Новорождённый ребёнок. Грудной возраст ребенка Кто такой грудной ребенок

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Новорождённый – ребёнок в первые 28 дней (первые 4 недели жизни) с момента рождения. Это время он проводит между едой и сном, практически не удостаивая маму своим вниманием и не отличая дня от ночи. Его организм невероятно уязвим в этот период, поэтому он особенно нуждается во внимании со стороны своих родителей. Главная потребность маленького человечка на первом месяце жизни – телесный контакт с мамой, тепло и материнское молоко.

Первый месяц жизни – время адаптации к новым условиям, когда физическое развитие идёт невероятно быстро. Малыш в течение девяти месяцев развивался в мамином животике, защищённый от внешней среды, теперь же ему нужно приспосабливаться к новому способу дыхания, кровообращения, получения пищи, а также к слишком резким для новорождённого зрительным, слуховым и осязательным ощущениям.

Мышцы ребёнка сразу после рождения слабые даже для того, чтобы он смог самостоятельно держать головку. Нередко маленькие пальчики сжаты в кулачки, а сами кулачки плотно прижаты к туловищу. В отдельных случаях наблюдается подёргивание мышц – это нормальное явление, повышенный тонус исчезает примерно на третий месяц после рождения. В возрасте до месяца можно заметить так называемые рефлексы новорождённых детей, особенно ярко выражены два из них: глотательный и сосательный.

Кормление

Нет ничего лучше для питания только что родившегося крохи, чем молоко матери. Ведь оно содержит все необходимые питательные вещества и витамины, а поэтому идеально подходит для кормления новорождённого. Более того, материнская грудь является успокаивающим фактором для детской психики, а потому прикладывать к груди малыша приходится практически при каждом писке. Поскольку желудок крохи ещё очень мал, кормить его надо довольно часто, примерно каждые 3 часа. По мере роста частота прикладываний к груди в сутки будет уменьшаться.

Уважаемые мамы, обратите внимание, что иногда новорождённый срыгивает после кормления. Это происходит из-за того, что вместе с молоком в организм попал воздух. Во избежание этого учитесь правильно прикладывать кроху при кормлении. Вот основные правила, выполнение которых позволяет правильно кормить:

  • Кормить новорождённого ребёнка следует начинать сразу после его рождения, т.е. в первые полчаса жизни. Если малыша правильно положить на мамин живот, он сам найдет грудь и начнет сосать. Помните, как в первый раз ребёнок приложится к вашей груди во время кормления, так, скорее всего, будет кушать в дальнейшем.
  • Важно научиться правильному прикладыванию к груди: при сосании должен захватываться не только сосок, но и ареола. При этом подбородок малыша касается груди матери, рот его слегка приоткрыт.

Ранее прикладывание к груди позволяет ребёнку почувствовать материнское тепло, дарит чувство безопасности. Начиная кормление грудью, примите удобное положение и постарайтесь расслабиться. Низкое кресло или стул с подножкой вполне сгодятся. Сам процесс должен быть приятным, не вызывая у мамы никаких дискомфортных ощущений – ни в спине, ни в груди.

Симптомами неправильного прикладывания к груди являются звуки во время кормления – чмоканье, чавканье, щелчки, что может приводить к заглатыванию воздуха. На самом деле нет ничего особо страшного в том, что ребёнок проглотил воздух при кормлении. Если это случилось, подержите его некоторое время в вертикальном положении (столбиком), пока попавший внутрь воздух не выйдет.

Не давайте малышу пить молоко слишком быстро, это провоцирует колики и вздутие живота, из-за чего младенец плачет, дёргает ручками, ножками, выгибает спинку. Помочь можно поглаживанием живота по часовой стрелке, а также прикладыванием к животику, сложенного в несколько раз и проглаженного утюгом теплого хлопчатобумажного полотенца поверх одежды .

Сон

Никогда не укладывайте ребёнка на спину, а только на бок! Так, если у малыша произойдет срыгивание, в положении на спине он может задохнуться, а это угрожает летальным исходом.

Сколько должен спать новорождённый ребёнок? Суточная продолжительность сна составляет приблизительно 16–18 часов. В таком возрасте дети не особенно отличают день от ночи, поэтому режим сна равномерно распределён порциями на дневное и ночное время.

Патронаж новорождённого

Для проверки состояния здоровья младенца в первый месяц его жизни к вам должен приходить врач-педиатр как минимум 2 раза в неделю. Если врач или медсестра не пришли, стоит позвонить в поликлинику, к которой приписан малыш. В последующие месяцы родители отвозят ребёнка на осмотр в поликлинику по месту жительства сами, но вначале врач должен приходить на дом.

Купание и гигиена

Нежная и очень чувствительная кожа малыша требует ежедневного, тщательного ухода. Следует систематически выполнять очищение кожи после того, как он покакал или при очередной смене подгузника, дабы избежать раздражения. Очищать кожу можно под струёй воды из-под крана с температурой 37°С или влажными детскими салфетками, увлажняющими кожу и сохраняющими нейтральный РН баланс. Соблюдение обычных правил гигиены, поддержание кожи в сухом и чистом состоянии, уход при замене подгузника – вот главные правила профилактики пеленочного дерматита.

Малышу, так же как и взрослому человеку, нужно ежедневно умываться. Выполнять эту процедуру следует утром, уже после того, как вы его покормили. В отличие от взрослого, новорождённого ребёнка умывают ватным тампоном, предварительно смоченным в остывшей до комнатной температуры прокипячённой воде. Лёгкими, промокательными движениями проводят вокруг глаз от наружного угла к внутреннему. Нос очищают ватными палочками на пластмассовой основе. Ушки – ватными жгутиками или пластмассовыми ватными палочками с ограничителем. В ушки не следует лезть глубоко внутрь, а убирать только то, что по краям. Деревянная палочка опасна, поскольку может сломаться и остаться внутри. При чистке ушей внимательно следите, чтобы вода не попала внутрь. Если в носу есть сухие корочки, ватную палочку слегка смачивают детским солевым раствором или закапывают им по капельке в каждую ноздрю.

