Поведение в обществе для детей. Правила этикета для детей: в гостях, за столом, в семье, в школе, в театре, поведения на улице, в общественных местах. С какого возраста следует начинать обучение речевому этикету, телефонному, правилам хорошего тона, общен

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Учебные заведения, детские центры и педагоги могут стать нашим партнером, получить лицензию на пользование материалом "Школы этикета Юлианы Шевченко" и проводить занятия по этикету для малышей самостоятельно.

Условия сотрудничества

    подписание лицензионного договора о сотрудничестве;

    оплата единовременного взноса в размере ориентировочно 50000 рублей.

Авторская программа "Школа этикета для малышей 3+"

Занятие 1. Тестирование малышей на знание правил этикета

Занятие 2. Хорошие манеры.

"Культура общения"

Занятие 3. Знакомство
Занятие 4. Приветствие
Занятие 5. Прощание

Занятие 6. Вежливые слова

Занятие 7. Игра "Вежливые фанты"

"Чистота и порядок"

Занятие 8. Чистота и личная гигиена

Занятие 9. Микробы и бактерии

Занятие 10. Мастер-класс "Чистенькие зубки"

Занятие 11. Чистенькие ручки

Занятие 12. Мастер-класс "Мыловарение"
Занятие 13. Порядок и внешний вид

Занятие 14. Мастер-класс "Встречают по одежке"
Занятие 15. Закрепляющая игра-викторина

Дошкольный этикет для малышей на тему

"Столовый этикет"

Занятие 16. Сервировка столаЗанятие

Занятие 17. Мастер-класс "Праздничное оформление стола"

Занятие 18. Поведение за столом

Занятие 19. Что, чем и как едят

Занятие 20. Учимся пользоваться столовыми приборами

Занятие 21. Мастер-класс "Кулинарные эксперименты"
Занятие 22. Мероприятие "Чаепитие"

Дошкольный этикет для малышей на тему

"Хорошие манеры"

Занятие 23. Поведение в гостях
Занятие 24. Прием гостей
Занятие 25. Вручение и получение подарков

Занятие 26. Мастер-класс "Оформление подарков"
Занятие 27. Сюжетная игра

Дошкольный этикет для малышей на тему

"Мама, папа, я - дружная семья"

Занятие 28. Я и моя семья

Занятие 29. Мастер-класс "Составляем родовое дерево"

Занятие 30. Маленькие помощники

Занятие 31. Квест "Генеральная уборка"

Занятие 32. Больничный и респираторный этикет

Занятие 33. Бальный этикет

Занятие 34. Итоговое тестирование малышей на знание правил этикета, работа с кроссвордом.

Занятие 35. Выпускной

У участников курса "Школа этикета для малышей" есть возможность погрузиться в атмосферу аристократизма и закрепить полученные навыки в современном замке Чехии Шато Мцелы. Подробнее о выездных мероприятиях по этикету можно прочитать на странице .

Курс "Школа этикета для малышей" рассчитан на 7 месяцев с частотой обучения 1 раз в неделю / 34 занятия по этикету. Продолжительность занятия составляет примерно 45 минут.

Цель занятия : научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия.

В гости приходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить общую игру, занять разговором. Если хозяин или гость поет, играет, читает стихи, его нужно внимательно слушать, не перебивая. Можно похвалить выступление. В гостях проводят время. Задача хозяина в том, чтобы время не пропало впустую. Особое внимание обратите на тон приветствия и приглашения. Когда приходит гость, нужно улыбнуться и пригласить его пройти в дом.

Текст для чтения:

Ксюша обрадовалась: в гости пришла Ириша.

— Здравствуй, Ириша, проходи,

Нашей гостьей будь.

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Если хочешь, посмотри

Красивую книжку.

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку...

Петя ухмыляется. Ему хочется подразнить девочек:

— Ксюшка — погремушка,

Иришка-деревяшка!

У нашей у Ксюшки

На носу веснушки!

У нашей у Ксюшки

Чуб, как у барашка!

Барышни — мадамы,

Я вас брошу в яму!

Девочки обиделись. Они отошли в сторонку и стали тихо разговаривать между собой. Через некоторое время вошла бабушка и попросила Ксюшу спеть для Валентины Степановны. Ксюша с радостью согласилась. Валентина Степановна похвалила Ксюшу:

— Как приятно слушать мне милого ребенка. Голосок, как ручеек, радостный и звонкий.

Тут вмешался Петя. Он снова стал дразнить сестру:

— Ксюшка —клюшка — бегемотик, У нее два метра ротик.

Только рот раскроет Ксюшка, Закрываюсь я подушкой!

Ксюша замолчала. Папа увел Петю в другую комнату. А потом Ксюша и Ириша еще долго пели и танцевали, а Петя остался один. Никто не хотел с ним разговаривать.

Вопросы для обсуждения:

— Какими словами Ксюша приветствовала свою гостью? Из чего видно, что она рада Ирише? Чем Ксюша постаралась занять подругу?

— Правильно ли вел себя Петя? Почему он остался один? (Потому, что был невежлив. Наверное, он ожидал, что девочки будут смеяться, слушая его стишки. Петя не подумал, что человеку неприятно, когда его дразнят. Смешные дразнилки могут обидеть. Особенно недопустимо обидеть гостя.)

Игровые ситуации:

Пусть в гости к Гале придут Игорь и Маша. Галя, предложи ребятам поиграть в кукольный театр. Какую сказку можно разыграть? Как подготовить артистов? Распределите роли.

Пусть в гости к Вове придет Костя. Вова, предложи Косте поиграть в шашки или лото. Костя, не забудь поблагодарить Вову за гостеприимство.

Пусть в гости к Мише придут Коля и Борис. Коля, предложи своим друзьям посмотреть свой любимый фильм. Обменяйтесь мнениями о просмотренном. Борис и Коля, когда будете уходить, не забудьте сказать слова благодарности родителям Миши. Передайте им привет от своих родителей.

Занятие 2. Тема: Прощание перед сном

Цель занятия: познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются близким.

Этикет особенно важно соблюдать дома. Традицию пожелания добрых снов, приятных сновидений желательно соблюдать в семье. Перед сном вредно затевать игры, резвиться и шалить. Обратите внимание на реплики «Кончай разговорчики! Марш в постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и привык к порядку. Это шутливые мужские команды.

Текст для чтения:

Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут на работу, а Ксюша и Петя, как всегда, отправятся в детский сад.

Бабушка говорит:

— Спать пора, мои маленькие, скорее умывайтесь — и в постель.

Петя сопротивляется:

— Во-первых, я не маленький, это Ксюшке пора в постель, а я буду играть в шахматы. Дед, сразимся в шахматы? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре хода — и мат...

— Что ты, Петя, какие шахматы на ночь глядя?

