Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом. Взаимодействие воспитателей с узкими специалистами На аттестацию взаимодействие воспитателя с мед работником

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Нина Петренко
Пути взаимодействия педагогов и медицинской службы в системе оздоровительной работы ДОУ

Одним из действенных средств в формировании здоровья в настоящих условиях является физическое воспитание. Именно средства физического воспитания для детей в дошкольных учреждениях общедоступны. Овладение физическими упражнениями воспитывает и оздоравливает детей , пожалуй, как ни одно другое направленное воздействие, возможное в данных условиях.

В нашем дошкольном учреждении обучаются дети с нарушением слуха и речи. Физическое воспитание в нашем ДОУ осуществляется в основном по типовой программе, т. е. по классической форме организации обучения. Мы используем в своей работе различные методы по оздоравлению , воспитанию и образованию детей средствами физической культуры.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья зависит от взаимодействия медицинской службы и педагогов . Стало очевидно, что без формирования у детей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

Разработанная модель двигательного режима в нашем ДОУ – это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически, раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

Отследить результаты физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ помогает медико- педагогический контроль , в который входят :

- медицинское обследование состояния здоровья детей;

Обследование физического развития детей;

- медико- педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий;

- медико- педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий;

Санитарно-педагогический контроль .

Взаимодействие педагогов и мед . работников позволяет планировать день воспитанника таким образом, чтобы все оздоровительные мероприятия были проведены без какого-либо физического и психического напряжения. Мероприятия должны проводиться последовательно, систематически , под контролем медицинского работника .

Таким образом, в нашем детском саду сложилась своя система оздоровления дошкольников , которая состоит из следующих разделов :

Мониторинг физического и психического здоровья детей – сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка, наличие той или иной патологии, физических, социальных, интеллектуальных возможностей;

- разработка индивидуальной схемы коррекционно-оздоровительных мероприятий ;

Ежедневная работа педагогов по формированию у детей привычек здорового образа

Создание условий по-домашнему уютной и комфортной обстановки и

благоприятного климата в ДОУ.

Система оздоровительной работы определяется с учетом исходного уровня здоровья ребенка. При поступлении ребенка в д/сад медицинской службой проводиться мониторинг его состояния здоровья. На основе полученных данных с учетом диагноза ребенок определяется в группу здоровья. Все дети нашего учреждения определены в медицинскую физкультурную группу :

1. Основная – дети без отклонений в физическом развитии и в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но с достаточно физической подготовленностью (59 чел.) . Эти дети посещают спортивные секции и танцевально-спортивный кружок.

2. Подготовительная – дети с незначительными отклонениями в развитии и в состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений. Для этих детей занятия проводим в щадящем режиме. Сформировано две специальные медицинские группы , куда включены дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с плоскостопием.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических и интеллектуальных нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление , укрепление, повышения функционального уровня систем оздоровления , развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. В комплексы утренней гимнастики включены элементы корригирующей гимнастики, способствующей профилактике нарушений осанки и плоскостопия. После двигательных нагрузок включаем дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабые, поэтому такие упражнения очень полезны. Для укрепления ног и свода стопы, для профилактики плоскостопия дети проходят босиком по массажным дорожкам. После гимнастики дети моют лицо, шею, руки по локоть прохладной водой, что служит закаливающей процедурой.

Для оптимизации и коррекции развития моторно-двигательной сферы воспитанников в детском саду оборудован спортивный зал, который оснащен детскими тренажерами, сухим бассейном, фитбол-мячами, наборами мягких модулей, чудо-лесенкой, степ-платформами.

Физкультурные занятия – это ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательному умению и навыкам. В неделю планируется три физкультурных занятия, форма одежды детей облегченная. Хорошее настроение детей – лучший показатель эмоционального отношения ребят к физкультурным занятиям.

В ходе занятий широко применяем нетрадиционное оборудование (степ-платформы,

фитболы, упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, дыхательные упражнения, психогимнастика, упражнения на релаксацию разных групп мышц - что позволяет поддерживать интерес воспитанников к физкультуре.

В старшем дошкольном возрасте на занятиях применяем круговую тренировку, что предполагает применение достаточного количества оборудования, инвентаря, и обеспечивает высокую моторную плотность при одновременном участии всех детей группы.

Физкультурное занятие несет в себе определенную «оздоровительную дозу » в виде физической нагрузки. Пользу дает только та нагрузка, которую можно назвать оптимальной, то есть физиологически обоснованной. Осенью и весной третье занятие проходит на улице. Двигательная активность детей в спортивном зале повышена (так как позволяет площадь, что оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребенка : развивает мышечную и центральную нервную систему , опорно-двигательный аппарат.