При смене одежды обращайте внимание на кожу, нет ли на ней покраснений, опрелости или высыпания. Если вдруг обнаружили гнойные очаги на теле, срочно обратитесь к врачу, т.к. это симптом серьезного заболевания.

Кроме этого, детская гигиена состоит в поддержании чистоты под ногтями. Их начинают обрезать только с третьей недели жизни малютки. Ножницы должны быть удобными, тупоконечными, позволяющими исключить травму. Перед применением их стоит протереть спиртовыми салфетками. Если на момент рождения ногти всё-таки слишком длинные, чтобы ребёнок себя не поцарапал, надевайте ему кофточку с прикрытыми рукавами или специальные детские рукавички.

Когда отпадёт пуповина, а вы убедитесь, что никаких проблем с пупком нет, можно и нужно приступать к купанию. Первое купание новорождённого – значительное событие, отнеситесь к этому серьёзно.

Поскольку сразу после выписки из роддома мама ещё слишком слаба и полностью не восстановилась, во время первых купаний младенца ей понадобится помощь родственников, в первую очередь папы. Чтобы не простудить ребёнка, всё, что потребуется после купания, следует приготовить заранее : подгузник, тёплые пелёнки, кофту, распашонку, штанишки, одеяльце, полотенца. Купите специальною детскую ванночку, а перед купанием каждый раз тщательно мойте и обдавайте её кипятком. Температура воды для купания составляет 37°С, а температура воздуха в помещении, где проходит эта процедура – не менее 22°С. Чтобы не ошибиться с температурой, пользуйтесь отдельными термометрами для воздуха и для воды.

Первое купание новорождённого начинают постепенно, погружая его в воду медленно, чтобы не испугать. Процесс омовения всегда необходимо сопровождать нежными, ласковыми словами, разговаривать с ребёнком, тогда купание вызовет только положительные эмоции. Во время купания голову малыша поддерживают одной рукой, а другой моют. Конечно, лучше присутствовать обоим родителя, так как дети во время купания часто непоседливы, крутятся и выворачиваются. Обратите внимание: когда моете голову, делать это нужно осторожно, исключая попадание воды и мыла в глаза, нос или рот. После купания ополосните ребёнка, положив его животиком на ладонь купающего или помощника.

После водных процедур малыша необходимо завернуть в мягкое полотенце. Во избежание травм, кожу высушивайте промокательными движениями, ни в коем случае не трите . А чтобы не допустить опрелостей, тщательно высушите и все складочки на теле. Не бойтесь вытирать уши, но делать это лучше всего специальными детскими фитильками из ваты.

Пуповина

Как известно, во время рождения ребёнку обрезают пуповину, связывавшую его с маминым организмом. Поэтому в первые дни жизни на теле новорождённого есть «ахиллесова пята», т.е. остаток пуповины, который должен отпасть в течение 2-х недель и затем зарубцеваться. Очень важно тщательно следить за ним и регулярно обрабатывать. Вначале это делает патронажная медсестра в роддоме, а когда мама выписывается домой, следить уже должна она сама. Обработка пуповины проводится 2–3 раза в день, для чего берётся одноразовая ватная палочка, смоченная в растворе перекиси водорода. Если при обработке обнаруживаются серозные и кровянистые выделения, а тем более желтовато-зелёный гной, надлежит срочно обратиться к врачу.

Прогулки

Для укрепления детского организма необходимы прогулки на свежем воздухе. Начинать данную процедуру следует постепенно, с каждым разом увеличивая время пребывания на свежем воздухе.

Зимой прогулки совершают осторожно, не допуская переохлаждения. Используйте специальный детский конверт или тёплое одеяло. Не забывайте время от времени трогать носик малыша. Первый признак переохлаждения – холодный нос.

Когда за окном жаркая летняя погода, существует другая опасность – перегрев. У детей слабая терморегуляция и справиться с перегревом им столь же трудно, как с переохлаждением. Не допускайте ситуаций, когда новорождённый ребёнок длительно находится под прямыми солнечными лучами, обеспечивайте ему доступ свежего воздуха и заботьтесь о защите от насекомых.

Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный?

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш?

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает ;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети?

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт?

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше — сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти «общий язык» со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Впервые взяв своего новорожденного ребенка на руки, мир новоиспеченной мамы переворачивается с ног на голову. Этот крошечный комочек – настоящий человек в миниатюре, он еще так неумело открывает глазки и смотрит на мир вокруг. Бытует мнение, что в течение первых недель ребенок плохо видит и практически не слышит ничего вокруг. Насколько верно это утверждение, и когда грудничок начинает видеть и слышать после рождения, рассмотрим в нашей статье.

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос. Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

  • Учим удерживать взгляд на предмете. Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием.

На заметку! Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см. В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша.

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК - ребенок, нуждающийся полностью или частично в грудном молоке; длительность грудного возраста приблизительно до 1-1,5 лет. Наиболее характерным для грудного ребенка является его быстрый рост и прибавление в весе.

Рост доношенного новорожденного ребенка 48-52 см. К месяцу длина тела увеличивается на 1-3 см, а за первый год на 20-25 см.

Вес ребенка возрастает очень быстро и беспрерывно, если ребенок здоров и имеет правильный уход и питание. Новорожденный весит в среднем 3100-3400 г; мальчик обычно весит больше, чем девочка.

