Песочная терапия в работе логопеда. Образовательный портал Проект песочная терапия в логопедии

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Песочная терапия как одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда. МОУ «Начальная школа – детский сад 3, с. Елово» Учитель – логопед: Зайцева Нина Петровна г.


Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.


Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются: -сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением речи; -нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии; -коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; - успешная социализация детей с дефектами речи.


Дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам. Над ними трудились такие авторы, как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.


Нетрадиционные логопедические технологии. Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией. Массаж языка. Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины. Су-Джок терапия – взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга.


Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании. Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека. Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию. Пескотерапия (sand-play) – игра с песком как способ развития ребенка.




· развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; · снимают мышечную напряжённость; · помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; · развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); · стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; · позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; · преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; · развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; Игры с песком


· совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; · способствуют расширению словарного запаса; · помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; · позволяют развивать фонематический слух и восприятие; · способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; · помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма. Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.


Общие условия организации песочной терапии. В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах для индивидуальной работы 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 размер поля, а 8 глубина). Для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.


Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит». Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) рекомендуется окрашивать в голубой цвет: дно символизирует воду, а борта небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты. Можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.


Песочница на одну треть или наполовину заполняется чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком, который не реже одного раза в месяц необходимо менять или очищать. Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.


Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.


Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить!


Игры с песком «Дорожки из песка». «Чувствительные ладошки» "Мой город". · «Чей это след?» «Назови звук» «Найди друга» «Песочный дождик» «Кто это был?» «Какой звук лишний?» и другие




Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - они чувствуют себя более успешными; - на занятиях нет места монотонности и скуке. Кроме того игры с песком на свежем воздухе, на берегу реки, в благоприятных природных условиях играют значительную роль в летнем оздоровлении и закаливании детей.




Статья

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда

Вотинцева Ирина Аркадьевна

История метода «Песочная терапия »
Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.
Целеполагание
Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .
Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.
Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника - песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.
Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .
Задачи :
Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;
Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;
Развивать мелкую моторику рук :
Обогащать и активизировать словарь родного языка;
Формировать лексико-грамматические категории языка;
Автоматизировать корригируемые звуки ;
Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;
Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .
Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)
При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :
Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой,
Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,
Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.
Предполагаемый результат :
У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,
Сформированы речевые навыки общения,
Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,
Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации - создание своеобразной демоверсии,
Дети свободно используют грамматические категории языка,
Автоматизированы корригируемые звуки ,
Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,
У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,
Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.
Организация песочницы
Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.
Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.
Коллекция миниатюрных фигурок :
Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,
Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,
Транспорт разного назначения,
Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)
Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,
Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,
Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)
Конструкт занятия
Этап
Название этапа
Цель этапа
1
Мотивационный
Сообщение темы, цели занятия
2
Супервижн -
выставка фигурок и предметов к занятию
Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач
3
Ритуал входа
«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша
4
Основной коррекционный
Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно
5
Ритуал выхода
Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы
Направления коррекционной работы
Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :
Дыхательная гимнастика
Пальчиковый практикум
Артикуляционная гимнастика
Автоматизация звуков

Формирование слоговой структуры слова

Обучение грамоте
Развитие связной речи
Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .
Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы
Развитие диафрагмального дыхания
Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.
Помоги зайцу. В песке углубления - «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.
Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.
Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.
Пальчиковый практикум
Развитие тактильно-кинестетических ощущений
Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)
Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке
«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»
Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )
Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев
(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)
«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера
Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок
Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок
Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка
В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )
Артикуляционная гимнастика
Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка
Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.
Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
Автоматизация звуков
Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .
Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .
Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .
Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .
Развитие фонематического слуха
Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).
Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.
Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.
Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город
Формирование слоговой структуры слова
Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.
Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.
Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :
предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;
приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;
наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)

Использование светового стола для рисования песком как одно из направлений в коррекционной работе учителя-логопеда

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский

Одним из направлений коррекционной работы логопедического пункта Детского дома 27 является использование песка для развития мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук, что очень благоприятно влияет на развитие речи ребенка. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями).

