Правильный прикорм, Как заинтересовать ребенка едой? Как вызвать у ребенка интерес к процессу еды. Педагогический прикорм

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Пищевой интерес у ребенка проявляется после 6 месяцев. Он возникает не из-за чувства голода, это рефлекторное состояние, характеризующееся готовностью детского организма физически и психологически поглощать пищу, отличную от грудного молока.

Проявление пищевого интереса

Пищевой интерес у ребенка заметить легко:

  • Малыш проявляет явный интерес к еде во время приема пищи матерью;
  • Его невозможно отвлечь ложкой или другими столовыми приборами;

Так же о готовности будет свидетельствовать угасание рефлекса выталкивания кусочков изо рта.

Важно отличать пищевой интерес от обычного детского любопытства. Проведите эксперимент: дайте ребенку несъедобный предмет со стола, например, ложку или салфетку. Если малыш проявит любопытство и начнет внимательно изучать предмет, о пищевом интересе говорить рано. А если ложка или салфетка останутся без внимания, а ребенок продолжит тянуться к еде, это говорит о его заинтересованности. Задумайтесь о введении прикорма.

введение прикорма До появления ПИщевого интереса — опасно

Грудное вскармливание безопасно для здоровья. ВОЗ рекомендует вводить ознакомительный прикорм после 6 месяцев и появления пищевого интереса.

Цель прикорма до года — ознакомление с новыми продуктами и получение навыков самостоятельного питания. При этом, грудное молоко остается основным источником питания. Важно знать, что незрелый ЖКТ ребенка не способен усвоить все полезные вещества из еды, прикорм как раз и является стимулом для выработки ферментов. Это обуславливает необходимость продолжения активного ГВ.

Пищевой интерес на биохимическом уровне – это созревание ферментов, необходимых для переваривания пищи. Пока его нет, организм ребенка может отвергнуть еду, предложенную родителями.

Какие варианты прикорма могут выбрать родители?

Когда у ребенка появляется пищевой интерес , родители могут выбрать, какой прикорм вводить ребенку. Различают 2 типа:

Педиатрический прикорм

Такая тактика подразумевает постепенную замену грудного молока другой пищей. Это ведет к раннему завершению грудного вскармливания и происходит так:

  • Еда вводится в рацион постепенно, по одному продукту из пищевой группы, причем в малых количествах;
  • Примерно через неделю вводят другой продукт из этой же пищевой группы.
  • Через месяц начинают давать продукты из другой пищевой группы;

Пищевой интерес - это когда ребенок интересуется ЕДОЙ в маминой тарелке. В 3-4-5 мес, когда вы его берете за стол, ему интересно ВСЕ, что там находится. В это время надо удовлетворить его желание познакомиться со всеми столовыми приборами (безопасными, ессно, неострыми и небьющимися), которыми дома пользуются во время еды. Купите специальные детские, если у вас все острое и бьющееся (или особо ценное %)). Каждый раз, когда он за столом, и к чему-то тянется, давайте ему безопасные столовые приборы. можно и салфетки %) (не бумажные!) - пусть все изучит. Настоящий пищевой интерес заключается в том, что когда вы ему в очередной раз даете какую-то ложку, ребенок внятно вам говорит - мама, нееееееет! я не это хочу, я хочу то, что у тебя в тарелке! т.е. то, что вы ему предолжили, он выбрасывает или отталкивает, и просит все-таки то что в тарелке, это выглядит совершенно недвусмысленно и это трудно с чем-то перепутать.

Если этого нет - то надо развивать пищевой интерес. Возможно, чаще садиться за стол. Ходить в гости, чтобы ели несколько человек сразу, ходить в кафе. В семье, где есть старший ребенок (или два), или на одной территории живут сразу 2 семьи (с бабушками-дедушками) и ребенок регулярно видит, как они едят, как правило проблем с пищевым интересом не возникает. Там возникает другая проблема - интерес есть, а прикорм вводить еще не пора. Если такая ситуация возникает - не берите с собой на кухню когда едите, ешьте пока спит или отвлекайте чем-то. Не надо его дразнить.

Почему многие дети отказываются от прикормов? Это происходит, если мама забывает, что прикорм – всего лишь переходный этап на пути малыша от грудного молока или адаптированной смеси ко взрослой еде. И смысл его – в том, чтобы у ребенка старше года было желание и умение есть еду с семейного стола!

Давая прикорм, стоит всегда иметь в виду, что сытый ребенок – это цель сиюминутная, а главная цель – чтобы у крохи был аппетит и интерес к еде. Поэтому ребенка не надо накармливать любой ценой, когда он этого не хочет! Если мама начинает усиленно и серьезно кормить малыша, то у него создается впечатление, что еда - это насильно навязываемый объект, ценность которого невелика, и начинает избегать попыток кормления.

