Шокирующая история о жизни в приемной семье. Приемный ребенок в семье: что нужно знать

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Воспитание приемных детей в семье – дело чрезвычайно важное с позиций общечеловеческих ценностей, но в то же время и трудное, исходя из сложности соединения семьи, у которой есть своя история, свои традиции, привычки, устои, с судьбой ребенка, искалеченной, травмированной. Важно понимать особенности ребенка-сироты, знать, как он до этого жил в детском доме. Нужно помнить, что ребенок, несмотря на то, что в детском доме очень много взрослых – воспитатели, педагоги, психологи – тотально одинок и покинут. У него нет того единственного, близкого, родного взрослого, ради которого он мог бы развиваться, расти, на кого мог бы ориентироваться в своей жизни. Это, конечно, не единственная особенность. Хочется отметить, что у такого ребенка, может быть полное отсутствие опыта жизни в семье. У него нет модели семьи, он не видел, как мама заботится о ребенке и о папе, как папа заботится о семье. Не знает он и многих элементарных вещей: как ходить в магазин, сделать себе бутерброд, заварить чай, как зарабатывают и тратят деньги. В детском доме, к сожалению, полное отсутствие личных границ. Ребенок, конечно, имеет свою кровать, тумбочку, но он не может распоряжаться вещами так, как ему бы хотелось. От его желания очень мало что зависит: хочешь или не хочешь, в положенное время нужно есть, спать, играть.

В семье у ребенка должны быть личные границы , вещи, про которые ребенок может сказать «Это моё!», и мама, папа, другие люди должны попросить разрешения, чтобы воспользоваться этими вещами. Таким образом у ребенка формируется понятие не только «моё», но и «чужое». Отсутствие личных границ в детском доме приводит к тому, что, взяв вещь другого человека, ребенок не понимает, что он ворует, он даже не задумывается о том, что это чужое, он привык к тому, что всё общее. Поэтому когда ребенок приходит в приемную семью, важно учесть этот момент. Обращать его внимание на то, что нужно просить разрешения – и, в свою очередь, спрашивать у него, можно ли взять его вещи. Это целое направление работы приёмных родителей. Нужно не стесняться проговаривать эти вещи с ребенком и непременно уважать его границы.

Если от ребенка отказались уже в сознательном возрасте, он жил в семье какое-то время, то это, безусловно, травмированный ребенок , но определенная привязанность с мамой у него сформировалась. У него есть опыт, пусть и негативный, общения с близкими взрослыми, он научился любить, хотя, может быть, и не так, как нам бы хотелось. У ребенка, который с младенчества живет в детском доме, такого опыта нет вовсе. Он не успел научиться любить ни одного взрослого, у него нет чувства стойкой привязанности. Взрослые в детском доме часто меняются, и в таких условиях тяжело установить взаимоотношения, напоминающие семейные.
Как бы мы ни рассказывали в Школе приемных родителей, на что стоит обратить внимание при выборе ребенка, в большинстве случаев выбирают сердцем. Пришли, увидели – моё! Ёкнуло сердце, и ребенка полюбили с первого взгляда.

Когда ребенок из детского дома приходит в семью, он приносит с собой все обиды, которые он успел накопить за свою жизнь. У ребенка очень низкая самооценка, он считает, что от него отказались, потому что он плохой. Почти никогда он не испытывает агрессию сторону отказавшихся от него родственников. В том, что произошло, он винит себя. Это связано с детским эгоцентризмом, ведь ребенок считает, что весь мир вертится вокруг него – и хорошее, и плохое. Когда ребенок приходит в семью, всё меняется. Конечно, период адаптации проходит сложно, он может быть довольно длительным, но в семье ребенок просто расцветает. Меняется даже запах у ребенка, иногда появляются новые волосы, он начинает активно расти, меняются его глаза – то есть обновление происходит даже на физиологическом уровне.

