Цель: создать условия для познавательной деятельности дошкольников с целью пополнения знаний и представлений о природе родного края Задачи: формировать у детей элементарные навыки познавательно – исследовательского поведения в родной природе (обобщать, систематизировать, делать выводы); развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), навыки наблюдения и экспериментирования в процессе деятельности, навыки работы в коллективе; учить понимать взаимосвязь: зависимость жизни растений в жизни всего человечества; воспитывать уважение к природе, научить детей удивляться и восхищаться мудростью природы, которая даёт нам здоровье, настроение; создать в группе развивающую среду с помощью родителей, вовлекая их в реализацию совместного проекта; Отражать полученные знания в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, трудовой, двигательной, изобразительной, музыкальной.
Проблема для детей: что дают деревья для жизни людей: пользу или вред? Планируемые результаты: целевые ориентиры «инициативный», «обладает творческими способностями», «проявляет любознательность», «задаёт вопросы и пытается самостоятельно придумывать объяснения» Словарная работа: тополь, кедр, ольха, осина, крона, «зимующие почки», лиственные и хвойные деревья Оборудование: изображение различных видов деревьев и кустарников в разное время года Тип проекта: познавательно – исследовательский
Этапы реализации проекта Подготовительный этап: 1. Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме. 2. Определение цели, исходя из интересов детей. 3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. 3. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Основной этап: 1. Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели. 2. Взаимодействие с родителями, направленного на знакомство с проектной деятельностью. Заключительный этап: 1. Подведение итогов проекта. 2. Оценка достигнутых результатов.
Формы работы с родителями Создание гербария «Деревья и кустарники нашего края» Выставка из природного материала «Ах, осень!» Акция «Подари книгу о природе» Консультация «Значение проектной деятельности для дошкольников» Продуктивная деятельность (выставка) «Красота зимнего леса» Издание мини –книжки «Узнай дерево» Экскурсии в осенний, зимний лес Выставка различных пород деревьев нашего края Создание коллекции «Семена деревьев»
Экскурсия в осенний лес
Игры с осенними листьями
Самостоятельная деятельность детей на прогулке Подвижная игра « 1, 2, 3 – к дереву беги!»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Труд на участке. Уборка осенних листьев.
Опыт – исследование «Измеряем толщину дерева»
Опыт – исследование « Чем покрыт ствол дерева?»
Создание гербария «Деревья и кустарники нашего края»
«Подарок для воронёнка» семья Леры Л. «Ваза с клубникой» семья Насти И. «Баба Яга» семья Валеры С. «Моя любимая ёлочка!» семья Саши Ф. Выставка из природного материала «Лесные фантазии»
Образовательная деятельность в режимных моментах Рассматривание годичных колец древесины
Опыт – исследование «Зимующие почки дерева»
Продуктивная деятельность (рисование) «Красота зимнего леса»
Оберегаем деревья от вымерзания
Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года. Составление рассказов «Чем отличаются осенние деревья от деревьев зимой?»
Самостоятельная деятельность в режимных моментах Д/игра «В лесу» Гербарий «Листья деревьев с нашего участка» Д/и «Твоя красная книга»
Выставка продуктов деятельности Гербарий, книжка – малютка «Узнай дерево», различные породы деревьев, плоды деревьев (семена)
38
В ожидании результативности: дошкольники проявляют любознательность, задают вопросы, касающихся близких и далёких предметов и явлений природы (живой и неживой) обладают элементарными представлениями из области живой природы, устанавливают причинно – следственные связи проявляются творческие способности в рисовании, придумывании сказок и т.д. пополнилась предметно - пространственная среда с помощью родителей дошкольники проявляют формы экологической культуры(замечают сезонные и климатические изменения в природе), проявляют уважение к природе
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе
«Чистый мир»
Подготовила воспитатель Федосеева М.И.Арзамас 2015г.
Название: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе «Чистый мир»
Тип проекта: информационно – познавательный.Срок проекта: Долгосрочный (сентябрь - апрель).
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители (законные представители).
Актуальность:
Экологическое образование-важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания. В условиях пребывания малыша в детском саду удобно организовывать процесс познания различных форм природы.
Целью ориентированного экологического образования для дошколят выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлений. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному мру природы, установка на сбережение природных богатств.
