Песочная терапия для детей дошкольного возраста. Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия в детском саду Игровая песочная терапия для детей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Конкурс «Методическая копилка педагога ДОУ»

Цель семинара:

  • приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в работе с детьми;
  • гармонизация эмоционального состояния педагога;
  • расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования.

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

  • Световые столы для песочной анимации.
  • Интерактивная доска, презентация: «Песочная терапия в детском саду», набор видео файлов «Первые шаги в песочной анимации», тематические наборы фигурок из киндер - сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке, наборы песка.

Первая часть семинара

Выступление педагога-психолога: (демонстрация презентации)

Слайд №1.

Педагог-психолог: Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире…

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.

Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. При знакомстве с различными нетрадиционными техниками рисования перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.

Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы.

Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.

Слайд №2

Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой - это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три - … если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала.
А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка.

Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как:

  • свободное владение кистями обеих рук;
  • развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;
  • корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

Задачи :

  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;
  • обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла.

Слайд №3. Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Эпилепсия или шизофрения.
  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.
  • Дети с неврозом навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Слайд №5. В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал .

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Воспитатель: Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Слайд №6. Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком?

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку . Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Слайды № 7-8. Игрушки для песочной терапии.

  • Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  • Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  • Сказочные персонажи добрые и злые.
  • Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  • Украшения, сувениры.
  • Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Слайды № 9-11. Виды занятий.

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Просмотр видеофайла «Первые шаги в песочной анимации».

Вторая часть семинара

Практическая часть:

А) Рисуем морской пейзаж - совместное рисование в парах.

Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер - сюрпризов).

Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.

Психолог: Каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. Детство - это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком - это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них восторг, радость и счастье!

Презентация к семинару

Недаром любую реальную или виртуальную модель, на которой можно испытать все свои идеи, не боясь что-то испортить, называют «песочницей». Чувство творческой и эмоциональной свободы - вот что значит песочная терапия для детей дошкольного возраста. В этом возрасте запускается процесс активной социализации человека, его эмоции становятся глубже и разнообразнее, но выразить их словами он может не всегда. Зато он может «нарисовать» их на песке.

История возникновения и суть метода

О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму.

Фактически это один из видов арт-терапии, который отличается от остальных простотой манипуляций, недолговечностью создаваемых форм, возможностью корректировать их безо всяких ограничений. Особых навыков или умений при работе с этим материалом не требуется, а в создании композиций помогают готовые фигурки людей и животных, природные материалы. Основная задача песочной терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь взрослому (педагогу или психологу) выявить и помочь разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой - способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.

Необходимые материалы и оборудование

Считается, что взаимодействие с природными материалами благотворно влияет на эмоциональное состояние человека в любом возрасте, при этом одно из главных требований к оборудованию для песочной терапии - натуральность. Коробка для песка должна быть деревянной, а песок - чистым, желательно кварцевым. Можно использовать речной или морской песок, предварительно его просеяв и тщательно промыв. Дно и внутренние стенки коробки традиционно окрашиваются в голубой цвет, чтобы при рисовании песком на плоскости легко было изобразить небо, а при создании объемных композиций - воду.

Настоящая вода также играет важную роль: из увлажненного песка удобнее строить объемные фигуры. Поэтому в кабинете психолога бывает две емкости - одна для сухого песка, другая для влажного. Коллекция фигурок должна быть достаточно богатой: разные люди, животные, символы, всевозможные предметы из реального или фантастического мира - все, что может пригодиться для отражения любых ситуаций и фантазий.

Также обязательно наличие естественных элементов - камней разного размера, формы и текстуры, веточек, ракушек. Все это поможет ребенку освоиться в песочнице, пробудит в нем желание взаимодействовать с предложенными материалами, фантазировать, рисовать и строить. Для строительства идеально подойдет конструктор. Желательно, чтобы его детали были не слишком мелкими, иначе они будут теряться в песке, а сам процесс постройки рискует затянуться и отвлечь ребенка от основного действия.

Песок как средство для снятия напряжения

Даже простое пересыпание песка в ладонях способно успокоить и настроить на мирный лад непоседливого ребенка, а замкнутому и молчаливому поможет расслабиться и раскрыться для общения. Текучесть песка часто сравнивают с убегающим безвозвратно временем, и дети интуитивно тянутся к этой простой и знакомой субстанции, подолгу играя в песочнице. Показательно то, что эти игры всегда носят спокойный, медитативный характер не только в кабинете у психолога, но и на обычной детской площадке - их можно назвать самотерапией.

