Как воспитывать ребенка в православной семье. Мысли о православном воспитании детей. О воспитании в Катехизисе Католической Церкви

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Православное воспитание детей практикуется во многих семьях, где есть верующие родители. Определить нормы и правила такого воспитания, которые будут подходить исключительно всем, очень сложно. Определенных инструкций нет, но есть четкая и ясная концепция, заключающаяся в духовном развитии и направлении по пути веры. Более подробно мы поговорим об этой деликатной теме в данной статье. Уделите несколько минут прочтению, даже если вы не считаете себя глубоко верующим человеком . Наверняка из этого материала вы подчерпнете для себя что-то важное.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов. Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры. Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Православное воспитание детей - воспитание в строгости?

Православное воспитание детей многие из тех, кто не близок к вере, воспринимают как систему строгих запретов и вечных ограничений. Но настолько ли строгой является жизнь в вере? Долгие службы, постоянные молитвы, вечные запреты. Все это кажется сложным и несправедливым по отношению к детям, но настоящий христианин с вами поспорит. Никогда не нужно силой и угрозами заставлять ребенка молиться, пытаясь взрастить в нем смирение. Это чревато тем, что малыш подрастет и откажется от веры, а возможно и от связи с родителями. Истинному христианину важно создать такую обстановку, чтобы ребенок почувствовал безграничную любовь, присутствие Бога, ощутил его влияние, обрел бы истинную веру внутри себя. Если это произойдет, то и молитвы, и любые каждодневные обряды не будут в тягость. Чтобы это произошло, ребенок должен видеть пример в семье. То есть мама и папа должны правильно вычитывать молитвы, до конца выстаивать службы.
Конечно, и без строгости не обойтись. Многие знают знаменитую библейскую цитату, которая гласит о том, что родитель, жалеющий розги, сына ненавидит, а тот, кто любит, будет с детства наказывать. Неправильно воспринимать эту фразу в прямом смысле. Если ребенок не слушается и делает, что-то опасное для жизни, например, играет с розеткой, то здесь не всегда поможет спокойный тон, нужны меры посерьезнее. Помните, что родители всегда должны иметь определенный авторитет у детей, их слово должно быть «законным», на него ребенок должен опираться . Православное воспитание можно считать строгим, но не более строгим, чем любое другое «здоровое» воспитание.

Старшее поколение достаточно хорошо осознаёт, что в стране произошла смена культурной парадигмы, пошатнувшая устоявшиеся у советских людей понятия и о...

В чем заключается православное воспитание детей: факторы духовного возрастания

Православное воспитание детей в семье заключается в воспитании в постоянной ответственности, любви и самоотдаче. Православие нельзя считать системой или пытаться ее создать самому. А чтобы помочь ребенку «обрести Христа», родителям важно придерживаться следующих факторов духовного возрастания .

  1. Таинства. Первый раз ребенка стоит принести ко Христу на восьмые сутки после рождения. В этот день совершается Таинство крещения. Считается, что Господь омывает ребенка от первородного греха. Проклятие, которое тяготеет над человеческим родом, снимается в процессе крещения. Следующее Таинство - это миропомазание. Оно обозначает усыновление ребенка Господом. Господь дарует малышу благодать, ставит его в один ряд с избранным родом, святым народом. Согласно Ветхому Завету миропомазание ранее совершали только над пророками и царственными особами. Но по Новому Завету этот обряд даровали каждому христианину. Верующие люди считают, что процесс причащения «Крови и Тела Господа» исцеляет, укрепляет здоровье, помогает духовному очищению. Поэтому христиане-родители детям дают причащаться часто, никаких препятствий в этом нет. Совершая Таинства, дети по возможности и в зависимости от их возраста, должны понимать смысл происходящего. Именно таким образом происходит общение с Самым Господом.
  2. Молитва. Молитва считается дыханием духовной жизни. Христиане верят, что как жизнь физическая останавливается с прекращением дыхания, так и духовная прекращается, как останавливается молитва . Понятие о Боге ребенку прививается с самого раннего возраста. Считается, что сознание пробуждается в возрасте 2-х лет. С этого же времени и должны происходить обучения молитве. Христиане считают, что она существует в трех формах: выполнении домашних правил по молитве, в вознесении кратких молитв в течении дня, посещение Церкви. Первой молитвой для ребенка может быть «Отче наш», «Верую» и обращение к Богородице. Позже его учат молиться не только за себя, но и за близких. Добавлять новые молитвы стоит постепенно, так как ребенку может быть тяжело читать больше 20 минут подряд. Важно, чтобы он понимал сказанное, а не просто произносил текст с написанного листка. Вводя какую-то молитву ребенку, поговорите с ним о смысле этой молитвы. Спросите, как он ее понимает и расскажите, как понимаете ее вы. Если у вас с понимаем возникают трудности, не стесняйтесь спросить у батюшки в Церкви, не бойтесь показать свое «невежество». Родителем стоит рассказать детям, о чем можно молиться и о чем нельзя. Молитвы могут творить чудеса, например, помогая в учебе или в исцелении. После богослужения в Церкви дома можно спросить ребенка, что он понял из песнопений, а что для него осталось непонятным.
  3. Поклоны. С возраста 7 лет, то есть с отрочества, ребенка нужно научить поклонам. Это должны быть поклоны поясные и земные. Христиане считают, что поклоны восполняют рассеянность в процессе молитвы, дополняют слабость внимание и помогают молитве дойти до сердца. Этот обычай установлен Самим Господом. В Гефсиманском саду Он «пал на землю и молился».
  4. Пост. В православных семьях положено поститься не только в установленные Церковью посты, но также по средам и пятницам. Согласно христианским учениям, малышам можно не соблюдать пост лишь до тех пор, пока они кормятся молоком матери. Это относится к детям здоровым физически. Помимо этого, ребенка необходимо воспитывать так, чтобы он знал, что плотоугодие, перенасыщение, неумеренность не влияет на него благодатно. Ребенка нельзя кормить, «где попало», как только он заплачет и запросит этого. В христианской семье всегда должен быть установленный порядок принятия пищи.
  5. Духовное чтение. По словами Господа, человек будет жить не одним хлебом, но и словом, которое исходит из божьих уст. Считается, что Матерь Божия очень любила читать Священное писание. Христиане верят, что духовное питание формирует душу ребенка, поэтому оно важнее физической еды. Дети очень любят читать литературу на библейские темы, с удовольствием ее пересказывают, добавляют в рассказы что-то от себя. В Древней Руси, например, учились читать по Псалтирям. Помимо книг на библейские темы, дети должны изучать и юношескую литературу, из которой можно черпать примеры жизни в Боге. Объединяющей силой обладает совместное чтение, когда вся семья собирается в одной комнате, и кто-то один читает вслух. После все обсуждают прочитанное, делятся впечатлениями, взрослые объясняют смысл прочитанного малышам.
  6. Освящение обстановки. Окружающая обстановка влияет на людей. Христиане с трепетом относятся к организации пространства дома. Священные предметы, кресты, иконы, картины Священной Истории - все это благоприятно влияет на детей и отталкивает любую «порчу».

Воспитывая детей по Христе, верующие люди сами придерживаются вышеперечисленных факторов и с детства этому приучают своих детей.

При ближайшем рассмотрении любой представитель человеческой расы является биосоциальным существом, жизненный путь которого немыслим без социализации. ...

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

  • Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
  • Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.
  • С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
  • Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо. Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
  • Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено. Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
  • Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
  • С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

8 0

- Как можно сформулировать, что такое христианская семья?

– Семья была создана Богом в раю. Цель семьи – счастливая, вечная жизнь с Богом. Христианскую семью называют еще и малой церковью по образу Церкви Христовой, где муж является главой, жена – помощница, а дети находятся в послушании у родителей. Главной целью родителей является воспитание детей, подготовка их не только для земной, но, самое главное, для вечной жизни с Богом в Его Царстве.

Вообще, брак – это тяжелый крест, и от того, как супруги будут нести его, будет зависеть вечная участь самих супругов и их детей. Поэтому, я считаю, ребенку необходим каждодневный духовный и физический труд. Родители должны позаботиться, чтобы каждый день в семье возносились молитвы к Богу, читались Евангелие, жития святых и другая духовная литература, а также присутствовал физический труд, не было праздности. Это важнее, чем школа, кружки и другие дела.

Не нужно бояться воспитывать детей в строгости, нельзя давать им полной свободы, так как не все принятые ими решения могут быть верными. Необходимо интересоваться, чем они занимаются, с кем дружат и т.д. В Библии Бог говорит: «Есть у тебя сыновья? учи их, и с юности нагибай шею их» ( .