Психологические изменения связаны в первую очередь с тем, что ребенок понимает теперь: «Я нужен, я любим. У меня есть мама и папа, и всё как у всех» . Ребенку хочется расти и стараться для них. Но не всё сразу получается и не всё гладко проходит. Сначала ребенок очень старается понравиться, старается всё слышать и выполнять, но долго в таком напряженном состоянии он, конечно, находиться не может. Когда ребенок наконец-то расслабляется, приемные родители уже видят всю его горечь, обиду на мир. Они замечают, что не сформировано или разрушено у ребенка базовое чувство доверия к миру. И в этот период родителям важно не дрогнуть, контейнировать его тревогу, принять ребенка с его трагедией. У некоторых адаптация длится около полугода, у других – занимает до семи лет.
Когда конфликт происходит со своим ребенком, у вас есть биологическое подкрепление, вы с этим ребенком с самого начала. Когда возникают конфликты с приемным ребенком, такой биологической поддержки у вас нет. Поэтому очень важно при знакомстве с ребенком почувствовать его. Буквально, нравится ли вам, как он пахнет, приятно ли держать его на руках, трогать его. Трудностей в приемной семье очень много, и телесное принятие поможет вам, будет служить подкреплением в непростых ситуациях. И всё-таки воспитание приемного ребенка – это дело очень благодарное.

Стоит отдельно сказать об искушении приемных родителей свалить все беды на генетику . Сами подумайте, если мы будем каждый день думать о плохой наследственности и говорить об этом ребенку, если каждую минуту будем ждать, что вот-вот он станет алкоголиком или наркоманом, в каждом его шаге, даже безобидном, видеть проявление дурных генов, - что может вырасти из этого? Такое поведение родителей подталкивает ребенка к воспроизведению того сценария, о котором ему говорят, которого от него ждут.
Принимая решение взять ребенка в семью, нужно подумать о том, какие есть противопоказания. Для себя их нужно помнить, обсудить со специалистом и взвесить своё решение. Рассмотрим некоторые из них.

Если в семье, которая готовится стать замещающей, в последние два года произошли какие-либо травмирующие события – смерть близких, развод, тяжелая болезнь – это является серьезным противопоказанием. Считается, что два года – это тот период, за который человек смиряется с утратой. Конечно, это не жесткий штамп, у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже, но в среднем так. Нужно обязательно прислушаться к себе, если такая ситуация была, прошла ли она для вас, успокоились ли вы, есть ли у вас силы. То есть сначала непременно нужно решить кризис внутри семьи, и уже потом брать ребенка. Если сама семья в кризисе, она не может помочь другому человечку с его проблемами, по-настоящему поддержать его.

Наличие в семье кровных детей – это конечно, не противопоказание, но лишний повод задуматься. Как они отнесутся к появлению нового члена семьи? Как им будет вместе? Специалисты рекомендуют брать ребенка помладше, чем свои дети, чтобы сохранялся естественный порядок появления детей в семье, не нарушалась иерархия старший-младший. Но стоит сказать, что не всегда так, и есть положительные примеры семей, в которых приёмный ребенок старше родного.

Когда ребенок появляется в семье, ему нужно очень много внимания . Ему нужна вся любовь, всё пространство – и надо оценить готовность всей семьи поменять свою структуру. Это сравнимо с новорождённым ребенком, занимающим всё время и заботу мамы. Но при этом у других членов семьи может возникнуть непонимание ситуации – ведь ребенок-то, может быть, уже большой, пять, семь, десять лет, а ведет себя, как малыш: хочет, чтобы его кормили, одевали, возились только с ним. Он как бы наверстывает упущенное. Он так ведет себя не из-за собственных капризов, но устанавливая таким образом привязанность к родителям. Со временем это изменится, ребенок успокоится, но этот период необходимо прожить.

Помните, что ребенка может взять не только пара, но и одинокие люди – мужчина или женщина. Это не самый лучший вариант, но всё равно хороший. Необходимо подумать о возрасте. Лучше, если потенциальные приемные родители будут младше 50 лет, хотя это, опять же, не строгое ограничение, а лишь рекомендация. Связано это и с ресурсом жизни человека - нужно, чтобы родители успели вывести ребенка во взрослую жизнь, и со здоровьем, и с тем, что пожилым людям просто сложнее менять свою жизнь и найти силы заботиться о ребенке.