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуаций и сознательного к ней отношения. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно нами встала задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания предносят в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Процесс экологического образования может проводиться в различных формах. Одной из наиболее перспективных на сегодняшний день форм считаются экологические проекты
Цель проекта: Формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Задачи проекта:
Формирование основ общей экологической культуры ребенка
Создать условия для освоения экологических представлений.
Создать условия для расширения и углубления представлений о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение)
Формы и методы работы:
Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд.
Чтение художественной литературы.
Театрализованная деятельность и праздники
Наблюдение в уголке природы и на прогулке
Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде
Разные формы
Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов
Взаимодействия со школой (экологический центр)
Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок
Взаимодействие с семьей
Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов
Тематические выставки.
Направление работы
Развитие речи
Развитие логического мышления
Развитий коммуникативных качеств у детей
Обобщение представлений о природе
Пробуждение воображения и фантазии
Пробуждение интереса к природе.
Ожидаемый результат:
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды. Повышение уровня знаний по экологии у детей. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
Содержание проекта.
Этапы реализации | Действие педагогов | Действие воспитанников | Действие родителей |
Подготовительный с 01.09. 15г по 01.04.2016г
| Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта; Методическая литература для педагогов и родителей; Познавательная и энциклопедическая литература для детей. 2.Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн-презентаций; 3.Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: Наглядные: картины, фото, карточки с изображениями природы и т.д. Д карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о экологии | -просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением природы | Анкетирование.«Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» |
Практический этап с 01.112014г. по31.05.2015г. | - Создание и оформление экологической тропы | Кинолекции, презентации Природоохранные праздники Экскурсии, Наблюдения Природоохранные акции Сюжетно-ролевые, дидактические, интеллектуальные игры Экспериментальная и опытническая деятельность Создание творческих работ детьми(рисование, аппликация, лепка); | Открытое занятие для родителей и педагогов»Эти полезные бытовые отходы», «Мы спасатели природы» в современном ДОУ» Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! -экологическая сказка «Трудовой десант» Родительские собрания в нетрадиционной форме Экологическая информация Обмен опытом Природоохранные праздники, акции |
Сентябрь Составление годового плана по реализации проекта. Экскурсия в зоокорпус. Знакомство с животными Составление плана по реализации проекта. Подобрать худ. лит. для чтения, пересказываеия, заучивания, арины. Провести первый этап диагностики.
Оформить альбом «Альбом выходного дня»
Анкетирование на тему «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника»
Трудовая деятельность: уборка участка, помощь дворнику, для оформления гербария и поделок Анкетирование «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника »
Фотоотчет
Трудовая деят-ть уборка участка, дворнику, сбор осенних листьев гербария Родительское собрание. Рекомендация на тему « Экологическое воспитание дошкольников
в современном ДОУ»
Октябрь Беседа с детьми о животных леса, о среде обитания, о подготовки зверей к зиме, о поведении человека в лесу.
Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.
Беседы: Как семья провела лето? Установление эмоционального контакта
Беседа о лесе: Унылая пора! Очей очарования
Закреплять представление детей о золотом периоде осени
Формирование понятия о возникновении реки, ее истоках.
Д. и «Не ошибись», «Найди что опишу», » Загадай, мы отгадаем»
Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов
Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок на тему «Золотая осень «Оформление родительских уголков по сезоном и месяцам Выставка работ из природного материала «Золотая осень»
Ноябрь Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза) Беседы: «Растение как живое существо»
Сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года.
Д. и. »Птицы осенью »(беседа о перелетных птицах)
Д. и. Кто чем питается?
Просмотр фильма «Перелетные птицы»
Чтение худ. лит-ры:
Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бьянки» Синичкин календарь»
Аппликация «Волшебные цветочки»
Рисование «У природы нет плохой Создание своей красной книги Праздник осени «Что нам осень принесла? »
Месяц Социальный партнёр (зоокорпус) Сотрудники ДОУ
Воспитатель, музыкальный руководитель Родители Итоговое мероприятие
Декабрь Беседы: «беседа о снеге» -установить зависимость состояния снега от температуры воздуха
Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки)
Рассматривание следов на снегу, кормление птиц.
