Нравственное воспитание лекция. Нравственное воспитание детей: какая роль отводится семье, а какая воспитателям и педагогам

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis - мораль. «Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений».

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов.

По мере смены общественно - экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и правилах поведения в общественной среде.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова поясняется, что воспитание это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, а нравственность толкуется как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль рассматривает С.И.Ожегов как правила нравственности.

В педагогической энциклопедии понятие «нравственное воспитание» характеризуется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание - это двусторонний процесс. Он заключается во взаимодействии воспитателей и воспитуемых, в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких моральных убеждений и привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенного в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм».

И.С. Марьенко обозначил «нравственность - как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»

Нравственные нормы - это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская.

Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не только объект воспитания. Он субъективно идет на встречу с воспитательным влияниям педагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечает педагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам к этому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такой ситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.

Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему всестороннего развития личности, считал, что ее системообразующий признак - нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных чувств личности».

Нравственное воспитание включает:

  • 1) формирование необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
  • 2) ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
  • 3) превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
  • 4) формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
  • 5) формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении, на сотрудничестве, становится для воспитанников значимым и привлекательным. Ученые выделяют следующие условия эффективности нравственного воспитания:

  • - опора на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности;
  • - обеспечение эмоциональной насыщенностью общей деятельности, организация совместных коллективных усилий и переживаний, объединяющие ее участников;
  • - создание атмосферы эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
  • - утверждение радостного, мажорного стиля жизни детского коллектива и каждой личности;
  • - учет положительных воздействий общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения;
  • - забота о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания».

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко. Он определил основные задачи нравственного воспитания:

  • 1) формирование нравственного сознания;
  • 2) воспитание и развитие нравственных чувств;
  • 3) выработка умений и привычек нравственного поведения».

В своей работе Лихачев Б.Т. пишет, что «нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления».

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является, по мнению Б.Т. Лихачева нравственные чувства - постоянные эмоциональные ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему, моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности является слабосильным, неспособным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

Источником моральных привычек является единство глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки - это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек - это тот путь к проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами - словом красотой. В.А.Сухомлинский писал, что благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства.

Нравственное поведение - поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе. Важным условием воспитания нравственного поведения являются формирование нравственного сознания, нравственных понятий и нравственных чувств. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна. У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человек. Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Таким образом, изучение литературы показывает, что проблема нравственного воспитания актуальной была в педагогической науке, начиная с конца 19 века и остается в современном обществе. Эту проблему исследовали такие педагоги как Сухомлинский В.А., Макаренко А.С., Лихачев Т.Б., Марьенко И.С., Григорович Л.А. и др.

Под нравственным воспитанием понимают сложный и многогранный процесс, который основан на диалоге, общении, сотрудничестве воспитателя и воспитуемого. Нравственное воспитание основывается на правилах, которые определяют поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Нравственное воспитание - это обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

В нашей работе рабочим понятием будет понятие И.П.Подласого. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями

Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда

Нравственность – это правила, определяющие поведение человека среди окружающих его людей и природы, выполнение этих правил, а также душевные качества человека.

Мораль – система выработанных в обществе норм, правил и требований

Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Овладение нравственными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.

Нравственное воспитание - это целенаправленное, систематическое управление нравственным формированием личности. Искусство – высшее мастерство в какой-то сфере/отражение действительности в форме художественных образов.

Задачи: воспитание нравственных представлений, взглядов, убеждений, идеалов, нравственных чувств и привычек, отношений к себе и окружающим, труду, природе, этносам –т.е. нравственных качеств личности.

Вклад в теорию и методику нравственного воспитания В.А. Сухомлинского. Интегративный характер формирования личностных качеств. Проблема смысла, цели жизни и счастья как важнейшая интегративная проблема нравственного воспитания

Интегративные задачи нравственного воспитания – воспитание гражданина, труженика, семьянина.

Основные направления работы по нравственному воспитанию:- нравственное просвещение;- нравственный компонент различных видов деятельности - спорт, творчество;- этические воспитание дела - поступки. Искусство - явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем экстраполируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на в их, и приводя к некоторой трансформации. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Общеизвестны, к примеру, взаимоотношения морали и искусства. Их можно проследить со времен становления человеческой культуры. Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление и в художественных формах. Все мифологии мира пропитаны моральными принципами, оценками, установка свойственными определенному времени, месту и этносу, даже в печатных сводах религиозной литературы: Библии, Коране, Талмуде, житиях святых, других клерикальных жанрах.

