Эксперименты с детьми 5 6 лет. Интересные опыты для детей. Яйцо в уксусе: очень простой опыт

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Татьяна Степанова
Опыты с водой для детей 4–5 лет

Опыт 1.

Цель: проверить, что гуашь растворяется в воде.

Материалы: 3 прозрачных стаканчика, гуашь, кисточки.

Ход: в 1 стакане растворить желтую гуашь, во 2 стакане- красную, в 3- зеленую.

Опыт 2 .

Цель: исследовать воду на прозрачность.

Материалы: стакан с водой, стакан с молоком, 2 чайных ложки.

Ход: опустить по ложке в стакан с водой и молоком, объяснить почему в стакане с водой видно ложку.

Опыт 3.

Цель : исследовать воду на вкус.

Материалы: 3 стакана с водой, сахар, лимон.

Ход: в 1 стакан добавить сахар, во 2- сок лимона, в 3 стакан ничего не добавлять. Предложить ребенку выпить немного воды из каждого стакана.

Вопросы: Как ты думаешь, в каком только вода? Имеет ли эта вода вкус, запах, цвет? Угадай, что добавлено в другие стаканы?

Опыт 4.

Цель: исследовать плавучесть предметов.

Материалы: таз с водой, деревянная палочка, бумажный кораблик, камешек, монета.

Ход: опустить в воду монету, камешек, деревянную палочку, бумажный кораблик. выяснить какие предметы тонут, а какие нет, почему.

Опыт 5.

Цель: убедиться в том, что снег состоит из воды.

Материалы: миска со снегом.

Ход: занести в помещение миску со снегом, через некоторое время понаблюдать. Объяснить детям откуда в миске вода.

Опыт 6.

Цель: узнать, какие материалы пропускают воду.

Материалы: мешочек из ткани, целлофановый пакет.

Ход: налить в каждый мешочек воду, обратить внимание на то, что мешочек намок и пропускает воды, нежели целлофановый пакет.

Публикации по теме:

«Опыты с воздухом и водой». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширить знания о воде и воздухе, их свойствах, роли в жизни человека, животных, растениях. Прививать интерес к исследовательской.

Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Конспект ОД в средней группе «В гостях у Капитошки. Опыты с водой» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие. Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с.

Нетрадиционное занятие по экспериментированию (опыты с водой). Авторы: Чеботарева И. Н. ; Грищенко Л. В. Экспериментальная деятельность в.

НОД по экологии в старшей группе «Опыты с водой» ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе.

Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты с водой. Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развитие познавательно - исследовательской деятельности, знакомство детей со свойствами воды.

Интеграция образовательных областей:"Социально-коммуникативное развитие","Познавательное развитие"," Речевое развитие". Задачи: -формировать.

Перспективное планирование с картотекой опытов на каждый месяц. При разработке планирования я использовала работы Крылова В.Г., Янова, Евсеева Н.В., которые напечатаны в сборнике «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника», составленная Нищевой Н.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе

Сентябрь.

Опыты с водой.

1 . Материалы: различные емкости для воды; чистая питьевая вода; чистые стаканы; чайные ложки; соль; сахар.

Ход опыта.

В стакан налить чистую питьевую воду и попробовать вкус. Какая на вкус вода? Добавить в воду немного соли и размешать, снова попробовать. Что изменилось, какая на вкус стала вода? Добавить в другой стакан немного сахара, размешать и попробовать. Куда исчез сахар? Какая вода стала на вкус? Изменился ли цвет воды с добавлением сахара, соли? Почему?

Вода прозрачная, в ней растворяются различные вещества, и она приобретает вкус растворенного вещества.

2. Есть ли у воды запах?

Материалы: Емкости для воды; холодная и горячая вода.

В емкость налить холодную воду и понюхать, есть ли запах7 в другую емкость налить горячую воду и понюхать. Есть ли запах? Какое предположение можно сделать?

Вода не имеет запаха.

4. Куда делась вода?

Материалы: стакан с водой; маркер.

Ход опыта.

В стакан налить воду, отметить маркером уровень воды и поставить в самое теплое место помещения. Через день отметить изменение уровня воды. Почему уровень воды изменился? Что произошло?

Вода испаряется.

5. Трубочка пипетка.

Материалы. Трубочка для коктейля; стакан с водой; стакан.

Ход опыта.

Поставить рядом стакан с водой и пустой стакан. Опустить трубочку в воду. Взять трубочку двумя пальцами, при том указательным пальцем закрыть сверху отверстие трубочки, вытащить из воды и перенести в пустой стакан. Снять палец с трубочки- воды вытечет в пустой стакан. Проделав тоже самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По тому принципу работает пипетка, которая наверняка есть дома в вашей аптечке.

6. Живая рыбка.

Материалы: Плотная бумага; ножницы; емкость с водой; пипетка; растительное масло.

Ход опыта.

Из плотной бумаги вырезать небольшую фигурку рыбы. В центре проделать небольшое отверстие, от которого прорезать до хвоста узкую полоску.

В емкость с водой положить рыбку так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась сухой.

Наберите в пипетку немного растительного масла и капните одну большую каплю в отверстие фигуры рыбки, лежащей на воде. Рыбка поплывет.

Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по прорези. Впитывая воду из прорези, масло будет толкать фигурку рыбы.

Октябрь

Опыты с ветром.

1. Волны.

Материалы: Небольшие емкости с водой.

Ход опыта.

Дети дуют на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуют, тем больше волны.

Ветер – это движение воздуха. Если дуть на воду, получать волны.

2. Кораблики.

