
Все паны

Скинули кафтаны,

Не скинул кафтан.

(Сосна, ель в лиственном лесу)
Что не сеяно

Родиться?

(Трава)
Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает.

(Лес)

Стоит старик

Над водой,

Качает бородой.

(Камыш)
Сто один брат,

Все в один ряд –

Вместе связаны стоят.

(Сноп)
Стоит дуб на горе,

Никто к нему не подойдёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица,

А кто подойдёт,

Тот с собой понесёт.

(Репейник)
Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.

(Птица)
Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольет.

(Комар)
Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.

(Муха)
Сначала клин,

Потом блин,

Течёт вода –

Ему не беда.

(Зонт)

Поднять можно,

А через избу

Перекинуть нельзя.

(Пух, перо)

IX. А теперь пришло время поздравить наших « осенних » именинников … (Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает оригинальность поздравлений и т.п.)
X. Чаепитие . Жюри подводит окончательные итоги. Команде победителей вручаются призы… Всем остальным – по яблоку.

Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всем этом нам помогла ОСЕНЬ !

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В ГПД:

Воспитатель ГПД: Смолкина Людмила Алексеевна

МКОУ Катковская СОШ

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «Осенний листопад»

ЦЕЛИ: 1.Развитие умений работать в команде.

2.Создание благоприятного психологического климата в коллективе, укрепление дружеских отношений в коллективе.

3. Обобщить знания детей об осенних признаках.

4.Развивать воображение, смекалку, любознательность, воспитывать любовь к родной природе, расширять кругозор учащихся.

Методы: беседа, игры, конкурсы.

Форма: игра – соревнование, путешествие.

Три команды по 5 учащихся.

Оформление доски, класса, музыка.

Материал для проведения праздника: шишки, листья деревьев, овощи –лук, картофель, морковь; карточки с пословицами, вопросами, задачами, словами.

Ход мероприятия:

    Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству осени.

Наш маршрут пройдёт по станциям:

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

И начнём мы наше путешествие со станции

ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ»

1.Осень улицей спешит,

Красит всё, не ленится,

Под колёсами шуршит

Жёлтая метелица. (Сентябрь)

2.Королева наша, осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй. (Октябрь)

3.Всё присмирело, съёжилось,

Поникло, облетело,

Лишь ёлочка пригожая

К зиме похорошела. (Ноябрь)

2.Осень – знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины; листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля на богато украшенный ковёр, дождь – на тонкую паутинку.

Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года.

Следующая станция «ПОЭТИЧЕСКАЯ» - прочитать стихотворение об осени.

3.Осень богата погодными сюрпризами, но она часто даёт подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы?

Следующая станция «ПОДСКАЗОВО»

Игра «Я начну, а ты продолжи».

1.Облака идут низко…(ожидай стужи)

2.Гром в сентябре…(к тёплой осени)

3. Много рябины…(к дождливой осени)

4.Облака редкие…(будет ясно и холодно)

5.Если орехов много, а грибов нет…(зима будет снежная и суровая)

6.Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают)…(будет стоять хорошая осень0

4.Следующая станция «ПОСЛОВИЦИНО»

Я предлагаю игру «Продолжи…(пословицы о хлебе)

И обед нам не обед…. (если к супу хлеба

нет)

Без соли, без хлеба…. (худая беседа)

Хлеба ни куска… (так и в горнице

тоска)

Хлеба нет… (и корочки в честь)

Даже каша… (с хлебом краше)

Сей хлеб: не спеши,

будешь жать… (некогда будет

дремать)

5.Станция следующая «ЮННАТОВ»

Предлагаю вам ответить на вопросы из жизни растений:

1.Листья каких растений (деревьев) осенью краснеют? (рябина, осина, клён)

2.У этого гриба много названий: дедушкин табачок, Галкина баня, чёртов табачок. Каково настоящее название гриба? (гриб – дождевик)

3.О каком дереве сказано – «Никто не пугает, а вся дрожит»? (об осени)

А теперь ответьте на вопросы из жизни животных:

1.У какого зверя в листопад рождаются детёныши? (у зайца)

2.Куда осенью деваются бабочки? (гибнут, забираются в щели)

3.Какие птицы делают запасы на зиму? (сычи, совы- мышей, сойки-жёлуди, орехи)

6. Следующая станция «Загадкино»

Придумайте как можно больше слов с помощью букв из слова «Листопад» (лист, стол, стопа, стоп, аист…)

7.Следующая станция «Задачкино»

1. Один хомяк запасает осенью 800грамм зерна. Сколько зерна запасут 20 хомяков? (800.20=16000гр.=16кг)

2.Длина корней картофеля 50см, подсолнечника – на 100 см глубже, а сахарной свеклы- на 50 см глубже, чем подсолнечника. Определите длину корней сахарной свеклы.

