Как правильно сопровождать приемные семьи белоруссия. Приемная семья: важные моменты. Приемные дети в семье: особенности передачи

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Минчанам, усыновившим детей, нужна поддержка психологов.

– По сей день сожалею, что не прислушалась когда-то к словам воспитателей Дома ребенка, – признается Наталья Степановна, которая 16 лет назад взяла опекунство над трехлетней Сашенькой (имена собеседницы и ребенка изменены по этическим соображениям. – Прим. авт. ). – Мне говорили: характер у девочки сложный, подумай хорошенько, прежде чем брать ее в семью. Я же верила, что справлюсь, не зря ведь педагогическое образование получала. Но, увы…

На первых порах все складывалось вроде бы неплохо: родственники женщины поддержали ее благой порыв, 6-летний сын Владик с радостью воспринял появление сестрички. Даже соседи и знакомые не досаждали вопросом: «Откуда взялась дочь?». Предположили, что девочка жила у бабушки с дедушкой, и в подробности не вдавались.

Активная? Так ведь детям положено быть непоседами! Упрямая? Попробуем договориться. Любит драться? Ничего, перевоспитаем. Однако корректировать поведение Саши с каждым днем становилось все труднее.

– Через четыре года мне предложили стать приемным родителем, – вспоминает Наталья Степановна. – На специальных подготовительных курсах узнала много полезного для себя. С облегчением вздохнула, когда поняла, что не у меня одной такие проблемы с ребенком. Своими переживаниями делилась с другими родителями, брала на заметку их опыт. Опять стала верить, что все получится. А потом Саша пошла в школу…

Учителя плакали, пытаясь воспитывать непослушную ученицу. Влад, стыдясь за сестру, стал ее избегать. Итальянская семья, приняв у себя однажды Александру на летние каникулы, через неделю отправила ее назад. В 2008 году за хулиганские выходки девочка попала в воспитательное учреждение закрытого типа в Гомельской области, где пробыла 2 года. Вернувшись в Минск, поступила в технологический колледж. От общежития отказалась – с просьбой приютить пришла к бывшей приемной матери.

– И я приняла ее снова, ведь сердцем уже прикипела к ребенку, – говорит Наталья Степановна. – Просила только остепениться, вести себя хорошо.

Однако уговоры на Александру не подействовали. За грубые нарушения дисциплины и хроническую неуспеваемость ее вскоре исключили из колледжа.

Уже больше года девушка живет одна – став совершеннолетней, получила социальное жилье как сирота. Ее образ жизни далек от праведного: не работает, состоит на учете в наркодиспансере. Правда, Наталью Степановну Александра навещает регулярно, по-прежнему зовет мамой.

– Ведь у Саши больше и нет никого, кроме меня и Влада, – вздыхает женщина. – Родная мать отказалась от нее еще в роддоме. Бабушка с дедушкой даже увидеть внучку не захотели в свое время. Желающих удочерить тоже не нашлось. Так что это мой крест, и мне его нести до конца жизни… Очень хотелось помочь ребенку. Если бы тогда знала, что ожидает впереди, возможно, не решилась бы на такой шаг…

Учиться рад – признаться стыдно

Подобных историй немало, но широкой огласки они, как правило, не получают: среди обывателей как-то не принято обсуждать, насколько тяжело воспитывать чужих детей. Не в материальном плане, нет: тут и так все понятно – дополнительные финансы лишними не бывают. Речь о принятии чужого ребенка таким, каков он есть, умении найти с ним контакт, увидеть и понять его проблемы.

Приемным родителям все-таки немного проще: они, как состоящие в штате управлений образования, периодически собираются на методические объединения, имеют возможность высказаться и получить нужный совет. Усыновителям сложнее. В первую очередь потому, что многие из них стараются скрывать факт усыновления ребенка, стремятся быть как все и умалчивают о возникающих трудностях. Одним из тяжелых последствий «тайной» семейной жизни усыновителей бывает отказ от ребенка. К счастью, такое случается нечасто.

– Не принято у нас выносить сор из избы, – замечает заведующая сектором социально-педагогической работы и охраны детства комитета по образованию Мингорисполкома Зинаида Воробьева. – Любим создавать видимость благополучия, к тому же по умолчанию считаем, что умеем воспитывать детей. Но ведь нужно еще и понимать, что поведение ребенка, который жил в детдоме, однозначно будет отличаться от поведения домашнего чада. Эти дети уже приходят с проблемами и просто вынуждены вести себя иначе. Ожидания родителей не оправдываются, а принять помощь со стороны готовы далеко не все.