Материалы: Миски с водой; парусные кораблики.

Ход опыта.

Дети пускают парусные кораблики в «большое плавание» - помещают в мисочки с водой и дуют на паруса, кораблики плывут. Что происходит с корабликами если ветра нет? А если ветер очень сильный?

Большие парусные корабли движутся благодаря ветру.

3. Веер.

Материалы: Большая плоская емкость с подкрашенной (желтой) водой; веер.

Ход опыта.

Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.

Ветер –это движение воздуха.

Ноябрь

Опыты с растениями.

1. Для чего корешки?

Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка; маркер.

Ход опыта.

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают.

Корешок растения всасывает воду .

2. Как увидеть движение воды по корням растения?

Материалы: Черенок бальзамина с корешками: вода с пищевым красителем.

Ход опыта.

Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков(они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).

А что еще корешки могут брать из земли?

Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.

Корешок растения всасывает воду и питательные вещества. Вода движется по корешкам к стеблю и листьям растения.

3. Нужен ли корням растения воздух?

Материалы: емкость с водой; почва уплотненная рыхлая; две прозрачные емкости с черешками герани; пульверизатор; растительное масло; два горшечных растения одного вида: одно – ухоженное, земля в горшочке влажная, другое – увядает, земля в горшочке сухая.

Ход опыта.

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду(плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат.

Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха .

4. Запасливые стебли.

Материалы: Губка; бруски деревянные(неокрашенные), лупа, невысокие емкости с водой; глубокая емкость.

Ход опыта.

Педагог предлагает детям проверить стебли каких растений умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды: опускают в первую емкость деревянные бруски, во вторую- губки (бруски и губки представляют собой плотные и рыхлые стебли растений); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют различную плотность. Взрослый самостоятельно предлагает выполнить опыты по алгоритму.

В пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

5. Как вода движется к листьям.

Материалы: Два стеклянных сосуда с водой(в одном вода подкрашена пищевым красителем); марке; черенок с бальзамина; лупа; нож; салфетка; лист бумаги; карандаши(все на каждого ребенка).

Ход опыта.

Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.

Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него. Вода движется к листьям.

6. Сколько воды пьет растение?

Материалы: Стеклянные колбы с водой; черенки спатифиллума и колеуса; маркер.

Ход опыта.

Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды.Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков.

Растение с крупными листьями поглощают воды больше.

7. Нужно ли тепло растениям?

Материалы: Черешки герани; сосуды с водой.

Ход опыта.

Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев(на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.

Холодно – растения растут медленно, тепло – растут быстро.

8. Как растение дышит.

Материалы: Комнатное растение; трубочки для коктейля; вазелин; лупа.

Ход опыта.

Воспитатель спрашивает, дышат ли растения?. Как доказать, что растения дышат?. Дети предполагают, опираясь на знания о процессе дыхания человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и затем выходить из него. Воспитатель предлагает детям подышать в трубочку. Затем одно отверстие трубочка замазывает вазелином и опять предлагает подышать детям через трубочку. Дети делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза: растения в листочках имеют небольшие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить то смазывают вазелином на одном листочке верхнюю сторону, на другом нижнюю, на третьем – обе стороны. Ежедневно в течении недели наблюдают за листьями.

Листья растения дышат нижней стороной. Те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, завяли.

9. Чем дышит растение.

Материалы: Прозрачная емкость с водой; лист на длинном черешке или стебельке; трубочка для коктейля; лупа.

Ход опыта.

Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Дети рассматривают срез стебля через лупу и видят небольшие отверстия, затем погружают стебель в воду и наблюдают выделение пузырьков из стебля. Взрослый с детьми исследует прохождение воздуха через лист растения по алгоритму; наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду, плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; здесь же проделывают отверстие для трубочки от коктейля и оставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют трубочку пластилином; встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.

Воздух через лист походит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

Декабрь

Опыты с глиной и песком.

Опыт №1 . Взять стаканчик с песком и аккуратно насыпать песка на лист бумаги. Легко ли песок сыплется? Легко. А теперь взять стаканчик с глиной и попробовать насыпать на листок бумаги. Что легче сыплется: глина или песок? Песок. Глина сыплется комочками, ее нельзя легко высыпать из стаканчика, как песок.

Песок рыхлый в отличие от глины

Опыт№2 С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? Он состоит из очень мелких песчинок. Как же выглядят песчинки? Они круглые, очень мелкие, полупрозрачные (зависит от разновидности песка). Похожи ли песчинки друг на друга?. Одни дети ответят, что песчинки похожи, другие – что нет(не надо их разубеждать). Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине?. В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине слепились очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупа с увеличением, предложите детям рассмотреть глину, растертую в порошок. Частички глины, которые можно разглядеть, намного меньше песчинок.

Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу; а глина - из мелких частичек, которые прилипли друг к другу.

Январь

Опыты со снегом и со льдом

1. Снег и лед.

Цель: определение прозрачности снега и льда.

Оборудование: Снег и лед в емкостях, цветные картинки.

Вывод: через лед можно увидеть картинку как через стекло. Лед прозрачный. Снег – нет.

2. Снег и лед.

Цель: выяснить, обладает ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью. Оборудование: Снег и лед в емкостях, маленький молоток.

Вывод: снег – рыхлый, лед – твердый, но в тоже время он хрупкий; колется как стекло, а снег нет.

3. Снег и лед. Где быстрее наступит весна?

Цель: понаблюдать, что произойдет со снегом и льдом, помещенными в теплое место? Что быстрее растает?

Оборудование: Снег и лед в емкостях.

Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку чем на реку.