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности, выражающая потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Сложность переноса общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и глубоко осознаваемые действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности этого понятия. Попытки понять нравственное воспитание как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим, правовым, гражданским и другими видами воспитания рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей. Прежде всего, это касается участников этого процесса. Если предположить, что применительно к нравственному воспитанию индивид должен выделяться среди остальных людей своими моральными качествами, то одна из отличительных особенностей подлинно нравственного человека состоит в осознании им собственного несовершенства, чувства недовольства собой, в результате чего он не может быть безупречным при выполнении роли воспитателя нравственности. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

При этом возникает следующий парадокс: тот, кто имеет основание преподать уроки нравственности (именно потому, что обладает необходимыми моральными качествами), никогда воспитателем морали не станет, а тому, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности по собственному желанию, никогда нельзя доверить подобную роль.

Противоречивы представления и об объекте нравственного воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели, обучая воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения и навыки. Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается па личностной автономии, поскольку нравственный закон в отличие от всех других предписаний является законом самой личности. Выход из этих противоречий обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ).

Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только во взаимодействии с данной целью (например, физическое воспитание требует ежедневных, систематических упражнений). Однако нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности, поскольку нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Ее скорее можно назвать конечной, высшей целью, или целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самого человеческого бытия. Точнее, нравственность не цель, а идеал - высший моральный образец для подражания.

Вместе с тем возникает еще одно противоречие: если нравственное воспитание - рационально организованная деятельность, то в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели должна превратиться в реальную. Однако если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, поскольку сушествование в форме идеала и есть способ ее реального существования. Отсутствие же в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых нравственным воспитанием, исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности среди людей. По мысли древнегреческого философа Протагора (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки, права и др.) учат добродетели.

Следовательно, буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности - не совсем точное, поскольку обучить нравственности нельзя.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, прокуратура, суд и т.д.) наряду со своим прямым назначением также оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитании и самосовершенствовании.

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, концентрирующихся в нравственных чертах характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, а в конечном счете обретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там. где перестают пользоваться словами»3, оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем. Воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Нравственное воспитание может приобретать и противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить человека путем навязывании ему посредством жесткой регламентации определенных правил, форм поведения, при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности).

Термин «нравственное воспитание» употребляется и в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до почитания старших. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета. недооценивать его роль. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей.

Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка.

Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы.

Важно ли воспитывать детей нравственно?

Нравственное воспитание детей подразумевает воздействие на ребенка семьи, школы и общества с целью развития в нём нравственных качеств, поведения и чувств. Подражание - это основа любого обучения для маленького ребенка. Малыш понимает, какая атмосфера в семье, отношения между родителями. Он чувствует тон их разговоров. То, что происходит внутри семьи, не может не отразиться на ребенке. Именно отсюда он берет привычки своего поведения и отношения к миру.

Нравственное воспитание предполагает формирование у ребенка нравственных убеждений. Одно из них - отзывчивость. Она заключается в понимании потребностей и состояния другого человека. Отзывчивость - это сопереживание, желание помочь, что делает ребенка чутким к чужим проблемам. Воспитание отзывчивости в семье заключается в привитии маленькому человеку навыка заботы о близких и уважения их желаний и чувств.

Ещё в раннем детстве нужно сформировать у ребенка установку на добро. Важно объяснить ему, как хорошо приносить людям пользу. При этом необходимо донести и то, что важны поступки, а не разговоры о добре.

Таким образом, нравственные качества детей начинают формироваться в семье. Они берут своё начало из поведения и примера взрослых. Важно, чтобы слово родителей всегда подтверждалось делом. Только так можно сформировать необходимые нравственные качества у своих детей.

Воспитание малышей

Становление нравственных качеств личности берет своё начало в раннем детстве. Именно в этот период ребенок усваивает первые моральные требования и входит в мир общественных отношений. Взрослый выполняет ведущую роль в формировании нравственных качеств малыша, который либо копирует его поведение, либо перенимает необходимые качества в процессе общения с ним.

Чтобы первичная социальная адаптация ребенка прошла нормально, нужно вызвать у него потребность в общении со взрослыми. Этап является базой для создания положительного отношения к сверстникам и близким людям. В этот период развивается потребность маленького человека в подражании, понимании речи, обращенной к нему. Ребенок должен научится различать «можно» и «нельзя». Раннее детство - это период, когда формируется правильное поведение и положительные привычки.

