Теоретические аспекты организации летнего отдыха детей и подростков. Организация летнего отдыха: детский лагерь в России Организация летнего отдыха и оздоровления детей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Разделы: Внеклассная работа

Введение

Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

Детский оздоровительный лагерь “Радужный” с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ №90”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ №90”. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе МОУ “СОШ № 90” обучается 254 учащихся. Из них 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся. 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.

Основным направлением ДОЛ “Радужный” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:

  • нравственно-патриотическое;
  • экологическое;
  • творческое;
  • культурно-нравственное;
  • трудовое.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.

Поэтому в лагере “Радужный” для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Паспорт программы

Название: “Летний Экспресс”.

Организация: Детский оздоровительный лагерь “Радужный” при МОУ “СОШ № 90”.

Николаева Вера Ивановна - начальник лагеря

Хоменко Олеся Игоревна - старший воспитатель

Агеева Светлана Викторовна - врач

Давиденко Светлана Владимировна - фельдшер

Целевые группы: 90 детей, от 7до 11 лет.

Адрес: 636071 Россия, Томская обл., г. Северск, ул.Горького, 32 а.

Цель и задачи программы

Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.

  • организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности;
  • содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности;
  • развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
  • создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость;
  • воспитывать патриотизм.

Идея и форма реализации программы

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летний экспресс” в форме сюжетно-ролевой игры. За месяц до открытия детского оздоровительного лагеря “Радужный”, среди учащихся проводится конкурс на лучшую путевку в лагерь. Впоследствии эта путевка станет билетом на скорый поезд “Летний экспресс”. Победителями данного конкурса стала семья Ступиных, предложив следующий вариант путевки в ДОЛ “Радужный”.

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Лето – пора путешествий, и ребята решили отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”. Наш городок находится очень далеко от железной дороги, многие дети не видели ни вокзала, ни железнодорожного полотна, ни поездов, для того, чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, решили останавливаться на различных станциях. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы.

Из участников программы формируются 4 отряда. Для отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивный зал. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, экран соревнований между отрядами, оформление, наглядный материал.

Информационный стенд для родителей,
где каждый родитель сможет познакомиться с девизом лагеря,
режимом дня, ежедневным планом работы ДОЛ “Радужный”

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, викторин, кругосветок. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся коллективно-творческие дела:

1. Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятий согласно плану работы лагеря.

2. Трудовые – организуют уборку палат, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.

3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Вся информация об условиях участия в том или ином коллективно-творческом деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются в дневнике “Летнего экспресса” и на экране настроения.

Экран состязаний

За каждое важное, событие, в котором отряд принял участие или как-то отличился, получает свой вагончик.

Дневник путешествия “Летнего экспресса” пассажиры ведут сами. На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника.

На “экране настроения” ежедневно отмечаются чистота палаты, поступки ребят каждого отряда.

Так же, во время всей лагерной смены используется словарь путешествий.

Лагерь - чудесная летняя страна.

Все дети в лагере - пассажиры “Летнего экспресса”.

Воспитатели лагеря – проводники “Летнего экспресса”.

Начальник лагеря - машинист состава.

Вагоновожатый – старший воспитатель.

Ежедневно проходят планёрки, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров “Летнего экспресса”.

Есть отрядные уголки, в которых помещены:

  • численность пассажиров (список отряда).
  • девиз, речёвка, эмблема отряда.
  • достижения отряда.
  • поздравления.
  • звёзды отряда.

На закрытии смены будут подведены итоги работы, продемонстрируются достижения детей в различных видах деятельности, лучшие ребятишки будут награждены и каждый ребенок лагеря получит памятный подарок.

Направления работы ДОЛ “Радужный”

Направление

Мероприятия

1. Спортивно- оздоровительное
  • укреплять здоровье;
  • воспитывать привычку;
  • заботится о своем здоровье;
  • продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни;
  • прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению.
1. Открытие спортивного сезона “Я со спортом подружусь”

2. Оздоровительная кругосветка “В гостях у королевы здоровья” (с привлечением медицинских работников).

3. Спортивные состязания: “Полоса препятствий”, “Веселые старты”.

4. День Нептуна (праздник на воде).

5. Спортивный праздник “Если хочешь быть здоров…”

6. Беседы в отрядах “Разговор о правильном питании”.

7. Викторина по здоровьесбережению “Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов”.

8. Участие в городской спартакиаде.

9. Массаж специалистов.

10. Витаминизация детей.

11. Осмотр специалистов.

12.Кислородный коктейль.

13. Я, ты, он, она – все мы спортивная семья.

14. Малые Олимпийские игры.

15. Тематическая линейка ко Дню медицинских работников “Славим докторов своих”.

16. Папа, мама, я спортивная семья.

2. Нравственно-
патриотическое
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, городу, школе. 1. Конкурс рисунков “Дом в котором я живу”.

2. Конкурс военной песни и строя.

3. Конкурс на лучшего чтеца.

4. Праздник День независимости России”.

5. Библиотечные часы “Страна, в которой я живу”.

6. Кольцовка песен ВОВ.

7. Возложение цветов к памятнику войнам.

3. Экологическое
  • воспитание бережного отношения к окружающему пространству;
  • любви к природе;
  • развивать интерес к познанию природы
1. Экологическая кругосветка “Живи Земля”.

2. Кругосветка “Лесная поляна”.

3. Городская акция “Наведем порядок на земле”

4. Экскурсия в зоопарк.

5. Акция “Украсим землю цветами”, озеленение дома престарелых “Луч надежды”.

4. Творческое
  • развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса;
  • воспитание умения действовать коллективно
1. Праздничный концерт “Здравствуй, лето!”

2. Праздник цветных мелков “Пусть всегда будет солнце”.

3. Конкурс инсценировки “Сказки Пушкина”.

4. Викторина по сказкам.

