Системно векторная психология для родителей. Что мы можем дать своим детям? Что мы можем дать нашим детям Системно векторная психология предлагает дифференцированный подход

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Все навыки и приобретенный опыт очень важны, однако существует нечто более значительное, то, что служит основой нашей жизни, то, что действительно подготовит наших детей к будущим испытаниям. Это молитва.

Однажды Иисус укорил книжников и фарисеев в том, что они, аккуратно исполняя указание о «десятине с мяты, руты и всяких овощей», забыли о Божьей заповеди «возлюби ближнего своего». Иисус не говорил, что они не должны отдавать Богу десятину; Он говорил о том, что они не на том делают акцент. Это можно отнести и к нашему случаю: все те вещи, которые мы делаем для наших детей, существенны - выполнение различных обязанностей, получение дополнительного образования, конечно, лучше подготовят их к жизни, - но в сравнении с важностью обучения детей молитве и теми преимуществами, которые даст им развитие отношений с Богом, все это лишь десятина с наших «пряностей».

Научив детей молиться, мы действительно подготовим их к жизни и дадим им все необходимое для того, чтобы они смогли смело встретить все, что ожидает их в будущем. Научив детей молиться, мы научим их общаться с Тем, Кто является их Создателем, Отцом, Учителем, Тем, Кто любит их больше, чем мы можем себе представить.

Научив детей молиться, мы познакомим их с Отцом Небесным, Который не только желает им самого лучшего, но и знает, что для них благо, и имеет силу и средства дать им это. Иисус, сравнивая нашу способность давать что-то своим детям с этой же способностью Бога, говорит: «…если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11).

Недавнее исследование Института общественного мнения Гэллапа, результаты которого были опубликованы в журнале «Parenting», показало, что 65% родителей молятся со своими детьми перед обедом и сном («The Parenting Poll», Parenting , December\January 1996, 123.). Это значит, что мы, как родители, понимаем роль молитвы и стараемся молиться со своими детьми (т. е. приучить детей к молитве).

Хотя для начала замечательно и то, что мы молимся перед сном и обедом, необходимо научить детей молиться и в другие часы.

Подумайте

1. Какую роль играет молитва в вашей семейной жизни? В ваших взаимоотношениях с детьми?

2. Чего вы желаете своим детям? Каким образом обучение молитве поможет им приобрести это?

Польза уроков молитвы

Записывая дочерей в музыкальную школу в класс скрипки, мы с женой в первую очередь подумали о пользе этих занятий: во-первых, научиться играть на музыкальном инструменте в юном возрасте будет для девочек легче; во-вторых, занятия будут им интересны и они смогут разбираться в музыке; в-третьих, это поможет им дисциплинировать себя.

Каждый родитель хочет видеть успехи своих детей. Все мы любим сказку о Золушке. Простая, бедная, но красивая и добрая девочка, которую часто обижали в ее родном доме, чудесным образом избавляется от всех неприятностей и оказывается в королевском дворце. Такие сказки, как «Румпельштильцхен», «Принц и нищий», и диснеевские мультфильмы «Красавица и Чудовище» , «Русалочка» и «Аладдин» продолжают эту тему.

Эти истории ближе к реальности, чем можно было бы подумать, ибо Царь царей вручил нам для наших детей приглашение на небеса, в Царство, которое прекраснее самого красивого сказочного дворца. Здесь каждый становится членом Божьей семьи. Но Господь предлагает нам не просто посетить небеса. Он предлагает нам сесть рядом с Ним, всемогущим Богом, в ведении Которого находится все сущее, беседовать с Ним и познавать Его. Он предлагает нам стать полноправными членами Его семьи и наслаждаться теми преимуществами, что дает включение в Его семью. Дети могут войти в Царство Божье прежде, чем они попадут на небеса, поскольку все начинается еще здесь, на земле.

Иисус сказал: «…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14).

Господь, предлагая всем нам войти в Его Царство, призывает нас познавать Его и убедиться в Его присутствии. Прочитайте следующие отрывки из Священного Писания:

И воззовете ко Мне, и пойдете, и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщите Меня, и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь…

Иер. 29:12–14

Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (Ин. 14:23; см. также: Иер. 24:7 и Иак. 4:8.)

Когда мы не просто учим детей молиться, а готовим их к тому, чтобы они признали молитву основой своей жизни, мы вручаем им высшие дары и привилегии, какие только можно получить в этой жизни: встречу с Богом и Его дружбу.

Рассмотрим молитву с той же точки зрения, с какой мы рассматривали уроки музыки. Какие преимущества дает детям жизнь христианина, жизнь, неотъемлемой частью которой является молитва? Большие! Они вытекают из преимуществ общения с Богом. В Библии, Слове Божьем, ярко описаны некоторые из этих благ: это и более совершенная внутренняя жизнь, и процветание, и успех в бизнесе.

1. Более совершенная внутренняя жизнь

Когда мы учим наших детей молиться, они узнают о великой радости, которую могут испытать сами. Радость и мир, который Господь вкладывает в их сердца, превосходят все, что мы можем предложить им, ибо Бог, в отличие от нас, всегда слышит наших детей и помогает им. Он обещал, что будет хранить нас в совершенном мире (см.: Ис. 26:3), Он обещал, что мы будем испытывать радость в Его присутствии, радость, которая изгонит всякий страх (см.: Пс. 20:7–8), и что у нас будут причины для этой радости (см.: Пс. 104:3).

Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна . (Ин. 16:24; курсив мой. - Р. О. ; в этом и в других отрывках из Священного Писания курсив введен для того, чтобы подчеркнуть значение выделенных слов).

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе . (Флп. 4:6–7; курсив мой. - Р. О. )

2. Развитие личности

Все родители желают, чтобы их дети развивались как личности. Мы хотим, чтобы наши сыновья и дочери возрастали в познании Бога, становились мудрее и исполнялись всей полнотой Божьей. Молясь, наши дети могут достигнуть всего этого:

…Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум … (Притч. 2:3–6; курсив мой. - Р. О. )

…И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею . (Еф. 3:19; курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 118:26, Иер. 33:3.)

