Что делать если у ребенка 3 лет. Причин такого поведения две. Вопрос, над решением которого работают десятки специалистов

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.

Кривляние в 3 года - один из способов выражения протеста

Малыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.

Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.

Маленький упрямец

Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.


Кризис 3-х лет - симптомы

Воспитание малыша в в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.


Истерика в 3 года - способ заявить о своем мнении

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:

  • Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
  • Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
  • На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
  • Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
  • Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.

Проявления протеста в 3 года

Настоящее «мужское» воспитание

Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.


Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

Маленькие принцессы

Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.


Упрямство - как проявляется

Обиженная красавица

Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.


Негативизм - основное проявление кризиса 3-х лет

Воспитание детей после трехлетнего рубежа

После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.

Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.


Ролевые игры в 3 года - любимое занятие

Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».

Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?


Совет родителям - не надо наказывать малыша
  1. Ребенок в этом возрасте стремится все делать самостоятельно, хотя умений у него для этого практически нет. Родителям важно в этом случае позволять малышу делать все самому, даже если четко понимают, что сделать это ему будет тяжело. Личный опыт – самый лучший учитель. Необходимо запастись терпением, наблюдая за его действиями, на выполнение этого задания нужно выделить ему больше времени, чем на это тратит взрослый. Не забудьте похвалить малыша, когда у него это получится, какой он все-таки молодец, что вы гордитесь, что он уже вырос.
  2. Бывают моменты, когда ребенок начинает упрямиться, настаивая на своей просьбе. Делает это он не потому, что ему так сильно этого захотелось, а потому, что он принял такое решение. Лучшее решение в этом случае – предложить альтернативу взамен, не настаивая, выждать несколько минут, пусть маленький упрямец сам примет решение.
  3. Порой малыш поступает наперекор не только родительскому желанию, но и собственному стремлению, потому что это не его личное решение, а его об этом просят родители. Поэтому лучше вместо приказа: «Пошли гулять!», можно просто спросить малыша о его личном желании: «Маленький, мы сегодня идем гулять?». Тут можно применить маленькую хитрость, задав малышу вопрос, любой ответ на который будет вас полностью устраивать. Например: «Мы пойдем гулять сегодня на аллею или в парк?»
  4. Бунт на корабле – это своего рода протестная реакция на родительское давление, бурная детская энергия все равно выходит наружу в виде сильных истерик и вспышек гнева. Конечно же, это своего рода разрядка, но вместе с ней малыш получает сильный стресс, понижающий иммунные свойства детского организма. Поэтому, когда малыш зашелся в истерике, лучше ее спокойно переждать, а потом объяснить, как нужно вести себя правильно в этой ситуации, не старайтесь сделать это, когда малыш бьется в истерике, это бесполезно, таковы особенности хрупкой психики человека.

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

Продуктивное и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и . Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Обед
  • п ервое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

Уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

Самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

Пинать попеременно ножками вперед мяч;

Бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

Бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

Ловить мяч из рук другого человека;

Двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

Выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

Управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

Чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

Отвечать на простые вопросы;

Говорить фразами из 5-6 слов;

Говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

Рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

Зачем папа уходит на работу?

Почему кошка мяукает?

Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

Безошибочно называть знакомые цвета;

Правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

Уметь притворяться и фантазировать;

Помнить часть прочитанного рассказа;

Понимать счет на пальцах;

Быстро сортировать объекты по форме и цвету;

Складывать несложные карточные головоломки;

Узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

Быстро обрабатывать мелкие предметы;

Легко переворачивать страницы книжек и журналов;

Строить башни из 6 и более предметов;

Резать детскими ножницами бумагу и картон;

Рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

Уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

Завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

Поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

Подражать родителям, родственникам и друзьям;

Показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

Понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

Уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

Организовывать встречи с ровесниками;

Посещать общественные игровые детские площадки;

Определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

Мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

Ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

Укладывать кукол на полочки;

Складывать грязное белье в бельевую корзину;

Собирать мелкие предметы с ковра;

Протирать пыль с доступных предметов;

Поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

Подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

Невозможность поймать и бросить мяч;

Неспособность подпрыгивать на месте;

Неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

Частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

Неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

В разговоре ребенок не использует более трёх слов;

Не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

Испытывает частую тревогу, раздражительность;

Игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

Не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.


Ребенку три года и маме впору только следить за сорванцом, иначе быть хаосу. Дома уже все места изучены, в садике имеются новые друзья и даже симпатии. А главное достижение это рассказы малыша о том, как проводит время, кого любит и что же ему не нравится.