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить, а так же активно развивается речь и обогащается словарный запас.

Техника рисования песком играет огромную роль в познавательно – речевом развитии детей. В данной технике рисования ребенок успешно использует все пальцы и ладони обеих рук, действует ими поочередно или одновременно.

Известно, что речь ребенка во многом зависит от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук, так как пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за устную и письменную речь, а правое отвечает за эмоциональную окраску и интонацию устной речи.

В работе с песком использую различные виды техник рисования, которые осваивают наши воспитанники в процессе работы с песком: кулачком, ладонью, ребром большого пальца, пальцами (щепотью), мизинцами, рисование одним пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, рисование по трафарету, использование предметов.

Рисование песком – это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком на стекле развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Используемая литература:

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии.
2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
3. М.В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми»
4. Л.Д. Постоева, Г.А. Лукина «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет».
5. Статья педагога-психолога ДОУ «Филиппок» А.И. Исмаиловой «Песочная арт-терапия в детском саду»
6. Т.В.Ахутина, З.М.Богуславская «Обучение детей технике рисования песком», «Диагностика развития творческого мышления, воображения, восприятия».

учитель – логопед
Синицына К.А.

Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда
Дата публикации: 21.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Аннотация:

Один из поддатливых природных материалов – это песок. Его

использование в логопедической практике может оказывать благоприятное

воздействие на эмоциональное, развивающее и тактильное восприятие у

ребенка. Через создание игровой мотивации повышается внимание, что

способствует благоприятному воздействию на развитие мотивации к

образовательному и познавательному процессам. Использование метода

работы с песком возможно с самого младшего возрастного развития ребенка.

«Песочная терапия в работе с детьми с диагнозом Алалия».

Использование игр, связанных с песком, оказывают положительное

развивающее воздействие. Песок является распространенным природным

материалом,

использование

обладает

расслабляющим

действием.

Песочная

формирования

психического

здоровья

познавательного развития детей в любом возрасте.

В чем заключается «сила» песка? Он обладает особенными свойствами.

Песок – очень податливый инструмент для творчества. Изображения из него

можно изменять в любой момент. Работать с песком может каждый, даже

кто не обладает художественными способностями. Мельчайшие песчинки, из

активизируют

чувствительные

кончиках

пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисунки или построение фигур на

формируют

саморегуляцию

самоконтроль.

Сосредоточенность

расслабляет

помогает

побороть негативные эмоции.

Метод песочной терапии был создан в 1929 году, авторами его являются

щвейцарский

психолог

английский

психотерапевт

Ловенфельд, швейцарский детский терапевт Д. Кальф. В основе данного

метода лежит формирование у детей активного воображения.

Отмечают разнообразие игр с песком. Обучающие игры способствуют

овладению процессом чтения, письма, грамоты и счета. Познавательные

игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка,

развивают его творчество и фантазию. Использование песочной терапии на

логопедических занятиях способствуют расширению словарного запаса,

коррекции звукопроизношения, помогают освоению звуко-слогового анализа

и синтеза слов, развитию фонематического слуха, способствуют

формированию связной речи, лексико-грамматических представлений,

помогают в изучении букв, освоению навыков чтения и письма, развивают

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную

напряженность, совершенствуют зрительно-пространственную

ориентировку. В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются

идеями, чувствами, что позволяет построить доверительные, партнерские

отношения друг с другом. Такое отношение взрослого и ребенка

помогаетпреодолевать трудности в общении, развивать мышление и

речевые способности у детей.

