Открытый урок в доу накануне рождества. Конспект НОД для детей старшей группы на тему "Рождество Христово - на душе светло!" план-конспект занятия (старшая группа) на тему. с дошкольниками старшей группы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

МБДОУ Детский сад №89 «Журавлёнок» г.Улан-Удэ

Конспект занятия в старшей группе

тема: «Рождество Христово»

Выполнил:

Дамбаева Н.Р.

г.Улан-Удэ

Январь, 2018г.

Цель:

Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике «Рождестве Христовом » .

Задачи:

  1. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.
  2. Закреплять навыки работы с шаблонами, ножницами. Учить детей работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ёлочка, репродукции с картин о Рождестве Христовом, фонограмма музыки Рождественского хоровода, материал к ручному труду.

Ход занятия:

Воспитатель:

Рождество Христово

Празднуем сегодня

С песнями, весельем,

Елкой новогодней!

7 января в семье плотника Иосифа Пресвятая Дева Мария родила младенца Иисуса Христа. Его люди называют богом спасителем. Когда родился спаситель, появилась на небе чудесная Вифлеемская звезда.

Этот праздник всегда встречают праздничным обедом, нарядной елкой и рождественскими подарками.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступает Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. И это чудо происходит.

« Христос рождается, славите - несётся над Вселенной, - « Христос с небес , встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют того, чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой» .

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше.

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Воспитатель читает стихотворение А. Фета

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи -

И за Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

Сегодня я хочу познакомить вас с преданием Е. Ивановской.

Вы узнаете о том, почему люди – христиане стали украшать елочку.

«Предание о первой Рождественской елке » Е. Ивановской

Когда родился маленький Христос , и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу :

Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру : пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос !

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов. И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал :

Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа .

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос , и шептали друг другу :

Тс. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить.

И она горько заплакала. Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала :

Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо : тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос , спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом :

Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех? И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Воспитатель : Ребята, что случилось в пещере?

Кто прилетел в пещеру?

Что сказали ангелы?

Что принес ангел с юга?

Что принес другой ангел с севера?

Почему опечалилась елочка?

Какое чудо произошло?

Воспитатель : Давайте, ребята, все вместе сделаем венок к Рождественскому празднику.

(Воспитатель приглашает детей за столы, обращает внимание на картинку с изображением Рождественского венка. На столах приготовлены шаблоны рукавичек, цветная бумага, простые карандаши, ножницы, нитки, клей ПВА, кисти для клея, салфетки.

Вместе с детьми воспитатель обсуждает предстоящую работу.)

Дети выполняют работу.

Ребёнок 1.: Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там, вдали :

Для людей – благоволенье,

Мир и правда - для земли!

Ребёнок 2.: Ангел нынче нам спустился

И пропел : « Христос родился » .

Мы пришли Христа прославить ,

И вас с праздником поздравить.

Ребенок 3 : Радуйтесь, все люди

На большой планете,

С нами Бог, любовь и правда,

Христославьте , дети!

Воспитатель : Давайте все вместе встанем в хоровод и споем :

« Рождество »

слова П. Дзюбы, музыка Т. Потапенко

1. Землю вьюга белая

Замела снежком.

Праздничная елочка

Украшает дом.

Припев : Рождество , Рождество ,

Елка светит ярко,

Рождество , Рождество

Дарит нам подарки.

Музыка веселая,

Заиграй смелей-

Славим Иисуса мы

Песенкой своей

2. Звездочкой рождественской

Счастье входит в дом,

Поздравляем с праздником –

Светлым Рождеством !

Припев тот же.

Воспитатель : Пушистый снег покрыл поля,

Покрыл дремучий лес.

Уснула тихим сном земля,

Померкнул свод небес.

Сегодня отдых от труда,

Забвенье всех забот…

Зажжется первая звезда-

И к нам Христос сойдет .

Сойдет, чтоб в каждую семью

Внести покой и мир,

Всем благость проявить свою,

Устроить детям пир!