- Вы сказали, что нужно воспитывать детей в строгости. А нужно ли наказывать детей? Если да, то как это делать?

– В идеале дети должны беспрекословно слушаться родителей. Но в жизнь человечества вошел грех, и это стало не всегда возможным. Поэтому я считаю, что детям нужно по-взрослому объяснять, что такое добродетель и что такое грех. Надо обязательно добиваться того, чтобы ребенок слушался отца и мать.

Для себя я сделал вывод, что нужно сразу реагировать на непослушание и плохое поведение детей, нельзя ничего пускать на самотек. К примеру, если кто-то из детей неправ, нужно на время отложить свои дела и разобраться в ситуации, все объяснить и заставить виновного просить прощения, а также сделать один или три земных поклона перед тем, кого он обидел. Это очень смиряет. А потом обняться и примириться. Если вразумления не помогают, то можно поставить в угол или лишить чего-то. При этом нужно донести до ребенка, что родительское наказание – это помощь: «Мне очень не хочется этого делать, но я перед Богом за тебя отвечаю. Грех так оставлять нельзя». Впоследствии дети это поймут и будут благодарны своим родителям.

Некоторые люди говорят, что ни в коем случае нельзя наказывать детей, чтобы они не пугались. Я разделяю мнение святителя Иоанна Златоуста по этому поводу: «Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому, кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным... Если бы страх не был благом, Христос не изрек бы много и продолжительных наставлений о тамошнем наказании и мучении. Страх есть не иное что, как стена и ограда...».

- Как вас воспитывали ваши родители?

– Я до сих пор помню случай из детства, когда я бегал во дворе, отец меня позвал несколько раз, а я не отреагировал. Когда я пришел домой, отец объяснил мне, что непослушание – это грех, и наказал меня ремнем. После этого случая, если я гулял во дворе и слышал, что кого-то зовут, то сразу прибегал домой убедиться, не меня ли позвали. Я на всю жизнь запомнил отцовский урок. Мой отец читал Священное Писание и знал, что наказание спасительно для души: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (). Он всегда говорил мне: «Мелочей не бывает. Нельзя игнорировать ни одного греха. Вот смотри, люди сидят в тюрьмах, а ведь все начиналось с маленького греха…»

Родители, которые не наказывают своих детей, либо считают, что нет загробной жизни и вечных мук, либо убеждены, что уж их-то дети в ад точно не попадут, и тем самым подвергают детей большой опасности. Приведу пример: ваш ребенок бежит к пропасти. Что вы будете делать? Позволите ему упасть? Нет, вы подбежите и силой оттащите его оттуда, еще и серьезное внушение ему сделаете, чтобы впредь смотрел, куда бежит. А ведь гораздо страшнее духовная пропасть, в которую могут упасть дети по нерадению родителей.

Наказание должно быть правильным: оно должно совершаться без гнева и крика, строго, но с любовью. Иначе мы сами получим осуждение от Бога и навредим психике своего ребенка. В случае, если родители поздно спохватились и не воспитали ребенка до подросткового периода, излишняя строгость неприемлема, такому ребенку нужно все объяснять спокойно и с любовью.

- Как влияют отношения родителей на становление личности ребенка?

– Личность ребенка начинает формироваться с момента зачатия. Уже в этот период на него влияют отношения его родителей, любая ссора, любой конфликт ранят чуткую душу ребенка. Впоследствии внутриутробные переживания скажутся на его психике. Многим известно, что когда родители ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми, они начинают капризничать, плакать. Мы во всем являемся примером для своих детей, поэтому их воспитание должны начинать с воспитания самих себя. Отношения супругов должны быть наполнены любовью, уважением друг к другу и детям. Родители должны жить в кротости, смирении и терпении.

Коллектив светской школы далек от Церкви. Насколько плохо это влияет на ребенка? Что Вы можете посоветовать родителям и детям?

– Конечно, лучше выбирать православную школу или гимназию. Но даже если нет такой возможности, родителям нужно помнить, что в основном воспитание происходит в семье. Именно на родителях лежит задача воспитания ребенка настоящим христианином, который должен, прежде всего, заботиться об угождении Богу, а не людям. Скажу больше, семья должна воспитывать мужественных воинов Христовых. Мы должны объяснять детям, с какими трудностями они столкнутся в жизни, и что их будет немало. Надо внушать им, что следует не приспосабливаться к современному миру, а отвергать его порочную сторону. Если хотите, дети – это уже маленькие подвижники, которые тоже несут свой крест.

Конечно, в светской школе ребенок столкнется с определенными проблемами, и его нужно подготовить к ним, например, научить не зависеть от мнения окружающих и их образа жизни, твердо стоять на позиции добродетели, стараться не обращать внимания на насмешки одноклассников, угождая Богу, Который всегда все видит и наградит за мужество. Все нужно объяснять ласково, с любовью. Родители должны стать старшими друзьями для своих детей. Например, необходимо обсуждать всю новую информацию, которую ребята узнают в школе, или события, которые с ними происходят, и на семейном совете решать, что хорошо, а что греховно.

Отец Алексий, Вы являетесь духовником воскресной школы Софийского собора. Помогает ли она родителям в воспитании детей?

– Конечно, помогает, для этого и созданы такие школы. Очень важно, что детей там учат любить Бога, жить по заповедям, помогают воцерковлению. Родители зачастую не обладают достаточными знаниями, чтобы научить этому ребенка. Были случаи, когда дети благодаря воскресной школе приводили своих отца и мать в Церковь.

Получается, воскресная школа берет часть воспитания на себя, но не нужно забывать о том, что на ребенка сильно влияет атмосфера в семье. Родители тоже должны стремиться жить христианской жизнью. Иначе получится так, что дома дети видят одно, а в воскресной школе – другое, и вероятность того, что такой ребенок останется в Церкви, очень мала. Родители должны своим собственным примером вдохновлять ребенка.

- Как ребенку из христианской семьи устоять перед искушениями нашего времени?

– Прежде всего, ребенку нужно объяснить: карьера, слава, деньги, греховные удовольствия и прочее, что диавол предлагает в качестве мирского счастья, – это обман. Многие сейчас ставят это на первое место в жизни, но ребенок не должен подражать им. Надо постоянно напоминать детям, что земная жизнь временная, что наша родина – это Царствие Небесное, к которому мы и должны идти. Настоящее счастье – это жизнь по заповедям и верность Богу, именно такая жизнь рождает истинную радость в сердце человека.

Напомню обращение к родителям: «Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Мы отвечаем за их спасение» .

В основе материала –

публикация сайта Новгородской епархии

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В оспитать ребенка в современном светском мире в православии — очень сложное дело. И, все же, это наш долг, долг православных родителей.

Ниже мы привели беседу со священником Георгием Романенко, в прошлом детским врачом-психиатром, который отвечает на вопросы, касающиеся воспитания детей в православной вере.

– Насколько сейчас распространены детские психические болезни?

– Если включить и пограничные состояния, то болеют многие. Процент людей с серьёзными заболеваниями, например, шизофренией, не меняется, а количество неврозов с каждым годом растёт. К пубертатному, то есть подростковому, возрасту у 90% детей есть психические нарушения, в лёгкой форме или тяжёлой.

– А с чем это связано?

– Во-первых, с наследственностью, с состоянием здоровья родителей – а генофонд у нас испорченный. Во-вторых, с воспитанием детей. А в третьих – среда усугубляет нарушенное душевное состояние: непотребные фильмы, жуткие мультфильмы, телепузики, дискотеки…

– Какие болезни наиболее частые и сложные?

– Нельзя так говорить: все они сложные. У одного ребёнка страхи, у второго – тики, у третьего – нарушение поведения. Машина сломалась, а потому ли, что мотор не в порядке или шины лопнули – роли не играет – машина уже не едет, всё – болезнь. В пубертатном возрасте болезнь усугубляется, и человек уже созрел для того, чтобы плодить таких же, как он сам, больных, или даже хуже.

– Страшная картина. Значит, с каждым поколением положение усугубляется? У психически больных людей не могут родиться здоровые дети?

– Физически они могут родиться здоровыми, но порог их возбудимости уменьшается, им всё труднее сдерживать наплыв раздражающих факторов, и всё быстрее происходят срывы.

– По статистике получается, что болеют большинство детей, но родители чаще всего не подозревают об этом, потому что, по Вашим словам, болезни порой протекают в скрытой форме. Скажите, как всё-таки распознавать признаки болезни? На что обращать внимание?

