Круглый стол уроки вежливости и доброты. Круглый стол для педагогов с элементами тренинга "жизнь дана на добрые дела" Круглый стол воспитание доброты к природе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Многие дети понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача, задача взрослых, состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

Что такое доброта? На этот вопрос ответ прочитаем в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» .

  • Доброта – это очень сложное и многогранное качество личности. В книге выделено семь основных «ступеней» доброты.
  • Дружелюбие – открытое и доверительное отношение к людям.
  • Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
  • Отзывчивость – готовность помогать другим людям.
  • Совесть – нравственная ответственность за свои поступки.
  • Сострадание – сочувствие, сопереживание, умение чувствовать чужую боль.
  • Благородство – высокая нравственность, самоотверженность.
  • Любовь – глубокое сердечное чувство, высшая степень положительного отношения.

Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.

Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.

Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.

Воспитание ребенка не должно пониматься как регламентирование его поведения и чтение ему нравственных проповедей. Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше почувствовал реальность чужого страдания и сопереживал ему, чтобы умел любить, жалеть, прощать, помогать. Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.

Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. Воспитание строится на примере жизни отца и матери, оно всегда активно, независимо от того, говорят в семье о морали и нормах поведения или нет.

В наши дни произошла, если можно так сказать, подмена понятий. Иногда приходится слышать нечто подобное: «Мальчик из благополучной семьи. Мама – экономист преуспевающей компании. У папы свой бизнес. Как же этот ребенок мог так ужасно поступить?» Но благополучие семьи определяется не ее материальным положением, а высоким уровнем внутрисемейной нравственности, когда взрослые члены семьи всем своим поведением (а не нравоучениями) воспитывают у детей чуткость, отзывчивость, сопереживание.

Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.

Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! – должна сказать ему она. – Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!»

Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку» ; «Малыш заплакал, подойди и успокой его» ; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась» .

Сущность доброты – способность сопереживать. Нередко взрослые позволяют ребенку обижать животных. Если карапуз замахнулся палкой на птичку или кошку, не стоит смеяться, оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведением. Возможно, малыш захочет повторить свой эксперимент, но родители должны быть непреклонны.

Таких уроков потребуется немало. Начинать их надо очень рано. Прививать добрые чувства нужно, опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться.

Начинать воспитывать в детях такие, казалось бы, «старомодные» , но необходимые для выживания в социуме качества, как доброта, взаимопомощь, уступчивость, нужно уже с самых ранних лет. Не стоит думать, что дети в возрасте до 3х лет мало что понимают и ничего не запоминают. Как раз в этот период все их существо готово учиться и познавать мир, усваивать его законы и правила. Все, что он видит и слышит в первые годы жизни, откладывается на подкорке головного мозга. Так что впоследствии он может и не вспомнить, что именно в 1 год и 1 месяц мама ему сказала: «Нужно заботиться о братьях наших меньших» , но будет это знать как бы интуитивно, как само собой разумеющееся.

Начните прививать своим детям сочувствие к людям, умение сопереживать, радоваться чужому счастью, любовь и уважение к природе, растениям, животным. Для этого придется начать с себя, ведь родители – это самый главный образец для подражания.

Говорите о сложном просто

Для духовного воспитания детей очень важно читать малышу поучительные сказки со счастливым концом, в которых добро всегда побеждает зло. Лучше, если в детской книжке со сказками будут красочные рисунки, по которым можно объяснить самым маленьким деткам своими словами, что происходит.

Детям постарше (от 2-3 лет) можно разрешать смотреть добрые поучительные мультфильмы или детские телепередачи, где главные герои учатся творить добро. Дети намного ярче воспринимают зрительные образы.

Как поощрять или наказывать ребенка

Также очень важно поощрять ребенка за правильные поступки, давая ему понять, что люди на добрые дела всегда отвечают благодарностью и могут наградить того, кто им помог в беде.