Чему научился малыш в три годика

  1. Умеет хорошо разговаривать. Немного невнятно и заплетая речь, но вполне понятно для окружающих.
  2. Хорошо ходит, бегает и ему это очень нравится, на месте не сидится.
  3. При правильном воспитании хорошо соблюдает режим - ночью спит, днем также спокойно ложиться на пару часов вздремнуть.
  4. Различает предметы, называет их своими именами.
  5. Хорошо знает родных людей, радуется им и проявляет эмоции.
  6. Любит вкусности, разделяет продукты на "нравится" и "не нравится". "Кашу не буду, конфету хочу или киндер-сюрприз". Следует брать себя в руки и быть построже в этом плане.
  7. Проявляет характер. Может психануть и бросить игрушкой или едой, начать кричать и капризничать просто так (у них своя картина). Вам необходимо научиться не идти на поводу, если нет причины.
  8. Умеет кушать ложкой и чистить зубки. Мама должна уже научить малыша этим элементарным навыкам.
  9. Хорошо ходит в туалет. Иногда на горшок, но пора приучать к унитазу. В продаже есть детские сиденья, которые помогут ему приловчиться.


Питание и вес

Возраст от трех до четырех лет, тот рубеж, когда малыш осознал все прелести беганья и прыгания. Вес начинает немного снижаться и это нормально. Наоборот, если вы наблюдаете, набор веса и малую активность вам следует пересмотреть режим питания.

Что полезно кушать трехлетнему ребенку

Супы. Гречневые, рисовые, вермишелевые. На легком мясном бульоне или просто с вареной колбаской (колбаску вареную порезать на кубики, отварить тонкую вермишель, кинуть колбаску, морковку, можно зелени немного и вполне такой себе полдник).
Каши . Обязательно гречку, манку, рисовую, ячную и пшонку.
Мясо. Можно и паровые котлетки и жареные. Вареную курочку и любое другое мяско. Запекайте мясо с овощами, давайте фаршированый перчик или голубцы.
Рыбу. Можно запечь или отварить. Главное вытащите косточки. Также отлично кушать рыбные котлетки на пару или запеченые.
Овощи. Салаты из капусты, огурца/помидора с зеленью очень полезны. Но, уксуса и майонеза добавлять не надо. Сделайте со сметаной или с рафинированым маслом.
Фрукты и ягоды. Яблоки, цитрусы (при отсутствии аллергии), вишни/черешни и т.д.
Молочные продукты. Творог, молоко (кипятите свежее обязательно, сырым не давайте), кефир, запеканки, сметана.

Что нежелательно давать

  • Кетчуп
  • Майонез
  • Приправы
  • Фаст-фуд
  • Копчености
  • Жирные, наваристые бульоны
  • Много теста (пиццы, пироги, печенье) не пичкайте ребенка такой пищей
  • Сладкие газировки
  • Много шоколада
С этого времени начните заниматься воспитанием ребенка. Много читайте, включайте музыку, играйте в развивающие игры. Малышу пора ходить в детский сад, там для него идеальная атмосфера социального развития.
Как бы вы не злились на малыша за безобразие, не вздумайте кричать на него. Ребенок доверяет и любит вас больше совей маленькой жизни, и когда мама или папа в прямом смысле слова орут на него за разбитую чашку, ему невероятно обидно и ребенок будет делать все, чтобы оправдать этот крик или наоборот замкнется в себе. Чашка это пылинка и ее можно купить, а доверие малыша - нет.
Даже если вы безумно устали, день не задался, не забывайте, что у вас уже взрослый малыш и ему необходимо уделить внимание. Найдите полчаса и почитайте что-нибудь ребенку или посмотрите, как он танцует или поет. Это не только снимет напряжение, но и сблизит вас с чадом.

Развитие детей, которым исполнилось 3-4 года, должно проводится с учётом их возрастных и психологических особенностей. В этом возрасте малыши очень активны, любознательны и сами тянутся к получению новых знаний. При этом они ещё недостаточно хорошо умеют концентрироваться и поэтому важно, чтобы во время занятий происходила систематическая смена упражнений, физические нагрузки чередовались с умственными.

Развивающие занятия для детей 3-4 лет должны включать в себя упражнения на развитие:

  • мелкой моторики;
  • речевого аппарата;
  • словарного запаса;
  • математических знаний;
  • логики;
  • художественных навыков.

Всестороннее развитие дошкольника способствует формированию необходимых навыков, умений и умственных способностей.