Важно также подумать о своей мотивации . Для чего я беру ребенка? Зачем? Что я могу ему дать? Чего я жду от него? Есть мотивация, которая способствует тому, чтобы ребенок прижился в семье, стал родным и близким, а есть мотивация, которая препятствует этому. Зачастую взрослый преследует именно свои цели, а не в интересах ребенка действует. Импульсивные действия тоже ни к чему хорошему не приводят. Например, увидели малыша по телевизору – жалко, надо взять. Но жалость – не лучший советчик. Сегодня жалко, завтра начались проблемы, и жалость закончилась. Остается живой ребенок, со своими проблемами, особенностями. Возврат же ребенка в детский дом очень тяжело пережить и самому ребенку, и несостоявшимся приемным родителям. Специалисты в Школе приемных родителей – в Нижегородской области таких школ достаточное количество - помогают разобраться в мотивах, и определить личностный ресурс кандидатов в приемные родители. Эта работа направлена на то, чтобы выявить сильные стороны кандидата и возможные риски.

Отношения приемного ребенка с окружением семьи – родственниками родителей, их друзьями, - могут выстроиться не сразу. Первый вопрос, который возникает: «Зачем вы это сделали, зачем вам чужой ребенок?» Особенно болезненно воспринимают такой шаг бабушки и дедушки. Но происходит это не из-за их черствости, а наоборот, они слишком переживают за своих родных детей. Бабушки понимают, что воспитание приемного ребенка – это нелегкий труд, и они стараются оградить своих детей от проблем и тягот. Нужно дать время своим родителям, чтобы они привыкли к ребенку. Ведь это решение приняли вы, самостоятельно, и нужно помочь старшему поколению понять вас. Как раз бабушки и дедушки часто поддерживают мифы о дурной наследственности, которая непременно даст о себе знать. Но потом эти же самые бабушки очень привязываются и по-настоящему любят приемных внуков, гордятся и своими детьми, и их решением. Ведь раньше считалось нормой, что ребенок живет в семье. Если в родной семье возникала какая-то тяжелая ситуация, ребенок не оставался один, его всё равно забирали родственники, друзья, знакомые, просто жители той же деревни. Бывает и так, что прабабушки, помня об этой традиции, помогают бабушкам привыкнуть и принять ребенка-сироту.

Приемного ребенка тоже нужно подготовить к знакомству с новыми людьми . В детском доме он жил в достаточно ограниченном коллективе, теперь же ему предстоит встретиться с большим количеством людей, каждый из которых имеет своё мнение о нём, своё отношение. Прежде всего, приёмному ребенку важно установить отношение с приемными родителями, и на первых порах ребенка лучше уберечь от лишних встреч. Выстроить сначала маленькую семью – родители и дети. Когда ребенок поймет, что его здесь любят и принимают таким, какой он есть, - когда он балует, когда он болеет, когда грустит и радуется, - он станет увереннее. Потом постепенно, без пышных многолюдных мероприятий, можно знакомить его с окружением семьи. Хорошо бы сначала поговорить об этом, показать фотографии, рассказать о тех людях, которых он скоро узнает. Ребенок даже может не пойти сначала, отказаться и испугаться – поймите его, может быть, стоит и отложить встречу.

Приемные родители должны обладать рядом личных качеств, которые помогут справиться с конфликтными ситуациями . Во-первых, это эмпатичность – способность сопереживать, понять, почувствовать другого человека, будь это приемный ребенок, родной ребенок, ваш супруг или ваши родители. Во-вторых – открытость родителя, способность принять помощь. Зачастую приемная семья остается один на один со своими проблемами, она боится пустить к себе специалиста, который поможет, увидит ситуацию с другой стороны, оказать поддержку. Такое поведение лишь усугубляет проблемы. Обращаться лучше в специализированные службы, которые работают именно с замещающими семьями, потому что тема приемного родительства имеет свою специфику. Очень важно для приемного родителя быть коммуникативным человеком, то есть уметь налаживать связь и с ребенком, и с учителями в школе, и, если не прервано общение с кровными родственниками, с родными своего приемного ребенка.

Поддерживать ли контакты с людьми из прошлой жизни ребенка , решают в первую очередь сами приемные родители. Бывают такие ситуации, когда ребенка необходимо оградить от прежних родственников – и точка. Например, если в родной семье происходило насилие, аморальные вещи. Но бывает и так, что от детей отказываются в силу непреодолимых обстоятельств – крайней материальной нужды, сложной жизненной ситуации. Если общение с родными не приносит очевидного вреда ребенку, то не стоит категорически запрещать ему встречи с кровной семьей. Каждый человек должен иметь свою историю, и ребенок вправе знать, что было в его жизни. Приемные родители должны рассмотреть все возможности и варианты именно в пользу ребенка – как ему, а не им, будет лучше.
Желаем вам, чтобы каждая семья была счастливой, и чтобы приемные дети действительно стали родными, любимыми и любящими.

