Использование здоровьесберегающих технологий во 2 младшей группе. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ консультация (младшая группа) на тему. Упражнения на расслабление мышц лица

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, здоровьесбережение, Дошкольники 4 лет

Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: Дом творчества «Октябрьский»
Месторасположение: город Липецк

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Младшая группа. Открытое занятие «Солнечные детки»

Сценарий
открытого занятия
«Солнечные детки»
для младшей группы оздоровительной секции
«Гимнастика маленьких волшебников»

Действующие лица: ведущая, Солнышко, Тучка.

Оборудование: костюм Солнышка и Тучки, пазлы «фрукты», обруч желтого цвета, детские массажеры, зонтик для игры.

Цель: закрепить навыки детей, которые позволят в дальнейшем привить стойкий интерес к самостоятельным оздоровительным занятия.

Ход:

Дети заходят в зал вместе с педагогом, там их встречает Солнышко

Солнышко: Я – солнышко лучистое,

Веселое, искристое,

Открою по секрету,

Люблю гулять по свету.

Мне радуются дети,

На всей земной планете.

Я им несу любовь свою,

Лучей улыбки подарю.

Уж все теплом согрето,

Наступит скоро лето!

Лучей моих теперь не счесть,

Несу всем радостную весть!

Педагог: Как здорово, Солнышко, что заглянуло в наш зал. Ребята, давайте поздороваемся с Солнышком.

Речевая игра «Поздороваемся»

Здравствуй, солнце золотое. (Дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое. (Разводят руки в стороны)

Здравствуй, легкий ветерок. (Покачивают руками из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок. (Приседают и начинают потихоньку подниматься)

Здравствуй, утро. (Правую руку вперед)

Здравствуй, день. (Левую руку вперед)

Нам здороваться не лень. (Хлопают в ладоши)

В зал «влетает» тучка и уводит Солнышко

Педагог: Налетела туча, спрятало наше Солнышко…

А это значит, что не будет летом ни тепла, ни света.

Не цветут без Солнца на лугу цветочки,

Не созреют фрукты, темно будет как ночью.

Нужно Солнце выручать, будем солнце замещать.

Мы ведь с вами хоть пока ещё и маленькие, но уже волшебники. И если очень постараемся, то сможем Солнышку помочь. Для начала нужно хорошенько размяться и сделать солнечную зарядку.

«Солнечная зарядка»

Дети становятся врассыпную и под музыку выполняют упражнения.

Педагог: Теперь, мы зарядились солнечной энергией и сможем помочь цветочкам подрасти и раскрыться.

Дыхательная гимнастика «Цветок»

Дети берутся за руки, становятся в круг.

«Растет»: (дыхание носовое, равное) на вдох — дети становятся на носки и

поднимают руки вверх, на выдох — опускаются.

«Раскрывается»: на глубокий вдох носом — прогнуться назад, раскрыть руки,

на глубокий выдох ртом – вернуться в исходное положение.

«Подул ветерок»: дети выполняют перекаты в сторону с одной ноги на

другую, при этом вдох носом и выход ртом выполняется быстро.

«Засыпает»: на глубокий вдох ртом – присесть на корточки, задержать

дыхание на 4-5 сек., на выдох носом – встать.

Педагог: Молодцы, ребята! Помогли цветочкам, теперь они расцветут, и всех будут радовать своей красотой. Но одной красотой сыт не будешь. О фруктах, то же надо позаботиться.

Пазлы «Фрукты»

На полу в обруче лежат детали от игры пазлы «Фрукты», каждому ребенку предлагается его собрать.

Педагог: Посмотрите, по – моему, этот обруч похож на наше Солнышко. Как вы думаете? (он круглый, желтый как солнышко) Только лучей у него нет. Давайте мы станем солнечными лучиками.

Название статьи:

Комплекс гимнастических упражнений «Солнышко»

Солнышко на облачке лежало,

Дети ложатся на пол, на живот, соединяют прямые ноги, вытягивают руки, складывая ладони вместе.

Отдыхать ему утро помешало.

