Нравственное воспитание детей умения и знания воспитателя. Роль нравственного воспитания дошкольников в семье. Рассмотрим данные стадии более детально

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Палаева Екатерина
Задачи нравственного воспитания дошкольников в системе всестороннего развития личности

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью , хотя, конечно, личностью , еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию . Развиваясь , ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Нравственное воспитание - это :

Одна из форм воспроизводства , наследования нравственности ;

Целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;

Формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного воспитания является мораль .

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе

Нравственное воспитание - основной стержень общей системы всестороннего развития личности . Нравственное воспитание тесно связано с физическим, эстетическим, трудовым и умственным воспитанием .

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье , в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое , целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа , направленная на всестороннее развитие личности . Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека , без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность .

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое : способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Задачи нравственного воспитания :

Формирование представления о сущности нравственного качества , о его необходимости и преимуществах овладения им;

Привычек, норм;

Овладение практикой поведения.

Патриотизма;

Гражданственности;

Коллективизма.

Цели можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств , а именно :

Гуманности;

Трудолюбия;

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека.

- воспитание гуманности как качества личности ;

- воспитание коллективизма ;

Формирование начал гражданственности и патриотизма;

Формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества , которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности - одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников .

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Используемая литература

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств . – М., 1984.

МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

воспитатель коррекционной группы Лагута С.Э., август 2014г.

равственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Механизм нравственного воспитания:

Знания и + Мотивы + Чувства и + Навыки и + Поступки и = Нравственное представления отношения привычки поведение качество

На основе знаний у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества (например, доброты). У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством (мотивы). Должно быть сформировано отношение к качеству (социальные чувства). Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации (поведение). Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен.

Задачи нравственного воспитания:

Формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Принципы нравственного воспитания дошкольников:

1- единства и целостности воспитательного процесса (установление преемственности между задачами, содержанием и методам нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития);

2- воспитания детей в коллективе (педагог постепенно формирует группу детей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимопомощи);

3- требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности (уважение к личности воспитанника означает веру в его силы, проявление доброжелательности, чуткости; в каждом ребенке нужно находить положительные качества и опираться на них в воспитании);

4- учета возрастных и индивидуальных особенностей детей (воспитатель должен хорошо знать своих воспитанников, учитывать темперамент, черты характера, жизненный и нравственный опыт ребенка, особенности эмоциональной сферы);

5- единство воздействий на чувства, сознание и поведение детей (требует комплексного подхода к ребенку при выборе средств и методов нравственного воспитания);

6- систематичности и последовательности;

7- единства требований к детям в детском саду и семье.

Условия нравственного воспитания дошкольников:

моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством; осуществление нравственного воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками. Средствами нравственного воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность - это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);

программно-методическое обеспечение (например, парциальная программа Р. С. Буре «Дружные ребята» и др.);

организация предметно-развивающей среды;

организация совместного образа жизни детей;

организация работы на занятиях и в повседневной жизни (игры, беседы, создание проблемных ситуаций и пр.);

комплексное использование методов нравственного воспитания. Классификация методов нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова).

Классификация Методы

Убеждение в форме разъяснения - воздействие на формирования сознание, чувства, волю ребенка с целью нравственного формирования положительных нравственных качеств сознания (осуществляется в форме разъяснения).

Внушение («Ты можешь быть смелее, добрее…»).

Этическая беседа - беседа на нравственные темы.

Чтение художественной литературы

Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).

Поощрение

Наказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).

Принуждение - воспитатель действует силой своего авторитета, чтобы заставить ребенка подчиниться требованиям (строгий взгляд, замечание).

Приучение формирования

Упражнение нравственного

Руководство деятельностью поведения

Наблюдение - умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира (например, воспитатель организует с малышами наблюдение труда старших детей, обращает внимание, как дружно и слаженно они работают). Своеобразие применения методов нравственного воспитания в каждой возрастной группе. Младший возраст Средний возраст Старший возраст Ведущими методами Ведущими методами Ведущим методом являются методы являются методы является формирования формирования формирование нравственного поведения нравственного нравственного (пример, упражнение), поведения и сознания, метод стимулирования чувств и нравственного формирования отношений (поощрение, сознания. нравственного пример). поведения.

Методика проведения этических бесед с дошкольниками.

В ходе этической беседы педагог стремится решить следующие задачи:

Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть:

Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»); правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;

Учить соблюдать нравственные нормы поведения. Формы проведения этических бесед: индивидуально, с подгруппой 5-6 человек, фронтально.

Место проведения этической беседы: традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. Содержание этической беседы: возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка».

Структура этической беседы:

Прослушивание короткого рассказа, просмотр мультфильма, разыгрывание сценки;

Обсуждение морали;

Практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального поведения. Продолжительность бесед с детьми 4-5 лет составляет 20 минут, с детьми 6-7 лет - 30-35 минут.

Требования к этической беседе:

Опора на жизненный опыт детей;

Соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту (в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, старшие дошкольники пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации);

Конкретность обсуждаемых ситуаций;

Подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание;

Использование наглядного материала (например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем;

Наличие ситуации выбора и противоречий;

Связь с последующей деятельностью и практикой поведения (по материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т. п.);

Соблюдение такта при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы;

Активизация познавательной и эмоциональной активности детей, их самостоятельности в поиске решения предлагаемых ситуаций;

Оценка обсуждаемых фактов, событий (положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная призвана тормозить нежелательные поступки);

Обучение умению делать самостоятельные выводы и обобщения, а не пассивно воспринимать и запоминать;

Окончание беседы должно быть кратким, эмоциональным, ярким (веселый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников.

1- Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм - это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

2- Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка - это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

3- Воспитание дружеских взаимоотношений. Дружеские взаимоотношения детей - это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Критерии дружеских взаимоотношений детей:

предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;

интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре, считаться с интересами товарищей;

проявление заботы о товарище, общем деле, игре; - помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь приятное, нужное для отдельных детей, для группы), готовность выручить друга, товарищей;

объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости), получая при этом удовлетворение;

постепенный переход от выражения дружеских отношений ребенка по побуждению взрослого к отношениям по собственному внутреннему побуждению.

Воспитание культуры поведения. Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Компоненты культуры поведения:

1. Культура деятельности - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).

2. Культура общения - выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон).

3. Культурно-гигиенические навыки - опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.

4- Воспитание дисциплинированности - это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость - предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.

5- Воспитание трудолюбия - это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

6- Воспитание патриотизма. Патриотизм в современном ДОУ - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.

Составляющие (уровни) патриотизма:

Познавательный -знание атрибутов и символов страны; уровень -элементарные представления об устройстве государства; осознание своих «прав и обязанностей» как члена семьи, детского коллектива в группе детского сада, как жителя города, края, гражданина России; знание имен выдающихся соотечественников (ученых, изобретателей, путешественников, полководцев, поэтов, писателей, художников, композиторов, артистов, спортсменов и др.) Эмоциональный - интерес внимание к традициям страны, иным уровень культурам и их проявлениям; интерес к жизни и труду взрослых людей; чувство гордости за достижения России в культуре, технике, спорте и т.д. Поведенческий -участие детей в благоустройстве детского сада, уровень микрорайона (уборка территории, посадка деревьев);оказание воспитанниками посильной помощи другим (сверстникам, родителям, пожилым людям); участие в подготовке и праздновании дат, знаменательных для города, страны (подготовка концерта ко Дню города, Дню Победы, Дню России); демонстрация позитивных моделей поведения в природе и обществе.

7- Воспитание веротерпимости и толерантности. Толерантность (от лат. - терпение) - это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе - признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны - верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности - истину, добро, красоту. Показатели толерантности у дошкольников:

Выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;

Терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;

Сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

Эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;

Принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии); умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.

8- Воспитание интернационализма и этики межнационального общения. Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения - это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.е. воспитание у детей дружеских отношений со сверстниками разных национальностей. Современный подход к воспитанию у детей этики межнационального общения предполагает подведение дошкольников к осознанию своей общности с другими нациями. В отношении ребенка к своему народу и ближайшему национальному окружению должен быть приоритет общечеловеческих ценностей. Работа по воспитанию у детей этики межнационального общения начинается с формирования у детей эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов и языков. У детей 5-7 лет чувство интернационализма проявляется в форме симпатии к людям иных национальностей, желания общаться с ними на их родном языке, кроме того, у детей эпизодически возникает интерес к особенностям внешности людей другой национальности, к их жизни, творчеству.

Ребенок получает информацию об окружающей общественной жизни, знакомится с заинтересовавшими его событиями, пользуясь для этого разнообразными источниками. Ребенок запоминает то, что показалось ему интересным, важным.

Стихийно усвоенная информация прямо пропорциональна развитию любознательности, познавательных интересов ребенка. Чем любознательней ребенок, тем больше он замечает вокруг, тем глубже он пытается познать, осознать наблюдаемое. Чем больше он узнает, тем больше появляется возможностей для развития его любознательности и познавательных интересов. Информация об общественной жизни затрагивает не только ум, но и душу ребенка. Он переживает события, радуется или огорчается им, оценивает их моральными оценками «хорошо», «плохо».

Переживание информации, а не только ее осознание делает эти знания значимыми для ребенка и, следовательно, вносящими вклад в формирование морального облика.

«Знания сами по себе относительно нейтральны к нравственности, но, как только они затрагивают чувства ребенка, вызывая переживания, их информативная функция приобретает нравственное направление воздействия на личность» .

Существует мнение, что нравственная воспитанность личности основывается на формировании и развитии эмпатии в дошкольном возрасте. Родители и воспитатели должны формировать и способствовать развитию адекватных эмпатийных отношений с окружающими (с далекими и близкими, взрослыми и детьми; по отношению к животному и растительному миру, игрушкам и.т.д.).

Эмпатия - способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние другого человека или одушевленного нами предмета и явления. В конечном счете это способность быть добрым и чутким к чужим бедам и радостям. «Эмпатия - одна из основных стержневых линий, ведущих к нравственному совершенствованию личности, к освоению моральных норм и правил поведения ребенком, носителем и транслятором которых служит взрослый, и отчасти группа сверстников, являющаяся хотя и чрезвычайно важной, но побочной дополнительной линией нравственного воспитания личности» .

Однако очевидна легкость осуществления нормативного подхода в нравственном воспитании, большой удельный вес использования моральных правил в воспитательном процессе и в семье, и в дошкольном образовательном учреждении как бы «толкает» педагогическую науку на признание второстепенного пути за основной. При этом эмоции, эмпатийные переживания включаются как дополнительные усиливающие компоненты в процессе обучения моральным нормам. Нередко получается так, что таким образом подключенные эмоции оказываются именно тем необходимым «клапаном», на который и надо бы нажать, чтобы вызвать соответствующие изменения в мотивации, приводящие к действительным нравственным поступкам детей.