6. Снег и лед,

Цель: выяснить, где быстрее тает снег и лед: в теплой комнате, в варежке, на батарее и почему?

Вывод: быстрее растает снег и лед на батарее, где температура выше, а позже в варежке – там закрыт доступ теплого воздуха.

Февраль

Опыты с камнями.

1. Какие бывают камни?

Цели: Сформировать представление о разнообразности вида камней, свойства камня, учить классифицировать по различным признакам.

Ход опыта.

Воспитатель. Внимательно рассмотрите камни, какие они?

Дети. Разные. Большие и маленькие. Красивые, блестят.

Воспитатель. Дети, какие камешки вам нравятся больше?. Найдите самый красивый для вас камешек.Обоснуйте свое мнение.

Дети. Гладкий и цветной. Большой, на нем есть полосочки. Круглые, маленькие. Большие.

Воспитатель. Закройте глаза и на ощупь выберите самый гладкий, круглый камешек. Внимательно его рассмотрите. Вы знаете, как он называется?. (Дети затрудняются ответить).Этот камень называется морской галькой. Как вы думаете, почему у него нет острых углов? А раньше были? (Дети затрудняются ответить). Предлагаю взять несколько камешков и ладощки потрясти их. Что вы чувствуете?

Дети. Как они стучат.

Воспитатель. А почему они стучат?

Дети. Потому, что мы их трясем.

Воспитатель. А что с ними происходит в море?.

Дети. Они там стучат и бьются.

Воспитатель. Вода двигает камни, сталкивает их друг с другом; они

Трутся и о песок. Острые углы постепенно стачиваются, камешки становятся округлыми. Закройте глаза и поставьте перед собой ладони. (Кладет детям в ладони небольшие шершавые камни). Что вы чувствуете? Какие камни на ощупь?

Дети. Не гладкие, холодные, неровные, царапаются.

Воспитатель. Чем отличаются эти камни от морских камней?

Дети. Не гладкие, острые, шершавые.

Воспитатель. Положите камни в два ряда: от большого к маленькому, от шершавого к гладкому. Рассмотрите камешки через лупу. Что вы видите?

Дети. Трещинки, узоры.

Воспитатель. Что мы с вами узнали нового о камнях?

Дети. Камни бывают маленькие и большие, гладкие и шершавые, цветными и прозрачными, теплыми и холодными.

2. Твердый камень.

Цель. Сформировать представление о твердости камня.

Материалы. Камешки; пластилин; монеты.

Ход опыта.

Воспитатель.Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Дети. Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый.

Воспитатель. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница?

Дети. Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно.

Воспитатель. А почему, как вы думаете?

Дети. Потому что камешки твердые, а пластилин мягкий.

Воспитатель. Нацарапайте что- нибудь на камешке монеткой. Что получается?

Дети. Ничего не видно. Камень очень твердый.

Воспитатель. Почему говорят « стоит как каменный»?

Дети. Камешки твердые.

3.Тонет – не тонет.

Материалы. Морские камешки; кусочки гранита и пемзы; прозрачные сосуды с водой.

Ход опыта.

Воспитатель.Дети, как вы думаете, что будет, если положить камень в воду?

Дети. Он утонет.

Воспитатель. Бросьте камень в воду и наблюдайте, что будет с ним происходить.

Дети. Утонул

Воспитатель. Может ли камень плавать?

Дети. Нет

Воспитатель. Возьмите гранит и пемзу. Сравните их по весу. Одинаковы камни по весу?

Дети. Нет, один легкий, другой – тяжелый.

Воспитатель. Что произойдет с каждым из них, если их опустить в воду?.

Дети. Утонут.

Воспитатель. Давайте проверим, так ли это: опустите гранит и пемзу в воду. Что произошло?

Дети. Пемза не утонула, а гранит утонул.

Воспитатель. Как вы думаете почему?

Дети. Потому, что пемза легкая. В ней много дырочек и пузырьки были.

Воспитатель. А что это за пузырьки?

Дети. Это воздух, он легкий, Камешек тоже легкий и он не утонул.

Воспитатель. В пемзе много дырочек, в которых скапливается воздух, поэтому она легкая и не тонет.

Может ли камень издавать звуки.

Материалы. Разнообразные камни.

Ход опыта.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, может ли камень издавать звуки?

Дети. Может.

Воспитатель. Как нам это проверить?

Дети. Постучать камешками.

Воспитатель. Постучите разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются?

Дети. Нет, не похожи. Тяжелые большие камни издают звук громкий, маленькие – звонкий, легкие – тихий.

Воспитатель. Камни издают звуки. Разные камни издают звуки не похожие друг на друга.

4. Меняют ли камни цвет?

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Пустые емкости; лейки с водой; камни.

Ход опыта

Воспитатель. Дети, как вы думаете, камни могут изменить цвет?.

Дети. Нет

Предложите детям положить в емкость камни полить их водой. Затем потрогать их в воде, и вытащить камни из воды.

Воспитатель. Что изменилось? Сравните камни по цвету: мокрые камешки и сухие.

Дети. Они стали темными.

Воспитатель. Какие из них красивее, мокрые или сухие?

Дети. Мокрые красивее.

Воспитатель. Какой вывод можно сделать?

Дети. Мокрые камни меняют цвет .

5. Рисующие камни.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Небольшой лист фанеры; мел; уголь.

Ход опыта.

Вспомните с детьми, чем можно рисовать, например, на асфальте.

Воспитатель. Каким камнем лучше рисовать на листе фанеры: мелом или углем?

Дети. Мелом.

