Как заставить учеников делать домашнее задание. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Ребенок не хочет делать уроки: четыре главные причины

Самая частая причина отсутствия желания делать домашнюю работу - ребёнок не понимает материал. Страх не справиться с заданием может начисто отбить стремление хотя бы попробовать.

Другой причиной может быть усталость. Не многих взрослых можно побудить заниматься умственной работой по 8 часов каждый день, а детям приходится делать это независимо от их способностей и желания. Усталость, накопившаяся в течение недели, оставляет только одно желание - отдохнуть.

Не редкость ситуация, когда ученик надеется, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы. И это не удивительно, учитывая, что в младших классах родители с готовностью активно участвуют в выполнении заданий. Им часто кажется, что задания для первого или второго класса очень просты, и если они сделают за малыша пару-тройку упражнений, ничего страшного не произойдёт. Однако потом ребёнок искренне не понимает, что случилось: раньше мама с готовностью выводила за него палочки и колечки, рисовала картинки, а уравнения он должен решать сам.

Человек устроен так, чтобы идти путём наименьшего сопротивления. Поэтому лень нельзя исключать из списка причин, по которым в ответ на призыв делать уроки можно услышать протяжные стоны.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки с настроением и без нервов со стороны его и родителей?

Прежде всего нужно выявить настоящую причину нежелания учиться дома. Многие родители склонны думать, что ребёнок исключительно ленится, и придумывает байки об усталости, головной боли и трудных заданиях, лишь бы ничего не делать. Большинство мам и пап категорично заявляют об этом фразой: «Не хочу слышать никаких жалоб! Тебе лишь бы в компьютере сидеть!»

Неудивительно, если это так: ребёнку действительно больше хочется играть, чем учиться - и это нельзя считать отклонением от нормы. Проявить понимание в этом вопросе - не значит пойти на уступки. Можно объяснить ребёнку: «Я понимаю, что не очень хочется. Мне тоже часто не хочется делать то, что нужно. Поэтому давай ты пойдёшь делать задания, я - чистить картошку, а вечер проведём в своё удовольствие?»

Делая что-то вместе, можно между прочим рассказать ребёнку, какую пользу приносит ему своевременное выполнение домашних заданий: он учится планировать свой день, становится более усидчивым и ответственным. Всё это будет нужно ему для достижения других жизненных целей.

Важно делать это не в форме нотаций, лучше если это прозвучит в виде шутки, например, сравнивая занятия ребёнка с тренировками ниндзя. Они тоже нудные и тяжёлые, но результат вызывает восхищение.

Если школьник отказывается от выполнения домашней работы, потому что не понимает предмет или задание - это не значит, что он лукавит. Некоторые современные учебники составлены так, что без дополнительной помощи просто не обойтись. Многие учителя отмечают, что сама формулировка текста учебника часто требует объяснения.

Поэтому стоит заверить ребёнка, что если он не сможет разобраться после честной самостоятельной попытки, кто-то из родителей постарается ему помочь. Часто для этого достаточно просто вместе прочитать задание, нарисовать схему или помочь ребёнку сформулировать мысль.

Как только становится заметно, что он понял суть задания, нужно предоставить ему возможность закончить его самостоятельно. Чувство удовлетворения от этой маленькой победы побудит ребёнка не бояться сложных вопросов.

Если один и тот же предмет изо дня в день даётся ребёнку с трудом, возможно, стоит пригласить репетитора. Во-первых, он поможет ребёнку лучше разбираться в вопросе. Например, изучение иностранного языка требует индивидуального подхода, что в школе невозможно. Поэтому если у ребёнка нет врождённой способности к языкам, ему может пригодиться дополнительная помощь. Во-вторых, занятие с репетитором поможет ученику быть более организованным.

Не стоит оставлять без внимания жалобы ребёнка на усталость или головную боль. Это может быть результатом стресса, с которым школьники сталкиваются каждый день. Возможно, стоит проконсультироваться с врачом, он может порекомендовать витамины и детские антистрессовые препараты.

Кроме того, стоит проконтролировать ребёнка, чтобы он вовремя ложился спать, правильно питался и не избегал умеренной физической нагрузки. Спорт - один из лучших способов бороться со стрессом и закалять организм.