Если же ваш ребенок совершил какую-то пакость (ударил дворовую кошку, вырвал с корнем ни в чем неповинный цветок) , поговорите с ним, как со взрослым, объясните, что за такие поступки всегда наказывают. Но если вы видите, что малыш раскаивается, помогите ему загладить свою вину (погладьте и накормите обиженную кошку, посадите вырванный цветок на место) .

Наказывая, подумай!? Зачем?!

Семь правил о наказании:

  1. Наказание не должно вредить здоровью ни физическому, ни психическому. Наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, не наказывайте.
  3. Наказание ни за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы или награды.
  4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим
  5. Наказан – прощен (о старых грехах ни слова)
  6. Наказывайте, но не унижайте.
  7. Наказание должно быть понятно. Ребенок должен точно знать почему его наказали.

Самое главное – не забывайте, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!

Советы родителям в воспитании детей

  1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
  2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему это. А также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Представьте ребенку самостоятельность, не контролируйте его каждый шаг.
  4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки – не одно и то же.
  5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь) , что сочувствуете ему, верите в него. Несмотря на его оплошности.
  6. Родитель (воспитатель) должен быть твердым, но добрым.

Одна из заповедей в воспитании детей – ребенок должен быть добрым, щедрым, уметь делится с друзьями, с большой радостью отдавать, чем брать.

Цель:

1. Помочь родителям увидеть актуальность необходимость и возможность воспитания доброты и гуманного отношения к окружающим.
2. Формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.

3.Развитие у родителей навыков общения и педагогической рефлексии .

Ход мероприятия

Проблема воспитания, несомненно, актуальна. И каждый из родителей уже сегодня хотел бы знать: кого он может воспитать? Ответов много, а может быть, и нет. Ведь каждая семья в воспитании имеет свой секрет. У каждого своя позиция, а иногда и просто интуиция. Жаль, но порою родителям не хватает знаний и терпения, чтобы установить с ребенком личностно-доверительные отношения. И вот поэтому мы, родители и педагоги, попробуем решить проблему сообща, ведь цель у нас одна... Проблема воспитания детей сегодня нас заставила обратить внимания на следующие правила:

1.

2.

3.

4.

Давайте вместе порассуждаем, каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Главное, чтобы ребенок вырос добрым, порядочным человеком. Но от желаемого до действительности порой бывает целая пропасть. Поэтому для начала я Вас прошу прочесть 10 заповедей . Возможно, они помогут Вам приоткрыть дверцу в мир доброты .


Какие добрые поступки может совершить подросток? Как этому учить? (рассуждение).
Если мы хотим, чтобы наш ребенок был добрым, мы должны исключить из общения недобрые разговоры о людях, животных в присутствии детей. Детское ухо слышит и впитывает буквально все.

Тренинг "Пирог доброты". (игра «Колечко»)

Представьте, что Вам надо разделить пирог, раздать членам семьи и сказать самые добрые и теплые слова. Как Вы это сделаете?

(предлагается обыграть ситуацию 2-4 родителям).

Как Вы понимаете, что значит научить детей добру? (обсуждение).
Научить детей добру - это значит научить их сострадать, сопереживать, глядя на беду. Это умение радоваться и переживать радости другого как собственные.


1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.

2. Не думай, что ребенок принадлежит только Вам, он не Ваша собственность.

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете. Вы дали ребенку жизнь, как он может отблагодарить Вас?

4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.

5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будьте уверен, ему его ноша тяжела не менее, чем Ваша.

6. Никогда не унижайте ребенка.

7. Помните - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Умейте любить чужого ребенка.

9. Любите своего ребенка любым: не талантливым, неудачливым, взрослым.

10. Радуйтесь общению с ребенком, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.

10 заповедей для родителей в мир доброты.

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.

2. Не думай, что ребенок принадлежит только Вам, он не Ваша собственность.

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете. Вы дали ребенку жизнь, как он может отблагодарить Вас?

4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.

5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будьте уверен, ему его ноша тяжела не менее, чем Ваша.

6. Никогда не унижайте ребенка.

7. Помните - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Умейте любить чужого ребенка.

9. Любите своего ребенка любым: не талантливым, неудачливым, взрослым.

