"здоровье детям". Все о развитии ребенка: месяц двенадцатый 12 месяцев от рождения ребенка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть . Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито. Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см. Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком. При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.
  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным. Яркую одежду также необходимо использовать - она помогает развивать цветовосприятие.
  • Тренировку можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд. Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.
  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль - музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см - оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт. Можно повторять его мимику или гримасничать.
  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой. Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.
  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую. Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки - интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м. В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на . Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами. Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты. Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.
  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.
  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.

Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.

В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.

Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?

  1. Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
  2. Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
  3. Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
  4. Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
  5. Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
  6. Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
  7. В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.

Что нового в психическом развитии:

  • К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
  • Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
  • Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
  • С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
  • У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
  • Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
  • Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
  • Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
    • Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
    • Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
    • Обидчивость и плаксивость;
    • Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).

У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:

  • У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
  • Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
  • С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
  • Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.

Тест на развитие детей в 12 месяцев:

  • Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
  • Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
  • Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
  • Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
  • Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.

Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.

Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео

Режим – сон и питание

Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.

Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)

Как помочь малышу развиваться


  • Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
  • Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
  • Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
    • Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
    • Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
    • Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
    • Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
    • Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
    • Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
    • Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.

Читаем статью

Вашему карапузу исполнилось 3 месяца. Все его ощущения на этой неделе уже не на уровне инстинкта, а вполне осознанные. Это касается и физического развития, и психического, и осязательных/зрительных ощущений и пр. Кроха улыбается маме, начинает «разговаривать», выражает эмоции с помощью не только крика, но и мимики, движений, различных звуков. Словом, ваш малыш подрос. И это один из самых прекрасных периодов его развития.

Рост, вес, аппетит, сон, стул 12-недельного ребенка

  1. Сон
    В 3 месяца ваша кроха спит уже 16-17 часов. Иногда меньше, иногда больше (индивидуально). По-прежнему мама встает ночью на кормление, и по-прежнему более 4 часов подряд малыш не спит.
    Есть и такие чудо-богатыри, что спят беспробудно по 8 часов ночью, но это, скорее, исключение.
    Периоды бодрствования становятся все дольше. Сейчас они достигают уже 1,5-2 часов.
  2. Вес
    Около 5200-5600 с прибавкой около 800 г за прошедший месяц.
  3. Рост
    Около 60-62 см с прибавкой около 2,5-3 см за прошедший месяц.
  4. Прибавка в параметрах окружности головы — плюс 1,5 см.
  5. Кушает малыш 6 раз в сутки
    Норма разовой порции — около 150 мл.

    Прикормы пока не рекомендуются.
  6. Кости ребенка пока еще хрупки
    Крайне важна предельная внимательность родителей в обращении с чадом. К деформации костей может привести даже несвоевременная и неправильная посадка малыша или тугое пеленание.
  7. Повышенный тонус мышц к 12-й неделе уходит
    Движения осознанные, активные.
  8. Прогулки должны стать доброй привычкой
    3-6 часов в день положено находиться на улице. Сильный мороз или ливень — исключение.
    При непогоде будет достаточно сна в коляске на балконе. Естественно, с учетом правил безопасности малыша.
  9. Купание
    По-прежнему, каждый вечер, для особо активных и возбудимых крох — в обед.
    С детским мылом купаем дважды в неделю.
  10. Уже работают слезные железы.

Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в 3 месяца жизни

Ваш малыш уже совсем большой. Это не тот спящий «комочек» в вышитом уголке, которого только принесли из роддома. Это уже человечек, который способен осознанно двигаться и по-своему разговаривать.

Итак, чему научился маленький человечек к 3-м месяцам?

  • С положения «на спинке» поворачивается налево и направо , на животик, с одного бочка на другой.
  • Узнает свои ручки , знает, что они принадлежат именно ему, играет ими, изучает.
  • Кисти практически открыты , пальчики согнуты лишь немного.
  • Сжимает игрушку , которую ему дает мама, держит ее до нескольких минут, тянет в рот.
  • Лежа на пузике, поднимает головку и держит ее (угол — 45 градусов).
  • Пытается совершать ползающие движения , хотя сил на это пока не хватает.
  • Если взять за ручки, подтягивается в положение «сидя».
  • В вертикальном положении (у мамы на руках) головка не качается — держится уверенно.
  • При поддержке подмышками опирается на стопы.
  • Сует в рот только пальчики (не весь кулачок), а также мамин палец или игрушку, которую удается схватить.
  • Следит за предметом , который перемещают перед его глазами, за людьми и питомцами.
  • Помимо улыбки, сейчас маме приносит радость и смех карапуза. Смеется малыш также осознанно.
  • Растет «лексикон» . Появляются, кроме гласных, звуки В, С и Ф. Кроха гулит и лопочет, отвечает маме, зовет ее, поет, воркует.
  • Малыш запоминает ощущения от своих движений и пытается их повторить — повороты, ползание и пр.
  • Прислушивается к каждому звуку , строя различные гримасы.
  • Узнает маму с папой по голосам, лицам, запаху.
  • Попадает руками по игрушкам, что мама вешает над кроваткой.
  • Изучает все окружающие предметы , особенно его привлекают лица и крупные узоры.
  • «Интересуется» музыкой — любит и спокойную классическую, и просто мобиль над кроваткой.