Эмоциональное общение, которое существовало между взрослым и малышом до шести месяцев, сменяется предметным. Манипулируя игрушками, родители вызывают желание ребенка к подражанию. В этот период у малыша формируются необходимые для нравственного воспитания качества: понимание речи, самостоятельное воспроизведение действий, предметное общение с людьми.

Малыш начинает понимать слова одобрения и запрета лишь к концу первого года жизни. Эмоционально окрашенные слова воспринимаются ребенком более серьезно, чем сказанные без определенной мимики и интонации. Ребенок охотно играет с предметами и повторяет действия взрослого.

Возможности нравственного воспитания годовалого малыша расширяются, так как он уже может ходить и ему становится проще познавать мир и взаимодействовать с ним. Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, что позволяет словесно контролировать его поведение. Важным аспектом этого периода является общение не только со взрослым, но и со сверстниками. На этой основе формируется дружелюбное отношение к другим детям, любовь к родителям и привязанность к воспитателю.

Формирование правильного поведения ребенка во многом зависит от оценки взрослого. Все его поступки развиваются на этой основе. Если взрослый положительно оценивает поведение малыша, у него появляется желание сделать ещё что-то хорошее. Наказание вызывает чувство неудовлетворенности.

Развить положительное отношение к сверстникам, умение правильно вести себя в коллективе помогут игры. Они также создадут определенную дисциплину среди детей раннего возраста. Обычно используют такие несложные игры, как «Каравай» или «Кто у нас хороший?».

Игра «Каравай»

Обычно в неё играют малыши, но она распространена и у школьников. Для её проведения детей вместе со взрослым ставят в хоровод и начинают петь всем известную песенку:

«Как на Нюшины (Сашины, Катины и т. д.) именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины (дети встают на цыпочки и поднимают руки),

Вот такой нижины (малыши должны присесть),

Вот такой ширины (дети расставляют руки в стороны, увеличивая хоровод),

Вот такой ужины (хоровод сужается)

Каравай-каравай

Кого хочешь - выбирай!»

После этого водящий выбирает другого ребенка, называя его имя, и танцует с ним в середине круга. И так игра продолжается, пока не сыграют все дети.

Важным в воспитании детей раннего возраста является обучение их совместной и бесконфликтной игре. Взрослый должен научить малышей играть одной игрушкой и уметь меняться ими. Важно, чтобы дети могли играть рядом со сверстниками, не отбирая у них игрушки. То есть играть сосредоточенно.

Итак, к концу раннего возраста ребенок усваивает простые правила поведения, учится быть в коллективе, выполнять поручения родителей. У него появляется положительное отношение к окружающим. Поведение ребенка регулируется оценкой взрослого. Так в ребенке формируется чувство удовлетворения тем результатом, который он получит при правильном выполнении поручений взрослого.

Как воспитывать дошкольников

Нравственное воспитание детей в семье должно строиться на развитии в них определенной системы ценностей, привитии положительных поступков, что в целом создает правильную личность. Ребенок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми, если он будет понимать значение таких слов, как доброта, дружба, сопереживание, любовь и справедливость. Правильно воспитанные дошкольники более устойчивы к стрессам.

Нравственные нормы лучше усваиваются в дошкольном возрасте, поэтому их воспитание нужно начинать именно в этот период. Образцы поведения, которые устанавливаются обществом, в дальнейшем будут выступать регуляторами поступков детей. Правильно организованное нравственное воспитание позволяет развить в ребенке желание поступать хорошо не из-за одобрения взрослого, а потому что он хочет так поступить и знает - это правильно.

Дружелюбное отношение к другим детям, отзывчивость на чужие проблемы является центром нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Эмоции играют немаловажную роль в воспитании ребенка. Они становятся более разнообразными по мере взросления малыша. Эмоции помогают сформировать определенное отношение к действительности и реакцию на неё. Чем взрослее ребенок, тем богаче его эмоциональная сфера. Так, дошкольник овладевает вербальными и невербальными средствами выражения эмоций. Он учится управлять ими и осознанно реагировать на происходящее.

Нравственное воспитание присутствует в жизни ребенка на протяжении всей его жизни. Среда, в которой ребенок растет и развивается, является основой для нравственного развития личности. Поэтому участие семьи в формировании нравственности дошкольников является важным моментом. То, как ведут себя родители, ребенок очень быстро схватывает и воспринимает это как норму поведения.