Солнышко проснулось,

Дети разводят в стороны прямые ноги

Сладко потянулось.

Дети становятся на выпрямленные руки и прогибаются назад (кобра)

А постель свою так ловко,

Собрало оно в коробку.

Дети сгибают ноги, поднимают их и стараются достать ими до головы (коробочка)

Чтобы гулять на небе синем,

Лучи взяла с собой корзину.

Дети, не меняя исходного положения, берутся руками за щиколотки ног (корзиночка).

Чтобы тепла для всех хватало,

Чтобы березка подрастала.

Дети переворачиваются на спину, кладут руки на пол, поднимают прямые ноги (полуберезка)

К ночи закончив свои все дела,

Спряталось солнце, опять до утра.

Дети опускают ноги за голову, оставляя руки на ковре.

Педагог: (смотрит вверх) Посмотрите, наше Солнышко зацепилось за высокую елку. Мы ведь то же с вами можем в елочку превратиться. Солнышку поможем выбраться и массаж друг другу сделаем, послы выполнения гимнастических упражнений он будет очень кстати.


Массаж «Елочка»

Дети становятся друг за другом («ствол»), садятся расставив ноги («ветки»), берут в руки массажеры («иголочки»).

Дети прокатывают по спине друг друга массажерами, затем похлопывают ладошками,в заключении поглаживают.

В зал входит Солнышко и Тучка

Солнышко: Какие вы молодцы ребята, настоящие мои помощники.

А за меня вы не переживайте, мы с тучкой дружим, играем.

Тучка: Мы и с вами поиграть можем. Хотите?

Если на небе тучка, пошел дождик, то нужно спрятаться под зонтиком.

(Педагог открывает зонт и зовет к себе детей)

Солнце: А если выглянуло солнышко, то можно бегать, гулять и с друзьями играть!

(Педагог собирает детей в круг и водит хоровод)

Педагог: Ребята внимательно слушайте музыку и думайте, что под неё нужно делать.

Игра «Солнышко и дождик»

Педагог: Спасибо вам ща игру, но нам пора прощаться. Учебный год закончился, впереди лето, чудесная пора.

Тучка: Отдыхайте, подрастайте и про нас не забывайте!

Солнышко: Чтоб веселей вам отдыхать, вот мячик – можно с ним играть!

Раздают подарки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального образования Крымский район

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в первой младшей группе

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Передо мной, как перед педагогом стоит задача помочь малышу адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. В своей практической деятельности применяю следующие технологии:

Во время осуществления педагогического процесса я учитываю возрастные физические и нервно-психические особенности своих воспитанников, индивидуальность характера и образовательный потенциал каждого, применяю личностно-ориентированный подход, основа которого неповторимость личности ребенка.

1. Я считаю, что использование новых методов и приемов физического воспитания и оздоровления детей играет большую роль в период адаптации детей к условиям ДОУ. Здоровьесбережение облегчает привыкание к новой среде, позволяет укреплять иммунную систему малышей, что важно для дальнейшего полноценного психического и физического развития моих воспитанников. Сделанный мною вывод помогает в работе по формированию осмысленного отношения у малышей к своему здоровью как к ценности.

В своей практической работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);

Упражнения для развития дыхания (метод закаливания);

Психогимнастику (для снятия эмоционального напряжения);

Игры-релаксации (для снятия нервного напряжения);

Динамические паузы (во время НОД и в др. режимные моменты);

Оздоровительную гимнастику (элементы для профилактики плоскостопия);

Профилактический точечный массаж (предупреждение респираторных заболеваний);

Утреннюю гимнастику (ежедневно);

Гимнастику пробуждения (ежедневно после дневного сна).

Я убедилась, что эти технологии дают устойчивый долговременный результат, обусловленный систематичностью их применения.

2. Большую помощь в организации непосредственной образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями обеспечиваю заинтересованность малышей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.

В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:

Игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);

Сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);

Знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);

Элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.

3. Я убедилась, что игровые технологии хорошо сочетаются с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Поскольку образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста), использую в работе отдельные элементы ТРИЗ:

Решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).

