Развитие ребенка в десять месяцев: что должен уметь

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В 10 месяцев ребенок продолжает активно развиваться, в целом в возрасте до 1 года изменения видны чуть ли не каждый день. Строгих норм, конечно, быть не может – каждый малыш индивидуален (это видно на любом видео, на котором заснята хотя бы небольшая детская группа), но все же есть примерные параметры, и на них стоит ориентироваться заботливым родителям.

Физическое развитие

Поскольку все рождаются с разным ростом, весом и другими физическими показателями, норма не может быть четко определенной. Также имеет значение наследственность и качество прикорма, а мальчики физически обычно опережают девочек. Таблица, приведенная ниже, показывает соотношение данных физического развития ребенка в 10 месяцев.

Остальные параметры можно перечислить и без таблицы. В 10 месяцев у ребенка уже есть несколько зубов: сначала появляются передние – по 2 вверху и внизу, а затем 2 боковых верхних резца. За месяц малыш подрастает в среднем на 1-1,5 см, а в весе прибавляет примерно 400-500 г, хотя очень активным удается набрать чуть меньше - около 300 г. Данные таблицы не являются строго определенными и если какие-либо показатели имеют небольшое расхождение с указанными цифрами, это не должно вызывать сильное беспокойство, даже если у малыша недобор веса или небольшой рост.


В 10 месяцев малыш обычно может похвастаться несколькими зубами, хотя срок их появления и темпы роста тоже зависят от индивидуальных особенностей ребенка

Приобретенные навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда 10 месяцев ребенок уже достиг, он накопил определенный набор умений и навыков, активно продолжает учиться новому (рекомендуем прочитать: ). Он начинает проявлять стремление к самостоятельному познанию мира, а также все с большим удовольствием общается с новыми людьми, в том числе и с другими детишками.

Какие действия на 10 месяце жизни малыш уже совершает уверенно или же постигает с явными успехами:

  1. Кушает при помощи ложки и пьет из кружечки.
  2. Самостоятельное сидение без опоры – пройденный этап, который он прошел в полгода. Теперь малыш уже хорошо ползает и начинает осваивать ходьбу. Первые шаги он делает, держась за какую-либо опору.
  3. Хватается за протянутые к нему руки и самостоятельно встает.
  4. Вполне справляется с мягкой пищей – передними зубками откусывает небольшие кусочки и пережевывает их.
  5. Во время игры совершает несложные действия – катает машинку, собирает пирамидку, перекладывает предметы.
  6. Осваивает пинцетный захват, т.е. старается брать предметы двумя пальцами – указательным и большим.
  7. Умеет взбираться на невысокую поверхность (диван, кровать)и слезать с нее без посторонней помощи.

Есть дети, чье развитие идет более или менее интенсивно. Это не отклонения, а просто индивидуальные особенности. В таком случае имеет смысл проконсультироваться с педиатром, чтобы развеять свои опасения.

Психоэмоциональное развитие

В таком возрасте у малыша уже довольно хорошо заметны определенные черты характера. Психическое развитие детей проявляется во взаимодействии с другими людьми, в обращении с различными предметами, в том, какие занятия они для себя выбирают. Родителям нужно быть внимательными к личности как мальчика, так и девочки.


Малыши в этом возрасте очень разборчивы, с удовольствием контактируют с другими детьми

Речь

Ребенок в 10 месяцев постоянно лепечет. И хотя пока его речь непонятна взрослым, иногда он уже начинает осознанно выговаривать простые знакомые слова («мама», «баба», «ляля»). Эти попытки нужно поощрять и всячески способствовать развитию речи у ребенка:

  1. Пополнять пассивный словарный запас, т.е. проговаривать названия всех окружающих предметов.
  2. Формировать активный словарный запас, побуждая малыша повторять новые слова и звуки, которые он еще не произносит.
  3. Постоянно обращать внимание ребенка на окружающие явления природы.
  4. Называя предметы и явления, использовать односложные простые предложения, которые легче запоминаются.

Очень важно при этом не сюсюкать, а четко выговаривать все звуки и слова, чтобы ребенок слышал правильное произношение. От этого во многом зависит, какой будет речь вашего крохи.

Игры и действия с предметами

Достигнув 10 месяца жизни, ребенок осваивает занятия, которые отличаются целенаправленностью и осознанностью. Он уже не просто так хватает и бросает предметы. Раньше он только вытаскивал игрушки из коробки, а теперь старается сложить их обратно. Если дать ему набор кубиков, он увлеченно начнет составлять их один на другой и строить башенки.

Крошка пробует и более сложные действия - например, он не только усадит куклу в машинку, но попытается покатать ее. Если поощрять малыша похвалой за каждое достижение, это будет вдохновлять его на новые открытия.

Формирование личности

В 10 месяцев у ребенка настолько явными становятся особенности характера, что они уже заметны не только внимательной маме, но и другим окружающим. Особенно часто дети любят проявлять упрямство, при этом запреты они совершенно игнорируют.