Чувства, которые затем становятся ценными для ребенка, формируются не без помощи взрослых. Они способны вызвать угрызение совести за плохой поступок и удовлетворение за правильное поведение. Поэтому родителям необходимо обсуждать с дошкольником нравственные вопросы, формируя в нём систему ценностей и понимание правильных и неправильных поступков. Чаще всего используют приём обсуждения поведения литературных героев и людей, окружающих ребенка. Так, понятие нравственности становится более ясным для малыша.

Если ребенка вовремя не научить понимать чувства других людей, то может сформироваться конфликтная личность. Поэтому эмпатия - важное чувство, которое необходимо развивать в дошкольнике. Взрослые должны обращать внимание на переживания ребенка, учить его выражать словом свои чувства и эмоции.

Каждый год жизни ребенка - это выполнение разных социальных ролей, которые он примеряет на себя: друг, дочь (сын), воспитанник и т. п. Эти роли позволяют сформировать нравственную личность, обладающую добротой, заботой, дружелюбием, справедливостью и другими качествами. Чем богаче будет мир ролей, тем больше нравственных норм усвоит ребенок.

Воспитать дошкольника поможет игра. Например, «Копилка добрых дел» . Игра заключается в вырезании из цветной бумаги (это может сделать взрослый) квадратиков, кружочков или других форм, интересных ребенку. Это могут быть и фигурки животных. Когда ребенок совершит хороший поступок, он должен будет положить в «копилку» одну форму. Эта игра послужит мотивом для совершения хороших поступков.

Если есть возможность провести коллективную игру, то в качестве примера можно рассмотреть «Комплименты» . Дети должны сесть в круг и взять друг друга за руки. Каждый по очереди говорит приятное слово своему соседу, на что тот должен поблагодарить товарища. Если ребенок затрудняется в подборе слов, взрослому стоит помочь ему в этом.

Что должно быть привито школьникам в плане нравственности

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью и развратом. И педагог, и родители должны уделить внимание этому аспекту в развитии школьников. Чтобы оградить детей от грубого мира, необходимо знакомить их с положениями морали, рассказывать об этике, развивать правильные убеждения.

Центром всестороннего развития личности выступает не что иное, как нравственное воспитание. Оно направлено на формирование должного отношения к Родине, окружающим, обществу и самому себе. Оно учит существовать в коллективе и трудиться.

Любой вид воспитания имеет в своём арсенале набор методов и средств воздействия на личность. В нравственном развитии они тоже присутствуют и направлены на развитие нравственных суждений, понятий, представлений и оценок. С этой целью проводят этические диспуты и беседы. Не исключается и проведение лекций на этические темы.

Беседы и диспуты следует проводить таким образом, чтобы они не выглядели, как чрезмерное навязывание своих принципов детям. Беседуя со школьниками, необходимо обсуждать жизненные ситуации, имеющих отношение к нравственности. Чем взрослее ребенок, тем более серьезные темы можно затрагивать. Содержание беседы должно ориентироваться также на уровень нравственной подготовки детей. И конечно же, нельзя обойтись без обсуждения вопросов, волнующих самих школьников.

Учитель играет одну из первостепенных ролей в становлении нравственных представлений и ценностей у детей школьного возраста. От того, как педагог преподнесет необходимый материал, зависит успех нравственного воспитания. Донести до ребенка определенные принципы можно лишь через слово, а этим инструментом прекрасно владеет педагог. Проведение бесед на духовные тему помогает школьнику посмотреть на себя другими глазами, здраво оценить свои поступки, познать и усовершенствовать самого себя.

Чтобы ребенок развивался успешно, нужно правильно организованное нравственное воспитание детей в семье. Для этого нужно создать благоприятную атмосферу вокруг школьника. Ведь всё оказывает влияние на формирование его нравственности: стиль семейного воспитания, его хорошие и плохие стороны, среда, в которой развивается ребенок.

Нужно помнить, что развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в яслях, детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители, ведь нравственность - это непросто совершенствование самого себя, но и изменение всей окружающей среды.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. Но не стоит забывать и о том, что в нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника.

Взаимоотношение ребенка со сверстниками - необходимое развитие для его нравственного развития. В совместной деятельности с одноклассниками у ребенка развивается умение помочь ближнему, правильно отреагировать на требования и поставить их самому, пережить вместе все неудачи и испытать радость от успеха. В противном случае сформируется личность тщеславная, эгоистичная и завистливая.