Это помогает мне активизировать познавательную деятельность детей, создает мотивации для творчества (пока совместно с воспитателем), развивает мыслительную деятельность, помогает малышам овладевать образной речью, учит правильному построению предложений.

4. В современном мире воспитание и образование наших детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий. В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления предлагаемого моим воспитанникам учебного материала я использую:

Прослушивание детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы);

Просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных).

В этой технологии меня привлекает достаточно легкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.

Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 14 г. Крымска муниципального образования Крымский район

Отчет об использовании здоровьесберегающей технологии «Дыхательная гимнастика» в первой младшей группе

Дыхательная система малышей 2х-3х лет имеет свои физические особенности, которые обуславливают частоту вирусных и простудных заболеваний, что сказывается на уровне адаптации к условиям ДОУ. Поэтому я применяю в своей работе дыхательную гимнастику, как один из методов закаливания. В комплексе с точечным массажем, аэрацией воздуха фитонцидами в групповой комнате она позволяет укрепить иммунную систему детей, способствует полноценному развитию дыхательного аппарата.

Дыхательную гимнастику я использую и для снятия психоэмоционального напряжения у своих воспитанников.

Упражнения провожу в хорошо проветренном помещении во время различных режимных моментов (утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, игры и т.д.), во время НОД в качестве части занятия, либо во время динамической паузы.

Я считаю, что дыхательные упражнения позволяют стимулировать физиологическое дыхание, регулировать силу вдоха и выдоха, развивать плавность длительного выдоха. При их проведении стараюсь использовать как сопровождение релаксационную музыку.

Мною собрана и регулярно применяется в работе картотека игр на развитие дыхания и дыхательных упражнений. Сначала использую индивидуальное обучение элементам этой гимнастики, затем, когда дети достаточно овладеют техникой упражнений, объединяю их в небольшие подгруппы.

Игрушка служит дополнительным стимулом малышам на моих занятиях. Постепенно во второй половине года ввожу некоторые усложнения за счет применения дополнительных движений: пальчиковые упражнения, движения глазами, руками. Для достижения эффективности дыхательная гимнастика может выполняться стоя.

Малыши с удовольствием выполняют упражнения на дыхание в игровой форме.

В родительский уголок мною помещены информационные статьи о пользе дыхательной гимнастики и подборка специальных игр и упражнений для домашнего использования.

Во время внедрения этой здоровьесберегающей технологии в учебную и повседневную деятельность я пришла к выводу, что систематическое использование дыхательной гимнастики положительно сказывается на укреплении здоровья детей, их хорошем эмоциональном состоянии. С удовольствием буду применять эту технологию дальше.


Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования; задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду (детей, педагогов и родителей).

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионное и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать, как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  • применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологическое просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств:

  • технологии профилактики заболеваний;
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;
  • коррекция возникающих функциональных отклонений;
  • отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III – V группу здоровья);
  • реабилитация соматического состояния здоровья;
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;
  • витаминопрофилактика (отвар шиповника, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты);
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание и КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • семинары-тренинги психологического здоровья педагогов;
  • консультации для педагогов по здоровьесбережению;
  • практикумы для педагогов ДОУ по приёмам релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня;
  • обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и группах компенсирующей направленности.

Валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; если будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин., со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, во всех возрастных группах

Педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке (большой о средней степени подвижности), в групповой комнате (малой и средней степени подвижности).

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок, оформлении помещений к праздникам и др.

Для всех возрастных групп.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги ДОУ, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст – в групповой комнате – 10 мин. Младший возраст – 15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Психолог, педагоги ДОУ

Коммуникативные игры

1 – 2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги ДОУ

Занятия из серии «ЗОЖ»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Формирование основ здорового образа жизни

Педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач, со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Педагоги ДОУ, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин., со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Педагоги ДОУ, психолог

Элементы сказкотерапии

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей; остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги ДОУ, психолог

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажеры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
  • Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Примерные результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. – М.,2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России
  4. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Методист, 2007.
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога

Применение игровых технологии в работе с детьми второй младшей группы.

