Первый год жизни. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.

Первый год жизни: календарь развития ребенка

Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:

Первый месяц

Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:

  • реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
  • исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
  • делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
  • рефлексы новорождённого постепенно угасают;
  • у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.

Третий месяц

  • будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
  • гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
  • дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
  • радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
  • в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Шестой месяц

  • , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
  • вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
  • в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.

Седьмой месяц

  • тянется за предметом или к маме обеими руками;
  • садится с помощью взрослого и ;
  • пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
  • активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
  • любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.


Увеличение роста – на 2 см.

Восьмой месяц

Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.

  • Физическое развитие

Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.

  • Психомоторное развитие

Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.

Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:

  • держась за опору, ;
  • легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
  • ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
  • активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.

Девятый месяц

Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.

  • Физическое развитие

Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.

  • Психомоторное развитие

Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.

Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:

  • садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
  • во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
  • хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
  • реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
  • много лепечет на собственном языке, понятном только близким.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Десятый месяц

Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.

  • Физическое развитие

Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.

  • Психомоторное развитие

Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)

Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:

  • может стоять несколько мгновений без опоры;
  • делает 2-3 шага вперед без поддержки;
  • ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
  • любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
  • показывает части тела на себе и на взрослом.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Одиннадцатый месяц

Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.

  • Физическое развитие

В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.

  • Психомоторное развитие

Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.

Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:

  • активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
  • неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
  • может показать пальцем на желаемый предмет;
  • новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
  • может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.

Двенадцатый месяц (1 год)

Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.

  • Физическое развитие

Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.

  • Психомоторное развитие

Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).

Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:

  • может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
  • наклоняется и поднимает к пола предметы;
  • может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
  • ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
  • простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.

Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.

Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком

Отличия в развитии мальчиков и девочек

Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:

– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;

– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;

– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.

Таблица с нормами роста и веса детей до года

С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.

Мальчики Девочки
Возраст Рост (см) Вес (кг) Возраст Рост (см) Вес (кг)
1-2 мес. 52-60 3,5-5,8 1-2 мес. 51-59 3,1-5,2
3-4 мес. 59-66 5,1-7,4 3-4 мес. 57-64 4,6-7,1
5-7 мес. 61-71 6,2-9,7 5-7 мес. 61-69 6,1-8,7
8-10 мес. 68-75 8-11 8-10 мес. 66-73 7,3-10
10-12 мес. 71-78 8,8-12 10-12 мес. 69-76 7,6-11

Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года

Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.

Возраст Речевое развитие Двигательное развитие Психическое развитие
1-1,5 месяца Тихое гуление Первые попытки приподнимания головы Кратковременно следит взглядом за погремушкой
2 месяца В хорошем настроении понемногу гулит Лучше координирует движения Удерживает взгляд на движущемся предмете
3 месяца Длительное гуление Уверенно держит голову Поворачивается к источникам звука
4 месяца На смену гулению приходит первый лепет Не отрывает взгляд от движущихся предметов Отличает маму от посторонних
5 месяцев Лепечет, произносит слоги “ма, “па” Самостоятельно переворачивается, ползает назад Настораживается при чужих голосах
6 месяцев Активный лепет, воспроизводит простые слоги Ползает “по-пластунски” Проявляет эмоции радости и недовольства
7 месяцев Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. Сидит с опорой, ползает вперед Понимает интонацию, слово “нет”
8 месяцев Первые односложные слова Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость)
9 месяцев Активное лепетание, новые слоги Стоит и ходит с опорой, ползает Понимает простые поручения
10 месяцев Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” Садится из положения стоя, пытается ходить Повторяет за мимикой взрослых
11 месяцев Выражает желания – “на,” “дай” Поднимает предметы с пола, встает, приседает Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела
12 месяцев Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” Активно передвигается, ложится, встает, ходит Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

По какой причине новорожденный может не какать несколько дней

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Как предупредить запоры у новорожденных при искусственном вскармливании

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

Причины пенистого стула у новорожденного на грудном вскармливании

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Известно, что счастливы не те, у кого есть дети, а именно те, кто понимает, какое это счастье! Если в семье появился ребенок, то счастье и радость наполняет чувства мамы, независимо от ее возраста: будь это молодая мама или среднего возраста женщина. Следует также отметить, что имея первого малыша, все мамочки очень волнуются за его здоровье, находясь в постоянном напряжении, постоянно следят, соответствует ли развитие ребенка по месяцам .

А также они начинают рассматривать обычные предметы чуть ли не под рентгеновскими лучами. Научно доказано, что ребенок развивается определенными этапами, и это в свою очередь, как и универсально, так и индивидуально. Так с одной стороны, ступени, которые перешагивает кроха, предопределены самой природой, а с другой - малыш сам определяет момент, когда ему стоит переходить в следующую стадию. Именно только тогда когда уже пройден один этап и происходит переход к следующему. Так что не стоит переживать из-за того, что развитие вашего ребенка по месяцам не всегда будет укладываться в стандартные нормы. Ведь ребенок развивается по своим «правилам», как эмоционально, так и физически. А также не столь важно, когда ребенок начинает делать что-либо, важнее всего последовательность прогресса в освоении основных этапов развития. Проследим основные (в среднем) навыки, которые ребенок приобретает в процессе развития с 6 месяцев до одного года.