10. Радуйтесь общению с ребенком, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.

10 заповедей для родителей в мир доброты.

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы хотите. Помогите ему стать не вами, а собой.

2. Не думай, что ребенок принадлежит только Вам, он не Ваша собственность.

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете. Вы дали ребенку жизнь, как он может отблагодарить Вас?

4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.

5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будьте уверен, ему его ноша тяжела не менее, чем Ваша.

6. Никогда не унижайте ребенка.

7. Помните - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Умейте любить чужого ребенка.

9. Любите своего ребенка любым: не талантливым, неудачливым, взрослым.

10. Радуйтесь общению с ребенком, потому что ребенок - это праздник, который пока с Вами.

Ребенка сперва люби - потом учи.

Какой ребенок есть - таким его и принимай.

Право ребенка на ошибку признавай.

Действовать ребенку самостоятельно помогай.

Ребенок должен познавать себя и самосовершенствоваться.

«Давайте воспитывать в детях доброту»

(Родительское собрание)

Собрание - размышление

Цель родительского собрания: показать важность воспитания доброты в детях.

Форма собрания – круглый стол
Оформление. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Из словаря С.И Ожегова)

1.Столы расставлены в виде круглого стола. Стол сервирован для чаепития. Сердечки, сделанные руками детей.

2.Магнитофон для прослушивания аудиозаписи, посуда для чаепития, бумажные сердечки, свечи в виде сердечка, фонограмма инструментальной музыки.
3. Листы с практическими советами разумного воспитателя А. Толстых (каждому родителю).

Ход собрания.

1.Вступительное слово воспитателя .
- Добрый вечер, дорогие мамы и папы. Сегодня мы собрались на собрание за нашим круглым столом, в ходе которого я предлагаю поразмышлять на тему «Давайте воспитывать в детях доброту». Каждый день, воспитывая своих детей, мы дарим им частичку своего тепла, частичку своего доброго сердца. Давайте зажжем сердечко, которое станет эмблемой, символом нашего мероприятия, передавая его, скажем друг другу что-то приятное, комплимент, доброе слово.
(Родители зажигают свечу и передают друг другу)

А сейчас предлагаю Вам подумать над тем, что значит быть добрым и записать свои мысли на сердечках, которые сделали наши дети. И всё это можно сделать за чашечкой чая.
(Звучит фонограмма инструментальной музыки.)


2.Размышление родителей о доброте.

-Уважаемые родители, я прошу Вас по очереди выйти к доске, зачитать свои записи на сердечках и прикрепить их вокруг большого сердца.

А вот как определяет доброго человека С.И.Ожегов.

(Переворачивая большое сердце в центре воспитатель читает):

Добрый 1. Делающий добро другим.
2. Несущий благо, добро.
3. Хороший, нравственный.
4. Дружеский, близкий, милый.
5. Безукоризненно честный.
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

А теперь послушайте, как понимают доброту наши дети.

(Звучит магнитофонная запись с высказываниями детей).


3.Мини-доклад о воспитании доброты.

Наши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с раннего детства потребность совершать добрые поступки.

Прошу Вас чаще говорите своему ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его.

Предлагаю вам поиграть - игра «Добрые слова»

(Перед родителями лист бумаги, на котором им предлагается обвести правую руку и написать на каждом пальце ласковые слова, на пальцах левой руки – слова, которыми ругаете детей.)

Думаю, Вы согласитесь со мной, что родитель, дающий любовь, всегда воспитывает доброту.

А родительская любовь учит ребенка быть внимательными к окружающим, умению сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки.
- Вы служите для ребенка авторитетом, эталоном, образцом для подражания. Ребенок, как губка впитывает манеру вашего общения и поведения и бессознательно копирует его.
- Добрые чувства закладываются с детства. Это восхищение красотой окружающей природы, забота о людях и животных.

Игра «Собери пословицу»

(Предлагается родителям собрать разрезанные на части пословицы и зачитать.)

Доброму, везде добро.
Добрый привет и кошке приятен.
Добрый человек в добре живет век.
Добро сеять, добро и пожинать.

