Нод по экологии тема"мы друзья природы". Занятие по экологическому образованию "Беседа о волшебнице-воде" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Конспект занятий по экологическому образованию

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.

Обучающие: познакомить детей с понятием «экологи», уточнить представление об обитателях леса (животных, птицах), о деревьях; обогащать представление о взаимосвязи живых существ с окружающей средой; формировать практические природоохранные умения; способствовать формированию представлений о загрязнении воздуха при проведении опытов; знакомство со способом очистки воды с помощью фильтрования.

Развивающие: развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы; развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе. Прививать трудовые природоведческие навыки.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».

Активизировать словарь детей словами: экологи, лаборатория, фильтры.

Материал: письмо от Эколучика; рюкзак, одеяло, перчатки, мешки для мусора; картинки деревьев, картонные листья дуба, клена, рябины; магнитная доска; игрушка Эколучик; муляжи травы, костра, реки, кочек; ; свечи, блюдца, спички, стаканчики, воронки, грязная вода,материал для фильтров. Проектор, экран, аудиозапись шума воды в реке, пения птиц, девиза экологов. Галстуки зеленого цвета.

Ход занятия:

Воспит-ль: -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в д/сад пришло письмо от Эколучика, помощника экологов. А вы знаете кто такие экологи? (это защитники природы). Эколучик пишет, что в лесу случилась беда, и ему нужна помощь юных экологов. А вы хотите стать экологами и помочь ему? Тогда отправляемся в поход. Что нам нужно взять с собой в лес? (собираем рюкзак, берем одеяло, спички, мешки, перчатки).

Воспит-ль: — Рюкзак собрали, отправляемся в путь.

У экологов есть девиз, повторяйте за мной:

Мы юными экологами

Скорее хотим стать.

Природу будем мы любить,

Беречь и охранять.

(подходим к экрану, звучит музыка природы)

— Вот мы в лесу, садитесь на полянку. Посмотрите, как красив наш лес, наш край богат лесами, полями, горами, реками, прудами и озерами.

Скажите, каких животных мы можем встретить в лесу (ответы).

Посмотрите, что это у нас од ногами (листья деревьев)? Возьмите каждый по листочку. Скажите с какого дерева у тебя лист? Значит он какой? (с дуба — дубовый).

А теперь подойдите с листочками к своему дереву (дети прикладывают листья к картинкам деревьев).

Восп-ль: — Ребята, но всем обитателям леса: животным, птицам, растениям для жизни нужны чистый воздух, вода, почва и наша любовь, выражающаяся в бережном отношении.

Воспитатель показывает знаки:

· нельзя ломать ветки и рвать цветы;

· Нельзя мусорить в лесу;

· Нельзя оставлять костер непотушенным;

· Нельзя разорять гнезда и муровейники.

Физминутка:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и зеленым лугом.

По тропинке мы идем,

Ручеек перешагнем.

Перейдем все кочки, ямки –

Вот мы и на полянке.

(Подходят к полянке с костром и мусором, появляется Эколучик).

Эколучик: — Здравствуйте, ребята, я Эколучик, помощник экологов. Я слежу за порядком в лесу. Но вот беда, туристы оставили после себя непотушенный костер и мусор. Мне без вашей помощи не обойтись. Я слышал, вы юными экологами хотите стать? А кто такие экологи? (Ответы детей)

Воспитатель: -Что же мы можем сделать? Как помочь Эколучику? (ответы детей). У нас в рюкзаке есть мешки для мусора, давайте соберем мусор и очистим полянку и речку. (дети собирают мусор)

— А как же нам потушить огонь? (ответы детей)

Самый лучший способ потушить огонь, это накрыть его плотной тканью. Доступ воздуха будет перекрыт и огонь погаснет. («тушат» костер).

Эколучик: – Спасибо ребята, что помогли очистить полянку и речку. Слышите они вам говорят спасибо. (звуки реки и птиц).

Восп-ль: — Ребята, а если не погасить огонь, то, что может случится? (ответы)

Правильно, сгорят деревья, трава, цветы. Животные и птицы останутся без еды и без жилья. И если оставить мусор на земле, в этом месте уже ничего не будет расти.

Воспитатель:-Эколучику мы помогли, пора продолжать путь. Юные экологи не только природе помогают, но еще и в лаборатории работают. Переходим в лабораторию. (дети садятся за 1-й стол)

Воспитатель:- Какой вред может нанести природе огонь- мы уже сказали, но это еще не все. Пламя огня еще и загрязняет воздух. Сейчас зажгу свечи, но прежде напоминаю правила безопасности с огнем: руками не трогать пламя, не подставлять одежду.

