Мастер-класс «Использование мнемотехники в работе педагога. Самообразование на тему""формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения" При заучивании стихотворений

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию… И вот тогда ему на помощь приходит мнемотехника.

Суть мнемотехники

Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтоу запоминание идёт эффективнее

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти - зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:

  • запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
  • привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
  • постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
  • повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
  • развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Виды наглядности

Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому - это знаки зодиака

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки - найти что-то общее между картинками

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Таблицы

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе

Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Для взрослых, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём - «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения.

Приёмы наглядности

При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка

Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.

  • «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
  • «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
  • «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
  • «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
  • «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
  • «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
  • «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.

Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.

  • Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
  • Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
  • Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.

Правила использования приёмов мнемотехники

Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение

Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:

  • предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
  • не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
  • сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
  • не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
  • помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.

Видео: метод Римской комнаты для взрослых

Видео: метод Цепочки

Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.

Самообразование на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

ЦЕЛИ:

    Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

    Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

ЗАДАЧИ:

    Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике

    Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей

    Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Сплотить детский коллектив.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.

4. Развлечения и досуги.

5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

ПЛАН РАБОТЫ:

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Сентябрь

Создание презентации «Ситуации по правилам дорожного движения»

Диагностика

Просмотр и обсуждение мультфильма «Светофор» (серия «Смешарики»). Цель: запомнить правила дорожного движения

Рисование по мультфильму

Целевая прогулка «Мы по улице идем»Цель: формировать у детей представление о одностороннем и двустороннем движении

Отгадывание загадок по ПДД. Цель: обучать детей находить отгадку по описанию.

(приложение 1)

Сюжетно-ролевая игра «Такси». Цель: Закрепить знания детей о професии «таксист»

Легковой и грузовой транспорт Цель: закреплять умения различать грузовой и легковой транспорт

Анкетирование родителей

Проект «Моя мама водитель»

Памятка родителям о дорожной безопасности (приложение 7)

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Создание электронной дидактической игры по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Просмотр презентации «Ситуации по правилам дорожного движения»

Чтение «Автодорожных стихов»

Просмотр мультфильма «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Цель: учить правильно вести себя в общественном транспорте

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение М. Приходкина «По улицам города». Цель: закреплять знания о транспорте

Рисование «Безопасный путь от дома к детскому саду»

Родительское собрание «Безопасность детей на улице»

Памятка для родителей и детей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Подбор литературы по ПДД

Создание презентации «История автомобиля»

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Просмотр развивающего мультфильма «Дорожные знаки для детей со стихами» Цель: знакомство с дорожными знаками https://www.youtube.com/

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходный переход»

Работа с мелким строительным материалом: постройка легкового автомобиля

Подвижная игра «Воробушек и автомобиль». Цель: развивать у детей умение ориентироваться в пространстве

Чтение М.Пожарского «Машины». Цель: обучать детей внимательно слушать и понимать содержание прочитанного, закреплять знания о транспорте.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Цель: закреплять знания об автобусе, его назначении

Целевая прогулка «Гараж». Цель: дать представление детям о гараже, его строении и функциональном назначении

НОД «Наше село и его транспорт» Цель:

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло» Цель: пропаганда среди родителей, приобрести автомобильное кресло)

Изготовление жезла для сюжетно-ролевой игры «Гаишники»

Просмотр презентации «История автомобиля». Цель: познакомить детей с историей автомобиля

Целевая прогулка к пешеходному переходу. Цель: закрепить с детьми термин «пешеходный переход». Воспитывать культуру поведения на улице.

