Профилактическая работа по предупреждению ддтт, проводимая в доу. «Организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ Профилактическая работа по предупреждению ддтт в доу

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Аня Цикушева
Мероприятия в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В современном мире количество машин на дорогах возрастает и это способствует к сожаленью, росту числа дорожно - транспортных происшествий. Каждый день сотни людей гибнут на дорогах , получают серьезные травмы . Особую тревогу вызывает, что среди пострадавших много детей. И это происходит потому, что дети нарушают правила уличного движения, не осознавая трагические последствия своих поступков. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге . Они ещё не умеют управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить скорость и расстояние до приближающейся машины, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Во избежание несчастных случаев все участники дорожного движения должны знать правила дорожного движения , быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужныи нашим детям. Поэтому в образовательных учреждениях особое значение придается профилактике по предупреждению дорожно - транспортного травматизма и обеспечению безопасности на дорогах .

Обучение детей правилам доржного движения необходимо начинать с раннего возраста. В эту работу должны включиться семья, дошкольное учреждение, затем школа и т. д.

Перед родителями и педагогами стоит задача - воспитать из дошкольников грамотных и дисциплинированных участников доржно - транспортного движения.

Исследования психологов подтвердили, что у дошкольников наблюдается разрыв междутеоретическими знаниями и практическим применением этих знаний.

Детей привлекает разнообразие окружающего мира, они не умеют управлять своим поведением в этом мире. Чтобы у детей сформировалось верное представление о правилах дорожного движения необходимо провести тематическое занятие, а затем закрепить на практике.

В воспитательно - образовательном процессе ДОУ выделена образовательная область «Формирование основ безопасности» , с задачами по возрастным группам. Безопасное поведение в природе, где формируются :

экологическая культура;

правила поведения в природе;

знакомство с представителями флоры и фауны;

знакомство и расширение знаний о природных явлениях.

Безопасность на дорогах :

знакомство детей с правилами дорожного движения и дорожными знаками ;

знакомство детей с работой ГИБДД;

воспитание культуры поведения на улице и в общественных местах;

формирование умения ориентироваться в местах проживания и в пределах ближайшей к детскому саду .

Безопасность собственной жизни :

формирование представления о бытовых приборах и правилах безопасного

обращения с ними;

формирование безопасного поведения во время игр в разное время года;

формирование знаний о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;

формирование знаний своих данных, домашнего адреса, телефона.

Большое внимание уделяется также работе с коллективом по повышению у педагогов компетенции в знаниях правил дорожного движения ,методике и формам обучения детей дошкольного возраста правилам поведения на дороге .

В работе с педагогами используютсятакие формы, как педагогические советы, консультации, открытые прсмотры,пректная деятельность и ставятся задачи :

расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения ;

пополнить наглядно - дидактический материал;

создать игровую среду по закреплению знаний по ПДД;

разработать план изучения правил дорожного движения .

Педагогам необходимо ознакомиться с инструкцией разработанной в дошкольном учреждении по предупреждению .

Правила, изложенные в данной инструкции, предлагаются к обязательному исполнению.

· Отправляясь на экскурсию или на прогулку, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берёт с собой. Оставшиеся по каким-либо причинам дети в детском саду , по указанию заведующей находятся под присмотром определённого сотрудника.

· Группы детей разрешается водить только по тротуару. Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

· Дети очень любознательны, в пути они могут увлечься, отстать или уклониться в сторону. Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых : один идёт впереди, другой - сзади.

· · Переходить улицу нужно не спеша, спокойным, ровным шагом в местах, где имеются знаки перехода или на перекрёстках.

· Переходить через улицу надо напрямик, потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

· При переходе улицы на перекрёстке надо обращать внимание не только на зелёный сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара, необходимо пропустить машины.

· В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги .

· Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

·· Каждый воспитатель должен сам хорошо знать правила дорожного движения .