Воспитатель. Давайте попробуем то сделать. Я уверена, что ваше предположение окажется правильным.

Дети рисуют на листе фанеры мелом и углем.

Воспитатель. Чем рисовать лучше? Почему?

Дети. Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый, он царапает.

6. Теплый камешек.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Лампа; камешки разного цвета(обязательно должен быть камень черного цвета).

Ход опыта.

Воспитатель. Потрогайте разные камни и скажите, они теплые или холодные?

Дети. Холодные.

Воспитатель. Зажмите камешек в кулаке. Стал ли он теплее?

Дети. Чуть- чуть теплее.

Дети. У нас руки теплые.

Воспитатель. Возьмите белый и черный камешки, подержите их под светом лампы. Что изменилось?

Дети. Камешки стали теплые.

Воспитатель. Какой камень нагрелся сильнее?

Дети. Черный.

Воспитатель. Почему черный камень оказался самым теплым?(Дети затрудняются ответить). Дети, вспомните, какую одежду мы носим летом?.

Дети. Цветную

Воспитатель. В белой или черной одежде вам будет жарко?

Дети В черной.

Воспитатель. Черный цвет поглощает солнечные лучи. Поэто черный камень нагрелся больше, чем белый.

7. Легкий – тяжелый.

Цель. Сформировать представление о свойствах камня.

Материалы. Камешки разной плотности и величины; весы.

Ход опыта.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно, посмотрев на камни, сказать какой из них самый тяжелый?

Дети. Можно. Самый Большой.

Воспитатель. Если взять камешки одного размера, они будут равны по весу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как мы можем это проверить?.

Дети. Взять из в руки.

Воспитатель. Возьмите в одну руку пористый камень, в другую – плотный, такого же размера. Какой из них тяжелее? Почему?

Дети. Пористый камень легкий, потому что в нем много дырочек, он тяжелый.

Воспитатель. А что находится в дырочках?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Как вы думаете, если взять большой пористый камень и маленький плотный, какой из них будет тяжелее?

Дети. Плотный будет тяжелее.

Воспитатель. А как мы еще можем узнать вес камня?

Дети. С помощью весов.

Дети взвешивают камни на весах.

Воспитатель. Дети, какой можно сделать вывод?

Дети. Камни имеют вес. Вес камня не зависит от его размеров.

8. Прочный камешек.

Цель. Сформировать представления о свойствах камня.

Матералы. Камни разной плотности; молоток.

Ход опыта.

Воспитатель предлагает детям разбить камешки молотком.

Дети. Одни камень разбился, а другой – нет.

Воспитатель. Какой камень легче было разбивать?

Дети. Мел, которым мы рисовали, от него отлетели кусочки.

Воспитатель. Как вы думаете, почему?

Дети. Он мягкий, легкий, а другой плотный, тяжелый.

Воспитатель. Как называется этот камень?

Дети. Гранит, он крепкий.

Воспитатель. Говорят – прочный. Какой из тих камней прочнее?

Дети. Гранит прочнее, чем мел.

Воспитатель. Какие из камней, которые мы рассматривали раньше, прочные, а какие менее прочные?

Дети. Мрамор прочный, а известняк – нет.

Воспитатель. О каком свойстве камня мы сегодня узнали?

Дети. О прочности.

Март

Опыты с солью.

Опыт № 1 «Соль растворяется в воде»

Цель: показать растворимость соли в воде.

Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.

В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?

Соль используется при приготовлении пищи .

Опыт № 2 «Соль выпаривается и кристаллизуется»

Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе.

Оборудование: стаканчик с водой, соль.

В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.

Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.

Апрель

Опыты с почвой

1. Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в микроскоп.

Вывод. В почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

2. Показать, что в почве есть воздух.

Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные - воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

3 . «Загрязнение почвы »

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

Май

Опыты с воздушным шариком

1.Опыт с протыканием шарика.
Понадобится надутый воздушный шарик, скотч, металлическая спица или длинное шило.
Обязательно предупредите ребенка, что шарик после этого фокуса хоть и не лопнет, но будет безвозвратно испорчен.
Незаметно для ребенка наклейте кусочки скотча на диаметрально противоположные точки шарика. Лучше будет, если эти точки близки к "полюсам" (т.е. верхушка и самый низ). Тогда фокус может получится даже без скотча
Объявите, что сейчас проткнете шар, а он не лопнет! И смело втыкайте шило или спицу так, чтобы они проходили через заклеенные скотчем участки.
Секрет фокуса в том, что хотя дырка образуется, но скотч не даст давлению разорвать шарик. А сама спица закроет собой дырочку, не позволяя воздуху выходить из нее.

2. Опыт с несгораемым шариком.

Понадобится свечка, один надутый и один новый воздушный шар (этот второй шар надо наполнить водой из-под крана, а потом надуть и завязать так, чтобы вода осталась внутри).
Заранее договоритесь с малышом, что один из шариков лопнет (чтобы не было неприятного сюрприза). Зажгите свечу, поднесите обычный шарик к огню - как только пламя его коснется. он лопнет.
А теперь "поколдуйте" над вторым шариком и объявите, что он больше не боится огня. Поднесите его к пламени свечи. Огонь будет касаться шара, но с ним ничего не произойдет!
Этот фокус наглядно демонстрирует такое физическое понятие как "теплопроводность". Секрет фокуса в том, что вода, находящаяся в шарике, "отбирает" все тепло свечи на себя, поэтому поверхность шарика не нагревается до опасной температуры.

3. Шарик-магнит .

Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Опыт наглядно демонстрирует существование статического электричества. Когда мы трем шарик о волосы, он получает отрицательный электрический заряд. А так как разноименные заряды притягиваются, то к шарику притягиваются и бумажки, у которых есть кроме отрицательного и положительный заряд. Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана.


Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

  1. Налить воды в стакан.
  2. Накрыть его куском картона.
  3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
  4. Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

Развивающие эксперименты

Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

Извержение вулкана

Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

  • сода;
  • краска красного цвета;
  • лимонная кислота или сок лимона;
  • вода;
  • немного моющего средства.

Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.

Порядок действий:

  1. Насыпать в бутылку соду.
  2. Добавить краску.
  3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
  4. Налить воды и как следует перемешать.

Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.

Танцующие червячки

Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

  • крахмал кукурузный;
  • вода;
  • противень;
  • краски (пищевые красители);
  • музыкальная колонка.

Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

Используем продукты питания

Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

С яйцом

Необходимое оборудование:

  • стакан с водой (высокий);
  • яйцо;
  • соль;
  • вода.

Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

Невидимые чернила

Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

Необходимое оборудование:

  • ½ лимона;
  • вода;
  • ложка и тарелка;
  • лист бумаги;
  • лампа;
  • ватный тампон.

Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

Порядок действий:

  1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
  2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
  3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
  4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
  5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

Цветной взрыв

Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

Необходимые продукты и оборудование:

  • молоко (желательно большой жирности);
  • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
  • средство для мытья посуды;
  • тарелка;
  • ватные палочки;
  • пипетка.

Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

Порядок действий:

  1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
  2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
  3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
  4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
  5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.

Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

С сахаром

Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

Для этого занимательного развлечения потребуется:

  • 10 ст. л. сахара;
  • вода;
  • пищевые красители нескольких цветов;
  • две ложки (чайная, столовая);
  • шприц;
  • 5 стаканов.

Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

  • в первый стакан – 1 ст. л.;
  • во второй – 2 ст. л.;
  • в третий – 3 ст. л.;
  • в четвертый – 4 ст. л.

В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

С мукой

Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

Необходимое оборудование:

  • мука;
  • соль;
  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • лист картона.

Порядок действий:

  1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
  2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
  3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
  4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

Лавовая лампа

Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

Необходимое оборудование и материалы:

  • растительное масло (стакан);
  • соль (1 ч. л.);
  • вода;
  • пищевой краситель (несколько оттенков);
  • стеклянная банка.

Порядок действий:

  1. Наполнить банку водой на 2/3.
  2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
  3. Добавить пищевой краситель.
  4. Медленно насыпать соль.

Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

С газировкой

Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

  1. Налить напиток в стакан.
  2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
  3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

С водой

Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

  • Пропавший рубль

В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

  • Изогнутая ложка

Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

  1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
  2. В одну из них поставить живое растение.
  3. Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Занимательные

Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

  1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
  2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
  3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.

Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

  1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
  2. Попросить кроху причесаться.
  3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.

Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.

Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время с малышом можно попробовать осуществить опыты из занимательной химии. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти эксперименты позволят ответить на многие детские «почему» и пробудить интерес к науке и познанию окружающего мира. И сегодня я хочу вам рассказать вам какие опыты для детей дома можно организовать родителям.

Змея фараона


Этот опыт основан на увеличении смешиваемых реактивов в объеме. В процессе горения они трансформируются и, извиваясь, напоминают змею. Свое название эксперимент получил благодаря библейскому чуду, когда Моисей, пришедший к фараону с просьбой, превратил его жезл в змею.

Для опыта понадобятся следующие ингредиенты:

Пропитываем песок спиртом, после этого формуем из него небольшую горку и делаем вверху углубление. После этого смешиваем маленькую ложку сахарной пудры и щепотку соды, затем засыпаем все в импровизированный «кратер». Поджигаем наш вулкан, спирт в песке начинает прогорать, и образуются черные шарики. Они представляют собой продукт разложения соды и карамелизировавшийся сахар.

После того как весь спирт выгорит, горка с песком почернеет и образуется извивающая «черная фараонова змея». Более эффектно этот опыт выглядит с применением настоящих реактивов и сильных кислот, которые можно использовать только в условиях химической лаборатории.

Можно поступить несколько проще и приобрести в аптеке таблетку глюконата кальция. Дома ее поджечь, эффект будет почти таким же, только «змея» быстро разрушится.

Волшебная лампа


В магазинах частенько можно видеть светильники, внутри которых двигается и переливается подсвечиваемая красивая жидкость. Такие лампы были изобретены в начале 60-х годов. Они работают на основе парафина и масла. Внизу устройства встроенная обычная лампа накаливания, которая подогревает опускающийся расплавленный воск. Часть его доходит до верха и опускается, другая часть нагревается и поднимается, таким образом, мы видим своеобразный «танец» парафина внутри емкости.

Для того, чтобы осуществить дома с ребенком подобный опыт нам понадобится:

  • любой сок;
  • растительное масло;
  • таблетки – шипучки;
  • красивая емкость.

Берем емкость и заполняем ее соком более чем наполовину. Сверху доливаем растительное масло и бросаем туда таблетку-шипучку. Она начинает «работать», пузырьки, поднимающиеся со дна стакана, захватывают в себе сок и образуют красивое бурление в слое масла. Затем доходящие до края стакана пузырьки лопаются, и сок опускается вниз. Получается своеобразный «круговорот» сока в стакане. Такие волшебные лампы абсолютно безвредны, в отличие от парафиновых, которые ребенок может случайно разбить и обжечься.