– Страхи, гиперактивность, невнимательность, плаксивость, повышенная раздражительность, капризность, детский садизм, странное поведение (например, страстно любит только одну игрушку или всё время рисует только одну и ту же вещь) — всё это должно нас насторожить. Вот случай. Мальчик сначала собачку мучил, кошку, а потом решил отомстить своим друзьям, которые его обидели. Взял палку, вбил в неё гвозди и пытался выколоть им глаза. Как быть? Решить, что это детская шалость и забыть про это? Или всё-таки забеспокоиться и попытаться выяснить, как в дальнейшем избежать подобных инцидентов?

Даже на обычное стабильное непослушание нужно обратить внимание. Может быть, у вас неправильный контакт с ребёнком, или у него повышенное внутричерепное давление из-за, скажем, трудных родов. Если вам что-то мешает в его воспитании и общении с ним, вначале обратитесь к психологу, а затем, если тот порекомендует – к психиатру или детскому психоневрологу. Он пропишет вам лекарство, порекомендует наиболее благоприятный режим для ребёнка.

– Что нужно делать для того, чтобы предотвратить детские психические заболевания?

– Единственным способом – правильным воспитанием в семье.

– Вот ребёнок подросткового возраста стал капризен, агрессивен, не слушается, всё воспринимает в штыки – контакт с ним нарушен, а родителям все вокруг говорят, что это ничего, пройдёт, не надо обращать внимания, это подростковый возраст, и мы такими в своё время были… Можно ли доверять подобным советам?

– Нет, мы такими не были. С каждым поколением психическое состояние людей, и, конечно, подростков, ухудшается. Иоанн Златоуст говорил, что этот возраст самый сложный: никто не может сказать, каким выйдет ребёнок из подросткового возраста, каким человеком он станет – хорошим или плохим. Одному Богу известно. Нужно помнить, что в этом возрасте нельзя раздражать детей, но при этом и не идти у них на поводу.

– Чего нужно избегать в воспитании детей

– Крайностей. Случай как-то был. Я шёл по улице и слышу вой женщины. Я подумал, что убивают. Подбегаю, оказывается, нет, это просто молодая мама разговаривает со своим двухлетним сыном, который влез в лужу. Бедные дети, которым достаются мамаши, которые целыми днями только и кричат: нельзя, не трогай, не ходи, не лезь!..

Ребёнок не принадлежит родителям, он принадлежит Богу. Это отдельная, уникальная личность, неповторимая. И относиться к ребёнку, и воспитывать его нужно как уникальную личность, в духе свободы и любви. Дар свободы, по святым отцам, даже выше, чем дар любви. Воспитывая ребёнка, мы должны помнить в любой час, что перед нами – образ и подобие Божие. И наказывая, и поощряя, мы должны помнить это. Не унижая, не оскорбляя, не провоцируя, не издеваясь, а с любовью, терпением, кротостью, смирением, нежностью.

– Значит, чрезмерная опека вредна детям?

– Конечно, всё чрезмерное вредно. Грань должна быть. Важно ребёнка не забить, чтобы он наркоманом не стал, но и не давать ему сесть на шею. Как это разграничить? Где можно наказывать, а где лучше этого не делать? Дорогие братья и сестры! Единственная граница – это ваша любовь к вашему ребёнку. Насколько вы любите своё дитя, настолько вы его и воспитаете. Любящим сердцем вы почувствуете, когда его лучше наказать, а когда можно простить. Многие ссылаются на книги, публикации, один то сказал, другой – это. Так нельзя вырастить ребёнка. Ребёнок воспитывается сердцем, и если вы не любите его по-настоящему, сколько бы вы книг по воспитанию не прочли, сколько бы лекций на эту тему не прослушали, вы не сможете, как должно, это сделать.

Особенно много терпения родителям нужно, когда их дети в подростковом возрасте. Не раздражайте их напрасно. Если подростка подавлять всё время, то, дорогие братья и сестры, 90% ранних браков и уходов из дома, как правило, – результат подавления родителей, и, чаще всего – матери. Дети, которых подавляют в подростковом возрасте, вырастают убогими, они не чувствуют свободы, не чувствуют Бога, они вырастают, как забитые животные. Не кричите: «Я запрещаю тебе дружить с этой девочкой!», а мягко скажите: «Мне это не нравится, я не хочу, чтоб ты это делал, а если ты будешь встречаться тайно, что ж, встречайся, но мне это будет неприятно, мне будет больно, я буду молиться за тебя…» Молитесь Богу о ваших детях, заказывайте молебны, посещайте с ними святые места. Постарайтесь стать своему ребёнку другом.

Что хорошо у нас в Православии – нам спокойней и лучше воспитывать ребёнка, потому что у нас есть Бог, абсолют, истина. Воспитать нормально можно только в верующей семье, или хотя бы стремящейся к вере. Потому что ни психологи, ни врачи, ни педагоги, обвешанные наградами, дух доброты, любви, целомудрия, смирения, жалости не воспитают в ребёнке. Высшие, эмпирические качества воспитываются только Церковью.

– Батюшка, у меня есть пару примеров семей, где детям дана полная свобода. У них нет обязанностей по дому – их даже не приучают к домашней работе, они полностью предоставлены сами себе: девочкам школьного возраста позволено гулять допоздна, самим планировать своё время, делать себе покупки…

– Вы согласитесь, чтоб ваш сын на такой девушке женился? Я – нет. Кому нужны такие девицы, которые могут только кушать, пить, гулять? А обязанности?

– Ну, они ходят в школу, у них успехи в учёбе…

– Учёба – это ещё не всё. Вот пример из моей врачебной практики, когда я на «скорой помощи» работал. Приехали мы с бригадой в одну семью, где дедуля уже почил в Бозе. Рядом были сын и дочь его, с высшим образованием оба, да и по всему в доме видно было, что люди здесь живут ученые. Вот они нам говорят: «Забирайте этот труп отсюда и увозите». Мы отвечаем, что «скорая помощь» трупы не забирает: «Он же ваш отец. Вы обмойте его, да и похороните по-христиански». «Нам он не нужен здесь, – отвечают они, – нам с ним неприятно» – «Как же, ваш отец, вам неприятно?..» И тут они спрашивают: «А откуда вы трупы забираете?» Мы наивно отвечаем, что «скорая помощь» забирает трупы только с общественных мест, с заводов, фабрик… «А лестничная клетка – общественное место?» – спрашивают они. Общественное, отвечаем мы. Они и выволокли отца родного на лестничную площадку. «Теперь забирайте». Вот оно, голое образование… В воспитании всё позволять – грех, это ошибка, не знамо какая, потому что такие качества, как жалость, доброта, милосердие сами по себе не вызревают. Заметьте, какие обидные клички дают дети друг другу в школе, какие у них бывают жестокие драки, какие они бывают агрессивные… Ребёнок нуждается в том, чтобы ему привили высокие чувства и мысли. Что может вырасти из ребёнка, которому всё позволено? Он вырастет свободолюбивым, но без Бога в душе. Дурные склонности нужно пресекать в самом начале. Ребёнок должен знать, что такое запрет, что есть что-то, в чём ему могут отказать. Пусть он лучше лишний раз спросит: «Папа, мне можно?»

– Как верно воспитать чадо в неполной семье?

– В неполной семье ребёнок развивается неполно. Женщина одна не воспитает ребёнка правильно, особенно мальчика. Она не сможет вырастить мужчину, потому что сама женщина. Да и девочку без отца как вырастить? Как дать ей понятия о семье, о роли женщины, о верных взаимоотношениях в доме? Дорогие женщины, берегите семью, сохраните мужа – отца ваших детей. Чаще всего люди расходятся из-за мелкой ссоры, глупостей, мелочей, которые можно уладить. Идите на примирение ради ваших детей – и Бог наградит вас. Если же муж сам ушёл, завёл себе другую семью, а вас ни видеть, ни слышать не хочет, нужно найти себе мужа. Если же нет возможности найти мужа, нужно побольше общаться с дедушкой. Всё сделать так, чтобы было влияние мужчины в доме – это Господь так сказал, не мы придумали, психологи и психиатры.

– Как себя правильно вести, если дети здоровые, правильные, чтобы они дальше росли максимально здоровыми психически?

– Первое и главное – должен быть мир в семье. А мир в семье добывается только одним единственным способом – кто-то в семье должен быть смиренным. Второе – покажите ребёнку, как вы верите в Бога. Ходите с ним в храм Божий, читайте с ним добрые книги. Третье – родители и дети должны вести открытый образ жизни, чтобы дети не приучались обманывать, придумывать, льстить. Это достигается только личным примером. Не говорите, что не покупаете джинсы, потому что денег нет, а потом сами тратите их на что-то другое. Нужно честно сказать, что деньги есть, но вы не можете их ему дать, потому что они нужны на что-то другое, более необходимое. В семье очень важно не лукавить, не обманывать. В общем, как в «Домострое».