Не менее важно, чтобы у учащегося было хорошее рабочее место и всё необходимое для выполнения работ. Есть маленькая хитрость: хорошо, если предметы, которыми ребёнок пользуется, ему нравятся. Удобные ручки и карандаши, красивые тетради. Иногда детей радует такой простой момент, как возможность писать цветными ручками в черновике. Не стоит лишать их таких маленьких радостей.

При этом возле рабочего места школьника не должно быть того, что могло бы его отвлечь: компьютера, телевизора или телефона. Важно, чтобы было тихо, ведь когда пытаешься сосредоточиться на том, что не очень нравится, любой шум отвлекает.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки - утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно дать понять ребенку, что выполнение домашних заданий - его прямая обязанность. Поэтому, начиная с первого класса, ребёнок должен пробовать выполнять их сам. Если будет создан грамотный , ребёнку проще будет его придерживаться.

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше - у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно - у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия - будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом - ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Когда лучше делать уроки?

Чтобы выполнять задания было проще, лучше делать их, пока в памяти свежи объяснения учителя. Однако здесь стоит учитывать возраст и способности учеников.

Так, недавно врачи опубликовали исследования, касающиеся учащихся младших классов. Младшим школьникам после того, как они вернулись со школы, нужно покушать и поспать хотя бы полчаса. Сон поможет справиться со стрессом, оставив его в первой части дня, и набраться сил для второй его половины. Кроме того, это является привычной частью дня для ребят, которые ходили в детский сад. Соблюдение режима хорошо повлияет на нервную систему и здоровье ребёнка в целом.

Ученики постарше не хотят спать после школы. Им хочется погулять, пока на улице светло и играют другие дети. Родители понимают, что если сын или дочь выйдет гулять, потом ему будет сложно организовать себя, будет довольно трудно заставить ребенка делать уроки. При этом все понимают, что детям нужно двигаться и играть, а они столько часов просидели за партой. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Если ребёнок очень ответственен и действительно вернётся через час и сядет за уроки, можно предоставить ему такую возможность;
  • Если нет, лучше посоветовать ему разделить работу: сначала он сделает письменные задания, потом погуляет час-полтора, а вечером сделает устные уроки;
  • Выполнять задания в школе. Во многих общеобразовательных учреждениях есть дополнительные занятия, на которых учителя помогают детям делать уроки прямо в классе. Если таких занятий нет, можно попробовать договориться с классным руководителем. Придя домой, ученику нужно лишь повторить устные задания.

Если делать домашнюю работу несколько часов подряд, переутомление обеспечено. Необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий, или на 10 минут, после того, как закончил уроки по одному предмету.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» - после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает - шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей - обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку - домой не приходи!» - родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа - лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Начало нового учебного года нередко становится началом бесконечных скандалов по поводу невыполненных уроков и нежелания ребенка делать домашние задания. Если на учеников младших классов еще действует авторитет родителей, то на старшеклассников ни просьбы, ни угрозы, ни разговоры по душам уже не действуют.

Как быть? Для начала родителям стоит запомнить, что лучший возраст для формирования навыков самостоятельности и чувства ответственности за свои поступки (в том числе и за учебу) — это возраст от 4 до 9 лет. Впрочем, нежелание делать уроки дома можно настигнуть вашего ребенка в любом возрасте, даже если до этого он прекрасно справлялся с домашними заданиями.

Важно выявить истинную причину нежелания делать уроки.

1. Избалованность . Возможно, у вашего чада просто не сформирован режим дня. Его трудно усадить за уроки, потому что он предпочитает игры, просмотр телевизора, компьютер и прочие "радости".

  • Терпеливо и настойчиво приучайте ребенка к определенному распорядку. Смотреть телевизор, делать уроки, спать, есть и гулять он должен всегда в одно и то же время.
  • Обязательно обустройте для ребенка отдельное рабочее место. Нежелательно, чтобы он выполнял задания то на кухонном столе, то на столике перед телевизором и т.д. Даже в самой маленькой квартире можно найти уголок, где поставить письменный стол, прибить несколько книжных полок. Еще лучше, если в обустройстве рабочего места примет участие и сам ребенок. Это поможет ему настроиться на рабочий лад.