В первые 3-4 дня после рождения ребенок, как правило, несколько теряет в весе, затем начинает быстро восстанавливать вес и к 10-12-му дню уже имеет свой первоначальный вес.

В первые 3 месяца жизни ребенок обычно прибавляет в весе еженедельно 150-200 г, во вторые 3 месяца - 130-150 г.

К 6 месяцам вес ребенка по сравнению с весом при рождении удваивается, к 1 году утраивается, к 2 годам учетверяется. С этой особенностью связана интенсивность обмена веществ у грудного ребенка и большая потребность в пище.

Вес и рост ребенка до 2 лет (по Орлову)

Рост в см

Рост в см

При
рождении

К концу
9-го мес.

К концу
1-го мес.

» » 10-го »

» » 11-го »

» » 12-го »

» 1 г. 3 мес.


Многие органы у грудного ребенка не достигают еще достаточного развития, и поэтому приспособляемость его к условиям внешней среды находится на относительно низкой ступени. Этим объясняется большая заболеваемость и смертность среди детей раннего возраста сравнению с детьми более старшего возраста и рослыми.

В быстро растущем организме грудного ребенка не только увеличивается объем органов, но и изменяется их структура, параллельно развиваются и совершенствуются функции органов.

Кости ребенка первых месяцев жизни состоят частично из хрящевой ткани, которая постепенно превращается в костную. Голова грудного ребенка по сравнению с туловищем велика; длина ее составляет 1/4 длины всего тела (у взрослого она равна 1/8 роста). Между костями черепа можно нащупать места, где нет совсем кости, так называемые роднички, которые окостеневают только после года.

Позвоночник грудного ребенка очень неустойчив и легко подвергается искривлениям (напр., при ношении ребенка постоянно на одной руке).

До 6 месяцев у ребенка нет зубов; к 2 годам он имеет уже 20 молочных зубов. Иногда при прорезывании зубов ребенок капризничает, усиленно сосет пальцы, теряет аппетит. Но при этом не может быть ни жара, ни поноса, ни судорог, ни какого-либо значительного заболевания. Если такое заболевание совпадает с прорезыванием зубов, следует немедленно обратиться к врачу.

Органы пищеварения грудного ребенка. приспособлены лишь к перевариванию грудного женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу - молочные смеси, каши и т. п.

Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму грудного ребенка требуется значительное количество пищевых веществ (в 2-2,5 раза больше на 1 кг веса, чем взрослому). Таким образом, в связи с незрелостью пищеварительного тракта грудного ребенка, нагрузка на его органы пищеварения чрезвычайно повышена, в особенности это имеет значение при неправильном вскармливании.

При перегрузке пищеварительной системы у грудного ребенка легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ.

В связи с большой потребностью грудного ребенка в кислороде (у грудного ребенка повышен обмен веществ) его органы дыхания несут большую работу - частота дыхания и количество воздуха, пропускаемого через легкие, у грудного ребенка относительно больше, чем у взрослого.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов у грудного ребенка.

Развитие нервной системы, совершенствование ее идет быстро на 1-м году и продолжается всю жизнь.

Органы чувств у грудного ребенка развиты в достаточной мере: с первых часов жизни он различает сладкое и горькое; на громкие звуки грудной ребенок с первых дней отвечает вздрагиванием всего тела; с первого дня жизни реагирует на яркий свет.

В возрасте 1 месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы. К этому времени следует прямо против него (чтобы грудной ребенок не скашивал глаза) повесить яркие игрушки.

Осязание и чувствительность кожи развиты уже к рождению, но на боль грудной ребенок реагирует слабее взрослого.

Обонянием грудной ребенок обладает, по-видимому, с рождения: сильно пахучие вещества вызывают у него беспокойство.

Одной из первых функций мозга являются произвольные (волевые) движения, которых нет у новорожденного ребенка.

На 2-м месяце грудной ребенок начинает поднимать и держать головку. В это же время появляется улыбка; грудной ребенок узнает мать и отличает ее от окружающих.

Самостоятельно сидеть дети начинают с 7-8 месяцев, ползать с 8 месяцев, почти в это же время, держась за кроватку, они поднимаются на ножки.

Около года дети начинают ходить, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

С 8-9 месяцев грудной ребенок произносит отдельные слоги, при повторении которых складываются простейшие слова.

Вскармливание грудного ребенка материнским молоком является обязательным. Материнское молоко - наиболее подходящая пища, содержащая все необходимые для жизни, роста и правильного развития грудного ребенка вещества (жиры, легко перевариваемые белки, сахар, соли и воду), оно содержит витамины, необходимые для развития ребенка.

Кроме того, через грудное молоко ребенку передаются от матери защитные вещества (антитела) против разных болезней.

При вскармливании грудью (т. е. при так называемом естественном вскармливании) ребенок лучше развивается: меньше болеет, легче переносит всякие заболевания. Грудное молоко лучше всякой другой пищи переваривается грудным ребенком. Молоко, которое ребенок получает непосредственно из груди матери, имеет и соответствующую температуру; в нем нет бактерий.

Хорошее настроение матери, вкусная, разнообразная пища с достаточным количеством жидкости, ежедневные прогулки на свежем воздухе, нормальный сон, нетяжелая работа - все это способствует увеличению у нее количества молока.

Увеличению количества молока способствует также наиболее полное опорожнение груди: чем сильнее сосет ребенок, тем больше у матери прибывает молока. Если у матери мало молока, ребенка все же нельзя отлучать от груди; даже самое незначительное количество грудного молока делает ребенка крепче, жизнеспособнее. Если молока настолько мало, что ребенок голодает и теряет в весе, то врачом на некоторое время назначается прикорм или грудное молоко, получаемое в консультации.

