Нравственное самовоспитание сотрудников правоохранительных органов. Самовоспитание личности.Что значит быть воспитанным_10 кл план-конспект занятия на тему. ХV. Понятие о самовоспитания

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

САМОВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ.

Предмет: Основы этики и психологии семейной жизни.

Класс: 10.

Урок провел: преподаватель Капустин Р.И.

Цель: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

Ход урока.

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.
  1. Актуализация знаний.

1. Что такое характер? Для чего нужно знать характер человека? Что такое бесхарактерность?

2. Какие черты характера отображают направленность личности?

3. Какие черты характера относятся к волевым?

4. Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Можно ли в себе воспитывать новые черты характера?

5.Что такое темперамент? Виды темперамента?

6. Рассказать про положительные и отрицательные черты холерика и сангвиник.

7. Рассказать про положительные и отрицательные черты флегматика и меланхолика.

8. Нужно ли учитывать черты темперамента при межличностном общении? Почему?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Личность и самовоспитание

Время, в которое мы живем и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании - значит отстать от времени, быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Особенно остро вопросы самосовершенствования встают перед юношами и девушками, оканчивающими школу или другое среднее учебное заведение и решающими для себя, как жить дальше, какие качества необходимы для будущей жизни, достаточно ли развиты способности для выбранной профессиональной деятельности, как построить будущую семью и пр.

На предыдущих занятиях мы с вами рассмотрели необходимость в потребности размышлять о себе, осознать свои личностные качества. Вы ознакомились с видами темпераментов, положительными и отрицательными чертами характера, зависимостью развития уровней способностей от направленности личности, проанализировали, что хотелось бы изменить в себе. Необходима ежедневная потребность изменять, совершенствовать свой характер, работать над собой, развивать свои личностные и интеллектуальные качества личности.

Без сформированной потребности в самовоспитании, в саморазвитии невозможно правильное формирование личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Конечно, потребность так быстро не формируется, и необходимо, во-первых, постоянно самостоятельно возвращаться к проблеме самовоспитания и саморазвития, ставить и выполнять посильные задачи, во-вторых, организовать и наладить совместно с окружающими вас взрослыми людьми (родителями, учителями, положительно направленными личностями) свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы лучше понять, познать самих себя.

Отвечающий за себя человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать ее на своих родителей и учителей. Необходимо самостоятельно пройти нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет принести своим близким счастье, кто хочет быть другом, добиться успехов в учении и труде, быть счастливым в семейной жизни.

Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала , т. е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. Особенно остро проблема самовоспитания встает в раннем юношеском возрасте. Один из важнейших моментов становления личности в этом возрасте и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания.

Самосознание - это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности . Самооценка может соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности (быть адекватной ), а может быть завышенной или заниженной (т. е. неадекватной ) . Возникает самооценка или из анализа результатов деятельности (например, если ученик быстро и легко решает задачи по математике, самостоятельно может усвоить любой материал по этому предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике), или из сравнения себя с окружающими людьми, с героями фильмов, книг.

Кроме того, самооценка может быть устойчивой и неустойчивой . Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе, однако если она неадекватна, то может приводить человека к конфликтам с окружающими или к конфликтам с самим собой. Также и неустойчивая самооценка не всегда плоха, если она связана с самокритичностью и не тормозит достижение человеком какой-то цели.

С самооценкой связан уровень притязаний (сложность задач, которые ставит перед собой человек). Сохраняет ли человек свои притязания при первых неудачах или сразу же стремится поставить себе задачу попроще, сохранив доступный успех? А если сейчас сложные задачи ему не по силам, то стремится ли он возвратиться к ним в будущем или в принципе отказывается от таких попыток? Непростые вопросы… И каждый рано или поздно должен ставить их перед собой.

Именно в ранней юности закладывается самоуважение - о бобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают старшеклассников окружающие их люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

Нужно в себе воспитывать уверенность и убежденность. Но, уверенность, никогда нельзя смешивать ее с самоуверенностью, самомнением. Это совершенно различные понятия. Уверенность основывается на знаниях и опыте, а самомнение - на тщеславии, отсутствии самокритичности и, нередко, на невежестве.

Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться.

Интерес юношества к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» - все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Для самовоспитания и саморазвития обычно составляется программа самовоспитания и саморазвития. Многие известные и знаменитые люди составляли для себя такие программы, которые потом превращались в их жизненные правила, кредо.

Так, например, Л. Н. Толстой в юношеские годы составил для себя программу самовоспитания в которой он определил для себя: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею возможною силою…». «Важнее всего для меня в жизни исправление от лени, раздражительности и бесхарактерности».

К. И. Чуковский в книге «Люди и книги» пишет о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А. П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения».

Эта невидимая миру борьба с самим собой («вытравлял из себя раба») стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату Николаю А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…». В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди:

«… Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы … Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних…

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня . Не лгут они даже в пустяках . Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

Они не унижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» …потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво…

… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

Они воспитывают в себе эстетику …».

Говоря о программе самовоспитания, необходимо остановиться на самокритичности - способности видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

М. Пришвин очень тонко подметил , что если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

Развитие какого-то специального качества недостаточно для развития личности в целом. В школе нужно развивать, прежде всего, общие качества, которые могут пригодиться в любом деле, такие, как длительная концентрация внимания, способность целиком поглощаться работой, не задумываясь об оценке и награде за нее, умение вырабатывать полезные навыки (быстро, «не раскачиваясь», входить в работу, контролировать свои потребности и т. и.) и освобождаться от вредных.

