Определите что относится к активизации продуктивной деятельности. Продуктивные виды деятельности дошкольника. Необходимость продуктивной деятельности

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Консультация для воспитателей детского сада

Организация продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста

Методы в организации

продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

1.Наглядные

Приёмы 2. Словесные

3. Игровые

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

  1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность (особенности объекта)
  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  1. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах

1 младшая гр.

Выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)

Наблюдение кратковременное

Не даётся установка на последующее изображение предмета

Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

Наблюдение происходит в действии, в игре

2 младшая группа

В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

Средняя группа

Наблюдение более длительное

Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.

В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

Старший возраст

Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

Обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

Формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

  1. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

Цель : вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета: у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследующий жест – подчиняется форме.

Младшая гр.

Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

Средняя группа

Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)

Обследуемый жест и зрительный контроль

Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

Старшая группа

- внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)

Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

Помочь разрушить шаблонное изображение.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

Лепка

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  1. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  1. Определение положения этих частей по отношению к основной
  2. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

(круглой формы)

  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  1. Лепка формы специфической
  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка подставки
  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  1. Соединение крупных частей в одно целое.
  1. Лепка мелких деталей предмета
  1. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

  1. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций

Широко используемый метод

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

  1. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

  1. Показ

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  1. Полный показ
  2. Частичный показ
  3. Общий показ (для всех детей сразу)
  4. Индивидуальный показ
  5. Показ педагога
  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  7. Показ способа действий ребёнком.

Словестные приёмы

  1. Беседа

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

Максимальное стимулирование детской активности

Используется в первой части работы и после завершения

  1. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

  1. Совет

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

  1. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

  1. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

  1. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  1. Моторные (практические)
  1. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом..)
  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
  1. Звукоподражанием

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

Участие процессов памяти

Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

Изображения по литературным, музыкальным произведениям

Изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  1. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий .

1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

  1. Изображение с натуры .

Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

Задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

Воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

(рисование, лепка, аппликация,)

Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

На протяжении дошкольного возраста ребенок овладевает всеми видами изобразительных действий, что играет значительную роль в его общем психическом развитии. Продуктивная деятельность выполняет много различных функций (рис. 8.3). Рисование способствует процессу интериоризации, а рисунок является материальной опорой для внутреннего плана деятельности, оно также способствует переходу от символа к знаку. Процесс рисования может являться средством психотерапии (вид арт-терапии). Все виды продуктивной деятельности могут использоваться в целях психодиагностики индивидуальных и возрастных особенностей психического развития детей. Продуктивная деятельность развивает когнитивные процессы ребенка. Рисование дает возможность выразить на плоскости цвет и форму предмета. Ленка позволяет воплотить объемную форму. Конструирование дает возможность для выражения соотношения элементов. Свойства предметов, которые выделяются в продуктивных видах деятельности, составляют содержание представлений ребенка о форме, цвете, величине, объеме, количестве и т.д., что является основой для оперирования ими в умственном плане, обеспечивающем анализ, сравнение, обобщение и классификацию. Одной из важных функций детского рисования, лепки и конструирования является экспрессивная, так как ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности.

Рис. 8.3.

Продуктивная деятельность предполагает выполнение нескольких видов действий: перцептивные действия, действия по замысливанию образа, изобразительные действия и действия контроля и оценки (табл. 8.3).

Таблица 8.3

Действия в структуре изобразительной деятельности

Вид действия

Характеристика действия

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия

Выделение в предметах и явлениях внешних изобразительных признаков: формы, величины, цвета, расположения предметов в пространстве

Замысливание образа

Придумывание ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определение материалов, приемов, последовательности действий

Изобразительные действия

Учет основных форм, особенностей структуры, цвета, пропорциональных отношений в предметах и между ними, умение применять способы их изображения в рисунке, при лепке, создании аппликаций, конструировании

Действия контроля и оценки

Оценивание ребенком создаваемого образа в процессе исполнения и при окончании в соответствии с замыслом. Определение своеобразия, неповторимости и оригинальности образов

Перцептивные действия, т.е. действия восприятия, являются одними из главных, реализующих изобразительную деятельность, поскольку для создания образа необходима способность выделять в окружающих предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Восприятие в дошкольном возрасте становится более полным, точным и более расчлененным, аналитическим. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется целостный способ обследования (порядок, структура), характерный для изобразительной деятельности.

Замысливание образа – специфический вид действия в изобразительной деятельности, суть которого состоит в придумывании ребенком содержания при создании рисунка, в процессе лепки, конструирования, определении материалов, приемов, последовательности действий. Замысел отличается от темы изображения, поскольку она является только названием, определением предмета изображения. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость замысла. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа, что обусловлено уровнем развития речи, воображения, произвольностью всех познавательных процессов, развитием мотивационно-потребностной сферы и самосознания. Для замысливания необходимы определенный опыт непосредственного восприятия изображаемых предметов, явлений, знание совокупности графических образов, представления о графических структурах, пластических образах и схемах. При отсутствии этого невозможно представить будущее изображение даже в общих чертах и рисунок выполняется посредством проб и ошибок.

Для овладения изобразительными действиями необходимо освоение дошкольниками совокупности знаний, умений и навыков. Среди них наиболее значимыми являются знание основных форм, структуры, цвета, величины, пропорциональных отношений в предметах и между ними, знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании. На протяжении дошкольного возраста изобразительные действия становятся точнее, увереннее, самостоятельнее и разнообразнее, более обобщенными, творческими.