3. Сила и мужество

Страхи наших детей порой могут показаться нам необоснованными, однако на них следует обратить внимание. По мере того как наши дети растут, становятся подростками, а потом и взрослыми людьми, страхи не уходят из их жизни, они только лишь видоизменяются. Если же наши дети научены молиться, то они будут готовы смело и мужественно встретить жизнь со всеми ее трудностями. В Писании говорится об ответах, которые мы получаем на свои молитвы:

Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня. Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся . (Пс. 33:5–6; курсив мой. - Р. О. )

В день, когда я воззвал к Тебе, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость . (Пс. 137:3, курсив мой. - Р. О. ; см. также: 1 Пар. 16:11, Плач. 3:57 и Деян. 4:31.)

4. Защита и избавление от зла

В нашем мире существует множество проблем, которые представляют угрозу для наших детей. Это и высокий уровень преступности, и наркотики. Всегда существует большая опасность того, что ребенок может попасть под чье-то пагубное влияние. Молясь, мы и наши дети можем защитить себя от зла:

Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их . (Пс. 33:18, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 21:5 и Мф. 6:13.)

5. Божье водительство

Бог желает, чтобы мы и наши дети взывали к Нему, прося Его водительства. Относительно каждого из нас у Бога Свои намерения, и Он обещает исполнить их, если мы просим:

Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне… (Пс. 56:3, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Притч. 3:4–6 и Иак. 1:5.)

6. Забота

Наши дети молятся любящему Отцу Небесному, у Которого есть и желание, и возможность даровать им (и нам) все, в чем они (и мы) нуждаются. Все, что от нас требуется, - это просить Господа, чтобы Он заботился о нас. Иисус говорил Своим последователям, что если сын вправе ожидать от своего земного отца хлеба и благих даяний, то «тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (см.: Мф. 7:9–11, курсив мой. - Р. О. ).

В Новом Завете мы находим отрывки, в которых сказано о том, как наш Отец милосердный заботится о тех, кто ищет Его:

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищете же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам . (Мф. 6:31–33, курсив мой. - Р. О. )

Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8:32, курсив мой. - Р. О. )

7. Исполнение желаний

Еще одно преимущество, которое дарует нам молитва, - это исполнение наших желаний.

Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего . (Пс. 36:4, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 20:3 и Притч. 10:24.)

8. Помощь и ободрение

Молитва дает нашим детям возможность получить помощь и ободрение в повседневной жизни. Как любящий Отец, Бог выслушивает и утешает их. Он изливает на них благословения, когда они с молитвой обращаются к Нему:

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи . (Евр. 4:16, курсив мой. - Р. О. ; см. также: Пс. 9:38.)

9. Процветание и успех

В конце концов Бог возносит и прославляет тех, кто чтит Его:

…Ибо не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит… (Пс. 74:7–8, курсив мой. - Р. О. ; см. также: 1 Цар. 2:7.)

Смиритесь пред Господом, и вознесет вас . (Иак. 4:10, курсив мой. - Р. О. )

Если бы я сказал вам: «Я знаю способ, как воспитать детей, которые обладали бы богатым внутренним миром, развивались бы как личности, имели бы мужественный и сильный характер, отвращались бы от зла и не знали бы бед», захотели бы вы узнать, в чем заключается мой способ? Если этот способ поможет вашим детям узнать свое предназначение и цель жизни (а это все, что им требуется и даже больше), поможет им стать людьми, которых будут уважать и высоко ценить, вы захотели бы узнать его?

Он очень прост - научите своих детей молиться.

Сотворены для молитвы

Если мы вернемся к самому началу истории человечества, то увидим, что молитва и общение с Богом всегда занимали центральное место в жизни человека. Адам и Ева укрепляли отношения с Богом, разговаривая с Ним, т. е. молясь Ему. Нам известно, что проводить время в саду вместе с Богом было для них привычным занятием. Они узнавали о Его присутствии по знакомому голосу и не видели ничего удивительного в том, что Он разговаривал с ними (см.: Быт. 3:8–10). Однако с тех пор как люди согрешили и стали интересоваться только своей собственной персоной, эти отношения рухнули. Но Бог создал нас для общения с Собой. Мы сотворены для молитвы. Поэтому даже если по причине греха наше общение с Богом прервалось, в наших сердцах по-прежнему живет призыв к молитве.

Молитва - это понятие, которое во все времена было знакомо всем народам. Из глубины веков до нас дошли свидетельства о том, что все люди имели представление о молитве и молились (Плутарх, древнегреческий историк и биограф, говорил: «Путешествуя по миру, мы, возможно, увидим города без стен, без летописей, без богатств, без денег, без школ и театров, но никогда не увидим города без храма, без поклонения, молитвы и т. п.» С. L. Sulzberger, Go Gentle into the Good Night (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1976), 24.).

Сегодня молитва - предмет горячих споров. В 24-м номере журнала «Time» за июнь 1996 года была напечатана статья «Вера и здоровье», иллюстрация к которой была дана на обложке журнала. В предисловии к этой статье написано: «Могут ли молитва, вера и духовность реально улучшить состояние нашего здоровья? Удивительные результаты научных исследований, чье количество постоянно растет, говорят, что могут». В статье рассказано о результатах некоторых таких исследований. Ученые, изучая роль религии в нашей жизни, пришли к следующему выводу: если человек верит в Бога, посещает церковь и молится, то его жизнь становится лучше (Claudia Wallis, «Faith &Healing», Тime , 24, June 1996.). Сегодня все больше людей убеждаются в том, что молитва играет в жизни человека очень важную роль!

Герберт Бенсон из Гарварда, автор многих трудов по исследованию влияния веры на здоровье человека, называет еще одну причину, по которой все больше людей признают молитву основой своей жизни: в действительности мы созданы для того, чтобы верить. «Люди… связаны с Богом». Бог создал мужчин и женщин для того, чтобы они общались с Ним, а Он - с ними. Таково было изначальное предназначение молитвы.