Стоит обратиться к педиатру, если ваша кроха…

  1. Не может поднять головку на 5 см (с положения на животе) и удерживать ее.
  2. Находясь в вертикальном положении, не может удержать головку .
  3. Лежа на пузике, не приподнимается , опираясь на предплечья.
  4. Не тянется к яркой игрушке, которую видит возле себя.
  5. Не ищет глазами источник звука и не следит за перемещаемой погремушкой.
  6. Не улыбается , когда мама с ним разговаривает.

Правила ухода за малышом в 12 недель: как справиться с возникающими проблемами?

Если вы еще не установили для карапуза четкий режим дня, срочно этим вопросом займитесь. Режим сна и питания крайне важен для правильного развития чада (да и маминого спокойствия).

  • Лучшее время для отхода к ночному сну — с 19.00 до 20.30.
    Также стоит планировать и дневной сон. Ритуал перед сном должен повторяться изо дня в день, чтобы малыш к нему привык. Важна последовательность и добрая правильная привычка.
  • С утра обязательно будите свое чадо
    В одно и то же время. Особенно, если ребенок спит более 10 часов.
  • Нерегулярные кормления
    Малыши не могут просить есть по расписанию. Они могут просить еду в любое время. И, если первые пару месяцев вы шли крохе навстречу, сейчас пора «перевоспитываться» и укладываться в рамки режима.
    Особенно, учитывая тот факт, что между кормлениями ребенок к груди просится от тоски по маме, а не от голода. Отклонения от графика в установленном режиме допустимы лишь на 20-30 минут.
  • Колики
    Увы, пока еще эта проблема не ушла целиком. Поэтому не забываем укладывать малыша перед кормлением на пузико, гладить животик по часовой стрелке, поить специальным чаем и держать «солдатиком» после обеда/ужина.
  • Протирайте глазки чада по утрам
    Делать это следует стерильным ватным тампоном (предварительно смочите в чистой воде).
    Направление — от внешнего к внутреннему краю.

Наиболее остро в этот период стоит проблема реакции организма на прививку.

Как раз в 3 месяца (по желанию мамы) здоровому карапузу положена плановая вакцинация (прим. коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит).

И реакция на нее бывает совершенно разной. Обычно после прививки повышается температура, начинается боль в мышцах и сонливость, возможна и аллергическая реакция.

Симптомы уходят за 2-3 дня. Но маме следует быть внимательной, ведь то, как отреагирует организм, никому неизвестно.

Не помешает также заранее выяснить, что можно и чего нельзя делать до и после прививки.

Развитие трехмесячного новорожденного в игре

Учитывая, что ваш карапуз уже способен хватать игрушки и тянуть их в рот, а также легко переворачиваться, пора немного пересмотреть вопросы безопасности. То есть оградить малыша от опасных предметов и обезопасить от падения с высоты.

А чтобы усовершенствовать полученные навыки, следует добавить в режим дня несколько полезных упражнений .

