Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества. Педагог в современном дошкольном учреждении

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

« Современный воспитатель , какой он ? »

Каким же должен быть современный воспитатель ?

Требования, предъявляемые к нынешним воспитателям, очень высокие. Родители уверены, у воспитателя детского сада должно быть как минимум педагогическое образование. Он должен уметь петь, танцевать, знать все развивающие методики и активно использовать их на занятиях с детьми в детском саду. А так же знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю успешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравнимым по своей сложности и красоте процессом становления человеческой личности. Работа воспитателя в детском саду — воспитательно-образовательная. Решение главной задачи — воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях. То есть формирование у ребенка разнообразных, доступных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, развития изобразительной деятельности и т. д. Воспитатель дошкольных учреждений учит ребёнка азам самостоятельности, правилам поведения в обществе, готовит ребенка к поступлению в школу. Подготовка ребёнка к школе подразумевает обучение навыкам устного счёта, рисование, развитие мелкой моторики рук с помощью пластилина, конструктора и других сподручных средств.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Современные, мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают нерешительного, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься. Мастерство воспитателя состоит в том, что он знает, когда несмелого ребёнка надо поддержать, «назначив его храбрым петухом», а агрессивного поучить сочувствию, «сделав зайцем». (Сказка «Заюшкина избушка»)

Постоянное общение с ребенком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми. Забота о состоянии жизни ребенка в дошкольных учреждениях, выполняет все режимы мероприятий - еда, сон, закаливание, прогулки, физические упражнения - входят в основную обязанность воспитателя. Детей учат завязывать шнурки и застёгивать «молнии». Пользоваться ложкой, вилкой, носовым платком. Правильно говорить, петь, танцевать, рисовать, дружить и т. д.

Однако самое главное в работе воспитателя детского сада - это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых носов и коленок, а также переломанных рук и ног.

Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но личные взаимоотношения детей между собой. Внешность воспитателя играет не последнюю роль в воспитании детей. Они очень любят, если воспитатель обаятелен, опрятно одет и хорошо причесан, жизнерадостен и весел, обладает чувством юмора. Приятный внешний вид, мягкая манера обращения привлекают не только детей, но и на родителей производят хорошее впечатление.

Часто ли взрослые люди с теплотой вспоминают своих детсадовских воспитателей? Случается, что личность воспитателя так захватывает ребёнка, что он не только помнит его, но даже став взрослым, старается привести в его группу своих детей.

Все-таки, каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой личности?

Современный воспитатель должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

Воспитатель должен много знать и уметь. Передним стоит не простая задача - научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию. Воспитатель должен уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей. В чем-то хотя бы и в одном, он должен обладать какими-то особыми данными например: быть отличным актером или хорошим певцом. И ему надо очень много читать. Он должен хорошо знать детскую художественную литературу.

Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.

Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

Для меня воспитатель - это не просто профессия, это - состояние души, призвание. Мне очень близко восточное изречение: «Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину; одно произрастает на песчаной почве, другое - на жирной, глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии». Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. Каждый день, встречаясь со своей ребятней, я вижу в их глазах доверие и уважение, чувствую их доверчивую ответную любовь. А для этого я просто живу детством: играю, мечтаю и фантазирую вместе с детьми.

Оливанова Надежда Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Яр - Сале, Ямальский район
Наименование материала: статья
Тема: "Современный воспитатель. Какой он?"
Дата публикации: 03.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Современный воспитатель. Какой он?
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – всё это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной. Известный педагог Ш. Амонашвили говорил: « Воспитатель – это человек профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей мы вместе с родителями создаём будущее нашей страны. Каждый ребёнок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растёт в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нём нет чуткости и сострадания. Как показали ответы на вопросы анкеты, вы считаете, что современный воспитатель должен:  любить детей;  обеспечивать детям психологическую защищённость, радость существования в стенах дошкольного учреждения,;  участвовать в формировании личности ребёнка;  совершенствовать свои знания, заниматься самообразованием. Анализируя результаты анкетирования родителей разных возрастных групп, можно отметить: многие не воспринимают воспитательно-образовательный процесс в целом. Родителей волнует содержание занятий, а другие виды деятельности детей – игру, трудовые поручения и т.п. – они считают несущественными, забывая о необходимости развития личности ребёнка, его психологическом комфорте, эмоциональном благополучии в стенах детского сада. Считая важными для воспитателя такие качества, как требовательность, умение организовывать детей, грамотно провести занятие, многие родители не осознают, что педагог – это человек, который не просто учит детей, сопереживает их радостям и неприятностям. Поэтому при проведении собраний, индивидуальных бесед и консультаций воспитатели всех возрастных групп должны рассказывать родителям не только об успехах детей на занятиях и их поведении, но и о том, как и во что они играют, как общаются со сверстниками, какие черты характера, личностные качества им в этом помогают или мешают.
Деловая игра «Справочное бюро».