песочной терапии. В качестве песочницы используется водонепроницаемый

ящик, размеры которого составляют 50 см. – 70 см. – 8 см. Где 50 см.-70 см. –

это размер поля, а 8 см. – это глубина ящика с песком. Такой размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для

размером 100 см. – 140 см. – 8 см. Материалом для изготовления песочницы

использоваться пластиковые ящики, но в них песок «не дышит». Дно и борта

ящика (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашивают в

голубой цвет. Таким образом, дно и символизирует воду, а борта ящика –

небо. Голубой цвет оказывает успокаивающее действие, но можно

окрашивать поверхность ящиков в один или несколько цветов. Ящик или

емкость наполняют на половину или на одну треть в объеме песком. Он

должен быть заранее подготовленным и очищенным. Песок промывают и

просеивают, затем прокаливают в духовом шкафу. Очищение песка

производят не реже одного раза в месяц. Песок необходимо пересыпать из

песочницы, просеять, помыть и снова прокалить.

Для проведения занятий и игр можно использовать миниатюрные

предметы

Применяют

классификацию

предметов:

отличающиеся возрастом, профессиями, культурой; 2) животные и птицы

(домашние, дикие). 3) обитатели водного мира (рыбы, моллюски, крабы). 4)

жилища людей с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных

культур).

растения

кустарники).

небесного

пространства

радуга, облака). 7) транспортные средства (наземный, воздушный, водный

гражданского

военного

назначения

фантастические

средства

передвижения).

обитания

человека

дорожные знаки). 9) объекты ландшафта (горы, вулканы). 10) украшения и

аксессуары

пуговицы,

естественные

природные

предметы

(кристаллы,

раковины,

металла, отполированные водой или закругленные камушки, декоративные

растений).

фантастические

персонажи

мультфильмов, сказок, добрые и отрицательные фигурки).

Существует пять правил организации игрового процесса песочной терапии:

Демонстрация

знакомство

песочницей.

Демонстрация

коллекции фигурок (не более трех за один период занятия). 3. Знакомство с

правилами игр на песке, выполнение которых необходимо соблюдать на

протяжении

Формулировка

инструкций

играм, основное содержание занятия. 5. Завершение занятия, ритуал выхода

из песочницы.

Главная цель песочной терапии

- «не переделать» ребенка, а дать

возможность быть самим собой, научить уважать себя таким, какой он есть.

Перед началом игры с песком, необходимо проговорить с детьми правила

игры в песочнице. В этом поможет стихотворение автора Т.М. Грабенко:

«Вредных нет детей в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя

кусаться,

кидаться!

разорять!

Громко тоже не кричать. Можно строить и чудить. Можно много сотворить:

Горы, реки и моря. Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо

повторить, Чтоб запомнить и дружить?! Песок-мирная страна. Вы запомнили,

упражнений,

используемых

песке. «Чувствительные

– Положите ладошки на

песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите,

почувствовали

(взрослый

Сделайте

самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Положите ладошки на песок и скользите по поверхности песка как змейка

или машина. Попробуйте, дети, пройти пройтись ладошками как большой

маленький

слоненок,

Оставьте

отпечатки

ладошек, кулачков, ребер ладоней. Изобразите на песке узоры и рисунки –

солнышко,

Взрослый

показывает

повторяет.

Взрослый

предлагает

ребенку «пройтись» или дотронуться каждым пальчиком правой и левой

руки поочередно. Затем просеять песок сквозь пальцы или из сложенных

пальцев в щепотку просеять песок, который может быть окрашен в другой

цвет или быть контрастным по фактуре. Разложите вместе с ребенком разные

по размеру и структуре камушки или природный материал, постройте из них

разные фигурки или геометрические формы. Можете выложить с помощью

фишек геометрические фигуры, которые могут различаться друг от друга по

проведите

игрушечную

песочным

дорожкам или лабиринтам, построенным ранее на песке. Вместе можете

может «поиграть» пальчиками на поверхности песка как на пианино или

клавиатуре компьютера.

Попробуйте выполнить с ребенком задания, развивающие фантазию.

Первоначально просейте песок через сито, нарисуйте узор кисточкой или

палочкой.

Нарисуйте

фантастический

разместите

игрушки, постарайтесь составить рассказ о возникшем мире, пусть ребенок

озвучит игрушки-персонажи и отвечает на вопросы или составляет рассказ от

их имени.

Существует многообразие песочных игр и упражнений, которые развивают

воображение

фантазию.