В каждой группе детского сада оформлен «уголок юного спортсмена» , где помещено необходимое оборудование. Он размещен в удобном для детей месте, дети имеют свободный доступ к нему, этим обеспечивается разнообразная и самостоятельная двигательная и игровая деятельность.

Педагоги и воспитатели нашего д/сада применяют физкультминутки с целью предупреждения утомляемости на занятиях, связанных с сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания. Длительность ее составляет 3-5 минут. Физминутки проводятся в форме общеобразовательного воздействия (движения головы, туловища, рук, ног, дидактические игры с различными движениями, танцевальных движений. Она может сопровождаться текстовкой.

Другая форма отдыха – физкультурная пауза, проводиться педагогом или воспитателем во время перерыва между фронтальными занятиями. Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомления у детей и снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой. Игровые упражнения физкультурных пауз просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны во времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Место проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Прогулки на свежем воздухе проходят два раза в день с развитием движений и подвижными играми, которые в большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении.

После дневного сна воспитатели ежедневно проводят оздоровительную бодрящую гимнастику . Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. В комплекс гимнастики после дневного сна входят : точечный массаж (БАТ, упражнения на осанку, на профилактику плоскостопия, дыхательные упражнения, солевое закаливание и ходьба босиком по массажным дорожкам. Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей : готовит «холодную» комнату, температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с теплой комнатой. Важно отметить, что все комплексы гимнастики-пробуждения воспитатели проводят в игровой форме. Дети, принимая определенный игровой образ, лучше понимают технику выполнения упражнений.

В наши дни дети крайне редко видят должный пример для подражания со стороны близких ему взрослых. Они видят, что взрослые, чтобы не болеть, пьют таблетки, а не занимаются спортом. Большую роль уделяем работе с родителями . Для вновь поступивших детей и родителей вначале года проводим день открытых дверей. Проводим анкетирование родителей, индивидуальные, тематические беседы о здоровом образе жизни, консультации, открытый просмотр занятий, родительские собрания «Счастливый ребенок – здоровый ребенок» . Используем наглядные методы работы , а именно : информационные стенды, памятки-инструкции, папки-передвижки. Активно привлекаем родителей к проведению в детском саду физкультурных праздников и досугов.

Активно работает кружок спортивного танца «Веселые ребята» , где занимаются одаренные дети. Маленькие танцоры успешно выступают на районных и внутрисадовских мероприятиях. Танцевально-спортивная группа «Веселые ребята» имеет грамоты района и на краевом смотре-конкурсе «Мир глазами детей» была удостоена специальным призом жюри.

В детском саду функционируют две спортивные секции «Юный футболист» , «Юный баскетболист» . Обучение этим спортивным играм мы начинаем с подготовительных упражнений, отрабатывая их последовательно, планомерно и целенаправленно. Две эти секции посещает ребенок. Здесь совершенствуем навыки владения мячом, приобре-тенные ранее. Вырабатываем непринужденность и ритмичность действий. Выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей.

Массу положительных эмоций, удовлетворенность испытывают воспитанники участвуя в массовых спортивных праздниках и соревнованиях. На районных соревнованиях «Веселые старты» среди массовых детских садов, маленькие спортсмены в течение 3-х лет занимают I место.

Таким образом, составленный комплекс мероприятий, систематическая и планомерная работа дали свой положительный результат - у детей улучшились осанка, костно-мышечный корсет, подвижность суставов, координация движений, укрепилась дыхательная система .

Двигательный режим в нашем детском саду, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, - важнейший оздорови -тельный и профилактический фактор общего режима дня.

Учебно-методическая публикация. Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физкультуре и музыкальных руководителей, 2016 г.

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Один из таких нормативно - правовых документов является Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. В ст. 64 п.1 говорится, дошкольное образование направленно на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Еще один нормативно - правовой документ это Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДОУ. Одна из задач стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому очень важен процесс образовательного взаимодействия.

Слаженность в работе - залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в т. ч. пе-дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения де-тей.

Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества педагогов.

Мы выделили некоторые формы взаимодействия специалистов:

  • Коррекционная работа
  • Консультации
  • Педсоветы
  • Семинары-практикумы
  • Праздничные мероприятия
  • Индивидуальные беседы
  • Совместные проекты
  • Медико-педагогический контроль

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего коллектива ДОУ.

Взаимодействие инструктора и воспитателя

Современные требования предусматривают интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности.

Мы вместе с воспитателями проанализировали об-разовательные области, с которыми интегрируется область «Физическая культура» по со-держанию и средствам.

Интеграция образовательной области «Физическая развитие» с другими образовательными областями по содержанию : «Здоровье» — использование здоровьесберегающих техноло-гий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.

«Социализация» — взаимо-действие и помощь друг другу во время эстафет и спортивных мероприятий, справедливая оценка результатов игр или со-ревнований.