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа
Просмотр фильма о зимующих птицах
Чение худ. лит.
В. Бьянки- Купание медвежат
Е. Чарушин- Волчишка
В. Варанжин- как ежик зиму перезимовал
Художественное творчество (оригами)
Голубь, Воробей или Лебедь
Изготовление кормушек для птиц
Изготовление игрушек для искусственной ели в группе Новогодний праздник «Любите природу! »-экологическая сказка
Январь Беседы: Как много интересного бывает зимой- сформировать у детей обобщение представление о зиме
Д/ и «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу»
Чтение худ. лит-ры
В. Бьянки –Лесные домики
И. Полёнов – Синичкины кладовки
Рисование «Веточка ели» Фотовыставка «Природа и дети» Родительское собрание
«Экологическое воспитание в семье»
Февраль Наблюдение зимних красот в природе
Выделение характерных признаков зимы Беседы: «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром
Д. и. »Найди ошибку
Д. и. Когда это бывает? Чей силуэт?
Чтение худ. лит-ры:
Г. Скребицкий – берегите птиц
Рисование «Мы гуляем – продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении Оформить альбом «правила поведения в природе» Выставка альбомов «правила поведения в природе
март Наблюдение за погодой за сезонными изменениями. Выделение характерных признаков весны Беседа: « Весенние капели»
Д/И «Сезонные изменения»
Д. и. »Найди ошибку
Чтение худ. лит-ры:
Птицы прилетели
Апрель. Подведение итогов
Литература
1. Анненков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание, 2001г., №7
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста – М., Просвещение, 1992г.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. / Пособие для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1991г.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж,2007
6. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Книга для воспитателей детского сада – М., Просвещение, 1989г.
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006
8. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. 2-у изд. – М.:ТЦ Сфера, 2009
9. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 1998г.
10. С. Н. Николаева, И. А. Комарова СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа литературными персонажами Пособие для педагогов дошкольных учреждений Москва-2005г.
11. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании. / Дошкольное воспитание, 1994г.
12. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе. – Пермь,1993г.
13. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. – М., Просвещение, 1994г.
14. Николаева С. Н.Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2002г., № 5.
15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М., Издательский дом "Карапуз", 2001г.
Краткосрочный проект по экологии
в старшей группе
«Кто вырастил ягодку?»
Воспитатель
Кузнецова М.Н.
Вид проекта: познавательно-творческий,
художественно-эстетический.
Участники проекта: дети 5-6 лет,воспитатель,родители.
Срок реализации проекта: 3 недели
Цель: установить причинно-следственную связь
Между живой и неживой природой
Задачи:- углублять знания о многообразии растений и воздействия на них (солнца,воды,зели)
Формировать бережное оношение к природе
Воспитывать любовь к прикрасному,красоте окружающего мира
Закреплять умение отражатьполученные впечатления в рисунках,творческих работах
Этапы проекта:
1 этап. Целопологание(выявление проблемы)
2 этап. Разработка проекта
3 этап. Выполнение проекта(организация совместной работы детей,педагога,родителей)
4 этап.Подведение итогов(презентация сказки «Кто вырастил ягодку?» Е.Коротаева)
Ожидаемые результаты:
Дети понимают причинно-следственную связь между живой и неживой природой.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы,умения оценивать действия других людей по отношению к природе)
Реализация проекта
1 Организация литературного уголка
Е.Короткова «Кто вырастил ягодку?»
М.Пришвин «Золотой луг»
А. Пешкова «Как поссорились растения»
А.Смирнов «Цветок солнца»
3 Дидактические игры
«Найди растение», «Отгадай ягодку», «Что изменилось», «Узнай дерево», «Отгадай по загадке», «Найди о чем расскажу».
4 Словестные игры:«Я садовником родился», «Опиши ягодку», «Загадай мы отгадаем»
5 Загадывание загадок
Цель:развиваь образное и ассоциативное мышление,воображение,память,повышать наблюдательность,обогащать речь детей образами.