Для каждой возрастной группы составлен примерный перечень занятий, в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность.

Дошкольники приобретают знания, умения, навыки поведения по ПДД через непосредственно организованную деятельность, игровую деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения целевых прогулок, экскурсий, через беседы, физкультурно-оздоровительные досуги , организуются чтения художественной литературы, просмотры мультфильмов,музыкальные, театрализованные мероприятия , проводятся занятия по ПДД, организуются дидактические и сюжетно - ролевые игры.

Игра - это основной вид активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Важнейшей задачей является : создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

При обучений детей правилам дорожного движения с помощью игры, взрослый должен представлять себе, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Прежде чем начинать обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения зависит не только его здоровье , но и жизнь.

Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при участии родителей и специалистов ДОУ.

В начале учебного года в детском саду проводится тематическая неделя "Правила дорожные детям знать положено!", во время которой организуются мероприятия , направленные на предупреждение и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма . В течении этой недели проводятся консультации для родителей «Основные правила дорожного движения » , «Читаем детям о безопасности на дорогах » . Проводятся выставки рисунков, изготовленные детьми с воспитателями на занятии или дома совместно с родителями.

Для родителей оформляется родительский уголок и папка передвижка. Форма работы через родительские уголки, продуктивную деятельность, папки-передвижки остаются традиционными, но она необходима для работы с родителями. Красиво оформленная информация привлекает внимание родителей и дает свой положительный результат.

В ДОУ в каждой возрастной группе для детей оформлены "Уголки безопасности", где есть все необходимые атрибуты, наглядный материал по правилам дорожного движения .

Одним из способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах являются целевые прогулки, которые прводятся один раз в месяц, где дошкольники получают доступную, объективную информацию от взрослого. С детьми проводятся экскурсии к проезжей части, к перекрестку, проводятся наблюдения за движением транспорта и работой водителя, за работой светофора, за остановочними площадками и за пешеходным переходом. Детей знакомят с назначением дорожных знаков .

В ДОУ оборудуются площадки для изучения детьми правил доржного движения. Воспитатели используют эти площадки для тематических занятии

Работа с родителями - одно из основных направлений в предупреждении детского дорожно - транспортного травматизма .

Родители должны быть образцом подражения для своих детей.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение , то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад , семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Родителям необходимо следовать следующим инструкциям :

Выходя из дому родители должны обратить внимание ребенка не приближается ли к ним транспортное средство; обратить внимание на закрывающие обзор предметы.

При движении по тротуару необходимо придерживаться правой стороны тротуара; взрослый должен находиться со стороны проезжей части и крепко держать за руку ребенка; · приучать детей идти по тротуару.

При переходе дороги необходимо остановиться, повернуть голову влево для осмотра дороги и осторожно переходить до середины,затем посмотрить вправо и если транспорта нет можно переходить. Переходить только по пешеходному переходу или на перекрестке

Каждый выход ребенка с родителями на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно -транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на дорогах , являющегося основой выполнения правил дорожного движения . Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма .

Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку об опасности несоблюдения правил дорожного движения . Совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог .

Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы взрослых у дошкольника своевременно сформируются представления о безопасном поведении при переходе дороги и регулярная забота о своей безопасности.

Рассмотрено на заседании муниципального

экспертного совета управления образования

администрации Старооскольского городского округа

«__ » __________ 20___ г.

Протокол № ___

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Резкое возрастание автомобилизации городов в последние годы порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения «Госавтоинспекция» ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии, и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Согласно статистическим данным ОГИБДД Старооскольского УВД за 12 месяцев 2007 года на территории Старооскольского городского округа произошло 39 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых 41 ребенок получил ранения различной степени тяжести. За этот же период зарегистрировано 16 ДТП из-за нарушений ПДД детьми, в которых 17 детей получили ранения, один ребенок погиб.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

Неспособность адекватно оценивать обстановку;

Быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

Преобладание потребности в движении над осторожностью;

Стремление подражать взрослым;

Недостаток знаний об источниках опасности;

Отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

Переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

Неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо учитывать в своей работе, что эффективность и. соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.