С 10 и до 11 месяцев для ребенка это нормально - в таком возрасте воспитывать малыша практически бесполезно. Лучше проявлять наблюдательность, тем не менее, давая понять, что хорошо, а что плохо. Пройдет какое-то время, и кроха начнет реагировать на советы и замечания.

Контакты и социальное развитие

Детям всегда важно быть в центре внимания, но теперь они уже стремятся к общению и взаимодействию, для них важно построить диалог и добиться понимания.

Не менее интересным становится для малыша самому находить себе занятия. Этот интерес нужно поддерживать и поощрять, так как дети, не приученные к самостоятельности, будут капризными и эгоистичными.

Память

В 10 месяцев у ребенка прекрасная память. Он хорошо запоминает названия предметов и явлений, знает и может показать всех членов семьи, а также подает игрушки, которые у него попросят. Малыш знает простые игры, которым его учили («ладушки», «сорока-белобока»), быстро запоминает содержание книжек, которые ему постоянно читают, может показывать определенные картинки, когда мама их называет.

Итоговая таблица

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Малыш способен недолго стоять самостоятельно - без опоры и поддержки. Активно ползает. Держась за руку взрослого может передвигаться чередующимся или приставным шагом.
Действия с предметами Играет с другим ребенком, выполняет действия по указанию взрослого. Теперь малыш оперирует предметами и игрушками по-разному (если раньше он все тянул в рот, махал каждой игрушкой, то теперь он не обязательно это делает). Учится выполнять сложные действия: берет мяч из рук другого, отдает его; открывает и закрывает коробки; умеет прятать игрушки; снимает кольца со стержня; вынимает втулки с отверстий и др.
Понимание речи Дает предметы и игрушки взрослому по просьбе «Дай» - находит их среди многих и выбирает (взрослый при этом на предмет не указывает). Реагирует на вопрос «Где…?» независимо от месторасположения предмета/игрушки.
Самостоятельная речь В речи появляются новые слоги - их он повторяет за взрослым. Автономная речь (понятная только близким) становится более разнообразной.
Интеллект Деятельность ребенка становится более произвольной и целенаправленной.

Питание

В 10 месяцев ребенок тратит много сил, постоянно находясь в движении, поэтому для восполнения растраченной энергии, а также для гармоничного развития, питание малыша должно быть полноценным, сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и микроэлементов. Известный педиатр Евгений Комаровский советует особое внимание уделять костно-мышечной системе, поскольку ребенок много двигается.

К 10 месяцам рацион ребенка состоит в основном из супов, каш, творожков и фруктов. Обязательно нужно учитывать индивидуальную склонность к аллергии. Сколько должен есть карапуз в этом возрасте? Кушать малышу нужно минимум 4 раза в день, суточная норма потребляемой пищи должна быть около 1 л (грудное молоко в этом объеме не учитывается).


Основная часть рациона малыша в 10 месяцев все еще состоит из кашеобразных и жидких блюд, однако в него можно включить также вареные овощи, мясные продукты
  • Завтрак

Распространено мнение, что именно в первой половине дня (примерно с 10 до 12 часов) человек должен получать максимальное количество калорий, поэтому первый прием пищи малыша должен быть особенно питательным и насыщенным полезными веществами. Обычно это гречневая, рисовая или геркулесовая каша на молоке, также полезно добавить творожок и фруктовое пюре.

  • Обед

Состоять он должен из первого, второго и третьего. На первое обязателен суп – овощной или на легком бульоне, на второе – котлетки, тефтельки или фрикадельки, приготовленные на пару. Такую мягкую пищу 10-месячный малыш уже вполне может пережевать, имея несколько зубов, поэтому от мясного пюре смело стоит отказываться. Рыбу также можно готовить на пару, в виде котлет, отваривать или запекать в духовке. На третье – сок или компот из сухофруктов.

  • Ужин

Пюре из овощей или фруктов либо нежирный кефир больше всего подходят для ужина. Не нужно перегружать пищеварение малыша слишком насыщенной и плотной пищей перед сном - лучше, когда ужин простой, легкий и быстро усваивается. Нужно учитывать также и то, что в детском рационе еще присутствует грудное молоко.

  • Перекусы

Помимо основных приемов пищи малышу на 10 месяце в течение дня нужно давать что-нибудь, что он сможет грызть и откусывать - это может быть яблоко, груша или другой нетвердый фрукт без кожуры, а также сухарик или баранка. Кроме получения дополнительных витаминов ребенок будет развивать жевательный рефлекс и массировать десны, которые доставляют ему неудобства в период прорезывания других зубов.

К десятому месяцу замедляются темпы роста и прибавки веса. За последнее время ребенок может вообще не вырасти и не прибавить массу. Это нормально, сейчас он тратит много энергии на исследование окружающего мира и формирование новых навыков.