При выработке желаемых качеств (усидчивости, внимательности и др.) надо уметь помогать своей воле, «подыгрывать» ей: превращать необходимую, но рутинную деятельность в упражнение по тренировке внимательности, награждать себя (хотя бы в воображении) за уклонение от дурной привычки (например, курения) другими привычными, но безопасными для здоровья удовольствиями, замещать вредную деятельность (то же курение), по крайней мере, нейтральной.

Существует множество психологических механизмов, которые можно использовать в работе над собой. Эта работа хотя и требует многих усилий, однако вполне доступна любому человеку, если он будет регулярно ею заниматься.

Одним из наиболее действенных методов самовоспитания является составление плана (программы) работы над собой . При этом следует,

во-первых, четко определить задачу самовоспитания,

во-вторых, конкретно определить, чего, когда и как вы хотите добиться,

в-третьих, обязательно выработать критерии, по которым судить об успехах и неудачах.

Бывают задачи, требующие для своего осуществления многих лет работы над собой. Но планирование собственной деятельности и собственной личности имеет смысл лишь при безусловном выполнении намеченного. Здесь необходим самоконтроль . Без достаточно развитого самоконтроля нельзя всерьез говорить о самовоспитании. При самовоспитании человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

Одной из форм контроля над своей деятельностью является личный дневник . Дневники ведутся с целью самопознания, и сам процесс писания таких дневников есть разговор с самим собой.

Выводы:

1. Сформированная потребность в самовоспитании поможет в будущем юноше и девушке создать счастливую семью.

2. Создание прочной семьи возможно лишь при условии, если молодые супруги ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам другого.

3. Одна из главных задач развития и упрочения семьи заключается во взаимном воспитании и самовоспитании.

  1. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Что такое самовоспитание и самосознание личности? От чего они зависят и для чего они нужны?

2. Какие критерии самооценки личности вы знаете, что они выражают?

3. Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии? Какие качества надо развивать в школе?

4. Приведите примеры программ самовоспитания и самосовершенствования известных людей.

5. Кто относится к «воспитанным людям»? Какие качества присущи «воспитанным людям»?

6. Что такое совесть, самокритичность? Для чего они нужны?

7. Какие критерии должен включать в себя План (программа) работы над собой?

8. Для чего можно вести личный дневник? Как он может повлиять на создание в будущем счастливой семьи?

  1. Окончание урока.

Домашнее задание.

  1. Изучить и подготовить к пересказу материал по теме «Самовоспитание личности. Что значит быть воспитанным ».
  2. Найти в автобиографических книгах, СМИ и Интернете примеры из жизни известных людей в ведении личных дневников, влиянии их на самовоспитание и саморазвитие этих личностей.

Выставление и комментирование оценок, роспуск учащихся.


Лист

Введение 3

1. Общая часть 5

1.1. Основные труды по проблемам самовоспитания 5

1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности 5

1.3. Нравственный идеал и самовомпитание 7

1.4. От воспитания к самовоспитанию 7

1.5. Как работать над собой 8

1.6. Идеал личности 9

1.7. Материалы по самопознанию школьника 11

1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза 11

2. Специальная часть 13

2.1. Интервью с классными руководителями 13

2.2. Анкетирование 18

Заключение 21

Список используемой литературы 22

Приложение 23

Заповедь. Р.Киплинг.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятения всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил, жди не уставая,

Пусть лгут лжецы не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись прощая

Великодушней и мудрей других.

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь во владение,

Тогда мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!

Введение

Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно прежде всего с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

1. Общая часть

1.1.Основные труды по проблемам самовоспитания.

Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.

В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.

1.2. Движущие силы и механизм самовоспитания личности.

Когда появляется на свет новорожденный, мы говорим: “Родился человек”, т.е. говорим о биологическом его рождении. Однако дальнейший процесс биологического развития теснейшим образом сочетается с приобретением таких качеств и свойств, которые по своему происхождению не связаны с биологической природой человека (например: усвоение навыков, привычки, поведение и др.). Названные свойства и качества могут сформироваться лишь прижизненно и характеризуют социальное развитие человека. Таким образом, общее понятие “человек” включает в себя более узкое и специфическое понятие - “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные качества. Например: ответственность, достоинство, индивидуальность, общественная активность, твердость взглядов и убеждений.

2. Личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей управлять собственным поведением и деятельностью. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них - существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “” говорит, что как всякое развивающееся явление, личность противоречива, в ее внутреннем мире неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития. Понятия личность невозможно вне вычленения ее движущих сил. Ученые единодушны в том, что движущими силами в самовоспитании личности являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира. Между указанными факторами самовоспитания существуют сложные взаимосвязи и противоречия: цель жизни может быть одной, а увлеченность - в другой сфере, в результате чего между желанием совершенствовать себя и реальным самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не всегда противоречия могут быть разрешены усилиями самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры самовоспитания:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

в) устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

г) эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Главная воспитательная задача в руководстве самовоспитания заключается в том, что надо сформировать те положительные качества, от которых зависит разрешение указанных противоречий, и привести в действие такие факторы как: самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

1.3. Нравственный идеал и самовоспитание.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности школьника, который должен соответствовать следующим показателям:

· трудолюбие;

· творческое отношение к труду;

· высокая культура поведения.

В своей статье "О нравственном воспитании учащихся" Л.А.Замыко, А.А.Назаренко дают некоторые полезные советы:

работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному самовоспитанию предполагает формирование социального эталона личности в учебно-воспитательной работе школы, организацию жизни коллектива на принципах гуманистической морали и включение каждого ученика в процесс своего нравственного самосовершенствования.

1.4. От воспитания к самовоспитанию.

В книге А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников ” говорится, что в младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

А.И.Кочетов предлагает правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Правила вводятся постепенно. Вначале ребенок приучается жить в соответствии с пятью надо”. Это означает, что к нему предъявляются повышенные требования при выполнении именно данных правил. Одновременно указывается, что нельзя делать и почему. Через некоторое время можно подключать пять “хорошо”, поскольку они значительно сложнее для понимания и приучения.