Изобразительная деятельность включает в себя действия контроля и оценки, формирующиеся при условии осознания детьми, что их работа предназначается для других. Действия контроля формируются на основе умения ребенка дать оценку создаваемому образу в процессе рисования и при его окончании в соответствии с замыслом. Одним из самых высоких уровней развития действий контроля и оценки является проявление способности чувствовать своеобразие, неповторимость, оригинальность образов. Данное действие к старшему дошкольному возрасту должно выполняться ребенком в основном самостоятельно: ребенок знает, за что надо оценивать художественную работу свою и товарищей и как это делать.

Для дошкольного возраста характерны следующие стадии изобразительной деятельности: стадия бесформенных изображений и стадия изобразительных схем. Стадия бесформенных изображений (три-четрые года) вначале очень близка к предыдущей – доизобразительной стадии в раннем возрасте, когда рисунки детей не передают ничего конкретного, на рисунках те же каракули и среди них с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и не связанными в единое целое части чего-либо (человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Если ребенок замечает разорванность частей изображения (чаще после вопросов взрослых), например, машины, то быстро обводит все их общей круговой линией, показав таким образом сопряженность частей друг другу, отделив нарисованное от соседствующих рядом каракулей. Стадия схем (четыре-семь лет) характеризуется тем, что рисование детей проходит ряд ступеней: от упрощенных схем, где неопределенно по форме изображаются лишь некоторые части объектов, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями.

Действия дошкольника с карандашом, кистью, красками (гуашью), глиной и т.д. более свободные, смелые и уверенные по сравнению с действиями ребенка раннего возраста.

Продуктивная деятельность дошкольника направляется комплексом мотивов:

  • интерес к изобразительному материалу, особенно если он новый, яркий;
  • подражание действиям сверстников и взрослых;
  • интерес к окружающим предметам и явлениям, которые ребенок хочет изобразить;
  • желание пережить значимые моменты личного опыта, вернуться к тем предметам, явлениям и ситуациям, которые вызывали позитивные эмоциональные состояния.

Наиболее отчетливо данные мотивы выражаются не столько в результате деятельности, сколько в процессе ее выполнения: дошкольник с помощью дополнительных средств (речь, игра и др.) легко и эмоционально передает это содержание. На протяжении всего дошкольного возраста меняется конкретное содержание изобразительной деятельности: предметы и действия с ними; человек, его действия и взаимоотношения с другими людьми; событие, значимое для ребенка, развитие которого он изображает в рисунке и лепке. Именно поэтому тематика рисунка, лепки и игры у одного и того же ребенка часто является похожей. Нарушается данное совпадение только изобразительной сложностью. Особенности отношения ребенка к миру в системах "ребенок – предмет" и "ребенок – взрослый" во многом обусловливают содержание не только игровой, но и изобразительной и конструктивной деятельности (тему, замысел и особенности его развития, форму проявления деятельности и др.).

Дошкольники постепенно осваивают различные виды конструирования: по образцу (по фотографии, рисунку, модели, чертежам и схемам); по условиям (детям предлагаются условия, тема, которым должна соответствовать постройка); по замыслу (ребенок сам определяет как и что он будет строить). Сначала развивается конструирование по образцу и условиям, затем по замыслу.

В рисунке, лепке и конструировании ребенок часто использует игровые способы действия, если он не осознает необходимости создания изобразительного образа или не считает это главным. Дошкольник, наскоро нарисовав и создав схематичные изображения, может, основываясь на них, развертывать игровой сюжет, фиксируя его дальнейшее развитие на листе отдельными штрихами, линиями и др. Даже у старших дошкольников может быть не сформирован специфический мотив изобразительной деятельности: желание оказывать воздействие на других людей посредством своего художественного образа благодаря художественной форме и средствам, которые использовал художник. Ребенок чаще всего оценивает рисунок по тому, что он хотел изобразить, а не изобразил на самом деле, и ждет соответствующей оценки от взрослого. У некоторых дошкольников уже сформирован соответствующий мотив и наблюдается хорошее владение различными способами изображения. Если таким детям необходимо нарисовать понятный и интересный для других рисунок, у них это достаточно хорошо получается. Но если они рисуют только для себя, то процесс рисования может трансформироваться в игру-рисование и рисунок будет отличаться бедностью и схематичностью. Это обусловлено не наличием изобразительных умений, а доминированием игровых мотивов. В этом проявляется влияние ведущей деятельности на изобразительную, что целесообразно использовать для развития изобразительных действий детей.

Практический пример

Света Ю., 4 года, с большим трудом нарисовала одно яблоко. Педагог обыгрывают ситуацию: "Пришел ежик, “ам-ам” – съел яблоко" (закрывает рисунок). Прискакал зайка: "Я тоже хочу яблоко". Воспитатель задает вопрос: "Где для зайчика взять яблоко?" Если ребенок не догадывается, взрослый сам дает конкретное игровое задание, для выполнения которого необходимо рисование: "Угости зайчика яблоком". Такие игровые приемы стимулируют повторные изобразительные действия.

Изобразительные действия дошкольника в любом случае отстают от быстро развивающегося замысла. Поэтому появляется противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии рисунка. От его разрешения зависит дальнейшее развитие продуктивной деятельности. Тенденция выразительная доминирует над изобразительной, придавая деятельности процессуальный характер. Ее развитие управляется игровым мотивом и стремлением еще раз пережить значимое для ребенка событие, получить признание и одобрение взрослых и детей. Этим обусловлено влияние продуктивных видов деятельности на развитие мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности ребенка.