Подведение итогов .
- Мы много сегодня говорили и размышляли за чашечкой чая о воспитании доброты в детях. И мне хотелось бы Вам предложить опыт психолога А. Толстых, который сформулировал советы разумному воспитателю

Советы

  1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
    2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
    3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
    4. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже.
    5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
    6. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.

И сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вам продолжить фразу:
«Сегодня я понял (а), что…»

(Передается свеча и каждый родитель комментирует свой ответ)

А теперь нам необходимо составить и записать решение нашего собрания.
Какие будут предложения?

Я предлагаю Вам провести совместный праздник «Доброты».

Решение родительского собрания.

  • Подготовить и провести совместный праздник «Доброты»
  • В отношениях с ребенком следовать советам разумного воспитателя, сформулированных А. Толстых.
  • Воспитывать в детях доброту через любовь к животным, природе, внимательное отношение к окружающим, учить совершать добрые дела и поступки.

Закончить наше собрание - размышление хотелось бы замечательным стихотворением А. Кулиева «Доброта»

На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым труд,
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут.
Нам, людям, лишь добро приносит счастье.
Оно в конце сильнее зла всегда,
Погибает в яме волк с кровавой пастью,
Пожар погасят ветер и вода.
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро вовеки будет богом нашим,
Ему – молитва наша и хвала.

Круглый стол с родителями "Воспитание добром»

Работа с родителями - Родительские собрания

Цель: Помочь родителям увидеть актуальность необходимость и возможность воспитания доброты и гуманного отношения к окружающим.
Задачи:

    Формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.

    Развитие у родителей, педагогов и детей саморефлексии.

    Развитие у родителей и детей доверительных отношений.

Материал: карандаши, ручки, листы формата А4, вырезанные из цветной бумаги сердечки, маленький мячик.

Ход мероприятия:

Добрый день уважаемые родители, дети и педагоги, я рада Вас всех сегодня видеть на нашем совместном мероприятии. Это мероприятие мы проведем в форме круглого стола и посветим его проблемам воспитания, взаимоотношений родителей и детей.

Обсуждение правил и приятие их:

Чтобы работа нашего круглого стола была комфортной и эффективной для всех участников, я предлагаю принять правила по которым мы будем работать.

Первое правило – уважительно относиться друг к другу.

Второе правило – когда кто-то говорит другие молчат и не перебивают.

Третье правило – активно участвуем в мероприятии, выполняем все задания.

Четвертое правило – если кому-то будет не комфортно и ему трудно будет что-то обсуждать, то можно сказать «стоп», это будет означать, что человек может не обсуждать проблемную для него тему. Также я, как ведущий, могу сказать «стоп», в случае, если правила будут нарушены, и вновь напомнить их.

Как писал Василий Александрович Сухомлинский:

Проблема воспитания, несомненно, актуальна. И каждый из родителей уже сегодня хотел бы знать: кого он может воспитать? Ответов много, а может быть, и нет. Ведь каждая семья в воспитании имеет свой секрет. У каждого своя позиция, а иногда и просто интуиция. Жаль, но порою родителям не хватает знаний и терпения, чтобы установить с ребенком личностно-доверительные отношения. И вот поэтому мы, родители, дети и педагоги, попробуем решить проблему сообща, ведь цель у нас одна...

Как вы думаете какая?

«Рождая ребенка, мы отделяем частицу своего сердца. Нет благороднее, выше миссии для человека-творца, чем отцовство и материнство. С той поры как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновенье, видя своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

Есть десятки сотни профессий, специальностей, работ: один строит дома, другой выращивает хлеб, третий лечит людей, четвертый шьет одежду. Но есть самая универсальная − самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, − это творение человека. Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец и мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение этой работы, которая называется воспитанием, это творение будущего и взгляд в будущее…

Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети не только и не столько источник счастья. Дети – это счастье созданное вашим трудом…»

Задание 1

Сейчас я предлагаю выполнить вам одно упражнение

« Если бы я была мамой..»

