Методические рекомендации по формированию высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Развитие психических функций в дошкольном возрасте Развитие высших психических функций у дошкольников

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

1. Исходя из того, что у детей с ОНР зрительное восприятие характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предметов, необходимо проводить коррекционную работу. Эта работа должна строиться таким образом, чтобы в начале у ребенка создавался или уточнялся чувственный образ предметов, который впоследствии был бы опосредован словом, то есть в процессе логопедических занятий с детьми, развитие зрительного восприятия становилось бы основой формирования речи. Введение в программу логопедических занятий элементов ручной деятельности позволит осуществить это направление коррекционной работы. Учитывая особые затруднения детей при организации своей деятельности, необходимо обучать их продуктивным способам действий и переносу сформированных навыков на сходные виды деятельности.

Такой путь предполагает формирование целостных зрительных образов и умений активно действовать с предметами. Формирование речи у детей с речевой патологией должно сочетаться с развитием зрительной памяти и точности восприятия.

Для развития зрительного восприятия можно предложить игры:

«Что это?», где детям показывается контурное изображение каких-либо предметов или, наоборот, только какие-то детали от них, а дети должны узнать, что это за предметы.

«Составление фигур из разрозненных деталей» (разрезные картинки), где детям предлагаются отдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобы получился целый предмет.

«Узнай по контуру». Детям показывают перепутанные контурные изображения предметов (наложенные друг на друга), необходимо узнать все предметы по контуру. Например, ребенку предлагается отыскать все машины, которые стоят в гараже.

«Что спрятал художник?», где ребенку предлагается все треугольники раскрасить зеленым цветом, а четырехугольники - желтым и найти спрятанную фигуру.

«Найди одинаковые буквы», где детям показываются буквы «рассыпанные» по листу, необходимо соединить одинаковые буквы линиями.

«Рассмотри картинку и найди, где спрятались мыши?».

Для развития слухового восприятия можно предложить игры:

«Шумы», где ребенку предлагается прослушать магнитофонную запись с различными, реальными звуками, при этом он должен отождествить лежащие перед ним картинки с теми шумами, которые будет слышать: плачь ребенка, звуки капающей воды, кваканье лягушки и др.

«Узнай музыкальный инструмент», детям (за ширмой) играют на различных знакомых музыкальных инструментах и предлагают их назвать.

2. Исходя из того, что внимание детей с ОНР характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, низкими показателями распределения и избирательности произвольного внимания, низким объемом и большим числом отвлечений, недостаточностью сосредоточения внимания на анализе условий заданий и контролем над деятельностью, необходимо в каждое логопедическое занятие включать игры и упражнения на развитие произвольного внимания, которые широко представлены в коррекционно-педагогической литературе.

Так для развития сенсорного внимания можно использовать такие игры как: «Найди два одинаковых предмета», «Исключение лишнего», «Найди отличия», «Танграм», «Магический квадрат», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Задания: выкладывание из палочек и мозаики узоров или силуэтов по образцу, нанизывание бусинок или крупного бисера по образцу, срисовывание по клеткам.

Для развития слухового внимания можно использовать такие игры как: «Что слышно?», «Слушай звуки!», «Четыре стихии», «Испорченный телефон», «Слушай хлопки».

Для развития моторно-двигательного внимания можно использовать такие игры как: «Кто летает?», «Совушка - сова», «Воробьи и вороны», «Кого назвали, тот и лови!», «Море волнуется», «Зеваки», «Разведчики», «Съедобное - несъедобное».

Для развития устойчивости внимания необходимо включать в работу с детьми задания, требующие довольно длительного сосредоточения: построить сложный мост, нарисовать город, сконструировать машину и т.д.

Можно предлагать детям, особенно с низким показателем развития произвольного внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их, задание постепенно можно усложнять, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружочек все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о».

Необходимо тренировать детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному педагогом.

Можно предлагать детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные взрослым; неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые нужно ответить. Поощрять тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

В работе с детьми необходимо использовать дидактические игры с четко выраженными правилами, а также регулярно включать детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: выполнять постройки из конструкторов, орнаменты, поделки, форму которых нужно давать словесно или с помощью схемы.

Необходимо сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому. Например: прыгать, остановиться, шагать по команде взрослого.

Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура задания, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля - такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

3. Исходя из того, что у детей с ОНР отмечена недостаточная сформированность процессов памяти, низкий уровень речеслуховой памяти необходимо при объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетать словесное объяснение с наглядным показом тех предметов и явлений, о которых идет речь, широко использовать наглядный материал: рисунки, таблицы, схемы.