— Скажи, дедушка, ну как это можно — глядеть на ночь? Вот выйдем на балкон и посмотрим...

Тут вмешался папа:

— Кончай разговорчики! Марш в постель!

— Есть марш в постель, — с сожалением ответил Петя. Он снял рубашку и подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на голове.

В это время Ксюша вышла из ванной. Она аккуратно сложила свои вещи, подошла к бабушке с дедушкой и сказала:

Спокойной ночи.

— Спокойной ночи, Ксюшенька, желаю добрых сновидений,— сказал дедушка.

— Спи спокойно, внученька, — сказала бабушка и поцеловала Ксюшу.

Девочка подошла к маме и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа погладил Ксюшу по голове:

— Спокойной ночи, приятных снов!

Мама поцеловала Ксюшу:

Спокойной ночи, моя умница.

А где Петя? Кажется, он до сих пор стоит на голове...

Вопросы для обсуждения:

— Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг другу Ксюша, бабушка, дедушка?

— А вы, ложась спать, желаете своим близким спокойной ночи?

— Как вы готовитесь ко сну? Почему Петя вел себя неправильно? Почему нельзя шалить и шуметь перед сном?

Игровые ситуации:

Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла — ваш ребенок. Уложите ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.

Вы, конечно-, знаете, что детям на ночь поют колыбельные песни. Кто споет колыбельную? Хотите ли вы разучить новую колыбельную песенку?

Пусть Вася будет дедушкой, а Витя — непослушным внуком. Дедушка советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше пошалить. Как закончится беседа дедушки и внука?

Пусть Инна будет мамой, Лена — дочкой. Пожелайте друг другу что-нибудь приятное перед сном.

Занятие 3. Тема: Утреннее приветствие

Цель занятия: познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми обмениваются утром в момент пробуждения.

Ребенок должен понять, что утреннее приветствие — это знак внимания и любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен быть приветливым, добрым и веселым.

Текст для чтения:

Звонит будильник. Мама подходит к детям:

— Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Ксюше и Пете не хочется вставать. Ксюша просит:

— Мамочка, еще пять минут разреши полежать. Ну, пожалуйста!

Петя поворачивается к стенке и с головой укрывается одеялом.

Появляется папа:

— Вставай, одевайся, рабочий народ.

Всем на работу, с песней вперед!

Он весело срывает с Пети одеяло.

— А-а-а! — вопит Петя. — О-о-о!

Ксюша уже встала. Она смотрит на брата и хохочет:

— Эй, лежебока, быстро вставай,

Брюки свои поскорей надевай!

Петя недоволен:

— Молчи, Ксюшка, а то получишь...

— Доброе утро, братик, не надо сердиться.

— Доброе утро, — бурчит Петя.

Папа командует:

— На зарядку становись!.

— Подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше — посмотрим.

Ксюша пытается подтянуться, но у нее не получается. Петя ее дразнит:

— Ксюшка ела мало каши, Мускулы, как простокваша!

Теперь хочет подтянуться Петя, но неловко поворачивается и падает на коврик. Ксюша подбегает к брату:

— Ты не ушибся? Тебе не больно?

Горе-гимнаст только качает головой. Входит бабушка:

— Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Петя?

— Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?

— Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на санках.

Ксюша и Петя хлопают в ладоши.

— Вот это да! Быстро на улицу!..

Во дворе белым-бело. У подъезда стоят большие сани со спинкой. Ксюша и Петя садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают соседку:

— Доброе утро, тетя Варя!

— Доброе утро, путешественники, с первым снегом!

А вот и детский сад. Ксюшу ждут в средней группе, а Петю — в старшей.

— Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее, — говорит воспитательница Елена Петровна.

— Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.

— Рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо выспались, сны вам снились приятные и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз...

Вопросы для обсуждения:

— Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?

— Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите маме, бабушке?

— Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?

— Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать воспитателю, ребятам при встрече?

— Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? Запомните: чтобы весь день было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.

Игровые ситуации:

Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон — дедушка, Ира — бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро в деревне. Только не забудьте вежливые слова.

Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой. Ранним утром папа будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот разговор, но помните: настоящий

мужской разговор всегда сдержан, вежлив и немногословен.

Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к маминой постели. Что они говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.

Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим остальные роли и представим воскресное утро (в понедельник утром).

Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены воспитателем или родителем.

Занятие 4. Тема: Об уступчивости

Цель занятия : объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.

Текст для чтения:

Елена Петровна говорит ребятам:

— Подойдите к окну и посмотрите, какой сюрприз приготовили нам ваши папы.

Дети подбегают к окну. Во дворе стоит большая ледяная горка.

— Ура! Сегодня мы будем кататься с горки! Спасибо! Вот так сюрприз!

Елена Петровна радуется вместе со всеми:

— Каждый берет свои санки, садится на них — и, как ветер, летит с горы. Не боитесь?

— Нет! Это очень весело!

— Мы все умеем кататься!

— Мы каждую зиму катаемся!

— Скорее на прогулку!

Петя скачет на одной ножке. У него уже готовы смешные стишки:

— На дворе стоит гора,

Не гора, а горочка.

На санях сидят рядком Вова,

Кот и Лорочка.

Дощечка надломилась —

Лора в снег свалилась.

Вова прыгнул на кота,

Кот помчался в ворота...

Ребята покатываются со смеху: Елена Петровна строго смотрит на ребят:

— Все готовы? Хорошо. Будьте внимательны. Уступайте друг другу.

А вот и горка. Петя всех расталкивает и взбирается наверх. Он чувствует себя альпинистом, покорителем ледяных гор. Саша тихонько подбирается к Пете и дергает его за валенок. Петя летит вниз, за ним Саша. Вот они уже столкнулись.

— Куча мала! — кричит Петя...

Елена Петровна очень недовольна:

— Встаньте, отряхните друг друга и подумайте, хорошо ли вы себя вели. Сегодня ты, Петя, и ты, Саша, не будете больше кататься. Ведь все могло кончиться очень печально...

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, почему Елена Петровна не позволила мальчикам кататься с горки?

— Могут ли все быть первыми? Что могло случиться с мальчиками?

— Расскажите, как нужно себя вести, когда все хотят кататься, а горка — одна. Попробуйте объяснить Пете и Саше правила игры. Как вы понимаете слова Елены Петровны («уступайте друг другу»)?

— Подумайте и скажите, в каких еще случаях мы должны уступать друг другу.

— Расскажите какой-нибудь случай, когда дети не хотели уступать друг другу и поссорились.

— Уступаете ли вы дома своим младшим братьям и сестрам?

Игровые ситуации:

Пусть Игорь будет дядей Колей, а Юля и Лена —его племянницами. Дядя Коля приехал из Мурманска. Он привез одну большую морскую звезду. Юля и Лена должны принять этот подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.