Назначение всего живого - служить человеку. А назначение человека - быть чадом Божьим и принимать любовь Вседержителя.

Наше самое большое благословение

Иисус сказал, что две наибольшие заповеди - это любить Господа и ближнего своего (см.: Мф. 22:37–40). Нам известно, что Бог есть любовь, значит, Он лишен всякого эгоизма, значит, все, что Бог требует от нас, нужно не для Его, а для нашего блага. Следовательно, исполняя наибольшую Божью заповедь, мы получаем наибольшие благословения.

Самым великим благословением для нас должно стать возрастание в вере и укрепление отношений с Господом, нашим Отцом и Создателем. Второе великое благословение, которое Бог дарует нам, - это хорошие отношения с окружающими нас людьми. Это два важнейших момента нашего существования, два ключа к тому, чтобы мы могли реализовать себя. Все остальное второстепенно.

Признавая истинность этого положения и то, что все элементы нашего мира связаны между собой и существуют в гармонии, можно сделать вывод: Бог сотворил наш мир так, чтобы все живое в нем стремилось достичь этих двух целей или, говоря другими словами, стремилось к тому, чтобы получить эти величайшие благословения.

Все современные научные изыскания и медицинские исследования снова и снова подтверждают истинность этого положения. Когда мы действуем согласно Божьему замыслу, с верой в Господа, не ссорясь друг с другом, наше здоровье крепче, живем мы дольше и умеем полнее наслаждаться данной нам жизнью.

Создавая нас, каждую частицу нашего естества и окружающего нас мира, Бог сделал так, чтобы все существовало в абсолютной гармонии между собой и в полном соответствии с теми целями, стремиться к которым Он нам предназначил. Здесь можно провести параллель с автомобилем. Автомобиль делается с целью удобного и приятного передвижения из одного места в другое. Каждая деталь автомобиля должна служить этой цели и работать во взаимодействии с другими деталями. Точно так же все элементы окружающей нас природной среды, и особенно нашего собственного организма, согласуются с Божьей целью. Мы молимся. Мы успокаиваемся. И в нашем сердце наступает мир.

Когда мы учим детей молиться, мы передаем им ключи от жизни. Если же мы не делаем этого, то они, обладая прекрасным автомобилем, созданным для того, чтобы обеспечить им приятное путешествие, вынуждены ходить пешком, потому что у них нет ключей от него.

Наши дети, как и мы, сотворены для молитвы. Иисус приглашает всех нас получить величайшее в этом мире благословение - общение с Богом. Для людей, которые общаются с Богом, нет ничего невозможного.

Молитва открывает нам Божьи намерения.
Молитва демонстрирует нам Божью любовь.
Молитва открывает нам путь к истине и мудрости.
Молитва позволяет нам жить полной жизнью.
Молитва приносит радость и мир.
В молитве мы вверяем свою жизнь Богу и просим Его водительства.
Молитва дает нам силу противостоять искушениям и отвратиться от зла.
Молитва помогает нам избежать проблем и преодолеть трудности.
Молитва преображает нашу жизнь потому, что на нас изливается Божья благодать.
Благодаря молитве наши каждодневные просьбы исполняются.
Молитва делает чудеса возможными.
Молитва открывает путь к осуществлению наших желаний.

Молитва - не самоцель

Теперь я собираюсь сказать: молитва сама по себе не является целью или чем-то таким, что следует просто приплюсовать к списку вещей, которым мы обучаем детей, дабы к уже имеющимся навыкам у них прибавился еще один. В действительности все как раз наоборот. Молитва не является дополнением к жизни. Молитва - это основа жизни. Это самое важное, чему мы должны научить своих детей.

К тому же, приучив своих детей проводить определенное количество времени на коленях, заставляя их повторять заученные отрывки из Священного Писания и предъявлять Богу перечень ежедневных «желаний», мы лишаем их всех тех преимуществ, которые рассмотрели выше. Долгое стояние на коленях, многочисленные просьбы - это еще не молитва. Научить детей молиться - значит научить их общаться с Богом и развивать свои отношения с Ним, ища Его лица. Именно молитва или укрепление отношений с Богом дает эти преимущества.

Молитва - не самоцель. Это не просто путь к достижению всех земных благ. Молитва - это ворота для Божьей любви.

Вопросы и задания

1. Перечислите пять способов, применяя которые, вы могли бы поставить молитву в центр жизни вашей семьи.

2. Какие обстоятельства - например, напряженный рабочий график, неправильно расставленные приоритеты или финансовые проблемы - препятствуют тому, чтобы молитва заняла центральное место в жизни вашей семьи?

В молитве расскажите Богу обо всех этих проблемах и попросите Его помочь вам найти больше времени для молитвы в установившемся ежедневном и еженедельном распорядке жизни вашей семьи.

Темы для молитвы

Благодарите Бога за радость, которую вы испытываете, общаясь с Ним.
Просите Бога помочь вам дать детям все самое лучшее.
Просите Его научить вас уделять как можно больше внимания духовному воспитанию вашей семьи.

Молитва ребенка

Образец молитвы, которым могут воспользоваться ваши дети.

«Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты хочешь быть моим Небесным Отцом, за то, что Ты заботишься обо мне и учишь меня мудрости. Помоги мне, пожалуйста, слушаться Тебя. Еще, пожалуйста, научи меня молиться. Во имя Иисуса Христа, аминь».

К началу страницы

<< Часть 1 | Содержание | Глава 2 >>

Рик Осборн «Как научить детей молиться»Часть 1. Приготовились!

Глава 2
Дети сотворены для молитвы

Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего.

Пс. 70:17–18

Иисус пришел на землю для того, чтобы мы смогли познать Божью любовь и увидеть ее в действии. Иисус показал нам, что радует Божье сердце.

