Что такое анатомо физиологические особенности. Анализ показателей здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях. Органы кровообращения ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В последние годы благодаря трудам П. К. Анохина (1968) сложился опре деленный подход к изучению целостного организма. Функциональная система по Анохину это сотрудничество различных процессов для образования ко нечного приспособительного эффекта. На каждом этапе развития формируется своя функциональная система, обеспечивающая полное взаимодействие с внешней средой. В организме одновременно протекает множество процессов, возникает ряд приспособительных реакций. Важно изучить не все связи (это сделать практически невозможно), а основные, которые позволяют понять функцио нальную систему в целом.

Преддошкольный возраст (до 3 лет) характеризуется бурно протекаю щимипроцессами роста и развития ребенка. Интенсивно увеличиваются мор фологические показатели: длина и масса тела, объем грудной клетки. Изменя ются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы. Физическое развитие. В этом возрасте происходит интенсивный рост и формирование ОДА. Известно, что позвоночный столб новорожденного почти не имеет изгибов. Они образуются в связи с развитием двигательных функций. К 3 4 годам уже появляются выраженные изгибы, однако они еще недостаточно фиксированы. Особенности строения и химического состава костной ткани у детей обу славливают ее большую мягкость и эластичность и меньшую ломкость, чем у взрослых. В то же время из за большой податливости костной ткани такие не благоприятные условия, как длительное неправильное положение в кровати, ношение ребенка на одной руке, вождение за одну и ту же руку, неправильная поза во время сидения могут вызвать искривление позвоночника и деформацию грудной клетки. Развитие мышечной ткани и ее функциональных свойств у детей преддошкольного возраста еще не завершено. Мышцы развиваются неравномерно. В грудном возрасте развиваются главным образом, мышцы туловища и нижних конечностей, «работающие» при сидении, прямостоянии и ходьбе. В дальней шемв связи с расширением двигательных функций развиваются мышцы ниж них конечностей и т. д. К 3 годам происходит отчетливое нарастание мышечной массы. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей этого возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. С другой стороны к концу первого года жизни формируются клетки, от ветственные за накопление жира, рост которых стимулирует недостаточно ак тивная двигательная деятельность. Ребенок этого возраста подвижен, любознателен, активно знакомится с окружающей средой. Основной формой его развития является игра. Нервная система. В этом возрасте первые процессы недостаточно силь ныи подвижны, однако условно рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физиче скоговоспитания необходимо учить детей правильному выполнению того ли иного упражнения. Нередко неправильное выполнение упражнений может быть причиной неравномерного развития мышц, нарушения осанки и затруднить развитие внутренних органов. Кроме того, закрепленные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков. В коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отлича ютсянеточностью, некоординированностью. Внимание еще не устойчиво, дети не могут долго сосредотачиваться на чем то одном и быстро утомляются. Эндокринная система. Большое место в приспособительных реакциях ор ганизмапринадлежит эндокринным железам, которые наряду с ЦНС обеспечива ютадаптацию организма к мышечной работе. Многочисленные биологические эффекты, вызываемые продуктами жизнедеятельности этих желез гормонами, позволяют эндокринной системе управлять обменов веществ в клетках организма. В первые месяцы жизни, когда имеет место функциональная неполноцен ностьряда органов и систем, в том числе и эндокринных желез, многие гормо ны ребенка поступают в организм лишь с молоком матери. К 5 му месяцу жиз ни начинают функционировать железы внутренней секреции.

В этом возрасте роль эндокринной системы как и у взрослого довольно разнообразна. Она имеет отношение и к иммунитету, и к реактивности цен тральной и периферической нервной системы, однако особую роль она играет как регулятор обмена, роста и развития. При нарушении гормонального равно весияизвращается все физическое и психомоторное развитие ребенка. Для преддошкольного периода характерно заметное усиление активности щитовидой железы, которая регулирует основной обмен, стимулирует рост (особенно длинных костей) оказывает большое влияние на дифференцировку органов и тканей, способствует усилению двигательной активности. Сердечно-сосудистая система. В преддошкольном возрасте происходят значительные изменения в деятельности ССС. Изменяются размеры и гистоло гическоестроение сердца. К 2 м годам первоначальный вес его удваивается, однако гистологическая дифференцировка его тканей протекает еще медленно. IДля сердечной мышцы характерны большая сеть мелких артерий и обилие мел ких стволов. Уже к 2, 5 3 годам соотношение между влиянием парасимпатиче ской и симпатической иннервации заметно сдвинуто в сторону усиления пер вой. Артерии у детей этого возраста относительно широки, с возрастом просвет их увеличивается меньше, чем объем сердца: до наступления половой зрелости объем сердца увеличивается почти в 12 раз, окружность же аорты только в 3 раза. Капилляры имеют также широкий просвет, а вены, наоборот, сравни тельно узкий. Относительно большая масса сердца, обилие нервной ткани, большая ширина просвета сосудов обуславливает более благоприятные условия для кровообращения у детей, чем у взрослых, и относительно более высокую работоспособность (особенно при отсутствии вредных привычек). В первые дни жизни ЧСС 120 140 уд/мин. , с возрастом уменьшается.

Дыхательная система. К особенностям дыхательной системы детей пер выхлет жизни относится, прежде всего, узость носовых ходов, гортани, трахеи и бронхов. Слизистая оболочка их нежна и богата кровеносными сосудами. Этими особенностями, а так же обильным развитием лимфоидной ткани объяс няются легко наступающие у детей болезненные явления, даже при сравни тельно умеренных воспалительных процессах. Объем легких к 1, 5 годам увеличивается в 4, 5 раза. Общий рост происхо дитглавным образом за счет увеличения объема альвеол, тогда как число их остается более или менее постоянным. Дышащая поверхность легких и количество крови, протекающей через них в единицу времени, у детей больше, чем у взрослых, что создает благопри ятные условия для газообмена. Однако некоторые особенности строения груд ной клетки (узкая в верхней части, ребра располагаются почти перпендикуляр нопозвоночному столбу и поэтому увеличение емкости грудной клетки за счет поднятия ребер почти невозможно, диафрагма расположена высоко) ограничи ваютразмах дыхательных движений и обусловливают поверхностное дыхание. Поскольку относительная потребность в кислороде этом возрасте выше, чем в любом другом, необходимая легочная вентиляция обеспечивается большой ча стьюдыхания, достигающей у 2 3 летних детей 25 30 в мин. Отсюда относи тельный. МОД (на 1 кг массы тела) у детей до 3 лет в 2 раза больше, чем у взрослых. Кроме того, для детей этого возраста характерны легкая возбуди мость дыхательного центра и частое нарушение дыхательного ритма. Кровь. У детей преддошкольного возраста отчетливо нарастает количе ство Нв. С возрастом уменьшается, относительное количество крови, причем у мальчиков на 1 кг веса крови несколько больше, чем у девочек. У новорожден ныхдетей кровь составляет 5% массы тела, у годовалого 10%, у взрослых 7 8%. Химический же состав крови отмечается значительным постоянством и с возрастом меняется сравнительно мало. Одной из особенностей данного возраста является чрезвычайная пластич ность организма: на нем легко отражаются как положительные, так и отрица тельные влияния. Кроме того, в этот период жизни дети отличаются повышен нойчувствительностью к неблагоприятным факторам внешней среды. Поэтому очень важно создать ребенку оптимальные гигиенические условия и правильно его воспитывать. Именно в этом возрасте легче всего закладывать фундамент крепкого здоровья и характера.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ(4 -7 лет). Физическое развитие. У детей этого возраста все размеры тела увеличи ваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5 6 см, массы около 2 кг. Отчетливо меняется длина тела. К концу этого перио даначинается ускорение роста прирост составляет 7 8 и даже 10 см ежегодно происходит так называемое первое вытягивание. В связи с развитием и совершенствованием двигательной функции интен сивно формируется ОДА. Происходит дальнейшая дифференцировка мышеч ной ткани. Особенно интенсивно развиваются мышцы, обеспечивающие прямохождение и ходьбу. Диаметр мышечных волокон увеличивается у дошкольников по сравне ниюс новорожденными почти в 3 раза. Значительного (но не окончательного) развития достигают мышцы кисти. Уже к 5 годам становится довольно тонкой их координация, что способствует овладению навыками рисования, лепки, однако, более интенсивно развиваются крупные мышцы, что затрудняет выполнение мелких, точных движений. Нервная система. Продолжается дальнейшее морфологическое и функ циональное развитие нервной системы. К концу этого периода в основном за канчивается морфологическое развитие и коры головного мозга, однако для ВНД еще характерна неустойчивость нервных процессов. Несмотря на небольшую роль тормозных процессов, процессы возбуждения продолжают преобладать. Дети уже могут сосредотачивать некоторое внимание на предмете. В их поведе нии еще большое значение имеет подражание, но уже проявляются и творчество, инициатива. Начинают проявляться типологические особенности ВНД. В этом возрасте дети очень склонны к положительным эмоциям, поощрениям. Для развития детей этого возраста большое значение имеют игры. Кол лективные игры со сложными элементами стимулируют общее развитие детей. Не зря этот период называют периодом первичного становления двигательной функции. В этом возрасте продолжается совершенствование координационных механизмов ЦНС. Дети становятся более подвижными.