Подходы к формированию нравственной направленности личности лежат в пласте возникновения и развития мотивов и эмоций, и их невозможно заменить чисто рассудочными путями обучения нормам и знаниям, пусть даже моральным, поскольку регуляция поведения и деятельности имеет свою специфику. Именно эта специфика ралевантна особенностям нравственного развития личности.

Нравственное развитие - это основной стержень, вокруг которого «раскручиваются» все другие аспекты, важные для воспитания социальных отношений индивида. Понятие «нравственная направленность» гораздо эвристичнее и конструктивнее, чем «нравственные качества личности», формирование которых с последующим суммированием якобы даст нам нравственное развитие личности. «В последнее время все больше исследователей приходят к выводу, что любое личностное качество, поступок, поведение становятся нравственными, если побуждаются нравственными мотивами» . В общих чертах мотив - это проявление потребности жить и действовать для блага, для счастья других. Это «верхнее определение» данной потребности. Наряду с ней существуют и более «приземленные» ее ступени: не причинять вреда и страданий близким, особенно когда это выгодно субъекту.

Одна из самых основных задач нравственного воспитания - регулирование детских потребностей. Проблема возникновения и развития потребностей пока недостаточно разработана в психологии, отсутствует их научно обоснованная классификация, которая активно использовалась бы исследователями. Мотивы более конкретны и выявлены, нежели потребности, особенно у дошкольников, хотя разработка и этой проблемы полна самых противоречивых предложений и мнений. Однако, известно, что в процессе развития ребенка побуждающие мотивы начинают занимать подчиненное положение в мотивационно-потребностной сфере по отношению к возникающим смыслообразующим мотивам.

В связи с этим в воспитании личности весьма ответственным является момент адекватности появляющихся смыслообразующих мотивов ребенка высшим духовным ценностям взрослого. Таким образом, выявление специфики психолого - педагогических методов в формировании нравственной направленности личности должно осуществлятся с ориентацией на становление мотивационно-потребностной сферы - ядерного образования личности, которая находится под «перекрестным огнем» по крайней мере двух устойчивых мотивационных структур родителей и воспитателей (наиболее референтные группы для ребенка дошкольника).

Нравственная направленность - это система устойчивых нравственных мотивов в русле нравственной потребности. Нравственная активность - это свойство целостной личности отражать процессуальное взаимодействие эмоционально - мотивационных и познавательных факторов в их единстве.

«Нравственная активность является действенным выражением нравственной направленности, когда моральные знания и нормы, являясь одной из сторон нравственной активности, проявляются в ней опосредованно, преломляясь через структуру нравственных мотивов, которая либо тормозит, либо стимулирует их» . В связи с этим представляется особо важным изучение психологических особенностей формирования эмпатийного отношения детей и взрослых в условиях детского сада и семьи, ибо в формировании нравственной направленности основой является эмоциональная эмпатия, базирующаяся на потребности в другом человеке, опредмеченная в нравственных мотивах.

С другой стороны, длительность и сложности, которыми сопровождаются становление и развитие эмпатийной основы нравственности, требует от педагогической практики постоянного обращения к обучению ребенка моральным нормам и правилам поведения. .

В плане жизненных отношений понятию «эмпатия» соответствует понятие «доброта». Эмоциональная эмпатия является психической стороной гуманных отношений в системе «ребенок - взрослый», «ребенок - ребенок». Такие отношения складываются при условии переживания ребенком полноценного социально - адекватного эмпатийного процесса, когда и семья и воспитатели не только декларируют нормы поведения, но и руководствуются нравственными нормами в собственном поведении.

Проблемы эмпатии касаются различные психологические и педагогические работы, посвященные исследованию сферы нравственного развития, но в них ставится задача рассмотрения отдельных компонентов эмпатийного процесса. В большей или меньшей степени отмечается роль сопереживания, сочувствия в формировании и развитии гуманного, доброжелательного отношения друг к другу (А.М.Виноградова, Т.А.Маркова, В.Г.Нечаева, Р.И.Жуковская, Л.А. Пеньевская, Г.П. Лаврентьева, С.В. Петерина и др.). При этом в некоторых работах интуитивно нащупываются психологические механизмы и отдельные звенья эмпатийного процесса, которые адекватно используются в системе воздействия на ребенка, обеспечивая тем самым решение сложных педагогических задач по нравственному воспитанию.

Обобщая опытные данные вышеперечисленных исследователей, Г.Г. Кравцов и Л.П. Стрелкова отмечают ряд важных теоретических и экспериментальных отношений:

  • 1. «Эмпатию, как феномен, включенный в контекст жизненных отношений людей рассматривают как своеобразный эмоциональный процесс, который в генетическом аспекте представляет собой трехзвенную цепочку (сопереживание - сочувствие - импульс к содействию), где каждое звено занимает свое определенное место. Функционирование каждого звена обеспечивается соответствующим психологическим механизмом.
  • 2. Эмпатийный процесс основан на фундаментальной человеческой потребности - потребности в другом человеке. Началом эмпатийного процесса можно считать эмпатогенную ситуацию - эмоциональное состояние другого человека; эмоциональное заражение «запускает» эмоциональную идентификацию с другим - с объектом эмпатии, которая репрезентирована субъекту эмпатии в качестве сопереживания.

Таким образом эмоциональная идентификация является психологическим механизмом процесса сопереживания, когда субъект, как бы сливаясь, отождествляясь с другим, испытывает чувства и эмоции другого.