Между тем поддержка психологов (причем опытных специалистов, а не вчерашних выпускников вузов) усыновителям требуется обязательно и на протяжении длительного времени. Это касается и родителей-воспитателей детских домов семейного типа.

– Представьте себе маму и папу, у которых 2 своих детей и еще как минимум 8 чужих, – говорит Зинаида Васильевна. – Они живут в постоянном страхе – не повлияют ли приемные на родных? На мой взгляд, было бы хорошо иметь еще и психотерапевта, хотя бы одного на 10 детских домой семейного типа.

Слово за кадрами

В социально-психологических центрах (СПЦ), которые более 10 лет назад открылись в каждом районе Минска, никогда не откажут в необходимой помощи. Там же проходят обучение и кандидаты в усыновители и опекуны.

– Один раз в неделю проводим групповые и индивидуальные занятия, – поясняет директор СПЦ с приютом Первомайского района Елена Шалаева. – Ведем дневники наблюдения и даем заключение, насколько человек психологически готов к усыновлению. Обучение длится 1,5 месяца; основная цель – безусловное принятие детей. Стараемся донести до обучающихся, что процесс адаптации ребенка в семье может затянуться надолго и родителям нельзя замыкаться в себе. Пройти соответствующее обучение будущие усыновители могут и в Национальном центре усыновления.

К слову, специалисты СПЦ готовят к проживанию в замещающих семьях и детей, которые получили статус нуждающихся в государственной защите.

Таким образом, условия для подготовки и поддержки усыновителей созданы, единственная проблема – постоянный дефицит кадров.

– У нас, например, работают 3 педагога-психолога: 1 в приюте и 2 в центре, – рассказывает Елена Шалаева. – Не могу сказать, что этого количества достаточно, но наши специалисты имеют большой стаж и богатый жизненный и профессиональный опыт. Они справляются, но стоит это, конечно, немалых усилий.

С видом на жительство

По показателям усыновления Минск – аутсайдер среди других регионов Беларуси. И это при том, что количество населения в столице огромное и средний доход у жителей города значительно выше, чем на периферии.

– Мне кажется, минчан останавливает квартирный вопрос: построить жилье в столице сложно, – предполагает директор СПЦ Первомайского района. – У людей, может, и есть душевный порыв, но отсутствие необходимых квадратных метров часто все портит. Да и общественное мнение играет большую роль. Супруги, например, решают взять ребенка, а родственники и знакомые, как правило, начинают отговаривать: зачем вам это нужно?

Зинаида Воробьева, в свою очередь, обращает внимание на то, что жители Минска часто усыновляют детей из регионов, дела рассматриваются по месту проживания ребенка, и показатели, соответственно, приписываются не Минску.

– Есть еще один момент, – замечает специалист. – Потенциальные усыновители могут обращаться в управление образования своего района или в Национальный центр усыновления. Во втором случае они получают направление на знакомство с конкретным ребенком, который может проживать в любом регионе страны. А вот в первом случае направление выдается только на ребенка, проживающего на территории района, где находится управление образования. То есть минчанин, проживающий во Фрунзенском районе, не может усыновить ребенка, например, из Ленинского района. На мой взгляд, этим созданы искусственные границы. В то же время под опеку можно брать ребенка, проживающего в любом районе.

К сведению

В 2013 году минчане усыновили 81 ребенка. В основном это дети в возрасте до 6 лет.

Беларусь – единственная страна на постсоветском пространстве, где выплачивают пособие на усыновленных детей (по заявлению усыновителя) до достижения ими 16 лет.