Эндокринная система. В дошкольный период наблюдаются изменения в соотношении активности желез внутренней секреции. Постепенно уменьшается активность зобной железы, коры надпочечников, но увеличивается активность щитовидной, передней доли гипофиза, регулирующей вместе с щитовидной железой процессы роста и развития организма. В этом периоде детства могут появляться различные формы эндокринных расстройств. Особенности «гормонального ансамбля» этого возрастного периода выражаются в высокой пластичности организма, преобладанием процессов воз буждения над торможением, несовершенстве механизмов мышечной регуляции. Сердечно-сосудистая система. Процессы роста и дифференцировки рос тапротекают медленно. Волокна сердечной мышцы несколько увеличиваются, но мышца все еще многоядерна. Отмечается относительное уменьшение числа кровеносных сосудов сердца. Просвет их при этом становится шире, появляют ся крупные сосудистые ветви. Развивается соединительная ткань, увеличивает ся толщина левого желудочка. Заканчивается развитие иннервационного аппа рата сердца. Однако сердце в этом возрасте отличается недостаточностью и рыхлостью мышечной и соединительной ткани, обилием лимфатических и кро веносныхсосудов. Все это представляет благоприятную почву для развития различных инфекционных заболеваний, в первую очередь ревматизма. До 5 летнего возраста происходит главным образом концентрический рост сердца, а после 5 лет возрастает емкость полостей. В связи с продолжаю щимсяусилением влияния блуждающего нерва и уменьшением интенсивности обмена веществ отмечается дальнейшее замедление ЧСС. В конце этого возрас тного периода она понижается до 85 75 уд/мин. , МОК достигает почти 2 л. Продолжается рост сосудов, но процесс этот отстает от роста сердца, что приводит к относительной узости сосудов и вызывает некоторое повышение АД. У 6 ти летних детей оно достигает 90 мм рт. ст. , причем у мальчиков не сколько выше.

Дыхательная система. К концу дошкольного возраста в основном закан чивается формирование мышечной, ткани, продолжает увеличиваться количест во эластических элементов и совершенствоваться регуляция дыхания. Возрас тает глубина дыхания до 140 150 мл и снижается его частота до 23 24 в мин. МОД достигает 3200 мл и более, ЖЕЛ около 1200 мл. Постепенно возникают различные типы дыхания в зависимости от пола: у мальчиков начинает преоб ладатьбрюшной тип, у девочек грудной. Несмотря на совершенствование ре гуляции дыхания и снижением возбудимости дыхательного центра, у детей это го возраста еще часто возникают нарушения ритма и частоты дыхательных движений во время физических нагрузок. Кровь. В этом возрасте продолжается постепенное увеличение в крови числа эритроцитов и, наоборот, уменьшение числа лимфоцитов. Относительное количество крови продолжает уменьшаться. Таким образом, дошкольный, возраст является очень важным периодом в становлении произвольной регуляции дыхательной функции и в развитии в. н. д. , что позволяет приступать к систематическому обучению.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (7 -10 лет) Физическое развитие. Второе детство является наиболее спокойным пе риодом в развитии детей: происходит плавное изменение структур и функций организма. Несмотря на замедление темпов роста, длина тела увеличивается интенсивнее, чем масса. ОДА. В ходе развития детей происходит процесс окостенения скелета, т. е. замена хрящевой ткани костной. Окостенение различных частей скелета происходит неравномерно и в разные сроки. Сроки формирования костной тка ни тесно взаимосвязаны с определенными этапами физического и полового развития и являются своеобразным его барометром. Поэтому определение ко стного возраста широко используют для оценки истинного возраста. К 9 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук. Кости таза интенсивно развиваются с 8 до 10 лет, особенно у девочек и вновь темпы раз вития увеличиваются в период полового созревания. Скелет детей отличается значительным количеством хрящевой ткани, чрез мерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом. Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и кост ных элементов позвоночника постепенно формируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 годам поясничная, позвоночник более подвижен до 8 9 летнего возраста. У младших школьников не редки случаи нарушения осанки и деформации позвоночника.

В младшем школьном возрасте мышцы имеют тонкие волокна, бедны бел ком и жирами, содержат много воды, поэтому следует развивать их постепенно и разносторонне. С возрастом в них уменьшается количество воды, увеличивается содержание миозина, растворимых белков, количество митохондрий и ядер. Ме няется соотношение типов мышечных волокон: увеличивается количество крас ных и промежуточных волокон по сравнению с белыми волокнами, увеличива ется и относительная площадь красных мышечных волокон. Правда, в целом со отношениемежду красными и белыми волокнами у людей индивидуально, т. к. наследственно обусловлены. Это важно помнить при отборе и спортивной ори ентации, поскольку человек с большим числом красных мышечных волокон мо жетдобиться успеха прежде всего в виде спорта «на выносливость» , а с большим числом белых волокон в скоростно силовых видах спорта. В процессе занятий спортом необходимо учитывать особенности форми рования скелета. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, резкие толчки прыжках особенно на одной ноге, могут вызвать смещение костей таза, привести к плоскостопию. Следует избегать больших по объему и интенсивно стинагрузок, т. к. они приводят к значительным энергозатратам, что может по влечьза собой общую задержку роста. У младших школьников мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Более интенсивно развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при вы полнении мелких, точных движений. По прежнему одной из важных задач физического воспитания должно быть правильное формирование скелета, укрепление мышечной системы и пре дупреждение нарушений осанки.

