Депрессия у подростков: как распознать. Депрессии у подростков: проявление и лечение

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Чаще всего родители интересуются школьными успехами своих детей, но не обращают внимания на возможные признаки появления у них депрессии. Особенно высокий риск возникновения депрессивных расстройств наблюдается у девочек в подростковом возрасте, так как в этот период времени дети очень подвержены влиянию сверстников, могут переживать первую влюбленность, становятся очень восприимчивыми к комментариям окружающих по поводу своей внешности.

Подростковая депрессия возникает в связи с тем, что ребенок переживает один из кризисных периодов своей жизни: переход от детства к совершеннолетию. Незначительные проблемы в воображении подростка перерастают в непреодолимые трудности, в результате чего резко снижается самооценка ребенка.

Основные симптомы депрессии у девочек-подростков

Родители должны обратить пристальное внимание на появление следующих симптомов, сигнализирующих о возможной депрессии:

  • стремление к одиночеству. Девочка, которая раньше проводила все свободное время в компании сверстниц, вдруг перестает приглашать подруг в гости, отказывается от прогулок и даже перестает отвечать на телефонные звонки одноклассников. Все это является тревожным симптомом, так как свидетельствует о возможном начале возрастного кризиса у ребенка и наличии конфликта с окружающими людьми;
  • снижение успеваемости. Бывшая отличница может проявить равнодушие к учебе. В дневнике начинают появляться плохие оценки, вместо выполнения домашних заданий девочка часами «зависает» в интернете или откровенно бездельничает;
  • возникновение проблем с засыпанием, ухудшение качества ночного сна. В случае появления депрессии или даже обычного невроза у девочки может возникнуть бессонница, выражающаяся в затрудненном засыпании или частых ночных пробуждениях. Иногда режим дня может нарушиться настолько, что школьница засыпает тотчас же после уроков, а затем проводит чуть ли не половину ночи без сна;
  • нежелание общаться с родителями и другими членами семьи. Ранее дружелюбный и общительный ребенок вдруг начинает избегать разговоров с родными, пытается уединиться в своей комнате, проявляет недовольство даже при попытке обнять его или спросить о чем-то;
  • слишком сильная привязанность к интернету и социальным сетям. К сожалению, подобной зависимостью страдают не только девочки-подростки, подверженные возникновению депрессивных состояний. Вполне возможно, что скоро начнут создавать центры по борьбе с интернет-зависимостью не только у подростков, но и у взрослых людей. Во время депрессии ребенок не просто проводит значительную часть времени в интернете, но не может отвлечься даже на 10-20 минут, чтобы принять пищу или сходить в магазин. Как правило, подростки не допускают родителей к просмотру содержимого их страничек в социальных сетях, что еще больше усугубляет пропасть непонимания между взрослыми и детьми;
  • появление излишней раздражительности у подростка свидетельствует о наличии скрытого личностного конфликта. Таким способом ребенок пытается высвободить психическое напряжение, «докричаться» до родителей, сообщить им в завуалированной форме о своем состоянии;
  • усиление протеста по отношению к родителям, которое выражается в нежелании девочки помогать в домашних делах, убирать свою комнату, а в некоторых случаях – даже в пренебрежении своим внешним видом.

В развитых странах от депрессии страдают около 5% девочек-подростков, из них 15% подвержены возникновению биполярного расстройства, при котором аффективные состояния (беспричинные вспышки агрессии и раздражительности) периодически сменяются симптомами депрессии.

К сожалению, некоторые девочки-подростки в этом возрасте подумывают о самоубийстве. В основном столь мрачные мысли посещают детей в случаях, когда родители вовсе не обращают на них никакого внимания или, наоборот, проявляют гиперопеку.

Родителям девочек переходного возраста желательно как можно чаще общаться со своими детьми, но не приказным тоном, а с позиции друга или товарища. Можно вместе задумать и выполнить какие-либо действия: испечь торт по новому рецепту; приобрести желанного питомца и ухаживать за ним; попросить ребенка оказать помощь в освоении новых компьютерных программ.