Всю информацию, касающуюся усыновления детей, можно найти на сайте Национального центра усыновления (http://child.edu.by/) и на портале Dadomu.by (http://dadomu.by). Там же размещены фото ребят, которым нужна семья.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 октября 1999 г. N 1678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ [ Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2002 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 5/10901); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2005 г. № 307 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15754); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 января 2006 г. № 103 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 20, 5/17175); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 1747 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 5/26438)] В связи с принятием Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о приемной семье. 2. Министерству образования: по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом утвердить форму договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью и образец удостоверения, выдаваемого приемным родителям; принять иные меры по реализации настоящего постановления. Премьер-министр Республики Беларусь С.ЛИНГ УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 28.10.1999 N 1678 ПОЛОЖЕНИЕ о приемной семье Общие положения 1. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья - приемной семьей. 2. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать, 4 человек. 3. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем, а трудовой договор - между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение приемного родителя на основании документа и в срок, указанные в пункте 126 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 44, 1/7344; 2007 г., № 222, 1/8854) (далее - перечень). 4. Орган опеки и попечительства, уполномоченные им органы и организации определяют число детей, которые могут быть переданы на воспитание в данную приемную семью, очередность и сроки их передачи, продолжительность адаптационного периода ребенка в приемной семье. Социальную, педагогическую, психологическую помощь приемным семьям оказывают управления (отделы) образования местных исполнительных и распорядительных органов либо органы, организации, уполномоченные органом опеки и попечительства, в соответствии с планом защиты прав и законных интересов каждого приемного ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью. 5. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования приемных детей, определяют периодичность и формы контроля, анализируют деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей и принимают решение об их корректировке. Контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей в приемных семьях осуществляется: в первые три месяца воспитания каждого приемного ребенка - не реже одного раза в неделю; после первых трех месяцев воспитания и до одного года - не реже одного раза в месяц; во второй и последующие годы воспитания ребенка - не реже одного раза в квартал. Порядок организации приемной семьи 6. Лица, желающие взять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства документы, указанные в пункте 120 перечня. 7. Органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители. При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей. Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения: копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда; справка о месте работы, службы и занимаемой должности лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год; сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным; сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей; сведения о том, признавались ли дети лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, нуждающимися в государственной защите. 8. На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. 9. При отрицательном заключении и основанном на нем отказе в заключении договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью заявителю возвращаются все документы. 10. Органы опеки и попечительства, уполномоченные ими органы и организации организуют в порядке, установленном органами образования, обучение лиц, в отношении которых принято положительное заключение о возможности стать приемными родителями, по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь. 11. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания и установления контакта с ними. При подборе ребенка из детских интернатных и лечебно-профилактических учреждений или других аналогичных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее взять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность в установленном законодательством порядке за достоверность предоставляемых сведений о ребенке. 12. На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие); медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Министерство здравоохранения). 13. Основанием для заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является решение органа опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, принятое в срок, указанный в пункте 120 перечня. 14. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью должен предусматривать срок, на который ребенок помещается в приемную семью с учетом срока, необходимого для адаптации ребенка в приемной семье, условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения такого договора. Трудовой договор с приемным родителем заключается на срок, предусмотренный в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. 15. В случае передачи на воспитание приемному родителю (приемным родителям) нескольких детей может быть заключен один договор. Если дети передаются на воспитание в приемную семью в разное время, заключается отдельный договор о передаче на воспитание каждого вновь поступающего в семью ребенка. Возможно заключение договора на срок от одного месяца до достижения ребенком возраста 18 лет или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в учреждение, обеспечивающее получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования. В случае трудоустройства приемного ребенка по достижении возраста 16 лет договор продолжает действовать до его совершеннолетия, а выплата средств на содержание приемного ребенка прекращается. Передача новых детей в приемную семью возможна только в том случае, если процесс адаптации ранее принятых приемных детей проходит успешно, что подтверждается заключением органа опеки и попечительства либо уполномоченных им органов и организаций. 16. Приемные родители обязаны воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни. Приемные родители несут за приемного ребенка ответственность перед органом опеки и попечительства в соответствии с законодательством. 17. Права приемных родителей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Республики Беларусь. 18. Приемные родители вправе помещать детей в дошкольные образовательные учреждения на общих основаниях. 19. В случае госпитализации приемных родителей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам в соответствии с законодательством Республики Беларусь орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство ребенка на воспитание либо заключает договор с другим приемным родителем на время отсутствия основного приемного родителя. 20. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью может быть расторгнут досрочно по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин (болезни, изменении семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других), а также по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), или в случае возвращения ребенка родителям, или усыновления ребенка. Все возникающие в результате досрочного расторжения договора имущественные и финансовые вопросы решаются по соглашению сторон, а при возникновении спора - судом в установленном законодательством порядке. 21. Не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Передача детей на воспитание в приемную семью 22. На воспитание в приемную семью передаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования. В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов. 23. По желанию лица, имеющего на то необходимые условия, возможна передача ему на воспитание в приемную семью больного ребенка (ребенка с особенностями психофизического развития, ребенка-инвалида). 24. Ребенок, воспитывающийся в приемной семье, имеет право на общение с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает его интересам. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органом опеки и попечительства. Общение приемных детей с родителями, лишенными родительских прав, осуществляется на основании разрешения органа опеки и попечительства, согласованного с приемными родителями, в котором указывается время, место и продолжительность общения. 25. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Передача в приемную семью ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия. 26. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. 27. На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания передают приемным родителям следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, выданное государственной организацией здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения; документ об обучении (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей); сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер; опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего жилого помещения либо свидетельствующий о занимаемом им жилом помещении; иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка. При передаче на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида или ребенка, родители которого умерли (признаны в судебном порядке умершими, безвестно отсутствующими), приемным родителям одновременно передается пенсионное удостоверение и разъясняется порядок обращения по вопросу выплаты пенсии в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства приемной семьи. Если пенсия по инвалидности либо по случаю потери кормильца не была назначена, то приемным родителям передаются имеющиеся документы, подтверждающие право на пенсию (документы о стаже работы и заработке родителей, заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии об установлении ребенку инвалидности и другие) и разъясняется порядок обращения в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите с заявлением о назначении пенсии. Указанные в настоящем пункте документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. Приемные родители, их права и обязанности 28. Исключен. 29. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и несут обязанности опекуна, попечителя. Приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению приемных детей другими лицами. 30. Приемные родители повышают свою квалификацию в порядке, установленном для педагогических работников системы образования. 31. Трудовой отпуск приемным родителям предоставляется согласно графику трудовых отпусков, составляемому управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа, заключившим с ними трудовой договор. На период трудового отпуска органы опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей. 32. Время работы в качестве приемных родителей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством. Материальное обеспечение приемной семьи 33. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий. 34. Исключен. 34-1. Исключен. 35. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются в размерах, установленных Правительством Республики Беларусь для воспитанников приемных семей и в порядке, установленном законодательством. Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца перечисляются в банк на счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру. Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги. 36. Ежемесячные денежные выплаты на содержание приемных детей осуществляются приемным родителям в течение срока действия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. На лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и утративших статус приемных детей, но продолжающих обучение в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, ежемесячные денежные выплаты на содержание могут производиться до окончания обучения в указанных учреждениях. 37. Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь. 38. Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. 39. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.