6 Чтение стихов о природе
7 Настольные игры «Выложи природу»,
домино «Цветочное лото»
Продуктивные виды деятельности
8 Коллаж «Цветочно-ягодная поляна»
Цель:продолжать вызывать у детей интерес коллективной работе художественно-декоративной деятельности,упражнять в умении создаватьколлаж
9 Аппликация
«Волшебные цветы»
Цель:закреплятьнавыки вырезания и наклеевания,развиватьэстетический вкус,умение составлять компазицию на листе бумаги,развивать воображение,творческое мышление.
10 Рисование пластилином
«Светит солнце, дождь идет на земле трава растет»
Цель:формировать у детей представление о том,что при изображении природы они сами могут выбирать изобразительные материалы.Побуждать детей к активному экспнрементированию с пластилином.
11 Оригами
«Тюльпан»
Цель:закреплять знания и умения детей изготавливать поделку из бумаги,развивать глазомер,мелкую моторику рук
«Растения», «Наши алые цветы»
Цель:развиать мелкую моторику пальцев рук,чувства ритма.
13 Подвижные игры
«Солнышко и дождик», «Мы по ягоды пошли»
Цель:развивать умение действовать по сигналу,сдерживать себя,выразительно выполнять движения,развивать вооюражение
«Солнышко высоко»
Цель:развивать музыкальный слух,чувство ритма,сочетать движения со словами,выразительность,певческие навыки.
15 Рассматривание иллюстраций
Задание на дом(совместно с родителями)
Придумать сказку о природе
Нарисовать рисунок о природе(живой,неживой)
16 Презентация сказки «Кто посадил ягодку?»
Работа с родителями:
1 Познакомить родителей с темой проекта,заинтересовать их. Вызвать желание играть с детьми,проводить больше времени.
2 Проводить беседы,организовать информационный стенд,привлекать родителей к участию в проекте.
3 Выполнение домашнего задания к проекту(совместно с детьми)
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Цель данного проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.
Задачи:
1. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи живой и неживой природы, о бережном и заботливом отношении к ней.
2. Создать условия для формирования способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширения перспектив развития поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
3. Расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания в изменяющихся условиях; способствовать овладению трудовыми навыками.
4. Способствовать развитию связной, диалогической речи; совершенствовать умение сочинять рассказы, сказки, отгадывать загадки; использовать в речи произведения устного народного творчества.
5. Довести до сознания детей необходимость вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье, употреблять витамины, лекарственные растения; совершенствовать умение соотносить движения с текстом; развивать мелкую моторику рук.
6. Поощрять у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
На подготовительном этапе проекта мною были собраны иллюстрации по теме проекта; подготовлены наборы семян для изучения, для посадки, ящики с грунтом; разработала непосредственно-образовательную деятельность «Мы изучаем семена» с использованием мультимедийной презентации: «Разные семена»; подготовила дневник наблюдений за ростом растений для последующего его заполнения; собрала картотеку дидактических игр; подобрала загадки, стихи, произведения устного народного творчества, познавательную и художественную литературу; материалы для бесед; подготовила мультимедийные презентации: «Как прорастает семя» (для экспериментальной деятельности), «Вырастим горох» (для беседы), собрала материал для пособия «Чудо-семена».
Дети самостоятельно выявили проблему. Один ребенок пришел в детский сад после болезни и рассказал, что врач посоветовал ему употреблять в пищу больше витаминов, которые находятся в луке, укропе, салате. Но где взять эти растения ранней весной, когда земля еще покрыта снегом? Отсюда возникла идея организовать проект, который ответил бы на этот вопрос. Дети определили цель своего проекта: как появляются растения, которые содержат витамины.
Я использовала модель трех вопросов:
— что знаем об этих растениях? (выращивают на огороде, очень полезные, содержат много витаминов, употребляют в пищу, чтобы не болеть, их можно добавлять в салаты, первые и вторые блюда, зелень очень вкусная и сочная).
— что хотим узнать? (откуда берутся растения, последовательность их развития, как правильно выращивать зеленные растения, как ухаживать за ними, что необходимо для их полноценного роста, чем отличаются растения, что у них общего).
— как узнать? (дети обращаться за помощью к воспитателям, родителям, бабушкам и дедушкам; находят информацию в энциклопедии, книгах, детских телепередачах; используют в исследованиях, экспериментах лупы, дневник наблюдений, пинцеты, линейки).