5. Конкурс цветочных шляпок.

6. Кольцовка песен “Я играю на гармошке”

7. Концерт “На завалинке” (народное творчество).

8. Концерт “До свидания лагерь”.

5. Культурно-
нравственное
Продолжить работу по воспитанию культуры поведения, нравственных качеств. 1. Игра “Чудо детки – в чудном месте!”

2. К/т “Мир” “Принц Каспиан”.

3. ТЮЗ “Кот в сапогах”.

4. К/т “Мир” “Кунг фу Панда”.

5. Музыкальный театр “Современник”, муз. представление посвященное Дню защиты детей.

6. Музыкальный театр “Современник” “Незнайка в цветочном городе”.

7. ТЮЗ “Остров счастья”.

8. Музыкальный театр “Современник” “Питер Пен”.

9. К/т “Мир” “Лягушачий мир”.

6. Трудовое
  • воспитывать трудовые качества, бережливость, аккуратность;
  • знакомить с профессиями взрослых.
1. Трудовой десант.

2. Викторина “Узнай мастера”.

3. Операция “Чистюля”.

4. Экскурсия в “Антонов двор” (знакомство с профессией кондитера).

Принципы деятельности

  • принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка;
  • принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы);
  • принцип оздоровительной направленности.

Методы реализации программы

  • беседы;
  • игровые ситуации;
  • практическая работа;
  • наглядность;
  • наблюдение;
  • поощрение;
  • убеждение.
  • Формы реализации программы

    • кругосветки;
    • конкурсы;
    • концерты;
    • презентации;
    • игры;
    • театрализованные представления;
    • игровые программы;
    • конкурсы рисунков;
    • сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором.

    Система работы в лагере состоит из следующих блоков:

    1. Подготовительный период – этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    Подготовка методического материала для работников лагеря;

    Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

    Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

    Составление медиками санаторно-оздоровительной программы, лечебно-оздоровительных мероприятий (см. Приложение 1–3).

    2. Организационный период – расселение, знакомство с ребятами, создание благоприятного климата в отрядах, организация знакомства детей друг с другом, создание городов, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, знакомство с воспитателями. Запуск программы “Летний экспресс”.

    3. Основной период – полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами, полноценная деятельность в лагеря.

    4. Заключительный период – самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.

    Режим дня
    ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ №90” на І сезон (29.05.08 - 27.06.08.)

    Мы вам рады!
    Горн трубит: пора, пора!
    С добрым утром, детвора!
    И тотчас же по порядку
    Все ребята - на зарядку!
    Зарядка.
    Пора-пора на линейку, детвора! Линейка.
    Все за стол! Узнать пора,
    Чем богаты повара.
    Завтрак.
    Кто-то любит танцевать,
    Кто-то петь и рисовать,
    Только бездельники маются,
    А все ребята занимаются!

    Мероприятия по плану.

    Прием минеральной воды

    Но у всех, смешливых даже,
    За столом серьезный вид,
    За обедом виден сразу
    Наш ребячий аппетит.
    Обед.
    Говорит порошок, и журчит водица:
    Не забудь, мой дружок,
    Перед сном умыться.
    Подготовка ко сну, гигиенические процедуры.
    К нам приходит тишина.
    Отдыхает детвора.
    Тихий час.
    Надо в порядок все привести,
    В палате убрать и пол подмести.
    Подъем, уборка постелей.
    Вот уже который раз
    Повара встречают нас!
    Полдник.
    Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! Подвижные игры, спортивные мероприятия.
    На линейку становись!
    И делами похвались.
    Линейка по итогам дня.
    До свиданья! До новых встреч! Уход домой.

    Контроль и оценка результатов

    1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3).
    2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
    3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
    4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
    5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.

    Ожидаемые результаты

    • общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
    • развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
    • более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
    • формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
    • расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества,физической культуры, и других видах деятельности;
    • самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;

    План-сетка мероприятий в ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ № 90” на І сезон 2008 года.
    Справка с количественными показателями по организации каникулярного отдыха детей в 2007-2008 учебном году

    В начальной школе МОУ “СОШ №90” обучается 254 учащихся.

    • 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся;
    • 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода;
    • 13 ребят, это14 % из многодетных и неполных семей;

    Размер родительского взноса на культмассовые мероприятия – 380 рублей.

    Численность работников лагеря – 30 человек.

    Педагоги-воспитатели, вожатые – 20 человек.

    Медицинские работники – 3 человека.

    Литература
  • “В помощь организатору детского оздоровительного лагеря” под редакцией М.Е. Сысоевой, г. Москва, 2000 г.
  • “Летний отдых: идея – проект-воплощение”. Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО “Педагогические технологии”, 2000 г.
  • “Здравствуй, лето!” С.В. Титов, Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2001 г.
  • “Позывные лета” Баранник М.М., Борисова Т.С., г.Москва 2003 г.
  • муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №2 г. Перевоза»

    Тема выступления:

    «Организация отдыха, оздоровления и занятости

    детей и молодёжи

    в условиях работы ОО в летний период 2017 г.»

    Заместитель директора по УВР,

    учитель ИЗО

    Солодова Э.В .

    г. Перевоз

    октябрь 2017 г.

    Выступление на расширенном заседании районного координационного совета

    по итогам отдыха, оздоровления и занятости и детей и молодёжи

    Перевозского муниципального района Нижегородской области

    в 2017 г.

    Лето – прекрасная пора солнца, тепла, положительных эмоций, свершений и новых надежд! Каникулы - это личное время ребенка, которым он имеет право распоряжаться, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь образовательной организации неоценима.

    Организация отдыха, в МАОУ СШ

    2 г. Перевоза строится на основе школьной программ ы отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков «Лето наших надежд» и направлена на обеспечение прав граждан Российской Федерации на полноценный отдых, развитие обучающихся в соответствии с интересами семьи, общества, государства .