«Безопасность» — формирова-ние навыков безопасного пове-дения во время подвижных игр, при пользовании спортивного инвентаря.

«Труд» — помощь в раздаче и уборке пособий и спортивного инвентаря.

«Познание» — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.

Интеграция образовательной области «Физическая культура»

с другими образовательными областями по средствам:

«Коммуникация» — беседы инструктора с детьми и детей друг с другом, с целью учить высказывать предположе ния и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих и т.д.

«Чтение художественной ли-тературы» — чтение стихотворе-ний инструктором и детьми.

«Художественное творчество» — подготовка различных материалов для оформления помеще-ния, для использования в различных мероприятиях.

«Музыка» — проведение игр, эстафет, закрепление навыков основных видов движений, дыхатель-ной гимнастики - под музыку.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь, инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников.

Взаимодействие с педагогом-психологом

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому была совместно создана картотека, где собраны игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов, которые я включаю физкультурные занятия и развлечения

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Кроме того, что музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение, соответствовать тематики. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков - полька, галоп.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки, средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений, релакс.

Совместно с музыкальным руководителем мы создали дискографию, которую постоянно пополняем, она служит незаменимым помощников в организации двигательной деятельности.

Взаимодействие с медицинским работником

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при взаимодействии педагогов и медицинского персонала.

Основными аспектами, совместной деятельности, прежде всего, являются:

  • Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале и в конце года, совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физического развития и подготовленности детей.
  • Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выде-ляем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому я кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенёсших заболевания.
  • Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

Взаимодействие инструктора и учителя-логопеда

Учитель - логопед работает над коррекцией звукопроизношения у детей, инструктор по физвоспитанию обучает детей основным видам движений, поэтому взаимосвязь инструктора и логопеда можно проследить в двигательно-речевой деятельности.

Речевые игры, потешки, скороговорки, считалки и т.д. помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, и физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные виды движений, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.

Таким образом, решаются следующие задачи:

  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнение детей в основных видах движений;
  • становление координации общей моторики;
  • умение согласовывать слово и жест;
  • воспитание умения работать сообща.
  • Развитие психических процессов (эмоции, чувства, мышление, память, внимание, и т.д.)

Совместно были подобраны и разработаны речедвигательные игры, которые направлены на закрепление основных видов движений.

Таким образом, регулярная, сов-местная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда непременно приведет к выполнению поставленных задач.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Братский педагогический колледж

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Братский государственный университет»

ОПОП специальности 050144 Дошкольное образование

ОТЧЕТ

по производственной практике (учебной, по профилю специальности) по практикеПМ.04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ и ПМ.05. Методическое обеспечение образовательного процесса. Вид практики: по профилю специальности

Сроки проведения: 30.03.14-12.04.14

Студент группы 3 - В

Руководители практики:

А.В.Наумович

Н.Т.Хороших

А.Т.Хохлова

Братск 2014

Введение

1. Задание на практику

2. Основная часть

Заключение

Введение

Педагогическая практика проходила в установленные учебным планом сроки в качестве воспитателя ДОО.

План педагогической практики включал задания по междисциплинарному курсу (МДК):

МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы и МДК 04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя и сотрудниками ДОУ.

Целями производственной практики являются:

Знакомство студентов с педагогической реальностью дошкольного образовательного учреждения;

Непосредственное участие в организации методического обеспечения образовательного процесса в ДОО.

Задачи производственной практики (по профилю специальности):

Получение практических навыков;

Приобретение опыта теоретической и методической деятельности, организации мониторинга педагогической деятельности;

Получение начальных навыков в проведении консультативной и методической работы с сотрудниками ДОО;

Режим работы: с 30.03.2014г. по 12.04.2014 г., рабочая неделя - 36 часов.

График работы - прилагается

Допуск к практике - 28.03.2014г.

Педагогическая практика проходила на базе МБДОО №101 «Солнышко». В ходе учебной практики было организовано знакомство с ДОО, планом практики и требованиями к организации и выполнению заданий по МДК. Познакомилась с группой, детьми, воспитателями, специалистами и методистами. Была оформлена документация. В процессе практики училась наблюдать, анализировать, устанавливать контакт с педагогами.

Для того чтобы глубже познакомиться с дошкольным учреждением, был составлен паспорт МБДОО № 101.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 101.

Фактический адрес г. Братск, ул. Погодаева 6а

Телефон- 33-43-67

Учредитель - департамент образования г. Братска.

Режим работы -12- ти часовое пребывание детей с 7-оо до 19-оо часов

Количество групп - 12 гр.:

Группы раннего возраста -3;

Дошкольные группы - 9.

Количество детей - 287 чел. Детский сад построен по типовому проекту, здание двухэтажное, однокорпусное. В МБДОО имеется музыкальный, спортивный зал, групповые комнаты, изостудия, кабинет психолога, врача, участки для каждой возрастной групп. Оборудование групп и участков соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам. Режим дня в детском саду педагогически обоснован, составлен в соответствии с учетом максимальной нагрузки на ребенка в ДОО.