Младенец уже может уверенно сидеть и самостоятельно садиться. Умеет вставать у опоры, ходить вдоль нее и даже отпускать руку и стоять несколько секунд. Многие дети в 10-11 месяцев начинают делать свои , но не переживайте, если ваш малыш не совершает таких попыток. Многие учатся ходить только на втором году жизни. Большинство здоровых малышей начинают самостоятельно ходить к возрасту 15 месяцев.

Ребенок умеет захватывать мелкие предметы, пытается взять еду из вашей тарелки. Поддерживайте его самостоятельность, но следите, чтобы игра и еда были безопасными. Сейчас начинает формироваться мелкая моторика. Старайтесь развивать ее с помощью игр.

Сон ребенка в 10 месяцев может быт беспокойным и прерывистым. Некоторые дети кричат и плачут во сне, но быстро успокаиваются, как только мама входит в комнату или просто берет их на руки. Это происходит из-за страха разлуки. Это нормальная стадия развития психики ребенка.

Психология

Ребенок начинает понимать словесные инструкции: «дай», «на», «принеси», «нет» или «нельзя». Старайтесь выставлять разумные и редкие запреты. Частые запреты не будут иметь цены и веса для него. Малыш начинает формировать причинно-следственные связи. Сейчас он уже может координировать движение и мысль. То есть часто его движения являются целенаправленными.

У некоторых детей уже начинает формироваться предпочтение руки, другие же, напротив, действуют обеими руками и предпочтение руки у них формируется чуть позже. Если вы заметили, что ваш ребенок предпочитает действовать левой рукой, ни в коем случае не переучивайте его действовать правой рукой. Вероятнее всего, .

Навыки и умения

♦ Умеет сам садиться и сидеть продолжительное время.

♦ Может самостоятельно вставать у опоры или даже передвигаться вдоль нее.

♦ Задействует игрушки по назначению: катает машинку, толкает мячик, складывает кубики в ведерко, прикладывает к уху игрушечный телефон.

♦ Формируется «Пинцетный захват», то есть захват двумя пальцами (большим и указательным).

♦ Целенаправленно действует обеими руками.

♦ Реагирует на простые словесные инструкции: «Дай», «На».

Установленные ритуалы сна поддерживайте и сейчас: купание, легкий массаж, песенка или сказка – все это подготовит малыша ко сну и облегчит его засыпание. Если ребенок просыпается ночью, легкое похлопывание по спинке и тихий шепот, что мама рядом успокоят его и он будет спать дальше .

Как играть

Продолжайте активно играть в игры с предметами. Например, катать машинки любят одинаково мальчики и девочки. Всевозможные сортеры помогут научиться координировать движения рук с поставленной задачей и помогут в изучении геометрических форм. Начните пока с круга.

Помните, что похвала, при правильном действии, закрепит успех достижения цели . Ребенок с охотой будет учиться новому, если будет видеть искреннюю радость от свершения.

Что чувствует и как себя ведет

Ребенок уже очень хорошо видит мелкие предметы. Так, например, вы можете заметить, как старательно малыш пытается поднять с ковра мелкую соринку или, например, пытается ухватить мелкую деталь на игрушке . Он долго может рассматривать картинки в книге, которую вы читаете, особенно если эта книга ему знакома.

У ребенка есть большая гамма эмоций от радости до гнева, и в последующем будет только увеличиваться количество оттенков эмоций.

Как развивается речь

Ребенок может употреблять несколько слов, но в большинстве случаев пока остается . Если к 1 году у малыша есть хотя бы 1 полноценное слово (мама, папа, надо) и оно обозначает конкретный предмет или действие, значит, с развитием вашего ребенка все в порядке и нет причин беспокоиться .

Как воспитывать

В 10 месяцев познакомьте ребенка со словом «нет» или « ». Начинайте выстраивать границы дозволенного. Не переусердствуйте с запретами, иначе он не будет их воспринимать. Если предмет трогать нельзя (например, вазу), то постарайтесь убрать его подальше, чтоб малыш не мог дотянуться.

Если ребенок не делает ничего опасного, то нет смысла в тотальных запретах. Ничего страшного не случится, если он пожует бумагу или оближет ножку стола. Так он познает мир и в частности понимает, что есть предметы твердые, а есть не очень – это один из способов получения опыта.

Помните, что запреты должны быть постоянными и последовательными. Если что-то делать нельзя, то нельзя и завтра, и через неделю, и даже если основательно поплакать, решения это не поменяет. Так малышу будет проще привыкнуть к границам дозволенного.

Оставьте попытки приучения к горшку на более позднее время. На сегодняшний день не рекомендуется раннее приучение к горшку. Ребенок еще не способен отождествлять дискомфорт с тем, что он хочет в туалет, он еще не может показывать это.