Когнитивный компонент, включенный в процесс в связи с желанием разобраться в ситуации, вызывает ослабление идентификации, способствуя переходу на собственную позицию субъекта эмпатии, а также обуславливает переход ко второму этапу эмпатийного процесса - сочувствия.

Адекватное сочувствие требует от субъекта эмпатии определенного интеллектуального развития и способностей в социальной ориентировке, порой очень сложных. Сочувствие и анализ ситуации вызывают импульс к содействию, а результатом эмпатийного процесса, по которому можно судить о характеристиках отдельных его звеньев, является акт реального содействия.

  • 3. В онтогенетическом плане пропуск любого звена эмпатийного процесса, «обрыв» цепочки на каком-то звене приводит к неадекватному искажению эмоционально-мотивационной сферы личности. Наблюдаемые в жизни «оборванные» эмпатийные цепочки, особенно после первого звена - сопереживания - привели к ошибочным заключениям о существовании двух форм эмпатии: сопереживания и сочувствия, с подчеркиванием негативной роли устойчивого сопереживания для личностного развития. Для формирования эмпатийного процесса, а также для коррекции псевдоэмпатии роль сопереживания как энергетического заряда, направляющего начало всего процесса трудно переоценить.
  • 4. Развитие эмпатийного процесса в личностном плане идет не только от элементарных форм к высшим, но и от более полных к «свернутым» процессам, имеющих при этом как бы в точечной форме эмоциональный потенциал целостного процесса, способного обеспечить в соответствующих условиях его полную или частичную развертку. В зависимости от условий и особенностей личности чаще всего оказывается свернутым сопереживание, а иногда и проявление сочувствия, и на поверхности имеет место «чистое» содействие.

Эмпатийный стиль взаимодействия с другими закладывается на основе когда-то пережитого целостного эмпатийного процесса, что особенно важно для выявления психологических основ нравственного развития личности дошкольника.

  • 5. Процесс восприятия художественной литературы дошкольниками и специально организованное после него общение со взрослыми и со сверстниками с использованием игровых приемов является наиболее благоприятным условием для изучения феномена эмпатии, с одной стороны, так как дает возможность рассматривать процесс в его полноте и протяженности и зафиксировать начало и динамику новых для субъекта эмпатийных звеньев процесса; С другой стороны при соответствующем косвенном руководстве взрослыми эти условия способствуют формированию, развитию и коррекции эмпатийных переживаний у детей.
  • 6. С помощью изменения интенсивности эмоциональной идентификации возможна регуляция протекания эмпатийного процесса без пропуска его звеньев. Такое управление эмпатийным процессом позволяло довести его до результативного момента - содействие» .

Обучение моральным нормам и правилам и следованию им является необходимым, но недостаточным условием для такого формирования, поскольку затрагивают самые поверхностные структуры, слои субъективного опыта, которые весьма изменчивы, подвижны и целиком зависят от требований наличной ситуации. Только при проникновении в мотивационно-эмоциональную сферу, в частности, в эмпатийную, которая регулируется нравственным мотивом, дает возможность добраться до глубинных ядерных слоев структуры личностного опыта, в котором складываются жизненные смыслы и значения, из которых транслируются основные побуждения субъекта, стоящие за сиюминутными побуждениями и часто не обнаруживаемые в экспериментальной ситуации и наблюдении. .

Однако именно эти побуждения могут неожиданно разрушить поверхностный слой, благополучный с точки зрения сформированных моральных правил, особенно когда дело касается жизненных ценностей личности.

Ребенок - дошкольник, почти во всем зависимый от взрослых, как бы «подпираемый» ими, проявляется в основном в этом слое, на который направлены все воспитательные воздействия взрослого - «следует или не следует нормам поведения» и «как заставить им следовать». А в то же время стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаруживают особенности своей структуры в старших возрастах.

На ранних стадиях психического развития значительная роль принадлежит первому компоненту эмпатийного процесса - сопереживанию, проявляющемуся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Как начальный этап в формировании отношений к явлениям общественной жизни такая «заражаемость» чувствами педагога вполне оправдана и важна. Но для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволяли формировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. Опираться только на подражание взрослому нельзя, так как это может привести к формированию слепого, бездумного следования образцу, к неразвитости чувств.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы знания, приобретенные ребенком, активно способствовали выработке убеждений и практической реализации их в его поведении. Знание должно стать действенно значимым для ребенка. Знание должно стать регулятором поведения для ребенка. Свои знания ребенок проявляет в общении сначала с самыми близкими ему людьми (в кругу семьи), а несколько позже и в кругу сверстников, в условиях детского сада.

В условиях семьи возможна большая интенсивность и длительность проявления сопереживания, что создает предпосылку перехода к следующим компонентам эмпатийного процесса. Условия группы детского сада способны обеспечить «широту» сопереживания, когда ребенок чувствует себя одним из многих сопереживающих, причастным к общему коллективному сопереживанию, где объектом эмпатии могут быть и сверстники, и игрушки, и литературные персонажи, и животные.

Во втором звене эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты, моральные знания и социальная ориентация ребенка в отличии от первого звена, где доминантой является в основном уровень реагирования на ситуацию. Подлинная эмоциональность предполагает не только высокую эмоциональную чувствительность (скорее, повышенная чувствительность может оказаться барьером при переходе к сочувствию, так как сопереживание другим на основе фиксируемой на себе идентификации может способствовать «обрыванию» эмпатийного процесса), но и высокий уровень, то есть интеллектуальный уровень.