1-ый месяц жизни

Принято считать, что именно этот период очень сложный для родителей. И хотя новорожденный ребенок практически все время спит, молодые родители должны привыкнуть и приспособиться к новой, полной забот и тревог, но и в то же время очень интересной жизни. Ребенку 1 месяца развития характерны нескоординированные движения: он постоянно потягивается и двигает ручками и ножками. При этом крошечные пальчики сжаты в кулачки, а ручки и ножки полностью не выпрямляются. Но к концу первого месяца он уже может ненадолго удерживать головку и даже фиксировать свой взгляд на яркой игрушке или лице взрослого, издавать идентичные тихие гласные звуки и прислушиваться к разговору. Младенец реагирует на громкие, резкие звуки, поворачивая к источнику звуку голову, и закрывает глаза. И можно также разглядеть на его лице выражение испуга или неудовольствия: дыхание малыша учащается, и он начинает плакать. Но спетая вовремя колыбельная мамой поможет ребенку заснуть спокойно, а доброжелательный и ласковый тон, принятый в семье будет формировать у ребенка чувство уверенности и защищенности в дальнейшей взрослой жизни. А также мама должна будет примерно владеть информацией о развитие ребенка по месяцам , чтобы иметь представления о том, что малыша и ее ждет в самом ближайшем будущем.

2-ой месяц жизни

У ребенка 2 месяца, развитие происходит более активнее. Малыш уже имеет свой темперамент. А родители уже привыкли к его новому режиму, понимают его потребности и желания, знают его привычки. Можно уже также и определить характер маленького человечка. Постепенно угасают врожденные рефлексы. Малыш вырабатывает координацию, тренирует свои движения, тем самым приобретает условные рефлексы. Его действия становятся более целенаправленными, чем раньше. И ребенку доставляет просто огромное удовольствие изучать свое движение. Кроха уже может периодически разжимать кисти и, вытягиваясь расправлять ручки и ножки. Обычно к концу второго месяца тонус пальчиков и кистей уходит, т.е. кисть становится раскрытой и расслабленной. И если чаще выкладывать карапуза на животик,то он уже сможет удерживать свой «тяжелую» головку в течении 15 секунд. А также во избежание неравномерного развития мышц малышу следует периодически менять местоположение (перекладывайте с бока на бок). Двухмесячный ребенок уже проявляет активность и начинает следить за движущими предметами, которые попадают в поле его зрения. Сейчас он очень интересуется мобилем, подвешенным над кроваткой. Предметы, находящиеся примерно на расстоянии 50 сантиметров малыш уже может видеть. Ребенок может косить глазками, но не пугайтесь, это из-за того, что мышцы на его лице еще недостаточно развиты, со временем это пройдет. Маленький человечек уже узнает мамино лицо и начинает прислушиваться к разговорам, голосам, музыке. А также начинает издавать определенные звуки, а далее и простейшие слоги. Ребенок уже способен одарить вас своей незабываемой улыбкой. Он любит, когда с ним общаются. Поэтому общайтесь с малышом, показывайте предметы и рассказывайте о том, что его окружает. Ведь он радуется общению с родными, больше чем даже с предметом. В этом возрасте ребенок еще не различает цветов, кроме белого и черного. По этой причине он и чаще обращает свое внимание на контрастные цвета, а преимущество отдает светлым тонам. Мама к этому времени уже научилась понимать ребенка по плачу и может без труда определить плач голодного ребенка от мокрого. Так как именно плач на этой стадии развития является первым способом общения малыша с окружающими.Малыш все чаще проявляет эмоции: радуется перед кормлением и волнуется перед купанием.

3-ий месяц жизни

В это время продолжается укрепление опорно - двигательного аппарата малыша, совершенствуется центральная нервная система.
Родители должны быть предельно внимательными в обращении с ребенком, так как кости малыша очень хрупки и подвержены внешним воздействиям. Неправильная посадка или тугое пеленание крохи может привести к деформации костей. Малыш уже пытается сам тянуться к игрушкам и разжимает пальчики. В вертикальном положении на руках у любимых родителей хорошо удерживает голову и свободно поворачивает ее во все стороны. А также рассматривает свои руки, подносит их к маленькому личику и следит за их движением. Развитие ребенка в 3 месяц жизни предусматривает и его психоэмоциональное развитие. Малыш хорошо реагирует на звук и может четко определить, откуда именно он идет. Звуками выражает свои желания, эмоции, и неудовольствия, узнает голос мамы и слушает, когда она с ним разговаривает. В это время у малыша вырабатываются хватательные движения ручек. Сейчас он уже не просто следит за каруселькой над кроватью, но и пытается дотянуться до нее и схватить. Во время сна кроха уже может и поменять привычную позу. Внимание малыша привлекают игрушки и крупные узоры на них. Если предмет его заинтересовал, то он может следить за ним, находясь лежа на боку, спине, животике или на руках у родителей. Ваше маленькое счастье может вас приятно удивить и начать гулить. При этом может звуками подражать музыке и голосам родителей. Трехмесячный малыш уже перед купанием не волнуется, а чувствует радость и наслаждается его процессом. А также все чаще дарит вам свои откровенные, по – детски наивные улыбки. И начинает все больше и больше требовать к себе внимания. Если вы вдруг перестали с ним общаться или отобрали игрушку, он может проявить свое неудовольствие.