– Для психического состояния ребёнка важно, сколько детей в семье?

– Конечно, один– два ребёнка, как правило, растут потребителями. Трое детей – необходимый минимум. А если в семье много детей, они вырастают хорошими людьми. Всё общее, всё наше, мы родные. Все работают, приучаются заботиться, опекать других. Потом, чем больше детей, тем больше шансов у родителей, что их кто-то подберёт в старости и будет кормить. Если один ребёнок, шансов, что они проведут свою старость в неге, любви и заботе, немного. Да вообще, женщина спасается деторождением.

Православное воспитание детей в семье объединяет сколько духовно-нравственное родство. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой...

Обращение к корням, о котором все чаще задумываются современные педагоги, психологи и просто обеспокоенные «падением нравов» родители, невозможно без знания основных элементов православной культуры. Мы все чаще говорим о том, как важно воспитывать детей в традициях православия, надеясь уберечь наследников от цинизма, растления, эгоцентризма, непочтительности, хамства, инфантильности и безответственности.

Знать о традициях и следовать им – не одно и то же. Именно поэтому нужно понимать, что воспитание ребенка в православных традициях – это, прежде всего, следование нормам и канонам тысячелетней христианской веры.

Такое воспитание детей в семье базируются на трех основных положениях:

  • любовь во всеобъемлющем понимании этого слова;
  • ведущая роль отца как главы семейства не только в материальном, но и в духовном смысле;
  • почитание родителей и вообще старших.

Семью в православии объединяет не столько социальный и материальный уклад, сколько духовно-нравственное родство. Именно поэтому роль отца в ней необычайно велика. На плечах главы семейства лежит задача подготовить ребенка к жизненным испытаниям, закалить его характер и придать душе маленького человека нравственный вектор развития. Важно не столько творчество, сколько умение видеть границы дозволенного; не столько самостоятельность, сколько умение отвечать за свои поступки.

Строгость воспитания смягчается возвышенной любовью родителей к детям и детей к отцу и матери. Родители избегают гнева, сдерживают раздражение, и чадо видит в подчинении не наказание и унижение, а справедливость. Именно любовь смягчает запреты, не ломает личность ребенка, но позволяет малышу стать внутренне свободным, жить по тысячелетним нравственным законам добра и взаимоуважения.

Воспитание в православии

Дети в православной семье сызмальства приучаются помогать друг другу, причем основа их взаимодействия – доверие и любовь. Вера придает смысл каждому поступку. Особая роль отводится труду: для ребятишек естественно убирать за собой не только игрушки, но и участвовать в уборке дома, мытье посуды, помогать по хозяйству матери и отцу. Причем никакого особого значения, как это бывает при светском воспитании, такой труд не имеет – это естественный процесс.

Православие основано на нескольких моментах:

  • ежедневный труд на благо семьи;
  • совместная творческая и бытовая работа взрослых и детей;
  • семейные традиции, связанные с вопросами веры.

Молитва утренняя и вечерняя воспринимается не как формальность, а как разговор с Богом, в котором чадо испытывает потребность. Это очищает душу, заставляет со стороны, зачастую критически, ежедневно оценивать свои поступки. Очень важный момент, о котором говорят психологи при коррекции семейных проблем: дети должны научиться испытывать не вину, а чувство стыда за свои проступки. Православие дает возможность развивать именно это чувство, что благотворно сказывается на поведении детей и их взаимоотношениях с окружающими.

«А как же развитие личности в творческом плане?» – могут спросить современные родители. Творчеству по традиции отводится большая роль. Не нужно думать, что весь день малыш занят молитвой и работой. Отнюдь! С самого раннего возраста он находится в условиях, благоприятных именно творчества.

Так, православное воспитание ребёнка с самого рождения строится на развитии, прежде всего, творческого мышления.

Рукоделие, роспись, лепка, вышивание – такая же часть православной культуры, как посещение церкви и соблюдение праздников. Хотя и праздники дают простор для творчества: Рождество, Пасха,Троица и другие значимые даты обязательно сопровождаются поделками из природных материалов (например, изготовление рождественского вертепа, ангелочков, раскрашивание пасхальных яиц и пр.), то есть непосредственно развивают мелкую моторику и эстетический вкус.

Одновременно вырабатываются необходимые умения и навыки (усидчивость, целеустремленность). Дорогого стоит и особая атмосфера радости, праздника, единения со своей семьей – того, чего так остро не хватает современным семьям. Именно любовь – универсальный творческий двигатель, оказывающий огромное влияние на детскую душу.

Отдельного упоминания заслуживают такие традиции, как именины, крещение, отпевание усопшего родственника, поминовения. Все это обязательные элементы православной культуры, которые заставляют ребенка с самых первых дней жизни почувствовать себя в особой атмосфере духовного родства с окружающими, осознать себя частью великой культуры, истории, принять как данность определенный жизненный цикл.

Это важнейшие составляющие душевной экологии, основа нравственного здоровья, залог счастливой, гармоничной взрослой жизни.

Православие для малышей

Рождение ребёнка – истинное счастье для каждого родителя, но в православных семьях это событие воспринимается не так, как в светских. Для верующих людей появление на свет нового члена семьи непременно связано с такими церковными обрядами, как:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • причащение;
  • воцерквление.

Родившись, малыш сразу приобщается к религии и культуре, и это даёт ему возможность почувствовать себя не менее значимой частичкой общества, чем окружающие.

Прививать веру и любовь к Богу начинают с пелёнок, но не строгими приказами, а в форме игры и повествования. Детей до года не огораживают от семейных традиций вероисповедания: напротив, родители читают малышам молитвы вслух, рассказывают о церковных праздниках, показывают иконы.

От года до трёх

К первому дню рождения ребёнок уже обладает многими навыками и понимает речь. Меняется и его жизненный уклад: малыша чаще водят в храм, а дома вовлекают в хозяйство и творческую деятельность.

Участие детей в ежедневном труде – неотъемлемая часть православного воспитания. Каждый ребёнок в семье выполняет обязанности, посильные ему по возрасту: кто-то убирает игрушки, а кто-то моет посуду и участвует в приготовлении еды.

Немаловажную роль играет совместная творческая деятельность: малыши с раннего возраста лепят и рисуют со старшими ребятами. Рукоделие напрямую связано с православными традициями, ведь каждому церковному празднику соответствует своя поделка.

На этих принципах строится . Именно в этом возрасте закладываются самые важные черты характера, формируются привычки, развиваются мышление и эстетический вкус.

Православие и детский сад

Верующие родители сталкиваются с определенными сложностями, когда приходит время отдавать подросшего ребёнка в детский сад. Ведь садик – это не только возможность общаться со сверстниками, но и строгая дисциплина. Правила поведения в дошкольных учреждениях сильно отличаются от тех, к которым привык малыш, воспитанный в традициях православия.

Перешагнув рубеж пятилетнего возраста, ребёнок уже может выбирать, что ему нравится, а что нет. Но он ещё очень мал, чтобы самостоятельно отличать плохое от хорошего. В воспитании детей старшего дошкольного возраста родителям придётся проявить настойчивость, чтобы не упустить все то, что они взращивали в маленьком человеке с рождения. Здесь пригодится традиционный для православия метод «кнута и пряника»: строгие наказания, смягчаемые особенной любовью и лаской.

Проблемы православия

Как же воспитывать чадо в обществе, в котором на первом месте стоит материальное благосостояние, а моральные устои давным-давно отошли на второй план?

Все больше родителей сталкиваются с проблемой безнравственного поведения детей: молодое поколение не разделяет общечеловеческих ценностей, а пошлость и сквернословие стали обыденными явлениями.

Эта проблема особенно остро стоит для православных семей. Каноны, по которым воспитываются дети христиан, зачастую отличаются от общественных идеалов. К основным традициям православного воспитания относятся:

  • любовь и доверие как основа отношений между всеми членами семьи;
  • доминирование отца во всех жизненных аспектах;
  • строгие рамки дозволенного;
  • привлечение детей к бытовым обязанностям;
  • творческая направленность развития.

Трудные подростки

Переходный возраст грозит родителям ещё большими проблемами: ребёнок вырос и не желает беспрекословно подчиняться. В старших классах школы появляется очень много соблазнов для неокрепшей личности, в том числе:

  • проблема воровства;
  • сквернословие;
  • вредные привычки (алкоголь, сигареты);
  • наркомания;
  • близость с противоположным полом.

Известны случаи, когда на этом жизненном этапе человек совсем отдалялся от церкви, но спустя время возвращался. Это благоприятный исход, которого можно добиться, только если на протяжении всей своей жизни ребёнок видел искренность в родительских молитвах и возвышенную любовь к Богу. Тогда православие принесёт свои значимые плоды, и подросток уже осознанно вернётся в храм.