Воспитатель:- Над свечкой подставьте блюдце и подержите несколько минут. Переверните блюдце, видите: появилось черное пятно- это сажа. Вот так при горении в воздух попадают частички сажи. Люди, животные вдыхают вместе с воздухом эти частички сажи и могут заболеть.

— А что еще загрязняет воздух? Дым, выходящий из труб заводов и предприятий, выхлопные газы, также загрязняют воздух и наносят вред окружающему миру. Предприятия также сливают отходы в реку и загрязняют воду.

Воспитатель:- Давайте перейдем ко второму столу. Посмотрите у вас в стаканчиках грязная вода. Можно ее пить? Нет. Ее нужно очистить. Сейчас мы будем воду очищать через фильтры. Повторите. Фильтры у нас будут из разных материалов: вата, бинт, песок, гравий. Перелейте через свои фильтры грязную воду. Посмотрите: очистилась вода? Вот так вода, прежде чем попасть к нам в дом, проходит специальную очистку через фильтры.

— А сейчас нам пора возвращаться в д/сад. Ребята, вам понравился наш поход? Что вам понравилось? И вы нам с Эколучиком очень понравились. Мы вас посвящаем в настоящих экологов и дарим зеленые галстуки (звучит гимн экологов, восп-ль завязывает галстуки детям). Если все люди как вы будут соблюдать правила в природе, то она всегда будет нас радовать своей красотой. Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет. .А сейчас нам пора прощаться, до свидания (дети уходят).

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыкально-художественная деятельность».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Программные задачи

  • Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
  • Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.
  • Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы свами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель: Вот послушайте:

«Люблю я бегать босиком,

Разбрызгивая лужи,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Грязь разводить не стоит в нём.»

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке».

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Послушайте, ребята:

«Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

И поляны и цветы, и, конечно я и ты».

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок».

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:

Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра»
(Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».)

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу.

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по страницам книги»

Воспитатель I категории

Город Сарапул УР

2017 год

Конспект основной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Путешествие по страницам книги»

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе; формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки; формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: книга «Экология», ноутбук, проектор, экран, дидактическая игра «Живая и неживая природа», дидактическая игра «Сортировка мусора», презентация «Лес», запись пения птиц, обручи красного, синего и зелёного цвета, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры на выбор детей

Словарная работа: экология, эколог, экосистема, экологические цепочки, экологические проблемы

Предварительная работа:

Экскурсии в лесопарковую зону

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, снег, ветер, песок, глина

Чтение детской литературы о природе

Беседы о лесе и природе

Рассматривание иллюстраций по теме «Природа»

Отгадывание загадок о животных и растениях

Разучивание стихов о жителях леса, о природе

Ход основной образовательной деятельности:

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь. Посыльный приносит посылку, на которой написано: «Кому: ребятам подготовительной группы детского сада №15. От кого: королевы Природы».

Воспитатель: Какая красивая посылка! Ребята, вы хотите её раскрыть? (Дети раскрывают посылку, в которой находится книга и диск с видео посланием. Воспитатель вставляет диск в дисковод ноутбука и выводит изображение через проектор на экран. На диске записано видео обращение королевы Природы к детям)

Королева Природа: Здравствуйте дорогие ребята! Я - королева Природа. В моём королевстве происходит что-то странное: воздух стал загазованным, начинают гибнуть деревья, не слышно пения птиц. Я вас очень прошу выяснить в чём причина, а в помощь я вам высылаю очень познавательную книгу, которую написала я специально для вас. До скорых встреч. Ваша королева Природа.

Воспитатель. Ребята, а кто нам прочитает как называется книга, которую для нас написала королева Природа? (Читающие дети читают название книги «Экология»)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в необычное путешествие по страницам этой удивительной книги.

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, что означает слово «экология»?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. От слова «экология» произошло слово «эколог».

Эколог – это человек, который занимается экологией, изучает и защищает природу. И первая глава этой книги называется «Живая и неживая природа». Ребята, а кто помнит, что такое «природа»?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Природа – это цветы, реки, деревья и кустарники, животные, человек, воздух, вода, камни, звёзды, планеты и многое другое. Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. А кто расскажет нам о живой природе?