Федя и Коля вышли во двор. У них один велосипед на двоих. Коля, уступи Феде велосипед.

Дима и Вера, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.

Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка.

Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.

Наша группа пришла в зоопарк. А вот и клетка кенгуру. Как вы будете вести себя? Постарайтесь сделать так, чтобы каждый посмотрел на удивительное животное.

Екатерина Михайловна принесла книжку с картинками. Максим, уступи Наде. Пусть она первая посмотрит книжку. Надя, поблагодари Максима. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?

Занятие 5. Тема: Вежливая просьба

Цель занятия: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Пожалуй, это самая трудная ситуация — попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Следите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть адресована конкретному человеку: ровеснику — сестре или брату, подруге ил и другу; взрослому близкому человеку — отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому — воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому — продавцу или прохожему и т. д. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко. В материалах к уроку вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; «Ну дай мне»; «Твой отец стекольщик» (в значении «ты прозрачный»?). Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежливой просьбы добровольно.

Текст для чтения:

Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Петя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним — Ксюша. Папа показывает фотографии, Ксюша аккуратно их рассматривает. На фотографиях — высокие вершины гор, покрытые пушистым снегом.

Петя подбегает к сестре, отталкивает ее от папы и выхватывает фото.

— А ну дай мне! Мои фотки!

Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну:

— Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!

Петя пошел к дедушке.

— Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Ксюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.

— Нет ничего проще, — ответил дедушка.— Ты должен выучить несколько слов. Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне; очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии.

Петя:

— Вот еще нежности! Никогда!

Пусть раньше вырастет борода,

Чем буду я кланяться этой девчонке!

Уж лучше я постою в сторонке...

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, разрешили Пете посмотреть фотографии?

— Что значит «вежливо просить»! Попробуйте повторить за дедушкой несколько вежливых слов.

Текст для чтения:

В воскресенье бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Ксюша и Петя играли с ребятами.

— Посмотрите, какой огромный жук! — закричал Юра.— Я никогда таких не видел. Ну просто как бульдозер!

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

— Разреши и мне посмотреть,— сказала Ксюша.

— Эй, Юрка, твой отец — стекольщик? — закричал Петя.— Отвали! Дай другим посмотреть!

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, увидела ли жука Ксюша? Удалось ли Пете увидеть жука? Какую ошибку он допустил?

— Если бы вы были на месте Пети и захотели увидеть жука, что бы вы сказали Юре?

Текст для чтения:

Мама купила большие красные яблоки. Ксюша подошла к маме и попросила:

— Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

— Съешь после обеда, — ответила мама.

— Я очень прошу. Даю слово, что съем весь- весь обед. Так хочется попробовать красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Петя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, получила ли Ксюша яблоко до обеда и почему?

— Как, по-вашему, мама отнеслась к Петиному поступку?

— Как бы вы поступили на месте Ксюши и Пети?

— Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

— Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками — на это следует обратить особое внимание детей.)

Текст для чтения:

Дедушка взял Ксюшу за руку и пошел с ней в магазин.

— Дедушка, — попросила Ксюша, — я хочу сама купить печенье. Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

— Что ж, внучка, попробуй.

— Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...

Вопросы для обсуждения:

— В прошлый раз мы говорили о том, что такое вежливая просьба. Вежливо ли обратилась Ксюша к продавцу?

— Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажете об этом продавцу?

Текст для чтения и обсуждения:

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Он обещал купить Ксюше скакалку, а Пете — мяч. Петя обратился к продавцу:

— Покажите это. Мне папа купит...

— Как вы думаете, получит Петя мяч?

— Научите Петю беседовать с продавцом. Пусть Вера будет

продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.

У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

— Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

— Но у тебя уже есть клюшка, — уговаривает его мама,— успокойся, пожалуйста, не кричи...

— А я эту хочу! Купи-и-и!

— Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? Научите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Инна будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси «маму» купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.

Лиля и Петя, попросите маму купить теннисный мячик. Какие вежливые слова вы ей скажете?

Игровые ситуации:

— Давайте поиграем в детский магазин. Валя — продавец, а другие дети — покупатели. Разложим на «прилавке» игрушки.

Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает.

Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них — «пожалуйста».

Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Петя. Галя, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?

Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали — ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине.

Занятие 6. Тема: Утешение

Цель занятия: соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.

Ожесточенность, черствость, равнодушие, к сожалению, нередко сопровождают общение детей. Попробуем вытеснить из жизни эмоциональную напряженность и безэмоциональность. Соединим добрые чувства с добрыми словами. Ребенок не может не посочувствовать товарищу, который больно ушибся. Он должен знать слова сочувствия, утешения.

Текст для чтения:

Мальчики во дворе затеял игру в прятки.

— Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик, там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб ногу. Он громко заплакал. Петя подбежал к Юре:

— Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи, сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

— Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено—и все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят, «терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!».

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли сказать про Петю, что он добрый мальчик? Почему? Какими словами он постарался утешить Юру?

— А какими словами успокаивает Юру его папа? Почему он сказал: «Терпи, казак, атаманом будешь!»? (Мальчик, чтобы стать настоящим мужчиной, должен стараться мужественно переносить боль.)

— Как вы понимаете слова «до свадьбы заживет»! Когда произносят эти слова? Вспомните, как утешают друг друга герои русских сказок {Не плачь; Не горюй; Горе не беда; Будет и на

нашей улице праздник; Утро вечера мудренее; Твоему горю можно помочь и др.).

Игровые ситуации:

Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно). Лена прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

Витя сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Вите.

Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Как утешить ее?

Занятие 7. Тема: Разговор с незнакомым на улице

Цель занятия : ввести в речевой обиход вежливые формы обращения к незнакомому человеку.

В современном русском языке нет устойчивых общепринятых форм обращения к взрослому незнакомому, которыми мог бы воспользоваться ребенок. Старые формы — господин, сударь, сударыня пока не укоренились. Обращения дядя, тетя возможны в детской речи, но только в дошкольном возрасте. Попробуйте научить ребенка обращаться к незнакомому без использования прямого обращения: остановись, сделай паузу, посмотри в лицо человека и произнеси слова: будьте добры, скажите, пожалуйста. Затем задай вопрос.

Посоветуйте употреблять вопрос «который час», а не «сколько времени»?

Разыграйте диалоги-сценки «Встречи на улице и во дворе».

Текст для чтения:

Петя и Юра играют на площадке в бадминтон. Юра беспокоится:

— Петя, наверное, мне пора домой. Папа позволил гулять до шести. А сейчас сколько?

— Спросим у кого-нибудь, Юра. Вот у этой бабушки... Я подбегу...

По дорожке шла немолодая женщина в черной шляпке и перчатках. Она вела на поводке кудрявого пуделя.