«На стадии сочувствия субъект мгновенно должен определить возможные пути выхода из ситуации, быть адекватно социально ориентированным, и многое другое. Поэтому недооценка интеллектуального развития, как и эмоционального, в равной мере нежелательна для становления зрелой личности. Интеллектуализация не может быть излишней, а может быть ее:

  • а) Абсолютизация в семье, детском саду, то есть перевес в сторону интеллектуального развития, что, несомненно, искажает структуру формирования личности;
  • б) Неверное понимание - как процесса бессистемного накопления большого количества сведений» .

Стадия сочувствия требует гармоничного сочетания декларированных высказываний взрослых о их целях, намерениях, моральных правилах (вербальный уровень) с поступками, наблюдаемыми ребенком, которые актуализируются нравственными мотивами.

Переход к реальному воздействию возможен при расширении круга переживания эмоций, обогащении эмпатии такими эмоциями и эмоциональными комплексами, как преодоление страха за себя, активное «противостояние» злу, отвращение к несправедливости, бескорыстная радость за других и тому подобное. Обучение «холодному» содействию без переживания предшествующих стадий эмпатийного процесса может привести к формированию эмпатии, проявляющейся как ни к чему не обязывающей, традиционной вежливости, принятой в той или иной социальной группе.

Таким образом, можно сказать, что роль эмпатии в воспитании нравственной направленности личности в условиях взаимодействия семьи и общества велика, поскольку только на основе эмпатийного понимания других людей, любви и доброжелательности к конкретным людям наполняются подлинным смыслом и высокий интеллект, и большие физические возможности человека, и его эстетические потребности.

Нравственное воспитание как целенаправленный педагогический процесс имеет свои принципы:

1. Воспитание личности в коллективе.

Этот принцип предполагает воспитание личности через коллектив и в нем. Еще А.С.Макаренко утверждал, что полноценное развитие личности и ее нравственное формирование возможно лишь в процессе общения и деятельности в коллективе сверстников.

Малышу самому трудно понять чувства, настроение другого ребенка. Поэтому работа педагога, построенная на основании данного принципа должна быть направлена на формирование навыков эмоционального общения, на формирование, последовательное развитие и смену друг друга всех компонентов эмпатийного процесса.

Первые детские симпатии проявляются рано, и в их основе лежит эмоциональный мотив: малыш желает играть с соседом, потому что у него видит интересную игрушку; поглаживает по щеке плачущего партнера по игре, пытаясь успокоить его. Пока это эпизодические проявления симпатии, которые во многом зависят от настроения детей, внешне привлекательных факторов.

К старшему дошкольному возрасту дети проявляют способность к мотивированию своей симпатии к сверстнику. Дети учатся общаться между собой не только в свободное время, но и во время занятий, игр, режимных моментов. Дошкольники высоко оценивают умение сверстников спокойно, дружелюбно и ласково общаться, справедливо распределять роли в интересной игре, вежливо вести себя на занятиях, внимательно выслушивать собеседника и многое другое.

Не менее важным оказывается и опрятный внешний вид сверстника.

Исследования Т.А. Марковой и В.Г. Нечаевой показали, что в группу наименее предпочитаемых детей попали не только те, чьи личностные качества не отвечали требованиям группы, но и те, чей внешний вид вызывал эстетическое неудовлетворение. В группу предпочитаемых в общении, наоборот, попали дети не только ласковые и веселые, но и опрятные. Причем, авторы исследования заметили, что зависимость симпатий дошкольников к сверстникам с возрастом становится обратно пропорциональной. Чем, старше дошкольник, тем меньше обращает внимание на опрятность сверстника, и тем больше мотивирует свою к нему привязанность личностными достоинствами последнего.

Воспитательное значение взаимоотношений в коллективе велико. Общаясь, дети на практике закрепляют и выверяют, что значит поступать хорошо или плохо.

Исследованиями советских психологов доказано, что система личностных отношений, основанная на чувствах симпатии, антипатии, предпочтения и так далее, доминирующих в дошкольном возрасте и играющих первостепенную роль как в формировании личности каждого ребенка, так и в становлении детского коллектива, формировании доброжелательного отношения между его участниками.

Взаимоотношения дошкольников особенно нуждаются в педагогической корректировке, поскольку они только начинают складываться. Дошкольники очень чувствительны к тому, как относятся к ним сверстники. Эти переживания эмоционально значимы для ребенка, они побуждают детей занимать определенную позицию в отношениях с окружающими. Предположения о том, что ребенок, который побывал в затруднительном положении из-за отрицательного эмоционального отношения к себе, легче поймет другого ребенка, посочувствует ему, неверны. Пережитые из-за отрицательного к себе отношения сверстника неприятные чувства мешают формированию способности видеть другого, понимать состояние, испытываемое им. У детей возникают равнодушие к другому, безразличие к его затруднениям, неприязнь, иногда даже агрессия. Все это разъединяет детей, углубляется отчуждение между ними, нежелание общаться, контактировать со сверстником.

Воспитание эмоционального отношения со сверстниками очень сложный и длительный процесс и нельзя ожидать немедленного эффекта.

«Учить чувствовать - это самое трудное, что есть в воспитании - говорит В.А.Сухомлинский - и для того, чтобы руководить этим процессом, требуется мастерство воспитателя». Следует заметить, что дошкольники испытывают чувство удовлетворения от положительного отношения сверстников, с охотой вступают в общение, разговаривают друг с другом, затевают игры. Играют дружно, оказывают помощь. Это свидетельствует о том, что положительные переживания способствовали регуляции поведения ребенка, оказывали благотворное влияние на развитие отношений в коллективе.