Что Иисус говорил о детях

Вспоминая случаи, когда Иисус был разгневан, вы, наверное, в первую очередь представляете себе следующую картину: Иисус, сделав бич из веревок, выгоняет из храма меновщиков и торговцев (см.: Ин. 2:14–16). Потом вы вспоминаете, как Иисус обличает фарисеев в лицемерии и духовной слепоте. Но в Библии записан еще один случай, когда Иисус пришел в негодование. На этот раз Его гнев был вызван пренебрежительным отношением к детям. Повторяя слова Иисуса, мы часто делаем упор на то, что Он сказал нам, взрослым, а именно - чтобы мы приняли Царство Божье, как дети. Эта мысль ценная, но не главная:

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. (Мк. 10:13–16)

Иисус и Его ученики проповедовали Царствие Божье. В это время кто-то из окружавших их людей попытался подвести к Иисусу детей, чтобы Он благословил их. Ученики, возможно, укорили этих людей: «Разве вы не видите, что Учитель занят? У Него важное дело - Он учит взрослых. У Него нет времени на детей». Иисус заметил суматоху и, узнав, в чем дело, пришел в негодование. Возможно, Он рассердился на учеников не просто из-за их поведения, а из-за их пренебрежительного отношения к детям.

С любовью к детям

Бог не отдаляется от детей (см.: Мк. 10:14), не ждет, когда они повзрослеют, поумнеют или займут более высокое положение в обществе. Создавая людей, Господь предопределил им иметь отношения с Ним с самого детства.

Результаты опросов, регулярно проводимых Институтом Гэллапа, показали, что 85% людей, уверовавших в Христа, сделали это в возрасте до 18 лет. Доктор Джеймс Добсон, широко известный психолог, автор и руководитель радиопередачи «В фокусе - семья» , пишет: «…в жизни детей есть краткий период, когда они открыты для религиозного научения. В это время формируются их понятия о том, что хорошо и что плохо, и их отношение к Богу начинает укрепляться» (Джеймс Добсон. Исчерпывающие ответы . СПб.: Мирт, 2000. С. 233.). В Библии сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

Иисус знал, что Бог, создавая нас, предназначил нам познавать Его и учиться у Него. Этот процесс начинается со дня нашего рождения. В сущности, Иисус говорил Своим последователям следующее: «Мы учим людей, говоря им о Царствии Божьем. Когда же приходят идеальные ученики, вы не пускаете их. Это неправильно!» И Он сумел убедить Своих последователей, сказав: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15). Дети идеально подходят для того, чтобы познавать Слово Божье, поэтому взрослые не войдут в Царствие Божье, если не уподобятся им.

Иисус знал, что Бог создал людей для того, чтобы они еще в детстве пришли к Нему и начали познавать Его. Поэтому если относиться к легко ранимым и уязвимым детям не так, как того требует Господь, это может нанести им большой вред. Каково же мнение Бога о тех, кто не соблюдает эту Его заповедь? Посмотрите, какими словами Христос выражает Свои чувства в Евангелии от Матфея (18:5–6). Гордон Далби в своей книге «Fight Like a Man» очень интересно толкует эти слова: «Безусловно, Иисус приберег самые яростные упреки для тех, кто подрывает веру детей в Него. Такие люди должны быть не просто выброшены за борт, их следует утопить, и не где-то на мелководье, а “во глубине морской”, повесив им на шею не просто камень, а мельничный жернов» (Gordon Dalbey. Fight Like a Man (Wheaton, III.: Tyndale, 1995), 205.).

В другой раз Иисус говорил о детях следующее:

Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал Двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Мк. 9:33–37

Иисус объяснил Своим ученикам, что если кто-то из них хочет быть первым среди людей, то он должен служить людям. Потом Иисус взял дитя на руки и сказал: «Если вы хотите быть первыми в Царствии Моем, примите детей! [служите им, учите и любите их, проводите с ними больше времени]».

Служение Иисуса детям было всеобъемлющим. Он благословлял детей и молился за них. Он призывал Своих учеников служить детям. По крайней мере один раз Иисус позволил детям помогать Себе: это случилось, когда Он в пустыне накормил «четыре тысячи человек, кроме женщин и детей». В Библии рассказано, что среди людей, следующих за Иисусом, были и дети, и они слушали Его наставления. Иисус исцелял их, воскрешал из мертвых, брал их на руки и приглашал в Свое Царство. Он призывает нас делать то же самое. Он ни перед чем не останавливался, чтобы внушить Своим ученикам важность этого служения.

Подумайте

Прочитайте Втор. 6:6–9. Как вы можете использовать указания, данные в этом отрывке, в жизни своей семьи? По отношению к каждому из детей? Например, как бы вы могли преподать детям урок о Божьей верности при посещении магазинов, подготовки к экзаменам?


Системно - векторная психология
родителям, потерявшим терпение


Не каждая мать станет искать причины, почему ее очень злит и раздражает собственный ребенок, зато выражать свое отношение окружающим - это запросто. Мол, ужас как устала с ним, не слушается меня совсем, «от горшка два вершка, а так выводит из себя!» Обычно свою негативную реакцию в отношении ребенка - раздражение, злость, обиду, жестокость мы оправдываем на 100%.

«Ну а как можно вытерпеть? Я ему 20 раз сказала выключить компьютер и сесть за уроки, а он и ухом не ведет! Я мать, и я знаю, как лучше, а он обязан слушать меня! Я не хотела кричать, но он вывел меня из себя (он сам виноват)… Я не хотела его обижать, но он достал… Я не хотела ударить его, сама не знаю, как это вышло…»

В подобных ситуациях, родители сами не знают, как себя держать в руках и не дать агрессии вылиться на ребенка. Рука будто сама замахивается и лупит по попке, а голос срывается на крик. Потом мы плачем от отчаяния и непонимания себя, просим прощения у ребенка, заверяя, что это не должно повторится.


Ситуации могут быть разными, но суть одна: мы хотим, чтобы наши дети нас слушались, и в этом своем требовании мы ощущаем себя «правыми», потому что мы, взрослые, лучше знаем, что нужно нашему ребенку, и как его воспитывать.