Свою роль в воспитании девочки-подростка может сыграть и отец: организовать семейный туристический поход; научить дочь какому-либо важному ремеслу; помочь в освоении нового материала по некоторым школьным предметам; заняться вместе фотографированием или видеосъемкой.

Совместная деятельность будет способствовать укреплению доверия между родителями и детьми, что, в свою очередь, позволит значительно снизить проявление симптомов депрессии и ускорить процесс адаптации девочки к будущей взрослой жизни.

Предупреждение: Данная статья написана в информационных целях, и не должна рассматриваться в качестве замены профессиональной медицинской консультации.

Запись к врачу абсолютно бесплатно. Найдите подходящего специалиста и запишитесь на прием!

В каждом возрасте свои проблемы, и счастливое время юности не исключение. Как распознать признаки депрессии у подростка и предупредить попытку суицида читайте в этой статье.

По данным статистики в последнее время в России ежегодно кончают жизнь самоубийством более 700 подростков, а уйти из жизни пытаются более тысячи.

Для родителей, учителей и всех тех, кто работает со школьниками, важно уметь распознать признаки депрессии, которая часто становится причиной суицидального настроения.

Причины возникновения

Иногда кажется, что юность – это самое лучшее и счастливое время в жизни. Так какая же депрессия у подростков? Какие у них могут быть проблемы, спросите вы, если денег зарабатывать не надо, за тебя отвечают родители, ты молод, здоров и все еще впереди?

Отравить жизнь может следующее:

  • одиночество, отсутствие друзей, любви и понимания со стороны родителей;
  • психологическое насилие в семье, постоянные унижения, обвинения и угрозы, отвержение успехов и ущемление прав личности подростка;
  • травмирующие события, такие как смерть близких, развод родителей, физическое насилие;
  • низкая самооценка, причиной которой является неприязнь к собственному телу, отсутствие успехов в учебе и личной жизни;
  • критический взгляд на собственное будущее;
  • гормональные изменения.

Причиной возникновения депрессии может быть и биологическая предрасположенность, и психические проблемы: депрессивный или маниакальный тип личности, тревожные расстройства.

Признаки депрессии у подростков

Чаще всего о наличии психического неблагополучия свидетельствуют те же физические проявления, что и при обычной болезни:

  1. Отсутствие аппетита . Если подросток мало ест, он не обязательно болен. Опасение должно вызвать резкое и продолжительное уменьшение количества поедаемой пищи, отсутствие интереса к любимым блюдам.
  2. Общая вялость, упадок сил . Подросток не хочет заниматься делами, за которые обычно брался с энтузиазмом: не уделяет внимание хобби, не общается с друзьями.
  3. Бессонница или, наоборот, сонливость.
  4. Головная боль , нарушение работы желудочно-кишечного тракта, ослабленный иммунитет.


О депрессии говорит и поведение подростка. Начинать беспокоиться нужно, если ребенок:

  • часто плачет, грустит изо дня в день;
  • говорит о своей ненужности, о том, что все глупо и бесполезно;
  • страдает от чрезмерного чувства вины, воспринимает близко к сердцу любую неудачу;
  • не хочет выходить из дома и общаться;
  • раздражителен, зол и враждебен без видимой причины, испытывает ненависть к благополучию окружающих;
  • не может сосредоточиться, занимается хуже, чем обычно;
  • проявляет интерес к трагическим и мрачным сюжетам, картинам, музыке.

Депрессивному подростку трудно принимать решения. В 16 лет человек определяется со своей специальностью, готовится к поступлению. Депрессивный подросток не проявляет интереса к своему будущему, он безразличен или настроен крайне негативно ко всем предложениям.