К детям с недостаточно развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

Для улучшения процесса памяти необходимо воспитывать у детей приемы осмысленного запоминания и припоминания, умения: анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия, осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам, классифицировать предметы и явления на основе обобщения, устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами и окружающими предметами.

В каждое занятие необходимо включать игры и упражнения для развития памяти.

Для развития памяти можно предложить игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?». Для этих игр можно использовать как игрушки, так и любые предметы, картинки, увеличивая постепенно их количество. Следует учитывать, что дошкольникам с ОНР легче и интереснее работать с игрушками, так как игрушки способствуют более высокому эмоциональному настроению.

Можно предложить детям выложить фигурки, предметы из палочек, несложные узоры из мозаики по памяти, то есть сначала ребенок рассматривает образец, затем образец убирают и ребенку нужно выполнить задание по представлению. Данное задание способствует развитию у детей зрительного внимания и памяти, наглядно-образного мышления.

В работе с детьми можно использовать такие задания как: «Запоминание слов», «Запоминание цифр», «Запомни таблицу», «Запомни и выложи дорожку» (из геометрических фигур), а также задания по мнемотехнике. Однако, следует помнить, что все задания должны быть посильными и соответствовать индивидуальным способностям каждого ребенка.

4. Исходя из того, что мышление детей с ОНР характеризуется рядом особенностей, так при относительной сформированности наглядно-действенного мышления, образно-логическое мышление значительно снижено. Отмечены низкие показатели мыслительных операций: анализа, синтеза сравнения, сформированности понятий и особенно обобщения и классификации.

Важно помнить, что организуя с детьми занятия, направленные на развитие предпосылок логического мышления и способности к обобщениям, необходимо создавать условия, чтобы дети научились производить обобщение не только практически, раскладывая картинки по группа, но и в уме, в форме внутреннего умственного действия.

Отечественные психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.) показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи, и лишь на этой основе, проходят изменений и сокращений. Они превращаются в умственные действия, совершенствуются в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий, в том числе классификации и обобщения.

Можно выделить 4-е этапа формирования у детей умственных действий классификации и обобщения.

Для обучения используют набор карточек с изображением знакомых ребенку предметов, птиц, животных. Вначале ребенок учится осуществлять классификацию как практическое действие. Затем, на этапе речевого действия, он в состоянии уже рассказать о том, какие картинки можно отнести к одной группе, какие к другой. И только после этого ребенок может перейти к осуществлению классификации в уме с использованием наглядного материала.

Первый этап - предварительная ориентировка. Его цель - научить ребенка поочередно выделять и обозначать каждый объект, предмет, картинку, то есть каждый элемент какого-либо целого и его свойства.

Вначале дети не умеют осуществлять такую ориентировку: они беспорядочно переводят взгляд с картинки на картинку и также беспорядочно их называют. Необходимо постоянно побуждать их к целенаправленной деятельности, ставя вопросы: «А что это?», «А кто это?». Необходимо побуждать ребенка не только называть предмет, но и его признаки.

Выделение элементов целого на основе их признаков способствует развитию мыслительной операции анализа.

Вторая стадия - классификация предметов по заданному признаку. На этой стадии развивается способность к простому синтезу предметов по какому-либо признаку, заданному взрослым. Главное на этой стадии, чтобы ребенок понял, что предметы не только отличаются друг от друга, но и имеют сходные признаки, могут объединяться в группы.

После того как ребенок усвоит прием группировки по заданному признаку, можно начать обучению классификации по родовому признаку.

Третья стадия - классификация предметов на основе констатирующего словесного обобщения. Взрослый предлагает ребенку самому собрать подходящие друг к другу карточки. На этой стадии дети еще затрудняются в самостоятельном использовании родовых слов - названий групп. Дети могут подменять названия групп указанием на действие, которое может производить предмет, или которое можно производить с этим предметом, иногда в качестве названия групп используется материал, из которого изготовлены предметы.

Таким образом, на этой стадии общее выражается через указание на конкретное. В то же время слово-название используется ребенком уже на основе самостоятельно сделанного обобщения.

Четвертая стадия - классификация предметов на основе опережающего словесного обобщения. На этой стадии ребенок называет группу, а потом отбирает нужные картинки. Вначале нужно, чтобы дети подробно объяснили, почему они выбирают ту или иную картинку, а затем в процессе упражнений необходимость в этом отпадает, дети уверенно используют обобщающие слова-названия, правильно собирают группы предметов.