Конспект занятия «Рождество Христово» (старшая группа)

Цель : Познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовом . Познакомить детей с народными традициями подготовки к празднику : украшать ёлочку на Рождество , поздравлять друг друга, делать подарки, накрывать праздничный стол. Подвести детей к выводу, что лучший подарок Иисусу Христу от нас - любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Повторить пословицу : «Что такое красота – это сердца доброта!» Познакомить детей с обычаем славить Христа . Расширять и активизировать словарный запас. Ввести в активный словарь новые слова, уточнить понятие новых слов - Рождество Христово , Святки, колядки, вифлеемская звезда. Запомнить слова колядок. Проявить фантазию и умение – сделать себе красивую и забавную маску.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации «Добрый мир» , Киещенко «Колядки» , чтение А. Мень «Свет миру гл. Рождество » , рабочая тетрадь «Добрый мир» , О. Ефремова « Рождество Христово » , разучивание стихотворений книга №4 «Добрый мир» .

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте мои милые ангелочки. Сегодня мы поговорим о празднике Рождество Христово . Что это за праздник и почему он так называется? Почему его празднуют люди? Как празднуют праздник Рождество Христово ? Рождество Христово - один из самых главных праздников. Я вам сейчас расскажу, как же это было. Рассказ воспитателя сопровождается показом презентации.

2. Слушаем. За доброе и чистое сердце Марии Бог избрал её стать Матерью Божией. (Показ иконы Благовещение.) К Деве Марии явился Архангел Гавриил с благой вестью. Архангел ей сказал, что у нее родится сын и дашь ему имя Иисус. Мария не могла понять, как она сможет родить ребенка, у которого нет земного отца. Ангел сказал ей, что Бог - Дух Святой совершит это чудо. Так как Иисус родился без земного отца, то он родился безгрешным. Каждый человек в этом мире унаследовал грех Адама, но Отцом Иисуса был Бог. Бог совершен, свят и безгрешен. Мария верила в Бога и поняла, что по воле Божьей ей суждено стать матерью Спасителя.

Мария, которая должна была стать матерью Иисуса, уже была обручена с человеком по имени Иосиф. Иосиф был хорошим человеком, верившим в Бога. Бог хотел, чтобы Иосиф взял Марию в жены, и чтобы у Иисуса был хороший земной отец. (Показ слайда) .

По велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город на перепись. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом вертеп – это пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. (Показ слайда) .

Здесь Мария родила Своего Сына Иисуса Христа . В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли, кормушку для скота. На младенца смотрели и согревали своим дыханием ослик и бычок. (Показ слайда) .

В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню : «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям» . Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу . (Показ слайда) .

А перед рождением Христа на небе появилась особенная яркая и красивая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы. Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили дорогие подарки. Золото – как царю, смирну – человеку, ладан – Богу. (Показ слайда) .

Иисус родился в Вифлееме, как предсказывали Божьи пророки много лет тому назад. Ирод боялся утратить свою царскую власть, когда младенец вырастет и станет взрослым. Бог велел Иосифу взять Иисуса и бежать в Египет, где он будет находиться в безопасности и Ирод не сможет погубить его. (Показ слайда) .

Иисус вырос и стал мудрым человеком. Бог был Им доволен и люди любили Его. Он был свят и безгрешен. Он всегда держал Свое слово. Он был верен во всем, что делал. Он был совершенным Праведником. Все небесные ангелы и люди на земле вместе прославляют его, потому что любовь Христа к нам не имеет границ. (Показ слайда) .

Каждый из нас старается провести этот день не так как любой другой. Когда наступает праздник Рождества , в домах и церквях зажигают свечи. Поют песни о родившемся Младенце и его матери. (Показ слайда) .

После праздника Рождества Христова наступают еще особые дни, период от Рождества Христова до Крещения называется святыми днями, или Святки. Святки на Руси праздновались ярко и торжественно : все поздравляли друг друга, славили Христа . (Показ слайда) . В эти дни каждый понимал, что господь стал ближе к нему.

Наступили Святок радостные дни,

И зажглись на ёлках яркие огни.

В нашем доме тоже ёлка зажжена.