Из истории:

Авторитетные мнения

В поисках истины родители часто обращаются к священнослужителям. Например, священник Даниил Сысоев в своих лекциях дал исчерпывающие ответы на множество вопросов о воспитании. Беседы с ним помогли не одному родителю найти подход к чаду и укрепиться в своей вере.

Для матерей и отцов, изучающих влияние церкви на детей, книга известного богослова Николая Евграфовича Пестова будет идеальным помощником. «Православное воспитание детей» можно приобрести как отдельное издание, так и в сборнике «Современная практика православного благочестия». В этом двухтомном труде доступно изложены основы построения христианской семьи, а также проблемы, с которыми приходится сталкиваться верующим в светском государстве.

О православном воспитании детей в семье

К.Ушинский (1824-1870). «Мы не имеем права в образовании и воспитании отделять народ от его истории, в которой вера была созидающей силой славянской души. Поэтому национальное воспитание может быть только религиозным».

Святитель Иоанн Златоуст о воспитании

«Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию.

Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их.

Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдёт вперёд, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках.

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях, заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием.

Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души».

В семье совершаются самые главные жизненные драмы, которые затем накладывают свой мощный отпечаток на всю жизнь человека. Нужно как-то эти драмы миновать, а если они и произошли, выйти из них. Но ни педагогика, ни психология с их современным арсеналом средств ответ на вопрос, как это сделать, не давали.

Оказалось, что высвобождение людей из их жизненной драмы возможно в Церкви. Более того - только в ней. Она единственная обладает всем необходимым для того, чтобы высвободить человека к жизни по ему глубокому, Богом дарованному назначению. Но нужен труд человека навстречу Богу, Церкви. А в конечном итоге выходит из жизненной драмы высвобождение из греха и обретение себя богодарованному совершит Сам Господь. Совершит в Таинствах. Патриарх Алексий II сказал о жизни вне храма: «Нужна литургия после литургии», то есть жизнь в семье, в укладе, в обычаях и традициях Церкви.

Память о конечности земной жизни, и в особенности опытное чувство и знание, что время и будущее нам не подвластны, приводит человека либо к отчаянию, либо к упованию. Выход из тупика начинается с того момента, когда во внутреннем опыте сознания или чувства человек слышит явственную потребность обращения к невидимому Богу, существование Которого с возрастающей ясностью он всё более прозревает в своей душе.

Мы не знаем, как и что происходит в таинственном сорастворении души и Христа. Поэтому для ребёнка важно не столько соблюдение церковных уставов, хотя и это имеет свой смысл, так как дети имеют любовь к чину и порядку. Детей не столько надо учить молиться, как молиться вместе с ними, общая атмосфера молитвы сильнее всего действует на их душу. Непедагогично мелкое использование идеи божества, его всеведение, справедливости. Для ребёнка важно не заучивать слова молитвы, но вести его так, чтобы он чувствовал себя стоящим на молитве перед Богом, поэтому важна соответствующая установка души. Религиозная активность ребёнка проявляется в той же мере, что и религиозная активность семьи, быть её отражением.

Дитя нуждается в насыщении души религиозными образами. В дошкольный период дети не могут выразить религиозное чувство иначе, как в чём-нибудь внешнем, более лёгком, потому что внешнее выражение религиозных чувств правильно и полезно. И нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок имел у себя угол с иконами, лампадкой и святыми.

Жизнь, которую находит вокруг себя дитя, не только не соответствует верованиям, но часто противоречит им. Дитя не может не замечать этого разлада, и в душу его незаметно проникает ядовитый религиозный дуализм. Нечего удивляться, поэтому, что религиозная активность у детей столь мало является творческой, его религиозные переживания рано приобретают пассивный характер. Фактически же мы, взрослые, употребляем все усилия к тому, чтобы ослабить самый тон религиозной жизни в ребёнке, чтобы оттеснить её в глубь души, сделать бессильной, бесплотной - и делаем мы это больнее всего и больше всего для детской души своей жизнью. Мы можем «вживаться» в детскую душу, - и именно в моменты наивысшего подъёма в нас это вживается. Мы с болезненной ясностью сознаём, как далеко мы стоим от детей. С одной стороны, под влиянием идеалов христианства, мы хотим в детях удержать и сохранить её чистоту и правдивость, с другой стороны, не хотим совсем изгонять пробирающуюся в детскую душу ложь, так как это было бы опасно для детей. Мы инстинктивно хотим соединить и одно, и другое - охранить детскую душу в её светлых сторонах, а с другой стороны, подготовить дитя к жизни. Пока нет в нашей жизни правды, пока далека жизнь от идеалов Евангелия, воспитание наше неизбежно будет отмечено таким мучительным и ядовитым дуализмом. Тот путь компромисса, к которому вы ведём дитя, сам же и создаёт опасности для морального развития ребёнка, и мы часто лишь увеличиваем эту опасность своими неумелыми замечаниями. Я (Зеньковский) не гляжу идиллически на душу ребёнка, считаю, что в глубине её есть немало тёмного, а порой злого, но знаю и то, что мы своими неправильными замечаниями не только не помогаем ребёнку стать лучше, а лишь удаляем его от сознания своих ошибок. Дайте простор глубоким и чистым движения души ребёнка, развивайте её творческие порывы, творческую активность, сохраняйте всегда уважение к детской личности и веру в неё, - и в этой доброй социальной атмосфере незаметно излечится детская душа не только от лжи, но и от других пороков. Велика тайна человеческой души - не только зрелой, но и совсем юной, что мы хотим остаться свободными не только в своих грехах, но и в своём раскаянии. Раскаяние невозможно по приказу, по совету, но зато как глубоко и плодотворно протекает оно, если мы оставим дитя свободным в этих нежнейших движениях его души.

Как пренебрегает христианским воспитанием детей, является детоубийцей (архимандрит Кирилл). Любящий взор матери видит в своём ребёнке то, что не видят другие люди, - и потому можно сказать, что матери, в общей оценке детской личности, ближе к истине, чем те, кто глядит на детей равнодушно.

Когда ребёнок видит, что родители молятся утром, вечером, посещают службы в храме, причащаются и причащают детей, он и сам будет стремиться к тому же. Детская душа восприимчива и напитывается Божиим Светом и получает как бы иммунитет против разрушительных проявлений жизни. Религиозные образы необходимы ребёнку для выражения религиозных переживаний - такова их функция, вот отчего нет лучшего воспитательного материала, чем рассказы о Иисусе Христе, о Богоматери, о святых.

В детской религиозной жизни на первый план выдвигается то, что общее отношение ребёнка к действительности носит мифологический характер. Если бы дитя не слышало от взрослых о Боге, он бы инстинктивно искал своей мыслью центр и средоточие мира, Хозяина и Господина - Отца и Вседержителя. Из этого корня растёт то, что можно назвать своеобразной «естественной детской религией» и оформление идеи Вседержителя в детском уме лишь заканчивает процесс, уже шедший в детской душе.

Ошибки родителей на этом пути:

  • сообщают детям религиозные понятия, которые они не воспринимают, либо слабо воспринимают;
  • наоборот, ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозной пустыне будто бы охраняет «естественное развитие души»;
  • превращают Божество в детских глазах в карательную инстанцию («Бог накажет»). Учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление к Богу, Который всё создал и сохраняет, а развивают страх перед Богом;
  • момент узкого утилитариума (выгоды) - нередко дети узкоутилитарно смотрят на молитву, и на этой почве рано или поздно развивается религиозный кризис;
  • вносят в детскую душу дохристианское понятие о Боге-Судии; тайна Божией любви, безмерной и прощающей, остаётся часто закрытой от детской души из-за этого.

Протоирей Аркадий Шатов : «Воспитание детей - это вообще подвиг времени. Прежде всего нужно хотеть того, чтобы дети полюбили Бога, чтобы они верили в Него, чтобы они во всех жизненных ситуациях обращались к Нему; нужно хотеть спасения их души. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить!»

Если вы станете делиться с ребёнком своими сокровенными мыслями о Боге, молитве, богослужении, покаянии, Причащении, то крупицы таких разговоров западут в его сердце и дадут ростки.

Архиепископ Амвросий Щуров : «Христос ближе ко всякому человеку, чем мать к своему ребёнку. Всякий раз, когда мы делаем что-либо светлое, чистое, каждый раз тогда близко-близко к нам стоит Христос».

Вот что писали о взаимоотношениях родителей и детей на рубеже XVIII-XIX веков в России: «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушливы и поучительны. Не было, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать престаревших».