1)50+ 100= 150(см)- длина корней подсолнечника.

2)150+ 50= 200(см) – длина корней сахарной свёклы.

3.К 2 зайчатам в час обеда, прискакали 3 соседа. В огороде зайцы сели, и по 7 морковок съели. Кто считать ребята ловок. Сколько съедено морковок? (35)

8.Следующая станция «Дары осени»

Загадки про грибы, овощи, животных, осень.

В окружающей нас природе немного загадочного. Мы не всегда задумываемся над ответами: всё недосуг, дескать. Так в природе устроено. А ведь стоит подумать и ответить.

1.Этот гриб живёт под елью.

Под её огромной тенью,

Мудрый бородач- старик.

Житель бора. (боровик)

    Шоколадно – бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок

Гриб такой зовут (маслёнок)

    Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички,

Светло – жёлтые (лисички)

    Вот зелёная стрела

К свету, к солнышку взошла,

Мы её положим в суп,

Ведь приправа это…(лук)

5.В огороде хрупкий зонт

Понемногу вверх растёт.

Как зовут тебя? «Прокоп»

Громко скажет нам. (укроп)

6.Вот зелёная кокетка,

Сельдереева соседка.

Остроносая старушка,

Знаем мы тебя (петрушка)

7. Мочит поле, лес и луг

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь.

Ты же знаешь это…(дождь)

8. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну конечно …(листопад)

9. Холода их так пугают,

К тёплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? (птицы)

9. Следующая станция «Знатоки лесных тайн»

(игра- викторина)

1.В словах перепутались все буквы. Если расставить их в правильном порядке, можно прочесть названия животных.

Бруска (барсук) берза (зебра)

Аблек (белка) кута(утка)

Путех (петух) лесо(осёл)

Обкаса(собака) цурика(курица)

2.У белки – бельчонок, у мышки – мышонок, у кукушки- кукушонок, у кошки – котёнок.

Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны.

У вороны (воронёнок)

У галки (галчонок)

У козы (козлёнок)

У лисы (лисёнок)

У лягушки (лягушонок)

У курицы (цыплёнок)

У лошади (жеребёнок)

У свиньи (поросёнок)

У собаки (щенок)

У коровы (телёнок)

У овцы (ягнёнок)

У тюленя (белек)

3. Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица.

Гусь (гусыня) кот (кошка)

Заяц (зайчиха) лось(лосиха)

Индюк (индейка) морж (моржиха)

Козёл (коза) Осёл (ослица)

Баран (овца) боров(свинья)

Селезень (утка) петух (курица)

10.Станция «Игровая» - конечная.

1. Сбор овощей (надо с закрытыми глазами выбрать нужный овощ и положить в мешочек (лук, картофель, морковь.

2.Кто из вас самый ловкий и быстрый, надо на время собрать как можно больше шишек в мешочек.

3.Вопросы «Ты – мне, я тебе»

Ребята задают друг другу вопросы


Игровая программа «Листопад»

Для учащихся 1 - 4 классов

Мероприятие проводится осенью, после сбора урожая.

Место проведения: актовый зал

Ведущий. Лето быстро пролетело,

Ветерком прошелестело.

Осень к нам в окно глядит,

Частым дождичком стучит

Двери ветром распахнула,

Листьев веер распахнула,

Птиц в дорогу собрала,

Нам гостинцев принесла.

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня вы пришли к нам на праздник – праздник осени, где вас ждут разные конкурсы, игры на тему – Осень. Осень – это такое разноцветье красок, такое буйство природы. Осень – одно из любимых времен года многих людей, потому что это самое яркое время года! Это и синь неба, и желтизна кроны деревьев, и красные гроздья рябины. Осени поэты посвящали свои стихи, а художники – картины. Осень воспевают, осень ждут.