Как правило, дискомфорт от необходимости справления естественной нужды возникает у малыша за несколько секунд до того, как он это делает. Все больше детей страдает психологическими запорами , которые формируются в ответ на раннее приучение к горшку.

Это происходит из-за того что ребенок еще не может показать, что хочет на горшок и делает все в штаны, а родители негативно реагируют на этот факт. Таким образом, формируется психологическая боязнь горшка. Вернитесь к приучению к горшку во второй половине второго года или даже когда ребенку исполнится три. А пока просто познакомьте ребенка с его горшком, что он есть такой красивый, можете поставить его в туалет.

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом. Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их. И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.
  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться. Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.
  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.
  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.
  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.
  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей.

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.
  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия. Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.
  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей. Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам.

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки. Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.
  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами. Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент. Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).
  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Узнаем предметы на ощупь

Игра 1. «Ищем клад»

Игра направлена на совершенствование тактильного восприятия ребёнка. Узнавание предметов на ощупь является важным источником информации об окружающем мире и основой тонких движений. Благодаря ему действия ребёнка в ближайшем будущем станут более точными, и часть из них он сможет выполнять без зрительного контроля. Это необходимо для самостоятельного одевания, выполнения гигиенических процедур, игры на музыкальных инструментах и др.

Вам понадобятся

Глубокая миска или небольшой таз диаметром не менее 30 см, 4 небольших резиновых игрушки для купания, 1 кг гречневой крупы.

План игры

1. Высыпьте гречку в миску и распределите её равномерным слоем по дну. 2. Покажите малышу две игрушки и на его глазах закопайте их в гречку. 3. Выразите удивление из-за исчезновения игрушек. Спросите у ребёнка, куда они спрятались? 3. Начните искать игрушки в гречке вместе с малышом, а затем предоставьте ему возможность сделать это самостоятельно. 4. Когда ребёнок найдёт игрушки, порадуйтесь вместе с ним. 5. Повторите игру с другой парой игрушек.

Родителям на заметку

1. Вместо таза или миски можно взять прямоугольную коробку, однако малышу будет трудно найти игрушки, если они окажутся в углу. 2. Игрушки могут быть не из резины, однако они должны иметь обтекаемую форму, чтобы гречке было некуда забиться. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Обучение и общение:: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 8,2-10,2 кг при росте 71,0-75,6 см, соответствующие показатели для девочек: 7,5-9,5 кг и 69,0-73,9 см*.

Многие дети уже умеют стоять и очень гордятся своим новым навыком. Нередко, утром кроха приветствует родителей, стоя в кроватке: держась за бортик, он громко лопочет, приглашая маму и папу разделить с ним радость победы. Другие дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого совершенствуют свои «ползунковые» способности, ведь уверенно ползающий малыш перемещается по комнате быстрее ровесника, который делает первые шаги.

Прямой зависимости между умственными способностями и двигательными навыками у детей нет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Новое достижение малыша - умение рвать бумагу. Вам придется убрать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Подарите ребенку для «тренировки» несколько разноцветных журналов. Следите за тем, чтобы он не поранился о края журнальных листов.

Детям этого возраста нравится не только опустошать всевозможные емкости, но и складывать в них разные предметы. Убрать несколько игрушек в ящик не составляет для ребенка него особого труда, то попытка положить одну формочку в другую может закончиться неудачей. Крохе пока трудно понять, что из двух похожих предметов нужно выбрать меньший по размеру и поместить его в более крупный.

Многие малыши уже умеют складывать башни из кубиков, но разрушать их им по-прежнему нравится больше, чем строить.

Десятимесячный ребенок различает по голосу всех, с кем часто общается, и замечает изменения в настроении окружающих людей по интонации, с которой они разговаривают. В этом возрасте уже можно учить ребенка сопереживать эмоциям другого человека: например, пожалеть маму, если она устала, погладив ее по голове или обняв за шею.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Обучение и общение:: понимаем малыша

В этом возрасте дети иногда настолько поглощены своими занятиями, что практически не замечают присутствия зрителей. Улыбки, ласковые прикосновения и слова поддержки со стороны родителей по-прежнему важны для малыша, но не в такой степени, как раньше.

Детские игры постепенно усложняются. Еще недавно ребенку нравились занятия, которые были основаны на общении, а теперь на первое место выходят игры с разнообразными предметами. Малыш может самостоятельно достать игрушку из ящика и принести ее, инициируя игру. При этом он приглашает родителей и гостей играть по определенным правилам, например, передавать какой-нибудь предмет из рук в руки или перекатывать его по полу.

Десятимесячный малыш обычно дружелюбен и общителен, особенно на «своей» территории. Он с удовольствием «поговорит» с новым человеком, правда, используя свой собственный малопонятный язык. Зато общаясь с близкими людьми, малыш может будет стараться произносить «настоящие» слова, значение которых он уже знает.