Что еще бывает с пищевым интересом - он может угаснуть. Все было отлично, интерес был, начали вводить прикорм, всего дали ребенку напробоваться (не ограничивали ни микродозы, ни объемы, ни кол-во продуктов, или что-то одно ограничивали - а остальное нет), и вдруг в 8-9 мес абсолютно здоровый ребенок вообще перестает едой интересоваться. Он просто всего напробовался, понял что ничего такого эдакого в этом нет, сися лучше, и потерял интерес:) Это ошибки в организации прикорма. В таком случае начинаем с нуля - но уже не с целью особо беречь ЖКТ, а с целью воспитать у ребенка правильное пищевое поведение. В этом случае придется несколько искусственно создавать ему ограничения, изображая небольшой спектакль, что еды мало, еда - ценность, ты не хочешь - хорошо, нам больше будет.

Придется немножко поизображать как вам это нравится, что вы едите, и что вы очень рады, что он не хочет - вам все достанется. И ни в коем случае ничего не предлагать, скорее даже жадничать с едой. Спектакль непростой для современного человека, живущего в достатке, но в целом обоснованный - раньше правда так и было, и у ребенка есть определенные ожидания, что-то вроде генетической памяти об этом. Т.е. он ожидает, что еда может быть не всегда доступна и что ее надо ценить, но не встречая подтверждения этому - очень быстро «расслабляется» и вообще теряет к ней интерес. Оно-то вроде и ничего, с одной стороны - сися-то есть, а после двух лет он все равно начнет соображать что когда голод в животе - надо есть, но не всегда до этого времени мама может быть всегда рядом, поэтому нам таки надо научить его кушать, используя природой отведенное время на это. В таком возрасте (и так где-то до 1,5-2 лет примерно) ребенок еще не дифференцирует дискомфорт, связанный именно с чувством голода, и что можно его снять, если поесть кашки - он за снятием дискомфорта идет к сисе. Но сися не будет рядом всегда, поэтому надо чтобы он научился принимать участие в процессах, связанных с едой: мама села кушать - «я с мамой», а не «я в другую комнату».

В процессе нашей практики инструкторов по обучению материнскому искусству и консультантов по грудному вскармливанию, мы учим мам вводить ребенку педагогический прикорм, и сталкиваемся с теми или иными особенностями мамы или ребенка, связанными с введением прикорма, а также сталкиваемся с ошибками, совершаемыми от незнания или непонимания смысла, принципов и нюансов прикорма. Данная статья направлена на систематизирование ошибок, развеивание мифов и облегчения нашей работы.

Этапы введения прикорма

В процессе своего развития ребенок постепенно переходит от одного типа вскармливания к другому. Внутриутробно ребенок питался от матери через пуповину и заглатывал околоплодную жидкость. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама.

Родившись на свет, ребенок переходит к вскармливанию грудным молоком, которое также несет информацию о пищевой базе мамы. Вначале он находится на исключительно грудном вскармливании, однако, этот этап не на всю жизнь, и, наступает время, когда ребенок готов перейти к питанию другими продуктами.

Примерно к 6 месяцам у ребенка угасает рефлекс выталкивания, который препятствовал заглатыванию твердой пищи, и пробуждается пищевой интерес. Он проявляется в том, что малышу становится интересно, что же едят другие люди. Проявление пищевого интереса - это начало этапа адаптации к другому типу питания. Адаптация к новой пище идет вместе с формированием пищевого поведения, без которого невозможно научиться есть.

На этапе адаптации к новой пище очень важно чтобы ребенок ел буквально из тарелки матери. Грудное молоко поможет малышу справиться с новой пищей без ущерба для его организма. Ферменты и фрагменты ферментов материнского молока стимулируют созревание собственных ферментов ребенка, необходимых ему для усвоения новой пищи, и участвуют в процессах пищеварения, помогая малышу усваивать пищу, которую он ел вместе с мамой.

Первые 4-6 недель от начала введения, прикорм носит педагогический характер.

Количество кусочков строго ограничено, надо дать время пищеварительной системе для адаптации к инородной пище, и созревания ферментов. Одной из основных целей этого периода является обучение ребенка правильному поведению за столом.Мама должна ограничивать малыша в его стремлении залезть на стол руками, а иногда и ногами.

Воспитанный ребенок к 7 месяцам чинно сидит на коленях у мамы, сложив руки, и открывает рот, когда мама подносит ложку или вилку, и сигналит маме о своих потребностях телесными сигналами или тихими звуками.С этого момента начинается этап энергетического прикорм а. На этом этапе количество еды увеличивается и ограничивается только потребностями ребенка. Поэтому маме важно понимать сигналы малыша, и кормить его в подходящем ему темпе, вовремя заканчивая его трапезу. Важно с одной стороны не закармливать малыша, а с другой стороны не кормить его слишком медленно, иначе он теряет терпение, а вместе с ним и интерес к процессу.

К 9 месяцам ребенок теряет первичный пищевой интерес и на смену ему должно прийти стремление насыщаться пищей.

Полученные результаты к году

  • К году ребенок основные приемы пищи кушает сидя на коленях у взрослого.
  • Он охотно ест, когда мама уходит, при ней, надеясь на грудь, может есть плохо.
  • 2-3 раза за день ему предоставляется возможность есть самостоятельно стоя за столом кусочки пищи с тарелки руками или с помощью вилки.
  • Обычно 2 раза за день ребенок съедает большие объемы пищи от 80 до 250 гр. А в остальное время довольствуется меньшими объемами.
  • К этому возрасту, ребенок умеет накалывать кусочки еды на вилку, самостоятельно пить из кружки и делает попытки самостоятельно есть из ложки, правда это не очень ловко у него получается, так как есть из ложки тяжелее. Успешно самостоятельно есть из ложки у малыша получается к 2 годам.