4-ый месяц жизни

Развитие ребенка в 4 месяца обусловлено появлением все новых и новых умений и способностей. Для того чтобы развить тактильные ощущения ему необходимо продолжать давать предметы из разных материалов. В этом периоде жизни кроха уже способен различать запахи. Кроме того уже развивается кратковременная память примерно 5-7 секунд. К четвертому месяцу у малыша формируется новый цвет и качество волос. Но на протяжении еще нескольких месяцев цвет волос, как и цвет глаз, может опять поменяться. И если кроха был обладателем, например голубых глаз, то вполне вероятно, что они могут стать и карими. Движения маленького карапуза становятся все уверенней и четче: лежа на животе, уверенно поднимает, поворачивает и удерживает головку, а лежа на спине может не только поднимать голову, но и подтягивать подбородок к груди. Четырехмесячный малыш учится переворачиваться со спины на живот, и если это у него получается, то это сопровождается просто шквалом положительных эмоций. Ручки малыша уже могут захватить игрушку, переносить ее и даже уронить. Очень старается брать небольшие предметы двумя пальчиками. Активность чувствуется также и в ножках ребенка. В состоянии покоя кроха периодически распрямляет колени. А если его поставить на пол стопами и держать под мышки, то малыш начинает сгибать и разгибать колени и даже приплясывать. Глазки ребенка к этому возрасту уже начинают двигаться скоординировано и синхронно. Малыш уже может следить за движущими предметами достаточно долго, а также и переводить взгляд от одного предмета к другому, которые находятся на разном от ребенка расстоянии. Если поднести к его лицу зеркало, то малыш начинает интересоваться своим отражением в нем, и даже самому себе дарить улыбки. Кроме того у малыша начинает проявляться любопытство. Он обращает внимание на звуковые раздражители и поворачивает в сторону шума голову, любит слушать музыку. А от собственного лепета просто приходит в восторг. Начинают появляться такие лепетные звуки как «е», «и», «а», «га», «гу». Маленький человечек очень боится щекоток и при этом достаточно громко смеется. А в окружении людей ребенок проявляет уже большую активность и стремится к тому, чтобы его заметили.

5-ый месяц жизни

В этом возрасте у ребенка продолжается процесс изучения мира вокруг себя. Он тянется к родителям, интересующим его игрушкам или предметам, двигается. Ребенок становится более гибким, и подвижным. Все чаще малыш пробует свои возможности: он уже может схватить свою ножку и лежа на спине подтянуть пальчики ног ко рту и попробовать их на вкус. А также пытается всячески выгибаться, поднимая таз. Поэтому будьте бдительны и следите за ребенком, чтобы избежать возможности получить травму при падении. Ребенок легко берет игрушку и крепко удерживает ее, а затем, немного изучив, тянет в рот. Развитие ребенка в 5 месяцев предусматривает уже и самостоятельные попытки сесть. Общение по-прежнему остается любимым занятием ребенка. Он активно агукает, гулит и производит гортанные звуки и при этом постоянно требует общения с родными и близкими. Желательно повторять язык малыша-это будет его провоцировать на дальнейший диалог. Маленький «певец» уже громко произносит гласные и согласные звуки: а, э, и, ы, б, д, к, м. А иногда даже и пытается соединить звуки в определенные слоги. Оказавшись в новом месте ребенок начинает осматриваться и интонацией показывает свой отношение, настроение и реакцию. К этому возрасту, ребенок уже узнает близких и знакомых ему людей, а к чужим относится с недоверием. За родительское общение благодарит улыбкой. Мимика лица ребенка уже чаще меняется. Слух крохи также все время совершенствуется: он четко слышит, узнает и реагирует на звуки. Уже к пятому месяцу обычно исчезает физиологическое косоглазие новорожденных. Малыша все чаще привлекает мамино лицо. Он рассматривает глаза, губы, брови, нос и касается всего этого своими маленькими нежными и мягкими ручками. Пятимесячный ребенок способен запоминать уже все детали маминой внешности и даже одежду, прическу и украшения. В этом возрасте возможно малыш начинает очень остро реагировать на незнакомых ему людей и даже пугаться. Ему становится интересно все то, что видно из коляски. Поэтому ему стоит все показывать на улице: кошечки, собачки, деревья, кустики, травка доставляют ему удовольствие. Особый интерес у него могут вызывать падающие предметы, особенно если мама будет их постоянно поднимать.К этому возрасту малыш также и открывает для себя свое тело. Таким проявлением познавательных потребностей является и изучение своих половых органов. Не стоит поднимать из-за этого панику-это является нормой. Не ругайте ребенка за это и не акцентируйте внимание на его действиях, а просто постарайтесь переключить его внимание на что-нибудь, не менее интересное.