Нас своим нарядом радует она.

Пусть спасибо наше примут в добрый час

Те, кто этой ёлкой одарили нас.

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный ,

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

От рождества и до крещения ,

Приготовив угощенья,

Пели разные колядки.

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

В первый день Святок люди обязательно накрывали на стол и приглашали гостей. Добрые люди делились с бедными чем-то вкусным, чтобы в этот день никто себя не чувствовал обиженным и несчастным. Детям дарили подарки. А в селах и деревнях ходили по домам друг к другу с подарками и славили Христа . Они переодевались в шуточные маски и одежды, брали звезды с зажженной свечой, брали в руки фигурки матери Христа с маленьким Иисусом и колядовали. (Показ слайда) .

Колядовать - значит славить Христа специальными песнями - колядками, в которых они желали людям счастья, здоровья и хорошего урожая, Людей, которые славили Христа , пели колядки, называли христославами . За пение таких песен - колядок полагалось угощение. В каждом доме, куда они заходили, их обязательно чем-нибудь награждали, Не принимать христославов считалось большим грехом для хозяина дома, оскорблением для колядующих и неуважением традиций,

3. Беседуем :

Что за праздник Рождество ?

Кто родился в этот день?

В каком городе Израиля родился Иисус? (В Вифлееме) .

Где родился Иисус Христос ? (Вертеп, означает пещера, куда в холодную погоду пастухи загоняли скот) .

Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему ?

Правильно ли поступили волхвы, поклонившись Иисусу? (Да, потому что Иисус был Богом - Сыном) .

Какие дары принесли мудрецы?

Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?

Что означает имя "Иисус"? ("Иисус" означает "Спаситель" или "Избавитель"

Дети, а как вы думаете, почему Иисуса Христа называют Спасителем ? (Адам и Ева радовались когда жили в раю, но когда они согрешили, их непослушание принесло зло и смерть, от которых Бог обещал нам избавление - рождением Спасителя . В день Рождества мы празднуем исполнение этого обещания, Бог любит и жалеет всех людей. Он пришел в мир, чтобы научить людей (и меня, и каждого из вас) правильной жизни и уберечь их от зла, от греха, если человек сам этого захочет

Что означает имя "Христос "? (Оно означает "Помазанник" или "Мессия", слово это греческое.

В какую страну велел Бог Иосифу увезти Иисуса, чтобы спасти Его от Ирода? (В Египет) .

Был ли Иисус просто человеком? (Иисус был Сыном Божьим и человеком) .

Является ли Иисус обещанным Спасителем? (Да, Иисус является именно тем Спасителем, которого Бог обещал в Едемском саду Адаму и Еве).

Много ли Спасителей в разных частях света? (Нет, Бог послал лишь одного Спасителя на весь мир) .

Почему мы празднуем Рождество ? (Потому, что Иисус был рожден в этом мире для спасения грешников от Божьего наказания за их грехи).

Хотя Иисус и был похож на других людей, что Его отличало от них? (Он был свят и безгрешен. Он всегда держал своё слово. Он был верен во всём, что делал. Иисус был и Богом и человеком).

Делал ли Иисус что-либо неправильное? (Нет, Иисус родился безгрешным, и Он никогда не думал, не говорил и не делал что-либо неугодное Его Отцу).

Был ли кто-либо из людей безгрешен, подобно Иисусу? (Нет, все унаследовали грех Адама и нарушали законы Божьи) .

Что люди могут совершить для Бога? (На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность и послушание. Что такое красота – это сердца доброта).

К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее . Как готовятся к Рождеству ? (Украшают ёлку, готовят подарки детям и близким, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день).

Что делают люди в этот день? (Люди поют в храмах. Ходят друг к другу в гости, славят Христа : « Христос родился ! С Рождеством – поздравляют друг друга).

4. Обобщаем : Скоро наступит великий святой праздник Рождество Христово . В этот день в городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Сын Божий Иисус Христос . Рождество от слово родился . Родился Иисус Христос , поэтому праздник называется Рождество Христово .