На основе действенных мотивов дошкольники учатся постановке соответствующей цели деятельности – изображение предмета, что выражается в определении темы изображения. Постепенно дети учатся удерживать поставленную цель и получать результат (рисунок, поделку и т.п.). Деятельность дошкольника становится все более целенаправленной, превращается в способ его самовыражения и саморазвития. Развитие целеполагания в продуктивной деятельности обусловлено совершенствованием методов и действий, ее составляющих.


Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его п...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Как люди определяют, где «лево», а где «право»? Учёные видят здесь самоощущение соответствующих сторон тела. Этим и следует ру...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
22 2

К продуктивным видам деятельности дошкольника относят рисование, аппликацию, конструирование (см. п. 1.1).

РИСОВАНИЕ

Рисование как один из видов продуктивной деятельности имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает своё специфическое влияние на общее развитие ребёнка.

В рисунках детей дошкольного возраста представлен весь его опыт, который складывается из прошлых действий с предметом, зрительного впечатления от него, его графического образа и того, что он узнал о предмете от взрослых. При этом у дошкольника формируется своё собственное понимание предмета, своё собственное знание о нем. И как следствие – рисунки детей неточные и неполные. Однако сверстники способны узнавать изображаемое.

Практически любой ребенок дошкольного возраста умеет рисовать. Одни дети предпочитают изображать машины, другие – домики и солнышко, третьи – целый мир космических приключений, но все рисунки отражают представления детей об окружающем мире и отношение к происходящему в нем. На протяжении дошкольного возраста расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится более дифференцированным и разноплановым, а следовательно, меняются и рисунки. Что же является наиболее существенным в развитии изобразительной деятельности?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на выразительность рисунка. Ведь он – зеркало эмоционального отношения к объекту или событию, которое изобразил ребенок. Трехлетние дети только начинают овладевать выразительными средствами, наиболее важным из которых является цвет. Они уже стараются изобразить доброго, веселого Буратино яркими, насыщенными красками, а злую Бабу Ягу – мрачными. Постепенно кругозор ребенка расширяется, и в изображении плохих героев могут присутствовать яркие тона, но, в основном, рисунки так и остаются мрачными и темными. Отношение к объекту проявляется и в том, насколько ребенок старательно прорисовывает его. Если предложить изобразить сказочных персонажей, то положительный герой будет прорисован тщательно, с разнообразными украшениями и деталями, а отрицательный – нарочито неаккуратно, с множеством зачеркиваний, неровных и оборванных линий, а то и совсем перечеркнут. С точки зрения ребенка, он не стоит стараний.



В рисунках детей отражается не столько умение реалистично изображать объекты, сколько вся совокупность опыта и знаний об окружающем мире. Чем старше ребенок, чем шире он включен в жизнь, тем более детализированы и многообразны его рисунки. В них появляется сюжет, соответствующий замыслу дошкольника.

Первым шагом, свидетельствующим о развитии представлений о действительности, можно считать детализацию. Младший дошкольник с трудом рисует предмет, часто он совершенно непохож на реальный. Это скорее схема предмета, отражающая какие-либо его стороны, с которыми познакомился дошкольник. Например, если дать ребенку погладить белку, а потом попросить ее нарисовать, основной упор будет сделан на черточки, обозначающие пушистость зверька. С возрастом дошкольник научается детально анализировать объект, выделять в нем важные свойства. Его рисунок все более похож на реальный предмет, так как наполняется существенными и второстепенными деталями. Чем их больше, тем глубже проник ребенок в сущность объекта, и следовательно, у него сложился более полный образ действительности.

Но не только количество деталей в рисунке ребенка свидетельствует об уровне развития представлений об окружающем. Интересно и то, изображен ли предмет один или он включен в какую-то систему связей и отношений с другими, иными словами, есть ли сюжет в рисунке. Вначале дети рисуют один ни с чем не связанный предмет. По мере развития ребенка, углубления его представлений о мире обогащается и сюжет рисунков. Это уже не просто человек, солнышко или дом, а целый мир, в котором объекты связаны между собой каким-то событием. Человек живет в доме, над которым светит солнце, а рядом растут деревья.

Важно обращать внимание и на то, существует ли у ребенка замысел, знает ли он, что собирается нарисовать. В начале дошкольного возраста замысел меняется в зависимости от того, на что похоже изображение. Если малыш собирается нарисовать лошадь, а получилось нечто похожее на собаку, то он, не раздумывая, скажет, что именно собаку и хотел изобразить. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель и старается ее выполнить, т.е. изобразить то, что он задумал. Замысел теперь не следует за изображением, а, наоборот, ведет его за собой. Иными словами, из запаздывающего он становится опережающим.

На протяжении дошкольного возраста меняются не только представления о действительности, но и технические возможности ее отображения. Это еще один компонент изобразительной деятельности. Совершенствуется и усложняется техника рисования, владения выразительными средствами (цветом, формой, композицией) и изобразительными материалами (карандашом, кистью, гуашью, акварелью).

В самом начале дети пользуются только основными цветами (белым, черным, синим, зеленым, желтым, красным), затем им становятся доступны все цвета спектра и их оттенки. К концу дошкольного возраста дети способны смешивать цвета, создавать с их помощью определенный колорит, настроение картины. Овладение формой тоже происходит постепенно, от простых кругов и овалов к более сложным предметам, представляющим собой сочетание различных геометрических форм. Только к концу дошкольного возраста начинается овладение элементами композиции. В младшем дошкольном возрасте дети изображают предметы хаотично, в любом месте листа, в среднем возрасте – по одной линии, в старшем – могут располагать предметы по всему пространству листа в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.