Системно-векторная психология говорит нам о том, что зачастую мы ошибаемся. По одной простой причине: мы смотрим на мир исключительно сквозь призму своего желания и своих ценностей, а они у нашего ребенка могут быть совершенно отличными от наших! Это все равно, что у родителей-рыбок родилась птичка, понимаете?

Согласно Системно векторной психологии свойства и желания ребенка определяются его внутренним психическим , которое может совершенно отличаться от свойств и желаний родителей, а эта разница и есть причина того, что родители не понимают детей и задают им неверное направление развития.

Это непонимание различий во внутренних побуждающих мотивах поведения самих родителей и ребенка рождает в нас массу негативных эмоций и обид. Особенно остро мы переживаем это, когда впервые сталкиваемся с упрямством, бунтарством, капризами и истериками собственного ребенка.

В этот момент многим родителям впервые приходит мысль, что мое золотое чадо, моя кровинушка вовсе не ангел. Ладно, если б это открытие приводило родителей к эффективным действиям по воспитанию. Но нет, мы вновь заблуждаемся, объясняя непонравившееся нам поведение ребенка плохим врожденным характером или наследием от «непутевого» отца, которые непременно нужно искоренять.

Так мы начинаем бороться с тем, чего не понимаем и не желаем принимать в подрастающем ребенке. Еще одна наша ошибка - искоренять то, что нам не нравится, что якобы не должно быть в моем ребенке, не поняв причин такого его поведения. Это неминуемо ведет нас к еще большим заблуждениям и неправильным действиям, зачастую жестоким, оставляющим после себя тяжелое чувство вины перед ребенком. И это на фоне растущей растерянности и непонимания как воспитывать собственное дитя.

Все эти распространенные заблуждения стремительно разрушает Системно-векторная психология Юрия Бурлана. А вместо них появляется самое верное и правильное понимание как воспитывать именно вашего ребенка!

Что нам предлагает системно векторная психология?

Понять, кто мы такие изнутри, узнать себя и других, понять, что толкает нас поступать именно так, а не как-то иначе! Это понимание кардинально меняет наше мироощущение и наши поступки, так как раскрываются корни любых человеческих проявлений. Родители смогут перестать винить и упрекать себя за то, что раздражались и злились на своего ребенка, и главное перестать это делать впредь, поняв индивидуальность своего ребенка.

Необходимым условием для этого является получение системного мышления, формирующегося на базе знаний по системно векторной психологии о восьмимерности психического. Каждый ребенок ведет себя и действует в соответствии со своим желаниями (векторами, их 8). Любое его действие - это проявление его желаний и свойств. У ребенка не бывает плохих или ненормальных желаний, он просто хочет и делает, он еще не умеет анализировать.

Мама говорит в десятый раз «не бегай, сядь посиди, успокойся, сколько можно носиться», а он не слышит, он продолжает носиться по площадке как угорелый, периодически падая и вываливаясь в грязи. Не потому что он не хочет вас слышать или делает вам назло. Просто потому, что он реализует врожденные свойства кожного вектора - быстроту, гибкость, активность, и именно это обеспечивает ему развитие! И хоть в сотый раз запретить ему бегать, это желание у него никуда не денется.

Но нас бесит его непослушание, мы раздражаемся, кричим и после десятого предупреждения даем подзатыльник ребенку… По незнанию, просто от психологической безграмотности, мы подавляем естественное желание ребенка, которое пока только развивается, не имея верного направления. В момент удара мы наносим психологическую травму ребенку. А если это постоянный, привычный способ влияния на непослушного ребенка, то есть метод воспитания? Что случиться после этого? Мы закладываем собственными руками негативный жизненный сценарий и проблемы, которые у каждого вектора свои, и будут сопровождать его всю жизнь.

Системно векторная психология. Как воспитывать своих детей без криков и насилия?

Системно векторная психология показывает важность родительских действий в отношении детей, ведь именно родители несут ответственность за их развитие до пубертата. В дальнейшем реализуется то, что развито, либо не развито, ничего «доразвить» взрослому уже не получится.


Так запрещать кожному ребенку бегать, постоянно одергивать и призывать его быть послушным и примерным, это лишать развития его психическое, тормозить развитие его свойств! А нужно лишь направить желание ребенка в правильное русло, организовать его хаотичное «якобы баловство» в полезное для него действие, например соревнование (для ребенка с кожным вектором). А мы родители, этого не делаем, мы тупо запрещаем и пресекаем само по себе желание.

Когда кожный ребенок ворует деньги из дома, мы, анальные родители, честные и уважаемые люди, непременно ремнем «воспитаем», искренне считая, что это поможет «выбить всю дурь из его головы». Гарантировано получим вора и мазохиста - доказывает системно векторная психология, как и то, что до пубертата 13-15 лет любой родитель способен скорректировать поведение ребенка и успеть развить его свойства! Просто НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТО и У КОГО РАЗВИВАТЬ.

Например, для мамы с анальным вектором ребенок с кожным вектором всегда кажется гиперактивным и небрежным. Она старается успокоить его, пресечь хаос, бурную активность, взывая к порядку. Такая мама не понимает, что хочет развить в ребенке свойства, характерные для неё самой: аккуратность, то, что все нужно делать обстоятельно, обязательно доводить до конца.

Но у ребенка с кожным вектором эти качества развиться не могут, так как не заданы от рождения. Ее усилия в этом направлении не дают желаемого эффекта. Когда она видит быстроту и небрежность в выполнении поручений, поверхностное отношение к чему бы то ни было, то злится, и в какой-то момент переходит на крик и физические наказания, что будет иметь весьма нехорошие последствия для ребенка с кожным вектором.

Системно векторная психология предлагает дифференцированный подход

Хотите разрешить проблемы с «неуправляемыми» детьми? Хотите, чтобы ребенок учился? Чтоб не истерил, не ябедничал? Чтоб перестал вам хамить и играть в компьютерные стрелялки? Вы можете это сделать, только узнав причину такого поведения. Достаточно узнать кто по векторам ваш ребенок, то есть, какими врожденными желаниями наделила его природа.