Родился Спаситель. С рождения Христа началась новая история мира, появилась на земле христианская вера . Рождество Христово любимый праздник и детворы и взрослых. Во всех домах, детских садах, школах наряжают елочку. В этот день дети получают подарки. От Рождества Христова до Крещения народ праздновал Святки, значит Святые дни. Весело было, потому что дети пели величальные песни, в которых славили Иисуса Христа и хозяев , желали им доброго здоровья, богатого урожая. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги.

5. Творим, рисуем, радуемся. Вспомните, что делали в святочные дни? Точно, колядовали. Мы будем делать маски, чтобы в них пойти колядовать. Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа

В рождество Христово

Ангел прилетел

Он летал по небу,

Людям песню пел :

Все люди, ликуйте,

Вместе торжествуйте.

Вечно свято, вечно ново

Рождество для нас Христа

Много лет из года в год

Славьте бога, стар и млад

Он спасителя нам дал.

Вспомним песни колядовщиков : Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить!

Коляда, коляда, открывайте ворота. Христос рождается , славьте!

В небе звездочки горят, о Христе говорят . У людей торжество : наступило Рождество !

Вечно будем Бога славить за такой день торжества! Разрешите Вас поздравить с Днём Христова Рождества !

6. Играем в игру «Четвертый лишний» . Воспитатель называет 4 слова, а одно слово к этому празднику не имеет никакого отношения. Дети должны узнать это лишнее слово и назвать его.

Пещера, ангел, самолет, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;

Золото, ладан, смирна, мороженое;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин.

7. Прощалочка : До свидания мои милые ангелочки! Скажи, что тебе понравилось на занятии . Говоря, ребенок кладет шарик в вазочку. Я надеюсь, что вы много интересного и полезного узнали из нашего занятия . И когда наступят эти особые дни - Святки, вы возьмете свои рождественские звездочки и пойдете колядовать - Христа славить

Конспект занятия в старшей группе

Цель: Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника; дать представление о его значении.
Воспитывать положительное отношение к православной вере и культуре.
Воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
Воспитывать любовь и дружелюбие к окружающим.

Материал: книги о Рождестве; иллюстрации на библейскую тематику; ткань для изготовления ангелочка, шарик, нитки.

Ход занятия

Воспитатель:
Сегодня будет Рождество,
Весь город в ожиданье тайны,
Он дремлет в инее хрустальном,
И ждёт: свершится волшебство.

Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы дату своего дня рождения?
- Что происходит в этот день?
- А почему поздравляют в этот день именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
- Рождество в нашей стране празднуют 7 января.

В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?

Рассказ воспитателя

Давным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира.
В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться.
Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега.
Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи со своими отарами.
И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос.
Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.

Дети читают стихотворение:

Рождественское.

1.В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос...

2.Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.

3.Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.

4.Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком...

5.Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:

6.«Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!»
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...

7.А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»
-Ребята, а давайте мы с вами поиграем.

Игра «Пирог»

(под русскую народную музыку)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине – водящий - «пирог». Все поют:
Да экий он широкинький,
Да экий он высокинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Первый, коснувшийся «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает та группа, которая заберет больше «пирогов».

А теперь, ребята отгадайте

Рождественские загадки:

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Рождество)!

Его ждут все – от малышей, до пап и мам
и все нарядные спешат на службу … (в храм).

Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан,
Перед иконами горят … (лампады).

И, распушив зеленые иголочки,
красуются рождественские … (елочки).

Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер,
Все люди в храме зажигают … (свечи).

И службе праздничной все радостно внимают,
а после с Рождеством друг друга … (поздравляют).

Здесь торжеством и тайной веет отовсюду,
И, сердце замирает в ожидании … (чуда).

Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось –
На земле родился … (Иисус Христос).

В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человека не в богатстве, а в его душе.
Рождество – это праздник подарков. Давайте изготовим Рождественских ангелочков из ткани.