Дети: Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца и питания. Живая природа – это всё, что растёт, дышит, питается и развивается. (Воспитатель выкладывает на доске модель живой природы в виде картинок: питание - рот, дыхания - нос, размножения -цыплёнок, роста - курица)

Воспитатель: А что же означает неживая природа?

Дети: Неживая природа – это всё то, что не дышит, не растёт, не развивается. Это всё что нас окружает – звёзды, луна, солнце, вода, камни и т.д. И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель: Ребята, в моём волшебном лукошке лежат картинки, которые мы должны разложить по группам «живая природа» и «неживая природа» (дети раскладывают картинки на группы). А почему у нас остались лишние картинки? В какую группу их можно отнести?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Это предметы, сделанные руками человека.

Воспитатель перелистывает страницу книги.

Воспитатель: Следующая глава книги называется «Экосистема». Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой представители живой природы?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы проверить свои ответы, мы с вами прогуляемся по лесу. (Детям предлагается просмотр слайдов с изображением леса, звучит фонограмма пения птиц)

Воспитатель берёт картинки с изображениями представителей живой природы, которые дети только что разложили, и предлагает выбрать все картинки с изображением растений с плодами и семенами и положить их в синий обруч.

Воспитатель: Молодцы! А теперь положите в зелёный обруч картинки с изображениями животных, которые питаются растениями. А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей называются травоядными.

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются не растениями? Почему их так называют?

Дети: Таких животных называют хищниками, потому что они поедают других животных.

Воспитатель: Изображения таких животных положите пожалуйста в красный обруч. (Дети выкладывают картинки с изображением хищных животных.) Вы всё сделали правильно! Теперь подумайте и скажите, что нужно животным для жизнеобеспечения? Кто чем питается?

Ответы детей.

Воспитатель: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» хищников. Все сыты? А кто же «кормит» растения?

Ответы детей.

Дети выкладывают перед синим обручем модели необходимые для роста и развития растений: модель солнца, тепла, воды и воздуха. После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог предлагает детям дидактическую игру «Что произойдёт, если …».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточку и скажите, что на ней изображено?

Дети: На карточке изображено дерево, заяц и лиса.

С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи деревья? Зайцев? Лисиц?

Воспитатель: Ребята, в природе всё взаимосвязано. Нарушение одного звена способствует изменению всей пищевой цепочки, в результате начинает страдать окружающая среда, природа, а в итоге и сам человек.

Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.

Воспитатель: Наше путешествие по страницам книги продолжается и третья глава книги называется «Экологические проблемы». Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате отрицательного влияния деятельности человека на природу или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.

(1 слайд) - Заводы и фабрики выбрасывают в воздух много вредных веществ.

(2 слайд)- Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

Что происходит с нашим воздухом? (Воздух становится грязным, им трудно дышать, можно даже отравиться.)

(3 слайд) – Отходы предприятий сбрасываются в водоемы.

(4 слайд) – При аварии танкеров нефтяная пленка покрывает обширную поверхность воды.

Чем это опасно для обитателей морей и океанов? (Нефтяная пленка загрязняет воду. Из-за нехватки воздуха и самой нефти гибнут рыбы, морские животные, водоплавающие птицы.)

(5 слайд) – От оставленных без присмотра костров в лесах возникают сильные пожары, от которых погибают растения, звери, птицы, насекомые

(6 слайд) – Так же из-за необдуманной деятельности человека погибло много животных, например, морская корова. А некоторых животных осталось очень мало, таких как гималайский медведь, зубр, уссурийский тигр. Таких животных заносят в «Красную книгу»

(7 слайд) На экране изображена «Красная книга Удмуртии»

Воспитатель: Ребята, а почему эта книга называется «Красная»?

Дети: Потому что красный цвет – цвет опасности.

Воспитатель: Правильно! Мы обязательно рассмотрим и изучим эту книгу на следующем нашем занятии.

(8 лист) Следующая экологическая проблема заключается в том, что люди вырубают большие территории деревьев, в том числе и редкие.

(9 слайд) – Люди очень много мусора оставляют в лесах, выбрасывают в водоемы. На нашей планете огромное количество мусорных свалок.

Природа может справиться с таким количеством мусора?

Дети: Нет, не может, его очень много. Стекло и пластик не разлагаются.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Книгу мы листаем,

Следующую главу открываем.