Песок способен снять внутреннее напряжение не только у детей. В представлении большинства взрослых людей наполненной стрессами повседневности противопоставляется песчаный пляж как символ спокойствия и безмятежности. Основная идея Юнга состоит в том, что через взаимодействие с песком во взрослом просыпается его внутренний ребенок, обнажается первичный эмоциональный источник, который на самом деле не является чем-то пройденным и забытым - он управляет эмоциями и переживаниями человека на протяжении всей его жизни.

Ограничений у таких занятий по возрасту почти нет: уже в возрасте 1 года ребенку будет полезно познакомиться с песком (под присмотром взрослых). Это обогатит его опыт тактильных и зрительных ощущений, что само по себе важно в ранний период развития. Что касается противопоказаний, то они связаны как с физической природой песка - это заболевания дыхательных путей (астма, аллергия на пыль) и повреждения кожи (порезы, царапины, кожные заболевания), так и с некоторыми психическими отклонениями:

  • с гиперактивностью;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • слишком высокий уровень тревожности;
  • невроз навязчивых состояний.

Возможности метода при применении специалистами

При всей своей видимой простоте песочная терапия - мощный инструмент в руках профессионального психолога. Он позволяет специалисту одновременно решать сразу несколько задач.

  • Диагностика - занятия с песком расшифровывают внутренние сигналы ребенка, выявляют причины его страхов и проблем.
  • Профилактика - систематические сеансы способны предотвратить развитие психических нарушений или психологических проблем.
  • Консультирование - отталкиваясь от полученных в результате проведения терапии результатов, специалист дает родителям советы, помогающие им укрепить эмоциональную связь с ребенком, помочь ему разрешить внутренние противоречия.
  • Коррекция - грамотно подобранные упражнения могут в течение серии сеансов изменить поведение малыша, помочь ему преодолеть трудности в общении, научить избегать конфликтов.

Использование песочной терапии не является прерогативой исключительно психологов. Ею успешно пользуются также педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми. Например, на логопедических занятиях игры в рамках этого метода помогают решать множество задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие грамматически стройной, связной речи;
  • обучение чтению и письму.

В процессе песочных игр и упражнений участники свободно обмениваются идеями, делятся чувствами, что постепенно позволяет построить между ними доверительные отношения. Для развития навыков общения эффективны групповые занятия, когда несколько детей совместно играют в песочнице под ненавязчивым руководством педагога. Подобные игры учат детей примерять на себя определенные роли, работать в коллективе. Для наблюдающего за процессом специалиста важно отмечать то, насколько играющие способны слышать друг друга, могут ли они самостоятельно разрешать конфликты и сообща преодолевать трудности.

Потенциал песочной терапии для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми состоит в том, что ее сочетание с традиционными обучающими методиками дает дополнительный эффект. Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Учитывая также аспект релаксации, снятия внутреннего напряжения, можно говорить о комплексном образовательно-терапевтическом эффекте.

Песочная терапия в педагогической практике

Местом знакомства дошкольников с песочной терапией часто является детский сад, где с ними занимается воспитатель.

Программа занятия включает три основных этапа.

  1. Знакомство. Ребенку (детям) отводится время на то, чтобы как следует познакомиться с самой песочницей и игрушками, которые могут участвовать в игре. Педагог обращает внимание ребенка на ассортимент фигурок, объясняет, к какой категории относится та или иная группа предметов, отвечает на вопросы.
  2. Создание модели. Это основной этап, на котором играющему предлагается составить какую-либо сюжетную линию и изобразить ее с помощью арсенала подручных средств: фигурок, предметов, самого песка. Ребенку предоставляется полная свобода действий, в которые педагог не вмешивается. На протяжении всего процесса он внимательно наблюдает за действиями ребенка, отмечает его реакции и поведение.
  3. Подведение итогов. Заключительный этап, на котором педагог с искренним интересом рассматривает законченную композицию, слушает объяснения ребенка о том, что, как и почему он расположил на песке, выделяет для себя важную информацию об эмоциональном состоянии маленького художника. При этом взрослому ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка самовольно переставлять или изымать фигурки из картины, менять что-то в композиции. Следует также соблюдать осторожность, высказывая свое мнение о постройке.

Такие занятия часто проводятся с группами из нескольких детей с образовательной целью, для совершенствования их навыков общения, для общего развития.