В течение этого возрастного периода ребенку можно предлагать различные материалы. Если для младшего и среднего дошкольника наиболее привычными и удобными являются карандаш и гуашь, то после 5 лет разумно дать поэкспериментировать с акварелью, а с 6 – начать рисовать ею большую часть работ.

Рассмотрим особенностей изобразительной деятельности в разных возрастах.

К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, имеет определенный набор графических образов, позволяющих ему изображать такие простые предметы, как солнце, забор, дорога, человек. Хотя зачастую эти изображения имеют лишь отдаленное сходство с реальностью, дети узнают, что было нарисовано. Машина может быть нарисована хотя бы с одним колесом, но без кузова, дом – с крышей, но без окон и т.д. Графические образы в этом возрасте достаточно бедны, поэтому детали нередко отсутствуют. Так, человек изображается в виде круга с отходящими от него линиями. Можно догадаться, что это голова и ноги. Такое схематичное изображение человека получило название «головоног».

В большинстве случаев, начиная рисовать, ребенок не знает, что у него получится. Иногда он знает, что хочет нарисовать, но, если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легко перестраивается: «Машина не получилась, это киса». Но не все дети ограничиваются схематичным изображением. Наиболее развитые из них стремятся наполнить свой рисунок деталями. У человека появляются волосы, уши, руки; у машины – руль, кабина. Не важно, что они пририсованы сверху или сбоку, это придает рисунку большее сходство с реальностью. Такие дети рисуют на самые разные темы. Чем богаче мир ребенка, тем более интересными будут его рисунки.

ДЕТИ 4–5 ЛЕТ (средняя группа)

К 4 годам круг изображаемых объектов расширяется, в него включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями. Все детали условны, ребенок не пытается правильно передать относительную величину. Удлиненные, объемные формы – руки, ноги, труба, ствол, ветви деревьев и т.п. – изображаются черточками, как будто они не имеют толщины. Углы у прямоугольников и треугольников обычно закруглены или прорисованы как отдельные детали, не входящие в целостный контур.

Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже не головоног. Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело, руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями, на конечностях прорисовываются пальцы в виде закорючек или черточек. На лице можно увидеть глаза, рот, нос, представляющие собой кружочки и черточки.

Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто имеющую пуговицы, намечают в ней различия между мальчиками и девочками: два овала – брюки, треугольник – платье. Они могут изображать такие детали, как уши, шея, волосы. Пальцы и конечности объемны, нарисованы в виде овалов. Иногда появляются элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная.

ДЕТИ 5–6 ЛЕТ (старшая группа)

В 5 лет ребенок способен изображать все, что вызывает у него интерес. Это не только отдельные предметы и сюжетные картинки, но и иллюстрации к книгам, событиям своей жизни. На это время приходится наибольшее количество детских работ.

Дети рисуют по представлению и стремятся к максимальному сходству с реальностью. Но они еще недостаточно владеют навыками рисования, поэтому, чтобы их рисунки могли узнать другие, они используют устоявшиеся стереотипы, шаблоны (дом – квадрат с треугольником наверху, солнце – круг с отходящими от него линиями, человек – «ручки, ножки, огуречик...»). И хотя рисунки схематичны, они наполнены разнообразными деталями, помогающими отразить особенности объекта, его объем и пропорции. У человека, например, появляются объемные изображения рук и ног в форме цилиндров. В целом соблюдаются пропорции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши и т.п.), нарушаться пропорции лица и фигуры, но человека уже можно узнать, судить о его настроении, сказать – мужчина это или женщина. У детей в этом возрасте появляется сюжетное изображение: девочка танцует, мальчик играет, папа ведет машину.

В 5 лет ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, если он затрудняется нарисовать бегущую девочку, то может несколько раз перерисовывать ее, находя изобразительные возможности передачи движения, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

К 6 годам поток детских рисунков становится не таким обильным, но не менее разнообразным, начинают сильнее сказываться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Городские дети изображают высокие дома, машины, метро, сельские – поля, деревья, животных на ферме. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков интересуют машины, роботы, динозавры, ракеты, персонажи мультфильмов, отличающиеся мужественностью, девочек – принцессы, феи, балерины, цветы, сцены из обыденной жизни.

Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 6-летних детей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношений или сюжета. Члены семьи могут находиться за столом или смотреть телевизор, рассаживаясь в кружок или в разных концах комнаты. Одна машина обгоняет другую. Все это передается с помощью композиции.

(на материале рисования)

Рисунки предметны, схематичны; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Рисунки предметны; появляется детализация; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; появляются элементы сюжета; замысел опережает изображение.

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; есть сюжет; замысел опережает изображение; появляются элементы композиции.

АППЛИКАЦИЯ

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

ДЕТИ 3–4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте из-за недостаточного развития мелких мышц руки, слабой координации движений и зрительного контроля за своими действиями дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Важным моментом для них является выкладывание и наклеивание элементов аппликации. В процессе наклеивания дети учатся видеть изображение предмета в целом. Помимо предметных они выполняют орнаментарные аппликации.

В течение года дети овладевают постепенно усложняющимися способами изображения и техническими приемами аппликации.

К 4 годам дети:

– выкладывают и наклеивают элементы декоративной аппликации на полосе, квадрате, круге, используя сначала одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры;

– составляют и наклеивают простые схематические изображения (бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревке и др.) и более сложные (грибок, мяч, погремушка, домик и др.).

