Универсальными предпосылками учебной деятельности являются. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошк. Возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника .

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

Учебную задачу

Учебные действия

Контроль

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.

Ахременкова И. З. учитель-дефектолог

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

формирование отдельных элементовучебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

— дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

— в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

— детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

— дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

— важно привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.

Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.

Готовность к учебной деятельности должна формироваться в детстве исподволь, начиная с дошкольного возраста. Иначе за школьной партой ребенок не справится со свалившейся на него нагрузкой. Обучение требует внимательного восприятия и усвоения довольно большого объема знаний. Элементы учебной деятельности закладываются в старшем дошкольном возрасте, так как этому способствует социальная ситуация развития.

Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование предпосылок учебной деятельности в дошкольном возрасте начинается в игровом контексте. Являясь , игра закладывает несколько важнейших «кирпичиков» в развитие личности ребенка. Они станут той основой, которая необходима для успешных учебных действий.

Рассмотрим, какие приобретения являются предпосылками учебной деятельности дошкольника.

Становление логического мышления. Дети все еще преимущественно мыслят образами, но у них уже формируется . Это хорошо прослеживается в детских играх.

Если младшему дошкольнику для игры обязательно нужны предметы-заместители, то в старшем дошкольном возрасте главной становится . Ребята договариваются о правилах, рассуждают, анализируют и приводят свои доводы.

Благодаря активному развитию мыслительных операций, дошкольники пытаются каким-либо образом обобщить и классифицировать окружающие предметы и происходящие явления. Практически во всем они хотят услышать аргументацию. Например, требуют доказательств, почему арбуз является ягодой, а пингвин – птицей.

Возникновение познавательного мотива. Дети начинают интересоваться получением знаний. Раньше малыша привлекала непосредственно игра, заодно он мог узнать что-то новое. Старший дошкольник жаждет приобрести конкретные знания, помогающие ему еще на шаг продвинуться в познании окружающей действительности.

Проявляется интерес к научным фактам, природным явлениям, новым сведениям. Отсюда – желание разобраться в устройстве механизмов, понять причины возникновения радуги или выпадения града среди лета. Рассказы о «волшебстве» в подобных случаях дошкольников не удовлетворят.

Появление интереса к базовым учебным навыкам. Дети проявляют интерес к таким серьезным умениям как чтение и счет. Научившись читать по слогам или считать в пределах десятка и сотни, дошкольник осознает, что это только начало. И понимает, в каком направлении следует продвигаться: уметь читать и так же запросто оперировать числами, как взрослые.

Формирование произвольности познавательных процессов. Старшему дошкольнику уже поддается произвольная регуляция , . Раньше ребенок направлял внимание на нужный объект, подчиняясь словам взрослого: «Посмотри внимательно», «Прислушайся». Дошкольник 6-7 лет сам может ставить перед собой задачу: «Я сейчас посмотрю все модели в этом журнале», «Выучу этот стишок и поздравлю бабушку!».

Развитие коллективной формы деятельности. В преддошкольном периоде появляется особенный тип общения со сверстниками, называемый в возрастной психологии кооперативно-соревновательным. Дошкольники обмениваются мнениями, отстаивают свою позицию, но также согласны уступить в некоторых вопросах. Для них важно продемонстрировать свой результат друг другу и то, какую оценку высказал взрослый.

Что мотивирует дошкольника к обучению

Возникновение предпосылок учебной деятельности еще не говорит о том, что дошкольник готов включиться в систематическое обучение, как того требует школа. Предпосылки создают своего рода поле, а будет ли на этом поле урожай, зависит от многих факторов.

Необходима мотивация, побуждающая ребенка учиться. Мотивация – это желание и готовность действовать. Для дошкольника – это желание получать знания, развивать мыслительную деятельность, постоянно трудиться над формированием навыков.

Можно выделить мотивы, которые действуют на детей извне, и те, которые зарождаются в сознании ребенка (внутренние).

Внешние мотивы

Дошкольник через игру, а затем и приобщаясь к труду, постепенно осваивает функции и нормы взрослого мира. Этот мир многим его привлекает. Дети часто заявляют: «Вот вырасту и…». Далее следует сообщение, какие достижения принесет желанная взрослость.

Учебную деятельность старшие дошкольники воспринимают как дело, приближающее их к взрослению. В данном случае имеет место внешний мотив учебной деятельности дошкольников.

Некоторых детей привлекает организация занятий. Им нравится, когда у них есть уроки и переменки, для занятий есть специальные тетрадки и пр. Таких дошкольников привлекает новая социальная роль. Пусть их занятия длятся каких-то 15 минут, но они ощущают себя настоящими учениками. Очевидно, что и здесь проявляется внешний мотив.

Внутренние мотивы

Развитие личности ребенка формирует новое отношение к действительности, в результате чего обогащается мотивационная сфера. Зарождаются внутренние мотивы, направленные на учебную деятельность.

Важнейшим является познавательный мотив. Внутренняя потребность дошкольника узнать больше удерживает его интерес и побуждает сосредоточенно решать задачи. Появляется желание не только задавать цепочки уточняющих вопросов, но стремление спорить, доказывать, приводить свои аргументы.