Неуверенность в себе, страх и волнение испытывают все новоиспеченные родители. Но в отличие от обычных мам и пап, кроме вопросов «как пеленать?», «чем кормить?» и «не навредит ли здоровью крохи открытая форточка?», у вас возникает еще масса других вопросов, главный из которых - сможете ли вы полюбить рожденного другой женщиной мальчика или девочку, ставшего (шей) членом вашей семьи?

Жизнь втроем

Вполне естественно, что для семьи, которая собирается взять ребенка, период ожидания малыша протекает не так, как у биологических мам. Пусть женщина не вынашивала беременность, но она должна «выносить» свое материнство.

  • Узнайте, что испытывают приемные родители: поговорите с другими парами, усыновившими ребенка, наконец, прочтите книги, посвященные этой теме.
  • Не сравнивайте своего малыша с детьми своих друзей и знакомых - принимайте его таким, какой он есть.

Такие детки особенно замечают отсутствие личных вещей: игрушки общие, общие полотенца, одежда общая и ее при стирке путают. У них нет любимой чашки, тарелочки, любимой игрушки, с которой обычно засыпают малыши. Это жизнь с отсутствием тех маленьких вещей-символов, которые воспитывают индивидуальность. И это первое, о чем должны позаботиться мамы и папы перед приездом в новый дом приемного сынишки или дочурки.

Готовясь стать мамой, учтите результаты психологических исследований. Дети до двух лет почти не помнят своего прошлого. Именно с ними у приемных родителей складываются самые прочные отношения. Зато у детей 2–6 лет часть воспоминаний сохранилась. Эти малыши могут непроизвольно воспроизводить то поведение, которое наблюдали в семье или в детдоме. Кстати, этот возраст самый подходящий для того, чтобы постепенно рассказывать крохе правду о его появлении в семье.

Дети старше 6 лет помнят свое прошлое, которое уже наложило отпечаток на их развитие. Освоившись в новой обстановке, они могут демонстрировать многое, виденное ими в прежней семье или детдоме. Эти малыши особенно нуждаются в правдивой информации о своих кровных родителях и своем прошлом.

Скрытые проблемы

Решаясь на усыновление, будущие родители частенько становятся жертвой «доброжелателей», мол, зачем вам эти дети, они сплошь неполноценные, рожденные наркоманками и алкоголичками. А уж какие там гены!..

Все родители, а не только приемные, хотят, чтобы малыш был и красивый, и здоровый, и чтоб похож был на папу с мамой одновременно. Но ведь и желанные детки не всегда рождаются вполне здоровенькими, а уж что касается генов… Вряд ли многие из них похвастаются генеалогическим древом, выстроенным с учетом пращуров до десятого колена. Что же касается малышей, «идущих» на усыновление, то их тщательно обследуют и отбирают: тех, кто имеет неизлечимые заболевания, например болезнь Дауна, даже не предлагают потенциальным усыновителям - это запрещено законом. Да, действительно, кроха может «взять» от кровных родителей предрасположенность к болезням (но не сами болезни!), но он не унаследует воровство и хулиганство. Человека формирует окружающая среда, а значит, очень многое зависит от его новых воспитателей.

«Признаюсь честно, у меня даже не возникло мыслей о наследственности и прочей условной чепухе, - рассказывает Анна, - хотя в 4 с половиной месяца Саша не только не переворачивался, он даже головку самостоятельно держать не мог и сильно отставал в массе и росте. Но я рада, что нас не испугал букет „серьезных болезней“. Конечно, у него в анамнезе была и фраза: „задержка психомоторного развития“. У многих ли ее нет?.. Тем же, кто еще сомневается усыновлять или нет малютку, я могу сказать только одно: не выбирайте долго и упорно, не ищите родословных, не подбирайте по цвету глаз, волосиков - откройте свое сердце и вы услышите ответ».