1.5. Как работать над собой.

А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой.

Как работать над собой.

1-й этап . Определи общественную цель и смысл своей жизни.

Мой нравственный идеал.

1. Девиз жизни.

2. Конечная цель моих стремлений и деятельности.

3. Что люблю в людях и что ненавижу.

4. Духовные ценности человека.

2-й этап . Познай самого себя.

Какой я есть.

1. Мои достоинства.

2. Мои недостатки.

3. Мои интересы и увлечения.

4. Цель моей жизни.

5. Отношение к учебе.

6. Отношение к труду.

7. Отношение к людям.

Объективная самооценка.

3-й этап . Определи программу самовоспитания.

Каким я должен стать.

1. Требование ко мне родителей и учителей.

2. Требования ко мне товарищей, коллектива.

3. Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки. Программа самовоспитания.

4-й этап . Создать свой образ жизни.

Режим.

1. Распорядок дня.

2. Бережное отношение ко времени.

3. Гигиена труда и отдыха.

4. Правила жизни.

5-й этап . Тренируй себя, вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

Тренировки, упражнения.

1. Самообязательства.

2. Задания самому себе на день, неделю, месяц.

3. Самоубеждение.

4. Самопринуждение.

5. Самообладание.

6. Самоприказ.

6-й этап . Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

Самоконтроль.

1. Самоанализ и самооценка

работы над собой.

2. Самопоощрение или самонаказание.

3. Совершенствование программы самовоспитания.

1.6. Идеал личности.

а) Человек

· гуманист

· демократ

· труженик

· интеллигент

· творческая личность

· оптимист

· борец за социальную справедливость

б) Качества мужчины

· привлекательность

· верность

· мужественность

· мастеровитость

· деликатность

· взаимопонимание

в) Качества гражданина

· коллективизм

· интернационализм

· патриотизм

· национальная честь и достоинство

· совесть

· мужество

· ответственность

г) Качество женщины

· обаятельность

· верность

· женственность

· хозяйственность

· уступчивость

· взаимопонимание

д) Черты специалиста

· профессиональная компетентность

· высокая работоспособность

· организованность и деловитость

· деловое сотрудничество и самодисциплина

· требовательность к себе и другим

· культура труда и бережливость

· потребность к самообразованию,

· в самосовершенствовании.

1.7. Материалы по самопознанию школьника.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

1. Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4. Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

· если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

2. Специальная часть

Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании.

Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.

2.1. Интервью с классными руководителями

Классным руководителям были заданы следующие вопросы:

1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании?

2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого делается?

3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи, экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании?

После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих наыков поведения.

Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало бы к работе над собой.

Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои программы по руководству процессом самовоспитания.

Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой следующие задачи:

1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру, желание совершенствовать себя как личность.

2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап - побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе положительные качества личности, избавиться от отрицательных качеств.

II этап - оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап - оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в себе и от чего избавиться).

IV этап - Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

V этап - самоконтроль.

Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми использовались такие воспитательные беседы:

1. Что в человеке главное?

2. Что мы знаем о себе?

3. Кто добивается цели?

4. Сотвори себя сам.

5. Как создавать характер?

6. О привычках полезных и вредных.

7. Как преодолеть свои недостатки?

8. Мои недостатки - мои враги, мои достоинства - мои друзья.

9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

10. Что такое самовоспитание?

11. Можно ли изменить свой характер?

12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

13. Как создавать характер?

14. Принципиальность и равнодушие.

15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей, большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским. Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с его программой самовоспитания.

Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно чаще.

Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.

В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением, действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность преодоления отрицательного в себе.

Собственные программы по формированию у детей потребности в самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя. Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:

1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

2. Подвиг - мгновение или жизнь?

3. В чем красота человека?

4. Кто оставляет добрый след в жизни?

5. Всякое ли дело может быть интересным?

6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

7. Как стать интересным человеком?

8. Какого человека можно назвать красивым?

9. Хочу и надо.

10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

11. В человеке все должно быть прекрасно.

Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений, споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков самоконтроля.

На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

Вопросы могут быть такого характера:

1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему человеку, плохому человеку.

2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-то недостатков, назовите от каких?

4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 - 10 лет?

5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это делаете?

Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

1. Твой внешний вид.

2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты мечтаешь?).

3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя получается лучше, какие книги ты читаешь?).

4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную трудовую обязанность в семье?).

5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой, киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

Одним из средств является составление планов работы над собой и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания.

Самостоятельное планирование работы над собой - процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути искоренения этой отрицательной черты характера:

1. Бросить жаргонные слова.

2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.

3. Приучить себя к хорошим манерам.

4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.

5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами; мы и сами можем стать волшебниками среди людей.

6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и друзьям

7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена программа работы над собой, необходима организация упражнений для развития определенных качеств личности.

Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными приемами самовоспитания.

Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению, коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают. Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства, взятые индивидуально.

Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей. Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

Молодые классные руководители, имеющие небольшой опыт работы, используют схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:

1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай, что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми, вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает общество, не любит оставаться один.

2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу. Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса, твои товарищи и друзья, ты сам.

После интервью с классными руководителями я сделала для себя выводы, что в школе №3 города Полярные Зори проблемам самовоспитания уделяется большое внимание. Учителя разрабатывают свои программы организации самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они стараются научить ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.

2.2. Анкетирование

Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные руководители я провела анкетирование в 9“А” классе школы №3 города Полярные Зори. Анкетирование помогло мне увидеть уровень самовоспитания у этих ребят.