К сожалению не все детишки приходят к году с таким результатом.

Мы наблюдаем, что у многих детей не выработано стремление насыщаться, отсутствует культура поведения за столом, нет навыков самостоятельного обращения с посудой, мамы очень переживают, что их ребенка невозможно накормить. Из-за таких случаев в обществе бытует мнение, что дети, находящиеся на грудном вскармливании больше года плохо едят другую пищу. Что же является причиной?

Несвоевременное введение прикорма

Введение прикорма ребенку ранее 5,5 месяцев подрывает работу пищеварительной системы ребенка. Ребенок рождается с незрелой пищеварительной системой, от рождения до 6 месяцев она находится в состоянии дисбиоза, то есть флора формируется под воздействием молока матери. И любая жидкость или продукт, кроме материнского молока нарушает работу данной системы, мешая и задерживая созревание собственных ферментов. Конечно, разные дети в разные сроки оказываются готовы к введению прикорма.

Критериями служат:

  1. пищевой интерес ребенка, то есть ребенок активно выпрашивает у мамы пищу, уже не удовлетворяясь посудой (например, чайной ложкой);
  1. изменение стула ребенка. Стул должен быть сформированным или сметанообразным, с изменившимся, «взрослым» запахом;
  1. ребенок должен удерживать двумя руками половинку яблока.

Все эти изменения происходят с ребенком не ранее 5,5-6 месяцев. Если прикорм вводится раньше, то ребенок не проявляет активного интереса к пище, часто теряет кусочки, играет с пищей. Помимо этого, частым осложнением является понос, как показатель незрелости ферментов, неготовности пищеварительного тракта к нагрузке. Дети часто давятся, так как рефлекс «кляпа» еще не начал угасать, а соответственно, выталкивает все кусочки, оберегая малыша от любой пищи, кроме материнского молока.

Однако, случается и другая крайность:

Стремление сохранить исключительно грудное вскармливание как можно дольше, вплоть до исполнения ребенку одного-двух лет.

Казалось бы, питание исключительно материнским молоком, что может быть лучше?

Сторонников подобного взгляда на кормление становится все больше, и они приводят для оправдания своих действий, например такие аргументы, как отсутствие у ребенка до 2 лет полного набора зубов, или отсутствие способности усваивать пищу.

В действительности, откладывая процессы адаптации к пище взрослых, родители упускают самое оптимальное для этого время, и потом, пытаясь перевести ребенка на другой вид кормления, сталкиваются со значительными трудностями. Всем известна жалоба родителей 1.5 годовалого малыша на плохой аппетит, к двум годам, они уже готовы на все, лишь бы научить их кроху есть как следует.

А все могло быть по-другому, начни они обучать ребенка питаться взрослой пищей вовремя. Давайте попробуем разобраться, когда же это вовремя, и куда не стоит опаздывать.

Прежде всего, попробуем разобраться с аргументами про зубы.

Потребность ребенка в твердой пище никак не связана со сроками прорезывания зубов, и это происходит не только у детеныша человека, но и у детенышей всех млекопитающих. Более того, потребность в поступлении такой пищи еще не означает, что ее должно быть много, то есть потребность в твердой пище и потребность насыщаться твердой пищей - это две разные потребности, которые, безусловно, связаны между собой, но не наступают одновременно.

Например, у щенков собак потребность в поступлении мяса наступает не ранее 16-18 дня. Любой щенок до этого возраста отвернется от мяса, независимо от того, что у некоторых из них уже появятся первые зубы, и даже не будет пытаться его проглотить, а после 18 дня активно к нему потянется, несмотря на то, что зубов у него еще явно недостаточно, а питаться молоком, он будет продолжать еще до 1.5 - 2 месячного возраста! То же самое происходит у кошек, крупных и мелких приматов, и т.п.

То есть сроки, когда детеныш млекопитающего готов к поступлению питательных веществ определены генетически, и зависят от сроков созревания ферментной системы, а не от сроков прорезывания или смены зубов.

Пищеварительная система человека развивается медленно и созревание ферментативной системы напрямую зависит от того, какая пища и в каком количестве попадает в желудок и кишечник ребенка. У этого процесса есть свои оптимальные сроки, которые опять таки определяются не абстрактными идеями, а генетикой человека.

Например, желудочный сок новорожденного не содержит соляной кислоты, она начинает вырабатываться в промежутке между 4 и 6 месяцами. Если после 6-ти месяцев в желудок ребенка не начинает попадать пища, которую необходимо этим соком переваривать, то выработка соляной кислоты страдает…Таким образом, возникают нарушения пищеварения, которые становятся заметными уже у 9-ти месячных детей!