«Прошу вас, возлюбленные мои детушки и невестушки» - из письма главы семьи домой.

В наше время почитания почти не стало. Энергия этой силы души перехвачена в детях и подростках различными страстями, и в отношениях со старшими всё больше действует корысть, которая и диктует внешнее уважение к ним. Оно ограничено местом и временем. 80% школьников - за почитание родителей (V заповедь).

Ушинский : «Хороший воспитатель наблюдает за ребёнком и как т. Мальвин хочет шагнуть он как бы подставляет ступеньки под ноги вместо того, чтобы тащить его за собой по лестнице».

Он помогает ребёнку самому выстраивать свою лестницу жизни и параллельно обучает его самостоятельности.

Вообще правил не существует - просто надо держать руку на пульсе ребёнка - принцип: родительская интуиция.

Но нам страшно доверять ребёнку, отпускать его далеко от себя, хочется опекать, чтобы он не пропал.

Ребёнка окружают, с одной стороны, дурные общества, а с другой - сердобольные родители с тисками, в которых они закручивают свободу своих детей. Итог: проблемные дети.

Ребёнок вырос не сам по себе. Он- веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого; он - веточка от стола проблем родителей, связанных с жизнью вне Бога.

Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей - это иллюзия, капкан дьявола, который может держать их в плену многие годы, изолируя родителей от детей.

Отношение детей к родителям - это зеркальное отражение родительского отношения к Богу. Чтобы изменились дети, прежде необходимо перед Богом измениться родителям. Требовать от других больше, чем от себя гораздо легче и проще. Чем раньше наступит прозрение, тем лучше будет для всех нас. Главное - не опоздать во времени. Поздно говорить о воспитании, когда детям уже восемь и больше лет. Природа не терпит пустоты. Если ребёнок не получает от родителей внимания, любви и тепла, он будет искать внимания на стороне. Уютно ли детям дома, понимают ли их там?

Господь дал нам детей и поручил нам исполнять наши родительские обязанности. Дети непокорны нам, потому что мы непокорны Богу. Дети раздражают нас, потому что мы раздражаем Бога. Дети стали равнодушны к нам, потому что мы равнодушны Богу. Дети - зеркало своих родителей. Если хотите изменить детей - сами изменитесь перед Богом, сами пребывайте в Нём.

Господь ждёт наших детей. «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36-40).

Две заповеди - словно рельсы, по которым мчится локомотив нашей духовной жизни. Убери одну - и катастрофа неизбежна. Возлюбить Господа - первая. Возлюбить ближнего - вторая. Они взаимосвязаны. Вторая вытекает из первой. Это фундамент жизни. Если рушится фундамент, рушится всё строение. А кто может быть ближе собственного ребёнка, детей? На этих двух заповедях, этом краеугольном камне утверждается семья и Церковь, страна и государство.

Ушинский : «Любовь - единственное средство подчинить себе душу ребёнка. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже по требованию собственной души и делает чужое дело своим».

На основе уроков любви, полученных в семье, дети создают образ Бога, в Которого будут верить. И образ этот может соответствовать Евангельскому описанию, а может оказаться и сильно искажённым. «Человек - это образ и подобие Божие».

Опыт семейных взаимоотношений для ребёнка играет важную роль не только в формировании его личности и жизненного сценария. Он также является важнейшим фундаментом, на котором ребёнок формирует и строит своё восприятие Бога и общение с Ним.

Безусловно, что Бог невидим, и непознаваем при помощи обычного восприятия. Но в то же время, Он наш отец, родитель.

При этом не важно, что говорят родители ребёнку о Боге на словах, для него важнее не то, что он слышит от них, а то, что чувствует и переживает в своей семье. Если родители, приучая ребёнка к вере, говорят, что Бог есть любовь, но при этом излишне строги, а порой и незаслуженно жестоки с ребёнком, то слова о любви для него остались для него пустыми словами. А вот то, что жестокость есть непременная часть отношений, он чётко усвоил. Более того, он может сказать своё понимание вещей настолько, что начнёт думать, будто суровое наказание и есть проявление той самой любви, о которой говорят родители. В результате формируется искажённый образ Бога как жестокого и несправедливого наказывающего существа. Бог - небесный Отец, Бог - любовь, - вот, что ребёнок должен чувствовать.

Психолог и теолог Шаллер в книге «Потеря и обретение отца» делает вывод о том, что отношение ребёнка с отцом является фундаментально значительными для всей жизни любого человека - формирования его самосознания, выборе профессии, построения семьи а также обретении веры в Бога. Оказывается, что у многих выдающихся атеистов, опровергающих существование Бога, отцы были или агрессивными, слабыми, или отсутствовавшие (Вольтер, Фейербах, Маркс, Ницше, Фрейд и другие).

Изучение религиозной жизни ребёнка очень трудно и здесь существует некоторая аналогия с теми трудностями, какие встречают нас при изучении первобытной религии. Религия имеет глубокие корни в душе человеческой, и помимо влияния внешней обстановки, традиции, душа детская, как и душа первобытного человека, тянется к горней сфере, ищет её. Основным религиозным чувством является непосредственное чувство Бога, живое ощущение Его близости, переживание встречи души с Богом. Религиозное чувство таит в себе нечто музыкальное, что трудно передать словами. Всякая религиозность является влиятельнейшей психической силой, окрашивающей всю нашу личность, религиозный опыт, религиозная жизнь им не побочное, а основное место в системе души. Религиозная жизнь в нас имеет глубокую тенденцию стать в центре нашей жизни, нашей личности, стремится окрасить и нашу активность, и наши восприятия, и понимание действительности. Наша религиозная жизнь является не монологом, а живым диалогом - беседой, иногда и «борьбой» с Богом.

Религия, как и психическая функция, не может быть устранена из души человека - человек, теряющий «веру», не теряет потребности в религии и часто, по словам Достоевского , «верует "в своё" неверие». Если бы дети не слышали от взрослых о Боге, они бы инстинктивно искали своей мыслью центр и средоточение мира.

Детское сердце вовсе не является религиозно тусклым, - наоборот, оно носит в себе живое чувство Бога, но мы не умеем играть на этом дивном инструменте - на детском сердце, не умеем извлекать из него гимн Божеству, которое бессознательно поёт дитя в глубине своей чистой души. Высокая религиозная настроенность детской души имеет вокруг себя такую холодную религиозную атмосферу нашего времени, такое религиозное одичание, что не думает удивляться тому, что этот источник духовной жизни часто засоряется, заменяется суррогатами.

Главное - это влечение нашего времени - телевидение, страстная эмоциональность. Всякий человек на себе ощутил на себе прилипчивость к телевизору, невозможность оторваться от него. И чем больше напряжение слежения за событиями или чем больше удовольствие от созерцания, тем меньше остаётся в ребёнке отклика на реальную нужду. Сила телевизионного и компьютерного зрелища столь велика, что внимание человека привыкает к ним. Будничная жизнь становится серая и малоинтересная в сравнении с теле- и компьютерными эффектами. В результате развивается болезнь; в цельно человек собирается своим вниманием и волей только перед телевизором и компьютером. Вне этих зрелищ он всё более становится безвольным, расслабленным. Крайняя форма этой болезни сказывается не только на эмоциональном настроении, но и на физиологии. Человек, ставший взрослым, может пережить атрофию совести и сил души, и с годами может закрепиться как человек внешний, с чувством потери смысла жизни.

Поэтому в деле воспитания детей взрослые должны быть рядом, как садовники, поэтому воспитание должно быть бережным. Нельзя насильственно внедрить что-нибудь в ребёнке. Нужно закладывать доброе в ребёнке прежде всего поступками христианской любви, ибо как растению требуется тепло и солнечный свет, так и ребёнку требуется родительская любовь, которая должны быть разнообразной, доброй и ласковой, строгой и требовательной.

Часто дети перестают ходить в храм. Самое трагичное, когда подростка, постоянно обвиняемого в бесноватости или безбожии, заставляют ходить в храм, формально участвовать в таинствах. И не так страшно, если он со временем честно отойдёт от церкви, хуже, если он станет религиозным ханжой - человеком, знающим о чётках, архиереях, старцах, но которому всё, что связано с живым отношением со Христом, будет совершенно безразлично.

А религиозное фарисейство родителей порождает рабство, уныние, страдания. Буква убивает радость, своду, детство, как в семье, так и в Церкви, создаёт атмосферу уныния. В некоторых семьях родители насаждают религиозность репрессивными методами. Родительский религиозный эгоизм разрушает семейный уют и наносит непоправимый ущерб самим же родителям.