Цель: развитие доверительных отношений.

Ход упражнения. Упражнение проводится по кругу. Ведущий обращается сначала ко всем взрослым и просит их немного пофантазировать: что было бы если они на некоторое время стали детьми – дочками, сыновьями, а их дети стали бы родителями. Затем передается мяч по кругу и просят взрослых по очереди сказать буквально по одному предложению, что бы они хотели делать в этой ситуации или иметь и т.п., Например: « Если бы я была дочкой, я бы гуляла на улице целый день…» Если сидящий рядом ребенок захочет спросить маму о чем-либо, он может это сделать например: « Даже не ела бы?». Мама отвечает одним предложением.

Затем просят детей представить, что они на некоторое время стали бы взрослыми мамами и папами. И также по очереди, бросая мяч, отвечают на эти вопросы. Родители могут также задавать уточняющие вопросы.

Задание 2

Давайте вместе порассуждаем, каким Вы хотите видеть своего ребенка?

Какими вы хотели бы видеть своих родителей?

Можете записать свои рассуждения на листочках.

Затем участникам предлагается по желанию зачитать или сказать свои размышления.

Сейчас я Вам прочитаю одну притчу. Притча «Две матери» (приложение 1).


Главное, чтобы ребенок вырос добрым, порядочным и счастливым человеком.

Но от желаемого до действительности порой бывает целая пропасть. Поэтому для начала мы Вас просим прочесть 10 заповедей. Возможно, они помогут Вам приоткрыть дверцу в мир доброты.

Каждому взрослому участнику раздаются заповеди для родителей (Приложение 2).

Хочу также привести слова Януша Корчика о детях, он говорит так:


«Мы всегда найдем, в чем упрекнуть, и алчно требуем все больше и больше.

Уступаем ли мы тактично, избегаем ли ненужных трений, облегчаем ли совместную жизнь? Не мы ли сами упрямы, привередливы, задиристы и капризны?

Ребенок привлекает наше внимание, когда мешает и вносит смуту; мы замечаем и помним только эти моменты. И не видим, когда он спокоен, серьезен, сосредоточен. Недооцениваем безгрешные минуты беседы с собой, миром, богом. Ребенок вынужден скрывать свою тоску и внутренние порывы от насмешек и резких замечаний; утаивает желание объясниться, не выскажет и решения исправиться.

Громко говорят о себе плохие поступки и плохие дети, заглушая шепот добра, но добра в тысячу раз больше, чем зла. Добро сильно и несокрушимо. Неправда, что легче испортить, чем исправить.

Мы тренируем свое внимание и изобретательность в высматривании зла, в расследовании, в вынюхиваний, в выслеживании, в преследовании, в ловле с поличным, в дурных предвидениях и в оскорбительных подозрениях.

Я убедился, что добра больше, в десять раз больше, чем зла, и поэтому можно спокойно переждать, когда злость пройдет. Не только человек, каждое живое существо предпочитает мир войне, и, значит, не следует обвинять детей в пристрастии к ссорам».

Без требовательности к себе нет воспитателя. Воспитатель постоянно работает над собой, чтобы не потерять чуткость к детям. Ребенок обогащает меня, дает мне опыт, влияет на мои взгляды и чувства. От него я получаю приказы. Я требую, обвиняю, потворствую и прощаю. Ребенок меня учит и воспитывает. Он для меня живая книга человеческой натуры, и чтение её учит меня зрелости. Нельзя недооценивать ребенка. Он знает о себе больше, чем я о нем.

Но чувствует ребенок не так, как взрослый. Значит. Надо не только осознавать, но и чувствовать так, как ребенок: по-детски вместе с ними радоваться и горевать, любить и ненавидеть, обижаться и стыдиться, бояться и верить.

Я хочу научить понимать и любить ребенка чудного, полного жизни и светлой, озаряющей, неожиданной радости…Главное, чтобы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей собственной наблюдательности, предчувствий и мыслей» .