Выработка ферментов, для переваривания пищи окончательно формируется после окончания молочного питания, однако «база данных», то есть основные строительные кирпичики этой системы, формируется от полугода до 1.5 лет!

Для того чтобы пользоваться своими зубами, ребенку нужны навыки жевания и глотания. Эти навыки не даются человеку от рождения, они формируются в процессе приспособления к пережевыванию пищи и оптимальные сроки для этого - между 6 и 8 месяцем жизни.

Только к 6 месяцам ребенок способен скоординировать движения языка с глотательными и проглотить твердый кусочек. В течение двух месяцев он совершенствует этот навык, что возможно только при проглатывании твердых кусочков разной степени измельченности, и к 8 месяцам он уже полностью сформирован.

Даже если у ребенка уже есть несколько зубов, жевательные поверхности пока беззубы, именно перемалывая пищу беззубыми деснами, ребенок учится совершать необходимые для этого процесса движения. А нервная система ребенка помогает закрепляться этому навыку одновременно с развитием навыка глотать. В более поздние сроки физиологические механизмы формирования навыков жевания и глотания уже не работают, поэтому дети, которые не сформировали этот навык вовремя, всегда плохо жуют. По мнению отечественных гастроэнтерологов, у нас большая часть молодых людей не умеет правильно жевать!

Именно поэтому сроки введения прикорма не должны определятся эмпирически и зависеть от того, какие книжки читают родители. В биологии все строго, когда организм растет, есть этапы развития, которые необходимо пройти и у каждого этапа свои законы. Если что-то не развивается в оптимальные сроки, функция, которая не развивается, может либо угаснуть, либо начать развиваться несоответствующими физиологии темпами, и никогда не будет соответствовать биологической норме.

Несвоевременное увеличение количества прикорма

При введении прикорма крайне важным моментом являются сроки, когда необходимо увеличивать количество микродоз малышу. Делать это надо через 4-6 недель от начала прикорма, не раньше, но и не позже. За это время созревают ферменты, необходимые для переваривания пищи.

Слишком быстрое увеличение грозит срывом пищеварительной системы, нарушением стула, отказом ребенка от пищи вообще на несколько недель. Например, видя, как малыш с энтузиазмом ест, мама решает, что ему не хватает питания и увеличивает количество прикорма раньше положенного срока. Организм ребенка, не готовый к такой нагрузке, выдает в ответ понос, рвоту или аллергические реакции. В итоге прикорм приходится отменять, цель, которую преследовала мама, оказывается не достигнутой, самочувствие малыша ухудшилось.

Задержка увеличения количества еды

Чревата потерей ребенком пищевого интереса. Он угаснет, а стремление насыщаться пищей на смену ему прийти не успеет. Некоторые родители, зная, что малыш может до года хорошо расти и на грудном молоке, не спешат увеличивать количество прикорма, больше воспринимая его как баловство, таким образом, упуская момент, когда ребенок готов насыщаться едой с общего стола. В итоге, такой ребенок стремиться дискомфорт, связанный с чувством голода, удовлетворять сосанием материнской груди.

Прикорм протертой пищей

Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для ребенка.

Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время.

Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребенок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6-ти месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы.

Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке.

Еда, которая идет в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше идет через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребенка.

И в-третьих, тренируется артикуляционный аппарат ребенка.

Логопеды утверждают, что отсутствие в рационе ребенка твердой пищи, кусочков, которые необходимо жевать, приводит к слабости артикуляционного аппарата ребенка, нарушению развития речи. Язык - это мышца и ее необходимо тренировать.

Результатом ошибочных действий родителей, которые по совету педиатров вводят прикорм исключительно из гомогенизированных продуктов, является то, что дети так и не могут есть твердую пищу. Они отказываются от нее, поскольку не могут с ней справляться и использовать как продукт питания. Эти дети давятся даже небольшими кусочками пищи. В результате к 4-6 годам малыши уже имеют хронические заболевания пищеварительной системы и поражения зубов. К последствиям таких родительских ошибок можно отнести гастриты, колиты, запоры, дисбактериоз, обширный кариес, разрушение зубной эмали.

Исключение каких-то продуктов питания

На этапах адаптации ребенка к новой пище и переходного питания в головном мозге ребенка формируется информационная база о вкусовых качествах и химическом составе продуктов питания. Именно поэтому так важно, чтобы в период между 5 месяцами и 1,5 годами ребенок попробовал все продукты, употребляемые в семье.

Те продукты, знакомство с которыми в эти сроки не произошло, будут употребляться им неохотно или вообще будут исключены из употребления. При попытке накормить ребенка продуктом, с которым он не знаком, он говорит всем своим поведением «Это не едят!». И в этом смысле важно не только разнообразие продуктов, но и способы их приготовления. Например, ребенок должен попробовать картофель и вареный, и жареный, и пюре.

Часто родители не хотят давать какие-то продукты, не нужные, с их точки зрения, ребенку (сосиски, пельмени и т. д.). Здесь встает вопрос о пересмотре питания семьи, так как ребенок существо социальное и все равно будет стремиться есть тоже, что и родители. И это правильно, ведь формирование пищевого поведения идет вместе с социальной адаптацией малыша. Ребенок живет в конкретной семье, и его задача вписаться в ритм жизни этой семьи и в том числе в ее пищевую нишу.