    Цель - о рганизация активного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период времени.

    Значимыми задачами являются:

    - сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасного отдыха школьников;

    Создание условий для организации различных форм отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков , в т.ч. нуждающихся в особом внимании;

    Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних ;

    Овладение основами экологических, краеведческих знаний и практическими навыками общения с природой.

    Трудоустройство старшеклассников в летний период, в т.ч. детей «группы риска», детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;

    Школа, детский лагерь, работа в экологическом отряде или производственной бригаде остаются разными сферами существования детства и различными формами педагогической деятельности. Педагогика каникул постоянно пополняется, её идеи разбросаны в массе книг, статьях в Интернете.
    Первое золотое правило педагогики каникул (правило неопределенности) – заинтересованное участие ребенка в деятельности должно предполагать её незавершённость, вероятность, неизвестность, что побуждает каждого её участника к выбору, самостоятельному решению и творческим действиям.
    Второе золотое правило педагогики каникул (правило создания продукта) формируется таким образом, что каждый ребенок участвует в создании общественного значимого продукта деятельности.
    Третье золотое правило педагогики каникул (правило свободы) предполагает – создание условий для естественного развития ребенка. Каждый ребенок не должен чувствовать себя ущемленным. Если нет препятствий для осуществления интересной для него и продуктивной деятельности.

    Так называемая педагогика каникул, на мой взгляд, таит в себе огромные перспективы. Именно интересы, познавательные и, особенно, практические, стимулируют творческий поиск и достижение ребенком определенной степени свободы поведения и действия.

    Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза представлена разными формами деятельности:

    Р абота подростковой производственной бригады «Город нашей мечты» ;

    Р абота экологического отряда ;

    О рганизация работы на пришкольном участке сельскохозяйственной производственной бригады ;

    Р абота ДООЛ «Краски детства» ;

    О рганизация занятости детей, стоящих на учёте в ПДН МО МВД России «Перевозский» , КДН при Администрации Перевозского муниципального района, внутришкольном учёте , учащихся из семей, находящихся в ТЖС, СОП ;

    И ндивидуальное трудоустройство учащихся с 14 лет.

    1. В летний период 2017 г. работали 2 подростковые производственные бригады «Город нашей мечты».

    Подростковая производственная бригада СШ № 2 г. Перевоза создана в 2004 г. и продолжает свою работу по сей день. Ежегодно школа сотрудничает с Центром занятости населении и городской администрацией, соц. партнёрами, труд учащихся оплачивается.

    Наша бригада – самостоятельное трудовое объединение школьников, созданное для то, чтобы помочь детям правильно выбрать профессию, которая бы приносила удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Учащиеся приходят к выводу, что компетентность, профессионализм, конкурентноспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток. С каждым годом численность желающих работать в производственной бригаде растет, учащиеся заинтересованы в получении конкретного результата своего труда.

    С 1 по 15 июня бригада трудилась на благоустройстве города. Руководители бригады Блинков Валерий Павлович, Лисенкова Н.И.

    Членами бригады выполнен огромный объём работ - это

    Разбивка, уход за клумбами на пр. Советский, 2 микрорайоне;

    Очистка улиц города от бытового мусора;

    Работы по благоустройству парка «Победы»;

    Вырубка порослей кустарников на улицах города;

    Очистка берегов реки Пьяны от мусора, ТБО;

    Общественная работа с населением города (распространение листовок с призывом к жителям города соблюдать чистоту и порядок).

    С 1 по 31 июня трудилась 2 бригада на территории школы, реализовывала социальный проект «Счастливое детство на школьном дворе. Детский городок».

    Руководитель бригады Филяев С.И. Ребята трудились на благоустройстве школьной территории: производили ремонтные работы

    В « Зоне отдыха » ;

    - на спортивной площадке;

    - оказывали помощь в ремонте школы ( подготовка учебных кабинетов к ремонтным работам, разравнивание патьи на территории школьного двора, ремонт кабинета технологии (косметический ремонт, изготовление, установка шкафов ).

    Кроме этого ребятами этой бригады был реализован социальный проект «Счастливое детство на школьном дворе. Детский городок». Ребята изготовили,

    покрасили, установили скамейки, урны, с призывами «За чистый город!», изготовили и установили многоярусный цветник, засыпали его грунтом, посадили цветочные

    культуры, изготовили и установили домик Шале на рабатке. Результатом стало 1 место в районном конкурсе подростковых производственных бригад в номинации «Лучшее учреждение – организатор трудовых подростковых бригад», чествование бригады на Дне города.

    Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства.

    2. Экологическая работа в нашей школе ведется на протяжении многих лет, но последние годы эта работа имеет практическую направленность, в т.ч и в летний период. Это деятельность экологического отряда . Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению практических навыков и осознанию значимости своей практической помощи природе.

    Р аботу экологического отряда возглавляла Пискунова Нина Ивановна. С 1 по 13 августа ребята трудились над озеленением школы и школьного двора, в т.ч.:

    ухаживали за цветочными культурами, хвойными растениями на клумбах и в рокарии, за декоративными растениями в дендрарии, корректировали рабатку, альпийскую горку.

    3. Работа на пришкольном участке с/х производственной бригады началась 1 июня и продолжалась до 31 августа. Руководителями с/х бригады стал коллектив педагогов школы (Зёрина Н.Ю., Пруцкова И.А., Токарева Л.П., Минькова О.В., Гусева Г.В., Логунова Е.С., Ляпина М.Г., Колесникова Н.В., Исаева Н.А., Антипенко Е.А., Харитонова Л.В.)

    Члены с/х производственной бригады работали в учебно-исследовательской зоне , которая включает в себя цветочно-декоративный отдел, отдел овощных культур, плодово-ягодный отдел, дендрарий, сад. Работа была начата ещё весной. Ребята выращивали рассаду декоративно-культурных растений, а так же рассаду овощей. В летний период ребята ухаживали за овощными культурами, за плодово-ягодными растениями, подкармливали растения минеральными удобрениями в саду и дендрарии, кроме этого пристальное внимание уделяется опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляли на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.

    Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду.

    Главный вывод, к которому пришёл педагогический коллектив СШ № 2 г. Перевоза в ходе организации работы учащихся в летний период, это то, что школьные годы – это самая яркая и незабываемая пора в жизни человека. Это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь – насыщенная и интересная. И хотя главными действующими лицами являются школьники, но они уже сейчас могут сделать много полезного и для себя и для окружающих.

    4. Детский оздоровительно-образовательный лагерь с дневным пребыванием «Краски детства» функционировал с 1 по 22 июня. Начальник лагеря - Олейник Т.И. Было оздоровлено– 50 девчонок и мальчишек в возрасте с 8 до14 лет, в т.ч.

    34 ребёнка из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН, КДН, что составило 68% от общего количества отдыхающих детей в лагере.

    Т.к. 2017 год – Год экологии, мы не смогли остаться в стороне от экологических проблем, поэтому смена была построена на основе тематической сюжетно-ролевой

    игры «Экологический десант». Дети и взрослые стали участниками разнообразных приключений и событий. Экогалактике грозит экологическая катастрофа, с её поверхности с невероятной скоростью исчезают все растения. 3 отряда экологических и санитарных бригад взяли на себя роль экологов-космонавтов, которые отправились спасать Экогалактику на транспортных средствах экологической скорой помощи.

    В начале смены каждый отряд получил дубочек без листьев и плодов, участвуя в

    мероприятиях, зарабатывали лагерные бонусы –дублас-листы и дублас-жёлуди, которые размещались на отрядных дубочках. Итогом игры для каждой экобригады стал свой зелёный дубок, выращенный за время полёта и приносящий положительные плоды, а так же спасённая от экологического бедствия Экогалактика.

    5. Одной из важных составляющих летней оздоровительной кампании является организация занятости и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте с 14 до 18 лет. Без внимания не были оставлены дети, стоящие на учёте в ПДН, КДН , ВШУ , учащиеся из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении .

    Все учащиеся данных категорий были заняты в летние месяцы. Сведения о занятости вы можете увидеть на слайде.

    Количество учащихся/

    семей

    Занятость

    июнь

    июль

    август

    1.

    ПДН МО МВД «Перевозский»,

    КДН и ЗП при администрации Перевозского муниципально-го района

    ДООЛ «Краски детства» МАОУ СШ № 2 г. Перевоза;

    Экзамены;

    Дворовая практика при СДК с. Вельдеманово;

    ДООЛ «Радость» ;

    С/х производст-

    венная бригада;

    Индивидуаль-

    ное трудоуст-

    ройство.

    ДООЛ «Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района» ;

    Экологический отряд;

    С/х производст-

    венная бригада;

    2.

    ВШУ

    - Подростковая производственная бригада «Город нашей мечты»;

    С/х производст-

    венная бригада;

    Выпускные экзамены;

    ДООЛ

    Дворовая практика при СДК с. Вельдеманово

    с. Ягодное,

    с. Тилинино;

    Индивидуальное трудоустройство;

    С/х производст-

    венная бригада;

    - ДООЛ

    «Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

    - экологический отряд;

    С/х производст-

    венная бригада;

    ДООЛ

    «Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

    Дети из семей, находящихся в ТЖС, СОП, многодетных, неполных, малообеспеченных семей

    - Подростковая производственная бригада «Город нашей мечты»;

    ДООЛ «Краски детсва» МАОУ СШ № 2 г. Перевоза;

    С/х производст-

    венная бригада;

    Выпускные экзамены;

    С/х производст-

    венная бригада;

    ДОСЛ «Спортсмен» МАУ ФОК «Чайка»;

    - ДООЛ

    «Радость» ГБУ «ЦСОГПВИИ Перевозского района»;

    С/х производст-

    венная бригада;

    Индивидуальное трудоустройство;

    Кроме этого

    6. И ндивидуально трудоустроены были 25 учащихся 14-18 лет.

    Охват детей и подростков МАОУ СШ № 2 г. Перевоза летом 2017 г. составил 100%, в т.ч.:

    Общее кол-во

    уч-ся

    ОО

    Дети, охваченные

    оздоровления и занятости детей и подростков

    МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, в т.ч.

    Дети, не охваченные

    организованными формами отдыха,

    оздоровления и занятости детей и подростков

    МАОУ СШ

    2

    г. Перевоза

    447 уча-щийся

    Подрост-

    ковая производ-

    ственная бригада «Город нашей мечты», в

    Эколо-

    гический

    отряд

    ДООЛ «Краски детства»

    С/х производ

    ственная бригада

    Занятость

    детей, стоящих на учёте в ПДН, КДН , ВШУ, учащихся из семей, находящихся в ТЖС, СОП

    Индиви-дуальное трудоустройство учащих-ся с 14 лет

    22 чел.

    5 %

    чел.

    3 %

    чел.

    11%

    343

    чел

    76 %

    чел.

    4 %

    чел.

    6 %

    чел.

    0 %

    Социальный эффект организации отдыха, оздоровления, занятости учащихся МАОУ СШ № 2 г. Перевоза:

    Отсутствие случаев травматизма детей;

    Удовлетворённость родителей (законных представителей) услугами отдыха, занятости и оздоровления учащихся;

    Отсутствие случаев правонарушений в летний период 2017 г.;

    Максимальный охват детей услугами отдыха, занятости и оздоровления.

    Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность в летний период 2017 года, педагогический коллектив создавал условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось .

    Дети выбирают себе занятие по душе, будь то работа в экологическом отряде или отдых в детском оздоровительно-образовательном лагере, приходят в разновозрастные отряды, бригады и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях. А системное и последовательное планирование работы в летний период помогает использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

    Лето – 2017 года подарило детям здоровье и радость, родителям удовлетворение, педагогам и работникам школы – наслаждение от творческого общения и гордость за результаты своего труда.