Первый раз прикладывают ребенка к груди матери через 6-12 часов после рождения.

С первых же дней жизни надо приучить ребенка к кормлению по часам, через определенные промежутки времени. Это необходимо и для здоровья ребенка и для здоровья матери. Между кормлениями можно давать ребенку только кипяченую воду без сахара - всякая пища в промежутке между кормлениями вредна ребенку, она может нарушить его аппетит, испортить желудок и привести к потере веса.

Первые 3 месяца ребенка обычно кормят 7 раз в сутки - через 3 часа днем, с ночным промежутком в 6 часов; этот ночной отдых необходим и ребенку и матери.

С 3 до 6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки - через 3-3½ часа днем; с 6-7 месяцев 5 раз в сутки - через З½ часа днем; с 7 месяцев надо кормить ребенка 4 раза в сутки - через 4 часа днем, с полным ночным отдыхом в 11 -12 часов.

Прежде чем приложить ребенка к груди, необходимо тщательно вымыть руки, обмыть сосок и околососковую область свежей кипяченой водой. Когда мать начнет вставать с постели, кормить рекомендуется сидя на стуле со спинкой, причем под ногу подставляется небольшая скамейка (см. рис.).

Кормить ребенка нужно досыта, на что требуется от 10 до 20 мин. Больше всего молока ребенок высасывает в первые 10 мин. Кормление дольше 15-20 мин. мало дает ребенку, но отнимает у него много сил при сосании.

Во время кормления ребенок должен свободно дышать носом; для этого надо 2 пальцами оттянуть грудь кверху, чтобы во время кормления она не закрывала ребенку нос и не мешала ему дышать. Если у ребенка заложен нос, перед кормлением следует прочистить ему нос фитильком из ваты, смазанным вазелином (см. рис.).

При кормлении необходимо чередовать груди: в одно кормление дать правую грудь, в другое - левую. Обе груди в одно кормление можно давать только после 6-7 месяцев, когда молока становится меньше, или по совету врача, когда у матери мало молока. Если мать не может сама провести какое-то кормление, она должна сцедить молоко в чистую прокипяченную посуду и оставить его в холодном месте. Перед кормлением молоко подогревают температуры парного молока, опуская бутылочку в горячую воду.

С 2 месяцев Г. р. назначают витамин D, с 3 месяцев - рыбий жир, сначала 1/4 ч. л. 1 раз в день постепенно увеличивая дозу до 1 ч. л. 2 раза в день. С 3-4 месяцев рекомендуют давать 1-5 ч. л. сырого сока ягод, фруктов и овощей (начинать с скольких капель).

Прикармливать ребенка надо с 5-6 месяцев, даже если грудного молока достаточно. Время начала прикорма должен указать врач.

С 6 месяцев грудной ребенок уже нуждается в питательных веществах, которых нет в грудном молоке.

Обычно с 5-го месяца дают к манную, рисовую, сухарную, сначала 5%-ную (2 ч. л. на стакан жидкости) на половинном коровьем молоке затем 10%-ную (4 ч. л. на стакан жидкости) и с 7 месяцев - на цельном молоке (150-200 г). В эти же месяцы следует давать кисель (ягодный или фруктовый), сухари, печенье; в 7 месяцев - пюре из овощей (картофель, морковь, цветная капуста), творог, желток яйца; в 10 месяцев рекомендуется бульон с протертыми овощами и с протертым мясом и сухарь.

В это время грудь ребенку можно давать 2-3 раза: одно из кормлений грудью заменяется кофе из злаков на молоке с сухарем или с печеньем или цельным молоком.

Общее количество пищи 500-700 г на 1-м месяце, 800 г на 2-м, 900 г на 3-м, 1 000 г - до конца года.

Отлучать ребенка от груди надо к году. Отлучать следует не сразу, а постепенно, сначала уменьшая количество кормлений грудью в сутки.

Обычно перед отлучением ребенка кормят грудью 2 раза в сутки, после первого и после последнего дневного прикорма.

Отлучая ребенка от груди, грудное кормление заменяют коровьим молоком с добавлением 5% сахара (2 ч. л. на стакан молока) или кефиром.

Летом нельзя отлучать ребенка от груди, даже если ему исполнился год, т.к. летняя жара особенно опасна для детей, которых не кормят грудью. Грудное молоко - лучшее предохраняющее средство и лекарство от поносов.

В том случае, когда у матери молока мало и нет возможности получить его от другой женщины приходится переводить ребенка на смешанное вскармливание раньше указанного срока. Такой ранний прикорм или, точнее, докорм до 4-х месячного возраста состоит из коровьего или козьего молока, разведенного наполовину отваром крупы (рисовой, овсяной) с добавкой 5% сахара.

Если по тем или иным причинам мать не может кормить ребенка грудью и нельзя достать хотя бы небольшое количество женского молока, ребенка целиком вскармливают коровьим молоком (козьим, кобыльим, ослиным). Такое вскармливание называется, искусственным вскармливанием. Совсем без молока вскормить ребенка невозможно.

В уходе за грудным ребенком основное - абсолютная чистота во всем, что так или иначе касается грудного ребенка.

Одним из важнейших условий для сохранения здоровья ребенка является чистота пищи и посуды ребенка. Грудной ребенок должен иметь отдельную посуду отдельное полотенце для нее. Посуду ребенка нужно тщательно мыть горячей водой, а перед употреблением чистую посуду еще раз ополоснуть кипятком. Никто, даже мать, не должен пробовать пищу ребенка его ложечкой. Пища ребенка должна быть защищена пыли и особенно от мух.