Отзывчивость сверстников на затруднительное положение побуждает в ребенке нравственные чувства, которые возникают как отклик на взаимопонимание другого. Можно сказать, что положительные чувства стимулируют желание устранить неблагополучие другого, проникнуться к нему заботой. Дети учатся понимать взрослого и сверстника, проникаясь к нему заботой, вниманием, у них формируется сочувствие, доброжелательность, эмоциональная открытость. Радость, которую дошкольники приносят другим, побуждают к новым добрым поступкам. У них укрепляется желание видеть себя хорошим и быть таким. Именно переживание положительного отношения к себе облегчает детям усвоение правил взаимоотношений.

Таким образом, создание специальных ситуаций, в которых ребенок делает самостоятельный моральный выбор, и тех, в которых дети оказывают сверстникам помощь и поддержку, является эффективным приемом формирования гуманных взаимоотношений в коллективе дошкольников, и разработан этот прием в соответствии с вышеуказанным принципом. Опираясь на данный принцип, педагог постепенно формирует группу дутей как первичный коллектив, для которого характерны элементы взаимной заботы и помощи, симпатии, товарищества, взаимной ответственности.

Совместный образ жизни формирует первоначальное чувство долга, дисциплинированность, способствует созданию первоначальных отношений организаторов и исполнителей.

2. Требовательность и уважение к личности воспитанника.

Данный принцип требует от воспитателя уважения к воспитанникам, признания их права на самостоятельность, на собственное мнение, суждение, оценку. Он предполагает и уважение детей друг к другу. Принцип требовательности и уважения к воспитаннику был выдвинут А.С.Макаренко в его работе «Педагогические сочинения. Проблемы школьного советского воспитания». Он призывал педагогов предъявлять больше уважения и больше требований к ребенку.

Антон Семенович подчеркивал, что требовательность и уважение органически связаны между собой. Они направлены на воспитание всех сторон личности, на формирование гуманного отношения к людям.

Задача воспитания нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Уважение к личности воспитанника означает доверие к силам ребенка, его возможностям, проявление доброжелательности, чуткости и отзывчивости, заботы о нем, оказании ему вовремя конкретной практической помощи, а также моральной поддержки.

В каждом воспитаннике необходимо находить ценные положительные качества и опираться на них. Но, конечно, нежные отношения к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всем, появляется уверенность в своих силах и возможностях. Требовательность, предъявляемая к детям, предусматривает воспитание у детей умение подчиняться, выполнять установленные правила, ставить интересы коллектива выше собственных и многого другого.

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствует положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Требования, предъявляемые взрослыми, не могут быть равно отнесены ко всем детям в равной степени. Исходя из этого, важным принципом является учет возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Этот принцип указывает на необходимость изучения воспитателем каждого своего воспитанника. Причем данное изучение может проходить не в процессе наблюдения со стороны, а лишь в процессе совместной жизни и активной деятельности. Изучение детей должно быть не самоцелью, а средством определения индивидуального подхода к воспитаннику и оказания ему при необходимости практической помощи.

Данный принцип требует выработки индивидуального подхода педагога к воспитаннику. Осуществляя индивидуальный подход, воспитатель опирается на знание типа высшей нервной деятельности, учитывает особенности характера, уровень развития сознания и самосознания ребенка, индивидуальный жизненный и нравственный опыт ребенка, его интересы и потребности, возможности и особенности эмоциональной сферы. На основе этого воспитатель поднимает своих воспитанников до уровня общих требований нравственного развития всего детского коллектива. По мере возрастания физической и духовной зрелости дети все более становятся не только объектами, но и субъектами воспитания. Возрастает их творческая активность, самостоятельность.

Для того, чтобы воздействие педагога на нравственную сферу личности ребенка привели к требуемому исходному результату, необходимо соблюдение следующего принципа

4. Единство и целостность воспитательного процесса.

Этот принцип утверждает целостность и непрерывность процесса формирования нравственной направленности личности и предполагает установление органической связи и преемственности между задачами, содержанием и методами нравственного воспитания на всех этапах возрастного развития, во всех видах деятельности (в игровой, трудовой, учебной, в общении).

На основе достигнутого детьми на одном возрастном этапе выдвигаются новые задачи, поднимающие их на более высокий уровень нравственного развития на последующих возрастных этапах. При таком подходе можно воспитать у детей прочные нравственные убеждения, привычки и навыки. Создается возможность осуществлять нравственное воспитание как непрерывный процесс накопления детьми нравственного опыта.

При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Данный принцип подчеркивает единство морального сознания, чувств и поведения, что подтверждает крайнюю необходимость придерживаться следующего принципа.

5. Связь нравственного воспитания с жизнью.

Данный принцип требует такого построения процесса нравственного воспитания, чтобы вся жизнь и деятельность детей осуществлялась ими как нужная людям, обществу и приносила личное удовлетворение. Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом - поступают как будто бы правильно, но поступки их корыстны и фальшивы; в третьем - поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушными к поведению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого - формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребенка и о формировании мотивированного нравственного поведения ребенка. В этом аспекте деятельность выступает как условие и как средство нравственного воспитания. Делая ребенка лишь наблюдателем нравственного поведения других людей, не предоставляя ему возможности самому осуществлять такое поведение, мы воспитываем у него способность к пассивному переживанию морального чувства, но не способность к моральному действию.