Перед началом проекта я проинформировала родителей о том, что в группе будет реализовываться экологический проект «Чудесные семена». Все родители поддержали идею проведения проекта и высказали желание оказывать содействие, принимать активное участие в нем.
На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян укропа («Грибовский»), лука-батуна, кресс-салата («Забава»), витаминной травы для кошек. Сначала мы с детьми замочили семена, затем провели их посев. В течение шести недель наблюдали за всходами семян, ростом и развитием растений. Все наблюдения дети заносили в дневник. Растения находились на подоконнике на солнечной стороне, ребята, аккуратно, стараясь не повредить молодые всходы, производили их полив. Дети установили, что для нормального роста и развития растений необходимы: тепло, свет и влага.
В результате бережного и заботливого отношения к растениям, у нас вырос хороший урожай, который послужил прототипом деревенского огорода для составления композиции «Деревенька». Ребята с удовольствием поучаствовали в создании этой композиции. «Деревенька» напомнила детям места, где живут их бабушки и дедушки, где они проводят летний отдых.
Детей очень порадовали сочный и вкусный укроп, витаминная травка для кошек, которую мы срезали несколько раз и дети забирали ее для своих домашних питомцев, лук добавляли в супы во время обеда, кресс-салат удивил своим необычным вкусом и большим количеством витаминов.
Во время образовательной деятельности: «Мы изучаем семена» дети узнавали, сравнивали, описывали семена различных растений по мнемосхеме, одновременно с исследовательской деятельностью у детей развивалась связная, диалогическая речь, обогащался словарный запас. Работа в нашей лаборатории очень увлекла ребят, им понравилось пользоваться лупами, пинцетами, пузырьками; рассматривать семена растений (кукурузы, тыквы, томата, подсолнуха, огурца, арбуза, дыни), т.к. некоторые из семян дети увидели впервые.
Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на протяжении всего проекта.
Дидактическая игра: «Где посажены семена?» помогла детям соотнести растения по месту их выращивания. Детям были представлены схематичные изображения цветника, огорода, сада и поля, к которым нужно было подобрать необходимые карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети уверенно справились с поставленной задачей.
В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов, место их произрастания, пользу. После рассказа дети сообща заполнили две корзины: одну- овощами, другую- фруктами.
Дидактическая игра: «Рисуем картину» , где дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивали их. Данная деятельность потребовала от детей усидчивости, аккуратности, внимательности, тем не менее заинтересовала детей самим процессом и порадовала результатом.
Ведение дневника наблюдений за ростом и развитием семян вызвало большой интерес у детей, они с увлечением делали необходимые зарисовки в дневнике, согласно результатов наблюдений за растущими растениями. Дневник велся на протяжении всего проекта, зарисовывались изображения растущих растений: укропа, лука, салата, витаминной травы. Дети с удовольствием передавали результаты наблюдений в рисунке.
В ходе проекта мы изготовили поделки на тему: «Уж тает снег, бегут ручьи…». У нас получились необычные кораблики с парусами, украшенные семенами растений: гречихи, риса, подсолнечника, гороха. В результате, по быстрому весеннему ручью поплыл длинный красивый караван кораблей.
Совместно с родителями провели выставку рисунков: «Растения нашего края» . Она вдохновила детей на тщательное продумывание замысла своего рисунка: необходимо было изобразить семена растения, рост этого растения и его плод. Дома, вместе с родителями, дети рассматривали растение, его семена, изучали энциклопедию, а в детском саду, используя полученные знания, самостоятельно рассказывали об изображенном растении. Таким образом, дети познакомились с этапами развития выбранного растения, его характерными особенностями, используя знания, полученные от родителей.
Во время проекта изго товили две коллективные работы. «Цветочную композицию» дети украсили семенами различных растений. Они с большим увлечением украшали цветок за цветком, листок за листком, поочередно меняясь и уступая место друг другу.
Коллективная работа: «Озеро» представляла собой разноцветных рыбок, плавающих в голубом озере. Всех рыбок украсили семенами различных растений. Эти работы потребовали от детей аккуратности, сосредоточенности, нацеленности на результат, проявления творческих способностей.
В результате проведения этих работ дети поняли, что семена могут не только прорастать и, постепенно развиваясь, превращаться в растения, но и использоваться как декоративное украшение в художественном творчестве.