Не следует применять соски-пустышки, которые быстро грязнятся и ими легко внести инфекцию. Кроме того, сосание для ребенка - работа, отнимающая много сил. В тех же случаях, когда соски все-таки применяют, их нужно тщательно мыть, кипятить и держать в закрытой посуде.

Слизистая оболочка полости рта ребенка очень нежна и ранима, поэтому ни в коем случае ничем нельзя протирать ее, во избежание внесения инфекции.

В комнате, где живет грудной ребенок, не должно быть лишних вещей. Чистота и свежий воздух - основные условия для развития здорового ребенка. Лучшая комната в квартире, лучший уголок в комнате должны быть предоставлены ребенку. В комнате должно быть достаточно воздуха и света. Пол и мебель надо протирать влажной тряпкой. Лучше всего на время уборки комнаты отправлять ребенка гулять. Пока ребенок гуляет, надо хорошо проветрить комнату.

Зимой следует проветривать комнату не реже 2 раз в день: утром и вечером. Летом окна целый день должны быть открыты настежь. Если условия позволяют, ребенок должен и спать при открытых окнах. Наилучшая для грудного ребенка температура в комнате от 18° до 20°. Дети, живущие в жарко натопленной комнате, легко простужаются, скорее зябнут на воздухе. В комнате, где находится ребенок, нельзя курить.

Ребенок должен иметь отдельную кровать; в отдельной кровати сон ребенка спокойнее, здоровее. Постель ребенка надо держать в чистоте, ежедневно проветривать на воздухе (на балконе) или хотя бы в комнате при открытом окне или форточке. Кровать ребенка должна быть с сеткой. Можно устроить ребенку постель и в чистой плетеной корзине или в детской коляске. Надо только, чтобы она не качалась.

Матрац для маленького ребенка надо тщательно мыть и проветривать. Очень хороши матрацы из морской травы, конского волоса и в особенности из нежных древесных стружек, применяемых для упаковки фруктов; их нельзя набивать пухом и пером.

Подушка грудного ребенка не нужна, а большая подушка даже вредна ему. Надо помнить, что грудной ребенок спит значительную часть суток, и поэтому необходимо создать ему наиболее здоровые условия для сна.

Нельзя ставить кровать в каком-нибудь углу, где мало воздуха, за занавеской или ширмами; нельзя ставить кровать у печки, ребенок привыкает к чрезмерному теплу и быстро простуживается. Нельзя ставить кровать ребенка и у выходной двери.

Нельзя укачивать ребенка ни на руках, ни в кровати, ни в коляске, укачивание одурманивает грудного ребенка, и сон его становится тяжелым. Здоровый ребенок хорошо засыпает и без укачивания. Даже если грудной ребенок уже привык к укачиванию, его можно в течение 5-6 дней приучить спать без укачивания.

Не следует свивать ребенка. Свивальник сдавливает грудь ребенка, что препятствует ее правильному развитию, мешает ребенку свободно двигать ручками и ножками.

У каждого новорожденного ребенка замечается некоторая естественная кривизна ножек, при свободных движениях эта кривизна скорее исчезает.

Кожа ребенка от свивания легко подвергается опрелости. Сухая кожа, легко заболевающая при свивании и при кутании ребенка, под влиянием воздуха становится мягче, крепче, чище. Если ребенок лежит без свивальника, воздух легко проникает через пеленки к его коже.

Грудного ребенка, особенно в первые месяцы жизни, надо всячески беречь от инфекции. Необходимо обращать внимание на чистоту одежды не только ребенка, но и тех, кто за ним ухаживает. Подходить к ребенку следует всегда с чистыми руками (предварительно вымытыми с мылом и щеткой).

Кожа грудного ребенка ввиду ее нежности и легкой повреждаемости требует очень тщательного ухода.

Утром и вечером производится обязательный туалет, состоящий в умывании лица и шеи кипяченой водой. Необходимо следить за чистотой ручек грудного ребенка. Ребенок сует ручки в рот, сосет их; грязными ногтями ребенок царапает свое тело, вносит заразу в кожу. Ручки ребенка моются отдельно с мылом.

Ногти обрезаются ножницами по мере отрастания.

Ушные раковины протираются ватой или марлей, смоченными водой; слуховой проход - ватным фитильком с вазелиновым или растительным прокипяченным маслом. Для очистки ушей ни в коем случае нельзя употреблять палочек, спичек, шпилек и т. п.

При малейшей течи из уха надо обратиться к врачу.

Ежедневно грудного ребенка купают в ванне или корыте, специально для этого предназначенном. Купание прекращают, только если ребенок болен.

В первые 5-7 дней жизни ребенка (до отпадения пуповины) общей ванны ребенку не делают, а только обмывают его ежедневно теплой кипяченой водой с мылом. До заживления пупочной ранки грудного ребенка надо купать в кипяченой воде.

Перед купанием и после него ванночку надо тщательно вымыть щеткой с мылом и сполоснуть горячей водой.

В ванночке нельзя стирать белье, даже пеленки ребенка.

В чисто вымытую кипятком ванну наливают воду 36-37°C (измерять температуру воды надо градусником, а не на ощупь). На дно ванны кладется сложенная в несколько раз пеленка.

Мыло, которым моют ребенка, должно быть мягким, жирным, не раздражающим его кожу (лучше всего «Детское»).

Для купания и обмывания ребенка следует пользоваться куском гигроскопической ваты, мягкой тряпочкой или рукавичкой, а не губкой, которая легко грязнится и плохо очищается. Мыть с мылом достаточно 1 раз в 2-3 дня.