Если раньше передвижение крохи полностью зависело от родителей, то теперь он может самостоятельно решать, куда ему отправиться. Малыш смело покидает маму и исследует новые места. В качестве «гаранта безопасности» ребенок возьмет с собой любимую игрушку, особенно если цель экспедиции - другая комната или место, откуда мамы не видно.

За пределами своего дома не все дети так решительны и готовы продолжать исследовать мир вокруг. Поначалу ребенок будет чувствовать себя относительно безопасно только около родителей. Если малыш все же решится отойти подальше, то будет искать маму и папу глазами и периодически звать их, чтобы убедиться, что они рядом. Некоторые дети предпочитают вообще не расставаться с родителями в незнакомой обстановке. Если в комнату зайдет кто-нибудь чужой, они будут тесно прижиматься к маме или папе, пока незнакомец не выйдет.

Питание

В этом возрасте ребенку ежедневно необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания).

Если ваш врач одобрил введение прикорма, то в десять месяцев малыша уже можно знакомить с самыми разными продуктами, в основном, в виде пюре. Еда вызывает живой интерес у детей не только с точки зрения вкуса. Любые продукты им нужно пощупать, размазать, раскрошить и посмотреть, как они будут выглядеть на разных поверхностях. Это вполне естественный процесс, так дети изучают свойства разных предметов. Будьте терпеливы, не ругайте кроху за его «исследования» и запаситесь клеенкой, бумажными полотенцами и специальным фартучком для малыша.

Примерный вариант сочетания грудного вскармливания и прикорма для десятимесячного ребенка может выглядеть следующим образом: первый завтрак – грудное молоко (200 г); второй завтрак - каша (180 г), половина яичного желтка и фруктовый сок (30 мл); обед – мясное пюре (70 г), овощное пюре (130 г), фруктовый сок (40 мл); полдник – печенье (5 г); ужин – фруктовое пюре (130 г), творог (50 г) и материнское молоко как докорм; поздний ужин – материнское молоко (200 г).

Добавьте в кашу кусочки фруктов или ягоды, например, банан, яблоко, землянику или чернику. Также в кашу можно добавить половинку яичного желтка, в котором содержатся минеральные вещества и витамины, необходимые для здоровья малыша. Детям, склонным к запорам, можно приготовить пюре из чернослива на ужин и добавить чернослив в утреннюю кашку.

Помните, что детей в возрасте до двенадцати месяцев не зря называют «грудными»: в первый год жизни главная и самая полезная еда для малыша – материнское молоко.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Десятимесячные дети активно двигаются и проводят много времени, играя на полу. Поэтому купать ребенка можно чаще – не только перед вечерним сном, но и перед дневным. Днем можно ополоснуть ребенка под душем. Температура воды для купания должна быть приближена к температуре тела малыша – 33-34°С.

Для укрепления иммунитета можно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны при температуре воздуха 18-20°С длительностью около 30 минут; влажные обтирания или, если малыш любит купаться, обливания.

Обливая малыша с помощью душа, держите лейку на расстоянии 20-30 см от ребенка. Начальная температура воды должна быть не более 36°С, каждую неделю постепенно понижайте температуру на один градус и доведите ее до 28°С. Именно эта температура оптимальна для закаливания ребенка в возрасте до одного года. Начинайте обливание со спины, затем полейте животик и грудь, затем левое и правое плечо. Голову малыша поливать не нужно. После обливания обязательно вытрите кроху насухо.

Обливания можно проводить через 20-25 минут после зарядки или массажа, сразу после сна или через 30-40 минут после кормления.

Свежий воздух необходим ребенку круглый год. Отправляясь на улицу, одевайте малыша по погоде. Детская одежда для активных занятий должна быть удобной и не сковывать движений.

Если десятимесячный ребенок во время ежедневной прогулки предпочитает сладко спать в своей коляске, проследите за тем, чтобы ему было комфортно. Теплая погода часто бывает обманчива: летом захватите на прогулку запасное одеяльце на случай холодного ветра. В холодное время года укутайте малыша потеплее и не допускайте резких перепадов температуры. Если вам придется какое-то время провести в теплом помещении (например, в магазине), снимите с ребенка хотя бы один слой одежды. Не забывайте, что перегрев и переохлаждение могут быть одинаково опасны.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Поход в супермаркет, поездка к бабушке или прогулка в парке не только разнообразят жизнь мамы и малыша интересными впечатлениями, и но и помогут приобрести новые навыки.

В хорошую погоду повозитесь с малышом на земле или в песочнице. Соберите коллекцию камней или рассортируйте по кучкам листья и прутики. Покажите ребенку, что камушки или листики могут быть не только разной формы, но и разного цвета.