Шарик и апельсин: опыт для малышей


Что будет с воздушным шариком, если на него капнуть соком апельсина или лимона? Он лопнет, как только капельки цитруса его коснутся. А апельсин можно потом съесть вместе с малышом. Это очень занимательно и весело. Для опыта нам понадобится пара воздушных шариков и цитрус. Надуваем их и пусть малыш капнет на каждый соком фрукта и увидит, что получится.

Почему лопается шарик? Все дело в особенном химическом веществе – лимонене. Оно содержится в цитрусовых и часто используется в косметической промышленности. При соприкосновении сока с резиной воздушного шарика, происходит реакция, лимонен растворяет резину и шарик лопается.

Сладкое стекло

Из карамелизированного сахара можно изготовить удивительные вещи. На заре становления кинематографа в большинстве сцен драк использовалось такое съедобное сладкое стекло. Все потому, что оно менее травматично для актеров при съемках и стоит недорого. Его осколки потом можно собрать, расплавить и сделать реквизит к фильму.

Многие в детстве делали сахарные петушки или сливочную помадку, изготавливать стекло нужно по такому же принципу. Наливаем воду в кастрюлю, немного нагреваем, вода не должна быть холодной. После этого засыпаем туда сахарный песок и доводим до кипения. Когда жидкость закипит, варим до тех пор, пока масса не начнет постепенно загустевать и сильно пузырится. Расплавленный сахар в емкости должен превратиться в тягучую карамель, которая если ее опустить в холодную воду превратится в стеклышки.

Готовую жидкость вылить на предварительно подготовленный и смазанный растительным маслом противень, остудить и сладкое стекло готово.

В процессе варки в него можно добавить краситель и отлить в какую-либо интересную форму, а потом угощать и удивлять всех вокруг.

Философский гвоздь


Этот занимательный опыт основан на принципе омеднения железа. Назван по аналогии с веществом, которое могло, согласно легенде, превращать все в золото, и называлось философский камень. Для проведения опыта нам будет нужно:

  • железный гвоздь;
  • четвертая часть стакана уксусной кислоты;
  • пищевая соль;
  • сода;
  • отрезок проволоки из меди;
  • стеклянная емкость.

Берем стеклянную банку и наливаем туда кислоту, соль и хорошенько размешиваем. Будьте осторожны, уксус имеет резкий неприятный запах. Он может обжечь нежные дыхательные пути ребенка. Затем в полученный раствор кладем медную проволоку на 10-15 минут, спустя некоторое время опускаем в раствор предварительно очищенный содой железный гвоздь. Спустя некоторое время, мы можем видеть, что на нем появилось медное напыление, а проволока стала блестящей как новая. Как такое могло произойти?

Медь вступает в реакцию с уксусной кислотой, образуется медная соль, затем ионы меди на поверхности гвоздя меняются местами с ионами железа и образуют налет на его поверхности. А в растворе увеличивается концентрация солей железа.

Для проведения эксперимента не подойдут медные монеты поскольку, этот металл сам по себе очень мягкий, и чтобы деньги были прочнее, используются его сплавы с латунью и алюминием.

Изделия из меди не ржавеют со временем, они покрываются особым зеленым налетом – патиной, которая предотвращает ее от дальнейшей коррозии.

Мыльные пузыри своими руками

Кто не любил в детстве пускать мыльные пузыри? Как они красиво переливаются и весело лопаются. Можно просто купить их в магазине, но гораздо интереснее будет создать с ребенком свой раствор и затем дуть пузыри.

Сразу следует сказать, что обычная смесь из хозяйственного мыла и воды не подойдет. Из нее получаются пузыри, которые быстро исчезают и плохо выдуваются. Наиболее доступный способ для приготовления такого вещества – это два стакана воды смешать со стаканом моющего средства для посуды. Если добавить в раствор сахар – то пузыри становятся более прочными. Они будут долгое время летать и не лопнут. А огромные пузыри, которые можно видеть на сцене у профессиональных артистов, получаются при смешивании глицерина, воды и моющего средства.

Для красоты и настроения можно подмешать в раствор пищевую краску. Тогда пузыри будут красиво светиться на солнце. Вы можете создать несколько разных растворов и использовать их по очереди с ребенком. Интересно поэкспериментировать с цветом, и создать свой, новый оттенок мыльных пузырей.

Также можно попробовать смешать мыльный раствор с другими веществами и посмотреть, как они влияют на пузыри. Может быть, вы изобретете и запатентуете какой-то свой новый вид.

Шпионские чернила

Эти легендарные невидимые чернила. Из чего их изготавливают? Сейчас так много фильмов про шпионов и интересные интеллектуальные расследования. Можете предложить ребенку немного поиграть в тайных агентов.

Смысл таких чернил в том, что их нельзя увидеть на бумаге невооруженным глазом. Только применив особое воздействие, например, нагрев или химические реагенты можно увидеть тайное послание. К сожалению, большинство рецептов по их изготовлению неэффективны и такие чернила оставляют следы.

Мы изготовим особые, которые трудно увидеть без специального выявления. Для этого понадобится:

  • вода;
  • ложка;
  • пищевая сода;
  • любой источник тепла;
  • палочка с ватой на конце.

Нальем в любую емкость теплую жидкость, затем, размешивая, сыпем туда пищевую соду пока она не прекратит растворяться, т.е. смесь достигнет высокой концентрации. Опускаем туда палочку с ватой на конце и пишем ею что-нибудь на бумаге. Подождем, пока она высохнет, затем поднесем листок к зажженной свече или газовой плите. Через некоторое время можно видеть, как на бумаге проступают желтые буквы написанного слова. Следите за тем, чтобы во время проявления букв листик не загорелся.