Нервная система. Морфологическое развитие нервной системы почти полностью завершается, заканчиваются рост и структурная дифференцировка нервных клеток. Но функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. По прежнему все еще преобладают процессы возбуждения, что может привести к быстрому утомлению. Большая возбудимость, высокая пла стичность нервной системы способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. В этом возрасте дети могут легко овладеть технически сложными формами движений. В то же время у них резко выражено запредель ное торможение и слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражите лей. Активно совершенствуется двигательная функция, происходит становление координационных механизмов. Интенсивно развивается функция равновесия. Эндокринная система. В период второго детства отчетливо усиливаются функции гипофиза и надпочечников, а роль зобной (вилочковой) железы замет но ослабевает.

Сердечно-сосудистая система. Возрастные изменения в этом периоде характеризуются равномерностью, относительно более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Ар терии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Относительно больше, чем у взрослых и просвет прекапиллярной и ка пиллярной сетей. Это является одной из причин сравнительно высокого артери альногодавления: в 7 10 летнем возрасте систолическое давление составляет 100 105 мм. рт. ст. С возрастом постепенно замедляется ЧСС: в 7 8 лет она равна 80 92, в 9 10 лет 76 86. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического объема крови (к 7 годам СО= 23 мл, к 10 годам 37 мл), появлением и становлением центров блуждающего нерва. С возникновением иннервации и дальнейшим увеличением степени ее выраженности в процессе онтогенетического развития деятельность сердца становится более экономной, повышается резерв его рабо тоспособностии устойчивости. Усиление парасимпатических влияний на серд це тесно связано с развитием сильной мускулатуры. Среди 7 8 летних школь ников дети с физиологической брадикардией обладают большой физической работоспособностью, чем их сверстники с более частым ритмом сердечной дея тельности в покое. В целом в младшем возрасте (школьном) симпатические влияния на серд це выражены еще больше, чем парасимпатические. Анализ фазовой структуры сердечного сокращения свидетельствует, что у детей этого возраста сократи тельнаяспособность Миокарда еще не достаточна и невелик его функциональ ныйрезерв, что связано, прежде всего, с преобладанием симпатических влия ний на сердце и с возрастными особенностями гемодинамики. Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характе ризующие функциональное состояние сердца, являются МОК и СО. У детей 7 лет МОК 120 мл, СО 23 мл, 8 лет 2240 и 25 мл, 9 лет 2370 и 27 мл, 10 лет 2500 и 35 мл. Относительная же величина МОК у младших школьников больше, чем у школьников других возрастных групп. Но высокие показатели относительной величины МОК связаны не с увеличением относительной вели чины СО, которая с возрастом у детей изменяется незначительно, а с ЧСС. Это обстоятельство, а так же низкое АД обусловливают значительную напряжен ность в деятельности аппарата кровообращения у младших школьников при мышечной работе. Кроме того, хотя сердце младших школьников и может до вольнолегко приспосабливаться к физической нагрузке и быстро восстанавли ватьсяпри отдыхе до исходного уровня, деятельность его нередко неустойчива. Поэтому могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие из менения АД.

Дыхание. Показатели дыхательной системы продолжают увеличиваться от рождения до 7 лет. Объем легких увеличивается в 8 раз, а к концу периода второго детства в 10 раз и составляет половину объема легких взрослого. При чемэто происходит не за счет количества альвеол, а за счет их объема. Частота дыхания продолжает замедляться: в 7 летнем возрасте она равна в среднем 23, в 8 летнем 2, 2, в 9 летнем 21, в 10 11 летнем 18 20. А глу бинадыхания, наоборот, увеличивается: в 7 лет 165 мл, в 8 лет 170 мл, в 9 лет 230 мл и в 10 11 лет 255 мл. МОД в состоянии покоя увеличивается от 3500 мл у 7 летних до 4400 мл, у 11 летних. До 8 лет у мальчиков и у девочек абсо лютные величины его равны, а в дальнейшем у мальчиков становится выше. Это объясняется наступающей препубертатной дифферентацией типов дыхания преимущественно брюшной у мальчиков и грудной у девочек. Относительная величина МОД у младших школьников выше, чем у подростков и юношей. Возрастает ЖЕЛ: так у детей 8 лет она находится в пределах 1100 1700 мл, 9 лет 1130 2200 мл, 10 лет 1360 2300 мл, 11 лет 1500 2700 мл, причем у де вочек средние величины отчетливо меньше, чем у мальчиков. МВЛ и резерв ды хания (МВЛ МОД), в наибольшей степени характеризующие функциональные возможности аппарата дыхания, в этом возрасте заметно повышаются. Так, у 7 летних они составляют соответственно 40 и 36 л, а у 11 летних 55 и 51 л. У детей 7 11 лет альвеолярная поверхность и общий объем капилляров меньше, чем у более взрослых, что обуславливает меньшую диффузионную спо собностьлегких, являющуюся одним из важнейших компонентов газообмена. При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей данного воз раста оказывается значительно более частым, чем у взрослых, гораздо менее максимальные величины легочной вентиляции: у 8 летних МОД составляет лишь 30 40 л/мин. , у 10 11 летних 40 50 л/мин.

Кровь. В этом возрасте повышается дыхательная способность крови. Ко личество эритроцитов колеблется в довольно широких пределах: от 4, 8 до 5, 5 млн. , а содержание Нв повышается от 128 до 136 г/л. Меньшее содержание Нв чем у взрослых обуславливает меньшую кислородную емкость крови, хотя она увеличивается с 0, 17 л/л в 7 летнем возрасте до 0, 18 л/л в 11 летнем. Следова тельно, дыхательные способности крови в этом возрасте еще снижены по срав нению со старшим. Характерно также более широкое содержание глюкозы в крови: в 7 летнем 70 80 мг. Обмен энергии. У детей относительные энергозатраты выше, чем у взрослых. Это в основном результат большей интенсивности окислительных процессов. Поэтому значительным своеобразием отличается реакция организма младших школьников на физическую нагрузку. Это особенно заметно по пока зателям функций дыхания и кровообращения. У них отмечаются более широ кие величины МПК при продолжительной нагрузке. Так, у мальчиков 8 9 лет МПК достигает лишь 1, 5 л/мин, а у девочек 1 л/мин. При небольшой же на грузкепотребление о 2 у них выше, чем у подростков и юношей, а процент ис пользования о 2 (утилизация его) ниже. Следовательно у них больше суммарные энергетические траты (выше кислородная стоимость) на выполнение равной по объему работы и меньше кислородный пульс (количество о 2 в мл на одно со кращение сердца): у 8 9 летних мальчиков лишь 8 мл/уд, а у девочек и того меньше 5, 4 мл/уд. У детей этого возраста отмечается ограниченная способность работать в долг, т. е. снижена анаэробная производительность. Они прекращают интенсив ную работу, когда КД составляет лишь 800 1200 мл. Максимальная удельная мощность работы (на 1 кг веса) у детей 8 9 лет в 2 раза меньше, чем у взрослых.

Лекция № 2

Тема: Период грудного возраста

План лекции

1. Анатомо-физиологические особенности.