Петя с разбегу задел пожилую женщину и выпалил:

— Ой, тю... те... ба... извините, ща скоко время?

— Что ты сказал? — не поняла женщина. Она вздрогнула от неожиданности.

— Время, грю, скоко, а?

Женщина посмотрела на часы:

— Сейчас...

Но Петя уже не слушал ее. Он разговаривал с пуделем, а чтобы было удобнее, стал на четвереньки — нос к носу.

— Ав- ав- ав, — пролаял пудель.

— Да? А я думал ав- ав- ав- ав- ав- ав, — ответил Петя.

В это время на площадке появился дедушка. Он сказал:

— Здравствуйте, Надежда Петровна! Вы, я вижу, познакомились с моим непоседливым внуком.

Надежда Петровна воскликнула: — Какие странные манеры, Немедленно примите меры!

Дедушка позвал Петю и Юру:

— Вот что, друзья, если вы хотите задать вопрос незнакомому человеку, нужно не спеша подойти и обратиться к нему со словами:

Будьте добры, скажите, пожалуйста...

Петя и Юра подошли к Надежде Петровне, Петя спросил:

— Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час?

— Шесть часов, — ответила Надежда Петровна, а пудель встал на задние лапы и пролаял — ровно шесть раз.

— Спасибо, — сказали мальчики.

Вопросы для обсуждения:

— Правильно ли вел себя Петя по отношению к незнакомому человеку? В чем проявилась его невежливость? (Он не сумел сформулировать вопрос, обратиться, говорил скороговоркой, невнятно, а когда Надежда Петровна стала ему отвечать, не слушал ее, а начал играть с собакой.)

— Какие слова нужно произнести, чтобы узнать время у незнакомого человека?

— Как нужно его выслушать и что обязательно сказать в ответ?

Игровые ситуации:

Попробуем, как у нас получатся разговоры с незнакомыми людьми.

Галя, например, — старушка, идущая по улице. Ира, подойди к ней и узнай время. Как ты обратишься к незнакомой женщине, как задашь свой вопрос? Не забудь поблагодарить.

Юра, подойди к незнакомому прохожему и спроси, как пройти к кукольному театру.

Лена, спроси у незнакомой женщины в трамвае, когда будет нужная тебе остановка (например, «Стадион»).

Вова, подойди к незнакомому мальчику и спроси, где находится детский кинотеатр (зоопарк, детская библиотека, музей).

Занятие 8. Тема: Обращение к взрослому человеку

Цель занятия: закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.

При обращении к знакомому учитывают пол, возраст, степень родства или знакомства.

Ксюша обращается к Анне Ивановне по имени и отчеству. В русском языке это обращение считают уважительным.

При встрече бабушка и Анна Ивановна используют слова, выражающие радость: Как я рада! Сколько лет, сколько зим! Последнее восклицание выражает радость по поводу встречи с человеком, которого давно не видели.

Разыграйте диалог, в котором необходимо употребить обращение по имени и отчеству.

Текст для чтения:

Ксюша с бабушкой пошли в зоопарк. По дороге они встретили бабушкину приятельницу. Бабушка очень обрадовалась:

— Аннушка! Как я рада! Сколько лет, сколько зим!

— И я рада тебя видеть. А это кто? Внучка? Здравствуй-здравствуй! Меня зовут Анна Ивановна. А тебя как зовут?

— Здравствуйте, Анна Ивановна. Бабушка мне рассказывала, что вы вместе учились, а потом вместе работали. Я Ксюша. А еще у меня есть брат. Его зовут Петя.

— Очень хорошо, что мы встретились, — сказала бабушка.— Погода хорошая. Давайте вместе пойдем в зоопарк.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, почему бабушка обратилась к взрослой женщине по имени — Аннушка? (Ведь они вместе учились, значит, знакомы с детства или с юности. К близким друзьям взрослые нередко обращаются по имени.)

— А как обратилась к бабушкиной приятельнице Ксюша? Как вы думаете, вежлива ли была-Ксюша? (Да, она обратилась к взрослой женщине по имени и отчеству, поздоровалась, назвала свое имя, то есть выполнила правила знакомства.)

— А к кому из взрослых вы обратитесь по имени и отчеству? (К соседям; друзьям родителей; воспитателям: учителям.) Помните, к знакомым взрослым надо обращаться по имени и отчеству.

— Из чего видно, что бабушка и ее приятельница были рады встрече? (Повторите слова радости, которые они использовали.) Что принято говорить при встрече с человеком, которого давно не видели?

Игровые ситуации:

— Юра, как твое отчество? Значит, ты будешь Юрий Сергеевич — Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машинку. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.

Пусть Таня будет детским врачом — Татьяной Алексеевной, а Галя придет к ней на прием. Поговорите между собой.

Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Занятие 9. Тема: Вежливый разговор по телефону

Цель занятия: сформировать навыки вежливого разговора по телефону: в процессе игры добиться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

Наш век — век телефонного общения. Надо научить детей говорить по телефону. Объясните, как набирать номер телефона, с помощью какого выражения устанавливать, кто ответил на телефонный звонок, как следует представиться, когда звонишь по телефону.

По телефону следует говорить правильно, ровным, спокойным голосом. Обратите внимание, что разговор ребенка со взрослым должен быть подчеркнуто вежливым.

Сложным видом разговора по телефону является официальный разговор. Попробуйте научить детей не бояться звонить в кинотеатр, спортивную школу, в домоуправление, в поликлинику. Для этого нужно, чтобы ребенок запомнил правила начала и конца телефонного разговора и знал твердо, о чем он будет говорить.

Разговор между друзьями должен быть непринужденным, но такие словечки, как «ага», «чо», портят речь, делают ее уродливой, затрудняют понимание.

Текст для чтения содержит несколько диалогов, среди которых есть образцовые (например, разговор по телефону бабушки и папы), не вполне образцовые и неправильные.

Беседуя о каждом из разговоров, вы объясните детям, как следует и не следует говорить по телефону.

Текст для чтения:

Бабушка звонит папе на работу:

— Алло! Будьте любезны, пригласите, пожалуйста, к телефону Александра Фомича Курбатова. Его спрашивает мать.

—Подождите, пожалуйста. Сейчас я его приглашу.

Вопросы для обсуждения:

— Бабушка хорошо умеет разговаривать по телефону. Какие вежливые слова она употребляет? (Будьте любезны, пожалуйста.)

Слова «будьте любезны» обычны для речи взрослого человека. Ребенку лучше сказать «пожалуйста, будьте добры».

Вежливо ли ответили бабушке? Как именно.

Текст для чтения:

Ксюша звонит маме на работу:

Алло! Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, маму.

— Какую маму?

— Ксюшину и Петину...