Основными приоритетными направлениями в деятельности учреждения являются:

В группах общеразвивающей направленности - художественно-эстетическое развитие детей.

Основные направления образовательной деятельности дошкольного учреждения изложены в «Основной общеобразовательной программе МБДОО №101», разработанной на основе программы развития и воспитания детей в детском саду «Радуга».

1. Задание на практику

Учебным планом и программой по специальности по ПМ. 05.

« Методическое обеспечение образовательного процесса» предполагаются следующие виды и задания по педагогической практике.

Виды работ:

МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы.

1. Пройти инструктаж по организации практики по профилю специальности и получить консультацию руководителя практики «Особенности поведения и взаимоотношений с родителями и сотрудниками в ДОО».

2. Проанализировать деятельность метод. Кабинета с занесением результатов в таблицу «Оценка функциональной пригодности метод. Кабинета ДОО».

3. Проанализировать содержание стенда для родителей в 2 возрастных группах, сделать сравнительный анализ. Подобрать и оформить материал для стенда.

4. Составить тематический конспект по организации и проведению совместного мероприятия детей и родителей.

5. Составить план индивидуальной беседы с родителями.

6. Составить сценарий группового родительского собрания.

7. Разработать памятку «Профессиональное взаимодействие в ДОО».

8. Принять участие в пед. советах, пед. часах, род.собраниях, проводимых в ДОО во время практики; результаты собственной деятельности, анализ отразить в дневнике практики.

9. Разработать тематику групповых консультаций для родителей, с указанием цели, основных вопросов.

2. Основная часть

Перед прохождением практики мною был прослушан инструктаж по организации практики, а также были прочитаны лекции на темы «Особенности взаимодействия субъектов пед. процесса» и «Профессиональная компетентность педагога».

Проанализировав деятельность метод. кабинета, результаты которого были занесены в таблицу «Оценка функциональной пригодности метод. кабинета ДОО», можно сделать вывод, что метод. кабинет - это «копилка традиций детского сада», центр сбора пед. информации, «мозг дошкольного учреждения», лаборатория творческого труда воспитателей, каждый приход сюда приносит новые знания, новые мысли и идеи, обогащая опыт. Методический кабинет приносит огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОО. педагог дошкольный образование

Для анализа стенда для родителей мною были выбраны вторая младшая группа «Лучики» и старшая группа «Ромашки». Информация, размещенная на стендах для родителей динамична. Раз в две недели материал меняется. Стенды красочно оформлены. При оформлении использованы плакаты.

Также имеется планшет о возрастных особенностях детей.

Раздел «Наш вернисаж» представляет материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок.

Раздел «Режим дня» (в каждой возрастной группе соответствует возрасту). Он постоянен.

Также в группах имеются уголки «Потерянные вещи», где родители могут найти забытые детские вещи.

В группах имеются «Доска объявлений», которая информирует родителей о собраниях, театрах, дискотеках, проводимых в группе и детском саду. Имеется информация о теме недели.

Проведя анализ можно сделать вывод: все уголки для родителей соответствуют предъявляемым требованиям.

1 октября 2013 года было проведено родительское собрание на тему: «Что важно знать о ребенке третьего года жизни, чтобы понимать его». Форма проведения собрания - круглый стол.

Цель родительского собрания: согласовать действия педагогов и родителей в новом учебном году; определить направления дальнейшего развития детей группы. Привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-им ребенком.

Присутствовали: родители, воспитатели. Были приглашены: методист, психолог, старший воспитатель, врач.

Собрание прошло спокойно, с родителями провели игру о ведущих движущих силах психического развития ребенка третьего года жизни. Также родители заполнили опросные листы «Ценности вашей семьи».

Затем кратко выступил методист. Она знакомила родителей с методикой проведения занятий с детьми третьего года жизни. Психолог кратко знакомила родителей с особенностями нервно - психического развития детей. Врач проконсультировала родителей по закаливанию детей.

Родители и воспитатели остались довольны родительским собранием. Все, что было запланировано, успешно провели.

17 февраля 2014 года я приняла участие в педсовете №4, тема которого была «Гендерное воспитание дошкольников». Мною было подготовлено сообщение на тему «Игры нашего детства» и была проведена игра «Резиночки». Вместе с коллективом с удовольствием вспомнили игры нашего детства и готовы были говорить и вспоминать об этом вечность.

20 ноября 2013 года проводили концерт посвященный «День матери». Вечер прошел восхитительно, мамам и бабушкам не давали отдыхать, после окончания вечера у нас было чаепитие.