Подвижная игра «Будь внимателен». Цель: воспитывать действовать по звуковому сигналу

Проект «Наш друг-светофор»

Памятка родителям по правилам дорожного движения»

Настольная игра «Дорожные знаки»

Создание электронной игры «Отгадай загадку»

Дидактическая игра «Назови правильно». Цель: закрепить понятия «справа» «слева» «снизу» «сверху» развивать умение ориентироваться в пространстве

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения». Цель: воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения

Целевая прогулка «Автозаправочная станция» Цель: дать представление об автозаправочной станции, знаке, указывающей на нее

Просмотр мультфильма «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения – Тики Таки». Цель: продолжать изучать правила дорожного движения https://www.youtube.com

Выставка рисунков «Я по улице иду»

Памятка для родителей

Домино «Дорожные знаки»

Создание альбома «Разные виды транспорта»

Создание интерактивной игры по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Робокар Поли-правила дорожного движения. Как переходить дорогу». Цель: продолжать изучать правила дорожного движения

Рассматривание плакатов «Дорожные происшествия»Цель: воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации

Рисование на тему: «Дорожный знак» Цель: закрепить знания о дорожных знаках и их назначении

Памятка для родителей «Безопасность дорожного движения»

Наглядный плакат «Специальный транспорт»

Изучение методической литературы

Заучивание считалки. Цель: развивать умение четко проговаривать каждое слово, воспитывать умение использовать считалку в игре (Т.ИДанилова Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД стр.29)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины» Цель: закреплять знание машин специального назначения

Рисование «Островок безопасности» Цель: развивать наблюдательность, внимание

Просмотр мультфильма «Торопыжка. Правила дорожного движения. Цель: продолжать изучать правила дорожного движения http://youtube.com/

Памятка для родителей «Правила дорожного движения безопасности на дорогах» (приложение8)

Настольная игра «В гостях у светофорчика»

Создание презентации по правилам дорожного движения

Просмотр мультфильма «Светофор. Обучающая детская песенка. Мультик про машинки. Учим правила дорожного движенияhttps://www.youtube.com.

Рисование на тему «Мой дом –моя улица» Цель:закрепить представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свой впечатления

Чтение С.Волкова «Правила дорожного движения» Цель: закреплять знания ПДД

Изготовление книжки-самоделки «Дорожная азбука» Цель: воспитывать усидчивость, продолжать запоминать Правила дорожного движения

Памятка для родителей «Дорожные ловушки» (приложение13)

Дидактические игры «Какие бывают машины», «О чем говорит знак»

Анализ своей работы

Просмотр мультфильма « Мультик для детей. Авария на дороге» Цель: продолжать изучать Правила дорожного движения

Чтение детских стихов про машины. Цель: вспомнить какие виды транспорта бывают их назначение

Развлечение по ПДД «В гостях у светофорчика»

Диагностика

Работа сотрудника ГИБДД. Цель: познакомить детей с работой сотрудника ГИБДД

Картинки на классификацию видов транспорта

Хайлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад №101" города Новокузнецка
воспитатель

Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников»

Цель работы по самообразованию: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Актуальность темы:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. А так как я - мама четверых детей и по роду своей деятельности несу ответственность за своих воспитанников, то эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы по самообразованию.

Ожидаемые результаты:

1 . Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2 . Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4 . Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Дата начала работы над темой ______________

Предполагаемая дата окончания работы _____________

№ п\п

Форма работы

Практические выходы

Изучение нормативно-правовой документации.

Закон «Об образовании»,

СанПин 2.4.1.3049-13,

ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня.

В течение года

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Обзор в Интернете информации по теме.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

СЕНТЯБРЬ

1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Комплексная НОД по рисованию и ПДД с просмотром м.ф. «Светофор» (серия «Смешарики»)

Целевая прогулка «Мы по улице идем»

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Дорожная азбука»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход»

Памятка для родителей «Дорожная азбука»

ОКТЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Просмотр презентации «Ситуации на дороге», отгадывание загадок по ПДД.

Сюжетно - ролевая игра «Мы едем в гости» (учить правилам поведения в общественном транспорте)

Чтение Автодорожных стихов

Работа с воспитателями.

Консультация «Развивающая среда в группах по ПДД в соответствии с ФГОС ДО»

На методическом часе

Работа с родителями.