Формочки или стаканчики, которые можно вставлять друг в друга, помогут малышу понять, что такое размер и количество. Положите перед крохой игрушки и покажите, как формочка поменьше помещается в формочку побольше. Начните с двух формочек и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы познакомить ребенка с понятием формы, сыграйте с ним в игру «найди угощение». Для этого возьмите три коробочки - две квадратной формы и одну круглую, на глазах у ребенка положите печенье в круглую коробку, затем закройте все коробочки крышками и поставьте их перед малышом. Возможно, сначала малышу потребуется подсказка, но скоро он научится отличать предметы по форме и запоминать, в какую именно банку вы положили лакомство.

Привяжите тесемку к любимой игрушке малыша и закрепите другой конец тесемки на ручке детского стульчика. Крохе понравится дергать за веревочку, чтобы достать игрушку. Чуть позже ребенок научится возить машинку, держа веревочку в руке, и это станет одной из любимых его игр.

Малыш уже хорошо знает близких родственников в лицо, и ему нравится узнавать их на фотографиях. Листайте вместе семейные альбомы, попросите ребенка показать на разных фотографиях бабушку или дедушку, маму или папу.

Дети обожают музыку и начинают двигаться, когда слышат ритмичную мелодию. Танцуйте с малышом, используйте бубен или маракасы, чтобы малыш мог лучше почувствовать ритм.

Помогите крохе развить координацию движений разных групп мышц в новом для него вертикальном положении. Малыш с удовольствием будет доставать игрушку из недр большой пустой коробки, наклоняясь за ней через ее край. Можно положить любимые детские игрушки повыше - на столик или диван: чтобы достать их, ребенку придется встать на цыпочки и потянуться за игрушкой обеими руками.

Сон

В этом возрасте дети спят обычно 13 часов в сутки*. Некоторые малыши упорно пытаются отказаться от дообеденного сна или сократить его до 20 минут. Большинству мам пока удается сохранить привычный режим дня: долгий ночной сон и два перерыва на сон днем.

Даже самостоятельному и независимому малышу, который не требовал много внимания в течение дня, перед сном необходимо присутствие родителей. Иногда кроха отказывается закрывать глаза, боясь потерять маму из вида, или просыпается среди ночи и начинает плакать и кричать без видимой причины.

В той или иной степени, через стадию «страха разлуки» с родителями проходят все дети. Наберитесь терпения и помогите малышу перерасти свои страхи. Если ребенок расплакался – обязательно приласкайте его. Если малыш обычно спит в своей кроватке, помогите ему успокоиться и заснуть, взяв на руки.

Малыш чувствует себя гораздо увереннее, если придерживаться определенной последовательности событий, поэтому режим занимает важное место в его «правильной» картине мира. Старайтесь не нарушать ритуалы, связанные со сном, которые сложились в вашей семье.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родителям десятимесячных первооткрывателей нелегко соблюдать баланс между «полезным» и «безопасным».

Для развития мелкой моторики и органов осязания малышам полезно возиться в песке, земле, играть с камушками и прутиками. Будьте готовы к тому, что ребенок испачкается, не мешайте ему раскапывать и пересыпать песок и подбирать с земли разнообразные предметы, но при этом внимательно наблюдайте за тем, чтобы в рот малыша не попало ничего вредного.

Ручки малыша после таких игр необходимо сразу обтереть влажной салфеткой или помыть, так как кроха может потянуть их в рот или потереть кулачками глазки по пути домой. Не забывайте промывать ребенку глаза перед сном: после активных прогулок и игр на улице в них могут попасть пыль или песок.

У любой мамы в сумке всегда найдется пачка влажных салфеток и бутылка воды.

Умение рвать бумагу на кусочки - важная веха в развитии ребенка, но в типографской краске могут содержаться вредные вещества, а края бумаги могут поранить нежную кожу. Все эксперименты с бумагой, фольгой, газетами и журналами можно проводить только под строгим контролем взрослых.

Так как малыш ни минуты не сидит спокойно, падения и мелкие ссадины неизбежны. Обязательно включите в список вещей первой необходимости пластырь. Чтобы скорее успокоить кроху, если он поранится, выбирайте пластырь ярких веселых расцветок и обязательно расскажите ребенку, что волшебные котики, мишки, рыбки, зайки и т.п., нарисованные на пластыре, помогут пальчику, ладошке или коленке скорее выздороветь.

Малыш в возрасте десяти месяцев становится все активнее, и все свободное время уделяет изучению окружающего мира, постоянно совершенствует свои навыки и приобретает новые умения. Когда перед вами ребенок 10 месяцев развитие его приобретает новый виток, уже начинается проявляться его индивидуальность, зарождается самостоятельность. Ему уже трудно препятствовать, когда он занят своими играми или делами, любая попытка сделать это может вызвать возмущение.

Если говорить о физических параметрах, то к десяти месяцам малыш имеет около 6 зубов (четыре вверху и два внизу). Прибавление роста у ребенка за десятый месяц жизни составляет около 1,5 сантиметров, а веса – до 500 граммов. Массу тела быстрее набирают менее активные малыши, подвижные детки прибавляют не более 300 граммов.