1 апреля 2014 года мы проводили веселый праздник, который так и назывался «Первое апреля». Изюминкой нашего праздника стало то, что все действующие роли исполняли наши родители («Несмеяна» - Гушкова Т.А., «Петрушка» - Сытко С.В.). Было очень весело, после праздника были розданы угощения. Всем советую больше таких праздников.

В процессе практики мною были разработаны планы индивидуальной беседы с родителями, темы которых «ЕСЛИ РЕБЁНОКОБКУСЫВАЕТ НОГТИ» и «ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕБЕНКОМ, КОТОРЫЙ НЕ ПРОЯВЛЯЕТ ЖЕЛАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».С родителями были проведены беседы и вручены брошюры.

Также были подготовлены групповые консультации для родителей с указанием цели и основными вопросами. Темы консультаций: «Особенности общения с детьми в семье», «Приучаем ребенка к труду», «Не бойся, я с тобой, или кое - что о детских страхах», «Бранные слова». На мой взгляд, темы консультаций очень актуальны, так как нередко в наше время мы встречаем жестокое обращение с детьми, детей, которые не приучены помогать взрослым, детей неуравновешенных, детей, которые в своей речи порой используют ненормативную лексику. Конечно, здесь нет вины детей, надеюсь на то, что мои разработки помогут нашим родителям не допускать ошибок.

Входе педагогической практики мною была разработана памятка (для педагогов) «Профессиональное взаимодействие в ДОО». Проблема актуальна, памятка была помещена в уголок методиста.

Заключение

Методическая работа довольно сложная, но интересная. Для того чтобы работа была насыщенной, продуктивной необходимо знать и уметь очень много. Мне удалось установить контакт с методистом.

Не всегда получалось грамотно, содержательно проанализировать свою деятельность (увидеть положительное, а особенно причины не получившегося в работе), сформулировать выводы. Но, несмотря на некоторые недостатки, считаю, что практика отработана удачно.

Она помогла приобрести практический опыт:

Осуществлять поиск, анализ и оценку необходимой информации для решения практических задач;

Работать в коллективе, эффективно взаимодействуя с коллегами и руководством;

Строить свою профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения. Совершенствование форм организации взаимодействия педагогов с родителями через нетрадиционные формы работы. Изучение профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

    презентация , добавлен 07.10.2016

    Психолого-педагогические основы и современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Изучение практического опыта работы дошкольного учреждения с семьей на примере МКДОУ ДС №19 "Рябинка" г. Коркино.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2016

    Характеристика современного дошкольного образовательного учреждения, анализ проблемы управления его развитием. Особенности формирования адаптивной образовательной среды. Совершенствование процесса взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.

    дипломная работа , добавлен 07.03.2010

    дипломная работа , добавлен 22.03.2013

    Организация совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка. Нетрадиционные формы общения. Ролевые и деловые игры.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Основы информатизации дошкольного образовательного учреждения - процесса обеспечения методологией и практикой использования средств информационно-компьютерных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Исторические и современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Рекомендации по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Познавательные формы взаимодействия.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2015

    Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения как основная педагогическая проблема. Разработка дизайн-проекта интерьера игровой комнаты дошкольного образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Особенность современного этапа развития системы дошкольного образования. Овладение основами инновационной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой деятельности. Анализ функциональных компонентов профессионально-педагогической культуры воспитателя.

Предлагаю коллегам свой материал по инновационной деятельности в коррекционном детском саду.

Материал предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей, медицинских работников дошкольных учреждений.

Актуальность проблемы организации и содержания в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносит в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Она специфична для каждого дошкольного учреждения, так как специфичен контингент детей, социальные условия семей, социальная инфраструктура региона,экологическая среда и медицинское обеспечение населения и детей в частности.

О качестве дошкольного образования можно говорить, когда в нем присутствует .

Мною была предпринята попытка осмыслить теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения,коррекции развития детей, а также определить пути совершенствования этой системы в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Коррекционно-образовательная система в условиях детского сада компенсирующего вида предлагает совместную деятельность педагогов в организации коррекционных, воспитательных, оздоровительных,медицинских мероприятий, с целью компенсации дефекта каждого ребенка, обогащения его социального опыта, приобщения к здоровому образу жизни, развитие у него культуры общения, кругозора толерантного поведения, т.е. взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ: логопеда, воспитателя и медицинского блока.

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, инновационных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с медицинским блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Кроме того определенная часть учителей – логопедов недооценивает важность тесного взаимодействия в работе с медицинским блоком детского сада в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной связи лишает возможности и тех и других вести эффективно работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей со всех сторон и медицинской и педагогической.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях необходимо тесное взаимодействие медицины и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции требует иных взаимоотношений медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры, как основу совершенствования для полноценного развития ребенка.

Вовлечение медицинского блока в коррекционно -образовательный процесс, заинтересованное участие в этой деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда, медицинского блока и воспитателей» рассчитан на 1 год.