2. Лень и безответственность . Если ваш маленький ученик без усилий усваивает школьную программу, но не желает выполнять домашние задания, причиной может быть банальная лень. У таких детей часто не хватает понимания важности домашних заданий, ответственности за свои поступки. Помочь могут беседы о том, что уроки — это труд, "работа", такая же, как работа у мамы или у папы.

Кстати, за невыполнение работы взрослые лишаются зарплаты. Обговорите с ребенком, чего может лишиться он, не выполняя свои обязанности: прогулок, доступа к компьютеру, т.е. каких-то жизненных благ. Ваш сын/дочь должны осознать, что безделье — это неэффективно.

3. Страх . Нередко отказ от выполнения уроков связан со страхом ребенка получить "новую порцию" критики. Если подросток слышит постоянные упреки в свой адрес со стороны учителей, к этим нотациям добавляются сентенции родителей на тему "Как это можно не понимать! Какой ты неаккуратный! Да я в твои годы…" — подобный коктейль может напрочь лишить уверенности в своих силах. Подсознательно такие дети всегда будут ждать упреков. Отсюда и отказ: "Если у меня ничего не получается, вообще не буду ничего делать!"

Помочь в таких случаях может только родительская любовь и внимание. Дайте понять вашему ребенку, что любовь родителей — это любовь без условий. Не важно, что красуется в его дневнике — "двойка" или "пятерка". В первом случае вы обязательно объясните и поможете исправить, во втором случае похвалите и искренне порадуетесь. Но никогда не ругайте ребенка за оценки!

4. Конфликт с преподавателем . Иногда отказ делать уроки связан со сложившейся ситуацией в школе. Возможно, у вашего ребенка возник конфликт с педагогом, отсюда — постоянные "двойки" и невыполненные задания.

Возможный выход: беседа с этим педагогом. Привлеките психолога, классного руководителя, администрацию (если понадобится) — важно устранить конфликт и наладить отношения ученика и педагога.

5. Скука . В это слово вмещается большая половина случаев нежелания делать уроки. Действительно, выполнение домашнего задания — это не поездка в Диснейленд.

Попробуйте отталкиваться от внешкольных увлечений ребенка. Здесь важно найти привязку к школьным предметам.

6. Трудно . Ребенок может отказываться от выполнения заданий, если раз за разом он сталкивается со сложностями. Выясните: возможно, упущен какой-то раздел, может быть, какая-то тема осталась непонятой, невыученной, а потому все последующие задания превратились в пытку.

Если сами не в состоянии объяснить и "пройти эту тему", имеет смысл нанять репетитора или записать ребенка на факультативные занятия.

Пять главных "нет", или Главные ошибки, которые допускают родители

  • Не вешайте ярлыки . Если вы будете постоянно твердить, что ваш ребенок — лентяй, разгильдяй, оболтус, глупец и т.п. — рано или поздно он с этим смириться. Здесь как никогда работает пословица: "Как корабль назовешь…".
  • Не перехваливайте . Фразы вроде: "Ты способный, просто ленивый" дают обратный эффект. Мы надеемся, что это побудит ребенка к "совершению подвигов" на школьном поприще. На самом деле, детское подсознание формирует установку: "Я и так способный, зачем трудиться и что-то доказывать?"
  • Не злоупотребляйте материальными стимулами . Нередко родители награждают детей за выполненные уроки подарками, деньгами на карманные расходы и прочими "радостями". Прием "заработал — получил" работает, если его применять в разумных мерах. Иначе рано или поздно ребенок начнет торговаться, требуя все большего вознаграждения.
  • Не зацикливайте мотивацию на своей персоне . Исключите из лексикона фразы: "Я буду счастлива, если ты сделаешь уроки!", "Я просто в отчаянии, что ты отказываешься выполнять домашние задания". Вместо ожидаемого рвения вы можете наделить ваше чадо чувством вины перед родителями. Лучше делать акцент на том, что выполненные уроки помогут лучше работать в школе, лучше понять новую тему и т.д.
  • Не переусердствуйте с опекой . Конечно, первокласснику, например, практически невозможно сделать уроки без помощи родителей. Но с самого начала стремитесь приучать к самостоятельности.

А самое главное правило — не отчаивайтесь. Учитесь внимательно слушать вашего ребенка, окружите его вниманием и заботой. Именно родительская любовь способна привить малышу интерес к познаванию — следовательно, и к выполнению домашних заданий.