Анализ анкет, которые были предложены учащимся 9 класса свидетельствуют о том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя, склонны более критично относиться к своим недостаткам. И главная заслуга этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного руководителя по формированию потребности в самовоспитании.

Анкета

1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?

2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в настоящее время?

3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?

4. Как ты стремишься их преодолеть?

5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над собой?

Анализ анкет

Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет сделать некоторые выводы.

На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:

1. За верность в дружбе, доброту;

2. За чувство юмора;

3. За активность;

4. За честность;

5. За целеустремленность.

Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:

1. Силу воли;

2. Усидчивость;

3. Храбрость;

5. Трудолюбие;

6. Стойкость.

7. “Хочу стать более серьезным”;

8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.

Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие неприятности:

2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;

3. Доверчивость;

4. Неустойчивость характера;

5. Вспыльчивость;

6. Упрямство.

Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили, что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как нибудь”.

Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при наличии веры в свои силы можно составить реальную программу самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.

Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному анализу своей деятельности.

А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что человек сам создает себя, сам творец своего характера.

Заключение

Итак, самовоспитание - педагогически управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

Во-первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих недостатков.

Во-вторых , овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

В-третьих , составление программы самовоспитания. Это очень важный этап работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли приемы выбирает.

В-четвертых , организация самовоспитания в избранной деятельности. Это наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием.

В-пятых , надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

Список используемой литературы

1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, Ленинград, 1992

2. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986

3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар. асвета, 1990

5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

6. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987

Л. А. Щелкунова, В. И. Болдина

Непременным условием воспитания (которому человек фактически подвержен всю свою жизнь) является система норм, от правил общественного поведения, морали и до формул принятого в обществе знания.

Воспитание и самовоспитание нравственного сознания как совокупности нравственных взглядов, убеждений, отражающих систему моральных отношений, направлено на формирование сознательного отношения к своим действиям, ответственности за них и их последствия.

Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношение с миром, определяют суть его «внутреннего стандарта». Именно он выполняет функцию отбора идей, взглядов, ценных ориентаций, позиций – делает ВЫБОР. Важно, чтобы выбор был нравственным. Нравственно зрелая личность характеризуется высоким уровнем развития нравственных качеств.

Она является носителем нравственного сознания, подкрепленного в поведении; отличается наличием так называемого этического иммунитета – устойчивостью перед соблазнами и явлениями безнравственного свойства.

Человеческий индивид есть саморегулирующаяся и самоуправляющаяся система, функционирующая на основе собственных программ жизнеобеспечения и жизнедеятельности, которые вырабатываются в ходе непрерывного приспособления к природным, бытовым социальным условиям.

Процесс саморегуляции может быть произвольным, управляемым сознательно. Все, что осознается человеком, может им анализироваться, контролироваться, регулироваться.

Человек тем и отличается от животного, «что его инстинкт осознан» (Ф. Энгельс).

Именно сознание определяет (проектирует) линию поведения человека, решает вопросы отношений и взаимодействий, вмешивается в регулирование эмоций, состояний, направляет процессы усвоения социального опыта, руководит формированием собственной личности, её деятельностью.

Особенность сознания состоит в том, что оно может отвлечься от реальной «здесь и теперь» ситуации и руководствоваться значимыми для неё обра-зами. Эти образы служат психическим активатором, который дает начало внутренним эмоциональным, волевым, мыслительным процессам, а затем и адекватным видимым внешним проявлениям. Такими главными для человека образами, составляющими основу механизма самоуправления личности, являются его потребности, способности, направленность, Я – концепция. В составе этих механизмов есть как осознаваемые составляющие, так и неосознаваемые. Задача заключается в том, чтобы овладеть сознательным самоуправлением, саморегуляцией, расширить спектр осознаваемого в своем состоянии, эмоциях, поведении.

Психологическая саморегуляция описана известной формулой С. Л. Рубинштейна о преломлении внешнего через внутреннее: «саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач».

Самоуправление личности – процесс целенаправленных воздействий на себя, свою личность, ведущий к осуществлению целей и планов, а саморегуляция личности – это то же самоуправление, только в рамках заданных ситуаций.

Самоуправление – процесс творческий, связан с созданием нового: постановкой новых целей, поиском решений и средств достижения целей. Акт самоуправления включает сознательную постановку цели, составление плана её достижения, исполнение действия, контроль результатов, коррекцию (целей, средств достижения, действий).

Саморегуляция как самовлияние на личность действует изнутри личности.

Она играет роль корректирующего механизма, может ослабить или усилить реакцию человека (эмоциональную, поведенческую, когнитивную) на внешние воздействия, обстоятельства.

Саморегуляция может быть и долгосрочным процессом, направленным на изменение убеждений, установок, отношения к воздействующим причинам.

Саморегуляция как самокоррекция личности проявляется в тех случаях, когда необходимо изменять не обстоятельства жизни, а себя, свои личностные позиции, ценности.

Личностный уровень саморегуляции возможен лишь в случае развитой, зрелой личности. Он захватывает не только психические процессы и механизмы саморегуляции, но и ценностные структуры мировоспитания, мировоззрения личности.

Самоорганизация, самовоспитание как средства личностного уровня саморегуляции могут иметь показателями своей развитости различные соответствия жизненных выборов (образа жизни, профессии, друзей и др.) индивидуальным особенностям и способностям личности.

Такие соответствия предполагают, в свою очередь, высокий уровень самопознания личности, осознание своих ценностных ориентиров и не просто знание механизмов и путей саморегуляции (как самовлияния), а наличие сформированной установки и навыков саморегуляции, которые постоянно реализуются личностью в поведении, общении, деятельности.

Таким образом, развитая сознательная саморегуляция является мощнейшим средством «делания себя». И здесь особенно актуализируется вопрос: «по какому образу?», «по какому подобию?».