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, поговорила ли Ксюша по телефону со своей мамой? Научите Ксюшу, как нужно было разговаривать. (На работе маму не называют мамой — следует назвать ее фамилию, имя и отчество. Хотя вообще Ксюша была вежливой, сказала «здравствуйте; пожалуйста».)

— Попробуйте позвонить маме на работу и попросить ее к телефону.

Текст для чтения:

Юра звонит Пете:

— Алло! Петя, это ты? Здравствуй. Говорит Юра. Я хочу пригласить тебя вместе с Ксюшей на день рождения. Приходите, пожалуйста, завтра, в три часа дня. Только обязательно. Буду ждать.

— Спасибо, что позвонил, спасибо за приглашение. Обязательно придем.

Вопросы для обсуждения:

— Правильно ли говорят мальчики по телефону? (Это разговор-приглашение. Юра приглашает Ксюшу и Петю и использует для этого этикетные выражения, называет имена друзей, точно указывает время. И Петя правильно отвечает: благодарит за приглашение. Чувствуется, что мальчики очень дружны.)

Текст для чтения:

Звонит телефон. Петя берет трубку:

— Алло! Кто говорит? Петя?

— Петя, это ты?

— Ты меня узнал?

— Это Юра.

— Знаешь, что я хочу сказать?

— Ребята во дворе в футбол играют. Пойдем?

— Ага, давай.

Вопросы для обсуждения:

— Понравился ли вам разговор мальчиков? Как вы думаете, какие слова не нужно употреблять в речи? Исправьте Петины ошибки. Научите Петю правильно разговаривать по телефону.

— Как следует правильно набрать номер телефона?

Тексты для чтения:

Петя звонит Юре. Трубку берет Юрин папа.

— Юру позовите.

— Юры нет дома. А с кем я говорю?

— Ну ладно, потом позвоню.

Ксюша звонит маме своей подруги:

— Алло! Здравствуйте. Это говорит Ксюша Курбатова. Мы с Иришей играем в больницу. Разрешите ей, пожалуйста, еще немного побыть у нас.

— Хорошо, Ксюша, играйте. Передай Ирине, чтобы через час она была дома. Спасибо, что позвонила.

— Пожалуйста. До свидания.

Вопросы для обсуждения

— Сравните эти два разговора. Кто из детей лучше умеет говорить по телефону? Ксюша здоровается и называет себя. Она вежливо выражает свою просьбу. А Петя? Понравился ли Юриному папе такой разговор? Исправьте Петины ошибки.

Тексты для чтения:

Раздается телефонный звонок. Ксюша берет трубку.

— Алло! Это квартира Ивановых?

— Нет, вы ошиблись номером.

— Извините.

— Пожалуйста.

Раздается телефонный звонок. Петя берет трубку.

— Алло! Это поликлиника?

— Не-ет... это бассейн... ха-ха-ха!

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, удачно ли пошутил Петя? Как он должен был ответить? Вспомним, как в этой ситуации поступила Ксюша.

Игровые ситуации:

Раздается телефонный звонок. Ты, Витя, берешь трубку.

— Алло, это школа?..

Что ты ответишь?

А что бы вы ответили?

Ты, Костя, звонишь Юре. К телефону подходит Юрина мама. Попроси, чтобы она пригласила Юру.

Ты, Ира, звонишь Маше. К телефону подходит Маша.

Пригласи ее на день рождения.

Ты, Борис, хочешь самостоятельно записаться в кружок «Умелые руки». Представь себе, что тебе нужно поговорить с руководителем кружка. Позвони в Дом культуры. Сообщи по телефону, как твоя фамилия, сколько тебе лет, какой детский сад посещаешь, в какое время ты можешь заниматься в кружке. А кто будет работником Дома культуры? Ты, Игорь? Вот и прекрасно. Беседуйте.

Занятие 10. Поздравления и пожелания

Цель занятия : соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

День рождения — самый большой праздник. Ребенок ждет своего дня рождения с большим нетерпением. Давайте научим его приносить радость близким в дни их рождения, готовить подарки, вести себя так, чтобы сделать имениннику приятное. Но есть и другие праздники. Вспомним их вместе. Дети любят Новый год; они обязательно поздравляют маму и бабушку с днем 8 Марта; последнее время возрождаются такие традиционные праздники, как Рождество (христианский праздник рождения Христа), масленица (старинный славянский праздник проводов зимы, который сопровождается народными гуляниями, играми; на масленицу пекут блины). Хорошо было бы рассказать детям о русских традициях. Можно использовать картины русских художников, изобразивших традиционные гулянья и игры. Каждому празднику соответствуют особые речевые формы поздравления. Для создания непринужденной атмосферы можно отметить с детьми 1 апреля — день смеха.

Текст для чтения:

— Дети, — сказал папа, — у вашего дяди день рождения. Давайте его поздравим.

— Я знаю, как нужно поздравлять, — закричал Петя. — Я подойду к дяде Коле, отдам честь и скажу:

Села муха на варенье,

Поздравляю с днем рожденья!

— Нет, Петя, совсем не так. Я думаю, что дяде Коле нужно купить подарок, — предложила Ксюша.

— Знаете что, дети? А сделайте-ка вы подарки своими руками и придумайте, что пожелать дяде Коле вдень его рождения. Мама испечет пирог, а я куплю удочку. Договорились?

Ксюша и Петя принялись за работу. Ксюша нарисовала лодку. В лодке сидел дядя Коля и удил рыбу. Петя слепил из пластилина ведерко и большую щуку — не простую, а «говорящую». Потом Петя и Ксюша сочинили стихи ко дню рождения дяди. Вот что у них получилось:

Дядя Коля! Все ваши желания

Выполнит щука с большим старанием.

Мы вам желаем удач и добра,

Будьте здоровы. Салют и ура!

Мы обещаем всегда вас слушать —

Ваши племянники Петя и Ксюша.

Мама и папа похвалили детей. Когда в комнату вошел дядя Коля, стол был накрыт. Все стали поздравлять именинника.

Бабушка:

— Поздравляю тебя, дорогой сыночек, с днем рождения! Дарю тебе свитер. Я сама его связала.

Дедушка (протягивает альбом с иллюстрациями картин известных художников)". — Разреши и мне от души поздравить тебя. Вот мой скромный подарок.

Папа (пожимает руку брату и дарит ему набор инструментов и удочку):

— Имениннику сердечные поздравления. А это тебе от меня на память.

Мама:

— От всего сердца поздравляю с днем рождения! Позволь преподнести тебе этот пирог.

Ксюша:

— И нам хочется поздравить дядю Колю.

Ксюша и Петя протягивают подарки и хором читают свое поздравление в стихах.

Дядя Коля обнимает племянников:

— Что за молодцы! Удивительные дети!

В это время раздается звонок. Это принесли поздравительную телеграмму: «Уважаемый Николай Фомич! Примите самые теплые пожелания вдень Вашего рождения! Желаем здоровья, радостей, успехов. Ваши коллеги».