Сегодня в Беларуси, по данным Минобразования, 7 тысяч детей находятся в приемных семьях, их воспитывают около 5 тысяч приемных родителей - воспитателей. По отношению к детям они являются опекунами, то есть их законными представителями. Но только до тех пор, пока ребенку не исполнится 18 или его не захотят вернуть себе биологические родители. Приемные родители, с которыми мы пообщались, подчеркивают: приемные семьи, безусловно, лучше детских домов и интернатов. Но для того чтобы к 2015 году приемных семей стало больше, надо поднимать престиж профессии. Иначе люди, столкнувшись с многочисленными проблемами, которые есть сегодня, либо начнут отказываться от детей, либо вообще не захотят брать.

Практически все опрошенные нами воспитатели жалуются на предвзятое отношение к ним: слишком часто из уст и школы, и чиновников, и даже соседей звучит "мантра", что приемные родители наживаются на детях. "Особенно странно слышать упреки наподобие "вы же за ЭТО деньги получаете!" от чиновников. И говорят же таким тоном, как будто ЭТО - не труд, как будто за ЭТО можно у нас и не спрашивать мнение о том, что с этими детьми делать" , - говорит одна из приемных мам.

Сетуют приемные родители, что такое отношение к приемным родителям сказывается и на приемных детях. Приемная мама Ирина из Витебской области рассказывает: если ребенок что-то сделает не так, в школе часто грозят или участковым, или обследованием в психдиспансере. "Обидно, что многие психологи и учителя на детское баловство приемного ребенка смотрят как на преступление, - поддерживает Ирину приемный родитель Надежда Дударенко из Светлогорского района. - Если приемный ребенок побаловался или вдруг учится хуже, чем другие, то захотели - допросили его, захотели - на обследование потянули. И меня как законного представителя даже спрашивать не будут: а согласна ли я на такие действия с ребенком? Пару раз я попробовала вступиться, но мне заявили: "Это же государственные дети, какое вы к ним имеете отношение?"

Кстати, историю самой Надежды Дударенко, у которой на непонятных основаниях недавно изъяли сразу пятерых детей , мы недавно рассказывали."Приемными родителями сегодня легко манипулировать, - заключает Надежда. -К ак только начинаешь защищать права детей - угрожают отобрать их. Если не успокаиваешься - и зымут. Как показывает мой пример, это делается легко по любым формальным признакам: не так полотенца висят или не на том уровне зубные щетки стоят".