  1. Стимулируем перевороты Кроха — в положении «на спине». Поднимаем его правую ножку и нежно ведем налево, «перекидывая» через тело. Данный элемент — самый сложный для карапуза во всем процессе переворота. Поэтому ваша задача — помочь ему в тренировках.
  2. Стимулируем ползание Тут все просто: укладываем кроху на коврик (на полу) пузиком. Впереди него раскладываем яркие игрушки и помогаем своей ладонью, от которой оттолкнуться гораздо легче. Коврик можно приобрести специальный, развивающий, хотя это и не обязательно. Нежелательно делать это на диване, потому что нужна более твердая поверхность, чтобы малыш имел больше возможностей для отталкивания.
  • Игры пока короткие и простые
    Достаточно 15 минут. Если малыш устал раньше, «сворачивайтесь», пришло время отдыха.
  • Речевое развитие
    Сейчас важно развивать «словарный запас». Наиболее успешно такие уроки проходят с помощью потешек, прибауток, песенок.
    Все фразы произносите четко, чтобы малыш слышал их и видел ваш рот во время произношения.
  • Массаж
    Помимо традиционного массажа, сейчас время наступило для развития мелкой моторики (непрерывно связанной с речевым аппаратом).
    Поэтому массажируем стопы и ладошки, делаем пальчиковую гимнастику, трогаем и щупаем различные фактуры.
    Используем шарики-ежики, вкладывая в ладошку малышу, поочередно — в левую и правую. Зажимаем такой шарик между его ладошками, и нежно крутим.
  • Найдите книжку с крупными и схематичными рисунками (либо нарисуйте сами)
    Показывайте ребенку эти картинки, в обязательном порядке проговаривая каждую деталь рисунка.
  • Читайте вашему чаду
    Неважно, что это будет — книга о вкусной и здоровой пище, стихи Ахматовой или сказки (малыш пока еще не понимает сути текста). Главное, как именно вы будете проговаривать слова.
    Ребенок уже понимает ритм языка, и ваши «чтения» станут еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент речевого и психоэмоционального развития.
  • Закаливающие процедуры
    Без них тоже не обойтись, если вы хотите, чтобы малыш рос выносливым и здоровым.
    Из наиболее популярных процедур: обтирания влажным полотенцем, воздушные ванны, постепенное снижение температуры воды в ванной на полградуса (до разумных пределов, конечно).
  • Развиваем координацию движений
    Сейчас кроха с удовольствием тянется к игрушкам, развешанным мамой над кроваткой. Вешайте их так, чтобы карапуз мог дотянуться.
    Только не простые колечки/шарики, а игрушки, которые издают звуки. Тогда у карапуза будет больше стимула к ним тянуться.

Программа обеспечивает следующие виды медицинских услуг:

  1. I . Прикрепление доверенного врача - педиатра:

Профилактический осмотр доверенным врачом-педиатром проводится:

- на первом месяце жизни -2 раза в месяц - на дому;

- от 1 до 6 месяцев - 1 раз в 2 месяца - на дому;

- от 6-ти до 12 месяцев - 1 раз в 3 месяца - на дому.

  1. Плановый профилактический осмотр доверенным врачом-педиатром включает : антропометрию (вес, рост, окружность головы, окружность груди); клинический осмотр; консультация родителей в отношении здоровья и развития ребенка; рекомендации по уходу, вскармливанию и дальнейшему динамическому наблюдению.
  2. Осмотр доверенным врачом педиатром, в том числе дежурным врачом - при заболевании ребенка и динамическом наблюдении в течение заболевания на дому (не ограничено)
  3. Осмотр доверенным врачом педиатром - при заболевании ребенка и динамическом наблюдении в течение заболевания в медицинском амбулаторном центре без ограничений с 12.00 до 17.00
  4. Консультации родителей доверенным врачом-педиатром по телефону с 9.00 до 17.00 часов с понедельника по пятницу кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
  5. Консультативная помощь доверенного врача при плановой госпитализации в ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова, по профилю отделений, при наличии Полиса ОМС г. Москвы;
  6. Оформление медицинской документации (справки, медицинские заключения установленных форм);
  7. Назначение необходимых консультаций и анализов при заболевании в медицинском центре (не ограничено) клинический анализ крови, общий анализ мочи (с 11.00 до 12.00), консультация специалиста (невролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед) в день обращения по графику работы специалиста.
  8. Экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и закрытие больничных листов и справок.

  1. II . Услуги врачей-специалистов:

  1. Плановые профилактические осмотры:

- в 1 месяц УЗИ тазобедренных суставов, нейросонография- на базе медицинского центра.

При отсутствии выявленной патологии - с 1 до 3 месяцев жизни: осмотр хирургом, ортопедом, отоларингологом, невропатологом, офтальмологом - на дому.