Дети изготавливают ангелочков

Возьмем белую однотонную ткань и кусочек синтепона. Положим синтепон в центр ткани. Сложите ткань по диагонали и сформируйте голову, плотно обвивая белой нитью по линии шеи. Завяжите узелок, концы нити обрежьте ножницами. Сформируем талию ангелочку. Для этого возьмите красную нить, перемотайте грудь и спину ангелочка несколько раз крест-накрест, чтобы получилась рубаха, завяжите узелок, концы нити обрежьте ножницами. Расправьте рубаху. Теперь сделаем крылышки. Возьмите золотистую тесьму и повяжите её на голову ангелочку. Рождественский ангелок готов.

Итог занятия:

Давайте посмотрим, каких красивых ангелочков вы сделали. (Дети выставляют свои работы на общий стенд.

Ребята подарите ангелочка которого вы сделали тому, кого вы любите, и поздравьте с Рождеством!

Конспект занятия

в старшей группе

«Пришло Рождество, наступило торжество»

Воспитатель Комиссарова И.Н.

Мария Хорьякова
Конспект занятия по развитию речи «Светлый праздник Рождество»

Программное содержание :

Расширять и углублять представления детей о старинных русских обычаях; расширить знания о празднике Рождестве ; разучить новую колядку; учить использовать нетрадиционную технику рисования; обогатить словарный запас существительными (волхвы, ладан, смирна) ;

- развивать речь , внимание, память, мышление, положительные эмоции, чуткость к родному языку;

Воспитывать уважение, интерес к русским традициям, к русскому фольклору, чувство коллективизма.

Вход воспитателя с детьми на фоне песни «Ночь тиха над Палестиной» .

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Ивановна. Я работаю в другом детском саду, с другими детками. Но я знаю, что и вы очень любознательные, смышленые и интересные!

Ребята, а как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях) . Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество !

Ребята, пройдите и займите свои места на стульчиках.

Звучит звон колоколов.

Слова на фоне музыки :

Кругом рождественская мгла ,

Во мгле звучат колокола,

А с ними в лад слова звучат :

«Мир на земле и счастья всем!»

На свете нет другого праздника любви и света , который объединяет всех людей. Везде, где живут люди, которые веруют во Христа, празднуется этот день , его каждый год с нетерпением ждут и дети, и взрослые.

Ребята, а кто из вас знает, что же это за праздник – Рождество ? Что мы отмечаем в это день? (Рождение младенца Христа )

Верно, ребята! Мы сейчас с вами прокрутим 3 раза волшебное колесо истории и оно нам много нового и интересного расскажет о празднике ! А колесом истории у нас будет старинная русская прялка.

Ребята, надо крутить и произносить волшебные слова : «»

Кто мне хочет помочь крутить колесо истории?

Воспитатель вместе с ребенком крутит прялку, проговаривая волшебные слова.

Ой, смотрите! Прялка выдала нам клубочек! Посмотрим, куда он катится.

Да это же город Вифлием! Город, в котором родился Христос. А вот и пещера, в которой скрывались от непогоды животные : вол и осел, - они согревали младенца своим теплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.

Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка).

Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества ? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу).

Давайте обратимся к экрану и посмотрим, ничего мы не забыли перечислить ?

Вот у нас и появился план по подготовке к Рождеству .

Ребята, есть замечательная традиция. Перед Рождеством люди плетут веночки из еловых веток, которыми украшают двери, праздничный стол . Считается, что такой венок приносит удачу. Открою маленький секрет : я заранее сплела такой венок из сосновых веток, но его надо сделать нарядным.

Давайте пройдем в нашу мастерскую и покроем золотистыми и серебристыми блестками шишечки, которыми украсим венок. Как волхвы пришли к младенцу с дарами, так и мы сегодня не с пустыми руками пойдем колядовать. Ребята, цвета у нас сегодня исключительно праздничные , блестящие. Посмотрите, как я буду покрывать чешуйки шишек блестками. А работать мы будем под замечательную музыку П. И. Чайковского, которая называется «Декабрь» .

Под музыку П. И. Чайковского «Декабрь» раскрашиваем шишки.