А следующая глава называется «Наш вклад». Ребята, мы тоже с вами люди и должны охранять и беречь окружающую природу. А какой вклад мы можем с вами внести в охрану окружающей среды?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Воспитатель: Ребята, возьмите пожалуйста ладошки красного и зелёного цвета, которые лежат у вас под стульчиками. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаем зелёную ладошку, если не согласны – красную.

Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

Сажать больше деревьев – можно.

Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

Ходить только по тропинкам – можно.

Рвать большие букеты цветов – нельзя.

Любоваться ими – можно.

Оставлять мусор в лесу – нельзя.

Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

Разжигать костры в лесу – нельзя.

Беречь лес от пожара – можно.

В лесу шуметь – нельзя.

Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

Быть другом животных – можно.

Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

И последняя глава нашей книги называется «Экологические знаки», но посмотрите, страницы этой главы чистые. Королева Природы просит вас помочь ей и нарисовать на этих страницах знаки, которые напоминали бы жителям её королевства о правилах поведения, чтобы такие экологические проблемы в её королевстве не возникали.

Дети садятся за столы и начинают рисовать экологические знаки, которые они затем поместят в книгу. Во время рисования звучит запись песни «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной). Таким образом, воспитатель получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я думаю королеве очень понравятся ваши знаки и она обязательно их развесит их в своём королевстве. Но кто из вас догадался, почему в королевстве королевы Природы происходят такие странные вещи?

Ответы детей.

Рефлексия:

Воспитатель: Мои юные друзья, мне очень понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы. Я очень рада за вас! Спасибо! Но у нас с вами осталось одно не выполненное задание. У нас в группе появилась необыкновенная полянка. Я прошу вас посадить на неё цветочек, если вам на занятии было интересно и понятно, увядающую травинку – если вам было что-то не понятно и засохшее дерево – если вам было не интересно.

А сейчас ребята присаживайтесь на стульчики и мы с вами узнаем, что же человек позаимствовал у природы.

На слайде появляется изображение тигра - вот у тигра острые зубы.

Слайд с изображением медведя - у медведя мощные когти.

Слайд с изображением слона - у слона огромные бивни.

И древний человек, который жил много тысяч лет назад, подумал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» (слайд с изображением древнего человека и орудиями труда). Для чего же он это всё сделал?

Ребята подумайте, а какие машины придумал человек, в которых есть резцы и зубья, очень похожие на клыки и зубы разных зверей и зверушек. На слайде появляются разные машины и инструменты, и детям предлагается найти сходство между изобретением человека и природой.

Слайд с изображением одуванчика. - Ребята, а кто мне скажет название этого цветка?

Что же за беленькое платье появляется у одуванчика, когда он отцветает? Если вы подуете на него, что произойдёт?

На что похожи эти пушинки.

Как вы думаете, наблюдая за такими парашютами, что придумал человек?

Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют. А кто из вас видел летом, что цветок одуванчика вдруг закрылся днём, что он подсказывает человеку своими закрывшимися цветами (показ слайда). Погода будет пасмурная, пойдёт дождь. Человек всё время учится у природы.

Ребята, посмотрите у вас на столах, на подносах лежат карточки с изображением семян с разных деревьев. Найдите семена клёна.

А теперь подумайте, на что они похожи, и где человек это использует?

Физкультминутка «Самолёты».

А теперь скажите, что мог придумать человек, наблюдая за птицами (слайд с изображением летящей птицы) Что позаимствовал у птиц человек?

Что общего есть у самолёта и птиц? А чем они отличаются друг от друга?

Не было бы на свете птиц, не знал бы человек вообще, что такое «летать». На что похожи самолёты?

Воспитатель показывает слайд с изображением стрекозы.

Кто это? Это птица?

А к какому классу она относится? --А что придумал человек, наблюдая за стрекозой?

А теперь, я приглашаю вас в путешествие в подводное царство (слайд подводного мира). Многие из вас ездили отдыхать на море, и что вы видели под водой?

Появляется слайд с изображением медузы.

Кто знает этого морского обитателя?

Люди подсмотрели у медузы и изобрели устройство, которое предсказывает морякам приближение бури. Оказывается, у медузы есть особое ухо. Устроено оно просто, но хитро. Всё ухо - шарик с жидкостью. Внутри шарика мельчайшие камешки. Задолго до бури разносятся над волнами особые, неслышимые для человека тревожные звуки. Дошёл звук до уха медузы, дрогнул в ухе шарик с жидкостью, заколебались камешки, растревожили медузу. Поплыли медузы подальше от грозных звуков, на мелководье. Когда человек узнал, как устроено ухо медузы, он сделал прибор, который предсказывает бурю. Прибор тоже умеет слушать неслышный рокот, гул ветра и волн. За 15 часов до бури прибор сообщает капитану корабля: «Буря идёт! Надо укрыться в порту или уйти подальше от бури» (показ слайда)

Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться - много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в лесу?

Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу.

Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Лебедева Оксана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад № 67" компенсирующего вида г.Дзержинск
Воспитатель

Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу?»

Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса (медведь, белка, заяц, лиса), их местах обитания, подготовке к зимнему времени года.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение детей классифицировать объекты.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, творческое воображение, мышление.

Воспитательные:Прививать чувство ответственности за жизнь окружающих животных.

Средства: шапки-маски: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку», материалы для аппликации, клей, салфетки, презентация «Назови одним словом», аудиозапись «Звуки природы».

Способы:

Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.

Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.

Практические: Дыхательная гимнастика, д/и «Назови одним словом», д/и «Собери картинку», п/ и «Зайка серенький сидит».

Игровые: Игровая ситуация.

Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных.

Вводная часть:

(Дети проходят в группу, воспитатель надевает каждому ребенку шапочку лесного животного: медведь, белка, заяц, лиса. Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Здравствуйте, лесные жители! Медвежата, зайчата, бельчата, лисята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, послушайте я вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадать их.

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка).

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее? (Лисица)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я пришла к вам в гости в лес. Вы расскажите мне как вы живете в лесу?

Дети: Расскажем.

Воспитатель: Белки, как называется ваш домик?

Дети: дупло.

Воспитатель: Зайцы, а где живете вы?

Дети: Мы живем под кустом.

Воспитатель: Лисы, как называется ваше жилище?

Дети: Мы живем в норе.

Воспитатель: Медвежата, где вы живете?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Милые лесные животные, расскажите мне, что вы делаете осенью?

Дети: запасаем пищу, нагуливаем жир и т.д.

Воспитатель: Как много у вас забот осенью! Даже нет времени отдохнуть. Предлагаю вам исполнить веселую зарядку (звучит музыка, дети выполняют движения под музыку).

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

(Дети стоят)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапоньки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте)

Волк зайчишку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети бегают и садятся на свои стульчики)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Педагог: Посмотрите на экран (включается презентация). Давайте назовем одним словом все, что увидим.

1. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - это... (насекомые);

2. берёза, дуб, ель - это... (деревья);

3. скворец, снегирь, сова, сорока - это... (птицы);

4. брусника, земляника, малина, смородина - это... (ягоды).

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляю соревнование среди лесных животных! На столе стоят птички-невилички, надо сделать так, чтобы они полетели. (Дети выстраиваются в две колонны, подходят к столу, каждый ребенок дует на птичку только один раз. Результат: чья птичка улетит дальше.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Следующее задание, каждая группа лесных животных должна собрать картинку других животных. (Белки собирают изображение зайцев, зайцы - медведей, медведи - лисиц, лисицы - белок). Кто справляется первый, поднимет руки вверх.

Воспитатель: Лесные ребята-зверята, вы очень интересно рассказали мне о себе, показали, чем занимаетесь осенью. А теперь предлагаю вспомнить тех животных, которые сегодня не смогли прийти к нам на полянку. Каких животных не хватает?

Воспитатель: Слушайте загадки.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это...

Дети: Волка, ежа.

Воспитатель: Верно, посмотрите на картину. У волка жилище - логово. А детеныши - волчата. Еж на зиму зарывается в норку и впадает в спячку. А сейчас лесные животные могут снова превратиться в деток. (Дети снимают маски)

Заключительная часть:

Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня у меня в гостях? Если понравилось, то похлопаем сами себе, а если что-то не понравилось, то посидим тихо. Кем вы сегодня были?

Дети: Мы были лесными животными.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Правильно, а белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: А Лисы?

Дети: Норка.

Воспитатель: А кто вспомнит жилище волка?

Дети: Логово.

Воспитатель: А зайца?

Дети: Куст.

Воспитатель: А как зимует ёжик?

Дети: Ёжик зарывается в норку.

Воспитатель: Молодцы всё вспомнили.

Воспитатель: А вы любите животных?

Дети: Любим.

Воспитатель: Животные - это наши братья меньшие. Их нужно любить и беречь! Приносить из леса животных не стоит, ведь вы теперь знаете, что у каждого животного есть дом в лесу и свои родные мамы, папы или детки!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»