Задание 3

Сейчас я предлагаю выполнить вам еще одно упражнение:

«Общий рисунок»

Цель: сплочение семейной диады.

Ход упражнения. На двоих дается листок бумаги и карандаш. По команде ведущего ребенок и родитель берут карандаш (один на двоих) и одновременно рисуют картину. Разговаривать и обсуждать ход работы нельзя. Все надо делать молча.

По окончании упражнения дается возможность обсудить сой рисунок, что особенно понравилось, что можно было бы сделать лучше. Как им работалось вместе.

Это упражнение могут выполнять педагог и ученик или родитель, в зависимости от количества участников.

Послушайте одну народную китайскую притчу “Ладная семья”

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпении (см. приложение 2). И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

- И мира тоже.

Согласны ли вы с тем, что написал глава семьи на листе бумаги?

Задание 4

Упражнение «Блиц-интервью»

Сейчас вам необходимо написать на листочке бумаги вопрос, ответ на который вы бы хотели получить от частников нашего круглого стола. Затем вы можете по очереди задать вопрос любому участнику, а участник может ответить на этот вопрос, на это каждому на вопрос-ответ отводится 2 минуты. Если кто-то из участников не хочет задавать вопросы, то он может подарить отведенное время другому участнику. Если вопросы очень сложные и требуют много времени для ответа, то можно порекомендовать специальную литературу или предложить ответить на него более подробно после окончания мероприятия.

Задание 5

Как Вы понимаете, что значит научить детей добру? (обсуждение).
Научить детей добру - это значит научить их сострадать, сопереживать, глядя на беду, научит их быть благодарными. Это умение радоваться и переживать радости другого как собственные.

Задание 6

Упражнение "Добрые слова"

Сейчас Вам раздадут вырезанные сердечки, на них Вам необходима написать добрые теплые слова своим членам семьи. Кто желает может зачитать их вслух.

Эти сердечки вы можете подарить своим близким, выразить свою благодарность и любовь.

Наше мероприятие подошло к своему завершению и я хочу процитировать Василия Александровича Сухомлинкого:

«Умейте беречь и уважать, возвеличивать и усовершенствовать человеческую любовь – самое тонкое и самое капризное, самое нежное и самое сильное, самое хрупкое и самое крепкое, самое мудрое и самое благородное богатство человеческого духа».

Родители делятся впечатлениями от полученной информации в ходе собрания и составляют свод нравственных законов семьи и класса. Каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускают по кругу, пока каждая группа не внесёт свои предложения. Те положения, которые часто встречаются, и будут нравственными законами класса. На доске - ватман, где нарисован дом, к нему крепят лист с нравственными законами.

Приложение 1

Две матери

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери - Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери - утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать, - Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде... Вот для чего хочется жить...

- А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать. - Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем - конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами,

увезли домой жен и сыновей.

Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины - Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад.

Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где три десятилетия назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и еще больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая мать спросила:

- Кем же стал твой сын?

- Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила Белокосая мать. - Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? - И Белокосая мать назвала имя музыканта.

Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.

- А твой сын кем стал? - спросила Белокосая.

- Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятно было - механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает... Живем мы в селе - километров сто отсюда. У сына двое детей - мальчик трех лет и девочка недавно родилась...

- Все-таки счастье тебя обошло, - сказала Белокосая. - Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», - сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:

- У сына сейчас концерт... Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы...

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын - хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь... Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу (белый хлеб) и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины засветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын - хлебороб из далекого села, привез два больших арбуза, виноград, яблоки... Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.

- Я тоже буду комбайнером, - сказал мальчик, и бабушка поцеловала его...

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын - хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает.

К Белокосой матери так никто и не пришел.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали ее из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно еще лежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Белокосой Матерью, Чернокосая сказала:

- Какая ты несчастная...

Приложение 2

10 заповедей родителей

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

ЕСЛИ…

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
ребёнок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
ребёнок растет в терпимости, он учится понимать другого;
ребенка хвалят, он учится быть благородным;
ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Приложение 3

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение

Любовь

Прощение

Терпение



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»