С выявленной патологией при первичном осмотре - в возрасте от 1 до 3 месяцев по показаниям доверенного врача проводятся осмотры специалистов: невропатолог, хирург, ортопед, отоларинголог, офтальмолог и выполняются повторные исследования (УЗИ тазобедренных суставов и нейросонография)- на базе медицинского центра. Время и сроки проведения осмотров и исследований определяет доверенный врач;

- от 6 до 8 месяцев: осмотр невропатологом, ортопедом на дому или базе центра; нейросонография по показаниям;

- от 11 до 12 месяцев: осмотр ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, невропатологом - на базе медицинского центра.

  1. Консультации врачей специалистов по медицинским показаниям и назначению доверенного врача: хирург, уролог-нефролог, кардиолог, гастроэнтеролог на базе медицинского центра (дважды для каждого специалиста при годовом прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание)
  2. Дополнительные консультации врачей-специалистов по медицинским показаниям на дому : невропатолог, отоларинголог - по назначению доверенного врача не ограничено.

III . Лабораторные и диагностические мероприятия:

  1. Плановый забор биологического материала для лабораторных исследований :
    • От 1до3 месяцев: клинический анализ крови, общий анализ мочи
    • с 6 до 8 месяцев : клинический анализ крови и мочи - на дому или в медицинском центре;
    • с 11 до 12 месяцев : клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрология, анализ кала на яйца глист - на базе медицинского центра .
  1. 2. Не более двух раз в течение годового медицинского обслуживания по назначению доверенного врача при наличии медицинских показаний: анализ кала на углеводы, анализ кала на дисбактериоз, посевы крови на стерильность, посевы молока (матери) при грудном вскармливании на стерильность (при медицинских показаниях определяемых и фиксируемых в амбулаторной карте доверенным врачом) - на базе медицинского центра.
  2. 3 . Однократно по показаниям - б/х крови скрининг: общий белок, билирубин, АЛТ, АСТ, глюкоза, креатинин, мочевина- на базе медицинского центра.
  3. Не ограничено в течение годового медицинского обслуживания по данной программе при заболевании ребенка по показаниям выполняется клинический анализ крови, общий анализ мочи на дому.
  4. Инструментальная и функциональная диагностика по назначению доверенного врача : рентген, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости и мочевой системы проводятся на базе диагностического центра ГБУЗ г. Москвы ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы не более двух раз каждого вида исследований .
  1. IV . Вакцинация.
  2. Плановая вакцинация проводится в соответствии с национальным календарем прививок вакцинами Российского или импортного производства:

С 1 месяца до 12 месяцев вакцинация проводится на дому при отсутствии противопоказаний. Вакцинация может выполняться в медицинском центре при согласовании с родителями и наличии ограничений к вакцинации на дому, которые определяет доверенный врач.

Диагностическая туберкулиновая проба Манту проводится один раз в год на базе медицинского центра * .

*Вакцинацию БЦЖ и БЦЖ-М проводят только в противотуберкулезных диспансерах или детских поликлиниках согласно приказу №109 приложение №4 от 21.03.2003г. * Вакцинация детей против пневмоккоковой инфекции проводится по рекомендации доверенного врача. Стоимость вакцины не включена в Программу и проводится за дополнительную оплату, согласно действующему прейскуранту.

  1. V . Общеоздоровительный массаж.

- один курс массажа (10 сеансов) при годовом сроке прикрепления по медицинским показаниям проводится на дому . Время проведения массажа согласовывается с доверенным врачом при наличии медицинских показаний.

  1. VI . Дополнительные обследования, консультации врачей - специалистов и другие медицинские услуги, не входящие в Программу проводятся по показаниям в медицинском центре за дополнительную оплату, согласно действующего Прейскуранта.

Примечание:

Графики диспансерного наблюдения, патронажа и вакцинации приняты в соответствии с действующей нормативной документацией Министерства Здравоохранения РФ (приказ № 125н от 21.03.2014г. о вакцинации и приказ № N 514н от 10.08.2017г. о профилактических осмотрах).

  1. Все медицинские услуги оказываются по согласованию с доверенным врачом и наличию медицинских показаний, которые врач фиксирует в амбулаторной карте ребенка.
    • При выявлении у ребенка хронических заболеваний и перинатального поражения центральной нервной системы - вводится повышающий коэффициент 1,25 и производится перерасчет стоимости Договора на оставшийся период.

Психологи делят жизнь любого человека (от рождения, а некоторые – и от «до рождения») до старости на основные этапы, характеризующиеся определенными психологическими признаками. В отличие от специалистов, для большинства мамочек эти этапы знаменуются не столько изменениями в самосознании ребенка, сколько определенными событиями, приобретением тех или иных навыков.