Симптомы суицидального поведения

Подросток, желающий свести счеты с жизнью, ведет себя по-разному. Он может как отчаянно стремиться к контакту, громко жаловаться и искать сочувствия, так и уходить глубоко в себя, вяло, односложно отвечать тихим голосом.

Тревожные звоночки в таких состояниях это:

  1. Стремление к самоповреждению: желание ударить себя, нанесение царапин и ран, безответственное отношение к медицинским препаратам, повышенный интерес к их действию и последствиям передозировки.
  2. Разговоры о загробном мире, бремени жизни. Подросток прямо или косвенно говорит о том, что смерть – это благо, избавление от проблем и бесконечных страданий.
  3. Отсутствие интереса к собственным успехам, их принижение.
  4. Обесценивание ранее значимых вещей. Подросток перестает просить деньги, раздает дорогие вещи, игнорирует любимые занятия, безразличен к своему внешнему виду.
  5. Злоупотребление алкоголем и другими расслабляющими веществами.
  6. Повышенный интерес к опасным местам. Подросток рискует своей жизнью, безразличен к последствиям.

Когда обращаться к специалисту

Попросить помощи врача стоит, если вы заметили, что у ребенка:

  • продолжительное время плохое настроение, апатия, грусть или сильная злость;
  • непроходящее физическое недомогание;
  • появились суицидальные мысли или мотивы в творчестве;
  • желание причинить себе боль;
  • асоциальное поведение.

Важно понимать, что даже демонстративное высказывание желания покончить с собой может иметь печальные последствия.

Если ребенок привлекает к себе внимание и шутит на тему собственной смерти, это не показатель его избалованности и безделья, это звоночек о том, что его мучают сильные внутренние переживания.

Лечение подавленности у детей

Для того чтобы избавить подростка от депрессии, родителям необходимо принять то, что у ребенка проблемы и отнестись к ним серьезно. С высоты собственного опыта им может казаться, что все эти переживания из-за ерунды или, что еще хуже, из-за дурного характера.

Подростки и так склонны к обвинению и унижению себя. Родители должны объяснить ребенку, что они в любом случае любят его и он ни в чем не виноват.

Есть различные способы лечения, прекрасно сочетающиеся между собой:

  1. Обращение к семейному или детскому психотерапевту . Специалист поможет выявить причины депрессии, укрепить самооценку подростка, помочь ему начать открыто выражать свои чувства, развить способность решать проблемы, взаимодействовать с социумом. Обращение к психотерапевту предотвратит проблемы, которые могут возникнуть у ребенка во взрослой жизни.
  2. Фитотерапия . Успокаивающие травы помогут в лечении легкой формы и устранении напряжения.
  3. Улучшение взаимоотношений в семье . Родители должны больше слушать ребенка, проводить с ним время. Можно найти общее хобби, совершать совместные вылазки на природу. Активность, солнце и свежий воздух также способны помочь справиться с эмоциональным упадком.
  4. Детский врач-психиатр , если посчитает нужным, может выписать ребенку антидепрессанты.


Профилактика подростковой апатии

Множество проблем в школе и со сверстниками у подростков появляется из-за неблагоприятных отношений с родителями. Ваш ребенок будет намного счастливее, если вы будете выполнять несколько правил:

  1. У вас должны быть доверительные отношения . Подросток может скрывать свое расстройство, если не хочет разочаровать или испугать родителей. Нужно объяснить ему, что его внутреннее состояние намного важнее внешнего благополучия.
  2. Важно укреплять самооценку подростка : не критиковать его личные качества и внешность, хвалить не только за успехи, но и за попытки что-то сделать.
  3. Нельзя возлагать на ребенка большие ожидания , он может не выдержать такой ответственности. Это отдельный человек со своей судьбой, и как бы вам ни хотелось, чтобы он выиграл все призы, нельзя требовать этого.
  4. Интересуйтесь жизнью ребенка , но не стремитесь все контролировать. Для того чтобы он мог принимать самостоятельные решения, у него уже в детстве должна быть свобода в выборе одежды, друзей и увлечений.
  5. Показывайте на личном примере , как решать проблемы. Дети учатся у родителей, поэтому если вы требуете смелости и открытости, а сами нерешительны и замкнуты, ребенок будет вести себя как вы, но при этом заниматься самобичеванием за несоответствие вашим ожиданиям.
  6. Любите ребенка таким, какой он есть.