Анна с мужем не торопились и не подгоняли развитие своего малыша - ведь он был таким слабеньким. Но в семь месяцев Саша уже сам сидел. В восемь - ему не хватало всего лишь 300 г до «принятых норм», но зато в год уже был «лишний» килограмм. В десять месяцев он начал ходить. Сейчас его уже сняли с диспансерного учета пульмонолог и ортопед.

Многие болезни, и это признают психологи, возникают от недостатка любви и лечатся, соответственно, любовью. Кстати, если перед усыновлением вы хотите получить информацию о биологических родителях - все сведения, как правило, доступны и, более того, обязательны для ознакомления.

Как ему сказать…

В нашем обществе, к сожалению, приемный ребенок частенько получает ярлык неполноценного. Поэтому хорошо подумайте, имеет ли смысл афишировать перед друзьями, знакомыми и просто соседями факт усыновления малыша. Впрочем, сделать из этого тайну тоже, увы, не всегда получается.

«По соседству с нами живет еще одна семья с приемным ребенком, - рассказывает Анна. - Муж с женой, которым лет по тридцать, усыновили девочку еще в грудничковом возрасте. Правда, „рождение“ приемной дочки было обставлено по тщательно разработанному сценарию, они придумали необычную историю о родах в Канаде и т. п. Они и дочери рассказали о том, как ее привезли домой… Девочке сейчас пять лет, и родители свято верят, что они всех обманули. Только „шила в мешке не утаишь“, и все вокруг знают правду. На мой взгляд, ложь - это бомба замедленного действия! Я много общаюсь с такими же приемными родителями, как и мы - наслушалась всяких историй, когда неосведомленность ребенка приводила к трагедии. Да, мой малыш усыновлен, но он мой, родной и должен знать правду! Ведь одна угроза, одно слово со стороны может разрушить доверие. Я уже сейчас рассказываю Саше о том, как мы его впервые увидели… Более подробно мы расскажем, когда он сможет понять, что это такое - „биологические родители“. Я не хочу, чтобы он почувствовал себя обманутым. Мне не придется врать - он любимый и самый желанный!»

Как поступить, конечно, зависит от самих родителей. Сказать ребенку или нет, а если сказать, то как? Как можно тактичней и… проще. Обязательно убедите малыша в том, что он именно такой ребенок, о котором вы всегда мечтали. На вопрос, почему его бросила родная мама (этот вопрос обязательно прозвучит, будьте к нему готовы), стоит сказать примерно следующее: «Я не знаю, почему она не смогла о тебе заботиться, но я уверена, что она этого очень хотела». Помните, нельзя негативно отзываться о прошлом ребенка. И, возможно, обращение одной приемной матери к своему малышу поможет и вам выбрать правильные слова.

Жили на свете две женщины, которые не знали друг друга.
Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.
Две разные женщины, создавшие твою жизнь.
Одна стала твоей путеводной звездой,
другая - твоим солнцем.
Первая женщина дала тебе жизнь,
вторая учила, как ее прожить.
Первая дала желание быть любимым,
вторая подарила тебе любовь.
Одна дала тебе национальность,
другая дала тебе имя.
Одна подарила тебе талант,
другая дала тебе цель.
Одна подарила тебе чувства,
другая умиротворила страхи.
Одна видела тебя при рождении,
другая научила смеяться и говорить.
Одна не смогла дать тебе дом,
другая молила о ребенке,
и Бог услышал ее.

Несмотря на свою простоту, оно достаточно точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с крохой о его кровных родителях и тех, кто принял его в семью.

Смогу ли полюбить…

Материнская любовь с моментов родов - один из многочисленных мифов. Любовь матери к своему малышу не расцветает при первой встрече. Она «оттачивается» в течение дней, недель, месяцев и лет любви и забот. И какой же он чужой - этот кроха, который вошел в вашу жизнь? Это раньше он был ничей, а теперь он ваш.

«У меня не было возможности готовиться к появлению малыша заранее - все произошло неожиданно. Погиб мой единственный ребенок. Он воду любил, плавал отлично, но море его забрало. Нам незачем стало жить, было страшно возвращаться домой, не было смысла идти на работу, зарабатывать. Для кого?.. И мы с мужем неожиданно для себя взяли брошенного кроху.