С похожим отношением столкнулись и супруги Торбенко из Минской области. Их семья не раз из уст чиновников называлась образцовой, а приемный родитель-воспитатель Валентина Торбенко даже удостоилась Ордена матери. Однако когда после очередной поездки на оздоровление в Италию дети наотрез отказались туда ездить, а оба супруга это поддержали, все резко изменилось. В частности, педагоги и психологи продолжали настаивать на поездках и, более того, даже назначали даты телефонных переговоров с итальянцами. Когда же те отказывались, угрожали, что детей заберут, вспоминают супруги.

"Будем давать до 4-х детей в семью. И грудных, и больных - любых. Не нравится? Пишите на увольнение"

Год назад в "Положение о приемной семье" внесли изменения. "Раньше приемным семьям разрешалось иметь не более 4 детей: включая и своих, и приемных. Теперь приемных может быть до 4-х, это плюс к родным и усыновленным. При этом приемная семья не считается и не будет считаться многодетной, не будет иметь такие льготы, как многодетные семьи, - говорит юрист и приемная мама из Орши Елена Кашина. - Очевидно, что такие меры - спешка к 2015 году, когда надо будет отчитаться, что интернатных детей раздали по приемным семьям. Например, в Могилевской области было собрание, где официально объявили, что раз зарплата выплачивается независимо от количества детей, то за одного ребенка вам больше никто платить не будет - будете брать по максимуму".

TUT.BY связался с одним из воспитателей Могилевской области , который был на этом собрании. "Весной нас собрали в отделе образования всех и объявили: "Готовьтесь: будем давать до 4-х детей в семью. Сказали, что будут давать и грудных, и больных - любых. Как мы все поняли, наше согласие спрашивать особо не будут" , - рассказывает возмущенная женщина, которая сейчас воспитывает одного ребенка и больше брать не планирует. По ее словам, уже в некоторых деревнях в их районе чуть ли не силой добавляют в приемные семьи новых детей."Одна мама-воспитатель на собрании тогда сказала: "А если я не согласна?" Ей ответили: "Пишите заявление на увольнение по собственному желанию".

При этом, говорит приемная мама, в отделе образования их района новым кандидатам в приемные родители отказывают. "Я знаю людей, которые обращались в наш отдел образования, хотели приемную семью создать. Им сказали: "Нет, у нас семей достаточно". Вот так с помощью доукомплектации уже существующих семей наше государство решило сэкономить".

Понятно, что далеко не все в результате согласятся на такие экстренные поступки. Что в таком случае? Где будут дети к 2015 году? Приемный родитель-воспитатель Надежда Дударенко из Светлогорского района высказывает опасение, что при таком подходе "распихать детей по семьям" их будут раздавать всем подряд. "Когда у нас пару лет назад закрылись школа-интернат на 100 детей и детский дом семейного типа, этих детей предлагали чуть ли не каждому. Я помню случай, когда женщине, больной раком, отдали пятерых, потому что некому больше было. Отдавали детей и тем, у кого раньше сами же изымали", - говорит Надежда и попутно вспоминает недавний случай в их районе, когда сразу 4 ребенка заявили о сексуальном насилии со стороны приемного родителя . "Тогда не то что насильника допустили к детям, еще ведь ни одна проверка за столько лет его не выявила!"

О слабых критериях отбора кандидатов в приемные родители говорит и Елена Кашина. "Сегодня стать приемным родителем довольно просто: приходит в отдел образования любой желающий, показывает характеристику с места работы, справку о жилищных условиях, медицинскую справку, и по сути все. А дальше формально ему рассказывают, что можно, что нельзя, - говорит она. - Приемные дети - это не "бедные сиротки", оставшиеся в результате гибели родителей (такое бывает редко) одни. Это дети, как правило, родителей-алкоголиков. А это - особая психика у детей, здоровье и т.д. Психологическая диагностика кандидатов в воспитатели - может, даже и не разовая - должна быть обязательно. Существующее сегодня тестирование сложно назвать диагностикой. Мало-мальские тесты проводят, но слишком формально все ".

"8 часов мы работаем за оплату, остальные 16 делаем то же самое, но без денег"

Были среди приемных родителей, с которыми мы общались, и те, кто с надрывом в голосе категорично заявлял: выращу этих детей, что есть сейчас, и больше брать не буду. "Хватило уже. Я, как учитель по профессии, лучше пойду в обычную школу" , - поделился один из воспитателей. Очевидно, что для чиновников такие заявления - как минимум, сигнал. Созданы ли сегодня для приемных семей достойные условия труда? Сколько, в конце концов, они зарабатывают, если их, к тому же, регулярно упрекают в жажде наживы?