Системно векторная психология даст вам ответ, почему он делает то, что делает, и как направить его желание в правильное русло, как воздействовать на него (поощрять и наказывать), чтобы развить его природные свойства.


Сегодня детей воспитывать очень сложно, они рождаются полиморфами (3-5 векторными), с бОльшим объемом желаний, чем дети 20 лет назад. Одной родительской любви и заботы УЖЕ недостаточно, родителям НУЖНЫ реальные знания о психологии детей. И они уже есть. Системно векторная психология - залог правильного развития вашего ребенка и успешного будущего целого поколения.

Если оказывать верное воздействие на вектора ребенка, то можно скорректировать агрессивное поведение, истеричность, жадность, упрямство, желание к покраже, любые отклонения. Самое негативное поведение в детстве обернется умением применять свои свойства там, где нужно - в той деятельности, которая будет приносить радость и наполнение.

Параллельно вы будете понимать, что вас заставляет раздражаться и агрессивно требовать от ребенка того, что он не может (не хочет) делать. Как сдерживать раздражение и злость к собственному ребенку? Такие вопросы больше не будут вас беспокоить.

Это происходит естественным образом, когда человек узнает меру своих отличий от другого, природу людей. Он без всяких усилий со своей стороны становится толерантнее, уходят неприязненные выпады в виде раздражения, злости, гнева, обид. Более того, человек начинает понимать, что его негативные реакции - это выражение его собственной нехватки наслаждения в желаниях, а не следствие плохих поступков подрастающего отпрыска.

Системно векторная психология и будущее наших детей. Радость вместо разочарования

Осознание истинных причин своего поведения позволяет родителям корректировать свой жизненный сценарий и находить выход из самых сложных ситуаций. Радостный и реализованный, имеющий опору в виде знаний по системно векторной психологии родитель, гораздо больше способен дать ребенку в плане развития.
Понимая психические особенности, как свои, так и ребенка, родители смогут организовать процесс воспитания наилучшим образом, не требуя от детей невозможного. Уже невозможно будет кричать на шустрого кожного ребенка, подгонять и перебивать медленного анального, пугать зрительного, не слушать болтуна-оральника, и добиваться немедленных ответов от заторможенного тихони - звуковика. Понимание врожденных психологических особенностей детей, которое дает системно векторная психология, делает родителя осознанным воспитателем, лишенным каких-то необоснованных надежд, но преисполненным ответственности!

Если раньше общение с ребенком и необходимость его «воспитывать» вызывало негативную реакцию, отчаяние и растерянность, то после прохождения тренинга по системно векторной психологии появляется уверенность и точное действие. А вместо раздражения - понимающая улыбка!

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно векторной психологии Юрия Бурлана

Мы продолжаем интервью с экс-муфтием республики Северная Осетия Али Евтеевым.

– Какой процент российских студентов Исламского университета Медины заканчивает его и получает диплом?

– Наверное, процентов 80 получают диплом и уезжают на родину. Процентов 10 продолжают учиться в магистратуре и докторантуре. На сегодняшний день пока ещё ни один студент Мединского университета не защитил докторской степени. Есть магистры. Ин шаа Аллах, надеюсь, скоро у нас появятся доктора шариатских наук в большем количестве.

– Как среднестатистическому молодому человеку, ведущему в России исламский образ жизни, правильно расставить приоритеты относительно получения шариатских знаний и классического образования?

– Пожалуй, лучше сначала расставлять приоритеты родителям. Настоятельно рекомендую всем мусульманским семьям исключить вероятность того, чтобы их дети не имели высшего образования. Не диплом я имею в виду. А именно образование. Отсутствие этого принципа очень сильно бьёт по обществу мусульман в целом и по каждому необразованному в частности. Мы должны подняться на совершенно другой уровень мышления. Мы, родители, должны понять: лучшее, что мы можем дать нашим детям – это образование. Оно избавит их и тех, кто рядом с ними, от многих бед и неудобств, о которых мы переживаем, думая о будущем наших детей. К сожалению, часто можно увидеть, как родители противопоставляют образование и религиозность при выборе жизненного пути для своего чада. Это очень опасный и ошибочный стереотип, навязанный нам извне. Стремление к знаниям является основой нашей религии. И если верующий человек не знает, в какую сторону вертится земля, как он будет обустраивать свою жизнь на ней. Не говоря уже о выполнении миссии, возложенной на него Всевышним. Миссии наместника на земле.

У каждого родителя должен быть ясный план относительно каждого своего ребёнка. И такое конструктивное отношение к своей жизни дети должны перенять от родителей. Кем я хочу быть? Чем я буду заниматься в своей мирской жизни? Какие навыки мне необходимы? Какую профессию мне выбрать? На эти вопросы уже в подростковом возрасте наши дети должны иметь ответы. Мы должны приучить их к тому, что нельзя быть никем, умеющим всего понемногу, но конкретно ничего. Очень неприятно смотреть на молодёжь, полную сил и здоровья, со светлой, но пустой головой. С сильными, но лишёнными полезных навыков руками. Больно смотреть, как мусульмане посвящают свою жизнь арене гладиаторских зрелищ. Где на них делают ставки отвратительные, но образованные толстосумы. Где мусульманина смешивают в один зрелищный компот из обнажённых девок, музыкального шоу и кровавой бойни. Разве не хотелось бы нам более достойного положения для наших братьев? Я не против спорта, но есть границы дозволенного. Я сейчас говорю больше о более достойном положении мусульманина в этом обществе. И зиждется это достоинство на двух столпах. Вера и знания.

– Насколько для шариатского студента, исламского общественного деятеля важен жизненный опыт? Или знания достаточны, будучи универсальными сами по себе?

– Знания сами по себе не будут иметь никакой ценности, пока не проявятся в действии человека. Именно поэтому Аллах посылал с наставлением к человечеству живых людей, пророков. Они показали на себе всю прелесть и привлекательность следования божественным законам. Однако залогом успеха любого призыва является мудрое и правильное применение знаний. Что невозможно практически без жизненного опыта. Неспроста ведь наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) получил откровения и стал пророком в 40 лет. Это возраст, когда человек уже полностью сформирован как личность и отягощён изрядным опытом проживания среди людей.