ДЕТИ 4–5 ЛЕТ (средняя группа)

Дети 4–5 лет овладевают техникой работы ножницами, элементарными приемами вырезывания. Наиболее трудным для них является вырезывание округлых форм – кругов и овалов.

В среднем дошкольном возрасте дети учатся не только предметной и декоративной, но и сюжетной аппликации. Они пробуют составлять предметные изображения сложного строения. Количество деталей, используемых в работе, возрастает. Например, у дома теперь есть не только стена, крыша, но и несколько окон, дверей.

К 5 годам дети умеют:

– правильно держать ножницы, действовать ими, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов;

– выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из 2–3 готовых форм с незначительными деталями (дом, вагон);

– составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.

ДЕТИ 5–6 ЛЕТ (старшая группа)

Дети 5–6 лет подходят к обобщенному пониманию способа вырезывания любых предметов, знакомятся с техникой обрывной аппликации («Цыплята на траве», «Летят осенние листья», «Падает снежок»).

Дети этого возраста при вырезывании отдельных частей и составлении из них простых аппликаций, как правило, способны безошибочно сопоставить части между собой, особенно в предметах конструктивного характера (здания, машины).

Помимо предметной и декоративной, дети овладевают сюжетной и пейзажной аппликацией, красиво располагая объекты сюжетной композиции по всему листу фоновой бумаги, подбирая по цвету изображения и фон («Рыбки в аквариуме», «Бабочки летят», «Поезд» и др.).

К 6 годам дети:

– овладевают новыми, более сложными и рациональными приемами: вырезыванием одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных – из бумаги, сложенной вдвое;

– используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, криволинейные, округлые, волнистые;

– составляют предметную, сюжетную, декоративную и пейзажную аппликацию;

– осваивают технику обрывной аппликации.

ДЕТИ 6–7 ЛЕТ (подготовительная группа)

Дети 6–7 лет приобретают новые знания о геометрических фигурах, учатся выделять их в разных предметах, игрушках. Знания о форме и цвете обогащают аппликационные работы детей, помогают сделать их разнообразнее и содержательнее.

Происходит дальнейшее овладение усложненными приемами вырезывания, повышается качество детских работ.

К 7 годам дети:

– начинают работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкими и заканчивая деталями для передачи характерных особенностей, создания выразительного образа;

– выполняют аппликации сюжетного и пейзажного содержания;

– передают структурные и выразительные характеристики объектов.

Показатели развития изобразительной деятельности

(на материале аппликации)

Ребенок выкладывает и наклеивает элементы декоративного узора и предметного схематического изображения, состоящего из 2–3 основных частей, используя круг, квадрат, треугольник.

Овладевает техникой работы с ножницами (элементарными приемами вырезывания); составляет изображения предметов с незначительными деталями; складывает узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике.

Овладевает обобщенным способом вырезывания: составляет предметную, сюжетную, декоративную аппликации.

Осваивает новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное вырезывание; составляет декоративные узоры на различных формах, пейзажные и сюжетные аппликации.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции).

Конструктивная деятельность предъявляет специфические требования к ребенку. Он должен знать конструктивные особенности строительного материала, способы и последовательность построения.

В процессе конструктивной деятельности у ребенка развивается умение видеть предмет, определять его назначение. Он учится определять свойство деталей предмета.

Выделяют следующие типы конструктивной деятельности.

1. По образцу. Образец может быть собран непосредственно при детях, может быть собран заранее или дан в виде рисунка. Дети должны овладеть умением обследовать предмет: выделяя основные части и анализируя их взаимоположение.

2. По условиям. Предлагается воспитателем или на основе условий игры. Дети должны учитывать заданные условия, проявить инициативу и творчество, по-разному решая такую задачу. Это создает основу для творческого конструирования.

3. По замыслу. Осуществляется в игровой деятельности, имея практический смысл. Дети учатся планировать, совместно обсуждать замысел, которому должны подчинить свои желания, учатся реконструировать.

Все типы конструирования взаимосвязаны.

В конструктивной деятельности выделяются два этапа: создание замысла и его исполнение.

Первый этап заключается в обдумывании будущей практической деятельности: представлении конечного результата, выделении состава и соотношения частей конструируемого объекта, выборе способов достижения этого результата, планировании последовательности практических действий.

Второй этап – практическая деятельность по реализации замысла – не является чисто исполнительским, что определяет важнейшую особенность конструктивной деятельности: условность разделения конструирования на два этапа, так как происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. При этом большую роль играют именно практические действия, носящие поисковый характер. Они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

Чтобы конструктивная деятельность протекала как поисковый и творческий процесс (когда ребенок сам решает, что и как он будет строить), дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, уметь ставить перед собой цель и искать способы ее достижения. Эти знания и умения формируются у детей постепенно, в процессе овладения конструированием по образцу, схеме, условиям, замыслу.

Конструктивный материал разнообразен. Это строительные наборы , которые состоят из различных по форме и величине деталей: кубов, пластин, брусков, цилиндров, конусов и др.; металлические и пластмассовые конструкторы , элементы которых соединяются через выступы, углубления или с помощью дополнительных деталей. Конструировать можно из бумаги и природного материала (солома, шишки, желуди и т.д.).

Тип материала определяет и вид конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала, конструирование из деталей конструкторов.