Задачи развития нравственного сознания и самосознания выходят на первый план и должны опережать развитие сознательной саморегуляции личности.

Саморегуляция как неотъемлемая составляющая процессов развития личности (спутник, средство, цель – в зависимости от ситуации и задач развития) должна ставить задачи формирования нравственной правомерности выбора, доминантной установки-мотивации на нравственное самосовершенствование (А.А. Ухтомский).

Придание индивидуального, личностного смысла мотивационно-целевым механизмам саморегуляции затрагивает проблемы этики, социальной психологии, отражает содержательную сторону индивидуального сознания.

«Личностный смысл» саморегуляции заключается в том, насколько человек отождествляет с собственной личностью ту или иную идею, моральную норму, социальную ценность. Высокий уровень нравственного развития предполагает идентификацию личности с моральными нормами общества, общечеловеческими ценностями. Такая личность руководствуется своей совестью – сознательно принимает решения на основе общечеловеческих ценностей, обладает властью над своими желаниями, полноценно ориентируется во внешнем мире и в своих поступках, в построении своей жизненной стратегии.

Лоренс Колберг, продолжая эксперименты Ж. Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста, изучал развитие морального сознания личности. Используя метод нравственных дилемм, Колберг предложил шкалу оценки уровня нравственного развития, основанную на характеристике причин, побуждающих человека к тому или другому действию.

Почему человек ведет себя правильно?

1-й уровень. Чтобы избежать наказания и получить награду (подстроиться).

2-й уровень. Чтобы все хорошо обо мне думали, другие и я сам (казаться).

3-й уровень. Таковы общепринятые нормы и ценности моего общества (подчиняться).

4-й высший уровень. Таковы мои моральные принципы; они основаны на общечеловеческих принципах (быть самим собой).

Эти уровни нравственного поведения и представляют уровни нравственной саморегуляции.

Метод диалемм направлен на включение учащегося в систему новых для него отношений. У каждого человека должен накапливаться опыт социально полезного поведения; опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной ориентации, нравственные установки, которые позже не позволят ему вести себя безнравственно. Для этого необходим «труд души» (В.А. Сухомлинский), организация работы над собой. В условиях аудиторного занятия это может быть рассмотрение упражнений по формированию у учащихся способности к суждениям на основе принципа справедливости, решение так называемых дилемм Колберга.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении учащимися моральных дилемм. Это рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. По каждой дилемме можно определить уровень морально-ценностной ориентации человека.

Уровень нравственной саморегуляции личности определяется не по тому, как мы относимся к чему-либо (одобряем/осуждаем), а тем, понимаем ли мы, почему был дан именно такой ответ, умеем ли объяснить причину своего поведения.

В ряде психологических исследований была показана взаимосвязь между уровнем моральных суждений и реальным нравственным поведением, причем у детей она выражена в большей степени, чем у взрослых.

Метод моральных дилемм не предполагает наличия примеров как готовых образцов правильного поведения. Уяснение причин своего выбора, творческое размышление о них укрепляют нравственную позицию, взгляды и убеждения личности, способствуют формированию её нравственного сознания.

Список литературы

1. Селевко Г.К., Болдина В.И., Левина О.Г. Управляй собой. М.: Народное образование. 2001. Сер. Самосовершенствование личности.

2. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М.: Знание, 1990.

3. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. Ярославль, 2002.

Древняя истина Аристотеля: «… В нашей власти быть нравственными или порочными людьми».