Принцип построения занятий для дошкольников

Все занятия для детей дошкольного возраста строятся на принципе игрового обучения и развития. Малыши лучше усваивают информацию, которую им преподносят ненавязчиво, в форме игры.

Занятия следует проводить после ночного или дневного сна - это то самое время, когда дошкольник готов к усвоению нового материала. Длительность занятий не должна превышать 25 минут.

Для занятий необходимо подготовить реквизит, составить план и продумать сценарий. Лучше, если все упражнения одного занятия будет объединять общий сюжет. Это может быть определённый сказочный герой, пришедший в гости к малышу и нуждающийся в помощи. Последний помогает гостю решить проблемы и найти выход из ситуации, попутно усваивая материал и необходимые знания.

Знания и умения детей 3-4 лет

Дошкольник в возрасте 3 - 4 лет уже имеет определённый опыт и набор знаний. Обычно в этом возрасте дети умеют:

  • различать и называть цвета;
  • считать до 10;
  • собирать простые пазлы из 4 - 6 частей;
  • убирать лишний предмет по заданным характеристикам;
  • видеть и называть несоответствия;
  • запоминать лёгкие стишки.

Разрабатывая сценарий занятия с дошкольником следует учитывать данные нюансы. Слишком простые упражнения не вызовут интереса у малыша, а сложные - помимо непонимания могут спровоцировать протест.

Задания для развития детей 3-4 лет

Занимаясь разработкой сценария занятий можно проявить творчество и придумать упражнения самостоятельно. Другой вариант - использование уже готовых упражнений , применяемых педагогами в дошкольных учреждениях.

Развивать логику и внимание ребёнка помогут следующие упражнения:

Математика

В возрасте 3-4 лет дети уже знают счёт до 10 , отличают большее от меньшего, короткое от длинного, называют основные геометрические фигуры.

Развитие речи

Ребёнок в 3 года уже умеет поддерживать диалог, говорить простые предложения. Он понимает и использует местоимения "я" и "мы", может рассказать что нарисовано на картинке.

  1. Ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, разучивание и проговаривание чистоговорок и стихов помогут улучшить звуковую сторону речи.
  2. Покажите ребёнку картинку и предложите составить по ней короткий рассказ.
  3. "Как говорят животные". Это упражнение актуально как для игры с маленькими детьми, так и для занятий с дошкольниками. Особое внимание уделяйте чистоте проговариваемых звуков.
  4. Прочитайте малышу короткую сказку и попросите его пересказать сюжет.

Окружающий мир

Дети 3 лет уже умеют отличать домашних животных от диких, ягоды от фруктов, рыб от птиц и т. д. Они называют признаки времён года, различают время суток .

Музыкальные занятия

Развивать ребёнка 3-4 лет необходимо не только умственно, но и физически. Активная двигательная деятельность под музыкальное сопровождение положительно влияет на психоэмоциональный настрой дошкольника. Музыкальные занятия помогают привить эстетический вкус, учат чувствовать ритм и ориентироваться в пространстве.

  1. Предложите малышу потанцевать под разную музыку: ритмичную, мелодичную, озорную, грустную. Пусть в танце он не просто повторяет движения, но и учится слышать и передавать настроение музыкального произведения. Объясняйте, что под медленную музыку движения должны быть плавными и размеренными, а под ритмичную - быстрые.
  2. Разучите с малышом детскую песенку и вместе придумайте танец для неё.
  3. Хорошо знакомую песенку спойте на разный мотив: весело, грустно, вопросительно. Пусть малыш тоже попробует спеть эту песню, меняя интонацию голоса.

Творчество

В возрасте 3-4 лет у детей происходит активное развитие творческих способностей. Малыши с удовольствием вырезают, клеят, рисуют и мастерят несложные поделки под присмотром взрослых.

Мелкая моторика

Развитию мелкой моторики способствует работа руками. Это может быть лепка из пластилина, использование мозаики на занятиях, бусин и пуговиц. Во время занятия, предполагающего использование мелких предметов, необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не подносил их ко рту и не пробовал на вкус.

Занятия для детей 3-4 лет должны быть направлены на всестороннее развитие дошкольника. Любое, даже незначительное достижение ребёнка следует отмечать и поощрять. Если какие-то упражнения вызывают у него сложность - следует подсказать и помочь, не высказывая своего недовольства. Правильный подход к организации и проведению занятий поможет развить познавательную активность крохи и заложить основу будущего положительного отношения к получению новых знаний.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»