Когда ребенок научится держать головку? Когда начнет улыбаться? Когда будет тянуться к игрушке, узнавать маму, переворачиваться, садиться, ползать? Когда мамочка услышит долгожданное первое слово?

Все эти умения, являясь следствием преодоления малышом различных возрастных этапов, для которых у детских психологов есть свои, иногда не известные маме названия, являются знаковыми для родителей, подсказывающими, что ребенок перешел на новый этап своего развития.

Первый год жизни ребенка – важнейшее время для его психического и физического развития. Причем в этом возрасте первично именно физическое развитие, от него зависит развитие нервной системы.

Конечно, разговаривать с ребенком, петь ему песенки, улыбаться, ласкать – обязательно. Но это вовсе не значит, что с трех месяцев надо учить ребенка различать цвета и понимать значение слов «парабола» и «метаморфозы».

Можно помочь ребенку научиться переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Ключевое слово здесь – помочь.

То есть не заставлять, например, ползти, переживая, что «соседский мальчик на 3 дня младше, а уже ползает, а наш все никак».

Есть несложные упражнения (информацию о них можно почерпнуть из книг, спросить у педиатра или у опытных родителей), стимулирующие малыша к тем или иным действиям. Ласковые поглаживания маминых рук и легкий общий массаж рекомендуются для большинства здоровых детишек в первые месяцы жизни.

Кроме того, что ребенку эти действия доставляют удовольствие, они приносят еще и пользу – укрепление мышц, стимулирование работы кишечника, предупреждение различных ортопедических и хирургических проблем. Выполняя их ежедневно, мама создает предпосылки для развития двигательной активности ребенка.

Итак, что же должен уметь делать здоровый ребенок в возрасте от рождения до года? Вот основные ежемесячные достижения малыша:

Этапы развития ребенка до 1 года по месяцам

НОВОРОЖДЕННЫЙ. Хаотичные движения рук и ног. Наличие «рефлексов новорожденного». Основной способ выразить желания – плач. В положении на животе малыш пытается приподнять голову.

1 МЕСЯЦ. В положении на животе малыш поднимает и удерживает несколько секунд головку. Следит глазами (без поворота головы) за движущимся предметом, расположенным на расстоянии 40-50 см от глаз. Улыбается в ответ на обращение к нему.

2 МЕСЯЦА. Во время бодрствования ребенок постоянно производит разнообразные движения руками и ногами, пока еще хаотичные. Хорошо удерживает головку, лежа на животе (не менее 5-10 секунд), сосет кулачки. Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Появляются звуки начального гуления.

3 МЕСЯЦА. Малыш может свободно удерживать головку в вертикальном положении – до 30 секунд, лежа на животе – до 1 минуты. Удерживает вложенную ему в руку игрушку (3-10 секунд), ощупывает свою одежду. Сосредотачивает внимание на лице разговаривающего с ним взрослого. Рассматривает свои руки, активно гулит. Появляется «комплекс оживления».

4 МЕСЯЦА. Лежа, малыш поднимает руки выше горизонтального уровня. Может поднимать ноги кверху. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает ее. Узнает родителей, улыбается. Следит взглядом за игрушкой. Поворачивает голову к источнику звука, находящегося вне поля зрения ребенка. Смеется в голос.

5 МЕСЯЦЕВ. Ребенок может сидеть с опорой. Лежа на животе, поднимает корпус на вытянутых руках. Пытается переворачиваться, тянет в рот свои руки и ноги. Берет и удерживает игрушку. Тянет в рот предметы, попавшие ему в руки.

Начинаются попытки координации движений (ребенок находит предмет взглядом – тянется к нему – хватает – производит с ним действия). Малыш активно гулит и выражает с помощью различных звуков и интонаций свое настроение. Реагирует на щекотку.

6 МЕСЯЦЕВ. Малыш может садиться и вставать на ноги при подтягивании его за руки (пока только в качестве гимнастики). Активно и часто переворачивается с живота на спину и обратно. Может делать первые попытки ползать (по-пластунски, подтягиваясь на руках, раскачиваясь вперед-назад, стоя на четвереньках). Достаточно уверенно сидит без поддержки.

Примерно в этом возрасте ребенок начинает учиться есть с ложки. Хватает игрушки, может держать их обеими руками, машет, стучит, тянет в рот. Реагирует на свое имя. Малыш начинает лепетать – произносить слоги, сочетания звуков, не несущие смысловой нагрузки. При виде незнакомого человека ребенок может пугаться или тревожиться.