Нельзя подростка в это непростое, но важное время формирования ценностей выталкивать из семейного круга. Наоборот, нужно сохранить тёплую, понимающую, домашнюю атмосферу, чтобы, уходя из церковной жизни, он не был исключён из семьи. Не давайте никаких критических оценок того, что нравится ему. Напротив, попросите ребёнка объяснить, что ему близко, например, в современной музыке. Искренне скажите подростку, если вам не нравится эта музыка, или какая-то композиция вам интересна. Протоирей Аркадий Шатов : «Можно и нужно войти в жизнь ребёнка, стать для него самым интересным собеседником. Тогда он не будет искать утешения у других людей или на улице, у друзей, которые не знают Бога, где пьют и пердят. Важно сделать так, чтобы у детей были верующие друзья».

Общение с детьми - это серьёзное служение, требующее большого терпения, огромной любви и мудрости. Надо постараться стать для детей интересным собеседником и настоящими друзьями.

Общение с детьми - это служение детям. Как важно, чтобы наша жизнь была чистой и благословенной, чтобы нам не передавать следующим поколениям нашу гордыню, скандальный нрав. Мы обязаны оставить грядущему после нас роду добрый пример, любовь к богу, твёрдое упование на бога во всех ситуациях жизни. А для этого первой воскресной школой для детей должен стать их собственный дом, а семья - домашней церковью.

Служение детям - это служение Богу. «Так как вы сделали одному из сих братьев меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Наш Господь Иисус Христос отождествляет Себя с детьми. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф. 18, 5-6, 10). Равнодушие к детям - это равнодушие к Господу нашему Иисусу Христу. Проклинаешь, злословишь своего ребёнка - проклинаешь, злословишь Господа. Благославляешь детей - благославляешь Господа.

Если родитель пытается наказать ребёнка и не верит в его исправление, а только срывает на нём зло, то в глазах Божиих он совершает грех. Ни при каких обстоятельствах нельзя выходить из себя, это опасно: однажды можно не возвратиться. Надо держать себя в руках и хранить ключи успешного воспитания - любовь, добрую совесть и нелицемерную веру.

Афонский старец Паисий Святогорец : «Несчастных детей сегодня разрушают. Поэтому они так взбудоражены, так заморочены. Ребёнок хочет сделать одно, но делает другое. Он хочет пойти в одну сторону, но дух нашей эпохи уносит его в другую. Тёмные силы развернули страшную пропаганду, это они направляют ко злу тех юных, у которых в голове не хватает соображения».

Сейчас - свобода личности, её права - на пьедестал. Потому дети не слушают ни родителей, ни учителей. И они не виноваты, так как считают, что должны поступать именно так. В этом их поддерживает и государство, их подталкивают к этому.

Маленькие дети уже озлоблены. Разве увидишь на их лицах сияющий взгляд, благодать Божию? Один архитектор привёз группу юношей на Св. Гору. Случайно встретил другую группу детей - из закрытого учебного учреждения, в котором дополнительно изучают богословие. Архитектор сказал своей группе: «Вы ничего не замечаете? Посмотрите друг на друга, а потом на лица этих детей. Посмотрите, как сияют их глаза! И посмотрите на наши глаза - они всё равно, что глаза дохлой рыбы. Мутные. Ведь глаза - зеркало души». А те ребята участвуют в богослужениях, Таинствах.

Пришёл какой-то паренёк, избитый нынешними ветрами. Я понял, что сюда его привели молитвы его матери. Насколько же сильны материнские молитвы! «Помолись, отче», просил он меня, «так как я не могу выпутаться из этого болота». С детьми надо говорить о сатанизме, но очень осторожно, по-доброму. Их родители в детстве не понимали, для чего нужны вера, Церковь, и потому их сейчас совершенно развинтили. «Свобода! Не смейте трогать детей!» А дети рады-радёшеньки. И это на руку некоторым людям. Ведь если детей не сделать бунтарями, то как их потом заставить разнести всё на мелкие кусочки? И теперь видишь, как несчастные дети стали уже почти бесноватыми.

Мирская эволюция в сочетании с этой греховной свободой принесла человеку духовное рабство. Свобода духовная есть духовная покорность Божией воле. Юный нуждается в духовном руководителе. С ним он должен советоваться и его слушаться - для того, чтобы идти вперёд с духовной надёжностью, избегая опасностей, страхов и тупиков, потому что у него нет своего опыта. Дети - это чистые компакт-диски. Если на них будет записан Христос, то они будут с ним всегда. Если же нет, то детям легче будет уклониться ко злу, когда они подрастут. Если человек получил дух, помощь в детстве, то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если немного «пропитать» детей благоговением (олифа по дереву), страхом Божиим, то это будет помогать им всю жизнь.

(Поведение детей в общественных местах, в транспорте, перебивают зрослых, не считаются с другими «Я хочу!») Духовная скромность - это страх Божий, в хорошем смысле этого слова. В хорошей семье дети ведут себя свободно. В такой семье живёт уважение перед родителями. Там любовь. В любви есть дерзновение в хорошем смысле этого слова, есть благоговение, уважение к другим, то есть она побеждает страх. Уважая своего ближнего, человек уважает самого себя, но при этом самого себя в расчёт не берёт. «Появилось много логики, и исчезло доверие Богу».

Мирская среда и мирские родители разрушают детей. Дети становятся озлоблёнными, ведут себя с ожесточённым бесстыдством. Детей, имеющих в себе беса, немного. Дети подвергаются бесовскому воздействию извне. Всё начинается с бесстыдства, которое отгоняет от ребёнка Благодать Божию. А когда Благодать отходит, дети ожесточаются, бесчинствуют. И наоборот, дети, которые имеют благоговение, непрестанно приемлют Благодать Божию. На таких детях пребывает Божие благословение. Таких детей видно, их глаза сияют.

Ребёнок, который имеет к другим претензии, ребёнок, которому ничем не угодишь, превращается в бунтаря, в дела. И если дети не покаются, чтобы освободиться от этой недоброй волны, обуревающей их, если они и дальше будут вести себя с бесстыдством, тогда - Боже упаси! - Благодать Божия оставляет их вдвойне, так как они вне Церкви. Ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребёнок приемлет благословение Божие, освящается. Детям не разрешается попасть под «духовное влияние», но при этом от всякой чуши их не защищают. Сегодня детей загружают и заваливают целой кучей всякого мусора. Их перекармливают науками, но при этом оставляют другую чашу весов - духовную. В школах детей прежде всего должно учить страху Божиему. Педагоги должны находить способы доводить до детей какие-то знания о Боге и о Отечестве. Пусть они сеют семя. Не видят, как оно прорастёт? Ничего. Ничто не проходит бесследно - придёт время и семя прорастёт.

Священник Александр Ельчанинов (1881-1934). «Почему так важны впечатления детства? Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребёнка светом и добром с раннего возраста? В детстве сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это имена та почва, в которой посеянное даёт урожай в тридцать, шестьдесят и сто крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве сожжет очистить, спасти человека. От того так важно держать детей ближе к Церкви - это напитает их на всю жизнь.»

Общение с детьми учит нас искренности, умению жить данным часом, делом - основному в Православии.

Дети каждый день как бы снова рождаются, отсюда их непосредственность, неосложнённость души, простота суждений и действий. Кроме того - у них незаглушенное чувство добра и зла, свобода души от плена греха, отсутствие суда и анализа.

Всё это имеем от рождения, как дар, который мы легко мысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство.

Обязанности крёстной матери

Она должна молиться о своих крестниках, помогать родителям крестника духовно в воспитании ребёнка, да и материально при необходимости тоже.

Прямые обязанности крёстной матери - знать, молится ли её духовное чадо, прилежно ли посещает Дом Божий, и прибегает ли к исповеди и святому Причастию.

Расскажите крестникам по мере их возраста историю зарождения греха в едва сознаваемой мысли, его возрастание в волнении чувств и влечениях сердца, его бурные движения в порывах страстей, и тогда будет для них нечистая мысль также страшна, как и преступное дело. Дайте им опыты внутренней победы над злом силою призвания имени Господня. При обсуждении детских проступков не ограничивайте ваши замечания словами: «Как не стыдно» и прочее, а говорите чаще «Как это грешно и страшно». Сколько сами понимаете силу греха, сколько сами боитесь его, пусть это будет написано на вашем лице.

Преподобный Амвросий Оптинский : «Для вас было довольно и того, если вы позаботитесь воспитывать детей в страхе Божием, внушить им православные понятия и оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви, что вы благое посеете в душах детей, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких современных испытаний, которые нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.