относятся

построенные

«Дорожки из песка». Покажите ребенку как набрать в горсть сухой песок и

медленно высыпать его, при этом создавая различные фигуры, например,

дорожки к домику зайчика или медвежонка. Песочницу можно использовать

для того, чтобы находить спрятанные в ней на небольшой глубине фигурки

игрушек или животных. Похожая игра «Волшебный мешочек». Во втором

варианте игры ребенку можно предложить находить буквы, закопанные в

песочнице, называть их и придумывать слова, в которых есть данные буквы.

Можно «лепить»

буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. В игре

ребенок может превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

ребенком

составлять

проговаривать их. Данное упражнение позволяет ребенку легче овладеть

запоминанием

названий

печатными, затем письменными буквами. Делать это пальчиком одной руки,

потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить

работоспособность ребенка, ошибке на песке исправить легче, чем на бумаге

– это дает возможность ребенку ощущать себя успешным и уверенным при

работе с податливым материалом из песка. Игра «Назови звук» (автор Н.В.

Дурова): Взрослый предлагает детям разрыть в песке небольшие лунки для

теннисного мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет

длительно любой согласный звук. Ребенок слушает педагога или родителя и

повторяет звук и при этом перекатывает мяч пальчиком обратно в лунку

педагога. Затем, от звуков можно переходить к повторению слогов и слов.

Пример: С-с-с; су-су-су; СС-сусу-мка. Д-д-д; до-до-до; дд-додо-м. Р-р-р-, ро-

ро-ро;рр-роро-т.

проводить

трудностями

произношения

различения

овладеть

произносительными навыками. Задания на различение звуков С-Ш в слогах.

Ребенок повторяет за взрослым слоги: ас-аш, аш-ас, са-ша, ша-са; затем: ос-

ош, ош-ос, со-шо, шо-со.; ус-уш, уш-ус, су-шу, шу-су.

«Различение звуков С-Ш» на примере слов. В песок можно спрятать

картинки или фигурки, на которых изображены следующие предметы: сом,

санки, шапка, сумка, шуба, шорты или другие. Ребенок длительно произносит

взрослым

повторяет

полностью.

подбирать

определенным

закреплять

правильное произношение в логах и словах. Различение звуков С-Ш в словах

с использованием песочной терапии: взрослый предлагает ребенку «найти

клад». Ребенок достает по одной из ящика фигурки или картинки и называет

их изображения. Например: самолет, шкаф, стол, машина, собака, лошадь,

сова, сумка и др. Площадь коробки с песком делится на две части. Ребенку

предлагают на одну половину коробки положить фигурки со звуком «С», на

различение

взрослый перед ребенком раскладывает картинки, на которых изображены

животные, ребенок должен назвать их и разложить по двум колонкам (кот

«к» - твердый согласный звук; кит «кь»-мягкий согласный звук; мышка «м» -

«мь»-мягкий;

«бь»-мягкий).

«Деление слов на слоги» : детям предлагают нарисовать на песке домики с

четырьмя

окошками,

разместить

картинки, распределить по количеству слогов. 1. Дом, кот, сом, рот. 2. Ле-то,

мо-ре, ло-то, ли-са. 3. Ку-би-ки, бе-ге-мот, ра-ке-та, бу-ма-га. 4. Че-ре-па-ха,

те-ле-ви-зор. Сначала дети могут отхлопывать слова и считать количество

слогов в них. Игра «Город звуков» : взрослый предлагает ребенку выбрать

фигурки или картинки, в названиях которых есть заранее названный звук (в

следующей игре он может быть другим). Ребенок раскладывает фигурки,

называет их, затем взрослый просит составить предложения или рассказать о

них. Ребенок может составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игра «Чей это след?» : на влажном песке вместе с ребенком можно оставлять

следы от колес игрушечной машинки, животных, пуговиц разных размеров,

семян гороха и других растений. Ребенок должен отгадать, чей это отпечаток

и составить рассказ о нем. Составьте с ребенком песочную аппликацию: с

нанесите

посыпьте

разноцветным и высушенным заранее. Изобразите: дом лес, небо и солнце и

др., затем стряхните лист и просушите картину.