Деятельность выступает в качестве средства нравственного формирования личности при условии, когда ее содержание и организация имеют нравственный характер и моральное обоснование, а также когда ее объективная моральная ценность приобретает для ее участников личную значимость.

Исследования процесса нравственного воспитания и развития (В.А.Сухомлинский, Н.И.Болдарев, И.С.Мариенко, Л.Н.Новикова, З.И.Васильева, Т.Е.Конникова и др.) служат подтверждением того, что центральным звеном нравственного формирования личности является переход внешних моральных требований во внутренние требования личности к себе, в соответствующие нравственные мотивы поведения. Характер деятельности, ее содержание и способы организации определяют и характер возникающих отношений, моральные нормы, которыми руководствуются ее участники. Участие в нравственно направленной общественно полезной деятельности создает ценный нравственный опыт - источник формирования нравственных мотивов и форм поведения, соответствующих моральному облику гармонично развитой личности. В значимой общественно полезной деятельности личность становится не только объектом, но и активным субъектом воспитания, сознательным творцом своего дальнейшего нравственного развития. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, сформировать активную жизненную позицию каждого человека. Для этого необходимо комплексное воздействие на личность, формирование в единстве нравственного сознания, чувств и поведения.

Современная педагогика выделяет три группы задач нравственного воспитания дошкольников:

а) Формирование нравственного сознания подрастающего поколения - система нравственных представлений, понятий, суждений. Совокупность нравственных идей, взглядов, теорий, понятий, традиций составляет общественное нравственное сознание. В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения.

Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием. У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления, связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментарностью, недостаточной осознанностью. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных нравственных качествах, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: лживости, жадности, жестокости, трусости, лености и прочим порокам.

б) Формирование нравственного поведения - вторая группа задач нравственного воспитания на всех этапах развития ребенка. Нравственные предписания сознания требуют всегда определенного способа поведения. Нравственное поведение должно стать привычным для формирующейся личности. Поэтому у детей необходимо формировать в единстве с нравственными представлениями и понятиями готовность к действию, поступку, необходимые умения, понимание необходимости того или иного действия или поступка, переживания чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного. В нравственных действиях проявляется нравственное отношение к людям, вещам, самому себе, моральная позиция личности.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки. Нравственное формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта нравственного поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися нравственными представлениями.

в) Формирование нравственных чувств и отношений - третья группа задач нравственного воспитания. Значение чувств в нравственном формировании исключительно велико. В чувствах выражаются желания человека, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния - это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Таким образом, от направленности нравственных чувств во многом зависит поведение ребенка. В период дошкольного детства воспитанию чувств детей уделяется особое внимание. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность педагоги воспитывают у детей первые добрые гуманные чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизм. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться сложные социальные чувства: чувство ответственности перед другими людьми за свои поступки, сочувствие и сострадание к незнакомым людям, уважение к взрослым и сверстникам, патриотические чувства. В процессе воспитания нравственные чувства детей становятся более устойчивыми, действенными, начинают выступать в качестве мотивов поведения.

Задачи формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста осуществляются через систему методов воспитательного процесса, определяющих пути и способы реализации поставленных перед педагогом задач гармоничного развития личности ребенка, в том числе и задач нравственного воспитания.

Нравственное воспитание детей – это комплексное понятие, объединяющее комплекс воспитательных мер, которые приобщают ребенка к моральным ценностям человечества. В течение этого процесса происходят качественные изменения человеческой личности. Ребенок достигает уровня нравственной воспитанности, включается в социальную среду, начинает заниматься самовоспитанием и взаимодействием с другими людьми.

Понятия нравственности

Содержание и формы нравственного воспитания

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.


Цель нравственного воспитания - развитие понятий о морали

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Для чего нужно обучать нравственному воспитанию?

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.


В детском саду ребенок учится коллективизму

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

Чем меньше возраст детей, тем больше они открыты к окружающему миру.

Уже к пяти-шести годам формируются основы личности, в этот короткий промежуток времени психика малыша является наиболее гибкой, можно попробовать скорректировать заложенное природой. Содержание и формы нравственного воспитания в этот период становления личности должны подбираться оптимально мягко.

Основные понятия нравственного воспитания

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.


Воспитание с помощью творчества

Цель нравственного воспитания на сегодня - это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.

Нравственное воспитание начинается в семье

Учреждение детского воспитания стараются работать во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

Какие проблемы существуют в нравственном воспитании?

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.


Участие в жизни страны - основа патриотического воспитания

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально. Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания. С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.


Воспитание духовности - один из аспектов нравственности

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Средства нравственного воспитания

Какие приемы применяются преподавателями для формирования нравственности у своих подопечных?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Какие формы нравственного воспитания применяют педагоги в детском саду, механизм нравственного воспитания?

  • Взаимодействие, основанное на взаимном доверии, уважении, обсуждении, поиск выхода из трудной жизненной ситуации.
  • Существование формы мягкого доверительного воздействия.
  • Формирование у детей положительной реакции на соревнования, конкурсы, олимпиады. Рассмотрение этой части процесса обучения, как стимула к новым вершинам, а не порицание и унижение достоинств.

Период раннего детства

  • Дать ребенку в учебном учреждении прочувствовать любовь и ласку, научить умения выражать эти чувства,
  • Порицание агрессии и недоброжелательности. Особенно необходимо быть осторожным к проявлению любой формы порицания.