Пока наши изделия подсыхают, вернемся на стульчики. Я хочу вам прочитать воспоминания писателя из рассказа Ивана Шмелева «Рождество » - о том, как в старину готовились к этому удивительному празднику , о том, с каким чувством его ждали (с. 12) . Послушайте внимательно и подумайте, какие чувства у вас возникали, когда я читала эти строки?

Чтение отрывка.

Ребята, какие чувства у вас вызвал рассказ? (Радость, торжество, ощущение праздника )

А захотелось пойти Христа славить?

Как только наступал первый день праздника , на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками-колядками. Одну из таких колядок мы с вами сейчас выучим. Вот послушайте :

Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы шепотом повторяйте за мной.

Ребята, кто смелый, кто запомнил колядку и может рассказать ее наизусть? (Спросить 1-2)

Приглашаю вас, ребята, начать святочные гуляния!

Колядовщики, давайте-ка для начала, чтобы не замерзнуть на улице, поиграем в игру «Золотые ворота» .

Дети делятся на 2 команды. Одна команда берется за руки и произносит слова :

Золотые ворота

Открывают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй аз запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

В это время вторая команда двигается друг за другом «змейкой» . На последние слова дети опускают руки и те, кто остался в кругу, становится в хоровод, остальные продолжают игру.

А теперь наряжаемся и гурьбой колядовать!

Выходит чтец и рассказывает стихотворение.

С неба ангел к нам спустился

И пропел : «Христос родился!»

Он родился не в палатах

И не в каменных домах,

Он родился в бедной хате

И сейчас лежит в яслях.

Давайте петь и танцевать,

Христа рожденье прославлять .

Звучит музыка колядовщиков. Дети заходят, рассказывают стихи.

1. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой,

С Христом, с Рождеством ,

С годовым праздничком !

2. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять .

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

3. С неба ангел к нам спустился

И сказал; «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить,

С Рождеством вас всех поздравить !

4. Мы маленькие детки,

Сломили по ветке,

В ограде стояли,

Христа прославляли!

Рай отворился –

Христос народился!

5. Ангелы поют

И нам радости дают!

И мы радость принимаем,

С Рождеством вас поздравляем !

Все под ритм музыкальных инструментов

6. Коляда, коляда,

Подавай пирога,

Блинов да конфеток

Для радости деток!

Воспитатель :

Не пора ли вам, друзья,

Колядовщиков-то одарить?

Щедро всем распорядитесь!

Вот нам и угощение к праздничному столу !

Жюри одаривает детей

1. Коли вы так добры,

Дарим вам подарки мы!

2. Чтобы колос - с бревно,

А зерно – с ведро!

3. Кому песни поем,

Тому будет добро!

4. Тому сбудется,

Не минуется.

Дарим рождественский венок жюри

Всех гостей Рождества привечая ,

Всех встречая и хлебом, и солью,

Приглашаю участников к чаю,

Приглашаю гостей к застолью!

Ребята, давайте снова попросим волшебный клубочек и прялку помочь нам и показать дорогу к праздничному столу . Присядьте на свои стульчики и приготовьтесь произнести волшебные слова.

Раз, два, три, прялка, помоги!

Ой, что -то не крутится колесо! Ребята, клубочек мне подсказывает, что нужно сказать, что вы узнали нового на занятии , что вам запомнилось? (Ответы)

Теперь попробуем еще раз :

Раз, два, три, прялка, помоги!

А вон и прздничный стол, давайте к нему пройдем и устроим чаепитие со сладостями!

«Небесный Мир. Ангелы» НОД «Художественное творчество» (нетрадиционное рисование). Знакомство с праздником Рождество Христово.

Цель:

1. Познакомить детей с элементарными представлениями о религиозном российском празднике Рождестве Христовом;

2. Развивать мелкую моторику рук, воображение;

3. Воспитывать нравственные чувства и этическое сознание: отзывчивость, доброту, сочувствие.

Задачи занятия:

1. Познакомить детей с одной из православных традиций празднования Рождества.

2. Создать условия для воспитания нравственных качеств в отношении к окружающим людям: желанию сделать им что-то приятное.