Школьнику необходимо общение со сверстниками. Лишь так у него появится товарищ, с которым можно обсудить школьные вопросы. Товарищ - для него друг, с которым он хочет общаться.

Формированию нравственности способствуют игры. Так, например, можно провести с ребенком игру «Избавимся от злости» . Для её проведения необходимо заранее нарисовать кляксы или тучки, которые затем отдать ребенку. Также понадобиться мешочек, который можно сшить вручную. Ребенку следует предложить складывать тучки в мешок, рассказывая о своих неудачах и плохих поступках, которые он совершил сегодня. Нужно договориться с ребенком, что в этот мешочек он складывает все свои негативные эмоции, которые затем нужно выбросить.

Предложите детям сыграть в «Пирамиду любви» . Правила просты: каждый из участников называет то, что он любит и кладет руку в центр круга. Таким образом получается пирамида.

Что сказать в заключение?

Нравственное воспитание раннего, дошкольного и младшего школьного возраста должно строиться на умении переживать, проявлять свои чувства, усваивать правила поведения, дружелюбно относиться к окружающим. Чаще всего в помощь берут простые детские игры. С их помощью ребенок примеряет на себя различные общественные роли, становится более общительным, лучше выражает и понимает чувства свои и других людей.

Желание помочь и сопереживание также можно развить, играя с детьми. Первые нравственные представления ребенка формируются именно в игре. Накопив их, он может соотнести эти убеждения со своими поступками. У него уже есть определенная база морали, поэтому он способен делать собственный выбор. В игре ребенок учится следовать тем нормам, которые одобряются обществом.

Психолог рассказывает о том, как воспитывать уважение к маме

Мне нравится!

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Сущность и цели нравственного воспитания…………………………………...4

3. Методы нравственного воспитания…………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы……………………………………………...17


Введение

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует уси­лий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования челове­ка. В этом двуедином процессе реальная возможность развития че­ловека как личности обеспечивается всей совокупностью материаль­ных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не реша­ет задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития.

Цель: Рассмотреть в нравственном воспитании цель, содержание и методы

Задачи:

1. Изучить сущность и цели нравственного воспитания.

2. Рассмотреть содержание нравственного воспитания.

3. Выявить методы нравственного воспитания.


1. Сущность и цели нравственного воспитания.

Цель нравственного воспитания реализуется всем содержанием воспитательной деятельности, которая представляет собой двусторонний процесс отношений субъекта и объекта воспитания. Сама же воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.

Нравственное воспитание как определенный процесс включает в свое содержание прежде всего сообщение воспитуемым определенной информации о должном поведении. Ответственность за поведение вырабатывается на основе знания о том, как надлежит человеку поступать в определенных условиях. Усвоение моральных норм осуществляется стихийно в повседневном общении людей. Нравственное воспитание придает этому процессу целевую направленность, систематичность с помощью этического просвещения. Как бы ни варьировались его формы, принципиальным является то, что данное средство нравственного воспитания нуждается в развитии и совершенствовании.

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.

Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.

Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нет морали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности, приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде.

Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность» – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

И.С. Марьенко обозначил нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду.

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. «Воспитание» – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.»

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. 1

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

«Нравственное воспитание личности» – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С. Макаренко.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

_______________________

1 Григорович Л.А Педагогика и психология: учебное пособие- М.: Гардарики, 2003 - 287с.

Нравственное сознание – активный процесс отражения нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательной непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни.

Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности и личной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, их моральных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей и убеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновению воспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно понимание человека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой. Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности и общественной морали становятся духовным приобретением личности. Без моральной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение к самому себе.

Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения,

Выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми.

Анализ литературы показывает, что единого подхода ученых к содержанию нравственного воспитания не существует. Но тем не менее возможно выделить различные подходы ученых к пониманию содержания процесса нравственного воспитания: когнитивный, оценочно-эмоциональный, интегративно-мировоззренческий, аксиологический, поведенческий (деятельностный), целостный.

В когнитивном подходе (Архангельский Л. М., Болдырев Н. И. и др.) нравственное воспитание рассматривается как:

  • процесс формирования самостоятельности и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей;
  • процесс формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

Основным структурным компонентом их концепции нравственного воспитания является нравственное просвещение, направленное на развитие нравственного сознания и мышления. Архангельский Л. М. ограничивает содержание нравственного просвещения лишь сообщением воспитуемым определенной информации о должном поведении.