Как научить ребёнка планировать время?

Разработаем алгоритм

Любые перемены в жизни заставляют ребенка приспосабливаться к новым условиям. Поступив в школу, за короткое время он должен адаптироваться в детском коллективе, привыкнуть к учителям, учебной дисциплине, распределению времени и многому другому. В результате ребенок испытывает большое психоэмоциональное напряжение. Снять «тревожность» поможет алгоритм действий: создание режима дня, где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ваш ребенок, надо учитывать его работоспособность, состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания. Старайтесь на первом этапе не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без потери сил и ущерба для здоровья. А когда его организм окрепнет (обычно это бывает к окончанию второго класса) можно расширить круг дополнительных увлечений.

Формируйте расписание занятий — школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утреннего просыпания. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения. Например: «Посмотри в расписание, что у тебя сегодня по плану? Сначала отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий». Лучше всего снимет усталость прогулка на свежем воздухе, примерно час-полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут и занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам.

Но переход этот очень сложен для ребенка на первом этапе школьного обучения. Самостоятельно справиться он не может. Поэтому взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время. Фраза «Садись делать уроки!» вызывает отторжение. Вероятно, вы помните это из своего детства. Поэтому включите фантазию и, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, найдите «нужный» сигнал. Это может быть, например, спокойная мелодия электронного будильника. Не забудьте, что время начала уроков должно быть внесено в расписание.

Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых — нагрузка» благотворно влияет на общую работоспособность ребенка и позволяет избежать переутомления. Надо учесть, что организм ребенка после восьми часов вечера должен готовиться к ночному отдыху. В этот период любая деятельность, тем более связанная с уроками, не может быть полезной и эффективной. Поэтому выполнять домашнее задание надо в так называемое результативное время, когда продуктивность мыслительной деятельности высока, активность мозга имеет достаточный потенциал для решения учебных задач.

Не выходите за временные рамки

Родители озадачены: «Готовим с ребенком домашнее задание, проверяем, а ребенок на следующий день ничего не помнит, рассказать ничего не может». Наблюдения показали, что все эти дети выполняли домашнее задание после девяти часов вечера. Возник вопрос: «Зависит ли успешность обучения, от временных рамок выполнения домашнего задания?» Ответ можно найти у ученых. В результате длительных исследований психофизиологи определили, что наивысшая активность головного мозга ребенка выпадает на утренние часы. Именно поэтому программа школьного обучения рассчитана на утренние часы. Согласно проверенной теории, продуктивность мозга ребенка сохраняется достаточно высокой и в дневное время, часть которого предполагается выделять на выполнение домашнего задания.

Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность. Рекомендуемое «результативное» время:

начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать. Происходит частичное запоминание и усвоение учебного материала. Все, что предполагает нормальный процесс восприятия и переработки информации, дает сбой. Результат таких домашних занятий можно наблюдать на следующий же день в школе, когда ребенок с трудом вспоминает обрывки задания, подготовленного накануне поздним вечером.

Полноценно и качественно запоминается материал только в периоды «активности» процессов головного мозга, и игнорировать их нежелательно. В противном случае даже выполненное домашнее задание не приносит желаемых результатов.

Важно помнить!

В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания осталась невыполненной, отодвигать время сна не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользы для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания

Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выбирайте мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе, поэтому лучше купить стул с регулятором по высоте. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же ваш ребенок левша, то свет должен падать справа. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких, отвлекающих его звуков — радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

Работать без перерывов нельзя.

Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок».

Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания.

Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую они способны ухудшить его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует качественному выполнению домашнего задания. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за 5 минут», «Я бы за это время!», необходимо исключить из лексикона.

Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Способ №5. Убеждение+доверие+самоконтроль

Убеждающее воздействие

Ни для кого не секрет, что способ «убеждающего воздействия» для некоторых родителей — это ремень. Но ни страх, ни подавление детских желаний, как показывает практика, не приводит к желаемым результатам. Домашнее задание остается головной болью для таких родителей. Попробуем рассмотреть «убеждение» как способ «мягкого» воздействия на ребенка, ставящее целью скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный способ является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание ребенка.