Методы и приемы: словесные (художественное слово, рассказ), наглядные (просмотр презентации), методы развития творческого мышления (мозговой штурм, системный анализ, прием фантазирования).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная (во время работы детей).

Материалы: бархатная бумага разных цветов, вата.

Ход занятия:

Организационный момент . Приветствие, сообщение темы занятия. Установление эмоционального контакта. Активизировать детей и заинтересовать.

Ребята, совсем недавно мы отмечали праздник-какой?

Какого числа?

Что означает этот праздник?

Какие основные символы Рождества вы знаете?

Сейчас проверим что вы знаете про Рождество.

Словесная игра «Четвертый лишний»:

Пещера, ангел, самолет, вертеп;

Ясли, карандаш, овечка, пастух, Волхвы, звезда, солома, диван;

Золото, ладан, смирна, мороженое;

Младенец, Матерь Божья, Иосиф, почтальон Печкин;

Воспитатель: Кроме видимого мира вокруг нас, Бог создал мир невидимый. В нем живут Ангелы, служители Бога. Слово «Ангелы» означает «вестник». Ангелы приносят людям с неба весть-сообщение о том, что Бог велит человеку.

Кроме родственников и друзей, у каждого христианина есть невидимый помощник-добрый Ангел Хранитель, который дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель помогает совершать добрые дела и охраняет от зла. Он всегда с человеком. Но, поступая плохо, человек отталкивает от себя своего Ангела и обижает его. Следует всегда помнить о своем Ангеле Хранителе.

Чем похожи и чем отличаются ангелы и почему?

Просмотр презентации.

Никто из людей никогда не видел ангелов, поэтому в представлении людей они выглядят по разному: одни представляют себе ангелов в виде розовощёких малышей, другие в виде женщины в белом одеянии, многие представляют ангелов в виде девочки или девушки. В литературе встречаются сведения о том, что ангелы бывают с крыльями и без них. Могут принимать облик, похожий на человека. Ангелы в представлении людей – это что-то хорошее и светлое, люди также считают, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель.

Физминутка «Ангел»

Где-то в облачке пушистом Нарисовать руками перед собой форму облака произвольно

Ароматном и душистом Поднести руки к лицу, вдохнуть через нос после слова «ароматном», слово «душистом» произнести на выдохе, а руки отвести вперед в стороны

Ангелочек мой живет. Р уками имитация полета (взмахов крыльев)

Ночью песни мне поет, Голову наклонить в сторону, ладошки вместе подложить под щечку (имитация позы сна)

Днем меня он охраняет Обнять себя руками

И за мною наблюдает. Показать подзорную трубу двумя руками

Ангел крылышком взмахнул, «Взмахи крыльев» руки вверх-вниз

К нам в оконце заглянул. Наклон вперед, поворот головы вправо, влево

Ангелочку улыбнемся, Встать прямо, улыбнуться

И помашем мы рукой, Помахать одной рукой

И конечно же другой. Помахать другой рукой

Ангел нам послал привет, Произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь одной руки

Мы пошлем привет в ответ. Произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь другой руки

Воспитатель: Хочу открыть вам страшную тайну: Почти все взрослые, когда вырастают, забывают, что у них есть ангел-хранитель. Так давайте же чтобы вы не забыли, как выглядит ваш ангел попробуем его нарисовать, но сначала закроем глазки и представим себе своего ангела (включаю музыку )

Приглашаю за столы.

Но рисовать мы будем не кистями и не красками, а по особенному. Перед вами лежит бумага, но не простая, а бархатная какой она формы? а так же кусочки ваты.

Объяснение технологии выполнения работы. (На бумаге нарисованы силуэты ангелов. Вату скатываем жгутиками и прикрепляем на бумагу. Таким образом, постепенно появляется изображение. Работу можно украсить на свой вкус (облако, снежинки и т.д)

Индивидуальная работа детей.

Ну вот ребята теперь вы никогда не забудете, как выглядит ваш ангел. Позже мы сделаем рамочки для ваших работ и вы отнесете их домой, чтобы ваши ангелочки всегда были рядом с вами.

Анализ занятия (выставка детских работ).




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»