Дядя Коля сказал:

— Сегодня у меня радостный день. Я никогда его не забуду. Благодарю всех за теплые поздравления и подарки. Спасибо вам большое!

Вопросы для обсуждения:

— Вам понравилось поздравление Пети и Ксюши? Чем оно вам понравилось?

Очень важно подарить имениннику то, что доставит ему удовольствие. Подарки можно сделать своими руками. Николай Фомич любит рыбалку, поэтому Петя и Ксюша дарят ему лодку и щуку. Ничего, что лодку нарисовали, а щуку слепили из пластилина. Дядя Коля рад. Он чувствует, что дети старались сделать ему приятное. «Говорящая» щука пришла из сказки. Наверное, племянники хотят, чтобы она выполнила три желания именинника. День рождения — веселый праздник. Чтобы всем было весело, нужно постараться: придумать стихи, нарисовать плакаты, разучить песенку или танец.

Однако одного подарка для поздравления мало: важно еще знать слова, с которыми принято обращаться к имениннику. (Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением и пожеланиями здоровья, радостей, успехов.)

— Вспомните, какими словами поздравляли дядю Колю его племянники, дедушка, бабушка. Какие слова еще можно было бы произнести? Как вы поздравляете маму, папу, бабушку?

— А как поздравили Николая Фомича его сослуживцы? (Поздравления бывают официальные.) Вспомните, что было написано в телеграмме.

Игровые ситуации:

Давайте поиграем в «День рождения».

Пусть Юра будет именинником, а мы будем его поздравлять и дарить подарки. Для этого каждый выберет игрушку.

Подумайте, что вы скажете Юре, вручая игрушку. Постарайтесь, чтобы ваши слова не повторялись. Ведь поздравления и пожелания могут звучать по-разному. А ты, Юра, должен каждого поблагодарить и несколько слов сказать о каждом подарке, похвалив его. Можно сказать что-нибудь забавное. Ведь на дне рождения должно быть весело.

Варианты игровых ситуаций: именины бабушки, мамы, папы, день рождения куклы.

Приветствую вас, дорогие читатели, на страницах моего блога.

Сегодня интересная тема для обсуждения, уже с нетерпением жду ваших комментариев. Как вы думаете, должен ли ребенок знать определенные правила поведения в обществе? Иногда бывает, слышу на улице: «Вот это да! Такой невоспитанный ребенок!».

А ведь на самом- то многие из деток и не знают, что хорошо, а что плохо. Возможно, родители в повседневной суете жизни что-то упустили из виду. Поэтому сегодня у меня для вас 16 правил этикета, которые ребенок семи лет обязательно должен знать.

Зачем, спросят некоторые? Да потому, что живем мы не в дремучем лесу и общение с людьми один из важных навыков, которым должен овладеть ребенок. Так называемая коммуникация.

А кому будет легче коммуницировать: воспитанному ребенку, или нет? Ответ, думаю, вы знаете. Тем более что рекомендации очень простые и нехитрые, начнем:

  1. Когда что-то просишь, стоит говорить: «Пожалуйста». Все просто! Вот согласитесь, когда говорят это «волшебное слово», никто его не замечает, а вот если не произнести…сразу как-то не по себе.
  2. Вторая рекомендация так же проста. Когда тебе что-то дают, говори: «Спасибо».
  3. Не стоит прерывать взрослых, когда они разговаривают. Исключение составляет что-то очень и очень важное. То есть совет гласит так: Не прерывать.
  4. Если вам что-то очень надо, то прервать разговор можно фразой: «Простите меня…» и далее продолжить то, что вы хотели сказать.
  5. Если у вас есть сомнения по поводу того, что делать, спросите разрешения. Это может уберечь детей от многих неприятностей в быту.
  6. Не стоит комментировать физические недостатки чужих людей.
  7. Если вы стучите в дверь, не стоит ее открывать самому, подождите пока вам откроют.
  8. Если вы заходите в дверь, посмотрите, не заходит ли кто-то за вами следом, чтобы придержать дверь.
  9. Не говорить плохие слова: ни дома, ни в школе, ни с друзьями.
  10. Не высмеивайте тех, кто слабее тебя и не может себя защитить.
  11. Прикрывайте рот, когда вы кашляете или чихаете.
  12. Постарайтесь не пукать там, где есть еще люди. Пройдите в туалет или хотя бы туда, где нет людей.
  13. Не ковыряйтесь в носу.
  14. Не тянитесь через весь стол к любимой тарелке с салатом. А попросить, чтобы вам ее передали.
  15. За столом держите салфетку на коленях, чтобы в случае необходимости вытереть рот.
  16. В общественном транспорте уступайте место пожилым людям, деткам и беременным.


Как видите, советы очень простые. Многих деток и учить этому не надо, они все знают. А вот моя дочка все время перебивает меня, когда я разговариваю со знакомыми. Никак не могу научить ее правильно себя вести. Но думаю, это в силу ее возраста, ей еще четыре.

Если статья вам понравилась, ни в коем случае не рекомендуйте ее свои друзьям в социальных сетях, а то и они захотят быть воспитанными.

До скорых встреч.

С вами была Екатерина Чеснакова с чесночком, перчинкой и изюминкой.

Воспитанный ребёнок - мечта каждого родителя. Но ждать, пока малыш начнёт соблюдать правила приличия - неблагодарное дело, этот момент может и не наступить. Существуют правила этикета для детей, ваша задача - научить им своего кроху. Когда, чему и как учить? Об этом и поговорим.

Ребёнок - член общества, поэтому он должен соблюдать элементарные правила приличия. Этому он учится с самых первых месяцев жизни, но только с трёх - пяти лет обучение правилам хорошего тона для детей становится осознанным. Важно, чтобы вовремя «включились» родители и объяснили, что можно, а что нельзя. С воспитанным ребёнком приятно ходить в гости, за него никогда не приходится краснеть. Да и самому малышу хорошие манеры принесут много пользы, особенно когда он пойдёт в сад и школу. Поговорим о детском этикете и правилах хорошего тона для детей?

Что такое этикет

Для детей слово «этикет» ровным счётом ничего не значит, поэтому родителям нужно объяснить малышу, что же это такое. Разговор об этикете начните с того, что это - свод правил, запомнив которые ребёнок будет вести себя красиво, тем самым вызывая уважение взрослых и детей. Он научится, как вести себя со старшими, ровесниками, незнакомыми людьми, как не опростоволоситься в гостях, в кафе и в театре, как правильно разговаривать по телефону. хорошие манеры для школьников - это несложно. Научите ребёнка:

  • правильно вести себя за столом;
  • не перебивать;
  • здороваться и говорить вежливые слова;
  • уважительно относиться к старшим;
  • уважать правила чужого дома;
  • культурно вести себя в общественном месте.