Как проходят сеансы у психологов?

К психологу, как правило, родители ребенка или взрослый клиент обращаются за помощью в решении конкретной проблемы. Поэтому сеанс, хоть и базируется на тех же самых этапах, выстраивается более тщательно, а анализ результатов проводится более глубокий. В кабинете психолога больше, чем где-либо еще, важна утрата пациентом контроля над сознанием, позволяющая волнующей его проблеме материализоваться с помощью песка и вспомогательных фигурок.

Анализ начинается уже на стадии выбора миниатюр для создания песочной картины. Стараясь не шуметь и не попадать в поле зрения ребенка, чтобы не отвлекать его, психолог внимательно наблюдает за всеми его действиями, стараясь не упустить ни одной детали. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими трудности с речью.

Время для выбора фигурок не ограничивается, а в процессе творчества их можно убирать или добавлять. Перед тем как начать создание песочной картины, ребенок по просьбе психолога выстраивает все выбранные фигурки и предметы на подносе с песком в том порядке, который сочтет нужным - в этом ряду зашифровано много ценной информации, понятной специалисту. Затем начинается сам процесс моделирования.

Дети любят воплощать в песке сказочные, фантастические сюжеты, вдохновляясь полной свободой самовыражения. Обычно на создание картины уходит не больше часа, после чего психолог может обсудить ее с ребенком: что это за мир, кто его населяет, какой характер у каждого из героев, в каких взаимоотношениях они находятся и т. д. После такого описания психолог может задать вопросы, побуждающие пациента что-то изменить в сюжете, развить его. Например:

  • В этом мире всем хорошо живется или кто-то грустит?
  • Если кому-то из героев плохо, что можно сделать, чтобы ему стало хорошо?
  • Как будут вести себя герои дальше?

Важно, чтобы ребенок не просто рассказывал о развитии событий, а иллюстрировал все это на песочной модели, меняя положение фигур. После каждого такого изменения следует вопрос: «А что будет дальше?» Это продолжается до тех пор, пока проблема героя не разрешится. Если ребенок констатирует, что теперь в этом песочном мире всем хорошо, это будет означать, что его внутреннее напряжение снято на бессознательном уровне. Если же он скажет, что герою плохо, но помочь ему нельзя, психолог предложит ему вновь обратиться к полкам с фигурками и посмотреть, не найдется ли там кто-то, кто спасет ситуацию. Так постепенно специалист «распутывает» клубок детских переживаний, помогая маленькому пациенту найти выход из эмоционального замкнутого круга.

При работе со взрослым человеком психолог также обсуждает законченное творение клиента, задавая вопросы о значении тех или иных конструкций, о том, что могло бы быть по-другому или хотелось бы изменить. В ходе такой беседы к человеку постепенно возвращается утраченное чувство уверенности, он начинает понимать, что именно его тревожит и почему. Наконец он принимает сложившуюся ситуацию. Часто уже после первого сеанса пациенту становится намного лучше, он начинает видеть решение своих проблем там, где раньше царил полный мрак.

Говоря о практике песочной терапии в домашних условиях, имеют в виду скорее игровую форму обучения, нежели метод психоанализа. Такой вид совместной деятельности родителя и ребенка принесет массу удовольствия обоим и поможет лучше понять друг друга. Организовать песочницу дома несложно, тем более что для домашних игр с песком не обязательно точно следовать всем научным канонам метода. Основной элемент - свобода творчества - должен остаться неизменным.

Не отказывайтесь, если ребенок попросит вас тоже нарисовать свою песочную картину, ведь ему интересно, что «сотворит» его самый близкий человек.

Для занятий вполне подойдет любая широкая емкость, желательно с высокими бортами и крышкой - так песок будет удобнее хранить. К подготовке песка нужно подойти с большей ответственностью: он должен быть совершенно безопасным. Песок продается в зоомагазинах, но можно набрать его и самостоятельно - главное, хорошо его просеять, промыть и прокварцевать (или хотя бы прокалить в духовке).

Следующий шаг - собрать коллекцию разнообразных миниатюрных игрушек. Она может быть не такой большой, как у профессионального психолога, но все-таки достаточной для творчества. Не стоит забывать и о природных материалах - камнях, перьях, ракушках, шишках, ореховой скорлупе. Может пригодиться мелочь вроде пуговиц или монет, игрушек из шоколадных яиц. Также необходимо приготовить пульверизатор с водой для увлажнения песка.