Нравственное самовоспитание существует как неотъемлемая часть нравственного воспитания. Здесь проявляется активность сознания. Работая классным руководителем много лет, всеми путями стараюсь воспитать у учащихся способность к самопознанию и самооценке. Так, на одном из классных часов, я заострила внимание ребят на смысле пословиц: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «ум хорошо, а два лучше. Подчеркнула, что в них звучит призыву к осмотрительности, обдуманности своих действий. Они предостерегают от излишней самоуверенности и бесшабашности, которые ни к чему хорошему не ведут. В качестве примера человека, самым серьёзным образом сознательно занимавшегося самовоспитанием, я называю А. П. Чехова: «Надо себя дрессировать», — писал он. Отвечая на вопросы одной из анкет, ребята поняли, что нравственное самовоспитание не то же самое, что и нравственное самосовершенствование. Ведь человек в принципе может сознательно воспитывать в себе и такие нравственные качества, которые не делают его более совершенным именно как человека, а, наоборот, обесчеловечивают его, делают вредным и опасным. Меня всегда тревожат беспрекословно послушные дети, потому что ожидается их превращение в беспрекословных послушных взрослых. Очень тихих, очень исполнительных и вовсе лишённых готовности проявить инициативу, отстаивать свои убеждения, выступая за правого, разоблачать виноватого, увлечься… Вот и выходит, приучая детей к послушанию, должны мы вырастить непослушных. Но и в послушании есть две стороны. Один из учеников часто прогуливал уроки, не выполнял требования директора постричься, долго не мог сменить модные джинсы на обычные брюки. Он думал, что таким способом он отстаивает личность. Долго беседуя с ним, я доказала, что не понимает он, что в личности главное. На помощь пришли книги, вырезки из газет, примеры их жизни. Я всегда стараюсь быть не командиром, а советчиком и помощником для ребят. Работая над вопросом нравственного самовоспитания, в конечном счете, я спрашиваю себя, как разбудить тот внутренний голос, который остановит мальчишку, бросающего камень в окно проходящего поезда, вытаптывающего грядки на чужой даче. Как воспитать то, что мы называем совестью?Совесть — разность между тем поведением, каким оно должно быть в представлении человека, и тем, какое оно есть на самом деле. И поэтому голос совести звучит лишь тогда, когда человек ощутит эту разность. Поэтому-то очень часто бывают бесполезными обращения к совести молодцов, ревущих песни в ночном дворе. У них не сформировалось представление о поведении. «С совестью надо научиться разговаривать, — повторяю я ученикам. - Прежде чем уснуть, вспомни, что хорошего ты сделал за день, вспомни и то, о чём вспомнить не хотелось бы!».Основными правилами самовоспитания выбрали мои ученики на одном из классных собраний, мудрые заповеди В. А. Сухомлинского: «Сущность самовоспитания заключается в том, чтобы уметь заставить себя», «Повелевать самому себе, властвовать над собой учись с малого. Заставляя себя делать то, чего не хочется, но надо. Долженствование - главный источник воли. Подавляйте в себе малейшие признание слабоволия» и т. д.Воспитывая, воспитывай себя - это формула непререкаема, потому, что воспитание не может быть процессом односторонним. И у воспитанников, и у воспитателя могут быть свои правды свои резоны. И мы ищем путь к истине вместе.А если лживость уже проникла в поры растущего человека? Универсального лекарства тут нет. Каждый раз приходится создавать его заново. Но две составляющие обязательны - разъяснение и доверие. И ещё одну хочется назвать - это ставка на чувство справедливости, порой искажённой, но справедливости. Самому отпетому подростку можно объяснить, что он поступил несправедливо. Я много раз убеждалась в том, как сильно действует этот простой довод, если его привести спокойно, без раздражения.В самооценке ребёнка очень важно я считаю формулу » Я никогда не накажу тебя, если ты скажешь правду, какой бы она не была, и буду презирать тебя, если ты солжёшь». В конце концов, эта формула срабатывает обязательно.Одним из важных факторов, способствующих возрастанию роли самовоспитания и самообразования, является творческое отношение к труду. Будь то учёба или обыкновенный «субботник».Мне всегда нужна родительская поддержка. Единство родителей и учителей - одно из незыблемых моих правил. Чтобы лучше знать родителей, повернуть их лицом к своим детям, предлагаю тест, составленный английским психологом Г. Пэйном.Вот некоторые вопросы из него:1. Вы видите в своих детях:А. Людей, равных вам?Б. Тех, кто может помочь вам заново пережить вашу молодость?В. Маленьких взрослых?Г. Тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?Или2. При споре с детьми вы:А. Редко говорите, что они ошибаются.Б. Соглашаетесь изменить позицию.В. Оставляете последнее слова за детьми, не желая ссориться.Г. Соглашаетесь, если они правы.Всего дано 12 вопросов. Результаты бывают самыми неожиданными и побуждают к размышлениям.Тесты проводятся и по другим темам. Часты в классе собрания-диспуты.Так, на одном их них были подведены итоги игры, которая проводилась на классном часе «Мы выбираем, нас выбирают». Эта игра дала ребятам толчок для самоанализа. Никто не остался равнодушным к тому, что узнал о себе, о своих детях.С интересом слушали родители итоги психологического практикума по теме «Личность», где ребята определяли свой темперамент по методике А. Белова. «Каждый человек - это огромный звёздный мир», — повторяем мы часто. Но ведь звёздный мир не только огромен. Он постоянно изменяется. Хотим мы или не хотим, но наше каждодневное поведение накладывает на детей свой отпечаток. Но только одного не принимает юная душа - грубого нажима.Гуманную личность можно воспитать лишь нравственными средствами. Требуя что-либо от другого, требуй этого же и от себя. И если мы говорим о необходимости единства действий, то здесь мы должны понимать, прежде всего, единство с нашими воспитанниками. А в основу, кладу любовь и стремление к взаимоотношению.Разговор о том, что между семьёй и классным руководителем должна быть глубокая дружба в вопросах воспитания детей далеко не нов, но остаётся всегда злободневным.Ребёнка невозможно делить на сферы влияния: скажем, школа содействует его и правильному выбору профессии, а семья занимается его характером. Это разделение сугубо условное, и именно оно объясняет многие педагогические неудачи.Чтобы определить воспитательный потенциал семьи, я стараюсь как можно больше узнать о родителях: изучаю условия каждой семьи, выясняю, где работают родители, как проводят свой досуг. Затем разрабатывается методика правильного общения между родителями и классным руководителем. Обычно оно не сводится только к родительским собраниям, где речь идёт только об учёбе. Взаимодействие семьи и школы проявляется в классе в разных сферах. Здесь и участие родителей в оформлении кабинетов, выступления родителей на собраниях по профориентации, военно-патриотической тематике, проблемам нравственности, участие в общих праздниках, соревнованиях класса.Участие родителей в делах класса активизировало и деятельность родительского комитета. Повысилась роль родительских собраний в воспитании учащихся. Так на родительских собраниях часто возникает разговор о трудовой активности детей, о том, чему научился ребёнок в школе, дома. Родители обмениваются опытом семейного воспитания. Естественно, такие встречи помогают родителям определить правильно взаимоотношение с детьми, повышают их педагогическую культуру.Совместная работа с родителями открывает возможности для профориентационной работы. С помощью них организуются экскурсии на предприятия, выставки, посвящённые профессиям, встречи с интересными людьми. И результат налицо: из 19 выпускников 2007 года 16 стали студентами вузов, пятеро из них по окончании будут работать на селе.Чтобы родители были постоянно информированы, как их дети участвуют в общественной жизни класса, я внедрила в практику своей работы «Личную книжку учащегося». В ней совет отряда записывает о личных достижениях школьника в труде, спорте.«Личная книжка учащегося» адресована и родителям: в ней имеется перечень трудовых умений и навыков, которыми школьник должен овладеть под руководством взрослых: «умей пришить заплату, научись ухаживать за младшими, знай, как ухаживать за верхней одеждой, умей гладить и складывать бельё» и т. д.В «Книжке» есть и такие задания: учись интересно рассказывать дома о своей жизни в школе, веди каталог домашней библиотеки, обсуждай с домашними прочитанные книги.Для меня не так важно, кто и к кому первым обратился за помощью и советом - учитель к родителям или они к педагогам. Здесь обе стороны должны работать в унисон. Здесь не нужны рецепты, наборы педагогических рекомендаций - их будет порождать сама жизнь, совместный поиск.В. А. Сухомлинский удивительно точно выразил эту идею «Без семьи… мы были бессильны… Безграничное уважение и доверие к школе - вот что главное для коллектива наших родителей».Мой опыт работы убеждает: постоянный контакт между учителем и родителями положительно влияет на учебно-воспитательный процесс в школе, и дома, помогает включать детей в ситуации выбора, оценивать свои действия, поступки, вовлекать в творчество.

Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.

Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.

В современной психологии самовоспитание рассматривается как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя к личности, выработки человеком в себе таких качеств, которые являются желательными. Педагогической наукой самовоспитания определяется систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на выработку в себе желаемых физических, умственных, нравственных, эстетических качеств, положительных черт воли и характера, устранения негативных привычек. Цели и задачи самовоспитания оговариваются требованиями общества и духовными потребностями конкретной личности, ее стремлением к самореализации в жизни.

Методы самопознания и нравственного самовоспитания

Одним из важнейших методов самовоспитания является само­критика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нрав­ственных отношений, в жизнедея­тельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противо­речий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее тре­бование действенности самокритики – учет собственного дос­то­инства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя.

Профессия и обстоятельства жизни требуют и таких ме­тодов самовоспитания аудиторов, как самоограничение и самоотказ, самообя­зательство и др. Самообязательство, в частности, широко приме­няется в процессе учебы, в ходе подготовки к экзаменам и т.д. Обязательства и самообяза­тельства возникают у аудитора после подписания молодым специалистом контракта с фирмой. Этот торжественный акт оставляет в сознании молодого человека глубокий след и навсегда сохра­няется в памяти как одно из самых значительных событий в его жизни.

Некоторые люди для выработки власти над собой при­меняют метод переключения. Метод этот заключается в том, что человек переключает свое внимание от вредной, ненужной мысли и направляет его на полезную, нужную. Переключать можно не только мысли, но и действия, поступки. В основе переключения лежит волевой акт, а лучшим средством переключения является самоотверженный труд. Развитию этого качества способствуют занятия спортом, художественной самодеятельностью, увлечение литературой и т.п.

Положительное влияние на процесс нравственного самовос­питания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может по­влечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредован­ным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).

При выполнении сложных задач, требующих больших воле­вых усилий, может применяться самоприказ. Самоприказ отдается во внутренней или внешней речевой форме. Воздействие само­приказа основано на силе словесного раздражителя. Использова­ние этого метода предполагает основательную волевую подготовку и практику самовоспитания.

Часто для удержания себя от вредных поступков и действий, а также для развития положи­тельных качеств студенты и молодые специалисты составляют личные правила самовоспитания. Такие правила могут носить характер девиза. Например: «каждая секунда на учете, каждая минута – для пользы»; «преграды на то и существуют, чтобы их преодолевать»; «тяжело в учебе, легко в работе»; «дал слово – под­тверди делом» и др. Нередко личный план вырастает в программу само­воспитания, в которой ставятся конкретные задачи нрав­ственного самовоспитания на определенный период. Такую про­грамму имеют многие молодые люди. Характерно, что тот, кто активно работает над собой, испытывает потребность вовлекать в такую работу других. И тогда программа само­вос­питания прини­мает коллективный характер. Программа предусматривает озна­комление с теорией и методикой самовоспитания, а реализация ее осуществляется через деятельность. Она органически сочетает­ся с текущими и перспективными планами профессиональной деятельности и охватывает все стороны жизнедеятельности молодых специалистов. При этом главное внимание уделяется выработке умения всегда и везде следовать нормам сегодняшнего дня, научной организации труда, требова­ниям руководящих документов, стремлению учиться самому и учить других, помогать им словом и делом, контролировать их труд и учить самоконтролю. Желательно разработать тематику индивидуальных занятий по самообразованию, методику проведе­ния тренингов и упражнений. Одна из основных сторон этой работы по нравственному самовоспитанию - выработка стремления выполнять зада­ния только с высоким качеством, развитие навыков скрупулезно­го соблюдения после­довательности в действиях и взыскательности к себе.

В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напомина­ет себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоин­структирование, в детальное «проигрывание» предстоящей опера­ции и способов ее осуществления.

Прежде чем принуждать себя к выполнению тех или иных действий, у человека может поя­виться сомнение в их целесооб­разности. Здесь возникает потребность в самоубеждении. В про­цессе самоубеждения приводятся различные аргументы, подкреп­ляющие целесообразность предвари­тельного решения, и только после этого начинается его выполнение. В итоге самоубеждения может появиться и решение об отказе от вредных привычек, по­ступков.

Большую роль в процессе нравственного самовоспитания призвано играть правильно постав­ленное самовнушение. Само­внушаемость – нормальное свойство человеческой психики. Основой ее является нейтрализация задерживающих механизмов и критической способности личности. Такая нейтрализация достигается благодаря командной роли второй сигнальной системы относи­тельно первой.

Сила внушения и самовнушения может быть чрезвычайно большой. Очень важно отбирать вну­шаемые идеи, остерегаться отрицательного самовнушения: «не могу», «невозможно» и т.д. Считать себя неспособным – это зна­чит начинать быть таковым. И, наоборот, уверенность в успехе – это уже начало успеха.