Стал ли он родным? - продолжает Аня. - Он уже давно им стал. А когда у Саши заподозрили серьезное заболевание, и муж, испугавшись, предложил вернуть Сашеньку в детдом, я поняла, что если мне придется выбирать между „чужим“ ребенком и „родным“ мужем, я выберу приемного сына».

Узы, связующие мать и приемное дитя, в большинстве случаев столь же прочны, как и у обычных родителей. Но не впадайте в крайность, не доказывайте самоотверженно свою любовь к малышу - искренность ваших чувств внушит ему, что он желанен в родном доме. А ведь он родной, не так ли?

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей - приемный ребенок не слушается:

«Васе было два года, когда мы усыновили его. Сейчас ему семь. Он был здоровый, веселый малыш, сразу нам понравился. Мы прошли обучение по воспитанию детей приемными родителями. Все было хорошо. Проблемы начались, когда он пошел в детский сад. Не хотел идти туда, закатывал истерики, упрямился. Потом стал воровать игрушки других детей и приносить их домой. Прятал эти игрушки под матрасом. Как же было стыдно перед родителями этих детей!

Заставляли его просить прощения! Приходилось обыскивать его каждый раз, когда забирали из детского сада. Не слушался, что ни просили, все делал наоборот. Даже одежду пачкал специально. Мы разговаривали с ним по-хорошему, но он не понимает. В угол ставили, наказывали ремнем иногда. Лишали компьютера. Ему все равно, он даже еду стал воровать и прятать.

Сейчас пошел в первый класс. Украл деньги, стащил из шкафа. Купил на них сладости и съел. Мы долго выясняли, куда он дел деньги, пришлось выбивать из него слова ремнем. Нашли обертки от шоколада - спрятал за столом. Тогда поверили, что на сладости потратил. В магазинах он тоже ворует. В школе учиться не хочет, грубит учительнице, к другим детям проявляет агрессию. Учительница застала его и мальчика из старшего класса с сигаретой. Ему всего семь, а он уже курит! И уже вор! Что делать? Мы не можем справиться с ним!»

Родные и приемные дети - есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился - не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы. К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется. Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее - это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания. Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен. Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями - отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын - малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно. Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными. Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем - они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики. Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие. Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей - «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики - как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта. Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше. Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь , совместное семейное чтение - это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику. Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство - это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать . Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, - это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него - можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками. Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор. Психически больных детей усыновлять нельзя - их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям , начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:


Сегодня в России запущены сотни программ ориентированных на . Несмотря на это число детей лишенных родительской заботы не падает. Выходом из такой трагической ситуации может стать приемная семья .

Понятие приемной семьи

Приемная семья представляет собой вариант семейного размещения ребенка-сироты или ребенка, родные родители которого были . Для ее формирования территориальное управление опеки создает акт и договор.

Статус приемной семьи регламентирован статьями Семейного Кодекса РФ 152-155 (), и сопровождается .

Формирование приемной семьи

В статье 152 СК РФ строго прописан регламент, по которому реализуется программа попечения. Приемная семья образуется на основании соглашения. Подписывается этот договор родителями-попечителями и представителями ребенка (органы опеки).

В договоре указываются:

  1. Обязанности родителей. А именно воспитывать ребенка, организовать для него качественные условия для жизни. Осуществлять досуг, уважать, помочь ребенку адаптироваться для жизни вне детского дома.
  2. Обязанности органов опеки. Государственное ведомство призвано контролировать воспитание и содержание ребенка, переданного по приемной программе. В связи с этим, приемная семья имеет право на выплаты в 2017 году : единовременное пособие – 16 350,33 рубля (за каждого ребенка), ежемесячные выплаты (40% от средней заработной платы родителя за последний год), ежемесячные вознаграждения родителям за каждого ребенка, не достигшего 10 лет - 7 857,64 рубля , достигшего 10-летнего возраста 8 756 рублей . Органы опеки так же обязуются обеспечивать и другую социальную поддержку семье (перечень льгот устанавливается индивидуально в зависимости от возможностей региона).
  3. Полная информация о ребенке, его родных родителях.
  4. Срок действия договора.

Расторжение договора попечительства – редкая юридическая практика. Но данные ситуации случаются. Законом подобные случаи регламентированы статьей 153 Семейного кодекса РФ.