Правила хорошего тона для детей - полная абстракция, поэтому нужно на примерах объяснить ему, что отличает воспитанного человека от невоспитанного. Важно донести до ребёнка, что хорошие манеры, прежде всего, основаны на гуманизме: нужно уважить окружающих людей и стараться сделать так, чтобы в обществе было всем комфортно.

Научить ребёнка этикету без собственного примера невозможно. Помните, что дети всегда копируют поведение взрослых.

Правила этикета для мальчиков

Для детей разработаны как общие правила этикета, так и правила по гендерному признаку. Воспитывая сына, важно научить его уважать и защищать представительниц слабого пола.

В любом возрасте мальчик должен знать, что девочек обижать нельзя, им наоборот нужно помогать в разных ситуациях. Сын легко запомнит это простое правило, если в семье папа уважительно относится к маме.

Воспитанные мальчики по-особому ведут себя и в общественных местах. В частности в общественном транспорте принято, чтобы представители сильного пола уступали место дамам и людям в возрасте. Научите этому своего сына.

У мальчиков часто возникают проблемы в коллективе из-за того, что они обзывают друг друга. Нужно не ждать пока такая ситуация возникнет, а работать на её опережение. Объясните, почему нельзя высмеивать недостатки других и давать прозвища.

Правила этикета для девочек

Правила этикета для мальчиков и девочек имеют некоторые отличия. Девочка - это воплощение нежности, поэтому и вести себя она должна подобающим образом.

Объясните дочке, что сидеть развалившись за столом, чавкать, громко разговаривать, мешая другим, капризничать - некрасиво. Уделите внимание этикету общения. Девочки по природе очень любознательны и общительны, поэтому важно научить дочку, что рассказывать чужие секреты, сплетничать за глаза, подслушивать нехорошо.

Все девочки в детстве мечтают быть принцессами, поэтому, рассказывая об этикете, можно ссылаться на то, что все принцессы могут похвастаться хорошими манерами, ведь их с раннего возраста учат этому. Такой пример, наверняка, вдохновит вашу дочку исправить своё поведение.

Уроки этикета для детей

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был воспитанным, то обязательно проводите уроки этикета: не стоит только превращать их в скучное повторение правил, ведь для детей лучшей формой обучения является игра.

Как проводить уроки вежливости и этикета для детей? Разыгрывайте с ребёнком различные ситуации, в которых рано или поздно ему придётся оказаться: телефонный разговор, знакомство, вручение подарка, чаепитие, поездка в метро, поход в кафе, прочее. Если ваш ребенок учится в начальной школе и еще играет в игрушки, хорошие манеры для школьников демонстрируйте на мишках (куклах, зайцах), моделируйте схему «воспитанная - невоспитанная» кукла, тем самым давая понять, как себя вести не стоит.

Воспитывать следует с самого рождения, то есть “пока ребенок лежит поперек кроватки”. Только вот как понять, воспитание детей и этикет для детей – это одно и тоже? Сегодня мы с вами поговорим о разных аспектах хорошим манер, существуют ли в них правила и какие.

Здравствуйте, уважаемые читатели, не помню, где услышала, но запомнила на всю жизнь: “Наша миссия, миссия родителей, состоит в том, чтобы научить наших детей правильно жить в обществе”. И сегодня мы с вами подробно поговорим как им в этом помочь.

Основы этикета

В основах лежат вежливость и любовь к людям. Вежливость помогает проявлять уважение к другим. Она включает в себя доброжелательность, внимательность, готовность оказать помощь. А уважение – это почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств. Хорошие манеры нужны всем нам, чтобы жить лучше и удобнее. В основе хороших манер лежит забота о том, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо в обществе.

Принципы:

  • Быть скромным и сдержанным, контролировать свои поступки;
  • стараться не ставить людей в неудобное положение;
  • учтивое отношение к женщине и уважительное к старшим людям;
  • совершать разумные поступки: не хамить, не шуметь и т.д.;
  • помнить, что в поведении нет мелочей: даже хмурый взгляд может обидеть человека;
  • выглядеть чистым и опрятным.

Зачем маленькому капризуле нужен этикет?

Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать как нужно вести себя в обществе. Общество – это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить “что такое хорошо и что такое плохо”. Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила хорошего тона для детей начинаются именно с таких мелочей.

Не все родители задаются вопросом – зачем нужен этикет? Правда не все родители и следуют его правилам, но мы сейчас говорим о положительном воспитании. Ответ до банальности прост. Для того, чтобы облегчить жизнь своему чаду, мы должны заранее научить его, как следует поступать в том или ином случае. Ребенок, не признающий элементарных норм общества будет, простите, изгоем.

Манера речи

По одной из важнейших основ этикета – манере речи, можно определить и нрав ребенка, и его проблему. Мне сразу здесь вспомнилось письмо одной читательницы, которое я публикую с ее разрешения:

Моя дочь не была букой. Но, одно время, стоило нам выйти на улицу, она становилась другим человеком. Я никак не могла понять почему? Дома ровная, спокойная обстановка, где она “отрывалась по полной”. А на улице, как будто замыкалась, жалась ко мне и ни с кем не разговаривала. Мне было неудобно перед соседями, и я уговаривала ее: “Пожалуйста, поздоровайся, так некрасиво”. Оказалось, соседний мальчишка дразнил ее, потому что она не выговаривает букву “р”. А в словах “здравствуйте” и “привет” – буква “р”.

Мы срочно стали работать над дикцией, хотя до этого времени у меня даже не возникало мысли, что в таком возрасте она может “попортить” жизнь ребенку. Спасибо большое Виктория, за ваши . Нам достаточно быстро удалось справиться с проблемой.

Конечно, нам родителям нужно обращать внимание на все нюансы. Например, нарушенный ритм речи, это гораздо серьезнее, чем буква “р”. И если вовремя не обратить внимание, у ребенка в дальнейшем могут быть большие проблемы. Но вернемся к теме этикет для детей.

Вы наверное не раз слышали, что дети – пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет “включать” громкость.

Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное – это учтивая речь. Помните, как удав Каа охарактеризовал Маугли?

Храброе сердце и учтивая речь.

Так вот, одна из важнейших основ этикета – учтивая манера речи! А для того, чтобы подробней разобраться в данном вопросе, я очень советую посмотреть вот это видео. Любимый многими с детства дядя Юра, если вдруг кто-то не застал, он вел передачу “Спокойной ночи, малыши!”, рассказывает классу доступным языком, о том какой должна быть наша речь, чтобы окружающие видели в нас воспитанных людей.