6-ой месяц жизни

Конечно, процесс развития шестимесячного ребенка имеет определенные различия ежели, чем ребенок 1 месяца развития . Кроха уже научился контролировать движение своих ручек в такой степени, что может даже сам подтянуть к себе интересующий его предмет. А научившись брать в маленькую ручку игрушку, начнет тут же пытаться перекладывать ее из одной ручки в другую. И в определенный момент он начинает понимать, что бросить предмет также интересно, как и взять его, и его жизнь приобретает особый смысл, а ваша… особые сложности.
В 6 месяцев ребенку развитие еще сложно сказать, кто ваш ребенок – правша или левша. Обычно дети в этом возрасте предпочитают все делать одной рукой, но через определенное время «любимая» рука почему-то меняется. И точно определить левша или правша ребенок можно будет только в возрасте 2-3 года. Многие шестимесячные дети уже умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, и это им доставляет просто огромное удовольствие (да и самим родителям тоже).

Но помните, что так веселит вашего ребенка вам может стоить определенных нервов, т.е. меняя подгузник не оставляйте малыша НИКОГДА без присмотра на кровати или другой поверхности с которой он может просто упасть.

Дети в этом возрасте не просто терпят внимание окружающих, но и пытаются его также и привлечь. Вы можете заметить, что ребенок испытывает страх перед незнакомыми людьми, но стоит им подойти к малышу и улыбнуться - они сразу становятся друзьями. К тому же малыш уже понимает, что его хорошее или плохое поведение вам не безразлично, и впредь он будет делать все, чтобы привлечь максимально ваше внимание. Очевидным также и становится и то что, что если раньше, например, когда развитие ребенка в 4 месяца предусматривало привлечение внимание только детским плачем, то сейчас его арсенал заметно расширился: он может корчиться, переворачиваться, кричать и многое другое. И вы со своей стороны не должны скупиться на похвалу - ведь он это заслужил. К шести месяцем дети уже прекрасно слышат и видят мир почти также как и мы с вами. Они умеет взвизгивать, менять октаву как оперные певцы, лепетать, издавать булькающие звуки. Некоторые (примерно половина детей) могут уже бесконечно повторять один и тот же слог, например «ба», «ма», «га» или другие подобные сочетания согласной и гласной. В этот возрастной период малыш познает окружающий его мир при помощи своих органов чувств. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы его окружали безопасные вещи, которые он может трогать, брать в рот и использовать для игры.

7-й месяц жизни

Когда достигает ваш ребенок 7 месяцев, развитие его заметно не только вам, но и окружающим. Сейчас он может удерживать часть своего веса на ногах и очень любит подпрыгивать. Даже более того, он уже способен сидеть без посторонней помощи и поворачиваться сидя для того, чтобы достать необходимый ему предмет. Моторика рук также совершенствуется: без труда сводит руки вместе, может пить из чашки, держась двумя ручками (конечно с вашей помощью), стучит разными предметами друг об друга. К этому времени у вашего малыша уже могут начаться прорезываться зубки, хотя у некоторых детей может быть и намного раньше, например развитие ребенка в 3 месяца это также предусматривает. В 7 месяцев обычно появляются два верхних центральных, а затем два боковые резцов. В этом возрасте кроха также склонен к тому, чтобы испытывать ваш авторитет, подчиняясь вашим указаниям или отказываясь их выполнять. А также вы можете заметить, что ребенок может быть беспокойным, если не видел маму в течение дня, и заметно успокаивается, когда вы приходите его укладывать спать. Семимесячный малыш умеет прекрасно различать тон вашего голоса и может заплакать, если вы с ним резко разговариваете. А также увлеченно играет в игры (особенно если необходимо найти спрятанную вещь) и даже помнит о том, что в конце песенки из коробочки обязательно выскочит попрыгунчик. Малыша очень интересуют мягкие игрушки, например зайцы, медведи различных размеров. И одна игрушка может и вовсе получить статус «любимой», которая будет впоследствии сопровождать вас повсюду. И если раньше не составляло особого труда забрать у крохи игрушку, то сейчас вы поймете, насколько не соответствует истине выражение «так же просто, как отнять конфетку у ребенка». При попытке взять у него предмет или игрушку вы можете столкнуться с огромной громкой формой протеста.