«Игра – путь детей к познанию мира,

В котором они живут и который призваны изменить».

А.М.Горький.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Дети приобщаются к культуре, к общественным ценностям, закладывается фундамент здоровья. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра. Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Содержание и организация образовательного процесса через игровую деятельность направлены, согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность. Обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую эмпатии, доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми двух - трех лет для меня основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа "Хороводные ”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Так как понимаю, что, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Изучив исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. Я стараюсь у детей развивать психологические процессы. Например: использую игровую ситуацию "” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” вовлекая детей в веселую игру – соревнование: " Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик - нет”. Затем это закрепляем в рисованиии квадрата и круга. Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Игровые технологии я использую на развитие внимания.

У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. К примеру, игровая ситуация на внимание: "Найди такой же предмет” – я предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек "такой же”, как у него. Или игра «Что не правильно», где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа "Магазин”, "Запомни картинку” и "Нарисуй, как было раньше” и другие.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Развивая творческое мышление и воображение детей, использую игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой: например, совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры- придумки, игры – фантазии.

Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка "школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. К примеру, не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более "пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

Список литературы:

1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой/Н.П.Аникеева.- Москва, 1997.с.5-6

3. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И.Елистратова.- №11.-2006.-с.22-30.

4. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- Москва, 1998 г.с-8-12.

5. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики/И.С.Ладенко.- Новосибирск: изд-во Наука, 1997 г.с-16-23

Организация: МАДОУ «Золотой ключик»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Малая Вишера

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Одним из средств решения задач по сохранению, поддержанию и обогащению здоровья воспитанников становятся здоровьесберегающие педагогические технологии. В воспитательно - образовательной деятельности с воспитанниками младшего дошкольного возраста я использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и повышение резервов детского здоровья:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно индивидуально, либо с подгруппой детей. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, воображение, кровообращение, быстроту реакции.
Например: пальчиковая игра «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачок.

Подвижные игры
Игра в младшем возрасте помогает:
1) обеспечить эмоциональную разрядку, снять накопившееся нервное напряжение;

2) освоить групповые правила поведения;
3) наладить контакт между взрослыми и детьми;
4) развить ловкость и координацию движений.
Игры с ходьбой: «Принеси предмет», «Поезд», «Найди флажок!»
Игры с бегом: «Самолеты», «Курочка-хохлатка».
Например: подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: приучать воспитанников внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

Ход игры: Ребятки - «зайцы» прячутся за кустами и деревьями, В стороне, за кустом, находится «волк». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. В игре можно использовать стихотворный тест:

Зайки скачут: скок, скок, скок-

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Воспитанники выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев».

Первое время роль «волка» выполняет воспитатель.

Игры по сенсорному развитию
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.
На это направлены игры:

«Чудесный мешочек» (изучение формы, размера),

«Собери шишки в корзинку» (количество),

«Цветные шары» (цвет, форма) и др…
Пробуждающая гимнастика
Пробуждение воспитанников после дневного сна требует особого подхода. Многое зависит от характера и длительности сна воспитанников, последовательности их пробуждения. Важно постепенно включать их в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию. Эффективным приемом становится пробуждающая гимнастика.
Например: игра «Мы проснулись».
1. «Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза);
2. «Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу. (4 раза);
3. «Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз).
Дыхательная гимнастика.
Развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма при помощи упражнений таких, как «Надуваем воздушный шар» (имитация надувания воздушного шара), «Подуй на ленточки» (дуем перед собой на привязанные к палочке ленточки),

Дыхательное упражнение «Ветерок»

Я ветер сильный, я лечу

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками)

Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастика
.

Способствует формированию ритмических умений и навыков, позволяет дать детям хороший заряд бодрости, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, помогает развитию правильной осанки.
Физкультурные занятия
Направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Технология музыкального воздействия.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности, также перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающим, успокоиться и расслабиться.
Здоровье – это ДАР, который нужно сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста. Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя – способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду, являясь важным фактором сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»