Этикет для детей школьного возраста

Начальная школа принимает детей, практически, знающих всю азбуку этикета. Но здесь они начинают осваиваться во взрослом мире. Правильное поведение в школе подразумевает:

  • Вежливое обращение к преподавателям;
  • дружеское отношение к ровесникам;
  • помощь нуждающимся одноклассникам и не только;
  • постоянное ношение опрятной формы;
  • бережливое отношение к школьному имуществу;
  • хорошее поведение и на уроках, и на переменах.

Начальная школа резко отличается от детского сада, здесь у детей налаживаются контакты, появляются новые друзья, с которыми они делятся секретами. В этом возрасте они уже знают, что в соответствии с правилами приличия, с друзьями нужно обращаться вежливо, а мальчикам не надо обижать девочек. Хотя это они знали и раньше, но в школе все эти правила воспринимаются по-другому – отрабатываются на практике .

Учителям на классных часах, нужно обращать внимание школьников, на их поведение на улице. Правильно перейти дорогу, помочь старенькому человеку донести что-то до дома или сбегать за хлебом – это тоже этикет для детей школьного возраста.

Правила приличия с друзьями

Кто такой друг? В детском саду дети относятся друг к другу больше как приятели, нежели как друзья. А в школе – это уже серьезно. Объяснить детям, что такое дружба, должны взрослые. Друг – это человек, с которым хочется проводить свободное время, делить пополам радости и неприятности.

Другу ты доверяешь свои секреты и знаешь, что если понадобится, он всегда придет на помощь. Для того, чтобы не потерять друга, надо уметь прощать, ведь никто из нас не совершенен. Надо всегда помнить, что друг другом, а правила приличия следует соблюдать. Например, не звонить поздно, спрашивать, свободен ли друг и если он занят, ни в коем случае ни обижаться, ни злоупотреблять дружбой.

Компьютер и фотографии

Когда много времени проводишь с человеком, то некоторые вещи становятся общими, например, фотографии. Допустим, ребенок хочет поместить какую-то фотографию в интернет, но он там не один, а с другом. Перед тем, как перенести снимок в компьютер, сначала следует спросить у товарища, хочет ли он, чтобы снимок был обнародован? Иначе это будет называться вторжением в частную жизнь. Подобные вещи родители обязательно должны донести до детей, тем более, что сегодня почти у каждого школьника есть телефон, с которого снимки обнародуют в считанные секунды.

Общественный транспорт

Нередко, входя в транспорт, можно увидеть, как школьник сидит на сиденье, делая вид, что он спит или, отвернувшись к окну, внимательно что-то рассматривает за горизонтом. А рядом стоит кто-нибудь из взрослых. Правильно воспитанный молодой человек всегда уступит место взрослому. В общественном транспорте свои правила этикета для детей:

  • Не толкаться заходя в автобус;
  • выходя из автобуса, стоит оглянуться, вдруг кому-то нужна помощь;
  • не стоит кушать в транспорте и громко слушать музыку;
  • если есть рюкзак, заходя в автобус нужно его снять.

Вышеперечисленные правила не сложные и, выполняя их, школьник прослывет джентльменом.

Жевательная резинка

Некоторые дети, прожевав жевательную резинку, в лучшем случае просто ее выплевывают. В худшем – лепят в лифте, на поручни, на столы, парты. Потом жвачку можно обнаружить на волосах или на одежде, а известно, что убрать ее очень тяжело. Мало того, что жевать жвачку в общественном месте не красиво, а уж лепить ее… Школьник, знающий правила этикета, никогда так не сделает.

Поведение детей в гостях

Дети любят ходить в гости, да и принимать гостей им тоже нравится. Правда, смотря каких. К нам в гости пришла родственница мужа со своим ребенком. Мальчик домашний, в сад не ходит. Дети наши погодки и, по идее, должны были играть хорошо. Должны были. Пробыли они у нас пару часов, но эти два часа в квартире был крик и рев.

Мальчик вел себя “интересно”, за какую только игрушку не брался мой сын, он бросал все, что было у него в руках, и выхватывал у него игрушку. Краем уха я слышала их разговор, Александр спросил, почему он так делает? Ответ меня потряс, тот сказал, что пришел к нему в гости, и Александр должна все ему давать. Если сын сопротивлялся и не давал игрушку, начинался жуткий крик. А играть вместе нашего гостя видимо не научили. Родственнице было неудобно за него, она оправдывалась, что ребенка очень балует отец. Бедный мальчик, как он будет общаться с детьми в школе?

А теперь давайте посмотрим еще одно видео из серии Уроки этикета для детей. В нем очень наглядно показано как должен вести себя гость.

Правила этикета за столом для детей

Как мы услышали с вами в предыдущем видео, брать с собой детей в гости, стоит только если вас пригласили всей семьей. От того как будет вести себя ребенок в гостях, можно понять воспитан он или нет, знает ли правила этикета? Если ребенок:

  • Не садится за стол, пока его не пригласят;
  • не разговаривает, пока не прожует;
  • кушает, закрыв рот;
  • не лезет через весь стол, чтобы взять что-то со стола;
  • не ест руками из тарелки, – значит вы привили ему правила хороших манер.

С какого времени надо начинать воспитывать ребенка, я написала в начале статьи. А вот к манерам за столом, детей надо приучать, как только они садятся за него с нами.

Правила этикета для детей – видео

Мой сыночек растет, через месяц ему исполнится уже 6 лет, и подумалось мне, что стоит углубиться в тему хороших манер. Нет, нет, не подумайте, что он их не соблюдает. Просто я всегда стараюсь дать ребенку те знания, на восприятие которых он способен по возрасту. Если в 3-5 лет было достаточно почитать книгу о правилах этикета и послушать в машине “Школу рыцарей” Галины Шалаевой. То сейчас, моя задача как родителя, подготовить сына к общению с одноклассниками, учителями, к посещению дома друзей без мамы.

На моем канале я собрала приличное количество видео, которые мы с Александром смотрим по одному в день. Какие-то из них ребенку понятны сразу. Другие даются сложнее и это мне помогает определить игра. Посмотрев видео, мы берем несколько человечков Лего и обыгрываем ситуации, о которых только что услышали. Если вам не совсем понятно, что я имею в виду, советую прочитать , в ней мы обыграли пикник. И как я там писала, тему игры всегда можно усложнить исходя из возраста ребенка.

Мы, взрослые, пройдя уже какой-то жизненный путь и зная правила общежития, можем помочь своим детям. Чтобы этикет для детей был чем-то само собой разумеющимся, следует учить их правильно вести себя с детства. Для этого много не надо, достаточно, чтобы мы вели себя верно, тогда и дети будут вежливыми, здоровыми и счастливыми. Вежливость дается бесплатно, зато приносит большой доход. Если вам понравилась статья, мне будет приятно, что вы познакомите с ней своих друзей в соц. сетях. Пожалуйста, не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопочками ниже.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»