Подростковая депрессия – часто встречающееся заболевание. Оно особенно болезненно, так как ребенок еще не имеет сил и навыков справиться с жизненными трудностями.

Иногда депрессивное состояние похоже на капризы и избалованность, но нельзя обманываться этим, как бы ни хотелось списать все на дурной характер. В таких ситуациях ребенку требуется максимум вашего внимания и участия, даже если вы обращаетесь к специалисту.

Видео: Как понять происходящее

Подростковый период в жизни любого человека сопряжен с различного рода трудностями и проблемами для родителей. Самым важным в процессе воспитания подростка, безусловно, является преодоление разнообразных сложных ситуаций и формирование у подростка собственного и независимого мнения. Основными и непременными условиями преодоления трудностей являются признание их существования и трезвая оценка сложившейся обстановки. Многие родители совершенно напрасно считают, что у подрастающего поколения никаких проблем нет и быть не может. Большинство молодых людей проживают вместе с родителями в благоустроенных квартирах, учатся в престижных учебных заведениях, хорошо питаются и не задумываются о завтрашнем дне.

Подавляющее большинство молодежи имеет возможность весело и беззаботно проводить свой досуг на вечеринках в ночных клубах, играть в азартные игры, посещать различные развлекательные программы. На первый взгляд может показаться, что современные молодые люди и девушки живут в идеальных условиях, ни о чем не переживают и ни о чем не думают. Родители, которые придерживаются подобного мнения, неправы, они просто не до конца осознают всей серьезности сложившейся ситуации.

Современная молодежь сильно отличается от молодых людей предшествующих поколений. Не слушайте стареньких и ворчливых бабушек, ругающих современное поколение и не принимающих современные нравы. Молодые люди XXI в. гораздо способнее, умнее, мобильнее, за ними будущее нашей страны. Вряд ли кто-то задумывался о том, как непросто в современных условиях нашим подросткам, как много на них обрушивается проблем, с которыми им одним, без нашей помощи не справиться. Прогресс привнес в нашу жизнь не только современную технику и новые технологии, но и многое, что не является благом. Современный мир буквально наводнен различными соблазнами, индустрия развлечений предлагает все новые и новые способы проведения досуга, который не всегда приносит радость. Курение, алкоголизм, наркотики стали настоящим бичом, поскольку уносят столько жизней и калечат столько судеб, что и подсчитать невозможно. Мир стал так жесток и беспощаден, что страшно даже выходить из дома, когда стемнеет. Многие исследователи-социологи пытались найти истинную причину происходящего, и, как оказалось, основной причиной столь непростой ситуации является обычный хронический стресс. Именно отсутствие положительных эмоций и постоянное ожидание плохого служат основной причиной агрессивного поведения людей. Люди перестали радоваться житейским мелочам, перестали ценить маленькие радости, в современном обществе преобладает негативный настрой и нежелание чего-то нового, светлого. Во многих современных семьях отсутствует взаимопонимание, нет душевности, можно даже наблюдать ситуацию, когда родные люди ведут себя, словно враги. Нет диалога, каждый преследует исключительно собственные интересы, не считается с окружающими и не замечает многих проблем общения ввиду отсутствия интереса к судьбам других. Только задумайтесь, как живется в подобной ситуации нашей молодежи? Ведь мы сами настраиваем на такую линию поведения, а потом начинаем жаловаться на то, что наша молодежь столь плоха. Современные молодые люди являются отражением нашего времени, и нельзя винить их за наши ошибки. А в том, что в ряде случаев они ведут себя просто вызывающе, некультурно, встают на путь порока, виноваты только мы - взрослые. Не исключено, что среди наших читателей найдется немало людей, не согласных с подобным высказыванием. Но как иначе объяснить сложившуюся ситуацию? Если мы сами позволяем себе так много вольностей, выбираем легкую жизнь и праздные удовольствия, не занимаемся воспитанием детей должным образом, как же мы можем требовать чего-то иного от нашей молодежи? Научить можно лишь на собственном примере, можно объяснить что-то другим, если сам разбираешься в этом основательно. А теперь задумайтесь и припомните, часто ли вы сами придерживались подобных правил?