Можно начинать игру! Например, ребенок с радостью поиграет в пиратов, где нужно будет отыскать зарытый «клад», обозначенный крестиком на нарисованной карте, отмеряя пальчиками «шаги» от ориентира, или построит замок из песка, в котором будет заточена принцесса - здесь все ограничивается только фантазией участников.

Со времён Карла Юнга европейская практическая психология уделяет особое внимание такому методу, как песочная терапия. Было доказано, что разнообразные игровые занятия с песком и водой способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей и взрослых. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, пространственное мышление, речь, воображение и творческие способности малыша, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. В последнее время эта методика стала востребованной в детских садах и активно применяется педагогами в работе с дошкольниками во время прогулок, плановых занятий и игр.

Значение занятий с песком в ДОУ

Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.

В. Андреева, песочный терапевт, юнгианский аналитик

Песочная терапия - это одно из направлений арт-терапии, включающее все занятия, связанные с песком:

  • сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры с обычным песком;
  • проективные игры в юнгианской песочнице, направленные на диагностику, коррекцию, носящие терапевтический эффект;

    Сюжетно-ролевые и развивающие творческие игры в песочнице способствуют развитию личности воспитанников

  • песочная анимация на специальных столах с подсветкой;

    Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает детей своей необычностью

  • создание картин композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка, круп, природного материала;

    Создание композиций на ватмане или подносе с использованием цветного песка требует аккуратности и точности движений

  • лепка различных фигурок и формочек, конструирование построек и целых песочных городов из кинетического песка.

    Кинетический песок хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести

Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

Задачи

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:

  • Игровое:
    • театр на песке - разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
    • сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении детей;
    • дидактическая игра, например, с помощью палочки можно нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.
  • Эмоционально-психологическое:
    • стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
    • приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
    • формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
  • Сенсомоторное:
  • ФЭМП:
    • формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
    • овладение первичными навыками счёта и измерения.
  • Речевое развитие:
    • обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
    • развитие навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком;
    • формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке;
    • совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
  • Художественно-эстетическое - стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:

Противопоказания к использованию метода песочной терапии:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  • склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
  • нарушения кожного покрова (травмы и порезы).

Видео: песочная терапия для детей

Занятие с песком в детском саду

Занятие с песком может проводиться воспитателем в образовательных и развивающих целях, а также педагогом-психологом, специалистом-логопедом с целью диагностики эмоционального состояния малыша или в рамках коррекционной программы.

Из опыта работы педагога-психолога детского сада. Мастер-класс "Возможности песочной терапии в работе педагогов"

Аннотация : данный мастер-класс рассчитан на педагогов дополнительного образования, но может быть использован для воспитателей и учителей (с незначительной корректировкой). С его помощью педагоги ознакомятся с возможностями песочной терапии. И, как результат, смогут пополнить свою профессиональную деятельность новым методом.

Возможности песочной терапии в работе педагогов

Цель: ознакомить педагогов с возможностями использования песочной терапии в своей профессиональной деятельности
Задачи:
Ознакомить с преимуществами песочной терапии;
Продемонстрировать формы песочной терапии;
Предоставить возможность опробовать предлагаемые игры.

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г. Юнг

Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? Представьте...
Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой. Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки? Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.
Немного хочу рассказать, почему я выбрала песочную терапию как основной инструмент в своей работе.
Во-первых , она универсальна:
- Используется в работе с людьми всех возрастов
- Практически не имеет противопоказаний, за исключением особенно тяжелых расстройств и индивидуальной непереносимости материалов.
- А так же с помощью песочной терапии можно работать со всеми психологическими проблемами (от развития мелкой моторики до проблемы поиска смысла жизни)
- Её можно использовать как терапию, так и как диагностику
Во-вторых , она работает непосредственно с бессознательным, минуя блоки сознания. Что очень актуально в работе с нашими детьми, у которых сознание нарушено.
В-третьих , она проста в реализации и привлекательна для детей.
Начнем работу со знакомства с кинетическим песком, его ещё называют «Живым».
Игры с кинетическим песком:
Пронести мимо каждого и дать возможность отщипнуть по кусочку кинетического песка.
ПомнИте, потрогайте песок. Состоит он из кварцевого песка, пластификатора и красителя.
Сейчас предлагаю психологическое упражнение на управление своим гневом. В принципе, его каждый может использовать при необходимости, как для себя, так и для создания положительного климата на своем занятии.
Называется «Победитель злости»
Лепим шар, «В этом шаре живет твоя злость», создай ей лицо. Мысленно посели свои негативные чувства в этот шар. А теперь разрушь шар, произнося заклинание «Прогоняю злость, приглашаю радость». Теперь разровняй поверхность песка и оставь на ней отпечатки своих ладоней.
«Солнечная система»
А теперь, каждый из своего кусочка слепите планету в нашу солнечную систему. Последний располагает планеты по увеличению.
Данное упражнение можно использовать для сплочения, для развития мелкой моторики, а так же для формирования понятий больше - меньше.
Конкурс на самый высокий снеговик
А сейчас, организатор проведет конкурс на самый высокий снеговик (организатору предлагается выбрать кто будет участвовать в конкурсе). У кого получится самый высокий снеговик (и не развалится) тот победитель.
Педагог ИЗО научит изображать человечка из геометрических фигур (с помощью формочек создаются фигуры и собираются в человечка).
Инструктору по физической культуре предлагаю провести физзарядку для рук с помощью Космического лабиринта - построить с помощью кинетического песка лабиринт на подносе.