В случае проявления аллергии, следует вычислить продукт, вызвавший реакцию. Исключить его на 3-4 недели, а потом вводить в небольшой дозе. Помимо этого в случае появления аллергии, необходимо вести пищевой дневник, записывая туда продукты и реакцию на них, вводя по одному новому продукту в день. В любом случае аллергия не является противопоказанием для введения педагогического прикорма. Просто в этом случае надо соблюдать последовательность и быть внимательными к реакциям ребенка.

Вегетарианство

Данный вид питания не подходит как кормящей женщине, так и растущему человечку. Человек развился как вид после того, как начал есть мясо. Могут ли вегетарианские рационы обеспечить малыша всеми необходимыми пищевыми веществами в достаточных количествах?

Каких важных питательных веществ лишится малыш, если его рацион будет состоять только из растительной пищи:

  1. Незаменимых аминокислот
  2. Железа в легкоусвояемой форме
  3. Витамина В12
  4. Так называемых факторов роста
  5. Цинка
  6. Частично витамина В6, витамина Д
  7. Витамина А
  8. "Вредного", но все же необходимого, холестерина

Вегетарианство полностью исключает или существенно ограничивает употребление продуктов животного происхождения, а именно они являются источником полноценных и легкоусвояемых животных белков, - основного строительного материала органов и тканей, например, мышц, костей, кожи, элементов крови и т. д.

Белками являются ферменты, многие гормоны и другие биологические активные вещества. Белки в организме расщепляются до аминокислот. В природе обнаружено свыше 20 аминокислот, 8 из которых являются незаменимыми (валин, лейцин, изолейцин, треонин, метионин, фенилаланин, триптофан, лизин), т.е. не образуются в организме и практически единственным их источником являются продукты животного происхождения.

Если белки содержат оптимальное сочетание аминокислот, то про них говорят, что они полноценные.

К ним относятся белки молока и молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц. Продукты, содержащие полноценный белок, должны ежедневно присутствовать в рационе ребенка, так как потребность растущего организма в строительном материале чрезвычайно велика.

Из растений, содержат полноценные белки в достаточном количестве только бобовые (соя, фасоль). В хлебе, крупах, орехах есть белки, но они не относятся к числу полноценных. Использование только неполноценных белков в рационе (строгое вегетарианство) неблагоприятно отражается на здоровье взрослого человека, а у детей способно тормозить физическое развитие .

Система питания строгих вегетарианцев имеет явный дефицит многих пищевых веществ и способна негативно отразиться на состоянии здоровья, поэтому отношение к ней медицины однозначно негативное.

Только в мясе и мясопродуктах содержится железо, которое в отличие от железа растительного происхождения находится в легкоусвояемой форме. Железо влияет на кроветворение, участвует в образовании гемоглобина, некоторых ферментов, участвует в дыхании, в реакциях иммунитета. Дисбаланс железа приводит к развитию железодефицитной анемии и других заболеваний.

Следует учесть, что зерновые продукты, богатые фитиновой кислотой, образуют с железом трудно растворимые соли и снижают его усвояемость организмом. Так, из риса в наш организм попадает лишь 1% железа , из бобовых - 5-7%, что чревато развитием анемии. В тоже время, из продуктов животного происхождения железо усваивается лучше, например, из телятины - 17-21%, из печени - 10-20%, из рыбы - 9-11%.

Существует определенная закономерность: если блюдо состоит из мяса и растительных продуктов, то всасывание "растительного" железа, усиливается, в то время как усвоение "животного" железа - затрудняется.

Несколько слов о витамине В12, который содержится только в продуктах животного происхождения (мясо, говяжья печень, рыба, продукты моря, молоко, сыры) и отсутствует в растительных продуктах.

Растения не способны синтезировать его. Это вещество, влияет на кровообразование, наряду с железом, препятствует снижению гемоглобина и развитию анемии, активирует процессы свертывания крови, активирует процессы обмена углеводов и жиров. Оказывает благоприятное влияние на функции печени, нервной и пищеварительной систем. Организм должен делать запас В12, чтобы предохранить от развития авитаминоза. При недостаточном потреблении витамина В12 возникает анемия, нарушаются функции нервной системы, появляется слабость, головокружение, одышка, снижается аппетит.

К тому же, растительная пища "испытывает дефицит" специфических веществ -- факторов роста: белка, витаминов В12, В6, цинка, что опасно задержкой роста, возможно развитие карликовости, замедление полового созревания.

Цинк входит в состав гормона инсулина, участвующего в углеводном обмене, участвует в процессах кроветворения, в фотохимических реакциях процесса зрения, в деятельности желез внутренней секреции. При недостаточности цинка возникают различные поражения кожи и слизистых оболочек - дерматиты, облысение.

Витамин В6 необходим для нормальной работы центральной нервной системы, полноценного протекания обменных процессов в коже, слизистых оболочках, а также поддержания нормального кроветворения.