Дети с раннего возраста обучаются уважению к другим

Ребенок младшего дошкольного возраста

  • Цель воспитания и задачи нравственного воспитания дошкольников на этом этапе – создание ситуации успеха, умения реагировать на похвалу.
  • Очень важен для маленьких ребят этого возраста пример взрослых, содержание нравственного воспитания не должно идти в разрез с нормами морали и вашим поведением.

Средний дошкольный возраст

  • Для этого возраста еще очень актуален пример взрослого человека.
  • Формированию нравственных качеств способствует решение логических вербальных задач.
  • Конкретная цель стоит перед творческими заданиями – развитие собственных эмоций и умение «читать» чувства других людей.
  • Содержание совместной деятельности должно предполагать взаимодействие и обучение нравственным принципам.

Эмоциональное воспитание

Старший дошкольный возраст

  • Должен быть проведен анализ, содержание всех позитивных и негативных поступков ребенка. Воспитатель в учебном учреждении проводит диагностику в короткий срок, намечает план действий, дает рекомендации родителям.

В игровой форме можно учить детей вежливости

Нравственное воспитание с акцентом на духовность

Цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести.

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.


Духовно-нравственное воспитание - главное направление работы воспитателей

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах.

Социально-нравственное воспитание

Его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.


Игра - самый простой метод социального воспитания

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц.

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном

Есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении.


Патриотическое воспитание - одна из форм социальной адаптации

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства

Современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.


Виды эстетического воспитания

Нравственно-экологическое воспитание

Обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество.

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.


Общение с природой

Нравственно-трудовое воспитание

Существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага.

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.


Детям надо давать посильные задания

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем.

Нравственно-эстетическое воспитание

Все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном.

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом.

Проблемы нравственного воспитания детей, всегда привлекали внимание педагогов, ученых, писателей и философов. Причин этому много:

  1. Нравственное воспитание в условиях школьных учреждений;
  2. Патриотизм – как одно из направлений воспитаний в школах;
  3. Возрастные особенности ребенка, его обучение и обучаемость, используемая в организационно-воспитательном процессе;

Известно, что воспитание патриотизма и нравственности зависит от формирования личности ребенка, которое в дальнейшем дает полноценное развитие ребенка. То есть все основы, воспитания закладываются с юных лет. Детские учреждения всех типов- самая первая и ответственная ступень дальнейшего становления личности. Перед детскими учреждения стоит серьезная задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтоб педагогический процесс нес в себе эстетический смысл.
Перед педагогами учеными, учителями и воспитателями стоит огромная задача обновить воспитательную работу так, чтоб нравственно-патриотическое воспитание внедрялось в ногу с со временем, при этом улучшить подготовку детей к самообразованию, самообучению приучить ребенка к самостоятельности.
Современная педагогика воспитания детей заняла две противоречивые позиции. С одной стороны - гуманизация поставленной цели, а с другой стороны раннее обучение, без учета возрастную специфику ребенка.
В такой ситуации возникает потребность переосмыслить методы нравственного воспитания в детских учреждениях. Школы должны обязать воспитателей вести жесткий контроль разрешения противоречий, предприняв все меры для улучшения воспитания детей в учреждениях начального звена:

  1. Буре P.C. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детского сада, публикация 1985 года
  2. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка:
  3. Саморукова П.Г. и К.Д.Упшнский О природе в первоначальном обучении. «Дошкольное воспитание», 1968,

Обучать нравственности, патриотизму без фанатизма – основная задача каждого взрослого человека. Обучить нравственным поступкам не возможно. Их, по мнению педагогов, можно только привить. К тому же сам процесс, патриотического воспитания связан с личностной особенностью самого ребенка.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

Воспитание у детей нравственных чувств . Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными


2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей .

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.

3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления . Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых

Принципы воспитания (общие)

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.

1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели

2. Принцип комплексного вос питания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания я развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувста, сознание м поведение.

3. Принцип воспитан ия вдеятельности . Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность

4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка всочетании с высокой требовательностью . Требует от воспитателя и др.взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним.

Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.

5. Поинцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно у вздеть педагогу и дать км развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.

6. Поинпип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:

а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);

б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;

в) в раскрытии индивидуальности ребенка;

г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;

д) во взаимовлиянии детей друг на друга.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. _ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.

24Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

Воспитание детей требует комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята такая классификация методов нравственного воспитания детей:

Методы формирования навыков и привычек поведения;

Методы Формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

Методы коррекции поведения.

I, Методы формирования навыков и привычек поведения. Эта группа методов обеспечивает накопление у детей практического опыта общественного поведения.

Сюда относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить эа услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п.). К этому они приучаются с помощью упражнений , предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Метод поручени я дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения , организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Очень важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и пра ьил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

2. Методы Формирования нравственных представлений , суждений. оценок включают:

беседы на этические темы,

чтение художественной литературы,

рассказ,

рассматривание и обсуждение картин, иллюстра ций, диафильмов;

метод убеждения .

Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

3. Методы коррекции поведения . Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы - вспомогательные. Это методы поощрения и наказания . В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

Поощрение (воспитателя) может проявляться в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о положительных поступках ребенка в кругу семьи или перед сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования :

1, Поощрять нужно своевременно и умело.

2, Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

3. Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

4. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.

6. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные осооенности.

Наказание нельзя рассматривать как обязательней метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при условии индивидуальным особенностям, при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной нравственно направленной деятельность». Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

Требования к использованию наказаний:

1. Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок,

2. Наказание не является обязательным методом воспитания.

3. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.

4. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

5. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.

6. Наказание базируется на уважении к личности ребенка.

7. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»