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май (Приложение № 3)

Работа организуется по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

Взаимосвязь с невропатологом(учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель,врачи детской консультации);
- консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
- БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
- массаж (зондовый);
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше знаю речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах:

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации;
  • Индивидуальные консультации;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
- обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
- специально организованная работа по физическому воспитанию:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

Обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
- проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
- обеспечение полноценного питания, витаминизация;
- проведение закаливающих мероприятий;
- проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

Диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
- текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты детской консультации);
- проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

Предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
- использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения;
- формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Медицинские работники так же участвуют в коррекционном процессе. Когда проходит, изучение различных тем я приглашаю, медицинских работников на занятия, где они рассказывают о своей профессии, знакомят детей с медицинскими инструментами. Проводим для детей экскурсию в медицинский кабинет с целью ознакомления, обучения и развития, воспитываем уважение к медицинским профессиям. Налажен в группе выпуск газеты « Здоровей-ка» , в которой в доступной форме для родителей приведена информация о взаимосвязи работы медицинского блока и учителя- логопеда.

Также, в рамках сотрудничества с детской поликлиникой, по направлению педиатров района, логопедом детской поликлиники и учителем- логопедом МДОУ обследуются дети с ограниченными возможностями для оформления документов на врачебную экспертную комиссию (МСЭ) и дальнейшую коррекционною помощь. Учитель- логопед совместно с медиками направляет ребенка на консультации к врачам, которые назначают необходимое лечение. В дальнейшем медицинский блок прослеживает сроки лечения и уже сам направлять для повторных курсов лечения ребенка, если это необходимо, проконсультировавшись с учителем- логопедом данного ребенка. Совместно со мной медицинские работники в начале года проводят медицинское обследование детей(Приложение №1), проводят работу по адаптации детей(Приложение №2), определяют нагрузку по каждому ребенку, назначают общеукрепляющий массаж, подготавливают документы для консилиума.

В середине и конце учебного года, после проведения коррекционной работы провожу дифференциальную комплексную диагностику по отслеживанию динамики развития ребенка и с выделением ведущих отклонений в развитии ребенка. (Приложение №1)

Если все мероприятия, выработанные специалистами, оказались неэффективными, и ребенок продолжает испытывать значительные затруднения в обучении и воспитании, то ему необходима диагностико — консультативная помощь, т.е. ПМПк детского сада. Если и это не помогает, то в этом случае я направляю ребенка на психолого — медико-педагогические комиссии, где решается вопрос о типе дальнейшего обучения ребенка, сообщают рекомендации родителям, педагогам и дается срок реализации рекомендаций, т. е. отслеживается динамика развития ребенка.

Опыт нашей работы: педагогов и медицинских работников убеждает, что индивидуализация коррекционной медико-педагогической помощи оказывает положительное влияние на весь ход речевого, психологического развития ребенка, создает возможность преодоления этих недостатков. Результативность этого на лицо. Количество выпускаемых детей с хорошей речью в школу возрастает.

Использование инновационной деятельности в работе логопеда и медицинского блока помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Эффективно решать задачи, стоящие перед профессионалами в речевом детском саду, можно только включив в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие специалистов.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего режима и коррекционно-образовательного процесса:

Учитель-логопед

Обеспечение гибкого, щадящего режима.
- Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- Работа с воспитателями и родителями.

Воспитатель

Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
- Коррекционная работа.
- Использование оздоровительных технологий.
- Работа с родителями и воспитателями.

Медицинская сестра

Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Ожидаемые результаты.

При реализации проекта «Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе при взаимосвязи в работе учителя-логопеда, медицинского блока и воспитателей» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и медицинского блока по преодолению речевых нарушений детей. Медицинский блок перестанет отстраняться от участия в коррекционном процессе по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия с учителем- логопедом.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и медицинского персонала детского сада для детей с нарушениями речи.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Мною разработаны документы, которые помогают осуществлять работу медицинского блока и логопеда более плодотворно, но самое главное направленную на преодоление речевых недостатков у детей:

Таблица по выявлению речевых, психологических, медицинских проблем у детей в соответствии этапов эксперимента. (Приложение №1)
- таблица мероприятий по подготовке детей для поступления в дошкольное учреждение;((Приложение №2)
- план мероприятий совместной деятельности всех специалистов ДОУ; (Приложение №3
- медицинские рекомендации по реализации индивидуального подхода к ребенку в условиях логопедической группы. (Приложение №4)
- схемы взаимосвязи медицинского и педагогического воздействия на ребенка. (Приложение №5)
- фотовыставка газеты «Здоровей-ка» и взаимосвязи в работе медицинской сестры и логопеда. (Приложение №6)
- конспект занятия по связной речи с приглашением медицинской сестры. (Приложение № 7)
- Анкета для родителей (для сбора анамнестических сведений) для совместной деятельности логопеда. (Приложение №8)

Приложение №1- Выявленные проблемы детей в группе «Дождинка»:

Фотовыставка взаимосвязи в работе учителя- логопеда и медицинской сестры. Совместная работа с медицинскими картами детей:

(9 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)

«Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения

в процессе физкультурно- оздоровительной работы»

консультация для педагогов ДОУ

Слаженность в работе - залог хорошего результата, данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей.

Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя. Одним из немаловажных факторов, влияющих на эф фективность воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность ор ганизации взаимодействия педагогов, например воспита теля и инструктора по физиче ской культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя и учителя-лого педа и т . д. Данное взаимодей ствие должно быть отражено документально. Так, в разделе "Организация режима пребы вания детей в ДОУ" обязатель ной части основной общеоб разовательной программы дошкольного образования предусмотрены графики взаи модействия педагогов, специали стов и воспитателей.

Задачи воспитателя:

1. Ежедневное проведение утренней гимнастики, как средства тренировки и закаливания организма, медико-педагогический контроль, подвижные игры на прогулке, прогулки – походы, физкультминутки на занятиях.

2. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно проходить через организованные формы обучения, такие как:

Непосредственно образовательная деятельность

Игровая деятельность

Совместная деятельность

Развлечения и досуги

Двигательная активность

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы в первую очередь взаимодействие заключается в том, что воспитатель присутствует на физкультуре и является помощником для инструктора. Одежда должна быть удобная для выполнения и показа упражнений (в идеале – это спортивный костюм) .

Воспитатель обеспечивает безопасность, подстраховку при выполнении упражнений детьми (н-р ходьба по мостикам, выполнение упражнений на гимнастической лестнице, гимнастических снарядах и т. п.) . По сути, педагог является ассистентом инструктора по физкультуре.

Немало важно и то, что присутствие воспитателя на физкультуре, даёт представление и знание программного содержания непосредственной образовательной деятельности физкультура, с целью совершенствования навыков детей в режимных моментах и совместной деятельности, при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими низкие показатели физического развития. Коррекционная работа прописывается в планировании календарного плана.

Педагог контролирует щадящий режим для детей, пришедших после болезни. Сообщает о таких детях инструктору по физической культуре.

Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" , утв. постановлением Главного государственного са нитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 , в ДОУ реко мендуется использовать следующие формы двигательной деятельности:

    утренняя гимнастика;

    занятия физической культурой в помещении и на воздухе;

    физкультурные минутки;

    подвижные игры;

    спортивные упражнения;

    ритмическая гимнастика;

    занятия на тренажерах;

    плавание и др.

Перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всесто роннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов.

В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация занятий физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов.

Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе прове дения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его вза имопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя.

Если использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, то для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты.

Конечно, организует и проводит мероприятие специалист. Задача воспитателя - помогать инструк тору по физической культуре, осуществлять страхов ку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.

К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию.

Например, в ходе вводной части занятия физиче ской культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега.

В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом так же ловко и технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе - оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.

Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель - в зад них. Также воспитатель может помочь специалисту расставить необходимый спортивный инвентарь и убрать его после выполнения детьми упражнений.

Как известно, существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены.

При фронтальном способе одинаковые для всех упражнения выполняются сразу всеми детьми. И спе циалист, и воспитатель следят за правильностью вы полнения упражнений и осанкой дошкольников.

При групповом способе организации дети рас пределяются на группы, каждая из которых выполняет свое задание. При этом инструктор по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении отдельных упражнений каждым занимающимся самостоятельно. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого ребенка на качество движения. Задача специалиста и воспитателя - помочь ему увидеть недостатки, а при необходимости прийти на помощь в нужный момент.

При организации круговой тренировки на занятиях физической культурой воспитатель и инструктор по физической культуре делят "станции" между собой, следят за качеством и обеспечивают безопас ность выполнения упражнений, осуществляют при необходимости страховку. Зная индивидуальные возможности каждого ребенка, воспитателю необходимо расположиться так, чтобы оказать ему в нужный момент помощь.

Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении специалистом итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим:

специалист занимается с ослабленными детьми,

    • воспитатель с остальными (и наоборот);

      специалист занимается с отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными (и наоборот);

      специалист проводит с каждым ребенком образовательную деятельность по физическому развитию в индивидуальной форме, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью;

      специалист работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения на спортивных снарядах с другой подгруппой;

      специалист занимается с более успешными деть ми, воспитатель с остальными;

    инструктор по физической культуре и воспитатель занимаются со всей группой, если движения освоены всеми детьми, и придумывают все новые и новые комбинации движений.

Требования к воспитателю:

    Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).

    Проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.

    Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

    Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками, применяет только методические материалы, рекомендованные органами образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми дошкольного возраста.

    При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный на данных методических материалов.

    Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т.д.).

    Использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у своих воспитанников.

    Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.

    Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.

    Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

    Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

    Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т.п.).

    Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.

    Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.

    Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.


    Перед физкультурным занятием, воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью (чешками), чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.

    Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности.

    Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его активность на занятии, зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

    В средней, старшей и подготовительных к школе группах, воспитатель помогаетинструктору по физической культуре, в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

    Во время выполнений общеразвивающих упражнений и в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех детей, которые, верно справились с заданием, применяя самые разнообразныеприёмы.

    Во время подвижных игр, воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

    Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.

    Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.

    Инструктор по физической культуре, консультирует воспитателей,

    Даёт необходимые советы, оказывает помощь.

Предложенные варианты можно использовать в зависимости от конкретной ситуации, возможностей и возраста детей, поставленных целей и задач, решаемых в ходе образовательной деятельности по физическому развитию.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не закан чивается. Новые двигательные навыки он закрепляет

С детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок). Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. В свою очередь инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также деятельность воспитанников в группе и на прогулке; оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

В качестве примера в приложении представлено распределение обязанностей между инструктором по физической культуре и воспитателем в ходе клас сического занятия физической культурой с детьми старшей группы.

При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других массовых мероприятий воспитатель - незаменимый помощник инструктора по физической культуре. Любой праздник представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов: подготовки (составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т. п.), проведения и подведения итогов.

Возглавлять подготовительную работу может ин структор по физической культуре, а воспитатель ока жет ему ощутимую помощь на каждом из перечисленных этапов или возьмет на себя ответственность за подготовку одного из них.

Пока инструктор по физической культуре решает организационные вопросы, задача воспитателя - вовлечь детей в процесс подготовки к празднику, поддерживать их инициативу, предоставляя им возможность ощущать себя полноправными участниками мероприятия.

Основная часть праздника, направленная на ре шение его главной задачи, наполняется соответству ющим двигательным содержанием: играми, соревнованиями, аттракционами. Ответственным за это является инструктор по физической культуре. Если мероприятие носит массовый характер, то у специалиста должно быть несколько помощников из числа воспитателей, которые будут расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки. Кроме того, воспитатели могут выступать в роли полноправных участников мероприятия: стать героями, играть с детьми, стимулировать активность родителей.

Такой подход к организации физкультурных досугов и праздников предоставляет дошкольникам возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Если в целях оздоровления организма ребенка в физкультурно-оздоровительную работу включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов, то необходимо взаимодействие не только инструктора по физической культу ре и воспитателя, но и медицинского работника ДОУ.

Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь.

Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива.

Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

Примерное распределение обязанностей

между инструктором по физической культуре и воспитателем

в ходе образовательной деятельности по физической культуре с детьми средней группы

Задачи:

    упражнение детей: в ходьбе с высоким подниманием колен; непрерывном беге продолжительностью до 1 мин; ползании по гимнастической скамейке с опорой на колени и ладони; подбрасывании мяча вверх;

    развитие ловкости и устойчивого равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.

Предварительная работа:

    ознакомление воспитателя с содержанием и программными задачами;

    обсуждение организационных моментов;

    разучивание слов к подвижной игре "Мы веселые ребята".

Оборудование: канат (шнур), корзина, мячи большого диаметра.

Часть 1.

Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения.

Перестроение в колонну по одному (прыжком).

Ходьба с высоким подниманием колен, руки на поясе.

Инструктор по физической культуре обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы с высоким подниманием колена: подъем вперед-вверх согнутой в колене ноги, носок оттянут, шаги несколь ко короче, чем при обычной ходьбе.

Воспитатель следит за осанкой детей, выполняет упражнения вместе с ними.

Бег в колонне по одному.

( продолжительность до 1 мин, темп бега умеренный; переход на ходьбу)

Инструктор по физической культуре выполняет бег вместе с детьми: руки согнуты в локтях, туловище на клонено чуть вперед; перестроение в колонну по три в движении.

Воспитатель следит за внешними признаками утомления, при проявлении которых у отдельных воспи танников предлагает им перейти на ходьбу. При наличии в группе ослабленных детей или детей, которым по медицинским показаниям бег запрещен, воспитатель выполняет с ними обычную ходьбу внутри круга.

Часть 2.

Общеразвивающие упражнения.

Инструктор по физической культуре объясняет и показывает воспитанникам упражнение, контролирует правильность его выполнения в передних рядах.

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений, подходит к детям, нуждающимся в ин дивидуальной помощи, помогает им принять правильное исходное положение, исправляет неверно вы полненное движение.

И. п. - основная стойка, руки на пояс;

- правую ногу назад на носок, руки за голову; ,



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»