    Столько дел переделали разных,
    Столько добрых друзей мы нашли.
    От души отдыхал и трудился здесь каждый,
    Очень многое вместе смогли!

    Спасибо за внимание!

    Поиск материалов:

    Количество Ваших материалов: 0.

    Добавьте 1 материал

    Свидетельство
    о создании электронного портфолио

    Добавьте 5 материала

    Секретный
    подарок

    Добавьте 10 материалов

    Грамота за
    информатизацию образования

    Добавьте 12 материалов

    Рецензия
    на любой материал бесплатно

    Добавьте 15 материалов

    Видеоуроки
    по быстрому созданию эффектных презентаций

    Добавьте 17 материалов


    г. Химки
    Выступление по теме:
    «Организация отдыха детей и подростков в условиях детского
    оздоровительного лагеря»
    Введение
    Лето ­ это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого
    ребенка. Дети мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми
    друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть.
    Вариантов здесь много: дача, зарубежная поездка с родителями, отдых с родителями в
    санатории или доме отдыха; можно просто поиграть с друзьями во дворе или посетить
    лагерь при своей родной школе. Многие воспитанники отправляются отдыхать в летний
    оздоровительный или профильный лагерь, но в последнее время данная тенденция идет на
    спад и большинство детей и их родителей выбирают пришкольные формы отдыха.
    В современном социуме большое значение имеет организация системы летнего
    отдыха детей и подростков. Летние каникулы для школьников ­ это восстановление
    здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных
    возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в
    систему новых социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение
    индивидуальных интересов в личностно­значимых сферах деятельности.
    Существуют различные формы детского отдыха: организованный и
    неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и
    без них, оздоровительный, санаторный и профильный, отдых в условиях города и
    загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т.п.
    юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны,
    формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с
    другой ­ пространством для оздоровления, развития художественного, технического,
    социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным
    пребыванием, профильные и оборонно­спортивные лагеря, палаточные лагеря и др.
    Инициаторами создания лагеря могут быть детские организации, муниципальные
    органы управления образованием, органы культуры, местные органы государственной
    власти, профсоюзы трудовых коллективов и организаций, общественные организации, а
    также частные лица.
    1

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки
    Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а
    также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев­профилакториев,
    туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть
    организован в палатках, на речных и морских судах.
    Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и
    профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно­климатических условий,
    возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних ­ не
    менее 18 дней, весеннее­осенне­зимних ­ не менее 6 дней. В палаточных передвижных
    оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9­12 дней, в профильных
    оздоровительных лагерях ­ не менее 9. Органы здравоохранения рекомендуют открывать
    загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день. Именно за этот
    срок наступает максимальный оздоровительный эффект.
    С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды,
    группы и другие объединения. Численность детей в группах в возрасте 6­9 лет ­ 20­25
    человек, 10­14 лет ­ 25­30 человек, 15­18 лет ­ 25 человек. В нашем случае комплектование
    отрядов следующее: не более 25 человек для обучающихся 1­4 классов и не более 30
    человек для остальных школьников.
    В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей,
    развития их способностей создаются следующие типы лагерей: сезонные ­ с
    круглосуточным и дневным пребыванием; круглогодичные.
    Значительную роль в структуре летнего оздоровления учащихся играют
    оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются, как
    правило, на базе образовательных, профессионально технических и внешкольных
    учреждений, в детско­юношеских спортивных школах. Учреждения образования
    используют непосредственную близость досуговых центров, театров, концертных залов,
    музеев и других социально­культурных учреждений, что позволяет разнообразить формы
    воспитательной работы, расширить рамки досуга, познакомить детей с новыми видами
    деятельности. В целях достижения положительного оздоровительного эффекта они
    организуют работу оздоровительных лагерей дневного пребывания совместно с
    учреждением здравоохранения, когда отдыхающим предоставляется возможность пройти
    процедуры, способствующие укреплению здоровья.
    Детский оздоровительный лагерь и его функции.
    2

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки
    Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и
    юношества являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь ­ это с одной
    стороны, форма организации свободного времени детей, с другой ­ пространство для
    оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
    Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные
    преимущества перед другими формами и средствами работы. Прежде всего они
    заключаются в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки.
    Это выражается, во­первых, в совместном проживании детей. «Познание способа
    совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в
    коллективе, которое редко где можно найти» (А.Б. Болл). Во­вторых, именно здесь ребята
    более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее
    возникает «зона доверия». В­третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу
    жизни ­ в естественных условиях социальной и природной среды. В­четвертых, ребята
    активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению
    уровня экологической культуры. В­пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей
    дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться
    интересным делом. Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей
    личности.
    На сегодняшний день существует большое разнообразие лагерей как по
    имущественной принадлежности, юридическому статусу, организационной структуре, так и
    по содержанию деятельности, обеспечивающей каждому право выбора собственной
    стратегии дополнительного образования. Наличие достаточно большого числа видов
    деятельности, возможность их свободного выбора и составление индивидуальной
    программы в сочетании с четким определением количества обязательных занятий и
    распорядка их посещения создают удачную комбинацию индивидуального и коллективного
    подхода в организации образовательно­воспитательного процесса.
    Ориентация на интересы ребенка ­ это сегодня одна из важных черт детского
    оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для
    самосовершенствования и самореализации личности. Уважение к личности ребенка, к его
    внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития
    его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации ­
    все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической направленности.
    3

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки
    Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и
    путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.
    Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны
    следующие положения:



    детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в
    которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной,
    физической и социальной компетентности;
    в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы
    массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития
    творчества и самодеятельности, социально значимой деятельности; единства
    оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и
    социальной средой;
    детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно­практическую
    деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать
    ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.
    При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь
    располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что
    обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие
    виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная,
    эстетическая, художественно­творческая, образовательная и т.п.). Взаимодействие детей в
    лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или
    иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной
    активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и
    участия каждого ребенка в его жизни.
    Должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает
    сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Развитие самоуправления
    помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует
    формированию социальной активности, развитию лидерства.
    Создание условий для развития самоуправления предполагает включение ребят в
    сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении
    проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления
    4

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки
    сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности
    зависит их позиция в решении управленческих проблем.