Иногда родители решают, что их 5-летний «почемучка» готов к учебной деятельности. Все же этот вывод ошибочный, так как за вопросами ребенка может стоять другая цель – привлечь внимание к себе, удержать внимание мамы или папы. По сути, это стремление играть, но не с ровесниками, а с взрослыми.

Познавательные мотивы проявляются и в среднем дошкольном возрасте, но они имеют обобщенный характер. Познавательно-учебные мотивы формируются после 6 лет.

Внутренним является и мотив осознания общественной пользы обучения. Не так часто встречаются дети, — но они есть, — которые убедительно заявляют, что обществу нужны умные и много знающие люди. «Хочу изобрести такие поезда, чтобы они за несколько минут доставляли пассажиров из одного города в другой». Такие дошкольники рано обучаются чтению, а их любимые книги – детские энциклопедии.

Особенности учебной деятельности дошкольников

Старшего дошкольника отличает эмоциональная вовлеченность в учебную деятельность. Он проявляет устойчивый интерес, удивление неожиданным открытиям, радость от того, что удалось достигнуть ожидаемого результата.

Для детей действия, направленные на обучение, все еще приближены к игре. Распространена такая форма учебной деятельности детей как дидактическая игра. Главная цель дидактических упражнений обучающая, но они преподносятся под видом детской игры с четко обозначенными правилами. Ставится определенная задача, которую участники решают, следуя правилам.

Элементы учебной деятельности

Элементы учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте формируются благодаря развитию произвольной регуляции .

К ним следует отнести:

  • постановку цели
  • формулирование гипотез
  • элементы планирования
  • попытки контролировать ход выполнения
  • готовность исправить ошибку

Проиллюстрируем, как проявляются перечисленные элементы в деятельности дошкольника.

Дошкольник ставит перед собой задачу запомнить что-либо: стихи, последовательность сборки конструкции, параметры жирафа (чтобы потом рассказать другим) и много другой информации, важной с его точки зрения.

В окружающем мире столько всего интересного, что как не поддаться желанию сформулировать и проверить гипотезу. Дети интересуются, почему маленький металлический шарик тонет в воде, а большая деревянная доска нет. Проверяют, прорастет ли абрикосовая косточка. Вопрос «что будет, если…» может звучать несколько раз в день от любознательного дошкольника.

Нередко дети сообщают, что они делают сейчас, и чем хотят заняться потом. В ролевых играх обсуждают сюжет, распределяют роли. Это уже элементарное планирование. Оно характерно для старшего дошкольного возраста. Младшие дети, наоборот, рассказывают о своих действиях в момент выполнения или после того, как их выполнят.

Достижением является переход к внутреннему планированию, которое делает детские замыслы устойчивыми и побуждает к достижению результата.

Элементы планирования помогают ребенку увидеть шаги, в какой последовательности нужно продвигаться, чтобы получить то, что он вообразил. В свою очередь эти шаги могут быть точками контроля: «А это я сделал?». По сути, это самопроверка действий. Потребность в контроле у дошкольника появляется, если он сомневается в правильности выполнения работы.

Дети в принципе не желают слышать о своих ошибках и тем более признавать их. Но в старшем дошкольном возрасте мотивы действий сдвигаются на цель – ребенок действует, чтобы получить результат. Если результат, несмотря на приложение усилий, еще не достигнут, то дошкольник берется за исправление обнаруженной ошибки.

Функции и задачи учебной деятельности дошкольников

Возможно, кто-то считает лишним говорить об обучении применительно к дошкольному возрасту, если развитие игры создает естественные условия для перехода к учебной деятельности.

Все же игра отличается значительно меньшей регламентированностью, нежели учебное занятие. Постепенно ребенка следует готовить к сознательному подчинению своих действий строгим правилам.

Учебная деятельность дошкольникам необходима. Она выполняет несколько функций:

  • Приучает управлять своим поведением и придерживаться требований
  • Направляет на использование заданного способа действий
  • Вырабатывает навык работы по инструкции взрослого
  • Тренирует самостоятельное выполнение заданий по образцу
  • Формирует осознание, что учебные действия могут направляться не только на определенный результат, а и на тренировку умений

Данный развивается позднее, чем такие виды как игровая, трудовая. Учебная деятельность в дошкольном возрасте реализует желание ребенка занять новое более значимое место в системе общественных отношений и формирует положительное отношение к школе.

лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности . Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.

Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение) .

Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного , каковы условия их развития .

Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей . Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными . Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

условия , при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку . Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

3. Учебные задания , предлагаемые детям , должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.

4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности , возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.

В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности , например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта .

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых , более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях , в соответствии с которыми они изменяют конкретные

формы его употребления , сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных , но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению , что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия .

Четвертой предпосылкой учебной деятельности , которая

должна быть сформирована у детей , является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)

показали, что у детей детского возраста стихийно

складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя -

целенаправленно обучать детей действиям контроля .