2. Рост и развитие ребенка грудного возраста.

3. Закономерности и правила оценки физического развития.

4. Правила оценки нервно-психического и социального развития.

5. Универсальные потребности ребенка в периоде младенчества.

6. Организация безопасной окружающей среды.

7. Соблюдение гигиенических норм и правил.

Период грудного возраста длится от 29 дней жизни до 12 месяцев.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества.

Кожа и ее придатки. С 3-х месяцев появляется потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям пушковыеволосы заменяются более жестким. К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

Сохраняется относительная неустойчивость терморегуляции, поэтому ребенок легко перегревается и переохлаждается.

Кожа ребенка обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослого. Кожа эластичная, имеет хороший тургор. В коже происходит синтез витамина D 3 , который играет важную роль в фосфорно-кальциевом обмене.

Костная система. Костная ткань имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Кости ребенка мягкие, гибкие, поэтому легко возникают искривления.

Череп ­– швы уплотняются к 3-4 месяцам, большой родничок закрывается к 12-16 месяцам. Окружность груди становится равной окружности головы в 3 месяца, и затем начинает превышать окружность головы к 12 месяцам на 10-12 см.

Формируются изгибы позвоночника:

К 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

К 6-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в сагиттальной плоскости);

К 12-ти месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке:

Медиальные резцы – 6-9 месяцев;

Латеральные резцы – 9-12 месяцев;

К 1 году жизни у ребенка должно быть 8 зубов.

Количество зубов = возраст в месяцах – 4

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам

Грудная клетка – цилиндрической формы (до 6 месяцев) или усеченного конуса, ребра имеют почти горизонтальное положение, межреберные промежутки широкие. С одного года появляется физиологическое опущение ребер.

Мышечная система . К 3 месяцам исчезает физиологическийгипертонус сгибателей, причем на нижних конечностях исчезает позже, чем на верхних.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отмечается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Развитие статических функций происходит постепенно. Для их своевременного развития следует с первых дней жизни предоставить ребенку свободу в движениях и помогать ему овладевать ими


Дыхательная система. Сохраняется относительная узость дыхательных путей. Слизистая оболочка нежная, богата кровеносными сосудами, железы слабо функционируют. Придаточные полости – решетчатые; гайморова – развиты слабо; Трахея и бронхи – хрящи мягкие, податливые.

Легкие – происходит увеличение их объема и дифференцирование легочной ткани, формируются новые альвеолы.

Высокое стояние диафрагмы в начале периода. Тип дыхания: грудной

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Частота дыхательных движений составляет:

к 6 месяцам – 35-40 в 1 минуту;к 12 месяцам – 30-35 в минуту.

Кашлевой рефлекс у детей первых месяцев жизни выражен слабо.

Сердечно-сосудистая система. Сердце расположено горизонтально, относительно велико, растет неравномерно. До 2-х лет масса сердца увеличивается за счет предсердий, затем растут желудочки.

Артерии относительно широкие и развиты лучше, чем вены. Соотношение просвета артерий к просвету вен – 1:1. В течение первого года жизни сосуды растут особенно интенсивно, чем в последующие годы.

Пульс частый, очень подвижный, может меняться под воздействием самых различных факторов – изменение положения тела, физическое напряжение, при крике, плаче и т.д.

Частота сердечных сокращений к 1-му году – 120-110 в 1 минуту.

Артериальное давление – 80-85 / 40-45 ммрт.ст.

Артериальное давление максимальное (АД max) определяется по формуле:

до 1 года:АД max = 70 × n , где n – число месяцев;

после 1 года:АД max = 80 + 2n , где n – число лет;

АД min = от ½ до ⅔АД max .

Кровь – кроветворение происходит во всех костях. В период грудного возраста отмечается:

Анизоцитоз – неодинаковая величина эритроцитов;

Полихроматофилия – неодинаковая окраска эритроцитов – до 2 месяцев;

Нормобласты, ретикулоциты до 5-6% – молодые формы;

Гемоглобин до 110-120 г/л – в течение первых 3 месяцев жизни фетальный гемоглобин заменяется на взрослый;

Цветной показатель меньше 1,0 – до 0,9;

СОЭ – от 3 до 5 мм/час.

Лимфатическая система – состоит из лимфатических узлов, лимфоидных фолликулов, диффузных скоплений, лимфоидной ткани – функционально незрелая и ее барьерозащитная функция выражена недостаточно.

Пищеварительная система.

До 3-4 месяцев слюнные железы недостаточно дифференцированы и отличается сухость слизистой, что способствует ее легкому травмированию, поэтому полость рта не надо протирать. Слизистая на всем протяжении нежная, богатоекровонасыщение.Прием пищи только путем сосания. Акт сосания состоит из 3-х фаз: аспирация, сдавливание соска и проглатывание аспирированного молока.

С 4-5 месяцев, вследствие раздражения тройничного нерва прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 месяцев ребенку можно вводить первый прикорм.

До 1 года положение желудка горизонтальное. Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и во 2-ом полугодии жизни срыгиваний обычно не наблюдается. Вместимость желудка в 3 месяца – 100 мл, в 1 год – 250 мл. Желудочный сок содержит все ферменты, но с пониженной активностью.

Микрофлора кишечника обусловлена характером вскармливания. При грудном вскармливании – основные микробы: бифидобактерии, небольшое количество энтерококков и кишечной палочки. При искусственном вскармливании преобладает кишечная палочка.

Печень –крупная, богата кровеносными сосудами, выступает на 1,5-2 см из-под края реберной дуги.

С возрастом частота стула уменьшается, к 1 году – 1-2 раза в сутки.

Анатомо-физиологические особенности детского организма . Проявляются характерными особенностями нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, костной ткани, мышечной системы, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, почек и мочевыводящих путей. А.-ф. о. нервной системы. Нервная система осуществляет координацию физиол. и метаболич. процессов в организме, связь их с внеш. средой. Головной мозг у новорождённого отличается относительно большой массой, обильно снабжён кровеносными сосудами. После рождения у ребёнка происходят существенные количественные и качественные морфологич. изменения ткани головного мозга, его функц. совершенствование. Наиболее интенсивное развитие нервной системы отмечается у детей раннего возраста. Для них характерны понижение возбудимости и лёгкая утомляемость корковых процессов, широкая генерализация нервных процессов при действии на организм ребёнка безусловных раздражителей. С возрастом сила и концентрация нервных процессов усиливаются, уменьшается явление генерализации. У новорождённых наиболее выражены безусловные рефлексы сосания и глотания.