8-й месяц жизни

8 месяцев

Достигнув восьмимесячного возраста, ребенок может уже сидеть, а возможно и передвигаться по полу сидя, отталкиваясь спереди ногами, а сзади – руками, ползать. Кроха может пытаться встать, держась при этом за мебель. Помните, если ребенок 8 месяцев, развитие его достигло той ступени, когда он может самостоятельно передвигаться, то это значит, что нужно готовиться к неизбежным падениям, шишкам и синякам. Но это неотъемлемая часть детства, и вам придется наслаждаться, глядя хоть и с замиранием сердца, как ваш малыш исследует окружающую его среду и познает границы своих возможностей. Ребенок в этом возрасте умет отыскивать упавшие на пол предметы и показывать на них пальцем. Он без труда может пальчиком взять что-то съестное и быстро зажать это в кулаке. Восьмимесячный малыш становится более эмоциональным. Так, услышав аплодисменты, он может их повторить, или послать воздушный поцелуй знакомым ему людям. Кроха пытается оценивать поведение окружающих и подражать их поведению. Например, при виде плачущего ребенка малыш в «знак солидарности» также может расплакаться. Если развитие ребенка в 5 месяцев еще не предполагает так остро чувствовать разлуку с мамой, то уже в восемь месяцев малыш на это реагирует особо чувствительно. Расставаясь с ребенком, обязательно обнимите его скажите, что вы очень скоро вернетесь. В восемь месяцев у детей формируется понятие того, как разные предметы между собой соотносятся, т.е. они начинают понимать, что предмет меньшего размера помещается внутри большого предмета. А также легко находят спрятанные вещи и правильно указывают на картинку, если назвать им объект, изображенный на ней.

9-й месяц жизни

Принято считать, что при нормальном развитие ребенок 9 месяцев уже пытается сделать первые шаги. Пусть хоть с поддержкой, зато он самостоятельно сгибает колени и садится из положения стоя. А это не так-то просто как нам взрослым кажется! Для крохи – это просто подвиг! Можно помочь ребенку в этом процессе и таким образом ускорить сам процесс обучения: садится и вставать перед ним на колени, а также протягивать к нему руки или держать его за руки, чтобы он к вам шел. Если у него все получается отлично, то вашему дому просто не устоять: маленький следопыт сможет открыть любую дверцу шкафа и устремится туда, куда до этого времени доступ ему был закрыт. Ваш малыш в этом возрасте уже может складывать предметы в корзинку или ящик и брать их оттуда. А также его интересуют движущие игрушки: колеса, рычаги, двери - ведь их можно открывать и закрывать. Особенно вызывают интерес большие пластиковые машины, которые можно катать по дому, пирамидки и так далее. К 9 месяцев малыш понимает уже больше слов и его лепет начинает напоминать настоящие слова («ма» и «па»). Но заранее не радуйтесь, пока это еще не настоящие слова, а лишь определенный набор звуков, часто произносимые малышом.

Помните, что ребенок начинает по – настоящему понимать язык и слова только тогда когда они употребляются в процессе общения с ним.

Девятимесячный малыш уже может откликаться на свое имя и оглядываться по сторонам в поисках человека, кто его позвал. Поэтому произносить имя крохи следует как можно чаще, ведь это стимулирует его способность к узнаванию. Кроме того малыш в этом возрасте понимает слово «нет», но это совсем не означает, что он начнет сразу слушаться.

10-й месяц жизни

10 месяцев

Вот уже и 10 месяцев ребенку, развитие в этом периоде можно охарактеризовать как «активное движение». Большинство карапузов уже умеют ползать на четвереньках, при этом координируя свое движения. Малыши также почувствовали преимущество вертикального положения и все чаще пытаются с ним подружиться. Они учатся вставать самостоятельно при помощи мебели и карабкаться по ступенькам. А когда первые шаги будут позади, то родителям придется проявить недюжинную физическую энергию, чтобы поспеть за своим чадом. Пальчики ребенка также становятся все больше проворнее. Он уже может взять и даже очень мелкий предмет, зажав его между большим и указательным пальцами. И как прежде пытается попробовать на зубок. Малыш может быть, как и очень общительным, улыбаясь первому встречному до ушей, так и очень скрытным, прячась при виде незнакомых ему людей за мамину юбку. Малыш повторяет с удовольствием жесты и звуки, а также и может помахать на прощанье ручкой, если видит, что вы собираетесь уходить. Время от времени малыши могут пугаться каких-то вещей, которых они не понимают или раньше не обращали на это внимание. Например, телефонного или дверного звонка. В таком случае необходимо дать почувствовать ребенку, что вы рядом и его любите. В это время маленькие «болтуны и болтушки» начинают понимать много коротких фраз и простых слов. Поэтому с ними следует как можно чаще разговаривать и произносить строго правильную .

11-й месяц жизни

Ребенок 11 месяцев, развити е его уже вовсе не напоминает беспомощного малыша, который ничего без маминой помощи не может. Этот период можно озаглавить как «Я-сам». Ну, конечно, ему нужна ваша помощь, а тем более забота. Но он сам пьет уже из кружки, сидит на корточках, переступает ножками и стоит. А также учится ходить за ручку, просовывать руки в рукава, когда вы его одеваете. Малышу все больше и больше нравятся книжки, и он постоянно требует, чтобы их ему читали. Ведь у него, получается, переворачивать станицы книг и листать их. В 11 месяцев ребенок понимает что он самостоятельный, отдельный от своих братьев и сестер человечек. Очень часто дети этого возраста начинают играть рядом с другими детьми, но не вместе. А также у них может появиться любимый предмет. Ребенок уже вполне осознано начинает произносить слова. Так как в этом возрастном периоде активно развиваются лобные доли мозга, ответственные за речь и мышление. Малыш может не просто произносить слова, но и выполнять определенные действия, простые просьбы. Например: «Подними ложку» или «Дай мне мячик». А если хотите поставить перед ним более сложную задачу, то стоит ее сначала разделить на несколько маленьких, для того чтобы ребенок не запутался.