– Оставив должность муфтия, вы продолжили учиться в Исламском университете Медины. Получив новые знания, пересмотрели ли вы свои какие-то шаги, решения, которые принимались на посту муфтия?

– Да, конечно же, пересмотрел. Очень многое. Иначе зачем учиться, если всё знаешь и не совершаешь ошибок? Но многие думают, что после своей отставки я пожалел или посчитал ошибкой принятое мною в 2008 году решение согласиться занять этот пост. Но я нисколько не жалею об этом. В течение двух с небольшим лет я узнал очень много интересного, важного и нового для себя. Я близко познакомился с обществом, в котором живу. С системой, которая руководит страной. С правилами и нормами, по которым живут люди в очень разных ведомствах, министерствах, правительствах, общественных движениях, и много другого. Ведь до этого мои представления об обществе были очень скудны. И зачастую строились через призму мировоззрения очень близкого мне круга людей, которые, при всём моём уважении к ним и любви как к мусульманам, не позволяли представить полную и многогранную картину общества.

Когда я был выбран муфтием, моя жизнь сразу наполнилась неимоверным количеством и разнообразием общения. Не всегда приятного. Очень часто удручающего или выводящего тебя из равновесия. Но всё это в комплексе – школа жизни. Каждый человек – это отдельный мир. И, когда с тобою на протяжении сотен дней ежедневно общаются разные люди, это не проходит для тебя бесследно. Я очень благодарен Аллаху за такую возможность. И прошу Его простить мне совершённые ошибки и упущения и не обращать против меня дни, проведённые на этом посту.

А что касаемо ошибок, осознанных мною… Их очень много, как я сказал. Но, наверное, основными я бы назвал опережение событий, невыверенность призыва с реальным положением людей. Игнорирование принципов эволюции. Злоупотребление пиар-технологиями. Всё-таки проповедник должен идти в ногу со временем и с обществом, которое он призывает. Нельзя перегружать ситуацию. Зачастую нами движет принцип «истины и правды много не бывает». Но, когда ты начинаешь это практиковать без учётов законов бытия, рано или поздно ты надломишься, а затем и загубишь всё дело и, вполне возможно, самого себя. Я ни в коем случае не призываю к преступной пассивности в нарушение норм шариата. Я хочу сказать, что нужно учитывать состояние общества и умеренно дозировать то, что ты несёшь людям. Именно чувство меры отличает мудреца от остальных.

– Кого нам больше не хватает сегодня: ответственных специалистов своего дела разных направлений или шариатских студентов?

– Думаю, нам не хватает всех. А ещё больше нам не хватает знатоков шариата, владеющих другими профессиями и навыками. И специалистов разных направлений, обогащённых шариатскими знаниями хотя бы в необходимом их количестве. Кстати, это стратегическая цель нашего проекта «Академия Медина»

– Какие цели должен ставить перед собой молодой мусульманин, живущий в России?

– Если Аллах одарил меня великой милостью – иманом – значит, я должен быть благодарным и оправдать оказанное доверие. Я должен быть лучшим, примером, профессионалом в той области жизни, к которой Аллах облегчил мне путь. Вне зависимости от того, где я живу. Молодой мусульманин должен также понимать, что перед ним открыты большие возможности. Но добиться успеха можно только старанием и с дозволения Аллаха. Которое во многом зависит от старания человека.

– За годы своей учёбы вы побывали в Египте, Саудовской Аравии, сейчас находитесь в Турции. Чем характерно пребывание исламской молодёжи из России в этих странах?

– Российские студенты отличаются везде предприимчивостью. Коммуникабельностью. Они быстро сближаются с представителями разных народов. Некий азарт и стремление открыть для себя новые страны подкупает многих. Но, конечно же, трудно охарактеризовать всех одинаково. Сравнивая нас с системой воспитания и мировоззрения других народов, я бы вновь отметил особенность, ярко выраженную в наших студентах. Это отсутствие ясного плана на свою жизнь. Может, это в значительной мере и из-за нестабильности в стране и в мире, но, мне кажется, это упущение родителей и общества, которое значительно утратило за годы СССР способность самостоятельно решать, кем быть нашим детям. Я немного застал те времена, когда эти важные в жизни каждого человека вопросы оставлялись на усмотрение системы. Детский сад воспитает, школа обучит, армия научит, государство пристроит, партия решит и т. д.

Ещё одна особенность наших мусульман, особенно молодых, выражается в смелости участвовать в вопросах глобального, мирового масштаба. Но, к сожалению, делается это наряду с отсутствием знаний, опыта и умения рассуждать логически. Может, это и неплохо, но одно дело желать, другое – стремиться к желаемому согласно законам и правилам. Соответствовать требованиям, необходимым для занятия серьёзными делами. А это – образованность, опыт и практика за плечами. Такие понятия, как: не моё дело, не мой уровень, я слаб и недостаточно образован для этого, мне нужно подтянуться и набраться опыта – редко руководят поступками нашей молодёжи. Наша исламская молодёжь совершенно спокойно может рассуждать о вопросах политики, геополитики, военной стратегии разных стран, оценки действий политиков и глав огромных государств, не подозревая о том, как это абсурдно всё выглядит со стороны. И именно эта характерная особенность делает их лёгкой добычей для серьёзных, образованных, изощрённых и могущественных политических систем.

Самая же хорошая отличительная черта наших людей – это пассионарность, энергичность и практически полное отсутствие чувства дискомфорта из-за проживания вдали от родины. Помню, как-то к нам в общежитие в Каир приехала группа европейских студентов. Им был сразу обеспечен отдельный уход. Более качественное жильё, мебель, продукты и т. д. Когда я спросил директора, в чём причина такого неравенства, он ответил, что «российские студенты адаптируются к любым условиям и более коммуникабельны. А европейцы не привыкли к трудностям. Поэтому приходится им создавать иные условия». Немного погодя я увидел подтверждение этих слов. Они все болели. Другая вода, другая пища. Часто их пищеварительная система отказывалась принимать пищу, которую ели окружающие.