Желаем приятных занятий и игр с песком!

Лариса Исламова
Статья «К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда»

К логопеду в песочницу !

Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда .

История метода «Песочная терапия »

Истоки песочной терапии лежат в основе диагностической и терапевтической методики , детально разработанной детским психиатром Лондонского института детской психологии Маргарет Лоуэнфелд. Она впервые описала использование песочницы с набором фигурок в процессе недирективной игровой терапии . Автором метода «Терапия песком » , возникшего в середине ХХ века, считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф. Позднее отечественные психологи Т. Грабенко и Т. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр , назвав их коррекционно-развивающими . Авторы научно доказали, что игры с песком развивают психические и речевые функции.

Целеполагание

Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, ставят перед современным педагогом задачи совершенствования дидактических приёмов, методов образовательно-информационной работы .

Моё профессиональное видение этой проблемы как психолога и логопеда , а так же глубокое изучение литературы по теме «Песочная терапия в коррекционной работе » и прохождение курсов «Метод песочной терапии и сказкотерапии » помогли мне по-новому взглянуть на выбор средств для оптимизации коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу , считаю, - довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Поэтому в моей коррекционно -педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – песочная терапия (sand-play). Мною была поставлена цель и определены задачи.

Цель : создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми- логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно -образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия » .

Задачи :

Способствовать мотивационной готовности детей воспринимать дидактическую задачу;

Формировать у детей психологическую базу речи (внимание, восприятие, память, когнитивные процессы;

Развивать мелкую моторику рук :

Обогащать и активизировать словарь родного языка;

Формировать лексико-грамматические категории языка;

Автоматизировать корригируемые звуки ;

Формировать у детей желание и умение коллекционировать, классифицировать и комплектовать игрушечный материал для совместных игр в песочнице ;

Учить детей способам коммуникации в совместных играх и упражнениях в песочнице .

Преимущества метода «Песочная терапия » (sand-play)

При выборе этого метода особенно ценным, на мой взгляд, является реализация принципа природосообразности процесса обучения и воспитания дошкольников с речевыми нарушениями :

Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой,

Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми,

Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любе формы : быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,

Погружение обеих рук в песок , а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,

Для дошкольников - это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение.

Предполагаемый результат :

У детей интенсивно развиты высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление, воображение, когнитивные процессы, а так же речь,

Сформированы речевые навыки общения,

Развита «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта» ,

Обогащён и закреплён словарь родного языка (способом моделирования ситуации – создание своеобразной демоверсии,

Дети свободно используют грамматические категории языка,

Автоматизированы корригируемые звуки ,

Детям дана новая площадка, создана мотивация для получения знаний,

У детей достаточно сформированы коммуникативные навыки взаимодействия в группе,

Усилено желание детей узнавать новое, экспериментировать, повторять положительный эмоциональный опыт.

Организация песочницы

Песочница представляет собой деревянный ящик размером 50х70х10 см, (это соответствует объему поля зрительного восприятия и не создаёт ощущение бездонной ямы). Традиционное сочетание цветов - цвет дерева и голубой, в который окрашиваются борта и дно.

Песок должен быть сертифицирован. Один раз в 2-3 месяца его необходимо мыть и сушить, или насыпать новый.

Коллекция миниатюрных фигурок :

Люди (разного возраста, пола, представители профессий, персонажи сказок, герои мультфильмов и т. д. ,

Животный мир (древние животные, дикие, домашние, северные, жарких стран, сказочные; птицы, рыбы, насекомые; животные, в названии которых есть заданные звуки,

Транспорт разного назначения,

Растительный мир (деревья, трава, цветы, фрукты, овощи и др.)

Символы социализации (дома, постройки, заборы, предметы быта, орудия труда и др. ,

Символические предметы (бусы, пуговицы, кристаллы и др. ,

Природный материал (ракушки, камни, шишки, веточки и др.)