Следует сказать и о витамине Д , который в первую очередь необходим детям (10 мкг/сут детям до 3 лет), так как он играет огромную роль в формировании костного скелета. Недостаточность витамина Д приводит к рахиту - расстройству фосфорно-кальциевого обмена, что приводит к своеобразному размягчению и изменению формы костей. Кроме того, витамин Д способствует повышению сопротивляемости организма инфекциям.

Известно, что основная потребность в витамине Д удовлетворяется за счет образования его в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей, а также, за счет поступления его с пищей. В растительных продуктах витамина Д практически нет. Больше всего витамина содержится в некоторых рыбных продуктах: рыбном жире, печени трески, сельди атлантической, в яйцах, в молоке, в сливочном масле.

Важным витамином является витамин А . Он улучшает состояние кожи, способствует сопротивлению организма инфекции, обеспечивает рост и развитие клеток, входит в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза - родопсина и зрительного пигмента колбочек сетчатки - йодопсина. Эти пигменты регулируют темновую адаптацию глаза.

Недостаток витамина A приводит к ухудшению зрения в сумерках ("куриная слепота"), кожа становится сухой и шероховатой, ногти сухие, тусклые. Отмечается также похудение (вплоть до истощения), у детей - задержка роста. Витамин А обнаружен только в продуктах животного происхождения (рыбий жир, жир молока, сливочное масло, сливки, творог, сыр, яичный желток, жир печени).

Однако в организме человека (в кишечной стенке и печени) витамин А может образовываться из некоторых пигментов, называемых каротинами, которые широко распространены в растительных продуктах, но только красно-желтого цвета. Суточная потребность в витамине А повышается в период развития и роста. Также, он лучше всасывается и усваивается в присутствии жиров.

Как показывают исследования, если в рационе ребенка отсутствует "вредный" холестерин и определенные жиры, то в дальнейшем, в детском организме не вырабатывается достаточное количество ферментов для пищеварения, нарушается синтез половых гормонов и построение стенок клетки. По мнению большинства исследователей, раннее вегетарианство не имеет преимуществ по частоте развития патологии сосудов (атеросклероза) по сравнению с вегетарианством, начатым в зрелом возрасте.

Назвать вегетарианство полноценным питанием нельзя, и тем более недопустимо - рекомендовать исключительно растительную диету детям, такой стиль питания для них не приемлем.

Существуют ли вегетарианцы от природы?

Здоровый ребенок никогда не откажется от мяса. Отказ малыша от мясных продуктов может быть свидетельством неполадок с желудочно-кишечным трактом (желудком, поджелудочной железой, желчным пузырем). Однако пример родителей - главный образец для подражания и в семье вегетарианцев вряд ли появится мясоед.

Стоит ли лишать ребенка права собственного выбора

При попытках соблюдения принципов вегетарианства у детей следует иметь в виду, что малыши очень разборчивы в еде. Капуста брокколи, безусловно, прекрасный источник кальция, но невозможно заставить ребенка съедать ее по полкило ежедневно для поддержания в организме этого элемента в необходимом количестве. Может логичнее обеспечить его всеми необходимыми для гармоничного роста пищевыми веществами, а тип питания предоставить выбирать самому, в том возрасте, когда он сможет принять собственное решение?

Родители стремятся накормить ребенка

Самой распространенной жалобой родителей является отсутствие аппетита у ребенка. И здесь мы чаще всего сталкиваемся с непониманием родителями поведения ребенка, со стремлением родителей любой ценой накормить ребенка.

В течение нашей практики мы наблюдаем, что особенно рьяно это стремятся сделать бабушки, у которых отсутствует собственный успешный опыт продолжительного кормления ребенка грудью. Они не могут принять и поверить, что грудное молоко может удовлетворять все потребности ребенка, поэтому стремятся любой ценой накормить ребенка, в корне убивая пищевой интерес малыша. Более того, получая плачевный результат, они обвиняют во всем грудное вскармливание.

Другим распространенным случаем бывает ситуация, когда ребенок не очень хорошо прибавлял в весе в течение первого полугодия жизни. Из-за этого мамы таких малышей очень настойчиво прикармливают их, надеясь, что на прикорме они наберут вес. Эта настойчивость часто оборачивается против них, так как пищевое насилие приводит к плачевным результатам и малыш ест мало и неохотно.

Важно помнить о целях введения прикорма.

Наша цель не накормить ребенка сейчас, а вырастить человека, который получает удовольствие от еды. Такой человек всегда будет сыт, и за него не надо волноваться. А ребенок, которого заставляли есть, вырастает во взрослого, не способного получать наслаждение от пищи.

У отсутствия пищевого интереса есть 2 основные причины:

  • либо ребенка кормят или кормили насильно
  • либо ему предоставляли все на «блюдечке с золотой каемочкой», да еще позволяли вести себя как угодно.

В обоих случаях корректировать надо в первую очередь поведение родителей, а вслед за этим изменится и поведение ребенка.

Отсутствие культуры поведения за столом

Если мы хотим, чтобы наш ребенок вел себя за столом пристойно, то мы должны следить за своим собственным поведением. Поведение взрослых является для ребенка образцом подражания и прямого копирования. Культура поведения за общим столом прививается только в том случае, если она поддерживается всеми членами семьи. Если папа ест лежа на диване, глядя в телевизор, и никогда не относит за собой тарелку, ребенку будет трудно объяснить, что вести себя следует по-другому.