Еще недавно в трудовых договорах приемных родителей в пункте, где оговаривалось рабочее время, стояло: 24 часа ежедневно и без выходных, что многих возмущало."После внесения последних изменений в "Положение о приемной семье" эта фраза оттуда исчезла. Теперь, выходит, к приемным родителям справедливо применяется Трудовой кодекс, в соответствии с которым мы должны работать 8 часов в день, - говорит Елена Кашина . - Но на практике получается, что 8 часов мы работаем за оплату, остальные 16 делаем то же самое, но без денег".

Зарплата приемных родителей - воспитателей сегодня действительно практически не зависит от количества детей (+5-8% к каждому последующему ребенку) и составляет по стране 1,8-2,3 млн. Отдельно на каждого ребенка выделяется пособие (1,3 млн в месяц). "За эту сумму мы должны не только накормить, одеть, обуть, собрать в школу ребенка, но и приобретать оборудование, мебель", - говорит Елена Кашина.

Как рассказал TUT.BY Геннадий Торбенко , приемный родитель - воспитатель из Минской области, у которого на двоих с женой 3 приемных и 5 своих детей, выделяемых государством денег не хватает. "Спасает то, что мы держим большое подсобное хозяйство: 6 свиней, 8 коз, утки, куры, гуси. Я не знаю, как бы мы прожили без этого. Еще в свободное время я хожу на ферму, что рядом с нами, там помогаю убирать картошку, капусту, бураки. Неделю там убираешь бесплатно, потом дают продукты".

Многие приемные родители сегодня задаются еще одним вопросом: а что делать, если ребенок заболел? "Приемные дети часто имеют и наследственные заболевания, и как их лечить - большой вопрос , - продолжает Елена Кашина. -Последними изменениями в "Положение о приемной семье" обязанность возмещать расходы на лечение возложили почему-то на Советы депутатов. Раньше это, правда, прописано вообще не было. Но как это будут делать депутаты? У них сессия дважды в год. При каждом новом заболевшем ребенке внеочередную сессию проводить? И ведь еще не указан критерий, когда возмещаться будет, а когда - нет. Выходит, покупая лекарство даже по рецепту врача, приемный родитель не имеет гарантий, что деньги вернут".

Кстати, новые изменения в законодательстве привели к тому, что год назад "договор о передаче ребенка" приемным родителям - воспитателям заменили на "договор об условиях воспитания". Казалось бы, изменения незначительные. Однако он существенно меняет "условия работы" воспитателей, добавляет Елена Кашина. Так, если в семье два супруга - родители-воспитатели, то такой договор, соответственно, заключается по-прежнему с обоими. Однако если раньше в дополнение к нему с каждым из супругов заключался отдельно и трудовой договор, то теперь трудовой будут заключать лишь с одним из них.

"Понятно, что это делается, чтобы деньги в бюджете сэкономить. До четырех детей отдавать в семью - это, опять-таки, делается в целях экономии. Таким образом поднимается престиж нашей деятельности? Как с этим быть на практике? - задается вопросом один из родителей. - Ка ждый приемный родитель имеет по закону 56 дней отпуска, а на время отпуска его функции по договору выполняет другой супруг. Но теперь это ему оплачиваться никак не будет. Это что, рабство?"

"Приемные родители нужны сегодня именно государству, чиновники, наверное, об этом забывают, - говорит еще одна приемная мама, которая пожелала остаться неназванной. - С таким подходом государства люди будут бояться идти в приемные воспитатели. На первоначальном этапе детей будут брать бывшие работники тех же детдомов, но если раньше они могли отработать смену и уйти, то теперь им придется работать те же 24 часа в сутки. Захотят ли они - большой вопрос. А если не они, то кто вместо них?"

Приемная семья является относительно новой, но перспективной формой устройства детей. Понятие "приемная семья" было введено в Республике Беларусь в 1999 году в связи с принятием Кодекса о браке и семье, а так же Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 года. Но в законодательстве отсутствует правовое определение термина "приемная семья". Представляется, что приемную семью можно определить как социальное образование, состоящее, как минимум из одного родителя и ребенка, не связанных кровным родством, созданное на основании норм действующего законодательства с целью обеспечения максимально благоприятных условий для воспитания детей, оставшихся без родительского попечения .

На современном этапе приемная семья является наиболее популярной формой семейного устройства. Более 3000 детей воспитывается в приемных семьях в Беларуси. Более 400 родителей-воспитателей и приемных родителей объединены в ассоциацию приемных родителей. В настоящее время в приемных семьях воспитываются более 3 тыс. 730 детей. В Республике Беларусь насчитывается уже свыше 2.5 тыс. приемных матерей. Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком (детьми), а такая семья - приемной семьей.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший (не достигшие) совершеннолетия, т.е. восемнадцати лет, на срок, предусмотренный указанным договором. Срок воспитания ребенка (детей) в приемной семье должен быть предусмотрен в договоре. Соглашение сторон о сроке передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью является существенным условием договора.