12-й месяц жизни

12 месяцев

Скорее всего, ваша кроха или даже можно сказать годовалый малыш осмысленно говорит «мама», «папа» и еще несколько простых слов, но чаще выдает такие «тирады», которые больше похоже на длинные фразы на иностранном языке. Ребенок уже может вам отвечать на простые вопросы, особенно если вы поможете ему уловить правильно их смысл, прибегая к помощи жестов. Например, «Дай мне чашку» − и укажите на нее или «Где у тебя рот?» − и укажите сами пальцем. Дети в этом возрасте очень восприимчивы, и это очень хороший шанс начать прививать им хорошие манеры. Можно в соответствующей ситуации четко говорить «спасибо» и «пожалуйста», а также и привлекать к домашней работе, предложив ему в игровой форме помыть игрушки. Маленькие незнайки, скорее всего не поймут смысл этих действий, но зато полезная привычка останется надолго. Дети в год понимают, что у всех вещей есть имя. По возможности просите, чтобы он показывал в книжке, магазине, на прогулке знакомые ему вещи.

Первый год жизни ребенка подобен курсу молодого бойца, пройдя который молодая мама получает почетное звание профессионала своего дела. Ведь материнство по праву можно расценивать как самую сложную и ответственную, а главное, круглосуточную работу без отпуска и выходных. А пережить первый год жизни ребенка – это как испытательный срок, пройти который придется всем без исключения. Это время бессонных ночей и переживаний, беспричинных слез отчаяния и радости, ярких эмоций и безграничной материнской любви к собственному малышу.

Без всяких сомнений первый год жизни после рождения имеет огромное значение и для самого ребенка. Буквально, за каких-то 12 месяцев беззащитное и беспомощное создание делает огромный скачок в росте и развитии, радуя маму и папу своими первыми победами.

Какие трудности ждут родителей на первом году жизни ребенка?

Сразу же после рождения мама и малыш привыкают жить в совершенно другом режиме: все органы и системы ребенка перестраиваются и совершенствуются; образ жизни женщины полностью подстраивается под ее чадо. С этого момента задача родителей - обеспечить младенцу максимально комфортные условия для роста и развития. Дабы научится быстро реагировать на постоянно меняющиеся потребности и возможности вашего ребенка, на первом году жизни нужно учитывать как индивидуальные особенности младенца, так и общепринятые показатели и нормы.

Итак, более подробно о развитии ребенка по месяцам до года.

Первый месяц

Этот период можно назвать восстановительным и самым сложным. Как правило, доношенный и здоровый ребенок рождается с выраженными безусловными , по которым и делаются выводы о состоянии малыша и о его дальнейшем умственном и психическом развитии.

2-3 месяц

Второй и третий месяц первого года жизни вашего ребенка - это период активного роста и развития, в котором непосредственное участие принимает родительская любовь и забота. Малыш учится различать эмоции, держать головку, активно машет ручками и ножками, поворачивает головку на мамин голос, улыбается. К концу третьего месяца увеличивается период бодрствования до 1-1,5 часов, ежемесячная прибавка составляет примерно 800 гр. Очень часто родители сталкиваются с такой младенческой проблемой как колики. Здесь очень важно вовремя распознать и помочь ребенку.

4-5 месяц

Многие детки уже пытаются сидеть, передвигаться на животе, переворачиваться, упираются ножками об опору. Они уверенно держат голову, внимательно следят за предметом, хватают его. На данном этапе родители должны уделять должное внимание физическому развитию своего ребенка: делать массажи и зарядку, переворачивать на живот и так далее.

6 месяц

Половина пути уже позади, кроха заметно подрос и прибавил в весе. В полгодика начинается активное , прорезывание первых зубиков. Малыш становится более любознательным и подвижным.

7-8 месяц

Грудничок освоил новые позы для сна, уверенно сидит и начинает пробовать вставать на четвереньки и ползти. Предусмотрительные родители к этому времени прячут с досягаемых мест все мелкие и острые предметы, шкафчики и тумбочки закрывают на ключ, дабы кроха не навел там свои порядки. Конечно, в этот период маме заметно прибавилось забот: каждый день необходимо готовить ребенку полезные и разнообразные блюда, следить за чистотой игрушек и полов, при этом оставить непоседу без присмотра практически невозможно.

9-10 месяц

Многие детки на девятом месяце жизни начинают делать первые шаги, но даже если этого еще не произошло, ребеночек все равно уже активно ползает и берет понравившиеся предметы.

11-12 месяц

Чаще всего малыши к этому времени уже ходят, некоторые даже самостоятельно. Рацион питания достаточно разнообразен, в словаре есть первые слова и слоги, преуспевает кроха и в игре.