Итак, договор о приемной семье разрывается если:

  1. Истек срок действия.
  2. Приемные родители больше не хотят или не могут заботиться о ребенке – проблемы со здоровьем, материальным обеспечением.
  3. Органы опеки пересмотрели свое решение и отказали родителям в попечительстве. Это происходит, если в семье замечены неблагоприятные условия для проживания ребенка.
  4. Одна из сторон подписавших договор нарушила его условия.

Важно: если приемная семья готова взять на попечительство часто болеющего малыша, с нарушениями в развитии или ребенка инвалида, то будущее место проживания должно отвечать жизненным потребностям приемного ребенка.

Опека всегда следует исключительно интересами ребенка. Поэтому если ребенок уже достиг 10-летнего возраста, без его согласия никакой договор подписан не будет. Интересы младших детей представляют органы опеки.

Порядок образования приемной семьи

По этапам распишем, как взять ребенка из детского дома или дома-малютки и создать приемную семью:

  1. Передача обязательного списка документов в территориальный орган опеки.
  2. Сотрудники управления в течении 3-х дней проверят предоставленные документы, занесут информацию в базу данных, проведут осмотр жилищных условий заявителей.
  3. Ожидание решения о назначении или не назначении заявителя приемным родителем занимает около 10 дней со дня подачи документов.
  4. Если вопрос решился положительно, родители получают направление в детские дома для знакомства с ребенком и его личным делом. При необходимости ребенку может быть проведена дополнительная медицинская диагностика.
  5. В случае положительного исхода родители пишут заявление о своих намерениях взять ребенка в семью.
  6. Подготовка акта о передачи ребенка в новую семью.
  7. Подписание договора.
  8. Начисление социальных выплат.

Чтобы начать процедуру оформления приемной семьи необходимо обратится в Управление опеки и попечительства по месту жительства.

Список документов

  • справка с места роботы будущих родителей. В ней должна быть указана должность, средняя заработная плата, дана характеристика;
  • справка о составе семьи;
  • документы на квартиру или дом (находящиеся во владении родителей);
  • справка из полиции подтверждающая отсутствие судимости;
  • справка о состоянии здоровья;
  • автобиография;
  • письменное согласие всех членов семьи заявителя.

Заключение

Определим главные моменты статьи:

  1. Приемные родители – лица, готовые помочь ребенку сироте или ребенку, родители которого лишены родительских прав в воспитании.
  2. Принимая ребенка в семью, родители должны понимать, что он сохранит связь со своими родственниками и свою фамилию.
  3. Процесс оформления приемной семьи сложный, но требования к родителям более лояльные в отличие от процедуры усыновления.
  4. Детям, попавшим в приемную семью и родителям, взявших на себя их воспитание положена материальная помощь со стороны государства в виде пособий.
  5. Прежде чем начать процедуру оформления семья должна оценить свои возможности и не руководствоваться только материальной выгодой. Приемные родители должны стать его помощниками в жизни, образцом для подражания.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по приемным семьям

Вопрос: Мы с мужем являемся приёмными родителями для отказного ребёнка из роддома. Какие льготы приемным семьям полагаются по закону? Алина.

Ответ: Алина, поскольку ребёнок помещён в семью из роддома и является отказным, количество льгот существенно шире, чем при обычном усыновлении. Во-первых, всё питание (до двух лет) и лекарства (до трёх лет) оплачиваются государством. С постановлением суда вы имеете право получить единовременную выплату, а также ежемесячное пособие на ребёнка.

При этом, за ребёнком сохраняются все права: он получает жильё (право на жильё биологических родителей или новое, от государства), бесплатно учится так же, как и дети-сироты. Матери, которая не работает, но воспитывает ребёнка, эти годы включаются в пенсионный стаж.

Сами дети получают большое количество единовременных пособий на различных этапах жизни: при устройстве на работу, при смене учебного заведения. Также сохраняются все виды содержания.

На сегодняшний день, приёмные родители получают 40% от своего средневзвешенного заработка за год, но не менее 3 МРОТ , установленных для региона.

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации. На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания. Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства. Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности. Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне. Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении. Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически. Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить. На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу. Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию. Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить. Желательно все показывать на своем примере.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их. Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство. Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку. Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен. Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.


Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок. Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом. Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить. По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность. Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение. Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить. Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно. Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни. Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

Этап Краткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.


Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

Название Описание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:


У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»