Особенности распорядка дня

Если просмотреть рекомендуемый специалистами распорядок дня для ребенка 10 месяцев, то можно увидеть, что он мало чем отличается от режима девятимесячного малыша. Он включает в себя пятикратный прием пищи, две прогулки, четырехчасовые бодрствования и двукратный дневной сон. И если ранее некоторые малютки спали три раза в день, то к данному времени практически никто уже так долго спать не хочет.

Соблюдать режим питания, отдыха и бодрствования следует потому, что кроха нуждается в достаточном количестве отдыха и рационального питания. Обязательно следует соблюдать стабильность в выполнении режима, но с учетом индивидуальных особенностей малыша. Это поможет не только ему, но и надежно обеспечит маму возможностью высыпаться по ночам и иметь свободное время.

Навыки в десять месяцев

Что должен уметь ребенок 10 месяцев? Как уже было сказано, у него появляется много навыков, и совершенствуются уже приобретенные умения:

  1. Маленький человек уже не только быстро садится и чувствует себя уверенно в таком положении.
  2. Он твердо стоит, держась при этом за опору только одной ручкой.
  3. Если малютка вдруг видит интересную для себя игрушку, то отвлекаясь на нее, может бросить опору, но потом быстро хватается за нее снова или садится.
  4. Если ему дать стул, то он способен передвигаться, держась за него, и толкая впереди. В некоторых случаях он ходит, придерживаясь за стену, а иногда уже двигается на своих ногах совершенно самостоятельно, но поскольку координация в десять месяцев несовершенная, то оставлять его самого не рекомендуется.
  5. Из совершенно новых достижений – это способность ребенка на две или три ступеньки подниматься вверх. Спускаться же для него еще тяжело, и такой навык у него появиться несколько позже.

Если ребенку 10 месяцев, и он не ходит, то не следует сильно переживать по этому поводу. Никогда не нужно забывать, что каждый человек с рождения является индивидуальностью, и имеет свои особенности развития. Отсутствие такого навыка, как ходьба, к этому времени не является отклонением при нормальных прочих показателях.

Социализация

Малютка все изо всех сил старается быть похожим на взрослого. В десятимесячном возрасте его уже можно приучить нормально есть при помощи ложки, и пить из стакана или чашки. Он уже может проситься при необходимости опорожнить мочевой пузырь или кишечник, на горшок.

С удовольствием ребенок выполняет самые простые поручения родителей. Поэтому в качестве игры для ребенка 10 месяцев можно предложить ему принести ту или иную игрушку или предмет. Рекомендуется для воспитания у него самостоятельности позволить сделать выбор в одежде, которая предназначается для прогулки.

Малыш сейчас уже в значительной степени может увлекаться своим делом, и возможно, в этот момент обмочиться. Это не должно вызывать нарекания со стороны родителей и не является поводом для беспокойства. У многих мам может возникнуть вопрос о том, как приучить 10 месячного ребенка к горшку? Самое главное – это постепенно приучать его к аккуратности, чистоте и внимательности, но не методом крика.

Большинство специалистов в педиатрии считают, что малыша следует высаживать на горшок только в том случае, когда он уже в состоянии контролировать свой организм в его естественных отправлениях. При нормальном развитии происходит это только после года, а в некоторых случаях родителям следует начинать высаживание только в три года, так как малыши все развиваются по-разному.

Социализация проявляется и в том, что маленький человек проявляет искреннее желание общаться и играть с другими детьми. Но при отсутствии такого навыка не всем и не всегда это дается легко, и необходимо оказывать помощь.

Нередко бывает так, что ребенок уже не хочет ходить с соской. Если же он до сих пор зависим от нее, то в этом случае нужно постепенно отучать, поскольку будет формироваться неправильный прикус.


Эмоциональная сфера

Не стоит на месте и эмоциональная сфера, и ребенок уже заявляет о себе не только в виде крика или плача:

  • он хорошо понимает запреты и отказы;
  • пытается играть в непослушание;
  • может смеяться над некоторыми шутками и сам над собой;
  • расстраивается в том случае, когда его заставляют делать «скучные» вещи – спать, есть или одеваться на прогулку, и в данном случае задачей родителей становится превратить неприятную процедуру в игру, или отвлечь малыша.

Игры

Игры для малышей 10 месяцев становятся более осмысленными, теперь для них нужен какой-то сюжет. Ребенок начинает воспринимать куклу и укачивать ее. Довольно успешно проходит собрание кубиков или пирамидки (не без участия и помощи взрослого). Также малютке интересно становится катать машинку и мячик. Он умеет поднимать небольшие предметы и вкладывать их в емкости в виде тазика или детского ведерка.

Игра в прятки становится интересней, и теперь малыш самостоятельно умеет спрятаться за креслом или углом комнаты, и выражает восторг, когда его «не могут найти», а потом, спустя время, находят и удивляются. Большую роль в дальнейшем развитии чувства такта и моторики игры в ладошки.