Первый год жизни ребенка - самый важный период, ведь уже сейчас в его подсознании формируется будущий характер, привычки, мировоззрение, отношение к близким. Поэтому родителям следует уделять малышу как можно больше времени, постоянно дарить ему свою любовь и нежность.

Молодые родители часто задаются вопросом: а что умеют дети в 1 год? При появлении первенца на свет мама с папой также познают новое, как и их малыш. Первый год жизни необычайно важен для семьи, ведь в этот период происходит формирование новой личности.

И вот пришло время, когда малышу исполнился годик, он уже стал самостоятельным, понимающим человечком. У него появляется все больше стремления узнавать что-то новое.

На этом этапе важно знать, что должен уметь делать ребенок. 1 год - время, когда еще не поздно обратиться к специалистам, если у малыша имеются проблемы с развитием.

Рост ребенка

В этом возрасте рост и вес малыша неравномерно увеличиваются - в месяц порядка 100-300 грамм и 1-1,2 см. Пропорции тела постепенно изменяются: ручки и ножки удлиняются, животик становится плоским. В этот период детки все разные, кто-то весит много, кто-то мало. Главное - следить за стабильным развитием ребенка.

Принятые врачами нормы веса малышей: мальчики - 8,9-11,6 кг, девочки - 8,5-10,8 кг. Рост обоих полов - 71,4-79,7 см.

Речь малыша

Около 10 простых слов в первый год жизни уже умеет говорить ребенок. 1 год - только начало в разговорной речи малыша. Как правило, речь ребенка связана с эмоциями. Он часто общается сам с собой, со взрослыми общается жестами, показывая, что ему нужно.

В этом возрасте ребенок уже отличает "можно" от "нельзя", понимает, когда хвалят и ругают. На интуитивном уровне он осознает обыденные слова.

Также малыш учится подражать звукам, движениям, повторяя за взрослыми слова с нужной интонацией. Поэтому очень важно при малыше не употреблять ругательств, чтобы ребенок их не запоминал и не использовал позже в своей речи. Также стоит исключить выяснение отношения при ребенке, чтобы малыш не учился испытывать негативные эмоции в таком возрасте.

Малыш может говорить не совсем то, что происходит. Он продолжает лепетать, складывать слоги.

Нормальным развитие ребенка считается, если он имеет некоторый запас слов, показывает на предметы, которые ему называют, подает какие-либо вещи по просьбе.

В год малыш обзаводится воспринимает простые мелодии. Каждый день ставя ему музыку, можно сформировать музыкальный вкус.

Упрямство малыша

Ребенок начинает показывать свою самостоятельность, пытается настаивать, если ему это не удается, способен устроить истерику со слезами и катанием по полу. В этот момент нужно помочь малышу справиться с негативными эмоциями, но ни в коем случае не стоит накалять обстановку. - очень ответственный период, в который нужно особенное внимание уделить развитию психики ребенка. Успокойте малыша, скажите, что понимаете его чувства, объясните спокойно, как ему нужно себя вести.

Почаще давайте малышу почувствовать себя самостоятельным. Также очень важно, чтобы у ребенка была возможность выбора, неважно, выбрает он еду на полдник, одежду на прогулку или игрушку в магазине. Крохе важно чувствовать, что с его мнением считаются.

Необходимо наблюдать постоянно, что умеют дети в 1 год, поскольку каждый новый шаг - настоящее счастье для родителей, и каждый хочет запомнить на всю жизнь, как малыш делает свои первые попытки к познанию мира.

Передвижение малыша

Что умеют дети в 1 год, так это уверенно передвигаться, опираясь на предметы, некоторые даже ходят самостоятельно. Через полгода детки уже будут бегать.

Малыш хочет познать все места в доме, которые ранее ему были недоступны, он ходит по всем комнатам, залезает на диваны, ползает под столом, залазит в шкафы и прочую мебель, которая встречается на его пути. В этот период лучше приучать ребенка к полезным вещам: собирать пирамидку, кормить животных, открывать матрешку. Малышу интересно все, поэтому он будет повторять каждое ваше действие.

Ребенок уже может забираться на новые места с помощью стула. С появлением большего количества возможностей малыш с неподдельным интересом исследует окружающий мир.

В годик дети особенно любят игрушки, которые можно катить перед собой, поэтому можно приобрести мячик или колясочку.

Обеспечьте малышу безопасное место для физической активности и игр. Для хранения игрушек можно использовать ящики на колесах, которые ребенок сможет самостоятельно передвигать.

Если ребенок в этом возрасте не пошел, то не стоит расстраиваться, не стоит также полагать, что он отстает в развитии. Лучше уделить внимание массажу и гимнастике, чтобы суставы малыша были гибкими.

Что умеют дети в 1 год, в большой степени зависит от темперамента. Одни подвижные, а другие более спокойные и не стремятся во что бы то ни стало встать на ножки.

Бытует мнение, что, если постоянно носить ребенка на руках, он пойдет позже обычного. Однако учеными было доказано, что это вовсе не так, и никакой связи тут нет.