Известный советский лозунг о том, что семья является ячейкой общества, не утратил своей актуальности и в настоящее время, однако принял несколько иной смысл. К сожалению, многие родители забывают, что основой основ для любого человека является семья, а не материальные ценности и другие блага. Только в благополучной семье, где каждый член имеет свои права и обязанности, возможно формирование полноценной и культурной личности. Именно в крепких семьях все проблемы и конфликты разрешаются легко и быстро. Таким образом, из всего сказанного выше следует один главный вывод - преодоление проблем переходного возраста возможно лишь после преодоления проблем семейных. Ведь именно гармоничная семья порождает гармоничных детей. Конечно, проблемы есть у всех, но преодолевают их все по-разному. Рассмотрим основные неприятности подросткового возраста и попробуем найти оптимальные пути их решения и преодоления.

Прежде чем браться за решение проблем своего подрастающего ребенка, попробуйте разобраться в собственных проблемах и решить сначала их. Ведь заняться чем-либо другим возможно лишь при условии полного душевного комфорта. Первым и непременным условием для помощи подростку является ваша собственная готовность прийти на помощь и заинтересованность в решении волнующих ребенка вопросов. Никогда не лгите своему ребенку, не изображайте и искусственный интерес к проблемам ребенка. Фальшь всегда заметна, особенно в подростковом периоде, когда все чувства обостряются. Старайтесь избегать искусственности, оставьте подростка в покое, если заметили с его стороны нежелание общаться. В период взросления подростки очень нервны, впечатлительны, легко раздражаются и злятся. Выждите время, не настаиваете на разговоре, не превращайте общение в пытку. Человек сам придет к вам за советом, когда посчитает нужным. Ваша главная задача как родителей заключается в том, чтобы построить с ребенком диалог. Общение является непременным условием успеха в вопросах воспитания. Для того чтобы дать ребенку почувствовать, что вы на его стороне, старайтесь всегда его поддерживать, избегайте слишком резкой критики в его адрес. Замечания следует делать в как можно более мягкой форме, чтобы не унижать достоинства ребенка. Никогда не пренебрегайте общением с ребенком. Даже если у вас есть неотложные дела, постарайтесь уделить минуту свободного времени на разговор с подростком. Не меняйте разговор с близким вам человеком на поход по магазинам или обсуждение очередного сериала. Такая поведенческая линия с вашей стороны даст ребенку ощущение необходимости, стабильности и вызовет желание прийти к вам еще.

Не совершайте другой грубой ошибки - не говорите ребенку, что он живет на всем готовом и не имеет проблем. Это распространенное мнение далеко не так верно, как кажется на первый взгляд Для каждого возрастного периода характерны свои особенности и свои проблемы.

По мере взросления прежние переживания начинают казаться нам мелочами, мы легко забываем, как совсем недавно считали их нерешаемыми. Многие взрослые, к сожалению, забыли, что тоже когда-то были детьми и решали подобные проблемы. Не отказывайте своему ребенку в совете, не превращайтесь во врагов.