    Таким образом, детский оздоровительный лагерь на сегодняшний день является
    учреждением, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и
    выполняет образовательную и воспитательную функцию.
    Реализация воспитательной функции актуализации осуществляется в основном за
    счет автономности временного коллектива. Ограничен контакт с окружающим миром, в
    результате чего создается своеобразная педагогически управляемая микросреда,
    позволяющая актуализировать положительный жизненный опыт и закреплять его в течение
    определенного времени. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность
    социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию
    лидерства.
    Характер развития и степень оздоровления детей в значительной мере зависят от
    уровня профессионализма и специальной компетентности взрослых, которые организуют
    жизнедеятельность ребенка в лагере в течение всей смены и каждого дня.
    Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом
    лагеря на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно­
    исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей. В
    лагере должны быть созданы благоприятные возможности для привлечения всех
    школьников к занятиям физической культурой и спортом, туризмом, природоохранной
    работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих
    способностей детей, организации общественно полезного труда. С учетом пожеланий детей
    и родителей могут быть организованы профильные отряды, смены, лагеря, а также
    разновозрастные отряды, группы, объединения.
    Анализируя противоречивый опыт работы лагерей в последние годы, мы можем
    сказать, что активно идет поиск новых форм отдыха, но потеряна основа всей
    воспитательной деятельности в связи с отказом от приоритета пионерской организации,
    которая несла организирующее начало воспитательной работы. В качестве такой основы
    Шмаков С.А. предлагал сохранение структурных традиций пионерства (построение и
    5

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки
    самоуправление коллективов), коллективную творческую и организаторскую деятельность,
    вместе с тем наполнение новым содержанием жизнедеятельности детских коллективов.
    Причем содержание процесса воспитания в период летнего отдыха должно носить,
    по мнению Шереш Г.Л., веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер,
    свободное общение должно становиться основным каналом трансляции духовной культуры
    и ценностных отношений.
    Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха
    детей и подростков является его цикличность и периодизация. Исходя из этого и из работ
    Шереш Г.Л., Рожкова М.И., Катовича Н.К., смену в лагере подразделяют на три периода:
    1) организационно­диагностический период, в ходе которого происходит адаптация
    к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных
    условий детей, а также включение их в жизнедеятельность первичного детского
    коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период
    оправдывает себя в течение смены и служит основанием для демонстрации
    гуманистической позиции педагогов. Цель деятельности может быть сформулирована
    педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что
    удовлетворение их потребностей напрямую зависит от достижения этой цели. На этом
    этапе в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной
    организационной структуры коллектива;
    2) основной период, который является наиболее продолжительным и сложным.
    Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности,
    определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На
    первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей,
    стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству;
    3) заключительный период ­ период продуктивной рефлексии, т. е. период
    размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, что происходило с каждым
    ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе
    проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий
    определить степень достижения ими личных целей.
    Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки
    одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы
    на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной,
    6

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки
    творческой или трудовой направленности. Юзефавичус Т.А. писал: «Приоритетными
    должны быть оздоровительная и образовательная деятельность, направленные на развитие
    ребенка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание на свежем воздухе,
    проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организация
    экскурсий, походов, игр, занятий в объединениях по интересам: временных кружках,
    секциях, клубах, творческих мастерских)».
    Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по
    направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным;
    он выполняет одни и те же задачи:
    ­ оздоровление детей,
    ­ формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему
    здоровью и окружающей среде;
    ­ формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе;
    ­ развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и
    интересов детей,
    ­ активное приобщение к различным видам деятельности.
    Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса психолого­
    педагогических, методических и управленческих задач:

    создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды,
    благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры ребенка,
    духовной основы его развития;

    использование природных условий для восстановления, сохранения,
    компенсации здоровья детей и подростков, привлечение максимального количества
    школьников к осознанному выбору здорового образа жизни;

    создание условий для формирования и развития социально­адаптированной
    личности, для развития навыков эффективного взаимодействия детей и подростков с
    окружающим миром, для удовлетворения базовых потребностей личности в защищенности,
    в признании и уважении, в самоутверждении;

    предоставление широкого спектра дополнительных образовательных услуг,
    способствующих творческой самореализации, самовыражению и самосовершенствованию
    каждого участника смены, личностному и профессиональному самоопределению
    подростков;
    7

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки

    разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного
    лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех служб лагеря в
    решении задач конкретной программы, с методическим описанием управленческой
    структуры, механизмов и форм сотрудничества, педагогических технологий, системы
    оценки эффективности и результативности.
    Участники лагеря должны иметь возможность наиболее полно удовлетворить
    интерес к определенной области знаний, творчества или искусства в сочетании с
    оздоровительным отдыхом в кругу сверстников, продемонстрировать свои способности и
    талант, приобрести новых друзей, новый социальный опыт.
    Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие ребенка.
    Реализация этой идеи возможна при осуществлении принципа свободы выбора, когда
    разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему
    осознать себя личностью.
    Другая идея заложена в системном оздоровлении детей и подростков в условиях
    лагеря, направленных на решение проблемы воспитания здорового человека.
    Третья идея базируется на придании смене определенного культурологического
    колорита.
    Четвертая идея – идея самоорганизации, способности проектировать и
    организовывать молодым человеком самовоспитание, самообразование, самоопределение.
    Детский лагерь имеет достаточно возможностей для организации эффективного
    оздоровления детей, организации воспитательного процесса.
    Оздоровление включает в себя восстановление, сохранение, компенсацию здоровья,
    расширение адаптационных возможностей организма, повышение устойчивости к
    воздействию многообразных факторов. Наиболее эффективное оздоровление возможно
    благодаря осуществлению комплекса мероприятий, составляющих единую систему,
    которая включает в себя объединение усилий различных служб: медицинской,
    образовательной, социальной, психологической и др.
    Основная цель воспитания ­ это формирование у каждого ребенка мировоззрения,
    целостного комплекса социально значимых качеств. Исходя из этого, обозначены
    следующие задачи воспитательной работы:

    формирование современного мировоззрения ­ гуманного, нравственного,
    духовного отношения к окружающему миру;
    8

    Новиков Алексей Васильевич, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №20
    г. Химки

    развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности,
    добросовестности и активности в решении практических задач;


    гармоничное, целостно­ориентированное развитие личности ребенка;
    укрепление нравственно­психологического потенциала, высокой культуры
    общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно­значимой
    деятельности.
    Таким образом, на первый план выходит развитие основных базовых свойств
    личности, способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным
    условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на формирование
    мировоззрения личности. К таким свойствам относятся: инициативность, ответственность,
    любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность.
    В условиях лагеря решаются задачи занятости детей, т.е. организация их
    деятельности, связанная с удовлетворением индивидуальных интересов и потребностей в
    личностно значимых сферах деятельности, направленная на развитие творческого
    потенциала. Основными задачами занятости являются: включение детей и подростков в
    различные виды деятельности; развитие личности и возможность непосредственного
    приобретения дополнительных практических знаний в различных отраслях науки,
    экономики, техники, искусства, спорта; проявление и реализация коллективного и
    индивидуального творчества.
    При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо
    выдерживать следующие принципы организации и содержания деятельности.
    1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на
    доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально­познавательные,
    художественно­творческие, организаторско­лидерские). Выступления на концертных
    площадках, разработка социально­значимых проектов – все это является одновременно и
    привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект
    новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует
    самоутверждению личности.
    2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:

    познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа
    продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;
    9

    Организация летнего отдыха детей. Из опыта работы.

    Лето – любимая пора в жизни каждого человека. Он чувствует себя отлично целый год, если хорошо отдохнул летом. У него сохраняется хорошее настроение, повышается иммунитет. Для детей раннего и дошкольного возраста летний отдых имеет огромное значение. Замечательно, если есть возможность провести лето на даче, на море вдали от города. К сожалению, не все родители могут обеспечить своему малышу такой отдых. Но это не значит, что ребенок должен лишиться такого важного периода в своей жизни.

    Педагогический коллектив нашего учреждения проводит летнюю оздоровительную кампанию таким образом, чтобы дети провели время весело и с пользой. Мы стараемся максимально использовать благоприятные для оздоровления и укрепления здоровья детей условия летнего времени. Во время длительного нахождения детей на природе способствуем их приобщению к удивительному миру природы, чтобы они научились понимать, любить, заботиться о его сохранении и преумножении.

    Поэтому детский сад «Гнездышко» ставит перед собой следующие задачи летней работы с детьми:

    Оздоровление детского организма путем проведения общих и специальных закаливающих мероприятий, максимально используя летние условия;

    Укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры;

    Развитие психоэмоциональной сферы ребенка за счет обеспечения
    эмоционально-положительного состояния ребенка и создания комфортных условий;

    Обеспечение всестороннего развития ребенка в формах свободной совместной деятельности воспитателя и детей и создании условий для разнообразной самостоятельной деятельности ребенка.

    Осуществление взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения мотивации и компетентности родителей в вопросах использования летних природных условий для закаливания детского организма и организации игр ребенка на летней прогулке.

    Правильно организованный летний отдых – это залог не только интеллектуального развития дошкольников, но и оздоровления и укрепления физического и психического здоровья.

    Поэтому физкультурно-оздоровительная работа занимает одно из самых основных направлений в деятельности педагогов с детьми. Главная цель отдыха – в полной мере приобщиться к тем, безусловно, полезным для здоровья факторам, которых ребенок был лишен в течение года. Детский организм в отличие от взрослого способен за 2-3 месяца летнего отдыха практически полностью восстановить нормальную физическую форму за счет естественных и обязательных для здоровья факторов: солнце, воздух, вода, физические нагрузки.

    В успехе оздоровительной работы важную роль играет режим дня. Поэтому нами разработаны вариативные режимы пребывания детей в детском саду, в основу которых заложено максимальное пребывание детей всех возрастных групп на воздухе, а также увеличение продолжительности дневного сна, закаливание.

    Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. К общим относятся: правильный распорядок дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, одежда детей в соответствии с гигиеническими требованиями, воздушный и температурный режим в помещении. К специальным закаливающим мероприятиям относятся световоздушные и солнечные ванны, хождение босиком, оздоровительный бег, дыхательная и звуковая зарядка, обширное умывание, полоскание рта и горла, водно-массажные процедуры «Ручеек» и др.

    Особое внимание мы уделяем обеспечению рациональной ежедневной двигательной активности. Каждое утро проводится утренняя гимнастика под музыку, а после сна – бодрящая. Совместная деятельность с инструктором по физической культуре является для детей одним из самых любимых занятий. Дети превращаются то в цирковых артистов, то попадают в сказку, в джунгли, в страну Спортляндию и так далее. Ежедневно проводятся подвижные игры, для детей старшего дошкольного возраста спортивные игры, соревнования, полоса препятствий.

    Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. В нашем учреждении установлено четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак (йогурт, кефир, ряженка, сок), обед, горячий полдник в соответствии с СанПиНом. В рацион включены продукты, содержащие все необходимые компоненты для детского организма. Ежедневно дети получают фрукты, осуществляется витаминизация третьего блюда.

    Желание сделать жизнь детей в детском саду летом яркой и насыщенной привело педагогический коллектив к организации разнообразных видов детской самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности по четырем основным направлениям развития личности ребенка: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому в игровых формах.

    Педагоги стараются жизнь детей в нашем «Гнездышке» организовать так, чтобы каждый день приносил ребятам что-то новое, был наполнен интересным содержанием, и воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах им надолго запомнились.Соблюдается принцип комплексно-тематического планирования. Каждый день недели имеет свое название, но является частью темы, выбранной на неделю или две. Например, «Неделя здоровья» в старшем дошкольном возрасте состоит из: « Дня воды и чистоты», «Дня лекарственных растений», «Дня здоровья и красоты», «Дня доктора Айболита», «Дня здоровья».

    Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом удачного дня является утро, которое дает положительный эмоциональный настрой на целый день. Воспитатели принимают воспитанников на улице, сразу вовлекая их в различные игры. Ежедневно проводятся хороводные игры, особенно в период адаптации, так как дети приходят из разных дошкольных учреждений. Данный вид игры способствует воспитанию дружеских чувств, сплочению детей, осознанию себя членом коллектива. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нравятся игры: «Колобок», «Колпачок», Мишка косолапый», «Пузырь». Ребята постарше предпочитают «Магазин», «Дударь», «Плетень». Хороводная игра «Пузырь» является самой любимой у всех воспитанников.

    Летняя природа – это источник для развития детского творчества. Одним из интересных и познавательных занятий с детьми являются экскурсии и образовательные путешествия по экологической тропинке, проложенной по территории детского сада.

    Экологическая тропинка включает в себя разнообразные, наиболее привлекательные и доступные для осмысления детьми объекты. В зависимости от задачи, поставленной педагогом, экскурсии бывают ознакомительными, когда обследуются все или частично точки по порядку, или целевыми, когда обследуется один объект, например, «Кто живет на этом пне?». Каждый объект природы является неиссякаемым источником познания. Поэтому воспитанники вместе с педагогами многократно посещают одни и те же точки.

    Все экскурсии проводятся в увлекательной форме вместе с «хозяином» тропинки – Лесовичком. Для создания мотивации на предстоящую деятельность он предлагает детям выполнить интересные задания или отгадать загадки.

    Лесовичок помогает детям выделить характерные особенности объекта, используя разные приемы: задает вопросы-задания, загадки, учит находить признаки сходства и различия, устанавливать связи между различными явлениями природы; используются стихотворения, песни, малые формы фольклора для усиления впечатлений детей, что способствует воспитанию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы детей, сопереживания всему живому; решаются вопросы формирования нравственных качеств личности: воспитание доброго, заботливого отношения к природе, желания защищать, охранять и преумножать природное богатство родного края.

    Для поддержания интереса детей меняется тематика, ход проведения экскурсий, обязательно используются игры (подвижные, театрализованные, дидактические), сюрпризные моменты и др.

    Путешествие по экологической тр опинке дает большие возможности для организации поисковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Например, перед детьми ставится проблема: Почему муравьи коричневого цвета? Дети высказывают свои предположения, которые обсуждаются всеми участниками. Затем определяются способы проверки (опыты, наблюдения) и делается вывод.

    Кроме совместной деятельности, создаются условия для удовлетворения любознательности детей в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и опытно-экспериментальной деятельности.

    Экскурсии по экологической тропинке способствуют не только развитию познавательного интереса, но и сенсорного восприятия, так как при обследовании объекта дети используют различные органы чувств – рассматривают его, учатся замечать мелкие особенности; слушают; трогают руками (соблюдая правила безопасности); нюхают.

    После нескольких путешествий по экологической тропинке проводятся викторины, вечера досугов, развлечения. Полученные детские впечатления находят отражение в художественно-продуктивной деятельности. Дети рисуют, лепят, создают коллажи, аппликации и др. Очень часто листья, семена растений, собранные на «тропинке» превращаются в детских работах в забавных зверюшек, волшебные цветы, или создают затейливые узоры.

    Экскурсии в природу способствуют развитию речевого творчества. После наблюдений, например, за насекомыми возле пня, на своем игровом участке дети вместе с воспитателем располагаются на травке, и педагог задает детям вопрос: «А как вы думаете, куда спешил муравей?», «А если бы муравей умел разговаривать, чтобы он нам сказал?», «Давайте представим: поднялся сильный ветер, подхватил муравьишку и…. Что же могло с ним приключиться?»

    Работе с родителями воспитанников также уделяется большое внимание, так как обеспечить полноценный отдых ребенку можно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. Педагоги и медицинские работники проводят консультации по вопросам оздоровления детей в летних условиях, безопасного поведения на природе, на улице, дома, организации игровой деятельности; подготовили эстетично оформленные, иллюстрированные памятки с правилами поведения в различных ситуациях. Вовлекают родителей в организацию и проведение праздников, развлечений, досугов для детей.

    Педагогический коллектив детского сада №60 уверен в том, что лето, проведенное детьми в нашем «Гнездышке» будет для них незабываемым. Нам удастся наполнить ребят яркими впечатлениями, открытиями, удовольствием, красотой и обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей за счет разработанной системы мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

    Список литературы:

    1. 1. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009. – 86 с.

    2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.

    3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001 – 107 с.

    4. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по Земле. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Линка-Пресс, 2006 – 278 с.

    5. Рыжова Н. А. Дорога, длиною в ДОУ // Обруч. – 2006 - № 3 с. 28-30

    6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 – 79 с.

    7. Публикации в интернете: http: // www . ecosystema . ru /; http //detsadd . narod . ru /.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «perstil.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»