Приобретенные в упражнениях знания и умения закрепляются в играх: «Назови три предмета», «Что не подходит?», «Охотник» и др.

Для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями в занятия с детьми необходимо включать задания на:

Сравнение пары предметов или явлений - нахождение сходства и различий между ними;

Нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

Складывание целого из частей (разрезные картинки);

Последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;

Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

Задания на сообразительность, логические рассуждения.

Задания по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны включать не только копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Необходимо расширять кругозор детей, представления о природных и социальных явлениях, накапливать у детей знания и впечатления, обсуждать с ними прочитанные книжки, анализировать поведение людей.

Данные методические рекомендации направлены на развитие у старших дошкольников с ОНР предпосылок для формирования значимых школьных навыков: интеллектуальных умений, высших психических функций, работоспособности, что позволит подготовить их к успешному обучению в школе и избежать школьных трудностей, связанных с усвоением учебного материала.

Доклад по теме:

«Развитие речи и высших психических функций у детей дошкольного возраста».

Учитель-логопед СОШ №22 СУИОП Родина Л.С.

Какова же функция работы учителя-логопеда?

Учитель-логопед занимается развитием речи, исправлением звукопроизношения, а также развитием ВПФ: памяти, вниманием, мышлением, восприятием.

Сегодня мы будем говорить о речевом развитии детей.

Наших детей иногда называют любознательными исследователями. Они начинают получать информацию сразу же после своего рождения. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он понимает обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. То есть речь появляется посредством самонаучения, а не подражения.

В возрасте от 2 до 6 лет процесс познания и обучения протекает стремительно быстро. Наблюдая за своим ребенком, вы видите, что он интересуется абсолютно всем на свете: из чего сделана чашка, как устроена лампочка (особенно это свойственно для мальчиков), почему зимой вода замерзает, а летом нет. Ребенок постоянно задает нам вопросы: «Почему?, «Зачем?», «Отчего?», таким образом, он познает окружающий мир.

К тому моменту, когда ребенок собираются идти в школу, его мозг уже усваивает такое количество сведений о себе, своей семье, окружающем мире, о котором мы, взрослые, даже не подозреваем.

Разговаривая с ребенком, необходимо обращать внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. По данным выдающегося психолога Анатолия Александровича Леонтьева словарный запас 6-ти летнего ребенка достигает 7000 слов. В разговоре ребенок должен использовать сложные предложения, включающие более 5 слов.

В шестилетнем возрасте у детей в основном завершается этап усвоения грамматической системы языка.

Что же должен знать ребенок в возрасте 6 лет?

  • Ребенок должен правильно отвечать на вопросы: «Что это?», «Кто это?»,
  • образовывать множественное число существительных: «ягода-ягоды»; «носок- носки», «рот-рты», «ухо-уши» ;
  • обобщающие понятия. Например «жираф, лев, верблюд, зебра – это дикие животные»;
  • образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «стол-столик», «стул-стульчик»;
  • образование новых слов при помощи увеличительных суффиксов: «рука-ручища», «волк-волчище»;
  • образование новых слов при помощи ласкательных суффиксов: «кошка-кошечка», «заяц-заинька»;
  • название детенышей животных: «у свиньи-поросенок, у лягушки-лягушонок, у совы-совенок, у орла-орленок», у лошади-жеребенок;
  • образование наименование предметов: «Хлеб лежит в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице»;
  • образование родственных слов: «козел – коза – козленок»;
  • согласование существительных с существительными: «1 птица, 2 птицы, 5 птиц»;
  • соотношение целого и его частей: «чайник: носик, ручка, крышка, дно»;
  • знание предлогов (ручка лежит на тетради, под, над, справа, слева, в);
  • правильно подбирать глаголы (например, кричать, говорить, шептать, петь);
  • глаголы, образованные звукоподражательным путем (комар –пищит, лягушка –квакает, корова –мычит, курица -кудахчет, коза –блеет, лошадь –ржет, гусь –гогочет);
  • образование относительных прилагательных: кофта из шерсти – шерстяная кофта, ботинки из кожи – кожаные ботинки;
  • форма предмета: «арбуз круглый, а яйцо овальное, кубик квадратный, а крыша треугольная»;
  • вкус предмета: «лимон кислый, а торт сладкий»;
  • размер предмета: «дерево высокое, а куст низкий. У жирафа шея длинная, а у собаки короткая»;
  • скорость предмета: «заяц бежит быстро, а черепаха медленно»;
  • характерные особенности предмета: «лев храбрый, а заяц трусливый»;
  • вес предмета: «чемодан тяжелый, а шарик легкий»;
  • образование притяжательных прилагательных: «у кошки хвост кошачий, у козы шерсть козья»;
  • согласование прилагательных с существительными: «крокодил зеленый, елка, ведро, огурцы»;
  • подбор слов с противоположным значением (антонимы): «Грустить – радоваться, медленный – быстрый»;
  • подбор слов близких по значению (синонимы): «метель, пурга, вьюга, буран, метелица»;
  • многозначность слов: «иголка может быть швейной, у ежика, у ели, у шприца»;
  • переносное значение слов: «золотые руки – умелый, работящий человек. Болтлива, как сорока – болтливая женщина, многоговорящая»;
  • происхождение слов: «подснежник – первый весенний цветок, который появляется из-под снега. Подберезовик – гриб, растущий под березой».