Сторонники оценочно-эмоционального подхода (Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Харламов И. Ф.и др.) считают, что восприятие информации о нравственности и тем более выработка собственных ценностных ориентации невозможны только на знаниевом (когнитивном) уровне. В этом процессе активную роль играют эмоции. В данном подходе нравственное воспитание рассматривается как процесс формирования оценочных суждении, характеризующих отношение к нравственным ценностям, взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств. Стержневым компонентом нравственного воспитания в данном случае является развитие нравственных чувств, выработка нравственных оценок и системы жизненных отношений (личных, общественных, государственных).

Сторонники интегративной позиции (Белорусова В. В., Ильина Т. А., Кондратюк А. П.,Подласый И. И., Решетень И. К.) по отношению к двум предыдущим подходам, признавая решающее значение сознания в нравственном воспитании, считают, что нравственные нормы воспринимаются не только сознанием (рациональным мышлением), но и чувствами. Таким образом, процесс нравственного воспитания требует учета диалектического единства когнитивного и чувственного в личности.

Мировоззренческий подход (Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Савин Н. В., Сластенин В. А., Сухомлинский В. А., Шиянов Е. И и др.) интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения. 2

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. И., придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Это определение, также не выходит за рамки мировоззренческого подхода, так как в центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира.

_______________________

2 Столяренко A.M. Психология и педагогика: учебник- М.: Юнити-Дана, 2001. - 356 с.

Поведенческий (деятельностный) подход (Вентцель К. Н., Гессен С. И., Лихачев Б. Т., Марьенко И. С., Толстой Л. Н. и др.) рассматривает нравственное воспитание как:

  • процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек, нравственного поведения;
  • процесс свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
  • процесс стремления человека к нравственному идеалу.

Основными компонентами нравственного воспитания сторонники данного подхода выделяют:

  • формирование навыков и привычек поведения;
  • формирование умения делать нравственный выбор в процессе разнообразной деятельности и общения с людьми.

Согласно точки зрения Лихачева Б. Т., нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека.

В рамках целостного подхода к сущности нравственного воспитания (Богданова О. С., Каиров И. А., Черепкова С. В. и др.) нравственное воспитание рассматривается как целостный процесс формирования и развития нравственной личности ребенка. Структурными компонентами данного подхода являются нравственное просвещение, формирование нравственных убеждений, развитие нравственных чувств, формирование навыков и привычек нравственного поведения, выработка правильных нравственных оценок и отношений, формирование характера, черт личности, интериоризация общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения человека. То есть все те структурные компоненты, которые являлись стержневыми в вышеперечисленных подходах, но выступающие в единой системе целостного подхода. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный, соответствующий нормам общечеловеческой морали процесс организации всей жизнедеятельности воспитанника (его просвещения, разнообразной деятельности, отношений, общения, взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой).

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности нравственного воспитания, органического единства нравственного просвещения, воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не только на словесных или деятельностных мероприятиях, но и в повседневных социальных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки, опираясь на свои знания и представления, полученные в процессе нравственного просвещения.

Проблема целеполагания в педагогике всегда являлась одной из острейших, поскольку от цели зависит вся совокупность остальных компонентов системы воспитания – задач, средств, форм, методов. Соответственно, от четкости формулировки цели зависит и практическая эффективность различных средств и методов воспитания.

3. Методы нравственного воспитания.

Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя, педагога. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения. 3

___________________

3 Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие М.: Высшая школа, 2001. - с. 167

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает формирование любви к Родине, бережного отношения к всему многообразию собственности и творческого отношения к труду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм, внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокие нравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личных интересов.

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.


Заключение

Специфические признаки нравственного воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что нравственное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание".

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Последнее предполагает:

1.выработку понимания жизненной важности морали;

2.установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3.выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4.выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5.милосердие и любовь к людям.

Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности.

Список используемой литературы

1. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.: Гардарики, 2003 - 480 с

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник [Текст] / И.А.Зимняя - М.: Логос, 2004 - 384 с.

3. Кроль, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / В.М.Кроль

М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.

4.Столяренко, A.M. Психология и педагогика: учебник [Текст] / A.M.Столяренко - М.: Юнити-Дана, 2001. - 423 с.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / Л.Д.Столяренко - - Ростов н/Д: Феникс, 2003 - 544 с.

6. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: учебник [Текст]/ Д.Н.Узнадзе - СПб.: Питер, 2004 - 413 с.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»