Затем формируются и закрепляются условные рефлексы - вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный, вкусовой и обонятельный. Каждому ребёнку присущи индивидуальные морфологич. и физиол. особенности нервной системы, с учётом к-рых выделяют типы высшей нервной деятельности (конституция), определяющие индивидуальные особенности здорового ребёнка и варианты течения возникающих у них болезней. А.-ф. о. кожи и подкожной клетчатки. Кожа новорождённого и грудного ребёнка нежно-розового цвета, бархатистая, гладкая, нежная. Эпидермис состоит из нежного, тонкого рогового и сочного, рыхлого осн. слоя; базальная мембрана недоразвита, нежная, рыхлая. Потовые железы начинают функционировать на 3-4-м мес. жизни, а сальные - ещё в периодэмбрионального развития. Подкожно-жировой слой у детей раннего возраста развит хорошо (составляет 12% от массы тела, тогда как у взрослых в норме не более 8%), защищает от потери тепла, содержит запас питательных веществ. Защитная функция кожи несовершенна, но обладает более высокой восстановительной способностью, чем у взрослых. Функция теплорегуляции (до 3-4 мес.) недостаточна., что связано с несовершенством центра её регуляции; выделительная и дыхательная - развиты хорошо. В коже под действием ультрафиолетовых лучей активно осуществляется синтез витамина D. А.-ф. о. костной ткани. У грудного ребёнка костная ткань имеет волокнистое строение, обильно васкуляризирована, содержит мало минер, веществ, богата водой и органич. веществами. Существенными отличиями костной ткани у детей являются малая её плотность, порозность и гибкость. Обильное кровоснабжение создаёт условия для роста и активных метаболических процессов. В костной ткани детей относительно легко возникают воспалительные процессы. Череп у новорождённого имеет значительно более развитую по сравнению с лицевым скелетом мозговую часть, швы черепа широкие. Характерная особенность - наличиеродничков, к-рые обычно закрываются к концу 1-го года жизни.

Сроки закрытия их весьма вариабельны и зависят от конституциональных особенностей и состояния фосфорно-кальциевого обмена. Позвоночник новорождённых прямой, отличается большой гибкостью. В течение первого года жизни по мере становления статических функций появляются шейный (6-7 нед.), грудной (6-7 мес.), поясничный (к году) изгибы позвоночника. Рост позвоночного столба наиболее интенсивен в первые

2 года жизни. Грудная клетка у новорождённых имеет форму цилиндра с несколько расширенным ниж. отделом. По мере роста её переднезадний размер по сравнению с поперечным несколько уменьшается. В длинных костях продолжительное время сохраняются эпифизарные хрящи, что определяет условия их роста. А.-ф. о. мышечной системы. Мышцы у новорождённого и грудного ребёнка развиты относительно слабо. Мышечные волокна значительно тоньше волокон взрослого. У детей первых месяцев жизни отмечается повышенный тонус мышц. Тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Развитие мышц идёт неравномерно - сначала развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее - мышцы кисти. Особенно интенсивно развивается мускулатура в периодполового созревания. А.-ф. о. органов дыхания. Дыхательные пути у ребёнка имеют более узкие просветы, чем у взрослого. Слизистая оболочка их нежная, тонкая, сухая, богата кровеносными сосудами. Ниж. носовой ход формируется к 4 годам. Придаточные полости носа на рентгенограммах обнаруживаются с

3 мес. жизни, окончательно формируются к 7-15 годам. Глотка у новорождённого узка и мала, лим-фоглоточное кольцо (миндалины) развито слабо, гиперплазия его отмечается после 1-го года жизни. Гортань воронкообразной формы с нежными и эластичными хрящами, голосовая щель узкая. Трахея фиксирована слабо, поэтому у детей раннего возраста часто развивается обструктивный синдром при ОРВИ. Хрящи бронхов очень эластичные, мягкие. Лёгкие находятся в постоянном развитии на протяжении всего детства. В раннем возрасте они богаты соединительной тканью, более плотны и полнокровны, менее эластичны и воздушны. Дыхательная поверхность лёгких у детей больше, чем у взрослых. Плевра тонкая, плевральная полость легко растяжима, диафрагма расположена высоко. Дыхательная мускулатура развита слабо. Дыхание у детей грудного возраста носит поверхностный характер, отличается сравнительно большой частотой дыхательных движений, неритмичностью. А.-ф. о. сердечно-сосудистой системы. Масса сердца у новорождённого относительно его массытела больше аналогичного соотношения у взрослых. До 2-летнего возраста сердце расположено горизонтально на приподнятой диафрагме, затем начинает принимать косое положение. Форма сердца до 6 лет обычно шаровидная, после 6 лет - овальная, конусообразная.

Просвет артерий и вен у детей достаточно широк, стенки артерий более эластичны, чем стенки вен. Пульс более частый, а артериальное давление ниже, чем у взрослых. Тоны сердца ясные, но с меньшей отчётливостью между 1-м и 2-м тоном. А.-ф. о. органов пищеварения.Полость рта у детей относительно небольшая, жевательные мышцы развиты хорошо. Ротовая полость новорождённого и грудного ребёнка имеет ряд особенностей, обеспечивающих актсосания. Слюнные железы дифференцированы недостаточно, слюны мало. Пищевод у детей раннего возраста короче, чем у взрослых, анатомические сужения выражены слабо. Желудок расположен в левом подреберье и у ребёнка до года имеет горизонтальное положение. Слизистая оболочка толще, чем у взрослого. Мышечный слой желудка развит умеренно, за исключением привратника, имеющего хорошо развитую мускулатуру; сфинктер входной части желудка развит слабо, чем объясняется склонность детей первого года ксрыгиванию. Секреторные железы желудка выделяют все пищеварительные ферменты, но активность их более низкая, чем у взрослых. Печень у детей - относительно больших размеров, богата кровеносными сосудами, а соединительнотканных элементов в ней мало; дольки её выявляются только к концу 1-го года жизни. Печень у новорождённых и детей раннего возраста функционально незрелая, с возрастом нарастает секреция жёлчных к-т, изменяется их соотношение, напр. глицина к таурину. Кишечник у грудного ребёнка относительно длиннее, чем у взрослого. Слизистая развита хорошо, а подслизистый и мышечный слои - слабо. Пищеварительные ферменты обладают достаточной активностью. Несовершенны по своему строению и нервные сплетения. Отличительная особенность кишечника грудного ребёнка - повышенная проницаемость его оболочек, что в известной степени определяет сравнительно частое развитие токсикозов и эксикозов.

В различных отделах пищеварительного тракта здорового ребёнка содержится характерная для каждого из них микрофлора. А.-ф. о. почек и мочевыводящих путей. У детей почки имеют дольчатый характер, ткань их нежная, до 2-4 лет недостаточно дифференцирована. Основную, выделительную, функцию они выполняют с момента рождения; механизмы почечной регуляциикислотно-основного состояния несовершенны, что обусловливает быстрое развитие ацидоза в условиях патологии. Почечные лоханки относительно широкие, диаметр мочеточников больше, чем у взрослых. Мочевой пузырь расположен высоко. Его ёмкость увеличивается постепенно, с возрастом. В первые дни жизни к-во выделяемой мочи незначительно и она более концентрированна. Новорождённый мочится до 20-25 раз в сутки, в 2-3 года - 10 раз, в дошкольном возрасте 6-7 раз. Удельный вес мочи после рождения сравнительно высок, у детей грудного возраста он снижается, с возрастом снова повышается. Моча у детей имеет кислую реакцию, богата сернокислыми соединениями.

Организм школьника развивается под воздействием факторов внешней среды, под воздействием условий воспитания и обучения в школе и семье. На развитие организма влияют и биологические факторы: деятельность желез внутренней секреции, наследственность.

Знание анатомо-физиологических особенностей школьника необходимо учителю для решения следующих вопросов обучения и воспитания с учетом возможностей растущего организма: гигиена обучения и воспитания, гигиена внешкольной работы и отдыха, гигиена трудовой подготовки и физического воспитания детей, питание учащихся, предупреждение заболеваний среди учащихся и т.д.