Хотелось бы объяснить, почему мы так много внимания уделяем проблеме общения. Такой подход к воспитательному процессу продиктован прежде всего особенностями личности современного подростка. Если в прежние застойные времена страна и народ жили по единому правительственному плану, где все воспитывались по общепринятым правилам и нормам, то теперь многое поменялось. В настоящее время нет единой схемы управления и воспитания, ценятся индивидуальность и неповторимость. Кстати, желание самовыразиться и проявить себя как неординарная личность имеет еще одну проблему- увлечение нестандартными способами проведения свободное время. Склонность молодых людей к эпатажу и вызывающее поведение приводят иногда к плачевным последствиям. В большинстве случаев именно желание выделиться из толпы, испытать нечто неизведанное толкает молодых людей на путь наркозависимости, пьянства и праздного образа жизни.

Иногда, когда человек не может стать стоящим специалистом в своей отрасли и не способен достичь желаемого, он начинает искать способы выделиться на другом поприще. В ряде случаев стремление блистать приводит молодого человека в общество менее интеллектуально развитых сверстников из плохих компаний, среди которых он выглядит в более выигрышном свете и получает долгожданное самовыражение.

Вот почему так важно общаться с собственным ребенком. Доверительные отношения откроют вам двери к сердцу подростка, вы сможете вовремя выявить порочные склонности и повлиять на ребенка. Как показывает многолетняя практика общения с подростками, молодые люди, привыкшие делиться проблемами и сомнениями с родителями, меньше подвержены влиянию других людей, веяниям времени, они более стабильны психологически и легко дифференцируют плохое с хорошим.

Поэтому больше общайтесь с подрастающими детьми, ведь только от своих родителей ребенок может получить самую правдивую информацию о жизни. Только в ваших руках заключена судьба ваших детей. Не упускайте ни минуты. Внимательно следите за всеми увлечениями ребенка, старайтесь подмечать самые незначительные перемены в привычках и поступках ребенка, это поможет вам раньше выявить проблему и своевременно ее решить. Только сразу хотим вас предостеречь - не воспринимайте наши советы буквально. Для того чтобы заметить происходящие с подростком перемены, вовсе не обязательно подслушивать телефонные разговоры, стоять под дверью комнаты, когда приходят друзья. Просто нужно внимательнее относиться к ребенку, правильно реагировать на возрастные изменения, и тогда ребенок сам не захочет ничего плохого.

Ни для кого не секрет, что лучшим методом избежать чего-либо является профилактика. Для нашей ситуации тоже нет ничего лучше, чем профилактика, именно она является лучшим методом избежать неприятностей.

Для того чтобы подросток не занимался мучительным самоанализом, не искал невообразимых способов самовыражения, необходимо правильно построить воспитательный процесс еще в детстве. Ребенку с самого его рождения необходимо дать понять, что он личность, и личность незаурядная и талантливая, способная на самые смелые и невероятные действия.

Просим не путать правильность называния вещей с лишением ребенка детства. Это далеко не так. Речь идет не о том, чтобы обсуждать с ребенком взрослые проблемы, непонятные и ненужные, а о том, чтобы легче преодолеть период взросления.