Цель –
совершенствовать навыки педагогов профессионально и корректно отвечать на вопросы родителей. Развивать коммуникативность, навыки общения - диалога.
Материал –
ширма с надписью «Справочное бюро» или телефонные трубки для абонентов, карточки с вопросами. Примерное содержание карточек: 1. Как научить ребёнка выразительно рассказывать стихотворение? 2. Мой мальчик боится собак и кошек. Что делать? 3. Как ребёнка 5 лет приучать к самостоятельности? 4. Дочь боится посещать врача. Что делать? 5. Мой внук не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете? 6. Ребёнок всё время играет, не хочет заниматься. А ему уже пять лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?
На ответ консультанта отводится одна – две минуты. Родитель в случае несогласия высказывает своё мнение. Педагогу важно владеть собой, регулировать своё эмоциональное состояние. Всё это ярко выражается через слово и мимику. Решение педагогических ситуаций: 1. Произнесите фразу «иди сюда» (громко, таинственно, возмущённо, радостно). 2. Скажи «молодец» (тихо, громко, ласково, удивительно, иронично, восторженно, радостно). 3. Началось занятие, дети уже слушают ваш рассказ. Открывается дверь, и входит ребёнок («шустряк»). Вы смотрите на него: Требовательно: «Быстро сядь!» Удивлённо: «Не ожидала». С досадой: «Опять меня отвлекаешь» Вопросительно: «Что-то случилось?» Укоризненно: «Ты мешаешь работать!» Радостно: «Наконец – то!» 4. Сергей разбил чашку. Дети пожаловались воспитателю (реакция педагога). 5. Ребёнок, выполняя поручение воспитателя подклеить книгу, пролил клей. Дети радостно запрыгали и закричали: «А мы расскажем» и побежали жаловаться. Никто не помог расстроенному ребёнку (ваше решение). 6. Ребёнок в порыве злости ударил товарища. Обиженный заплакал и в ответ ударил обидчика. Оба побежали жаловаться (ваши действия).
Подведение итогов:
Что мы должны вынести из сегодняшней встречи? Убеждённость в том, что ребёнка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя. И в заключении хочется чтобы вы все услышали и задумались:  поставьте перед собой задачи, которые считаете наиболее существенными;  подумайте, каким бы вы хотели видеть каждого своего воспитанника;  учитывайте индивидуальные особенности детей, не пытайтесь подтянуть каждого до «стандарта» в поведении, проявлении эмоций, познании и т.д.

Дата публикации: 07.04.17

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём­-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

диагностирование семей;

педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

совместное творчество детей и взрослых;

совместные мероприятия с учреждениями социума;

индивидуальная работа с родителями.

информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На наш взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту.

Конечно, практический процесс по внедрению ФГТ в нашей с вами работе идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

Четкое видение современных задач образования;

Ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

Поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Сохранять физическое и духовное развитие детей;

Уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

Способность к самообразованию и личностному росту.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Уважаемые участники конференции!

Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного про­цесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ», федеральных государственных требованиях к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС.

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Важно отметить, что работая по ФГТ мы стремимся к тому,

1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия),проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности. Мы привыкли к демократическому стилю общения с детьми, советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулируем, поощряем, отмечаем с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. Современный воспитатель тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД. При планировании мы предусматриваем виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. На мой взгляд, необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам соз­дает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому мы поставили перед собой цель - созда­ть условия для максимального раскрытия индивидуального воз­растного потенциала ребенка.

Мы формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста современные педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Мы учим детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

Педагоги нашего детского сада понимают, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём­-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

диагностирование семей;

педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

совместное творчество детей и взрослых;

совместные мероприятия с учреждениями социума;

индивидуальная работа с родителями.

информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту.

Конечно, практический процесс по внедрению ФГТ в нашей с вами работе идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

Четкое видение современных задач образования;

Ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

Поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Сохранять физическое и духовное развитие детей;

Уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

Способность к самообразованию и личностному росту.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Современный педагог дошкольного учреждения

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка ценностей и авторитетов, которая приводит к интенсивному поиску современных образовательных технологий, направленных на развитие и поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В подтверждение этому новый нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие каждого ребенка.

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.

Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована, почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как следствие, предложения, вопросы детей, их настроения остаются без должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе.

Обновление педагогического сознания – процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта, актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельностисовременные требования к качеству образования. Прежде всего, всеми благами информационно-коммуникативных технологий должны владеть педагоги.

Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе важно для совершенствования образовательной системы. Использование современных технических средств может изменить педагогический процесс, внеся в него новизну и разнообразие. Современный педагог в своей работе должен использовать персональный компьютер со всем его огромным потенциалом – это облегчит некоторые моменты его педагогической деятельности, а также при грамотном использовании и творческом подходе можно добиться ошеломляющих результатов – процесс воспитания и обучения будет интересен всем участникам образовательного процесса.

Становится очевидно, что педагог, который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, ориентируется в информационном пространстве, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Одно из главных условий использования информационно-коммуникативных технологий в детском саду – с детьми должны работать грамотные специалисты, не только владеющие навыками работы на компьютере, знающие их технические возможности, но и четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым информационным технологиям. Учитывая это, педагог должен владеть компьютерной грамотностью, осваивать работу с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной информационной сети Интернет для того, чтобы можно было использовать современные компьютерные технологии для взаимодействия с воспитанниками и их родителями на качественно новом уровне.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»