Закономерности растущего организма

Организм ребенка или подростка отличается от организма взрослого человека. Основной особенностью молодого организма является непрерывное всестороннее развитие, которое начинается с момента зарождения и в основном завершается к 22-25 годам. За эти годы обучения в школе в организме ребенка происходят существенные изменения (увеличение роста и массы тела, изменение формы организма, усиление обмена веществ). Все процессы протекают интенсивно. В связи с этим установлены следующие возрастные периоды школьника: младший (от 6 до 11 лет), средний (от 11 до 15 лет) и старший (от 15 до 18 лет).

Рост организма ребенка протекает неравномерно и в периоды замедленного роста происходят наиболее интенсивная дифференцировка тканей и формообразование.

Ознакомление с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма начинают с изучения антропометрических данных (внешняя форма тела, соотношение и размеры отдельных частей тела, вес и т.д.), а эти данные изменяются в различные возрастные периоды.

Так, например, новорожденный отличается от взрослого относительно большой головой, большим туловищем и короткими конечностями. Высота головы новорожденного составляет 1 / 4 длины всего туловища, шести лет – 1 / 6 , двенадцати лет – 1 / 7 и у взрослых – 1 / 8 . С возрастом увеличение головы замедляется, а рост конечностей наоборот усиливается.

Пропорции тела у мальчиков и девочек до начала периода полового созревания почти одинаковы, но уже к концу этого периода намечаются характерные половые особенности в пропорциях.

При проведении антропометрических измерений детей могут иметь место значительные индивидуальные отклонения и это надо учитывать.

Рост организма протекает неравномерно: усиление роста в 6-7 лет, а затем замедление вплоть до периода полового созревания. Темпы роста у девочек и мальчиков до 10 лет одинаковы, затем в 11-12 лет у девочек с периодом полового созревания он значительно возрастает. Девочки перегоняют по росту мальчиков, максимум приходится на 12-13 лет (годовое увеличение в высоту до 8 см). У мальчиков период полового созревания наступает в 13-14 лет и в связи с этим усиливаются темпы роста. К 15-16 годам мальчики догоняют девочек, а затем и обгоняют их. После 16 лет рост замедляется и, в основном, завершается у девушек к 18, а у юношей – к 20 годам.

Определение окружности грудной клетки имеет большое практическое значение, т.е. от нормального её развития в значительной мере зависит нормальное развитие органов дыхания, сердца и крупных кровеносных сосудов.

Из всего вышесказанного видно, что каждому педагогу и, в особенности, учителю физкультуры необходимо знать анатомо-физиологические особенности растущего человека. Изучение этих особенностей начнем с нервной системы, как наиболее важной системы, контролирующей деятельность всех других систем.

Нервная система

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Состоит из центральной нервной системы и периферической. Центральная нервная система, в свою очередь, состоит из спинного и головного мозга, а головной мозг – орган, в котором осуществляются процессы мышления.

В коре больших полушарий происходит установление новых, преображенных в течение жизни нервных связей – условных рефлексов, здесь же осуществляются процессы сознания. Развитие речи и трудовой деятельности человека неразрывно связано с усложнением и совершенствованием коры головного мозга, а вместе с тем и психической деятельности. Подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловнорефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами: возбуждением и торможением. Они находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности ЦНС. Оба эти процесса зависят от воздействия окружающей среды и внутренних процессов, происходящих в организме и обеспечивают нормальную нервную деятельность, правильное поведение человека.

Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, и закладываются полностью к моменту рождения. А процесс усложнения строения нервных клеток продолжается в течение всей жизни.

В младшем школьном возрасте в связи с тем, что нервные клетки еще не до конца сформировались, в головном мозге преобладают процессы возбуждения. Поэтому маленьким детям трудно продолжительное время сосредоточиваться на какой-либо деятельности. К концу периода полового созревания нервные клетки коры больших полушарий заканчивают свое развитие и формирование. Это создает физиологическую основу для наиболее тонких и сложных форм аналитической и синтетической деятельности человека.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание.

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку и подростку, учитывающий их особенности, тип высшей нервной деятельности, уровень развития физических и умственных способностей и состояние здоровья. Особенно вредны для подростка алкоголь и никотин.

Органы чувств

Органы зрения требуют наибольшего внимания, т.к. видимое восприятие мира происходит только с их помощью (90% информации).

Орган зрения – глаз снаружи покрыт белковой оболочкой, которая предохраняет его от повреждений. На внутренней стенке белковой оболочки находится много кровеносных сосудов, обеспечивающих питание глаза. На дне глаза расположена сетчатая оболочка, которая состоит из разветвлений зрительного нерва. Зрительные восприятия возникают после проникновения световых лучей через зрачок, на сетчатую оболочку раздражая ее. По зрительному нерву возбуждение поступает в кору больших полушарий и вызывает зрительное восприятие.

Глаза детей по своему строению отличаются от глаз взрослых. Глазные впадины и глазные яблоки у них относительно больше, чем у взрослых. Переднезадняя ось глазного яблока более короткая, что обеспечивает сравнительно большую дальнозоркость у детей. Белковая оболочка (склера) у детей тоньше, а роговица толще, хрусталик имеет более выпуклую форму, чем у взрослых, и весьма эластичен, что обеспечивает быстрое изменение его формы. Это обстоятельство говорит о том, что дети обладают значительно большей способностью аккомодации, чем взрослые.

В процессе обучения на орган зрения падает значительная нагрузка, связанная главным образом с чтением и письмом. На уроке ученики воспринимают большое количество буквенных элементов. Установлено, что в 129 буквах, т.е. приблизительно в трех строчках книжного текста, глаз различает 1170 черных и белых элементов. При чтении ученику приходится рассматривать текст на близком расстоянии, а также двигать глазами по линии строки и от строки к строке, что создает значительное утомление для глаз и в конечном итоге может привести к развитию близорукости.

Поэтому гигиена зрения предусматривает: 1) достаточное и правильное естественное и искусственное освещение рабочего места школьника; 2) правильное устройство школьных парт и правильную посадку за партой; 3) нормирование времени работы детей, связанной с длительным напряжением глаз; 4) соответствие учебников гигиеническим нормам; 5) проведение занятий, способствующих отдыху глаз (экскурсии, подвижные игры, уроки физкультуры и т.д.).

Орган слуха предназначен для восприятия различных звуков. Звуковые колебания воздуха воспринимаются барабанной перепонкой, которая приводится в колебательные движения. Одновременно с этим приходят в колебание слуховые косточки среднего уха. От них звуковые колебания передаются в жидкость внутреннего уха, благодаря чему приводится в состояние возбуждения кортиев орган, состоящий из особых клеток, связанных с окончаниями слухового нерва. Возбуждение по слуховому нерву передается в головной мозг.

Орган слуха у детей ничем не отличается от органа слуха взрослых.

Гигиена органа слуха заключается в: 1) содержании ушей в чистоте; 2) предохранении от возможных механических повреждений; 3) предохранении детей от сильного и внезапного шума. Особое внимание необходимо обращать на уши детей во время таких болезней, как скарлатина, корь, грипп, после которых возможны различные осложнения, воспаление среднего уха, что может привести к потери слуха.