Немаловажным в формировании у ребенка правильной линии поведения является воспитание чувства собственного достоинства. Это очень важно. Именно правильная самооценка, адекватное суждение о себе и понимание своего места в жизни дают возможность правильно оценивать окружающую обстановку и людей. Только от родителей зависит, насколько правильно подросток оценивает себя. Не слишком хорошо, когда самооценка резко занижена. В подобной ситуации подросток более всего подвержен влиянию, разного рода внушениям. Люди с заниженной самооценкой часто не уверены в себе, в собственных силах, возможностях, склонны считать себя никому не нужными и ни на что не способными. Они постоянно испытывают дискомфорт, не могут в полной мере проявить свои возможности и чаще других попадают в различные проблемные ситуации и сомнительные компании. Именно этот контингент подростков больше остальных подвержен пагубным увлечениям, таким как наркотики, алкоголь, курение дурманящих трав и токсикомания. Ведь именно все перечисленное вызывает опьянение, позволяет создать иллюзию идеального мира, в котором робкий человек может стать ярким, смелым и проявить все свои скрытые мечты и желания. Подобное развитие сюжета не приносит ничего, кроме страданий, как самому подростку, попавшему в сети соблазна, так и его родителям. Поэтому никогда не подавляйте ребенка в его начинаниях, не говорите ему, что он неправ, не подчиняйте его своему собственному мнению, не делайте зависимым от вас, доверяйте ему и, главное, верьте в него. Именно ваша уверенность в его способностях является самым мощным стимулом и аргументом для того, что бы поверить в собственные силы. Особенно это касается семей, воспитывающих мальчиков. Вопрос о главенстве здесь стоит особенно остро. Мальчики с самого рождения значительно отличаются от девочек, и воспитывать их необходимо с учетом некоторых особенностей. С самого раннего детства они нуждаются в большей свободе и независимости, поэтому притеснять их не нужно. В случае возникновения спорных ситуаций и семейных конфликтов необходимо как можно строже и внушительнее поговорить с виновником, но ни в коем случае не переступайте черту и не подавляйте его. Слишком выраженный прессинг и подавление личностных черт грозят перейти в тяжелейший комплекс неполноценности, что на долгие годы разобщит вас с подрастающим мужчиной из-за сильной обиды на вас. Возможен и другой вариант, когда собственное мнение перестает существовать и, вырастая, человек не может принять даже простое решение.

Но стоит избегать и другой крайности - слишком выраженного самомнения. Порой слишком любящие родители забывают о здоровой критике в адрес подростка и начинают пропускать мимо многие важные мелочи, которые с течением времени становятся все более и более выраженными. Некоторые родители воспитывают своих детей в обстановке повышенной комфортности и вседозволенности, не критикуют их за какие-либо провинности, не делают внушений, и в конечном счете вырастают эгоистичные, самоуверенные люди, чуждые к чужым переживаниям и порой безжалостные к собственным родителям. Во избежание таких противоречивых исходов избегайте крайностей, старайтесь сохранять объективность в любой, даже самой затруднительной ситуации. Именно ваша сдержанность, тактичность и объективный анализ ситуации помогут принять правильное решение в отношении виновника: наказать или просто ограничиться объяснением. Помните, что только вы сможете направить неукротимый подростковый порыв в нужное русло.

Еще одним проблемным и спорным вопросом являются свобода и выбор досуга. Именно в период взросления молодым людям так хочется чего-то неизведанного, нового, чего не было раньше. А главное, чего хотят все подростки, - это свобода, причем в самом широком смысле этого слова. Это не только свобода времени, но и мыслей, чувств, действий и желаний. Свобода для молодого человека - олицетворение счастья и определенного статуса. Во многих семьях, где есть подрастающие дети, часто возникают спорные ситуации по поводу свободного времени. Нет единого мнения по вопросу свободы для подростка. Стоит ли разрешать ребенку слишком многое, стоит ли ограничивать его свободу и контролировать все его действия? Ответ на поставленные вопросы, к сожалению, не найден. Ограничительные мероприятия и вопрос о степени дозволенности должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. Определяющим фактором в данной ситуации являются личностные особенности подростка. Нельзя по одному принципу распоряжаться свободным временем различных людей. Для ветреных, склонных к всевозможным авантюрам подростков, которые легко соглашаются на самые необдуманные действия и предложения, просто необходимо применить методику ограничения свободы. Люди подобного склада часто просто не могут остановиться и попадают в различные неприятные и сложные ситуации. Им просто необходимы некий внешний ограничитель, разумное руководство, в качестве которого легко могут выступить родители. Слишком энергичных, непоседливых, легко возбудимых подростков необходимо чем-то увлечь (например, записать в какую-нибудь спортивную секцию). Такая расстановка сил является наиболее благоприятной в данной ситуации: и время занято - нет возможности для придумывания авантюр, и развивается подросток гармонично и складно.