ДЕТИ 3–4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

Дети 3–4 лет могут осуществлять целенаправленные действия по созданию несложных конструкций из строительного материала, хотя способы их реализации еще несовершенны, а постройки схематичны и условны. Это связано с тем, что дети не умеют достаточно точно анализировать предметы и не обладают тонкими дифференцированными двигательными навыками, необходимыми для передачи особенностей объекта при использовании строительного материала. Вместе с тем, в младшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя возможность конструировать разными способами (путем замены мелких деталей на более крупные или пристраивая мелкие детали).

К 4 годам дети:

– различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма), понятия (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий);

– конструируют по готовому образцу;

– сооружают элементарные предметные конструкции (заборчики, ворота, мебель, дома), состоящие из 2–3 основных частей, используя схематическую форму изображения, в которой переданы только основные части объектов и установлена связь этих частей;

– обследуют образец в определенной очередности.

Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки и тем самым облегчает детям конструирование.

ДЕТИ 4–5 ЛЕТ (средняя группа)

У детей 4–5 лет происходит интенсивное развитие конструктивной деятельности из строительного материала, ее основных элементов (замысла, способов конструирования). Разнообразнее становятся детские конструкции, их сюжеты, но замыслы еще недостаточно отчетливы и устойчивы.

В отличие от малышей дети среднего дошкольного возраста (4–5 лет) самостоятельно и по собственному желанию конструируют на занятиях. Они способны не только следовать плану, предложенному взрослым, но и сами пытаются планировать свою конструктивную деятельность: определяют, что нужно сделать сначала, что потом, чтобы добиться наилучшего результата. Основными способами формирования представлений о конструируемых объектах и овладения действиями с материалом являются анализ образца, схемы или условий конструктивной задачи и показ способа действий конструирования постройки. Дети 4–5 лет обычно стремятся к верной передаче через конструкцию реального объекта со всеми его деталями.

К 5 годам дети:

– различают и называют детали строительного материала (кубик, длинная и короткая пластины, брусок, призма); используют детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

– преобразовывают конструкции в высоту, длину, ширину двумя способами;

– конструируют по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу;

– сооружают 8–10 несложных конструкций, не только передавая схематическую форму, но и внося различные детали для выделения конкретных особенностей объекта;

– строят разные конструкции одного и того же объекта (до пяти вариантов усложняющихся конструкций домов, трамваев);

– обследуют образцы в определенной последовательности, сравнивают их со схемами.

Начиная с четырех с половиной лет дети знакомятся с конструктивными возможностями бумаги.

К 5 годам дети:

– складывают прямоугольный лист пополам и поперек, совмещая при этом углы и стороны;

– конструируют игрушки путем сложения листа (вагон, пригласительный билет, машина, автобус, двухэтажный дом и др.);

– выделяют знакомый способ изготовления игрушки из бумаги при обследовании новой игрушки.

Летом воспитанники средней группы (4–5 лет) приобщаются к изготовлению игрушек и поделок из природного материала. Они:

– плетут веночки и шапочки из листьев;

– делают игрушки из скорлупы грецкого ореха (лодочка, ежик).

ДЕТИ 5–6 ЛЕТ (старшая группа)

У детей 5–6 лет формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых объектах. Учет практического назначения конструкций предполагает не только воспроизведение детьми внешнего вида постройки, но и соблюдение соответствия размеров, форм, расположения ее основных частей. Дети способны, прежде всего, выделить те основные части, которые они будут видоизменять в каждом случае, и могут решить, как это сделать.

В результате учета последовательно возрастающего количества условий (до 3–5), касающихся одного и того же объекта, дети учатся анализировать эти условия, соотносить их свойства со свойствами постройки (ширину моста с размерами грузового транспорта, длину моста с шириной реки и т.д.) и на этой основе планировать свою практическую деятельность.

В результате к 6 годам дети:

– различают, называют и используют новые детали и их свойства: разнообразные по форме и величине пластины (длинные и широкие, квадратные и треугольные), бруски, цилиндры;

– выделяют зависимость строения конструкции от ее практического назначения и создают постройки в соответствии с определенными условиями;

– овладевают рядом новых конструкторских умений: соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, делают постройки прочными, связывают между собой редко поставленные кирпичи, бруски, подготавливая основу для перекрытий;

– отбирают нужные летали для выполнения той или другой постройки;

– варьируют использование деталей в зависимости от имеющегося материала;

– конструируют предметные и сюжетные композиции по условиям, теме, рисунку, фотографии, замыслу, схеме. Самостоятельно составляют схематический рисунок, т.е. предварительно воплощают конструктивный замысел в схеме;

– создают различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий, передавая не только схематическую форму объекта, но и характерные особенности, детали;

– овладевают обобщенным способом обследования образца, предмета (определяют в любом предмете основные части, устанавливают их функциональное значение, пространственное расположение);

– анализируют заданные условия и в соответствии с ними принимают собственные конструкторские решения;

– создают коллективные постройки.

Дети 5–6 лет продолжают конструировать из бумаги. Они закрепляют умение складывать прямоугольный лист пополам и, пользуясь этим способом, могут конструировать новые игрушки.

Дети овладевают умением работать по несложной выкройке и резать бумагу по ее контуру.

К 6 годам они умеют:

– делить круг на 4 равные части, вырезать 1/4 и из оставшихся 3 частей склеивать низкий конус;

– получать конус из полукруга;

– склеивать цилиндр из листа бумаги прямоугольной формы;

– сгибать лист в разных направлениях.