Правила дорожного движения для пешеходов

  • Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные знаки.
  • Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а там, где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах – по левому краю (левой обочине).
  • Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на перекрестках улиц по линии тротуаров.
  • При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны пользоваться только ими.
  • Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только на участках, где она хорошо просматривается.
  • Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в полной безопасности.
  • Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.
  • Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части. Трамвай надо всегда обходить спереди.
  • Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается на посадочных площадках, а там, где их нет, – на тротуаре (обочине дороги).
  • Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода улицы (дороги) можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте инспектора ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастных случаев водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самим юным пешеходам – детям.

Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо выстраивать в соответствии с планом (Приложение 1), который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Работа с педагогами

При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в задачи старшего воспитателя входит обеспечение методической поддержки педагогов. Старшему воспитателю необходимо обратить внимание педагогов на следующие моменты:

  • при ознакомлении детей с правилами дорожного движения следует устанавливать связь между всеми разделами программы;
  • проводить работу систематически, постепенно усложняя программные требования от группы к группе, учитывая способности детей;
  • воспитывать в детях самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.

Педагогам необходимо знать:

  • правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте;
  • требования к передвижению с группой детей;
  • группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно, чтобы в руках у детей не было никаких предметов;
  • переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров (при этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей, переходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут);
  • рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по обе ее стороны - держатся дети.
  • езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет. Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под присмотром взрослых.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно, поэтому особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла бы наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности. Так, для каждой возрастной группы составляется примерный перечень занятий (приложение 2), в который входят ознакомление с окружающим, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование (Описание проведения некоторых из них приложение 3).

Целевые прогулки

Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения (Приложение 4).

Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (один раз в два месяца), воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения воспитатель должен учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери, учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего

общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,

основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной

безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий

травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим

транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия

(наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно -

транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом, которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу - формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Принципы:

1. Принцип целенаправленности - содержание и формы

работы должны определяться целью и задачами.

2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую

реализацию всех задач.

3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в

работе с педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.

4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании

деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения

перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для ДОУ - это, прежде всего:

Нормативно-правовое обеспечение

Научно-методическое сопровождение

Создание предметно-развивающей педагогической среды

Для реализации поставленных задач необходимо создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий. В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна иерархия управления, подчинения и взаимодействия.

Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим коллективом.

А в целях повышения эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо дополнительно осуществить:

Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и отдела ГИБДД села;

Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;

Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех

участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях

педагогических работников и административных совещаниях при заведующем;

На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические мероприятия

по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и пропаганде основ

безопасности и правил дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в пространстве.

Работа в ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Цель: Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

    Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

    Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

    Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

    Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

    Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

    Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

    Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы :

    Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

    Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

    Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

    Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

    Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

    Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

    Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);
II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

    Уголок дорожного движения, площадка с дорожной разметкой в музыкальном зале,

    Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно – печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.

    Методический инструментарий.

Результаты работы:

    Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

    Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

    Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

    Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Перспективное планирование работы

с дошкольниками по ознакомлению

с правилами дорожного движения

Месяц

Форма работы

Возрастная группа детей

Сентябрь

Тема «Улица»

Что такое улица

Дорога до детского сада

Младшая-

средняя

группа

- основные части улицы

Улица, на которой расположен д/сад

Старшая

Группа

Улицы нашего города

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Знакомство с улицей»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовление макетов «Наша улица»,

«Улицы нашего города»

Младшая-

подготовительная группа

Октябрь

Тема «Транспорт»

Для чего нужны машины

Кто управляет автомобилем

Рассматривание грузового автомобиля

- «берегись машины»