Приемным родителем может стать как семейная пара, так и человек, не состоящий в браке. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать четыре человека. Подобная формулировка нормативного предписания позволяет сделать вывод о возможном превышении указанного числа (например, когда в семье воспитываются двое родных детей и родители изъявляют желание взять на воспитание четверых или более детей (братьев, сестер из одной семьи), оставшихся без попечения родителей. Поскольку минимальное количество детей в приемной семье не оговорено, можно допустить, что в такой семье может быть и один приемный ребенок. Ограничение по общему правилу количества детей, воспитываемых в приемной семье, призвано обеспечить им прежде всего семейное воспитание, основанное на личных взаимоотношениях детей и родителей, что отличает в принципе приемную семью от детских учреждений, сориентированных в силу специфики организации воспитательного процесса на общественное воспитание. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж .

Согласно ст. 170 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье на воспитание в приемную семью передаются:

1) дети-сироты;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) дети, находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации;

4) государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования .

Подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по согласованию с лицами, желающими принять детей в семью. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам. Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Сегодня можно с уверенностью говорить о двух огромных преимуществах приемной семьи перед другими формами замещающего родительства. Во-первых, профессиональный родитель не выбирает себе детей, принимая и подростков с асоциальным поведением, и детей с особенностями развития, и "временных", родители которых попадают в места лишения свободы. Во-вторых, приемная семья, которая живет в том же районе, что и биологическая, дает ребенку право на постоянство территории. Кроме всех известных бед, которые выпадают на долю сироты по определению, есть еще одна - постоянные и не всегда оправданные перемещения. По банку данных Центра усыновления подсчитано, что дети-сироты, пока повзрослеют, до шести раз меняют интернатное учреждение, а вместе с ним город, друзей, привычную обстановку. Им приходится постоянно приспосабливаться к новым людям и условиям .

Положением о приемной семье регламентирован порядок организации приемной семьи. В соответствии с данным положением, лица, желающие принять детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой об образовании приемной семьи. К заявлению прилагаются следующие документы:

Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);

Медицинское заключение о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

Согласие других совершеннолетних членов семьи лица (лиц), обратившегося с заявлением об образовании приемной семьи;

Документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

Копия декларации либо иной документ о доходах за предшествующий образованию приемной семьи год, удостоверенные в установленном порядке;

Паспорт заявителя .

Орган опеки и попечительства изучает условия жизни и состояние здоровья лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов их семьи удовлетворить жизненные потребности приемного ребенка и реализовать план защиты его прав и законных интересов, составляет акт обследования условий жизни кандидатов в приемные родители в течение месяца с момента подачи ими заявления.

При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении информацию об успеваемости, уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей.

Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органы опеки и попечительства истребуют из соответствующих органов и организаций следующие документы и сведения:

Копия документа, подтверждающего право собственности лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, на жилое помещение или право пользования жилым помещением;

Справка о месте работы, службы и занимаемой должности лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью;

Справка о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий образованию приемной семьи год;

Сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью;

Сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее принять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;

Сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающее принять детей на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;

Сведения о том, признавались ли дети лица (лиц), желающего принять детей на воспитание в приемную семью, нуждающимися в государственной защите .

На основании акта обследования и всех необходимых документов лица (лиц), желающих принять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителей стать приемными родителями. При этом учитываются личные качества заявителей, их взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно. В случае желания взять на воспитание больного ребенка в заключении должно быть указано наличие у приемных родителей необходимых для этого условий. Заключение о возможности быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в заключение договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в месячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Одновременно заявителю возвращаются все документы. Органы опеки и попечительства организуют обучение лиц, в отношении которых принято положительное заключение о возможности стать приемными родителями по программам, рекомендованным Министерством образования Республики Беларусь, например "Программа профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей". Орган опеки и попечительства представляет кандидату в приемные родители информацию о состоящих на учете детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещений этих детей по месту их проживания (нахождения) и установления контакта с ними. При подборе ребенка из детских интернатных учреждений администрация этих учреждений обязана ознакомить лицо, желающее принять ребенка на воспитание, с личным делом ребенка и информацией о состоянии его здоровья. Администрация учреждения несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений о ребенке .