Пользуясь всеми этими приемами, дети учатся конструировать различные варианты елочных украшений, игрушек-забав.

Дети, которые не овладели перечисленными способами конструирования, требуют индивидуальной работы с ними по данному виду конструирования.

Дети 5–6 лет конструируют из самого разнообразного природного материала: сосновых и еловых шишек, желудей, каштанов, скорлупок орехов, разнообразных косточек, корней, веток и др. Для оформления поделок используют перья птиц, семена дикорастущих растений.

К 6 годам дети овладевают двумя способами конструирования из природного материала:

1) дополняют природный материал деталями до образования художественного образа, например, корень станет основой будущей поделки спрута;

2) воплощают в природном материале конкретный образ, например гнома, для чего подбирают необходимый природный материал (мох, шишки, желуди и т.п.) и практически используют его (соединяют проволокой, клеем).

ДЕТИ 6–7 ЛЕТ (подготовительная группа)

Дети 6–7 лет имеют значительный опыт конструирования из строительного материала, что дает возможность формировать у них более сложные умения. Дети этого возраста многое умеют:

– выделяют как общие, так и частные признаки объектов;

– определяют форму основных частей предмета по их сходству со знакомыми геометрическими объемными телами;

– соблюдают симметрию и пропорции частей построек, определяя их на глаз и подбирая соответствующий материал;

– представляют, какой будет их постройка, что лучше использовать для ее создания и в какой последовательности следует конструировать;

– создают собственные замыслы конструкций с учетом их функционального назначения.

В работе с детьми 6–7 лет редко используется образец постройки, выполненный воспитателем. По фотографиям, по памяти или по заданным условиям дети создают сложные постройки из разнообразного строительного материала, часто с архитектурными подробностями, с двумя и более перекрытиями (мосты, жилые здания, сказочные домики, театры, вокзалы, станции метро, транспортные средства разного назначения). При освоении этих тем дети к 7 годам способны создать собственные конструкции с учетом определенных условий (например, построить трехэтажный двухподъездный жилой дом или двухэтажный мебельный магазин со входом, расположенным в середине фасада здания) и рассказать о своих замыслах. На занятиях по конструированию из бумаги происходит формирование обобщенных способов действий с данным материалом.

К 7 годам дети достаточно хорошо определяют фактуру и качество бумаги или картона, овладевают разными способами работы с бумагой:

– складыванием бумаги по разным направлениям;

– изготовлением игрушек из цилиндров, конусов;

– плетением из бумаги;

– изготовлением игрушек-забав по образцу или собственному замыслу;

– разметкой с помощью шаблона, мерки, а также на глаз, скреплением частей;

– подбором цветов и оттенков при изготовлении игрушек, сувениров, костюмов и украшений к празднику.

Дети 6–7 лет овладевают сложным способом конструирования из природного материала, который основывается на предварительном определении темы, продумывании будущей композиции. Они создают замысел, а затем подбирают соответствующий материал (мох, трава, шишки, солома, желуди и др.). Дети изображают отдельные фигурки людей, животных в разных позах, а также сказочных героев (добрые гномы, злые колдуны), придавая фигуркам выразительность в соответствии с задуманной композицией.

Согласно традиционной методике обучения конструированию из деталей конструкторов, дети 6–7 лет работают с различными по материалу (дерево, пластмасса, металл), виду (универсальные и узкотематические) и способам крепления (быстроразъемные и технически сложные) конструкторами вне занятий и на занятиях. В процессе такого конструирования дети к 7 годам:

– овладевают разными способами соединения деталей между собой;

– усваивают обобщенные способы чтения чертежей, рисунков и сборки технических моделей.

Показатели развития конструктивной деятельности

Ребенок конструирует из строительного материала по образцу и собственному замыслу 5–8 элементарных предметных конструкций из 2–3 частей, передающих только основные составляющие объектов.

Ребенок конструирует из строительного и природного материала, бумаги по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу. Из строительного материала выполняет 8–10 несложных конструкций, передавая не только схематическую форму, но и различные детали. Изготовляет игрушки из бумаги путем сложения листа пополам, из природного материала плетет веночки, делает игрушки из скорлупы орехов.

У детей формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Из строительного материала они создают различные конструкции с учетом зависимости строения объекта от практического назначения; из бумаги конструируют разные варианты елочных украшений, игрушек-забав; из природного материала – образы сказочных персонажей.

Ребенок конструирует по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополненные архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делает игрушки. Из природного материала создает фигурки людей, животных в разных позах. Из деталей конструкторов собирает несложные конструкции.

Типичными для дошкольного возраста является продуктивные виды деятельности. Дети с. удовольствием рисуют, лепят, вырезают, строят. Эти виды деятельности направлены на создание определенного продукта, требуют овладения особыми способами действий и осуществляют специфическое влияние на психическое развитие детей.

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Продуктивные виды деятельности, как и игра, имеют моделировочный характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми; в продуктивной деятельности, моделируя предметы окружающего мира, она приближается к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явления, ситуации приобретает материального воплощения в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Детская изобразительная деятельность направлена на отражение окружающей действительности.

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективный и отражает определенные свойства личности его автора. К изобразительной деятельности относятся рисование, лепка, аппликация, их взаимосвязь прослеживается в выразительных средствах (форма, линия, объем), которые используют при создании продукта. Декоративное рисование, аппликация и лепка предусматривают использование цветовой гаммы и гармонии, сюжетное - композиции.