Прямой способ убеждения

Действовать этот способ будет, если не упустить время. Еще до школы ребенок интуитивно чувствует ценность знаний, свыкается с мыслью о необходимости учения, для того чтобы когда-нибудь по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (предпринимателем, летчиком, поваром, шофером). Убеждающее воздействие — это спокойный и аргументированный рассказ о «плюсах» школьной жизни, знакомство с новыми требованиями и обязанностями. В этот период требования, предъявляемые к школьному обучению, выполнение домашнего задания воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Родители в этот период обладают достаточным авторитетом для того, чтобы убедить ребенка в необходимости неукоснительного выполнения домашних заданий. Для получения положительного результата и у родителей, и у ребенка должен выработаться подход к урокам как к важному, серьезному делу и сопровождаться уважительным отношением друг к другу.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, в которых мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Вдруг надо срочно принести что-нибудь, сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, или пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору, сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что таким своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учебе как к маловажному, второстепенному делу. В таких случаях у ребенка создается представление, что выполнение домашнего задания стоит на одном из последних мест среди домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с первого дня учебы в школе дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Его в любой момент могли позвать с прогулки, отменить начатую игру. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое родители никогда не прерывают! У ребенка формируется стойкое убеждение: уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Если вы выбрали этот способ, то помните: требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к ребенку, а необходимое условие организации его жизни. При шаткости и неопределенности требований ребенок не сможет ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить его интерес к школе.

При разумном, правильном использовании этого способа быстрее проходит адаптация к школьному обучению, ребенок мотивирован к выполнению домашних заданий.

Косвенный способ убеждения

Косвенный способ убеждения заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющем убедить ребенка выполнять домашние задания; в обсуждении вместе с ребенком его школьных неудач; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Примером может быть обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» или мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Но у этого способа есть подводные камни: огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Помните, что внушается ребенку только то, что несет в себе сильный эмоциональный заряд, то, о чем родители говорят искренне.

Важно помнить!

Убеждение — это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первая — сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда достаточно просто покачать головой, чтобы продемонстрировать свое отношение, и это произведет большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки. Вторая — подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у младшего школьника постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. В таких ситуациях, родителям надо быть доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас рассказы ребенка, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на переживаниях ребенка, связанных со школой, показывать свою тревогу, чрезмерно его опекать, решая за него все проблемы и лишая самостоятельности.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашнего задания может приблизиться к золотой середине? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности у детей? Ответить на эти вопросы нам поможет правило: «Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Петя приступил к выполнению домашнего задания по математике. Решил сразу воспользоваться помощью мамы — это удобно, не требует собственных усилий. «Петя, наверное, ты не знаешь с чего начать, поэтому просишь меня помочь?» — спросила мама. Петя ответил: «Да». Мама помогла: четко определила, как ему действовать, но не стала решать за него. У Пети остался один вариант: думать и делать самому. Подобное повторилось еще несколько раз, и у Пети невольно стала вырабатываться привычка брать в руки учебник, разбираться в непонятном для него задании. Впоследствии мама отметила, что сын самостоятельно работает с учебником и прибегает к ее помощи только в самых необходимых случаях.

Важно помнить!

Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

Необходимо контролировать действия ребенка, которые он применяет для поиска решений. Если он прибегает к вашей помощи, то хорошо проанализируйте, действительно ли он сам сделал все и вы — его последняя инстанция. Только если вместо вредной опеки используется разумный, помогающий контроль, у ребенка выработается долгожданная для родителей самостоятельность.

Научите ребенка самоконтролю

Как научить ребёнка самоконтролю?

Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Важно помнить!

Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНЫХ УСПЕХОВ

Как показывает практика, в начале обучения ребенок хочет выполнять задания. Он очень старается, настроен на успех. На этом этапе можно использовать так называемый эффект первичных успехов. Действительно, дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения и быстрой утомляемости.