2 младшая-

средняя группа

Какие бывают машины

Кто такой пассажир

Средняя группа

Виды транспорта

Правила для пассажиров

Безопасное поведение на улице и в транспорте

Старшая - подготовительная

группа

Целевая прогулка

«наблюдение за транспортом»

2 Младшая-

подготовительная группа

Подбор атрибутов к с/р игре «Шоферы»

2 Младшая-

подготовительная

группа

Ноябрь

Тема «светофор»

Что такое светофор

Три сигнала светофора

Для чего нужен светофор

2 Младшая-

средняя группа

Школа светофорных наук

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«наблюдение за светофором»

2 Младшая-

подготовительная группа

Конкурс - чтецов

«Три сигнала - светофора»

Старшая-

подготовительная группа

Развитие «Бабушка - загадушка о правилах дорожного движения»

Средняя группа

Декабрь

Тема «Пешеход»

Кто такой пешеход

Правила пешехода

2 младшая-

средняя группа

Школа пешеходных наук

Правила движения по улице и ее перехода

Пешеход и его поведение на улице

Старшая-

подготовительная

группа

Целевая прогулка

«Пешеходы на улице»

Средняя-

подготовительная группа

Игра «Лучший пешеход»

Январь

Тема «Осторожно, скользкая дорога»

Правила поведения на скользком тротуаре, дороге

Правила катания на санках, лыжах «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!»

Средняя- подготовительная группа

Целевая прогулка

«К остановке пассажирского транспорта»

Подготовительная группа

Февраль

Тема «Пешеходный переход и дорожные знаки»

Что такое пешеходный переход

Как нужно переходить дорогу

Младшая-

средняя группа

Школа дорожных наук

Какие дорожные знаки нужно знать

Старшая-

подготовительная группа

Целевая прогулка

«Пешеходный переход»

Младшая-

подготовительная группа

Изготовления знаков дорожного движения

Младшая-

подготовительная группа

Игровая программа «В стране дорожных знаков»

Старшая группа

Март

Тема «Перекресток, сигналы регулировщика»

Что такое перекресток

Сигналы регулировщика

Подготовительная группа

Целевая прогулка

«Перекресток»

Подготовительная группа

На участке организация игры «Улица»

Старшая- подготовительная группа

Тематическая выставка

«Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Старшая-подготовительная группа

Апрель

Тема «Внимание - велосипед, самокат, ролики»

Правила безопасного движения на велосипеде, самокате, роликах

Младшая- подготовительная группа

Театрализовано - музыкальное представления «Азбука правил дорожного движения»

Подготовительная группа

Игра «Что, где, когда»

Старшая группа

Открытые занятия для родителей

Старшая-

подготовительная группа

Май

Тема «Знатоки правил дорожного движения»

Обобщение пройденного материала

Младшая-

подготовительная группа

Викторина «Пешеход на улице»

Старшая группа

Обыгрывание проблемных ситуаций в игре « А что если»

Подготовительная группа

Проверка знаний правил дорожных движений

Младшая-

подготовительная группа

Организация работы с педагогами

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации заведующий МБДОУ организует следующие формы работы с сотрудниками:

Инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; тематические семинары, семинары-практикумы, консультации, конференции; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий; тематический контроль.

Планирование работы с воспитателем

Инструктаж

Семинар

Предупреждение детского дорожного травматизма.

Общие положения правил дорожного движения.

Сентябрь

Сентябрь

Заведующий,

Заведующий,

Сотрудники ГАИ

Семинар- практикум

Консультация

Обучение педагогов по оказанию первой медицинской помощи.

Оснащения уголка по ПДД.

Октябрь

Октябрь

Медсестра

Заведующий

Консультация

Методические указания по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

Ноябрь

Заведующий

Деловая игра

Проверка знаний ПДД воспитателя МБДОУ

Декабрь

Заведующий

Смотр- конкурс

Уголки по ПДД

Январь

Заведующий,

Мастер- класс

Открытые просмотры

Занятия с дошкольниками по обучению правилами дорожного. движения.