Органы вкуса у детей школьного возраста развиты хорошо.

Чувство обоняния у детей дошкольного и школьного возраста обычно острее, чем у взрослых.

Тактильные ощущения хорошо развиты у детей. Осязательные ощущения помогают детям лучше знакомиться с окружающим миром.

В гигиеническом и педагогическом отношении очень важно развивать у детей эти чувства, т.к. они помогают детям лучше осваиваться с окружающими предметами.

Костная и мышечная системы

Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, легкие и т.д.. Костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при помощи прикрепленных к ним мышц. Мышцы сокращаются благодаря импульсам, идущим из нервной системы.

Кости могут выдерживать давление до 16 кг на 1 мм 2 поверхности. Возможность такой нагрузки обеспечивается особым расположением костных пластинок, из которых состоит костная ткань.

Костная ткань у детей школьного возраста содержит большое количество органических веществ и бедна минеральными, что способствует более легкому изменению формы грудной клетки, нарушению нормальной работы органов и искривлению позвоночного столба при длительных напряжениях и неправильных положениях туловища.

К 12 годам костная ткань у детей приобретает такое же строение, как и у взрослых. Позвоночник у взрослого человека имеет четыре кривизны: шейную – выпуклость вперед; грудную – выпуклость назад; поясничную – выпуклость вперед; крестцовую – выпуклость назад. Окостенение позвоночника завершается лишь к 20-22 годам и это обусловливает легкую его податливость и возможные искривления при неправильном положении тела у детей. Искривления позвоночника могут быть:

1) в виде изгибов шейного и грудного отделов позвоночника в сторону – сколиоз;

2) переднезаднее искривление грудного отдела – кифоз;

3) чрезмерный изгиб в поясничном отделе – лордоз.

Поэтому школьная гигиена придает очень большое значение правильному устройству парты и правильной посадке детей.

Срастание отрезков грудной кости происходит также к 21-25 годам. Поэтому необходимо предохранять грудную клетку детей от деформаций и травм.

Кости черепа у ребенка наиболее сильно растут в течение 1 года жизни, а развитие лицевой части черепа начинается в 13-14 лет.

Процесс окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, т.к. при помощи кисти ребенок учится писать и производить различные трудовые движения. У новорожденного запястных костей совсем еще нет, к 7 годам эти кости становятся уже ясно видимыми (на рентгеновском снимке). Окостеневает запястье в 10-13 лет, фаланги пальцев в 9-11 лет. Поэтому быстрое письмо детям младших классов не дается.

Кости таза окостеневают лишь к 16-17 годам, поэтому необходимо следить, чтобы дети не носили тяжестей (особенно девочки, у которых неправильное сращение тазовых костей может привести к тяжелым последствиям).

Неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребенка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной нарушений детского скелета. Особенно опасны чрезмерные и односторонние физические упражнения.

В трудовой деятельности учащихся большое значение имеет подвижность суставов, которую необходимо развивать систематическими упражнениями, тренировками и рационально организованной работой.

Мышечная система связана с костной системой. Обе системы обусловливают движение человека.

Мышечная система ребенка невелика, её вес по отношению к весу тела меньше, чем у взрослых, и составляет у детей 8 лет – 27,2%, у подростков 15 лет – 32,6%, а у юношей – 44,2% общего веса тела.

Мышечная ткань у детей до 15 лет богаче водой и содержит меньшее количество белковых веществ. Постепенно она освобождается от избыточного количества воды (в 15-16 лет) и становится плотнее.

Развитие мышц идет неравномерно. Сначала развиваются более крупные мышцы (спины, живота, поясничной области). К 6-7 годам развиваются мышцы кисти рук, что дает возможность ребенку заниматься такими работами, как плетение, лепка и письмо. Школьникам 7-8 лет точные движения даются трудно. У учащихся 9-12 лет совершенствуется координация движений. Мелкие мышцы, очень важные для трудовых процессов, заканчивают развитие в 15-16 годам.

Трудовая деятельность детей и подростков вызывает утомление мышечной системы. Скорейшему восстановлению возбудимости мышечной ткани, повышению упругости и сократительной способности благоприятствует энергичное поступление кислорода в организм. Поэтому надо соблюдать гигиену мышечной системы учащихся – организовывать проведение физических упражнений и спортивных занятий с постепенным вовлечением в активное состояние все большего количества мышечных групп, а также необходимо не обременять чрезмерно их мускулатуру, дозировать нагрузку и делать паузы для отдыха. В результате движения станут привычными, приятными и не будут вызывать раннего утомления.

Внутриутробный этап индивидуального развития продолжается от момента зачатия до рождения ребенка, продолжается в среднем 270-280 дней, начиная с первого дня последнего менструального цикла женщины. Первая фаза — эмбрионального развития — длится от образования зиготы до 2 мес, характеризуется закладкой и органогенеза большинства органов и систем. Действие тератогенных факторов в этот момент вызывает формирование грубых анатомических и диспластических пороков развития (эмбриопатий). с 3-го до 7-й недели принято считать критическим периодом развития плода.

Вторая фаза — плацентарного, или фетального, развития — длится от 3-го месяца до рождения ребенка и делится на два подпериода: ранний и поздний. Ранний фетальный подпериода (до конца 28-готижня) характеризуется интенсивными процессами дифференцировки и созревания всех тканей. Различные вредные воздействия на организм матери могут приводить к развитию пороков внутриутробного развития, которые будут проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазией) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией). При инфекционных заболеваниях матери, таких как грипп, краснуха, цитомегалия, вирусный гепатит и т.д., в этой фазе возникают не пороки развития, а пролиферативные реакции соединительной ткани, т.е. циррозы и фиброзы. Совокупность изменений плода, возникающие в этот период под влиянием неблагоприятных факторов, называют ранними фетопатиями.

Поздний фетальный подпериода продолжается с 28-й недели беременности до родов . Неблагоприятные факторы, действующие на плод в этот период, могут приводить к рождению ребенка с функциональной незрелостью и внутриутробной гипотрофией. При воздействии на плод инфекционных агентов возникает типичный инфекционный процесс с проявлениями, характерными для того или иного возбудителя. В поздний фетальный период обеспечиваются процессы депонирования многих микронутриентов (солей кальция, железа, меди, витаминов и др.), потребность в которых в послеродовой период не удовлетворяется материнским молоком.

Отдельно выделяют интранатальный этап , который начинается с появления регулярных схваток и заканчивается перевязкой пуповины (2-18 час.), И перинатальный этап, состоящий из поздний фетальный, интранатальной и ранний период новорожденности (с 28-й недели беременности до 7 -го дня жизни ребенка). При прохождении ребенка через родовые пути возможны такие травмы: родовая опухоль, кефалгематома, внутричерепная родовая травма, переломы костей, повреждения периферических нервов и т.д.. Кроме того, возможны тяжелые нарушения пуповинного кровообращения и дыхания.

С момента рождения ребенка начинается период новорожденности (неонатальный период), который длится 28 суток и делится на ранний и поздний подпериода.