Конструкт занятия

Название этапа

Цель этапа

Мотивационный

Сообщение темы, цели занятия

Супервижн –

выставка фигурок и предметов к занятию

Дать детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач

Ритуал входа

«Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы , определить задание. Это может быть Королева песка, Принцесса Песчинка, Песочный верблюд . В нашей песочнице - это Черепаша-Умняша

Основной коррекционный

Решение коррекционно -образовательных задач непосредственно

Ритуал выхода

Рефлексия, подведение итогов, прощание с главным персонажем песочницы

Направления коррекционной работы

Работа строится по всем направлениям коррекционного воздействия :

Дыхательная гимнастика

Пальчиковый практикум

Артикуляционная гимнастика

Автоматизация звуков

Формирование слоговой структуры слова

Обучение грамоте

Развитие связной речи

Мною были разработаны игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых

занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы .

Игры и упражнения по всем направлениям коррекционной работы

Развитие диафрагмального дыхания

Выровняй дорогу. От детской машинки проведена канавка в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Что под песком? Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок , ребёнок открывает изображение.

Помоги зайцу. В песке углубления – «следы» зайца. Надо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила.

Секрет. В песке неглубоко закопана игрушка. Сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Добрый великан. Перед игрушкой невысокая горка. Воздушной струёй разрушить горку, сравнять с поверхностью, чтобы герой продолжил путь.

Пальчиковый практикум

Развитие тактильно-кинестетических ощущений

Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями (машинки, санки, змейки)

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы»

Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек» )

Развитие дифференцированных движений, силы, ловкости пальцев

(все упражнения выполняются сначала ведущей рукой, затем второй рукой, затем обеими одновременно)

«Поиграть» на поверхности песка на пианино или клавиатуре компьютера

Сжимать и разжимать одновременно все пальцы, погружённые в песок

Сжимать и разжимать поочерёдно пальцы, погружённые в песок

Ладони погружены глубоко в песок . Поднимать поочерёдно пальцы так, чтобы они показались из песка

В глубине песка выполнять различные упражнения («Рожки» - «Ушки» , «Колечки» )

Артикуляционная гимнастика

Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»

Индюки. Быстро облизывать языком верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл» , пальцами в такт двигать в толще песка

Качели. Языком ритмично двигать вверз-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении

Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.

Накажи непослушный язычок. Губами шлёпать по языку «п-п-п» , ладонью легко похлопывать по песку.

Расчёска. Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.

Автоматизация звуков

Горочка. Набрать песок в руку . Насыпать горку, произнося коррегируемый звук .

Спрячь игрушку. То же самое. Песок сыпать на игрушку .

Дорожка. «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося коррегируемый звук .

Найди игрушку. Находить в глубине песка игрушки разными способами (рукой, пальчиком, произнося корригируемый звук .

Развитие фонематического слуха

Спрячь ручки. Прятать руки в песок , услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов , затем среди слов).

Водолаз. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки и называть их, произнося дифференцируемые звуки.

Два города. Со дна песочницы доставать предметы или защищённые картинки, называть их, произнося дифференцируемые звуки, и раскладывать их на две группы.

Мой город. Подбирать из набора предметов и игрушек только те, в названии которых есть заданный звук и строить город

Формирование слоговой структуры слова

Следы на песке. Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.

Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна» , сколько частей в слове и посчитать.

Совершенствование лексико-грамматических категорий

Чего не стало. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке , ребёнок узнаёт, что изменилось, закрепляя употребление сущ. в Род. падеже ед. ч. и мн. ч.

Подбери слово. Находить игрушки в песке и подбирать к их названиям прилагательные.

Лодочка. Создавать игровые ситуации для упражнения в речи грамматических категорий :

предлогов (от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед) ;

приставочных глаголов (отплыть, подплыть, пристроили, надстроили) ;

наречий (глубоко, далеко, близко, высоко, низко, медленно, быстро)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»