7 МЕСЯЦЕВ. В этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения).

Хватает игрушки, размахивает ими, стучит, бросает, перекладывает из рук в руку, протягивает взрослому – просит поиграть. Много и активно лепечет. Слоги ма-ма, па-па, ба-ба произносит часто, но это просто сочетания звуков, не соотносимые с понятием «мама» или «папа».

8 МЕСЯЦЕВ. Малыш сам садится, хорошо ползает, пытается вставать, держась за опору. Любит грызть сухарик или корочку хлеба, которую сам держит в руке. Активно манипулирует игрушками (стучит, кидает, достает из коробочки мелкие предметы). Глядя на взрослого, может повторять его движения, играет в «ладушки», «пока-пока».

Часто и помногу лепечет, постоянно может повторять один и тот же слог (де-де-де, ня-ня-ня). Малыш может бояться незнакомых людей, стремится подползти поближе к маме, если видит постороннего человека. Если играет музыка, то ребенок может раскачиваться в такт.

9 МЕСЯЦЕВ. Ребенок хорошо и быстро ползает, уверенно стоит у опоры, может, держась, передвигаться вдоль нее приставными шагами. Малыш может пить из чашки, которую держит взрослый, производит различные действия с игрушками, все более разнообразные по мере взросления.

Малыш начинает понимать значения некоторых слов и предложений – «иди сюда», «где собачка?», «ладушки», «дай», «нельзя». Может показать, где лежит игрушка. Арсенал используемых звуков и слогов расширяется. Малыш может повторять простые слоги (ма-ма, ля-ля) за взрослыми.

Малыш может как играть самостоятельно, так и требовать внимания взрослого, приглашать его к игре. Возникают жесты указания (малыш пальчиком показывает на игрушку, которую он хочет достать).

10 МЕСЯЦЕВ. Малыш может стоять без опоры и без поддержки взрослого, ходить, держась за руку взрослого. Действия с игрушками становятся более сложными (ребенок может открывать и закрыть коробочки, катать мяч, складывать игрушки в коробку, снимать кольца пирамидки).

Выполняет просьбу: «Дай», — дает названную взрослым игрушку. С удовольствием играет с другим ребенком, повторяет за ним некоторые действия. Ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которых до этого не было в его лепете. Манипулируя предметами, малыш узнает их свойства (жесткое — мягкое, большое — маленькое).

11 МЕСЯЦЕВ. Ребенок длительное время может стоять без опоры и поддержки, приседать. Пытается делать первые самостоятельные шаги. Хорошо ходит, держась за руку взрослого. Некоторые детки уже уверенно могут передвигаться от предмета к предмету без поддержки.

По просьбе взрослого может выполнять действия с предметами (ставит кубики друг на друга, катает мячик, качает куклу, подает игрушку, находит спрятанный на его глазах предмет). Появляются первые слова-обозначения: дай, на, мама, ав-ав и др.

12 МЕСЯЦЕВ. Ребенок ходит самостоятельно, может поднять игрушку с пола, наклонившись из положения стоя или присев. Сам пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно. Строит «башню» из кубиков (ставит 2-3 кубика друг на друга). Малыш выполняет несложные поручения взрослого: дай куклу, брось мяч, принеси машинку.

К концу первого года ребенок понимает уже много слов, соотносит их значения с определенными предметами и людьми, пытается повторять за взрослым слова и новые слоги. Для обозначения предметов и действий применяет облегченные, лепетные слова (бах, ням-ням, ляля и т.п.).

Эти временные рамки весьма условны. Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если Ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь ПРИМЕРНЫЕ возрастные нормы.

Годовалый малыш книжки по развитию ребенка и Интернет не читает. И он вовсе не обязан знать, что, например, к 9 месяцам ребенок должен уметь играть в «ладушки», а к году разбирать и собирать пирамидку.

Замечено, что большинство детей без всяких специальных упражнений (присаживание, подталкивание под ножки и т.п.) и приспособлений (например, ходунков) начинают выполнять все необходимые для их возраста действия.

Рефлекс это, инстинкт, повторение того, что они видят у взрослых, или какое-то врожденное умение — точно ответить на этот вопрос сложно. Скорее всего, играет роль все вышеперечисленное.

Ребенок сядет, поползет и пойдет тогда, когда он будет готов к этому морально и физически.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»