Памятка для родителей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Создание альбома «Мой безопасный путь из дома в детский сад»

Распространение среди родителей

НОЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей»

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Чтение М.Пожарский «Машины»

Просмотр м.ф. «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Изготовление светофора для подвижной игры

Работа с родителями.

Памятки «О правилах перевозки детей в автомобиле»

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло»

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Методика работы с детьми младшего и среднего возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

Размещение на сайте ДОУ

ДЕКАБРЬ

Изучение методической литературы.

Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на

методическую

литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка к пешеходному переходу

Просмотр презентации «История автомобиля»(познакомить детей с историей автомобиля)

Конструирование с мелким строительным материалом «Я строю легковой автомобиль»

Подвижная игра «Будь внимателен»(учить действовать по звуковому сигналу)

Самостоятельная разработка презентации

Работа с воспитателями.

Буклет «Правила безопасного поведения в темное время суток»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Фотоконкурс «Стань ярким, стань заметным!»

Размещение на сайте ДОУ

ЯНВАРЬ

Изучение методической литературы.

Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.

Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ

Сфера, 2008.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка «Автозаправочная станция»

Дидактическая игра «Назови правильно»

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения»

Просмотр м.ф. «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения - Тики Таки» (https://www.youtube.com)

Аннотация на методическую литературу

Работа с воспитателями.

Работа с родителями.

Изготовление папки-передвижки «Статистика детского дорожно - транспортного травматизма в период новогодних каникул»

Распространение среди родителей

ФЕВРАЛЬ

Изучение методической литературы.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. -

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД «Дорожный знак - мой лучший друг!»с рассматриванием плакатов

Рисование на тему «Дорожный знак»

Просмотр м.ф. «Робокар Поли - правила дорожного движения. Переходим проезжую часть.»

Изготовление трафаретов машин, которые одеваются на грудь ребенка

Работа с воспитателями.

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Совместное мероприятие для детей и родителей

викторина «Дорожная Азбука»

Памятки «О безопасном катании на коньках, санках, с ледяных горок»

МАРТ

Изучение методической литературы.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Данилова Т.И. Программа «Светофор»Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на методическую литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД. Тема: «Зайчик в гостях у детей»

(заучивание считалок)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины»

Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему

Работа с воспитателями.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для

воспитания интереса к изучению правил

дорожного движения

На методическом часе

Работа с родителями.

Открытый просмотр НОД для родителей.

Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!»

Распространение среди родителей

АПРЕЛЬ

Изучение методической литературы.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД с использованием ТРИЗ. Тема: «Наша Таня громко плачет… »

Изготовление книжки - самоделки «Дорожная азбука»

Изготовление воспитателем пособий по теме

Работа с воспитателями.

Семинар-практикум для педагогов «Роль

воспитателя в формировании у детей навыков

осознанного безопасного поведения на дорогах

На педагогическом часе

Работа с родителями.

Родительское собрание «Островок безопасности» с использованием ИКТ

Изучение методической литературы.

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей»,

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика»

Работа с воспитателями.

Педагогическая гостиная «Формирование основ

безопасного поведения на дорогах города»

Распространение среди педагогов

Работа с родителями.

Встреча детей и родителей с инспектором ГИБДД

Размещение на сайте ДОУ

Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию.

Представление отчета на лесенке успеха в ДОУ

Рамазанова Алина Габдулаваловна

Воспитатель, МБ ДОУ детский сад "Колосок", с. Большеустьикинское, Мечетлинский район, Башкортостан

Рамазанова А.Г. Метод мнемотехники (из опыта работы) // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).

Заказ № 28274

Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

К.Д.Ушинский

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени - ранний и дошкольный возраст.

Роль речи в становлении ребёнка невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок.

Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт.

Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники. Мнемотехника — метод развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Немного об истории мнемотехники… Слова «мнемотехника» и «мнемоника» означают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) в честь древнегреческой богини Мнемозины - богини памяти. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Почему я использую в работе мнемотехнику?

Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.

Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции).

В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбирает рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

Мнемотаблицы - это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Суть работы с мнемотаблицами заключается в следующих этапах:

  1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
  2. Перекодировка информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  3. После перекодировки осуществляется пересказ, составление рассказа по заданной теме и др., то есть происходит отработка метода запоминания.
  4. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)
  5. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются мной так же:

  • при обучении составлению описательных и творческих рассказов;
  • при заучивании стихов;
  • при обучении пересказу художественной литературы.

Использование мнемотехники - это, прежде всего, начальная «пусковая» наиболее значимая и эффективная работа, но нельзя ограничиваться только ей при развитии речи детей. Не нужно злоупотреблять этим методом, использовать без необходимости, когда свойства и связи объектов лежат на поверхности. Параллельно необходимо проводить и другую работу по развитию речи. Например, речевые словесные игры, настольно-печатные игры и др.

При дальнейшей работе я планирую дальнейшее использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно-образовательном процессе.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на период с 2017 по 2022 год

воспитателя

Ярмиевой Зульфии Мидехатовны

первой квалификационной категории

Тема самообразования: « Использование мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников

Актуальность темы: Скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения, неумение согласовывать слова в предложениях, нарушение связности высказывания, нарушение внимания и памяти – это те трудности в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство.

Ознакомиться с инновационными методиками.

Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.

Предполагаемые результаты:

У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

Словарный запас выходит на более высокий уровень;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

1.Подготовительный этап. (2017-2018 учебный год)

Изучение методической литературы по теме самообразования. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет ресурсов.

- Изучение методик и технологий в интернете

Разработка дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи схем-моделей.

Составление картотеки мнемотаблиц

2. План работы на 2018-2019 уч.год

Работа с детьми:

Знакомство с символами мнемотехники (декабрь)

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем (январь-февраль-март)

Заучивание стихотворений с помощью схем-моделей (апрель-май)

Работа с родителями:

Памятка «Учим стихи с помощью мнемотехники (январь)

Работа с педагогами:

Педагогический обмен творческими находками (в течение года)

Консультация для воспитателей на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

3.План работы на 2019-2020 уч.год

- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-ноябрь)

Работа с загадками, составлять и отгадывать загадки по схемам (декабрь-январь)

Работа над пересказами с использованием опорных схем. (февраль-март)

Сочинение сказок детьми по модели – схеме (апрель-май)

4. План работы на 2020-2021 уч.год

Работа с детьми:

- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-ноябрь)

Работа с родителями:

- «Учим детей составлять рассказы по картинкам» (февраль)

Буклет « Мнемотехника в помощь мамам и папам» (февраль-март)

Работа с педагогами:

Консультация для воспитателей по использованию методов мнемотехники в учебно-воспитательном процессе (в течение года)

5. План работы на 2021-2022 уч.год

Работа с детьми:

- Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» (октябрь-май)

Заучивание стихотворений с помощью схем-моделей (декабрь-январь)

- Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем (февраль-март)

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам (апрель-май)

Работа с родителями:

Папка-передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» (ноябрь)

Использование мнемотехники в работе с детьми (декабрь)

Конкурс «Лучшие мнемотаблицы по сказкам и рассказам для детей»

Дни открытых дверей (открытые занятия)

Работа с педагогами:

Выступления на тему «Как заучивать с детьми стихотворения»

- Буклет «Использование мнемотехники в развитии дошкольников».

Отчет по проделанной работе (май)

Список используемой литературы :

    Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» СПб, 2009

    Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»-Дошкольное воспитание.2003.№10 с 16-21

    Широких Т.Д. «Учим стих-развиваем память».Ребенок в детском саду. 2004 №2 с 59-62

    Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие речи и мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Издательство: ДетствоПресс, 2005. – 96 с.

    Поддьякова Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998. – 207с.

    Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст] / Под общ.ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

    Ушакова О.С., Сохин Ф.А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. – 271 с.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»