На заключительном этапе, продуктом проекта стало изготовление пособия: «Чудо-семена». Оно помогло детям задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память; дети смогли выделить главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
В дальнейшем ребята продолжали использовать пособие «Чудо-семена». Самостоятельно, в домашней обстановке, они стали знакомиться с новыми растениями и помещать их иллюстрации или семена в наше пособие. Далее, используя известный алгоритм, дети, уже без помощи воспитателя, изучали выбранные растения.
Предложенный проект по развитию познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности предоставил детям возможность дальнейшего самостоятельного познания окружающего мира.
воспитатель ГБОУ Самарской области
«Средняя общеобразовательная школа № 10»,
г. Сызрань, городской округ Сызрань, Самарская областт.
Творческий проект «Экологическая тропа»
Проект разработан для детей старшей и подготовительной группыВ ходе его реализации дети научатся общаться с природой ближайшего окружения, больше времени проводить на свежем воздухе, с пользой для своего здоровья.
В ходе творческо -исследовательской деятельности дети получат знания и умения по передаче свои впечатлений в рисунках и поделках.
Девиз: «Мы природу охраняем, бережём и сохраняем.»
Вид проекта:
творческо - исследовательский
Продолжительность
: среднесрочный
Участники:
дети старшей, подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта:
формирование экологически - грамотного отношения детей к природе,
сформировать устойчивый интерес к природе, закрепить знания детей о живой и не живой природе,
создание план - схемы «Экологическая тропа», воспитание любви к деревьям, к обитателям леса, поляны.
создание условий для оздоровления детей на свежем воздухе.
Продукты проекта
: конкурс поделок из природного материала «Лесная поляна»,
конкурс рисунков «Охрана природы»,
создание план-схемы «Экологическая тропа»
консультации для воспитателей,
консультации для родителей.
Этапы проекта
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Постановка цели и задачи;
Предварительная работа с детьми и родителями;
Сбор информации о растениях произрастающих на протяжении «Экологической тропинки»;
Сбор природного материала и оборудования;
Подбор методического материала по экологическому воспитанию;
Подбор дидактических игр для формирования интереса к природе.
ОСНОВНОЙ
Формирование грамотного отношения детей к природе;
Детальное обследование экологической тропинки и выделение наиболее интересных объектов;
Составление карт-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов;
Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа;
Составление паспорта всех точек тропинки;
Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке;
Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки;
Цикл практических занятий по изучению объектов экологической тропинки;
Уборка уголков природы от мусора, помощь деревьям, птицам, насекомым;
Сбор материала для конкурса по экологическому воспитанию;
Ручной труд с экологическим уклоном «Лесная полянка»;
Конкурс работ из природного материала;
Конкурс рисунков « Охрана природы»;
Опытно-исследовательская деятельность - взаимосвязь человека с окружающей природой;
Составление гербария «Листочки наших деревьев»;
Экологическая беседа «К природе с добротой» Д/В 4-2010г.;
ОБОБЩАЮЩИЙ
Закрепление полученных знаний.
Формулирование выводов детьми.
Проведение конкурсов рисунков и робот из природного материала.
Создание «Экологической тропинки».
Составление паспорта всех точек «Экологической тропинки».
Рекомендации по работе на этих точках.
Ожидаемые результаты:
Использование прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;
Созданы безопасные условия для общения ребёнка с природой, как для ребёнка, так и для самой природы;
У детей сформированы чувства близости к природе и сопереживанию всему живому;
Сформированы умения передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках и других творческих работах.
Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности.
Объекты «Экологической тропинки»
Объект «КЛУМБА»
Объекты для наблюдения.
Цветы: лилии, астры, ромашки, колокольчики, анютины глазки.
Цель: изучение и наблюдение растений в летний период.
Художественное слово: загадки, стихи, песенки;
Труд с детьми - подготовка клумб к посадке цветов.
Посадка новых растений, полив, рыхление, прополка.
Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;
Сенсорное развитие во время прогулок на клумбы;
Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование красотой и т. п.)
Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;
Учить видеть красоту и неповторимость каждого цветка;
Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание
помогать и заботиться.