Владея этими знаниями, ребенок даст отличный результат и поможет предупредить возникновение проблем со школьной успеваемостью.

Для того, чтобы предотвратить трудности во время обучения в начальных классах, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

  1. Галина Петровна Шалаева «Родная речь», «Занимательная грамматика», «Занимательная арифметика».
  2. Ирина Викторовна Скворцова «Логопедические игры».
  3. Виктория Семеновна «Альбом по развитию речи».

Параллельно с развитием речи у ребенка развиваются ВПФ: память, мышление, восприятие, внимание – это основы, на которых строится речь.

Мышление подразделяется на:

  • Наглядно-образное,
  • Наглядно-действенное,
  • Вербально-логическое.

Для проверки наглядно-образного мышления ребенку предлагают собрать пазлы.

Наглядно-действенное мышление характеризуется сборкой пирамидки.

Вербально-логическое мышление . Перед ребенком раскладываются картинки одного рассказа, но не последовательно. Задача ребенка: разложить последовательно и составить рассказ (карточки №5).

Восприятие подразделяется на:

  • Зрительное,
  • Слуховое,
  • Пространственное,
  • Временное.

Обследуя зрительное восприятие ребенку предлагается исправить ошибку, допущенную художником («Занимат. Грамматика», стр. 11).

Слуховое восприятие проверяется ритмическим рисунком: / // ///.

Пространственное – нарисовать круг, и предложить ребенку дорисовать что-нибудь, чтобы получилась картинка.

Временное проверяется вопросами, типа: «Что было перед зимой?», «Что наступает после ночи?». «Назови соседей четверга».

Для того, чтобы ребенок запомнил дни недели, советую приобрести настенный календарь.

Память подразделяется на:

  • Слухоречевую,
  • Зрительную,
  • Тактильную и двигательную.

Слухоречевая память. Ребенку предлагают прослушать 10 одно-двусложных слов, а затем воспроизвести в любом порядке.

Зрительная память . 6 цифр (букв) раскладывают перед ребенком. Через 15с цифры (буквы) убирают, а ребенок пишет по порядку цифры (буквы).

Тактильную и двигательную проверяют, проводя игру «Волшебный мешочек».

Чтобы проверить внимание и память вашего ребенка, задайте вопросы, типа:

Назови свое имя.

Назови свою фамилию.

Назови свое имя и фамилию.

Назови свою фамилию и имя.

И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать Вам, родителям терпения в совместной кропотливой работе со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.


И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более - удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
  3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям , нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

Особенности

Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.
  • Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
  • распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  • малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  • внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.
  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.
  • Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
  • охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
  • способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
  • устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.

Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика

ПЛАНИРУЕТЕ БЕРЕМЕННОСТЬ?
11 советов о правильном образе жизни

Вероятность наступления беременности зависит, в том числе, от ряда факторов, таких как Ваш рацион питания, вес, наличие вредных привычек и уровень физической активности. Если вы хотите повысить шансы на зачатие, возможно, Вам потребуется изменить...

Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
  3. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  4. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
  5. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Методики развития

Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

  • Интересная прогулка

Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.

Описание материала : предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) - это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй - как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период - быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития - это процесс перехода от социального к индивидуальному.

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это - «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее - «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное - одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это - 1, если не обуто, то это - 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника - 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом в круг, все буквы «Б» - синим карандашом в квадрат, все буквы «В» - зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время - 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование - всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»