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, его опекун, попечитель представляет в районный, городской, районный в городе орган опеки и попечительства, следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка;

Медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;

Документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителей, копию решения суда о лишении родителей родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка и другие) .

При подробном рассмотрении вопроса о сущности и организации приемной семьи, я считаю необходимым рассмотреть такой вопрос, как порядок заключения и прекращения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

Каждый ребенок независимо от того, проживает он совместно с родителями или раздельно, имеет право на такое материальное обеспечение со стороны семьи и государства, которое необходимо для его полноценного физического и умственного развития, реализации природных наклонностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями в целях содействия гармоничному развитию личности и воспитанию достойного члена общества .

Так, необходимым условием содержания детей, переданных на воспитание в приемную семью, является надлежащее материальное обеспечение этой семьи. Поэтому статьей 172 Кодекса о браке и семье предусмотрено, что приемной семье на содержание каждого ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства. Законодатель также определил, что порядок выплаты таких средств определяется Правительством Республики Беларусь .

При помещении ребенка в приемную семью с родителей взыскиваются денежные средства в размерах, предусмотренных ст. 93 Кодекса, т.е. взыскиваются в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание детей. Закон (ч. 3 ст. 82 Кодекса о браке и семье) не освобождает родителей, лишенных родительски прав, от обязанностей по содержанию своих несовершеннолетних детей.

Действующее брачно-семейное законодательство предусматривает взыскание на детей алиментов и взыскание средств на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения. Средства на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, перечисляются в доход бюджета, из которого финансируются детские интернатные учреждения, государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, детские деревни (городки), опекунские семьи, приемные семьи .

Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Существуют некоторые обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье в сфере материального обеспечения. К ним в частности относятся следующие обязанности:

* перечисление ежемесячно не позднее 20-го числа предыдущего месяца на банковские счета приемных родителей денежных средств в размере, установленном Министерством образования и Министерством финансов исходя из установленных норм материального обеспечения. При этом размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги;

* ежемесячно производить оплату труда приемных родителей в соответствии с действующим законодательством;

* в установленный срок выделять (отремонтировать) приемным родителям служебную квартиру (дом) для осуществления ими обязанностей по воспитанию и содержанию приемных детей;

* прикреплять приемную семью для приобретения продуктов питания к базе (магазину) с оплатой, как по безналичному, так и наличному расчету для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3 детей в соответствии с долгосрочным договором;

* выделять на каждого приемного ребенка денежные средства на оплату отопления, освещения, текущий ремонт жилья, приобретение мебели, оплату услуг бытового обслуживания для приемных родителей, взявших на воспитание не менее 3 детей в соответствии с долгосрочным договором .

На период ежегодного отпуска приемных родителей орган опеки и попечительства организуют летний отдых приемных детей. Следует отметить, что в случае госпитализации приемных родителей либо длительного их отсутствия в семье по иным уважительным причинам орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство приемного ребенка (детей) на воспитание либо заключает договор с другими приемными родителями.

Также ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, по инвалидности). Выплата пенсии производится по выбору приемного родителя через организацию почтовой связи, банк, организацию, осуществляющую деятельность по доставке пенсий. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется также право бесплатного проезда независимо от места жительства на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на железнодорожном, автомобильном и водном транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения.

Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат. Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства .

Итак, рассмотрев основные положения о приемной семье выяснилось, что на современном этапе приемная семья является наиболее популярной формой семейного устройства, которая образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора, заключаемые между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Нормы о приемной семье закреплены законодательно, в частности, они регулируются Кодексом Республики Беларусь о браке и семье и Положением о приемной семье. Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие в браке, так и не состоящие в браке, желающие взять на воспитание ребенка. При этом существует исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих тому или иному лицу стать приемными родителями.

Лица, желающие принять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление и прилагающиеся к нему необходимые документы. Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органы опеки и попечительства истребуют из соответствующих органов и организаций определенные документы и сведения об этих лицах. В свою очередь на каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация учреждения системы образования, организации здравоохранения, организации социального обслуживания также передают приемным родителям необходимые документы. В отличие от опекунов и попечителей приемные родители получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию приемного ребенка. На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства. Также существуют некоторые обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье в сфере материального обеспечения. Согласно договору о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, приемные родители должны исполнять определенные обязанности в отношении этого ребенка .

Таким образом, существует несколько форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых усыновление, установление опеки, приемная семья, патронатное воспитание. Общество берет курс на увеличение возможностей семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, и на развитие такой формы как патронатное воспитание, которая не до конца оформилась в нашей стране.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»