Если ребенок вялый, редко проявляет инициативу и не имеет выраженных приоритетных направлений движения по жизни, попробуйте с ним поговорить. Наверняка он чего-то очень сильно хочет, и ваша заинтересованность поможет ему проявить весь свой талант. Только верьте в своих детей! Это самое главное и непременное условие.

Еще один важный момент воспитания в подростковом возрасте: не подавляйте вашего ребенка, не ограничивайте его свободное время только походом в учебное заведение и пребыванием дома за книгами. Давайте ему свободу действия. Не препятствуйте его стремлению погулять с друзьями. Уверяем вас, что ни один невыученный урок не стоит того времени, которое пролетает рядом с друзьями и близкими по духу людьми. Мы повторимся, сказав, что развитие ребенка должно происходить гармонично, поэтому не лишайте его этого. Гармония подразумевает баланс развлечений, отдыха и труда. Поэтому позвольте ребенку немного вольности, это вовсе не повредит. Молодость дается человеку всего один раз, и необходимо, чтобы по прошествии многих лет, оглядываясь назад, человек вспоминал не только трудовые будни, но и маленькие праздники жизни.

В психологии есть очень интересный феномен. Он был описан относительно недавно и заключается в постоянном наличии у человека ощущения нехватки чего-то очень важного и нужного при наличии у него самых лучших земных благ: машины, квартиры, семьи и т. д. На поверку оказывалось, что такие состоятельные люди просто не получили чего-то, чего им очень хотелось, в процессе взросления (например, потанцевать на дискотеке). Им предлагалось осуществить не сделанное ранее сейчас, будучи уже взрослыми людьми. И, как ни странно, после осуществления задуманного они вновь испытывали радость жизни. Данный пример мы привели, чтобы проиллюстрировать наши слова и, возможно, чтобы заставить некоторых особенно бдительных родителей задуматься. Если ваш сын или дочь немного задерживаются с прогулки, не стоит считать, что учеба заброшена и в голове пустота. Просто они молоды и хотят почувствовать вкус жизни. Это совсем не причина для ссор и выяснения отношений. Умные и понимающие родители никогда не станут ограничивать ребенка в его свободе. Ведь недоделанность, недосказанность, непережитые впечатления только принесут вред. Вы же не хотите, чтобы по прошествии многих лет ваш взрослый ребенок упрекал вас в излишней опеке и надзирательстве? Не ограничивайте подростков, но при условии наличия здравого смысла. Можно посетить любое мероприятие, но только с адекватной и здравой оценкой ситуации.

Из ранее сказанного вытекает очень важное следствие: правильная поведенческая линия, объективная и верная оценка ситуации возможны при условии адекватной информированности. Актуальность этого вопроса, по нашему мнению, очевидна. В наш век современных технологий так легко запутаться во всем многообразии предлагаемой информации. Множество печатных изданий, радио, телевидение предлагают потребителю столь обширный перечень новинок, что не только подросток, но и взрослый часто просто не в состоянии все охватить и изучить. Особенно это касается сферы интимных отношений.

Во многих семьях, к сожалению, еще бытует мнение, что подобного рода вопросы не должны быть объектом обсуждения. Это в корне неправильный подход. Он совершенно неприемлем в мире современной молодежи, которая так рано начинает все пробовать и применять. В наш информационный век совершенно недопустимо, чтобы подростки узнавали о правилах сексуального поведения и культуре отношений от сверстников, из глянцевых журналов или старших опытных товарищей.

С точки зрения медицины, депрессия связана с нарушением баланса в мозгу нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. По мнению ученых, у подростков такие изменения могут происходить в результате болезни или стресса, вызванного трудностями переходного возраста. У девочек депрессия встречается чаще, чем у мальчиков, поскольку они более эмоциональны и подвержены срывам.

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к .

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью. Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»