Что умеет делать ребенок в 1 год - понятие относительное, поскольку все малыши развиваются с разной скоростью. Просто будьте в этот период с ребенком и помогайте ему в познании окружающего мира.

Общение

Дети в годик еще неохотно идут на контакт, они не готовы к социализации. Они могут капризничать, находясь с незнакомыми людьми, или проявлять нежелание играть с другими детьми. У малыша развивается чувство собственности, он отстаивает свою территорию, не хочет ни с кем делить игрушки и внимание родителей.

Навыки в быту

Малыш уже постепенно начинает приспосабливаться к жизни и начинает учиться держать кружку и пить из нее. Ребенок (1 год) умеет жевать и уже может держать ложку, вполне способен накалывать еду на вилку. При одевании/раздевании малыш уже сам может поднимать ручки и ножки, помогая маме. При умывании тянет ручки к воде.

Что должен знать ребенок

Малыш уже учится продумывать наперед, как поступить, чтобы добиться своей цели. В основном это касается желания достать предмет с высоты. Чтобы малыш самостоятельно учился забираться на выступы и доставать необходимые вещи, следует поставить в его комнате скамеечку, чтобы он сам мог ее пододвигать куда нужно и доставать необходимые вещи.

Необходимо обратить внимание на развитие зрения ребенка. Для этого используют метод цветовой стимуляции. Используйте разноцветные игрушки, картинки, одежду ярких цветов.

Очень нравится малышам играть с "матрешками", и необязательно с куклами, можно использовать коробочки разных размеров. В качестве поощрения положите в самую последнюю коробочку печенье или любое другое лакомство.

Детки начинают испытывать тягу к искусству, поэтому для игры малышу нужны цветные мелки или карандаши. В этом случае продемонстрирует естественное для своего возраста ребенок (1 год) развитие. Должен уметь малыш рисовать простейшие образы.

Чтобы он быстрее осваивал новые слова, знакомьте ребенка с ними как в процессе игры, так и во время купания, еды, прогулки. Описывайте вкусы и запахи, называйте цвета предметов вокруг. Сходите с ребенком в магазин и называйте товары, чтобы малыш мог услышать новые слова.

Капризы малыша

В процессе психоэмоционального развития малыш понимает, как нужно вести себя с разными людьми. Отношение к маме и папе, другим ребятишками становится разным. Можно проследить такую тенденцию: чем хуже ребенок знает человека, тем воспитаннее он себя с ним ведет.

Как правило, малыш с мамой ведет себя капризно, может топтать ногами, выражать недовольство. Таким образом он проверяет, любит ли его мама любым. Если вы примете ребенка таким, какой он есть, то он скоро успокоится и станет вести себя нормально, если же не примете, то подобные проверки могут продлиться всю жизнь.

Познавательное развитие

Предоставив крохе некоторые игрушки, можно проследить, как он развивается.

В годик малыш уже может снимать и нанизывать на пирамидку 3-4 колечка самостоятельно или повторяя за взрослым.

Если показать малышу различные действия с игрушками, он будет их запоминать и пытаться повторять. Так, например, он сможет ставить кубик на другой кубик, открывать и закрывать крышечки.

Также малыш может выбрать одну игрушку и кормить ее, причесывать, укладывать спать.

Во многом то, что умеет ваш ребенок в 1 год, зависит от его способностей и усилий родителей.

Уход за малышом

В годик малышу просто необходима постоянная физическая нагрузка, поэтому стоит предоставить ему все условия для ходьбы, ползания, бега, прыжков без ограничений.

Малыш становится более активным, поэтому вам придется чаще проводить водные процедуры. Он с удовольствием исследует новый мир, может тянуть в рот землю, трогать животных, плескаться в луже. После купания проверяйте состояние кожи малыша, используйте увлажняющие средства и, при необходимости, средства от потницы.

По мере того как ребенок будет учиться ходить и бегать, у него будут появляться ссадины и синяки. Не стоит переживать по этому поводу, малыш вскоре научится двигаться. А пока стоит запастись пластырем и дезинфицирующими средствами.

За волосиками ребенка также стоит ухаживать. Чтобы малыш учился обращаться с расческой, покажите ему, как это делается, на кукле. Ребенок с радостью станет причесывать куклу, а потом и родителей. Многие малыши боятся ножниц, полагая, что стричься больно. Таким же образом можно продемонстрировать этот процесс на кукле.

Ну и, конечно же, обязательно нужно часто посещать врача и сдавать анализы, чтобы убедиться, что с малышом все в полном порядке.

Детишки - цветы жизни. Иметь малыша в доме - огромная радость, ведь наблюдать за тем, как растет твое чадо, становится сознательным жителем этой планеты, незабываемо. От родителей в первые годы жизни ребенка зависит многое. Отдавая малышу любовь и заботу, вы способны воспитать гармоничную личность с правильным отношением к жизни.

Очень важно направлять кроху на верный путь. Конечно, у него есть инстинктивное ощущение того, как правильно нужно что-то делать. Однако он не всегда может самостоятельно справиться. Помогайте малышу во всех начинаниях, учите его.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»