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей , можно назвать основные компоненты учебной деятельности :

Принятие задачи;

Выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;

Контроль, самоконтроль и самопроверка;

Личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью , включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей .

Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности , включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности .

Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений , но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования , поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей .

Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности , для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.

Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей . К их числу можно отнести :

Методы исследовательского обучения Савенкова

«Модель трех вопросов»

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства

«Матрица оценки выдвинутых гипотез»

Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно

методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» - этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность ! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада , семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка - происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности .

Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования .

Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?» , «Почему сосульки плачут?» , «Почему собака кусается?» , «Одиночка и коллектив» , организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей .

Эффективность социально-значимых проектов («Мы - за пожарную безопасность!» , «Всем нужна вода!» , «Город мастеров» , «Сохраним березку» , «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима : разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик , заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том , что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности . К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи» , «Герб моей семьи» , «Мое родословное древо» , «Мама, папа, я – Анжерская семья» , «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию , активное отношение к окружающей действительности.

Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.

Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость и удовольствие. Поэтому важно формировать познавательные интересы у ребенка, т.к. они лежат в основе учебных мотивов. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, а если ребенок усваивает учебный материал без интереса, то эти знания будут формальны.

Отсюда первой предпосылкой является формирование познавательных интересов.

Вторая предпосылка – овладение дошкольником общими способами действий (т.е. такими действиями, которые помогают решать практические и познавательные задачи):

Умение слушать

Работать по указанию

Способность отделять свои действия от действий других

Способность контролировать свое поведение

Третья предпосылка – самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только результат, но и знания, умения, которые при этом усваиваются. Поэтому происходит переориентация сознания детей с конечного результата на способ его достижения, и если ребенок пытается использовать этот опыт в новых условиях, то ребенок приходит к определенному обобщению.

Четвертая предпосылка – обучение детей контролю за своими собственными действиями.

Учебная деятельность осуществляется на основе образца действий – ребенок сопоставляет свои действия с образцом, т.е. контролирует их.

Общие цели УД:

1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений);

2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи :

Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

Организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

Развитие мышления, памяти, творческих способностей;

Совершенствование учебных умений и навыков;

- выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Виды мотивов:

Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.);


Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками;

Мотив достижения успеха - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Переживание успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха , а стремление избегать неудач, нужно снижать. Процесс обучения должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию успеха. Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон. Самостоятельность детей дошкольного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям.

Мотив избегания неудачи – это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация.

Мотив саморазвития - это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. А.Г. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение вперед - это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений.

Условия, необходимые для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей:

1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.

2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества со взрослым, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку, постоянно радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

3. Учить ребенка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.

4. Выстраивать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

5. Учить ребенка грамотному объяснению своих успехов и неудач.

6. Оценка взрослого должна относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Взрослому необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

7. Необходимо поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.

Показатели выраженности познавательной мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня, мы хорошо понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.

Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

" Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Дошкольный возраст - этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности.

Гипотеза исследования: если систематически и последовательно проводить игровые занятия с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

· Учёта развития психических процессов дошкольника;

· Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

· Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру.

3. Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Интерпретация и обработка результатов исследования.

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации

С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным,

В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно

разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

· учебные задачи;

· учебные действия;

· контроль;

· оценку.

В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они “усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения”. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

Отметим, что понятия ”целенаправленное обучение” и “учебная деятельность” далеко не идентичны.

Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.

Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.

Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания.

С поступлением ребенка в школу учебная деятельность становится ведущей, а это способствует перестройке всех психических процессов и в центр сознания ребенка выдвигается мышление. Эта перестройка ведет к развитию произвольности психических процессов и формированию у детей способности к планированию, к контролю и самоконтролю.

Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности как показывают специальные психологические исследования (Л.С. Выгодского, А.Л. Венгер, Е.И. и Г.И. Кравцовы, Е.О. Смирнова и др.) является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения).

Вывод: при рассмотрении понятия «учебная деятельность» мы смогли установить, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

1. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия.

2. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца.

3. Действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ.

4. Действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Теория Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности положена в основу формирования учебно-организационных умений детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя:

организационно-личностные;

организационно-технические;

организационно-гигиенические.

Они в свою очередь также включают целый ряд умений. Так, организационно-личностные умения предполагают наличие у личности школьника следующего комплекса умений:

целеопределение;

планирование предстоящей деятельности;

выполнение действий по разработанному алгоритму;

самоконтроль;

самооценка;

корректировка.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами и всем комплексом умений.

Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

·умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

·умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

·умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности .

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

Высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

Средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

Низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Вывод: исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:

· чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

· чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б. Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий".

· и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя".

Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие. Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий: сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Игра не подлежит жесткой регламентации это самостоятельная деятельность детей, однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития.

Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра способ познания окружающего. Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств: в играх воспитываются меткость глаз, ловкость и сила движения. Н.К. Крупская рассматривала игру как средство познания мира; через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.

Вывод: развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»

« Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»

Выполнила:

Медведкина С.Ю.

г. Оренбург, 2015 - 2016 уч. год



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»