В целом, как видим, методы и приемы нравственного само­воспитания охватывают все духовные и физические проявления человека – его чувства, разум, волю и практическую деятельность. Сущ­ность действительного применения методов и приемов само­воспитания состоит в том, чтобы найти в духовном мире соб­ственной личности точки своего приложения в виде желаний, стремлений, интересов, задатков и т.д., и так организовать их борьбу, чтобы потерпело поражение все негативное, аморальное, низменное.

Для принятия морального решения важно не только наличие морального побуждения, стрем­ления к добру, но и правильное понимание того, что в настоящих условиях является действитель­но добром, каковы объективные обстоятельства и какими сред­ствами при данных обстоятельствах можно наилучшим образом достигнуть желаемого. При этом надо уметь предвидеть буду­щее, чтобы возможно более точно рассчитать (опять этот расчет!) возможные косвенные последствия поступка. Без понимания об­становки, без умения заглядывать в будущее самое лучшее побуждение может или не осуществиться, или даже привести к от­рицательному результату. Известно изречение: «Услужливый дурак опаснее врага». У медведя из известной басни было вполне доброе намерение – отогнать муху от спящего путника, но результатом его действия было не добро, а зло. Следова­тельно, содержание поступка и его результат зависят не только от намерения, но и от знания того, что, как и при по­мощи каких средств надо делать, чтобы достигнуть поставлен­ной цели, а также от умения совершить планируемое действие. Мы видим, что при наличии положительного мотива из-за не­знания или неумения результат поступка может оказаться отри­цательным.

Существенным фактором нравственного самовоспитания является также художественно-эсте­тическая культура личности. Поэтому ее формирование – одна из важных задач воспитательной деятель­ности.

Настоящее искусство кристаллизирует эмоционально-идей­ный и эстетический опыт челове­чества, утверждая идеал социаль­ности и гуманизма, идеал гармонии мира (общества) и человека. Оно воспитывает высокие чувства и убеждения, среди которых моральные чувства и убеждения занимают важнейшее место. Оно вос­питывает в человеке восприимчивость к красоте и отвращение к безобразному. Оно объединяет мысли, чувства и волю людей, направляет их на служение соци­альным целям и идеалам.

Искусство, выполняя морально-воспитательную функцию, в то же время играет роль одного из факторов, определяющих эти­ческое поведение. Поскольку оно включает в себя моральное содер­жание, оно может рассматриваться в качестве своеобразно­го элемента морального сознания. В этом аспекте по характеру своего воздействия на поведение оно отличается от моральных чувств, убе­ждений, идеалов лишь тем, что выражает их в худо­жественной форме. Искусство придает им «дополнительную» ре­гулятивную силу, обусловленную эмоционально-образной, ярко выраженной эстетической формой, присущей ему как специфиче­скому явлению духовной жизни. Особой морально побуждаю­щей силой обладает образ положительного героя, способный во­плотить в себе основные характеристики нравственного идеала личности. Запечатлеваясь в памяти, этот образ может стать ор­ганической частью внутреннего мира личности, не только помо­гая ей выбрать правильную линию поведения, особенно в труд­ных ситуациях, но и способствуя появлению энтузиазма – того эмоци­онального напряжения, подъема, без которого не могли бы совершаться поступки высокого мораль­ного значения. Искусство не творит из самого себя нрав­ственные силы человека, оно лишь воплощает в своих творениях высшие проявления его моральных возможностей и, действуя на эмоционально-образную сферу сознания, оказывает существенное влияние на волю человека, на его поведение.

Одним из внеэтических факторов нравственного поведения является эстети­ческое чувство, чувство красоты. Важную роль в его формирова­нии играет искусство, но оно воспитывается и в процессе об­щения человека с природой, со всем окружающим его предмет­ным миром. Сущест­венное значение в этом же отношении имеет эстетический вкус личности. Эстетический вкус – способность человека рационально и эмоционально оценивать социальные и эстетические ценности, поступки людей, прежде всего, отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, моральное от аморального.

Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту или иную конкретную цель? Он определяет ее под воздействием внешних и внутренних побуждений. К внешним относятся социальные, про­фессиональные, служебные, семейные и всякие иные обязанности, а к внутренним – потребности, интересы, желания, эмоции, страсти. И вот здесь перед личностью возникает ряд духовных барьеров. Первый – это эстетический барьер. Он – самый разно­сторонний, ибо опосредует чуть ли не каждый шаг человека. Даже в таких буднично-бытовых действиях, как общение, принятие пищи, одежда и т.п., человек постоянно руководствуется критери­ем «красиво – некрасиво». Определяет выбор его в этом случае такая категория, как эстетический вкус. Но, допустим, человек преодолел этот барьер: цель представляется ему настолько заманчивой, что ради ее достижения он решается поступить «некрасиво». Тогда перед ним возникает другой барьер – нравственный со своей системой крите­риев, суть которых сводится к понятиям «хорошо – плохо». Регулировать движение по этому пути помогает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря которой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и это может стать решающим фактором для прекращения дальнейшей попытки совершения неблаговидных действий. И только после преодоления этого барьера перед человеком возникает третий и последний барьер – правовой.

Выбор теперь посредуется лишь страхом перед наказа­нием, которого человек надеется избежать. Очень хорошо сказал по этому поводу Сомерсет Моэм: «В борьбе с человеческой личностью общество пускает в ход три оружия: закон, общественное мнение и совесть; закон и обще­ственное мнение можно перехитрить, но совесть – предатель в собственном стане. Она сражается в челове­ческой душе на сторо­не общества и заставляет личность приносить себя в жертву на алтарь про­тивника».

Таким образом, расширение роли и значимости морального фактора в демократическом обществе распространяется не только на общесоциальные, но на все, в том числе и на сугубо профессиональные отношения, приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»