К культуре поведения за столом относится:

  1. умение обращаться с посудой, разными видами пищи и продуктами;
  2. сервировка стола, очередность подачи и употребления блюд и напитков;
  3. навыки чистоплотности, которые заключаются в том, что мама должна умывать ребенка по выходе из-за стола и подтирать его мордашку во время еды, умение пользоваться салфетками;
  4. отсутствие порчи пищи;
  5. умение вести за столом беседу, помогать и проявлять любезность по отношению к окружающим, не портить им аппетит.

И здесь всегда следует начинать с себя. Только введя правила поведения за столом, которые будут выполнять все члены семьи, можно корректировать поведение ребенка.

Вопросы безопасности

Некоторые родители не дают 6-ти месячному ребенку кусок в руки, опасаясь, что малыш подавится.

Для предотвращения неприятных моментов необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

  • давать малышу только твердые куски, достаточно больших размеров, которые малыш сможет удерживать в руках, сосать и скрести деснами. Кусок яблока или груши дается кожурой вверх;
  • косточку дают бедренную (куриную, гусиную, кроличью) и не жареную, так как она слишком мягкая и крошится. Ни в коем случае не дают острые ребрышки;
  • нельзя оставлять ребенка с кусочком одного;
  • избегать негативного программирования.

Ребенок стремится выполнять ожидания родителей, так что у тех родителей, которые сильно переживают и ждут, что ребенок подавится, дети, действительно, давятся чаще. Мыслить надо позитивно!

Встречаются ситуации, когда родители, не выполняющие правила безопасности, получая негативный результат, винят в этом метод введения прикорма, в результате решая, что им он не подходит. Это в корне неверно. Методика введения прикорма логична, удобна и безопасна при соблюдении элементарных правил.

Заключение

Из всего вышесказанного понятно, что педагогический прикорм является самым удобным, естественным, простым и практичным методом введения прикорма. Именно вводя прикорм по вышеизложенным правилам, мы можем избежать множества ошибок и проблем, связанных с едой.

В современном обществе кормление ребенка часто превращается в целые баталии за столом. Пищевое насилие - одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, приносит вред и физический, и психический.

Если ребенок не хочет есть, - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет есть только чего-то определенного, - значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения в еде! Никакого «откармливания»!

Ребенок не сельскохозяйственное животное. Даже насилие в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения приведут к потере пищевого интереса.

Конечно же, подавайте здоровый пример. Желательно - во всех отношениях. Только в семье, где взрослые получают удовольствие от еды, соблюдают элементарные правила поведения за столом, и не потакают ребенку - вырастает ребенок, с хорошим аппетитом и приятными манерами.

Дабы минимизировать ошибки и понять все нюансы метода, начиная введение прикорма ребенку лучше получить индивидуальную консультацию специалиста: консультанта по грудному вскармливанию или инструктора по обучению материнскому искусству.

Библиография:

  1. Рукопись Ж..В.Цареградской «Мама+малыш», «Формирование пищевого поведения».
  2. Статья М.Б.Майорской «Еще раз про прикорм».
  3. Статья Екатерины Пырьевой, ассистента кафедры питания детей и подростков Российской медицинской академии последипломного образования, к.м.н. «Вегетарианская диета для детей».
  4. Статья В.Леви «Не принуждать».

Научный руководитель: Майорская М.Б.

    nna1 12/05/2009 в 11:07:19

    Большая проблема с едой - совершенно нет пищевого интереса

    Ребёнку год. Не ест ничего вообще. Совершенно. Ни ложечки каши, супа или пюре, ни малейшего кусочка овощей или фруктов, ни печенья, ни хлеба. Если дать, например, бублик - даже не возьмёт в рот погрызть, хотя зубы режутся и он их чешет об пластмассовый бублик-грызачок постоянно... Не пьёт воды, соков или компотов. Зато весь день и ночь - на ГВ.

    Иногда пытаемся ему что-то дать. Делаем большие перерывы. Потом опять пытаемся. Но всё происходит по одному сценарию. После первой крошечной ложчеки начинает орать и плеваться. Потом сцепливает зубы и выкручивается так, что ложку не поднесешь. Если обманом всё-таки запихнуть чуть-чуть, например, пюре - начинает давиться и рвать. :-((((

    Что же нам делать? Ребёнок и так худющий, на одном моем молоке нормально вес не наберёт. :-(((

    • НИЯ 12/05/2009 в 12:29:56

      Я ничего не делала

      пришло время и малышка сама отказалась от ГВ.Хотя у нас была анимия
      Кормила до 1г4м только ГВ без воды и соков и прочей еды.Потом сама потянулась за едой Сидела за столом со всеми и полезла в тарелку к папе.И начала есть.Правда на ГВ у нас вес в год был 13600 .Я для жирности молока ела халву.

      • nna1 12/05/2009 в 14:33:05

        халву я тоже ем, но толку то...