(Продолжение следует)

Абдулмумин Гаджиев

Что мы можем дать своим детям? Мы можем дать своим детям свои гены (здоровые или не очень, «голубых кровей» или потомственных крестьян, свою фамилию (известную, знаменитую, авторитетную, смешную или обычную, образование (дорогостоящее и престижное в Итоне или в провинциальном институте, колледже, приличный пай в семейном бизнесе, пару нефтяных вышек, павильон во дворе или протекцию у «Петра Иваныча» пр. Но лучшая инвестиция в будущее своего ребенка – это похвала, вера в свои силы, способность идти против течения.

Самооценка человека формируется с малых лет. И здесь семья, ближний круг задают тон:
- не стыдиться своего любимого занятия («мальчики не вышивают», «девочкам нечего делать в боксе» и т.д.);


Уважать себя и других, независимо от возраста, пола, расы, толщины кошелька;
- обладать смелостью сказать «нет», не идти за толпой, не соглашаться со всеми,и понимать, что большинство может ошибаться.


Нам, теперешним, безразличны добытые с большим трудом нашими родителями и бережнохранимые до сих пор стенки, хрусталь, пара томов А. Дюма за сданную макулатуру, ВАЗ-2104 и пр. Та же участь ждет и наш материальный багаж.


Самое главное, что мы можем дать своим детям - осознание своей аутентичности, значимости, чтобы они нашли свое место в той роботизированной, интернетной жизни будущего.

Ирина Хакамада: «Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их любить себя»

Мы живем в эпоху, когда любить себя важнее, чем любить других, когда у всех только права и никаких обязанностей. Пожалуй, мы превратно понимаем, что такое любовь к себе, и передаем следующим поколениям исковерканное понимание о том, как это любить себя.

В первую очередь, любовь к себе – это не эгоизм. Почему-то многим кажется, что жить ради себя и своих желаний – это и есть любовь к себе. Начиная с детского возраста, мы прививаем детям плохие привычки и учим добиваться своего любым путем. Дети шантажируют родителей, манипулируют с помощью разных уловок, ставят их на колени и подчиняют своей воле.

Дети должны знать правду о том, что любить себя – это также и ограничивать себя в чем-то. Из чего же состоит здоровое отношение к себе, эта нормальная любовь к себе, без крайностей?

Любовь к себе – это забота о своем здоровье. Пожалуй, об этом мы задумываемся очень поздно. Дети много развлекаются, играют и получают все, что хотят. Но вместе с тем, они мало двигаются, едят вредную еду, не соблюдают режим дня и плохо разбираются в том, что вредно, а что полезно для их здоровья. Многие взрослые жалеют, что хорошие и правильные привычки не прививались им с детства. Все шло как-то сумбурно и хаотично. А те, кто с детства привык вовремя чистить зубы, делать зарядку, заниматься спортом, плавать, регулярно посещать доктора – благодарят за это своих мудрых родителей. Запомните, любовь к себе – это воспитание здорового образа жизни, который продлевает полноценную жизнь.

Любовь к себе – это постоянный рост. Можно сказать, что человек любящий себя не станет деградировать. Он все время чему-то учиться, узнает новое, путешествует или читает о других странах. Нет предела совершенству. Человек, который остановился в своем развитии — начинает сдавать позиции. Необходимо приучить ребенка к учебе, постоянной любознательности. Покажите ребенку, что мир вокруг полон загадок и чудес. Когда такой ребенок вырастет, он будет опережать в развитии своих друзей и коллег. Его жажда знаний сделает его интересным и эрудированным.

Любовь к себе – это правильное окружение. Не зря говорится, что «худые сообщества развращают добрые нравы». Даже самый стойкий человек со временем подстроится под окружение и изменит себе. Научите ребенка выбирать себе друзей. Речь не идет о том, чтобы кого-то презирать или отталкивать. Просто ребенок должен понимать, если его друзья похожи на него – им будет интересно вместе. Они не заставят его поступать против совести или советов родителей. В дальнейшем, такая избирательность обязательно пригодиться вашему ребенку.

Любовь к себе – это здоровая самооценка. Дети верят тому, что о них говорят в школе, во дворе, на тренировках. Они впитывают, как губка, всю новую о себе информацию. Так формируется их самооценка.

Наиболее глубокий след оставляет в душе ребенка отношение к нему в семье. Если родители часто унижают ребенка, сравнивают его с более послушными, умелыми или красивыми детьми, это губительно сказывается на личности ребенка. С годами, у него обязательно появятся комплексы, которые будут мешать ему построить счастливую жизнь. Желая помочь ребенку стать лучше, не прибегайте к сравнениям и унижениям. Лучше скажите ему, что он может быть лучше, делать что-то тщательней, поступать правильно, не смотря ни на что. Родители должны быть командой болельщиков для своего ребенка, а не судьями или критиками.

Любовь к себе – это умение достигать цели. Ребенок должен с детства научиться доводить начатое дело до конца, не бояться трудностей и не сдаваться. Дети часто увлекаются то одним, то другим, быстро остывая и забрасывая очередное хобби. Родители смотрят на это сквозь пальцы, полагая, что ребенку положено развлекаться. Но по-настоящему, польза от увлечения бывает тогда, когда закончена поделка, выигран футбольный матч, сшита мягкая игрушка. Видя, что интерес ребенка угасает, возьмитесь за дело вместе, и помогите довести его до конца.

Любовь к себе – это доброта к окружающим. Человек не может быть счастлив, если всех ненавидит, осуждает или презирает. В душе как будто поселяется темнота, а все вокруг кажется унылым и мрачным. Счастлив тот, кто делает счастливыми окружающих. Нельзя радоваться жизни, когда мама или папа расстроен из-за тебя.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»