Педагог СБО продемонстрирует, с помощью кинетического песка, как нужно стряпать рулет и как его правильно нарезать.
Также, на кинетическом песке легко остаются следы от ладошки или ступни, от обуви или колёс игрушечной машинки. Отгадай, где чей отпечаток? Такое упражнение развивает внимание, наблюдательность.


«Создай свое настроение»
С помощью представленных материалов, слепи свое настроение.
Такое упражнение позволяет осознать свое настроение и скорректировать его.


Упражнений с кинетическим песком, думаю, будет достаточно. Переходим к работе с классической песочницей.
Игры в классической песочнице
Сейчас мы попробуем игры на развитие диафрагмального дыхания с использованием классической песочницы, их может использовать логопед (приглашается логопед)
Условие: Набирать воздух через нос, не поднимая плечи, и надувать живот «шариком». Выдыхайте медленно и плавно. Старайтесь так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Что под песком?»
Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувается песок - открывается изображение.


«Озеро»
Следуя правилам дыхания, через нос набираем воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдуваем ямку в песке, чтобы открылось голубое дно.
Следующее занятие будет групповым. (стоим полукругом у песочницы)
Предлагаю каждому выбрать для себя одну - две фигурки из коллекции.
Все выбрали? Сейчас по очереди подходим к песочнице, подготавливаем место для своих фигур, устанавливаем, и сочиняем совместную сказку. Первый начинает, остальные продолжают, последний придумывает интересное завершение. Такое упражнение направлено на сплочение коллектива и создание положительного эмоционального климата.


Всем спасибо! Теперь переходим к работе с песочным планшетом.
На нем можно рисовать 2-мя способами (рисовать на засыпанном столе и насыпать на очищенный стол) Второй вариант чуть сложнее, но нравится мне больше.
Желающий для демонстрации первой игры.
Игры на песочном планшете
Игра на развитие межполушарного взаимодействия и запоминания основных геометрических фигур
Очертить середину вертикальной линией. Рисовать указательными пальцами обеих рук одновременно.
1. Рисуем круг (параллельно, на встречу, друг от друга).
2. Рисуем треугольник (параллельно, на встречу, друг от друга).
3. Рисуем квадрат (параллельно, на встречу, друг от друга).


Таким же образом можно изучать цифры на песке.
Сейчас я продемонстрирую рисование дерева, затем желающий повторит.
Рисунок дерева


Теперь рисунок корабля с помощью карточек. (Показываю - повторяют)


А сейчас групповая работа. По очереди рисуем совместную картину. Каждый добавляет что-то своё.


Отличная картина получилась!
Думаю вы успели ощутить на себе, что работа с песком увлекает, завораживает, развивает мелкую моторику, развивает воображение и активизирует творческий потенциал.
Всем спасибо за участие!
А теперь, хотелось бы узнать ваше мнение о нашей встрече. (Раздаются листы рефлексии)

Рефлексия
Оцените психологический климат (плохо-1, отлично-5) 1 2 3 4 5
Оцените работу ведущего 1 2 3 4 5
Узнали ли Вы что-то полезное для себя? Да Нет
Какое упражнение Вам понравилось больше всего?___________________________
Какое упражнение Вам понравилось меньше всего?___________________________
Заинтересовала ли Вас песочная терапия? Да Нет

Источники:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.
2. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»