        ждать боюсь - а вдруг у него и в 2 года никакого пищевого интереса не появится?

        • Christina 12/05/2009 в 16:04:17

          я не сторонник молока,

          но пока на ГВ - можно попробовать пить козье молоко - нам повезло - у мужа была возможность через день привозить свежее с хутора - просто начинать пить с небольших доз - чтобы убедиться, что у ребенка нет аллергии на него, да и чтобы привык к жирности. У наших соседей девочка-грудничок так быстро вес набрала - через маму)) тоже были проблемы с весом

          Я - стайер. Бежать долго. Но впереди вижу цель. Да и вокруг ничё так.

          • kris_2005 12/05/2009 в 16:58:14

            ....

            Я тоже за козье молоко

    • Ксюшаша 12/05/2009 в 20:24:56

      нам тоже год и только начинаєм

      чтото кушать, ничево не пем кроме каши (от ГВ отказался в полгода когда попробовал кашу по настоянию врачей)Сейчас по немногу кушаєм яблочко и банан и все, начинаем сосать детскоє печенье. Периодически пробуем чтото новенькое авось повезет.

      N3KRO 12/05/2009 в 18:03:29

      Не трогайте ребенка!!!

      У меня ребенок был на ГВ почти год (всего кормила 1,5 года). Тоже ничем не докармливала и воды не давала. В 11 месяцев педиатры забили тревогу и насильно заставили докармливать (мы тогда в больнице лежали). И я ДУРА послушалась. Если до 11 месяцев ребенок набирал вес хоть как-то, хоть по 200 грамм в месяц... То после начала докорма ВООБЩЕ перестал набирать! Как мы в 11 месяцев весили 7 кг, так до 2,5 и дожили с 7 кг. Ни на грамм меньше. Мне хотелось набить им всем морду за то, что они с нами сотворили. Жаль, что у меня это был первый ребенок и я не знала что могу отказаться докармливать, даже когда врач сидит и смотрит что мы едим.
      Поэтому я вас очень прошу, хотя это конечно ваше личное дело и ваш ребенок. Но не мучайте дитё, они мудрее нас с вами. Детский организм обычно сам знает что для него лучше. Не повторяйте моих ошибок.

      • НИЯ 12/05/2009 в 18:09:54

        полностью согласна,Ольга а какой вес у маліша

        • nna1 12/05/2009 в 21:18:10

          7 кг вес

          Просто ему не хватает уже, он ест каждый 1,5 часа весь день и всю ночь висит на груди. Я уже устала. :-(((

          • N3KRO 12/05/2009 в 21:43:16

            Что говорит гастроэнтеролог?

            • nna1 13/05/2009 в 01:02:41

              да ничего

              мы родились недоношенные

              • N3KRO 13/05/2009 в 02:09:13

                Мы тоже недоношенные.

                Просто я советовала не трогать ребенка при условии, что ему ГВ хватает. У меня ел раз в 3 часа (молоко нежирное совсем было) и чаще не просил. А вот если раз в 1,5 часа, то это слишком часто.
                Гемоглобин у нас тоже - норма наша 106. И два раза уже лежали с гемоглобином 50 на переливании.
                Вот поэтому я и спрашивала что говорит гастроэнтеролог. Когда мы (уже на прикорме) вообще есть отказывались, то нам прописали креон (фермент). Вы знаете, он нас спас.
                И еще вопрос - а не пробовали сцеживаться и из бутылки грудное молоко ему давать? У нас так знакомые делали с вашей проблемой. Ребенок немножко привык сосать из бутылки (свое ведь, родное, мамино), а потом на грудном молоке начали заваривать кашу. Сначала совсем капельку каши добавляли, потом привык и стали больше.
                Просто если он научится из бутылки хоть что-то пить, то можно будет и соки попробовать и т.д.

                • nna1 13/05/2009 в 11:19:57

                  видно нам совсем неопытный гастроэнтеролог попался

                  а как долго вы принимали креон?

                  Каши я ему делаю на своём молоке, да. Не хочет. А из бутылки он даже моё молоко не сосёт.

                  • N3KRO 13/05/2009 в 14:25:57

                    Креон принимали 3 месяца.

                    Он нам наладил стул, убрал газообразование, с которым мы 6 месяцев ничего не могли сделать и наладил пищеварение и вообще желание есть. В общем в нашем случае это была вот та самая волшебная таблетка. Я теперь даже сама его принимаю вдруг чего.
                    А если попробовать уйти на целый день? Я понимаю, что предлагаю драконовские методы, но делать же что-то надо. Уйти и родственники пусть пихают ему бутылку с кашей на вашем молоке (только с очень редкой). Даже если ребенок день поголодает, то ничего страшного не произойдет. Мы так в месяц переходили со сцеживания на грудь. В один день выкинули бутылку и начали есть так. День помучались, а на следующий ребенок начал нормально есть и так до полутора лет.
                    Мой вам совет - ищите "своего" врача. Мы такого педиатра нашли в образе областного нефролога (они ведь все педиатры). Тут надо найти причину. Может нервничает ребенок, может еще что-то... Удачи вам!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»