Несгораемая денежка

Это известный и старый эксперимент. Для него вам понадобится:

  • вода;
  • спирт;
  • поваренная соль.

Возьмите глубокую стеклянную емкость и налейте туда воду, затем добавьте спирт и соль, хорошенько помешайте, чтобы все ингредиенты растворились. Для поджигания можно взять обычные листочки бумаги, если не жалко, то можно взять купюру. Только берите мелкий номинал, а то в опыте может что-то пойти не так и деньги будут испорчены.

Положите полоски бумаги или деньги в водно-солевой раствор, через некоторое время их можно вынуть из жидкости и поджечь. Можно видеть, что пламя охватывает всю купюру, но она не загорается. Этот эффект объясняется тем, что спирт, находящийся в растворе испаряется, а сама влажная бумага не загорается.

Камень исполняющий желания


Процесс выращивания кристаллов очень увлекателен, но трудоемок. Однако, то что вы получите в результате будет стоить потраченного времени. Наиболее популярно создание кристаллов из поваренной соли или сахара.

Рассмотрим выращивание «камня желаний» из рафинада. Для этого понадобится:

  • питьевая вода;
  • сахарный песок;
  • бумажный листок;
  • тонкая деревянная палочка;
  • небольшая емкость и стакан.

Сначала сделаем заготовку. Для этого нам нужно приготовить сахарную смесь. В небольшую емкость выливаем немного воды и сахара. Дождемся, пока смесь закипит, и вывариваем до образования сиропообразного состояния. Затем опускаем деревянную палочку туда и посыпаем ее сахаром, сделать это нужно равномерно, в этом случае полученный кристалл станет более красивым и ровным. Оставим основу для кристалла на ночь, чтобы она просохла и затвердела.

Займемся приготовлением раствора-сиропа. Наливаем в большую емкость воду и засыпаем, медленно помешивая, туда сахар. Затем, когда смесь закипит, варить ее до состояния тягучего сиропа. Снимаем с огня и даем остыть.

Вырезаем кружки из бумаги и крепим их к концу деревянной палочки. Она станет крышкой, на которой крепится палочка с кристаллами. Заполняем стакан раствором и опускаем туда заготовку. Выжидаем в течение недели, и «камень желаний» готов. Если положить в сироп при варке краситель, то он получится еще более красивым.

Процесс создания кристаллов из соли, несколько проще. Здесь только нужно будет следить за смесью и периодически ее менять с целью повышения концентрации.

В первую очередь создаем заготовку. Наливаем в стеклянную емкость теплой воды, и постепенно размешивая, сыпем соль, до тех пор, пока она не прекратит растворяться. Оставляем емкость на сутки. По прошествии этого времени, можно обнаружить в стакане много маленьких кристалликов, выберите наиболее крупный и привяжите его на нитку. Сделайте новый соляной раствор и положите туда кристаллик, нельзя, чтобы он касался дна или краев стакана. Это может привести к нежелательным деформациям.

Спустя пару дней можно заметить, что он подрос. Чем чаще вы будете менять смесь, повышая концентрацию содержания соли, тем быстрее сможете вырастить свой камень желаний.

Светящийся помидор


Этот эксперимент должен проходить строго под контролем взрослых, так как для его проведения используются вредные вещества. Светящийся помидор, который будет создан в процессе этого эксперимента, категорически нельзя есть, это может привести к смерти или тяжелому отравлению. Нам понадобится:

  • обычный томат;
  • шприц;
  • серное вещество от спичек;
  • отбеливатель;
  • перекись водорода.

Берем маленькую емкость, кладем туда предварительно заготовленную спичечную серу и наливаем отбеливатель. Оставляем все это ненадолго, после чего набираем смесь в шприц и вводим внутрь помидора с разных сторон, так, чтобы тот светился равномерно. Для запуска химического процесса необходима перекись водорода, которую мы вводим через след от черешка сверху. Выключаем свет в комнате, и можем наслаждаться процессом.

Яйцо в уксусе: очень простой опыт

Это простой и интересный обычная уксусная кислота. Для его осуществления будет нужно вареное куриное яйцо и уксус. Возьмите прозрачную стеклянную емкость и опустите туда яйцо в скорлупе, затем залейте ее доверху уксусной кислотой. Можно видеть, как с его поверхности поднимаются пузырьки, это происходит химическая реакция. По прошествии трех дней мы можем наблюдать, что скорлупа стала мягкой, а яйцо упругим, как мячик. Если направить на него фонарик, то можно увидеть, что оно светится. Проводить эксперимент с сырым яйцом не рекомендуется, так как возможен разрыв мягкой скорлупы при сдавливании.

Лизун своими руками из ПВА


Это довольно распространенная странная игрушка нашего детства. В настоящее время найти ее достаточно сложно. Попробуем сделать лизуна в домашних условиях. Классический его цвет – это зеленый, но вы можете использовать тот, который понравится. Попробуйте смешать несколько оттенков и создать свой уникальный цвет.

Для проведения эксперимента нам потребуется:

  • стеклянная банка;
  • несколько небольших стаканов;
  • краситель;
  • клей ПВА;
  • обычный крахмал.

Приготовим три одинаковых стакана с растворами, которые будем смешивать. В первый нальем клей ПВА, во второй воду, а в третьем разведем крахмал. Сначала выливаем в банку воду, затем добавляем клей и краситель, все тщательно размешиваем и после этого добавляем крахмал. Смесь нужно быстро перемешать, чтобы не загустела, и можете играть с готовым лизуном.