О воспитании в Катехизисе Католической Церкви

Домашняя Церковь

1655 Христос благоволил родиться и расти в лоне Святого Семейства Марии и Иосифа. Церковь есть не что иное, как «семейство Божие». С самого зарождения Церкви её ядро часто состояло из тех, кто «со всем домом своим» стали верующими (Деян. 18, 8). Когда они обращались, они хотели, чтобы и «весь дом их» был спасён (Деян. 16, 13 и 11, 14). Эти семьи, став верующими, были островками христианской жизни в мире неверующих.

1656 В наши дни, в мире зачастую чуждом и даже враждебном вере, верующие семьи играют первостепенную роль как очага живой и лучезарной веры. Поэтому Второй Ватиканский Собор даёт семье древнее наименование домашняя Церковь (Ecclesia domestica) (LG 11; ср. FC 21). В лоне семьи родители должны быть «для своих детей первыми наставниками веры словом и примером и благоприятствовать призванию каждого из них, особенно духовному» (LG 11).

1657 Именно здесь осуществляется преимущественным образом священство крещёных - отца семейства, матери, детей, всех членов семьи «через принятие таинств, молитву и благодарение, свидетельство святой жизни, самоотвержение и действенную любовь» (LG 10). Семейный очаг есть, таким образом, первая школа христианской жизни, «богатейшая школа для человечества» (GS 52, § 1). Именно здесь учатся выносливости в труде и радости, братской любви, щедрому прощению, даже многократному, но прежде всего - поклонению Богу в молитве и жертве собственной жизни.

1658 Необходимо также помнить о некоторых людях, которые из-за конкретных обстоятельств, в каких они вынуждены жить, часто помимо своей воли, особенно близки сердцу Иисуса и заслуживают поэтому внимательной заботы и любви Церкви, в особенности пастырей: речь идёт о большом количестве одиноких людей. Многие из них остались без семьи, часто из-за своей бедности. Есть среди них люди, воспринимающие своё положение в духе Заповедей Блаженства, примерно служа Богу и ближнему. Всем им нужно открыть двери семейных очагов, «домашних церквей», и той великой семьи, какой является Церковь. «Никто не лишён семьи в этом мире: Церковь - это дом и семья для всех, в особенности для `труждающихся и обременённых" (Мф. 11, 28)» (FC 85).

Воспитание совести

1782 Совесть должна быть воспитанной, а нравственное суждение - просвещённым. Хорошо воспитанная совесть - честная и правдивая. Она высказывает свои суждения, следуя разуму, в соответствии с истинным благом, которого хочет мудрость Создателя. Воспитание совести необходимо людям - ибо они подвержены отрицательным влияниям, и грех искушает их - предпочесть своё собственное суждение и отринуть авторитетное учение.

1783 Воспитание совести - это труд всей жизни. С первых же лет оно пробуждает ребёнка к познанию и соблюдению внутреннего закона, познаваемого совестью. Благоразумное воспитание учит добродетели; оно предохраняет или излечивает от страха, эгоизма и гордыни, от ложного понимания вины и от стремления к самолюбию, порождаемого слабостью и ошибками человека. Воспитание совести гарантирует свободу и рождает душевный покой.

1783 В воспитании совести Слово Божие - свет на нашем пути; мы должны воспринять Его в вере и молитве и соблюдать его в жизни. И мы должны также испытывать нашу совесть, вглядываясь в Крест Господень. Нас поддерживают дары Святого Духа, нам помогают свидетельство и советы других людей; нас ведёт высочайшее учение Церкви (DH 14).

Родительский долг

2221 Плодородие супружеской любви не ограничивается рождением детей, но должно распространяться также и на их нравственное и духовное воспитание. Воспитательная роль родителей «настолько велика, что при её недостатке едва ли можно чем-либо её заменить» (GE 3). Право и долг воспитания - для родителей первостепенны и неотъемлемы (Ср. FC 36).

2222 Родители должны смотреть на своих детей как на детей Божиих и уважать их как человеческие личности. Они учат своих детей соблюдать Закон Божий, будучи сами послушны воле Отца Небесного.

2223 Родители первыми ответственны за воспитание своих детей. Они свидетельствуют об этой ответственности прежде всего созданием семейного очага, в котором господствуют нежность, прощение, уважение, верность и бескорыстное служение. Семейный очаг - это место, созданное для воспитания добродетелей. Последнее требует, чтобы человек учился самоотверженности, разумному суждению, владению собой, от которых зависит всякая подлинная свобода. Родители должны учить детей подчинять «измерения физические и чувственные измерениям внутренним и духовным» (CA 36). Серьёзной ответственностью родителей является добрый пример, который они должны подавать детям. Если родители умеют признавать перед детьми свои собственные недостатки, они смогут легче направлять детей и поправлять их:

«Кто любит своего сына, тот пусть не жалеет розги, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир. 30, 1-2). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

2224 Семейный очаг - это естественная среда для того, чтобы приобщать детей солидарности и общественной ответственности. Родители должны научить детей избегать тех ложных уступок и деградации, угрожающих человеческому обществу.

2225 Через благодать таинства брака на родителей возложена ответственность и им дана радость возвещать Евангелие своим детям. Родители должны вводить своих детей с самого раннего возраста в тайны веры, ибо они являются для них её «первыми глашатаями» (LG 11). С самого раннего возраста родители должны приобщать детей к жизни Церкви. Образ жизни в семье может породить расположение души, которое в течение всей жизни остаётся предпосылкой и поддержкой живой веры.

2226 Воспитание веры родителями должно начинаться с самого раннего детства. Оно уже осуществляется, когда члены семьи помогают друг другу возрастать в вере свидетельством христианской жизни, в согласии с Евангелием. Семейная катехизация предшествует другим формам преподавания веры, сопровождает и обогащает их. Задача родителей состоит в том, чтобы научить детей молиться и помочь им открыть своё призвание детей Божиих (CIC кан. 1246, § 1). Приход - это евхаристическая община и сердце литургической жизни христианских семей; он - самое благоприятное место для катехизации детей и родителей.

2227 Дети, в свою очередь, способствуют возрастанию родителей в святости (Ср. GS 48, § 4). Все вместе и каждый в отдельности великодушно и неустанно должны прощать друг другу боль, вызванную обидами, ссорами, несправедливостью, неисполнением долга. Обоюдная привязанность подсказывает такое поведение. Любовь Христова требует его (Мф. 18, 21-22; Лк. 17, 4).

2228 В период детства родительская любовь и уважение выражаются прежде всего в заботе и внимании, с которыми родители растят своих детей, заботясь об удовлетворении их физических и духовных потребностей. По мере того, как дети растут, то же уважение и преданность заставляют родителей учить своих детей праведному пользованию разумом и свободой.

2229 Поскольку именно родители в первую очередь отвечают за воспитание своих детей, они имеют право выбирать для них школу, соответствующую их собственным убеждениям. Это право - основополагающее. Родительский долг состоит в том, чтобы, в пределах возможного, выбирать школы, которые наилучшим образом помогут им исполнять их обязанность христианских воспитателей (Ср. GE 6). Власти должны гарантировать это право родителей и обеспечить конкретные условия его реализации.

2230 Становясь взрослыми, дети должны, и имеют на то право, выбирать себе профессию и образ жизни. Они должны принять на себя новые обязанности, сохраняя доверие к родителям, у которых будут охотно спрашивать совета, узнавать их мнение и прислушиваться к ним. Родители должны остерегаться того, чтобы принуждать детей к выбору профессии или к избранию супруга. Этот долг сдержанности и тактичности не мешает родителям помогать своим детям мудрым советом, особенно когда те собираются создавать семью.

2231 Бывает, что люди не вступают в брак, для того, чтобы лучше ухаживать за своими родителями или братьями и сёстрами, или чтобы посвятить свою жизнь профессиональной деятельности, или по другим достойным соображениям. Эти люди могут внести большой вклад благо человеческой семьи.

Семья и Царство Божие

2232 При всей своей важности, семейные связи не абсолютны. Чем более растёт дитя, приближаясь к зрелости и человеческой и духовной независимости, тем более ясным становится его особое призвание, идущее от Бога. Родители должны отнестись с уважением к этому призванию и поощрять детей следовать ему. Необходимо осознать, что первое призвание христианина - следовать за Христом (Ср. Мф. 16, 25). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).

2233 Стать учеником Христа - значит принять приглашение принадлежать к семье Бога, жить в соответствии с Его образом жизни: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра и матерь» (Мф. 12, 50).

2234 Родители должны уважать и принимать с радостью и благодарностью призыв Господа, обращённый к кому-либо из их детей, следовать за Ним в девственности ради Царства Божиего, в посвящённой (монашеской) жизни или в священническом служении.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»