Личико грудного ребенка моют из отдельной чашки кипяченой водой.

Головку надо тщательно промывать, не оставляя на ней корок; если они не смываются теплой водой, надо посоветоваться с врачом, как их удалить.

При купании надо следить, чтобы вода не попала в уши ребенка.

Ванна не должна утомлять ребенка: ребенка до 6 месяцев можно держать в ванне 5 мин., детей постарше - не более 10 мин.

Вынув грудного ребенка из ванны и повернув лицом вниз, обливают его из кувшина чистой водой (температура на 1°С ниже, чем температура воды в ванне), накидывают пеленку и, положив грудного ребенка на стол или кровать, осторожно обсушивают его кожу, растирая рукой по пеленке.

После этого складки в пахах, подмышками, за ушками смазывают маслом вазелиновым или прокипяченным подсолнечным или припудривают тальком или другой детской присыпкой (см. рис.).

Зимой лучше всего купать ребенка вечером перед сном; летом можно купать в любое время дня. И летом и зимой ванну надо делать перед едой или не раньше, чем через 2 часа после еды. Больше 1 раза в день купать ребенка не рекомендуется.

Подмывать ребенка надо теплой водой с мылом каждый раз, как он марается, а затем присыпать тальком.

Глаза грудного ребенка нужно ежедневно промывать отдельной для каждого глаза ваткой, смоченной чистой кипяченой водой или раствором борной кислоты. Промывать глаза надо от наружного угла глаза к внутреннему, т. е. от виска к носу.

Нос прочищают ватными фитильками, смоченными маслом, для удаления корок. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и легкие; когда ребенок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям.

Перед прогулкой обязательно нужно прочистить нос.

Если у ребенка насморк, необходимо посоветоваться с врачом, т. к. даже легкий насморк может нарушить правильное сосание. При появлении насморка надо сразу измерить ребенку температуру.

Измерение температуры грудного ребенка лучше проводить в заднем проходе, чем подмышкой (температура в нем на несколько десятых выше), для чего кончик термометра смазывают вазелином, ребенка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход.

Когда ртутный столбик перестает повышаться (минуты через 3), термометр вынимают.

Если у ребенка нет жара, при насморке не следует прекращать купания и прогулки.

Стирать белье грудного ребенка нужно отдельно от белья взрослых. Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязненные пеленки.

Высушенная пеленка остается грязной, пахнет мочой. Подмоченные пеленки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пеленки можно прополоскать в воде.

Одежда ребенка должна быть легкой и достаточно теплой, не должна стеснять его движений. Она не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи.

Одежда до 5 месяцев: распашонка, запахивающаяся сзади, кофточка из более плотной ткани (или вязаная), завязываемая спереди.

Завертывать в клеенку ребенка не следует.

Пеленкой, сложенной углом, завертывают нижнюю половину туловища, протягивают ее нижний угол между ног, завертывают ребенка с ножками в тонкую пеленку вплоть до подмышек, а затем в более толстую, бязевую или байковую, подгибая нижнюю часть пеленки в виде конвертика.

Если недостаточно тепло в комнате, можно прикрыть ребенка байковым одеялом.

Руки ребенка остаются свободными (см. рис.).

С 3 месяцев вместо завертывания в пеленки на грудного ребенка надевают штанишки (ползунки),которые удобны для движений ребенка и хорошо защищают его от охлаждения.

Одевать ребенка надо по погоде. Для ребенка особенно опасно перегревание, т. к. при этом он легко простужается и часто страдает поносами.

Поэтому особенно вредно кутать ребенка летом, он и без того слабеет от жары. Летом грудного ребенка одевают в легкую распашонку и пеленочку.

Не нужно приучать ребенка к чепцу или косынке; лучше, если он спит с непокрытой головкой.

С первых дней жизни надо приучать ребенка к свежему воздуху. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребенка, возбуждает аппетит, укрепляет кожу и легкие ребенка и предохраняет его от разных заболеваний.

Приступать к закаливанию грудного ребенка надо осторожно, т. к. кожа его недостаточно регулирует тепло.

Необходимо пользоваться каждой переменой пеленки, чтобы приучить ребенка к воздушной ванне.

Надо менять пеленки (ни в коем случае не согревать их) не спеша, чтобы ребенок минуты 2 пролежал голеньким, - это и будет постепенным переходом к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребенка голым на воздухе.

Воздушная ванна при правильном ее применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в теплое - на дворе, в саду, поле, лесу по 2-3 раза в день. Начиная с 1-2 мин., постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребенок озяб и начал икать.

Гулять грудного ребенка нужно выносить ежедневно по 2-3 раза в день по 1½ часа, а летом - по возможности на целый день.

Без прогулок грудной ребенок бледнеет, становится капризным, плохо ест.

Новорожденного в первый раз выносят летом сейчас же по возвращении из родильного дома; зимой выносят через 2 недели после рождения, если температура не ниже 10°С мороза и лишь на несколько минут, при этом лицо ребенка оставляют открытым или покрывают легкой кисеей или марлей в один слой.

Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность ее 2-3 м нуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды. Месячный ребенок может находиться на воздухе зимой 35-40 мин. в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5-10 мин. и гулять с ребенком 2-3 раза в день.

После 3 месяцев ребенка зимой хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребенка на воздух. Грудной ребенок должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели и дождя.

Обычно во время прогулки зимой дети спят. В зимнее время ребенка надо одевать так, чтобы он возвращался с прогулки теплым, но не потным. Очень удобен для грудного ребенка спальный мешок.