Объект «ЗЕЛЁНАЯ АПТЕКА»
Объекты для наблюдения:
Растения: крапива, одуванчик, подорожник, календула, ромашка аптечная, лопух, кипрей (иван чай)
Цель: изучение и наблюдение полезных растений в весенне-летний период.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, за их ростом, цветением;
Рассматривание соцветий, цветов, листьев;
Сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;
Рассматривание и сбор семян растений;
Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
Сенсорное развитие детей;
Игры с детьми: «Мы растения», «Чем я полезна», «Угадай по описанию»;
Выставка рисунков «Зелёная аптека»
Объект «КУСТЫ»
Объекты для наблюдений:
Кусты: жасмин, шиповник, волчья ягода, элеутерококк.
Цель: изучение и наблюдение разных видов кустов, в разное время года.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Художественное слово: рассказы;
Экскурсии и наблюдения за кустами в разное время года;
Исследование внешних особенностей - лист, ствол, цветы и т.п;
Наблюдение за кустами, нахождение отличий и сходных примет между собой;
Нахождение отличий между деревьями и кустами;
Связь с животным миром;
Польза для человека и забота человеком.
Выставка поделок из природного материала «Кусты»
Объект «ДЕРЕВЬЯ»
Объекты для наблюдений:
Деревья: берёза, осина, клён, тополь, дуб, ива, липа.
Цель: Наблюдение за деревьями в разное время года, умение пользоваться лупой при
исследовательской деятельности.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Художественное слово: загадки, стихи, рассказы, песенки.;
Рассматривание и наблюдение за деревьями в разное время года;
Сравнение деревьев между собой;
Забота человека о деревьях;
Польза человеку от дерева;
Использование материальных предметов (лупа), для рассматривания дерева;
Проведение исследовательской деятельности - измерение толщины ствола дерева, измерение высоты дерева(взрослый), рассматривание листьев на свет, рассматривание желудей (в разрезе);
Сбор природного материала для поделок (жёлуди, листики, веточки, семена липы,);
Сенсорное развитие во время прогулок и наблюдений;
Связь с животным миром;
Выставка аппликаций «Такие разные деревья»
Объект «ОВРАЖЕК»
Объект для наблюдений:
Объектом для наблюдений стал овраг через который проходит тропинка.
Цель: наблюдение за природным объектом, умение делать логические рассуждения.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Естественное углубление в земле;
Рассматривание склонов оврага;
Рассматривание растительного мира, покрывшего склоны оврага;
Использование материальных предметов (лупа) для наблюдений;
Логические рассуждения -»Почему он появился?», «Можно ли сделать овраг самим?»
Подвижная игра: «Перепрыгни»(если ширина оврага позволяет).
Объект «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНКА»
Объект для наблюдений:
Небольшая полянка внутри лесного массива.
Цель: наблюдение и изучение мира насекомых, птиц, растений. Воспитание любви к
природе и забота о ней.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Сравнение полянки и клумбы;
Связь с животными, насекомыми и птицами;
Сравнение травы и мха;
Использование лупы для исследовательской деятельности;
Рассматривание муравьёв, и тропинки по которой они бегают;
Составление списка растений произрастающих на полянке;
Составление списка увиденных насекомых;
Игры с детьми: «Прятки», Найди по описанию»» Летает, ползает, растёт»;
Воспитание любви к природному миру, забота о нём;
Выставка рисунков «Лесная полянка».
Объект «РУЧЕЁК»
Объект для наблюдений:
Ручеёк через который проходит тропинка.
Цель: наблюдение за природным объектом, умение поводить исследовательскую
деятельность, соблюдение правил безопасности около воды.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Художественное слово: загадки, стихи, рассказы;
Рассматривание ручейка с близкого расстояния (под наблюдением взрослого);
Наблюдение за обитателями ручейка;
Слушание журчания ручейка;
Опытно-исследовательская деятельность (Какой камень в воде?,Что легче-веточка или камушек?);
Логическое рассуждение - «Что может быть?»
Выработка правил поведения около воды;
Польза для человека и забота человеком;
Связь с животным и растительным миром;
Сенсорное развитие;
Игры с детьми: «Кто дальше кинет», «Кто больше заметит»;
Выставка коллективной работы из пластилина- «Наш ручеёк»