Ну а вас, ребята, ждет конкурс «Осенняя пора». Для участия в конкурсе приглашаются по два человека от класса (поэт и художник).

Стихотворение.

Паутинки кто-то тянет,

И легко листва летит.

Кто куда теперь не глянет-

Всюду золото блестит.

Разгорелись клен и липа,

Это кто же там без слов

Столько солнышек рассыпал

На дорожке у домов,

Меж зеленых веток ловко

Кажет слива черный глаз,

Краснощекая морковка.

С грядки лезет напоказ.

В небе дымка голубая.

Журавлей отлетных строй…

Это осень молодая

Отмечает праздник свой.

Во время конкурса игра с болельщиками. Эстафета «Репка»

В командах по 7 человек. Каждой даны картинки героев сказки «Репка»

Нужно участникам команды встать правильно на свое место, при этом не разговаривая. А именно: репка, дед, баба, внучка. Жучка, кошка. Мышка.

Подведение итогов конкурса «Осенняя пора»

Ведущий.

Осень смешала все чистые краски, какие есть на земле, и нанесла их на листву. Как на холст. Каких только расцветок осенних листьев нет: и золотистые, и пурпурные, и алые, и фиолетовые, и коричневые, и серые. Каждый осенний листок – шедевр, произведение искусства, созданное природой, создать которое может только она.

Конкурс «Осенний листопад» Участники из каждой команды выходят и подбирают осенние листья, рассыпанные на полу, на обратной стороне которых написаны загадки.

Загадки.

1.Сидит – зеленеет.

Падает – желтеет.

Лежит – чернеет.

2. Кто всю ночь по крыше бьет,

И бормочет и поет?

3. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее - беда.

Она их главная еда.

4. Тысяча братьев одним поясом подпоясаны.

5. Всех наградила. все загубила.

6. Без рук. без ног, по снегу рыщет. Поет да танцует.

7. Красный сапог в земле торчит.

8. Неказиста, шишковата,

А придет на стол ребятам:

«Как рассыпчата, вкусна! »

9. Платье скинула, а пуговки остались.

10. Летел Егорка, упал в озерко.

Подведение итогов конкурса «Осенний листопад»

Следующий конкурс «Осенний урожай»

Каждому участнику дается по корзинке, куда они будут собирать разбросанные овощи и составлять слова из букв, обозначающие названия овощей.

Подведение итогов конкурса «Осенний урожай»

Ведущий.

Осень – это капризное время года. У осени свои причуды. То дождливо, то туман, то морозно иногда. В человеческом мире капризными бывают мода и актеры.

Конкурс «Осенние причуды» В этом конкурсе мы решили совместить капризы природы и актерские причуды. Раздаются роли: Ночь, Луна, Ветер, Деревья (2), Пес, Старый ворон, Конура(2), Тучи(2), Дождик, Листья(2).

Роли распределяются среди участников. Ведущий зачитывает текст, ребята – актеры начинают играть свои роли с того момента, когда она называется ведущим.

Текст инсценировки.

Ведущий.

Осень часто называют «золотой», потому что из всех цветов, которыми она раскрашивает листья, предпочтение отдает золотому. И людям очень нравятся осенние пейзажи золотой осени. Известный русский художник Левитан посвятил золотой осени свою картину, которую так и назвал «Золотая осень» (показать картину). Наш следующий конкурс связан со словом золотой, потому что называется «Золотая книга сказок».

Конкурс «Золотая книга сказок».Каждая команда получает по два вопроса.


  1. В какой сказке рассказывается о вершках и корешках?

  2. Она уродилась большая- пребольшая.

  3. Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом.

  4. В какой сказке у одного царя был великолепный сад с яблоней, на которой росло много золотых яблок?

  5. В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку?

  6. В какой сказке грибы воевали с ягодами?

  7. Как называется сказка.в которой хитрая лиса, поселившись на зиму у медведя, съела весь годовой запас его меда да его же в этом и обвинила?

  8. Вспомните и назовите сказку, где три веселых братца осенью решили построить себе домики?

Подводятся итоги домашнего задания и всех проведенных конкурсов.

Ведущий. Вот и завершился наш праздник. Спасибо вам за участие, каждый из вас проявил себя творчески, активно и королева Осень по достоинству оценит ваши старания. Выходит Осень и раздает подарки каждой команде.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»