Воспитание грудного ребенка должно начинаться с рождения. В первые месяцы воспитательные приемы неотделимы от ухода за ребенком, но в то время они воспитывают в ребенке определенны навыки, приучают его к правильному режиму; определенному времени для кормления, сна, прогулки, бодрствования.

Ребенок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Он сам развлекается, забавляется своими ножками, разглядывает и изучает свои ручки, знакомится с игрушками.

Ночной перерыв в еде приучает грудного ребенка спокойно спать, а матери дает возможность отдохнуть.

Грудной ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы иногда поносили на руках. Но не следует приучать ребенка быть на руках весь день, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребенку.

Мать и близкие должны разговаривать с грудным ребенком, приучая его к звукам, играть с ним. В возрасте около 1½ месяцев надо показывать ему игрушки, он начинает их хватать.

Здоровый ребенок должен засыпать сам в любой обстановке.

Когда положили ребенка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться абсолютной тишины, но не нужен и лишний шум.

Как мать, так и другие взрослые должны спокойно и ласково обращаться с грудным ребенком, не дела ему неприятное.

Нельзя кричать на ребенка, шлепать его или бить.

Часто ребенок не понимает, что от него хотят. Если ребенок плачет, надо выяснить причину этого. Спокойствие грудного ребенка во многом зависит от спокойного отношения к нему окружающих.

С 4-5 месяцев надо приучать ребенка просится «на горшок». Постараться вовремя - обычно до и после кормления, перед сном и после сна - подержать ребенка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится.

Очень важно всячески развивать двигательные способности ребенка, но при этом надо соблюдя некоторую осторожность.

Если посадить ребенка раньше времени, когда его тельце еще не окрепло, он, хотя и обложенный подушками, будет сидеть сгорбившись, ссутулившись - в результате может искривиться позвоночник.

Если преждевременно начать учить ребенка ходить, то это может повлечь искривление ножек.

С 2½ - 3 месяцев надо класть ребенка на живот. Положение на животе укрепляет мышцы шеи, спинку, ножки. Класть ребенка на живот надо на чем-либо жестком и нельзя оставлять его в это время без присмотра.

Когда грудной ребенок начинает ползать, надо поощрять ползание ребенка, разложив игрушки и предоставив возможность ребенку дотянуться до них, поползать (см. рис.).

Игрушки ребенку нужны: правильно подобранная игрушка способствует правильному развитию ребенка. У ребенка не должно быть сразу много игрушек, ему нужно дать возможность сосредоточься на одной игрушке, разглядеть ее, изучить. Большое количество игрушек утомляет ребенка.

Игрушка не должна быть очень тяжелой, чтобы ребенок мог легко и свободно играть ею; не следует давать ему очень мелких вещей, которые он мог бы проглотить и подавиться.

Игрушки не должны иметь острых углов, чтобы ребенок не порезался.

Большое удовольствие доставляют ребенку цветные яркие игрушки, они должны быть покрыты прочной несмывающейся краской, т.к. игрушку ребенок берет в рот.

Лучше всего для ребенка игрушки из резины целлулоида, дерева и кости, которые можно мыть теплой водой с мылом.

Не следует давать ребенку игрушку, упавшую на пол, не вымыв ее.

Игрушки из папье-маше, а также игрушки, покрытые волосами, шерстью (зайцы, мохнатые «мишки» и т. п.) грудному ребенку давать запрещается.

Охрана здоровья грудного ребенка и его воспитание обеспечиваются в широчайшей сетью различных лечебных и профилактических учреждений, помогающих матерям выращивать и воспитывать здоровое молодое поколение.

Знакомясь с информацией по грудничкам в Сети, у молодых родителей частенько возникает вопрос: Что собой представляет само понятие "грудной возраст ребенка"? В нижеприведенной статье мы постараемся как можно более полно ответить на этот вопрос.

По медицинским параметрам грудным считается ребенок от двадцати восьми дней до двенадцати месяцев. До этого времени его считает новорожденным.

Многие ошибочно полагают, что грудничком ребенка называют, пока он находится на грудном вскармливании. Сейчас многих малышей мамы кормят с рождения адаптированными молочными смесями, при этом дети также считаются грудничками.

Все родители хотят, чтобы долгожданны малыш вырос здоровым, сильным и умным. С первых дней они интересуются вопросами его развития, внимательно прислушиваются к рекомендациям педиатра. Этапы развития для каждого индивидуальны. Они зависят от процесса самого рождения, но есть основные этапы, которые складываются в определенную схему развития по месяцам.

В первый месяц ребенок считается новорожденным и это время больших открытий для него. Ребенок адаптируется к новой для себя жизни и знакомится с окружающим миром. В это время малыш впервые начинает улыбаться.

Второй месяц – это время активного психического развития. Ребенок внимательно наблюдает за происходящим, особенно за мамой. В это время устанавливается телесный контакт.

Третий месяц может быть неспокойным и для малыша, и для родителей. Возможно появление болей в животе, в особенности у грудничков-искусственников. Малыш начинает активно улыбается, хмурится, реагирует на собеседника. Может поворачивать и крутить головой.

Четвертый месяц - время начала активных движений. Ребенок пытается переворачиваться в кроватке, много двигает руками, много улыбается и активное выражает недовольство мимикой и плачем. Постепенно начинается речевое восприятие.

В пять месяцев малыш пытается произносить звуки. Начинает узнавать близких людей, отвечая улыбкой и смехом. Он пытается сидеть и тянет в рот все подряд.

В шесть месяцев грудничок начинает активно двигаться, развивая мускулатуру. Пытается встать, подтягивается и хватает предметы.

Семь - восемь месяцев – время, когда ребенок самостоятельно садится и начинает ползать. Появляется первый зуб. Это говорит о том, что можно вводить прикорм.