Реальный мир ребенок отражает не механически. Этот процесс является сложным, обусловленным психическим развитием ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением. Важнейшей психологической особенностью изобразительной деятельности является ее творческий, продуктивный характер, использование не только имеющихся предметов, но и создание определенного продукта путем реализации замысла, возникший у ребенка.

Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью изобразительных средств. Усваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отражены ней. Итак, признаки и качества предметов являются опорными точками в познании ребенком действительности. У дошкольника формируется умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, он постепенно овладевает обобщенные способы изображения объектов окружающего мира.

Рисование и стадии его развития в дошкольном возрасте

Виды изобразительной деятельности дошкольника разнообразны. Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором оказывается личность ребенка и которое существенно влияет на формирование этой личности. Феномен детского рисунка заключается в его ценности для ребенка, его родителей, специалистов в области дошкольного образования. Для ребенка рисунок является формой и средством коммуникации с другими людьми и сверстниками, ее самовыражения, самоутверждения, а также своеобразной картиной мира; для родителей - это путь к взаимопониманию с ней и гармонизации семейных отношений; для специалистов по дошкольному образованию, педагогов и психологов - матрица внутреннего мира, развития всех сфер личности ребенка, его социологизации Я-концепции.

Благодаря изучению детского рисунка взрослый открывает путь к диалогу с ребенком, развивающего общения с ней. Рисунок представляет ребенка в социуме как компетентный и успешно социализированную, положительно (отрицательно) настроенную личность.

В рисовании ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания. Чем лучше у нее развиты восприятие, наблюдательность, чем шире запас представлений, тем полнее и точнее она отражает действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее ее рисунки. Дошкольник в своей изобразительной деятельности отражает такие специфические особенности своего мышления, как конкретность, образность. Его изобразительная деятельность связана не только с отдельными психическими функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы, темперамент, некоторые половые различия ребенка: мальчики любят рисовать транспортные средства (машины, корабли, поезда, самолеты), тяготеют к динамическим построений девочки - дома, природу, используют в своем рисунке орнаментальное и декоративное оформление, украшения.

Особенностями детского рисунка являются:

Схематизм: изображая человека, дети часто рисуют "головоногие" (голову, руки, ноги) схематично изображают они и другие предметы;

- "Прозрачность" предмета: рисуя дом, ребенок изображает его одновременно как бы из нескольких точек зрения (стены, крыша, забор, люди, мебель - из "прозрачные" стены)

Несовершенное изображение динамики предметов: дети, особенно младшие дошкольники, используют для этого звукоподражания, жесты; от моторной динамики, прежде всего непроизвольной, постепенно переходят к зрительной, изобразительной, а также изображение перспективы, пропорциональности отдельных частей предмета и тому подобное.

При отсутствии целенаправленной работы по развитию изобразительной деятельности детей, эти особенности можно наблюдать в их рисунках и в конце дошкольного детства.

На качество рисунка влияет на здоровье, физическое и психическое состояние ребенка. Характерные особенности имеют рисунки детей с больной психикой. Например, рисункам детей, больных шизофренией, присущие незавершенность в изображении предметов и действий, резкая деформация форм, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных предметов, парадоксальное изображения героев сюжета и др. Поэтому специалисты нередко используют детский рисунок диагностирования ее здоровья.

В своем развитии детский рисунок преодолевает следующие стадии:

1) лишение смысла штрихов. Ими ребенок еще не пытается выразить что-то конкретное, а только воспроизводит действия взрослого;

2) бесформенность изображений (начало 3-го года жизни). Ребенок уже стремится выразить на бумаге определенный образ, однако ей не хватает творческих сил, поэтому без помощи "художника * трудно определить содержание нарисованного;

3) "схематичность изображения" (4-5-й год жизни). В ней выделяют этапы, которые зависят от наполнения примитивных схем существенным содержанием. Например, сначала малыш изображает человека упрощенно, из двух частей (головы и опоры), и постепенно он включает в рисунок новые части человеческой фигуры, прежде всего туловище и руки;

4) правдоподобие изображений, для которой характерны постепенный отказ ребенка от схемы, первые попытки воспроизвести настоящий вид предметов. Однако, как и ранее, все рисунки являются в основном контурами предметов, с присущей им "непропорциональностью" и "прозрачностью". Однако в этих рисунках уже заметна перспектива. Хотя детские рисунки на этой стадии еще несовершенны, художественно НЕ одаренный ребенок редко самостоятельно поднимается на следующую ступень его развития. Только получая наставления взрослых о способах совершенствования рисунка, она выходит на новый уровень изобразительной деятельности;

5) точность изображений. На таких рисунках не только ребенок знает, что изображено, но и те, кто без ее комментариев рассматривает их.

По утверждению исследователей (А. Смирнов), невозможно проследить четкую зависимость стадий художественного творчества от возраста ребенка, поскольку значительную роль играют ее индивидуальная одаренность, влияние доступных для нее образцов изобразительной деятельности. Несмотря на то, просматривается такая тенденция: 6-летние дети "дают сплошь чистую схему", которая постепенно исчезает на границе 11-летнего возраста, уступая место более совершенным способам изображения правдоподобный рисунок появляется после 13 лет.

Во многих исследованиях выделяют также дозоб-ражувальний и изобразительный этап развития детского рисунка стадии каракулей, следующей интерпретации, рисунки с примитивной изобразительностью, схематические рисунки. Детей, которые предпочитают рисованию предметов и развернутых сюжетов, называют "коммуникаторами" и "визуаторамы" (Л. Обухова).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»