Мелкую моторику можно улучшить путем рисования, лепки или перебирания мелких предметов. Поскольку ребенок в этом возрасте продолжает пробовать все предметы «на вкус», то при обращении его с мелкими игрушками и вещами обязательно присутствие взрослого человека.

Речевые навыки

Умения ребенка в 10 месяцев заключаются и в повышении навыков разговорной речи. В данном возрасте заметно возрастает арсенал слов. Он постоянно повторяет слоги, обозначающие самых близких ему людей: «ма», «па», но при этом очень прислушивается к взрослым и пытается говорить более сложные слова. Поэтому, когда ему что-то нужно маленький человек может требовать, произнося слово «дай» или «на». В последнем случае он просто повторяет за взрослым, когда тот подает малютке игрушку или интересный ему предмет.

Для общения многие карапузы в этом возрасте изобретают новый язык, который позволяет ему общаться. Несмотря на то, что понять его трудно, не следует перебивать ребенка, нужно дать ему сказать все, что он хочет. Отвечать ему нужно в такой же интонации, как если бы это был совершенно взрослый человек. Это поможет вам в дальнейшем не потерять контакта со своим сыном или дочкой в подростковом возрасте.

Массаж и упражнения

Очень важно заниматься с малышом гимнастикой и выполнять определенный вид движений, сначала лежа, а потом сидя и стоя, сочетая их с расслабляющим массажем.

  1. Малютка лежит на спине, а мама берет его ручки и разводит в стороны, а потом скрещивает на груди.
  2. Упражнение «бокс» заключается в том, чтобы дать ребенку в каждую ручку по колечку, а потом тянуть их по очереди на себя. После этого нужно немного помассировать ему ручки.
  3. Для ножек выполняется упражнение «велосипед». После него нужно проделать поглаживающие движения ног по направлению снизу вверх.
  4. Повороты. С помощью мамы нужно повернуть малютку со спины на животик через левый, а потом и правый бок.
  5. Когда 10 месяцев ребенку массаж проводится не только на конечностях, но и с захватом ягодиц и спинки. Сначала нужно провести поглаживающие движения вверх и вниз, затем при помощи подушечек пальцев немного растереть кожу в этой области, а потом сделать то же самое, но с использованием тыльной части пальцев. По ягодичкам полезно пройтись легкими пощипывающими движениями.
  6. Поднимаем ноги. Они должны быть выпрямленными в коленках. Для этого нужно взять палочку, и держа ее на определенном уровне, попросить малыша достать ее ножками. Это позволит укрепить мышцы животика.
  7. Следующее движение – приседание. Делается оно с опорой на взрослого обеими руками. И в дальнейшем усложняем движение, подавая только одну руку, но делать это рекомендуется только после того, как ребенок начинает вставать уверенно.
  8. Полезно несколько раз сделать наклоны. Малыш становится спиной к взрослому и фиксируется при помощи его коленей. После этого наклоняется по просьбе матери или отца за предметом, лежащим на полу.
  9. Ползание выполнять также полезно. Даже если малыш уже уверенно стоит, заинтересовать его выполнить такое движение необходимо, так как это позволит ему хорошо укрепить его мышцы. Можно сделать ползание вдвоем с взрослым наперегонки.
  10. Ходьба с удержанием малютки двумя руками. Ее следует постепенно усложнять, выполняя приседания, наклоны, а также повороты. После того, как ребенок начинает выполнять все движения уверенно, можно делать эти же движения, но только держась за одну мамину руку. Это позволит не только увеличивать силу мышц, но и сохранять тело в равновесии.
  11. К 10 месяцам можно начинать делать «мостик». Н только при условии легкости его выполнения и при активной поддержке взрослого.
  12. Полезно проложить малютку на животик и попросить его перебирать ручками (походить на руках), а в это время держать его за ножки. Для повышения интереса к выполнению задания можно положить игрушку на пол и попросить его добраться до нее. Такое упражнение помогает укрепить опорно-двигательный аппарат и развивает всю мышечную систему.

Все упражнения могут выполняться лежа, сидя или стоя с опорой. По ходу занятия следует постоянно давать команды для ребенка, произнося их мягким тоном и разборчиво. Мышцы при этом следует укреплять не только с целью подготовки к будущей уверенной ходьбе, но и для того, чтобы малютка мог свободно сидеть в течение длительного времени.

Целенаправленные упражнения в совокупности с речевой командой позволяют развивать условно-рефлекторные движения, улучшать координацию и более четкое понимание обращений и просьб.

Не следует заниматься с малышом, если он неважно себя чувствует или проявляет раздражение. Начинать необходимо с минимального количества повторов (не более 2-4 раз).

Важно также продолжать уход за ребенком 10 месяцев в виде ежедневных гигиенических процедур (купания, обрезание ногтей, чистка ушей, причесывание и прочее).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»