В возрасте девять - десять месяцев ваш малыш делает первые шаги. Теперь его уже нельзя оставлять без присмотра. Он может развлекать себя сам, разглядывая предметы и играя в игры.

К одиннадцати - двенадцати месяцам почти все дети уверенно ходят и бегают. Ребенок активно общается со сверстниками. Может выполнять некоторые просьбы и отвечать на вопросы.

Физическое развитие детей грудного возраста

Новорожденный не умеет еще регулировать свои движения. Пока он еще не в состоянии держать голову. Первое время малыш спит еще в утробной позе, согнув и прижав руки и ноги к животу. Когда он бодрствует, его конечности находятся непроизвольно в движении.

Есть у грудничка и врожденные рефлексы. Это рефлекс опоры, ползание и походка. Сейчас ученые выяснили, что если развивать эти рефлексы, то ребенок на более ранних сроках научится ползать и ходить. Особенно, это относится к малышам с недостатками опорно-двигательного аппарата. Чем раньше вы начнете развивать рефлексы, тем быстрее можно избавиться от дефектов.

Если грудничка поставить на опору, то он сразу выпрямляет туловище и будет стоять на согнутых ногах. Это - рефлекс опоры. Если слегка наклонить вперед его туловище, то он будет делать шаговые движения. Это называется автоматическая походка. Положите малыша на живот, он начинает ползать. Если к подошвам его ног поставить ладони, он начнет отталкиваться, чтобы ползти быстрее.

В воде грудничок чувствует себя более свободно, чем в кроватке. В это время можно учить ребенка плавать. Но если вы опасаетесь этого, то и ежедневного купания достаточно развивают его движения.

К концу первого месяца малыш уже держит голову, а к двум-трем месяцам начинает выполнять произвольные движения. Лежа на животе, ребенок поднимает голову и поворачивает ее в сторону света и звуков. Он вытягивает и приближает руки ко рту. В четыре месяца грудничок протягивает руки к игрушке. Начиная с трех месяцев, развивается зрительно-моторная координация. В пять - шесть месяцев малыш может сидеть при поддержке взрослого. В возрасте шести - семи месяцев ребенок пытается переворачивать с живота на спину и обратно. В восемь месяцев он начинает садиться без посторонней поддержки и пытается ползать сначала по кругу или назад, а потом вперед. В восемь - девять месяцев некоторые груднички ползают на четвереньках и встают на ноги. В девять месяцев уже пытаются переступать при поддержке. В это время ходьба становится самым любимым занятие малыша. К десяти месяцам он умеет стоять самостоятельно и к одиннадцати делает свои первые шаги.

Нервно-психическое развитие грудного ребенка

В первый месяц жизни ребенок вздрагивает при резких звуках и следит взглядом за блестящим предметом. Начинает улыбаться и держит голову.

В два месяца следит за двигающимся предметом, поворачивает голову на источник звука и улыбается в ответ.

В три месяца ребенок с любого положения уже может фиксировать взгляд на неподвижном предмете, сосредоточенно слушает. Двигает руки и наталкивается к игрушке, отводя от плеча руки.

В четыре месяца малыш узнает мать, поворачивая голову в ее сторону, громко смеется, рассматривает свои руки, ощупывает игрушку, поддерживает бутылочку или грудь при кормлении.

К пяти месяцам исчезают все физиологические рефлексы, за исключением сосательного. Он уже умеет различать близких и чужих людей, а также тон общения. Поворачивается, когда с ним разговаривают. Долго и активно гулит, берет игрушку из рук и все тянет в рот.

В шесть месяцев начинается формирование внимания, появляется лепет. Ребенок есть с ложки, подползает к игрушке и перекладывает ее в руках.

В семь месяцев грудничок сидит и хорошо ползает. Находит предмет на вопрос «где?» и умеет пить из чашки. Страх сменяется интересом.

В восемь месяцев подолгу может заниматься, произнося громко отдельные слоги, узнает родных на фото, активно жестикулирует при общении.

В девять ребенок подражает слогам, которые услышал. Делает несложные действия по просьбе, знает свое имя, привыкает к высаживанию, активно общается жестами.

К десяти месяцам малыш умеет вкладывать один предмет в другой. Увеличивается количество произносимых слогов. Знает название частей тела и дает по просьбе предмет. Может показать части лица у другого человека. Произносит свои первые слова.

В одиннадцать ребенок ставит друг на друга кубики, умеет снимать кольца на пирамидке, показывает части своего тела и понимает «нельзя».

К году малыш уверенно ходит и бегает и выполняет простые задания. Умеет причесываться, произносит около десяти слов, уже умеет самостоятельно есть и пить. Различает форма предметов.

Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста

Эмоциональное развитие младенца закладывает основу эмоциональных реакций в будущем. Это во многом зависит и от общения с взрослыми, особенно с мамой.

В первый месяц улыбается малыш именно маме в ответ на ее улыбку. К трем-четырем месяцам появляется удивление в ответ на неожиданность, тревога и беспокойство во время дискомфорта. После четырех месяцев ребенок доброжелательно настроен к другим знакомым, но может испугаться незнакомца. Если незнакомый человек настроен к малышу доброжелательно, то вскоре ребенок начинает ему улыбаться и радоваться. К восьми месяцам грудничок боится оставаться наедине с посторонними, особенно если первый контакт не получился. В это же время и до одиннадцати месяцев малыш очень переживает расставание с мамой, при этом он плачет и зажмуривает глаза.

Годовалый малыш стремится не только к активному общению, но и к совместным действиям с взрослыми. Взрослые же относятся к ребенку, как слабому и беспомощному, а малыш так не считает и периодически бунтует.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»