Февраль

Заведующий

Тематический контроль

Организация работы по профилактики детского дорожно- транспортного травматизма

Март

Заведующий

Выставка

Пособия, дидактические игры, методические пособие по ПДД

Апрель

Заведующий

Конференция

Итоги работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Май

Заведующий

Организация работы с родителями

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Формы работы с родителями: Индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами -травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

(«Взрослые, вам подражают!», «О значении обучения детей ПДД» и др).

Планирование работы с родителями

Общее собрание

Групповые собрания

Оформление стендов

Анкетирование

Участие в конкурсах

Тематические выставки

Просмотр открытых занятий, утренников

Помощь в оснащении уголка по ПДД

Типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения. Встреча с сотрудниками ГАИ, врачом-травматологом

«Безопасность детей на дорогах города»

«Взрослые, вам подражают!»,

«Внимание - наступила зима!»,

« Каждый взрослый и ребенок должен знать это с пеленок»

Отношение родителей к соблюдению правил дорожного движения

Конкурс рисунков и поделок

«Светофор – мой друг!»

Игра « Лучший пешеход»

Открытые занятия, игровая программа « В стране дорожных знаков»

« Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Открытые занятия, музыкально-театрализованное представление

« Азбука дорожного движения»

Изготовление макетов улиц, дорожных знаков, моделей светофора, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и прочее

Сентябрь

В течение года

В течение года

Декабрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

В течение года

Заведующий

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заведующий,

воспитатель

Консультация для родителей детского сада по ПДД

Консультация для родителей "Безопасность детей - забота родителей" в ДОУ

Автор: Кузнецова Анастасия Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №95" "Семицветик"г.Иваново,Ивановская область

Описание: данный материал будет полезен воспитателям дошкольного образования, педагогам дополнительного образования, учителям, родителям.
Цель: оказание консультационной помощи родителям по предотвращению дорожно-транспортного травматизма детей.
Задачи:
1.Формировать интерес к различным формам изучения и закрепления правил дорожного движения;
2.Пропаганда основ безопасности поведения на дороге, изучение ПДД;
3.Воспитывать ответственность родителей за обеспечение безопасности своих детей, привлекать родителей к совместной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Профилактика ДТП - важная и актуальная тема. В учебных заведениях (школах, детских садах и др.) данному вопросу уделяется большое внимание.
В целях повышения родительской компетентности и ответственности в вопросах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма предлагаю свою разработку материала, используемую в средней группе МБДОУ.
1. В приёмной группы в Уголке безопасности для ознакомления родителями были представлены следующие материалы:
- Профилактика ДТП с детьми во дворах и тротуарах;


- Как обезопасить ребёнка в начале учебного года.


2. 2. Были разработаны:
- Схема безопасного маршрута детей от дома до ДОУ;


- План-схема района расположения ДОУ, пути движения транспортных средств и воспитанников;


- маршруты движения организованных групп детей от ОУ к музеям, ДД и ЮТ, ЦКиО;


- схема организации дорожного движения в непосредственной близости от ОУ с размещением соответствующих технических средств, маршруты движения обучающихся и расположение парковочных мест.


3. На родительском собрании было проведено анкетирование, целью которого было выявление уровня знаний правил дорожного движения.


4. Участвуя в акции "Школа юного пешехода" родителям были розданы листовки-памятки по профилактике детского дорожного травматизма.



5. Многие дорожно-транспортные происшествия происходят в тёмное время суток, поэтому стоит позаботиться о собственной безопасности и безопасности своего ребёнка и приобрести фликеры. Фликеры - это светоотражающие элементы. которые видны автомобилисту с расстояния до 400 метров. Существуют разные виды фликеров:
- браслеты;

Ленты, которые пришиваются на одежду;


- навески и браслеты.


Была рада поделиться своими разработками по профилактике ДТП. Будьте здоровы и берегите своих близких!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»