Как быстро надуть шарик

Скоро праздник и надо надуть много шариков? Что делать? Облегчить задачу поможет этот необычный опыт. Для него нам нужно резиновый шарик, уксусная кислота и обычная сода. Проводить его необходимо осторожно в присутствии взрослых.

Насыпьте щепотку соды в воздушный шарик и оденьте его на горлышко бутылки с уксусной кислотой, чтобы сода не высыпалась, распрямите шарик и пусть его содержимое упадет в уксус. Вы увидите, как будет происходить химическая реакция, он начнет пениться, выделяя углекислый газ и надувая шарик.

Вот и все на сегодня. Не забывайте, опыты для детей дома проводить лучше под присмотром, так будет и безопаснее и интереснее. До новых встреч!

В Монтессори-группе обучение ведётся от конкретного к абстрактному. Поэтому эксперименты в Монтессори-среде являются первым введением в науку. Отличительная черта Монтессори-опытов - дети обязательно участвуют в проведении, а не просто смотрят со стороны. Поэтому все эксперименты для детей от трёх до шести лет понятны и просты в исполнении. Их можно провести дома и в классе.

Эксперименты с детьми 3–4 лет

  • Что притягивает магнит.

На поднос кладут большой магнит и ставят корзину с металлическими и неметаллическими предметами.

Взрослый берёт магнит и проверяет, что он притянет. Начинают с металлического предмета: его подносят к магниту, он притягивается, его откладывают в сторону. Берут неметаллическую вещь: она не притягивается, её откладывают в другую сторону. Затем малышу предлагают сортировать самостоятельно.

Дети постарше могут сделать вывод, что магнит притягивает металл.

  • Плавает или тонет.

На поднос ставят коробку с 12 предметами, половина из которых тонет, половина - плавает, миску и кувшин с водой.

Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.

Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.

Два идентичных контейнера заполняют водой на две трети. В один кладут по ложке соли, каждый раз перемешивая, до тех пор, пока она не перестанет растворяться и не станет оседать в виде осадка.

Берут два яйца. Одно кладут в ёмкость с пресной водой - оно тонет. Второе яйцо помещают в контейнер с солёной - оно плавает у поверхности.

Вывод: соль делает воду плотнее. Эта плотность не даёт предметам тонут. Нам проще плавать в море, чем в пресном водоеме.

  • Как пьют растения.

Налейте в стакан воду и добавьте пищевой краситель, чтобы получился насыщенный цвет. Поставьте в стакан стебель сельдерея и оставьте на ночь. Утром отрежьте часть стебля. Вы увидите, что стебель впитал в себя краску и окрасился на срезе.

Если сельдерей заменить белыми цветами, дети наглядно увидят, как пьют растения.

Опыты для детей 4–5 лет

  • Как поднять уровень воды.

Наполните стакан до самого края. Скажите детям, что, не долив ни капли, сможете сделать так, чтобы жидкость перелилась. Возьмите камень и аккуратно опустите его в стакан. Предложите малышу опускать камни. Обратите его внимание на то, как жидкость приподнимается над краем ёмкости, как бы образуя пузырь. Продолжайте, пока стакан не переполнится.

Сделайте вывод, что твёрдое тело вытесняет воду, поднимая её уровень.

  • Смешивание цветов.

Потребуются шесть маленьких стаканчиков, вода, пипетка, синяя, жёлтая и красная краска, палочки для перемешивания.

Налейте немного воды в стаканчик, капните несколько капель синей краски, перемешайте. Повторите с другими двумя стаканчиками, в один капнув жёлтую, а в другой - красную краску.

Возьмите стаканчик с синей жидкостью и перелейте часть в пустой, другую часть перелейте из стаканчика с жёлтой. Перемешайте и создайте таким образом зелёный цвет. Повторите с жёлтым и красным, а после - с красным и синим.

Предложите детям фиксировать результаты эксперимента на бумаге. Изобразите на листе три кружка: два рядом - это смешиваемые краски, один под ними - результат.

  • Конденсация.

Наполните блестящую консервную банку водой наполовину, добавьте кубики льда или снег. Поставьте в тёплое место и наблюдайте: на стенках появятся маленькие капельки.

Похожий опыт можно провести, нагрев воду в кастрюле, а затем заполнив кубиками льда. Возьмите крышку и держите над кастрюлей. Водяной пар будет подниматься и конденсироваться на крышке, а затем опять стекать в кастрюлю.

  • Наблюдение за скоростью испарения.

Налейте воду в бутылку с разметкой и поставьте в тёплое место. Отметьте уровень на следующий день. Сделайте вывод, что уровень уменьшился. Наполните две бутылки одинаковым количеством жидкости и поставьте одну - в тепло, другую - в холод. Предложите измерить количество жидкости на следующий день. Сделайте вывод о влиянии температуры на испарение.

Опыты для детей 5–6 лет

  • Огнеупорный шарик.

Потребуются два шарика. Надуйте первый шарик и попросите ребёнка поднести его к горящей свече. Шарик лопнет. В другой шарик налейте воду. Она поглотит тепло свечи, и с шариком ничего не случится.

  • Что горит, а что - нет.

Этот опыт всегда проводится под руководством взрослого. Возьмите большую миску, тонкую длинную свечу и различные материалы: бумагу, дерево, железо, воск. Ребёнок кладёт предмет в миску и поджигает, смотрит, что происходит с материалом: он горит, плавится или просто нагревается. Проведите опыт и с кубиком льда - он потушит свечу. Сделайте вывод о том, какие материалы горят.

Эти занимательные опыты в духе Монтессори познакомят детей от трёх до шести лет с основами науки.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»