Ранний под период новорожденности продолжается в течение первых 7 суток
. Это самый ответственный период по приспособлению ребенка к новым условиям жизни, который имеет ряд особенностей. В частности, через перекрытие путей внутриутробной гемодинамики начинается функционирование малого круга кровообращения и легочного дыхания. Изменяется энергетический обмен и терморегуляция. С этого момента организм ребенка переходит на энтеральный характер питания. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и даже небольшие изменения окружающих условий могут привести к серьезным нарушениям в состоянии здоровья ребенка. Для этого периода характерны состояния, которые отражают адаптацию ребенка к новым условиям: физиологический катар кожи, физиологическая желтуха, физиологическая потеря массы тела, мочекислый инфаркт, половая кризис и проч.

Для этого периода характерна морфологическая незаконченность строительства и функциональная несовершенство многих органов и систем. В коре головного мозга процессы торможения преобладают над процессами возбуждения, поэтому ребенок находится в состоянии разлитого торможения (спит на протяжении 20-22 ч). Среди желез внутренней секреции преобладает функциональная активность надпочечников и щитовидной желез. Иммунная система новорожденного ребенка характеризуется пониженной фагоцитарной и бактерицидной активностью лейкоцитов, низким уровнем факторов комплемента, низким содержанием ИgМ и ИgА (особенно секреторного). В этот период обнаруживают врожденные аномалии развития , родовые травмы, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденного и др.. Также на этот период приходятся проявления родовой травмы, интранатальной асфиксии, внутриутробного инфицирования, синдрома дыхательных расстройств подобное. Первые дни жизни ребенка является своеобразным критическим периодом в налаживании энтерального вскармливания.

Поздний подпериода новонародженности длится 21 день и характеризуется тем, что резистентность организма ребенка еще очень низкая, а полная адаптация к внеутробной жизни еще не закончился, поэтому различные неблагоприятные факторы могут легко вызвать отклонения в развитии ребенка. В этой связи очень важным является налаживание режима и вскармливания новорожденного, соблюдение матерью правил ухода за ребенком. В этот период могут проявляться многие заболевания и состояния, связанные с патологией внутриутробного периода. Очень важным на этом этапе является интенсивное развитие анализаторов ребенка, прежде всего зрительного. Начинается развитие координации движений, образования условных рефлексов, возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.

Продолжается до 1 года жизни и характеризуется очень интенсивной физической, нервно-психическим, моторным, интеллектуальным развитием ребенка. До 4-б мес жизни наблюдаются максимальные темпы роста длины и массы тела ребенка. При этом длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела — втрое. Ребенок начинает самостоятельно говорить, ходить, выражать свои желания.
, предотвращение ее заболеваемости на данном этапе и в будущем очень важным является налаживание рационального вскармливания, которое должно надлежащим образом обеспечить высокую потребность в основных пищевых ингредиентах и ​​энергии. Несбалансированное питание в условиях интенсивного развития ребенка и функциональной незрелости ЖКТ приводит к развитию заболеваний, связанных с дефицитом или нарушением обмена тех или иных веществ (дефицитные анемии, рахит, гипотрофия, пищевая аллергия).

Дети грудного возраста более склонны к генерализации воспалительного процесса, общей реакции в ответ на раздражение, что объясняется усиленным ростом и дифференцировкой мозговой ткани, морфологическим и функциональным ее несовершенством, повышенной проницаемостью гематоэнцефалического барьера. Этим объясняется возникновение судорог, явлений менингизма, токсикоза на фоне респираторных вирусных заболеваний, кишечных инфекций, пневмоний.

С 4-го месяца жизни у ребенка наблюдается склонность к различным инфекциям (отиты, пневмонии, септические состояния), что связано с ослаблением пассивного иммунитета и запоздалым созреванием клеточных и гуморальных факторов иммунной системы.

Пред дошкольный период длится от 1 до 3 лет жизни. Характеризуется быстрым совершенствованием всех функциональных систем с некоторым снижением темпов физического развития, но интенсивным нарастанием мышечной массы. Стремительно развивается двигательная активность, в связи с чем повышается опасность травматизации ребенка. Познавания окружающего мира осуществляется с помощью всех возможных анализаторов, чаще полости рта (опасность аспирации инородных тел и отравлений). К концу 2-го года жизни заканчивается прорезывание зубов, формируется лимфоидная ткань носоглотки, наблюдается окончательное дифференцировки нервной системы, формируются устойчивые анализаторни-синтетические функции коры головного мозга. Происходит интенсивное развитие интеллекта, значительное усложнение трудовой деятельности, появляется способность к абстрактному восприятию. Для этого возраста характерны становление и быстрое совершенствование языка.

Среди заболеваний и патология органов дыхания, чаще встречаются детские инфекционные заболевания (корь, ветряная оспа, скарлатина, коклюш и др.).

Эмоциональная жизнь ребенка достигает наивысшей степени проявления, четко очерчиваются черты характера и поведения, поэтому воспитание в этот период становится главным элементом ухода за ребенком. В педагогике этот период называют «периодом упущенных возможностей», имея невнимании неправильные приемы воспитания.

Дошкольный период
(от 3 до 7 лет жизни) является периодом, когда ребенок посещает детский сад. В это время происходит первое физиологическое вытяжение, когда нарастание массы тела несколько замедляется, четко увеличивается длина костей. В 5-6-летнем возрасте начинается замена молочных зубов на постоянные. Достаточной зрелости достигает иммунная система. Интенсивно развивается интеллект, значительно усложняется игровая деятельность. В поведении проявляется половая разница мальчиков и девочек, формируются индивидуальные интересы и увлечения. Развиваются тонкие навыки: умение ездить на велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, рисовать. Обладая хорошей памятью, дети склонны в этот период к чрезвычайно легкого запоминания и перевода стихов, сказок, усвоения иностранного языка.

Среди патологии преобладают , болезни органов дыхания.

Младший школьный период охватывает возраст от 7 до 12 лет жизни . У детей заканчивается морфологическое дифференцировки клеток коры головного мозга, особенно двигательной участка, и формирование периферического иннервацийного аппарата. Характерное не неустойчивое равновесие процессов возбуждения и торможения. Кора головного мозга доминирует над подкорковой участком и его вегетативными функциями. У детей этой возрастной группы начинает проявляться четкая половой диморфизм физического развития. Быстро развиваются сложные координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо. Молочные зубы полностью меняются на постоянные. Значительно растет мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость.

Среди патологии в этот период преобладают , почек, нервной системы, нарушение осанки и изменения со стороны органа зрения. Существенно увеличивается количество детей с избыточной массой тела и ожирением.

Период старшего школьного возраста, или полового созревания, начинается с 12-летнего возраста. Для девочек это период бурного полового развития, а для мальчиков — его начало. Для этого возраста характерны резкие изменения в эндокринной системе с преобладанием функциональной активности половых желез. Наблюдается возникновение и развитие черт, характерных для пола: вторичных половых признаков, пропорций тела и функциональных особенностей различных органов и систем. Происходит интенсивное психическое развитие, формируется воля, сознание, мораль, характер и личность подростка, выраженное стремление к самоутверждению.

Среди патологических состояний наибольшее значение имеют психоневрозы , функциональные расстройства сердечной деятельности (функциональные кардиопатии, вегетативные дисфункции и др.), дисфункции эндокринных желез (явления гипертиреоза, ожирение и др.), дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.), а также заболевания пищеварительного тракта (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»