Порой родителям сложно понять, какой элемент или какую букву написал ребенок. Но, если попросить ребенка показать, какая буква получилась у него лучше всего, он укажет почти на все буквы. Для ребенка сам факт написания букв — уже успех, новая ступень в его развитии. В этот момент родителям нужно действовать под девизом «Не навреди!». Роль родителей — подбадривать ребенка, помогать, если ребенок что-то не понял или забыл, деликатно вносить изменения в работу ребенка. Если нужно внести коррективы, воспользуйтесь фразами: «Мне кажется, вот эта цифра у тебя получилась лучше...» или «Как здорово, что ты научился писать букву К! У тебя так красиво получилось! Молодец!» Такие фразы создадут внутреннее желание сделать еще лучше, стараться при написании букв. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Занятия же рывками не принесут положительного результата. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Постепенно ребенок научится сравнивать свою работу с образцом, а качество работы возрастет без нервного напряжения. В начале обучения у первоклассника плохо развиты пальчики. Бессмысленное переписывание можно заменить более интересным делом, например, лепкой, конструированием из «безопасных» спичек, вышивкой и т. п.

Слова поддержки желательно говорить по ситуации, не перехваливая ребенка, не приучая к легкой похвале.

. Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание по 10 раз. Но бывает и так: сегодня взрослый заставит переписать домашнее задание, а завтра даже не проверит, так как окажется занят или просто устанет. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а собственного чувства ответственности у него так и не сформируется.

Важно помнить!

Основная задача родителей — способствовать созданию у ребенка настроя на преодоление трудностей, на достижение результата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЙ

Ребенок часто задает вопрос: «Зачем учить математику?» или «Почему я должен делать русский язык?» Использование «повседневных ситуаций» поможет ответить на эти вопросы. Применение этого способа не отнимет много времени. Способ предполагает путем демонстрации неожиданных и интересных проекций математики, русского языка и других дисциплин на повседневную жизнь поддерживать и развивать познавательную активность, позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

В первое время ребенок еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов. Познавательный интерес формируется лишь по мере углубления в математику, русский язык и другие предметы. И все-таки, благодаря интересу, для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах как последовательность чисел, порядок букв и многое другое.

Применяя этот способ, можно подготовить ребенка к приготовлению домашнего задания. Вы встретили его после занятий. Идете домой. Он рассказывает о школьных приключениях, знаниях, которые получил, читает объявления, вывески. В это время вы можете повторить всю фонетику: выделить гласные и согласные звуки, например, в слове «почта», поговорить о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках. Или, к примеру, дома вы разрезали торт, пирог. Теперь, для ребенка одна вторая, две третьих — это не пустой звук, а вполне понятное дробное число. Весь геометрический материал можно продемонстрировать на архитектуре города. Подготовить к решению задач можно с помощью вопросов: «Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?» или «Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?». Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя. Первый опыт ребенок получает в школьном буфете. «Мама, смотри: я купил в буфете пирожок, ты мне дала одну денежку, а теперь у меня их вон как много!» — радостно рассказывает малыш. Ребенку нравится его новая роль. Постепенно можно задать вопросы: «Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны дать?» И не сомневайтесь, рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

Важно помнить!

Применяя этот способ, вы убиваете не двух, а трех зайцев: лучше узнаете своего ребенка, развиваете его речь, демонстрируете неожиданные и интересные проявления школьных знаний.

Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности. Например, как научить малыша делать уроки самостоятельно, чтобы не тратить на это много времени.

Когда приучать к самостоятельности?

Ребёнок должен чувствовать себя самостоятельным, а не брошенным

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания. Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер. Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей линией деятельности, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

С чего начать

Не стоит экономить на комфорте рабочего места малыша

Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника.

  • Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия.
  • Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.
  • Установленное время для выполнения домашнего задания. Врачи убеждены, что самое продуктивное время – с 15.00 до 18.00. Вот здесь и таится одна из главных трудностей: это часы занятий в разнообразных секциях и кружках. Получается, чтобы вовремя сделать уроки, нужно пожертвовать всесторонним развитием ребёнка. Но нет, конечно, делать этого ни в коем случае нельзя. Просто «утрясите» свой распорядок и определите, когда малышу удобнее делать уроки. До или после внешкольных занятий, а может, письменные задания – перед кружком, устные – после.

Как мотивировать ребёнка

Обязательно хвалите ребёнка - только так он вырастет уверенным в себе человеком

Существует три действенных способа мотивировать ребёнка на учебную деятельность:

  • словесное одобрение;
  • хорошие оценки;
  • материальная выгода.

Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребёнка делать домашнее задание самому, является похвала. Причём хвалить детей следует даже за самые маленькие победы и успехи. А находить их необходимо в том числе и в отрицательных моментах. Что касается уроков, то словесного поощрения заслуживает уже сам факт того, что малыш признал, что ему что-то непонятно или не нравится какой-то предмет. Сначала похвалите за смелость откровенно в этом признаться, а уж потом выясняйте причины негатива.

Что касается оценок, то они, безусловно, имеют существенное значение для школьников, но ни в коем случае нельзя ставить их во главу угла. Иначе любую плохую оценку (а за 11 лет школы они обязательно случатся) ребёнок будет воспринимать как трагедию, станет нервным и издёрганным.

Многие родители выбирают самый простой (но, надо признать, самый действенный) способ мотивировать ребёнка на выполнение уроков – материальное поощрение. Конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор – вещественных «наград» может быть много. Только вот они таят в себе опасность того, что ребёнок будет манипулировать вами, выполняя любую работу за определённую «плату».

Что учесть, чтобы учить продуктивно

Терпеливо объясняйте и направляйте ребёнка в нужное русло

Перед тем как выбрать подходящий способ или варианты приучения малыша к самостоятельной обработке заданного на дом материала, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребёнка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда это будет иметь смысл и результат.

  • Составьте алгоритм. «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу». Так выглядит общий план выполнения домашнего задания, но для каждого предмета он может дополняться или изменяться. Например, для урока чтения: читаю – определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.
  • Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так, через 5-6 лет вы сможете ограничиться вопросом: «Тебе нужна моя помощь с уроками?»
  • Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).
  • Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы и анализировать ошибки.
  • Делайте перерывы. По санитарным нормам, ребёнок должен выполнять домашнее задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы, 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно прийти к 30Х15. Так ребёнок не успеет устать, но и не слишком расслабится.
  • Умейте объяснить. Если ребёнок не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а малышу воспринимать.

Практические способы научить самостоятельной работе

Дайте возможность малышу самому найти ответ или вспомнить правило

Это интересно. Пару лет назад в нескольких городах Чехии проводился эксперимент: детям в школах не давали домашние задания, чтобы они могли больше времени проводить с родителями, не отвлекаясь на постижение научных премудростей. Однако через 3-4 месяца опыт пришлось прекратить из-за большого числа недовольных…учеников! Дети уверяли, что им стало сложнее учиться без традиционного закрепления полученной информации с помощью заданий на дом.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы. Только так ребёнок приучится к самому факту необходимости выполнять домашнее задание и ответственности за результаты этого процесса.

  • Расширение границ самостоятельности. Постепенно сводите к тому, что юный школьник делает задание на черновике или читает про себя, а вы проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.
  • Признание. Покажите ребёнку, что его работа так же важна, как ваша. Поэтому дайте ему возможность решить пример или написать упражнение самому в то время, пока вы занимаетесь своими делами. Малыш должен видеть рабочую обстановку вокруг.
  • Доверие. О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшешкольного периода позвольте ребёнку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

Маленькие хитрости

Ребёнок с удовольствием будет объяснять своё домашнее задание игрушкам

Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребёнка к тому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных методик можно выделить следующие:

  • «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта», на которой изображён алгоритм выполнения домашнего задания. Ребёнок должен пройти по тропам и, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые затем собрать в интересное высказывание или загадку.
  • «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Малышу нужно объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.
  • «Собираю звёзды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребёнка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать школьника стать ещё успешнее.

Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребёнка захватывающим и интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы любимого ученика.

Криком и негативными эмоциями вы не поможете ребёнку сать самостоятельным

Если же вы хотите заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов:

  • Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребёнок. Значит, материал не усвоится и его придётся повторять снова и снова. Пока не охрипнете.
  • Ругайте. Если у малыша не получается решить пример или написать предложения, обязательно укажите на то, что у него ничего в жизни не получается.
  • Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.
  • Делайте уроки за ребёнка сами. Ведь только так можно сэкономить время.
  • Будьте стихийными. Проверяйте или помогайте своему школьнику только тогда, когда у вас есть настроение. Ну и что, что ваше настроение совпало с любимыми мультфильмами? Заставьте ребёнка подчиняться вашей воле!

Видео: Обучаем малыша делать уроки самостоятельно

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»